Файл: Современная дидактика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 2134

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Методы рефлексии. Образовательным результатом обучения является только тот, который осознан учеником. Если же ученик не понимает, что он делал и чему научился, не может вразумительно сформулировать способы своей деятельности, возникающие проблемы, пути их решения и полученные результаты, то его образовательный результат находится в скрытом, неявном виде, что не позволяет использовать его в целях дальнейшего образования.

Организация осознания учениками собственной деятельности имеет два основных вида: 1) текущая рефлексия, осуществляемая по ходу учебного процесса; 2) итоговая рефлексия, завершающая логически или тематически замкнутый период деятельности. 390

Текущая рефлексия предполагает организацию мыслительной деятельности учеников по типу челнока: после выполнения цикла предметной деятельности (математической, исторической, языковой и др.) происходит: а) остановка предметной деятельности; б) активизация рефлексивной деятельности, т. е. возврат внимания детей к основным элементам осуществленной предметной деятельности: ее направлениям, видам, этапам, проблемам, противоречиям, результатам, использованным способам деятельности.

Рефлексивная деятельность структурирует предметную деятельность. Цель рефлексивного метода — выявить методологический каркас осуществленной предметной деятельности и на его основе продолжить предметную деятельность. Результатом применения рефлексивного метода может стать сконструированное понятие, сформулированное противоречие, найденная функциональная связь или закономерность, теоретическая конструкция по изучаемому предмету и т.п. Рефлексивная деятельность вплетается в ткань предметных действий, осуществляя функцию несущей методологической конструкции всего образовательного процесса.

Итоговая рефлексия отличается от текущей увеличенным объемом рефлексируемого периода, а также большей степенью заданное™ и определенности со стороны учителя. Формы, методы и содержание итоговой рефлексии входят в образовательную программу учителя. В конце урока, дня, недели, четверти, учебного года ученикам предлагается специальное занятие, на котором они осуществляют рефлексию своей деятельности, отвечая на вопросы: Каково мое самое большое дело за учебный год? В чем я изменился за год? Каков мой самый большой успех? Почему и как я его достиг? Какова моя самая большая трудность? Как я ее преодолевал или буду преодолевать? Что у меня раньше не получалось, а теперь получается? Каковы изменения в моих знаниях? Что я понял о своем незнании? Чему я научился по математике, словесности и т.п.? Что я научился делать? Какие новые виды и способы деятельности я применял и усвоил? Каковы основные этапы моего образования в этом учебном году, в чем их специфика?


Методы самооценки. Самооценка ученика вытекает из итоговой рефлексии и завершает образовательный цикл. Самооценка носит качественный и количественный характер: качественные параметры формулируются на основе ученической образовательной программы или задаются учителем; количественные — отражают полноту достижения учеником целей. Качественная и количественная самооценки деятельности ученика — его образовательный продукт, который сопоставляется с культурно-историческими аналогами в виде оценок учителя, одноклассников, независимых экспертов.

Как выбирать методы обучения. В традиционной практике обучения учитель большую часть урока объясняет, иллюстрирует, спрашивает, дает задания по образцу и очень мало времени отводит на активную познавательную деятельность учащихся. Проблемные, исследовательские и практические методы используются недостаточно. Отсюда слабое развитие самостоятельного мышления учеников, предпочтение ими стереотипных решений, неумение выбирать эффективные приемы работы с познавательными объектами и учебником.

Как методы обучения могут помочь в решении данных проблем? Первый и самый главный принцип, который можно предложить творческому учителю, таков: «Все, что хочешь сказать ученикам, сначала спроси у них!» В самом деле, если задавать ученикам вопросы, это будет способствовать их активности, а иногда значительно экономит время учителя, особенно в тех случаях, когда детям уже известно то, что он хотел им рассказать. Но не всегда вопросный метод полезен. Например, увлекшись вопросами и ответами, ученики не смогут охватить проблему комплексно и системно, как это может быть сделано на лекции.

Выбор методов обучения определяется множеством факторов: смысловыми целями образования, особенностями учебного курса, целью урока, возможностями школьников, имеющимися средствами обучения и временем, предпочтениями учителя, особенностями используемой им дидактической системы.

В личностно-ориентированном обучении основным фактором выбора методов обучения служит задача организации продуктивной деятельности учеников. Всякий раз, подбирая формы, методы обучения, следует спросить: что именно, какой образовательный продукт будет создан учениками на занятии? Этот продукт должен относиться к изучаемой теме, быть посилен и интересен ученикам, соотнесен с их индивидуальными возможностями и интересами.

На выбор методов влияет знание учителем индивидуальных возможностей школьников. Например, если у ученика развито воображение и образное мышление, то при решении задач он нуждается в опоре на наглядность, на

занятиях физикой нужно поощрять рисование, план лекции ему можно предложить составить в виде образов-символов. 392

На выбор методов и средств обучения влияют особенности учебного курса и конкретного материала. Предметы гуманитарного цикла содержат достаточное разнообразие проблем, которые не нужно специально конструировать. Предметы с четкими логическими связями и постулатами (математика, языки) имеют меньше возможностей для постановки проблем, вместе с тем, позволяют применять логические методы обучения. В предметах естественного цикла в постановке проблем могут помочь практические и лабораторные работы.

Выбор методов зависит и от характера связей элементов учебного материала. Если новое знание связано с прежним опосредованно и может быть выведено через цепочку рассуждений, лучше применить проблемные и исследовательские методы. В случае необходимости обеспечить условия (среду) для решения учениками образовательных проблем учитель может просто сообщить нужную информацию, не затрачивая лишнего времени на ее «добывание» учениками.

Репродуктивные методы становятся пригодными тогда, когда нет значимых образовательных целей и объектов, а есть потребность в передаче ученикам необходимой для их основной работы информации или технологий деятельности.

Важен также фактор времени. Организация проблемного или эвристического обучения требует больше времени, но обеспечивает очень важные образовательные процессы, обучает детей продуктивной деятельности.

Выбирая методы, не следует исходить из того, что поскольку поисковые методы эффективны для развития мышления, то все уроки необходимо делать только проблемными. Каждый урок не может быть проблемным, но каждый урок должен обеспечивать личностное образовательное приращение учащихся.

Формирование мышления — важная, но не единственная задача обучения, поэтому необходимы методы, развивающие эмоциональную, нравственную, духовную сферы.

Вполне уместен субъективизм учителя в отборе методов и форм обучения. Известно, что, применяя излюбленные системы обучения, многие педагоги добиваются высоких результатов. Неполнота какой-то одной методики компенсируется в этом случае общим мастерством и увлеченностью учителя. РЕЗЮМЕ

Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учеников, направленные на достижение ими образовательных целей.


Составной частью метода является прием — обусловленное методом обучения конкретное действие или совокупность действий педагога и ученика, которые ведут к достижению ближайшей учебной цели. Из приемов обучения складываются методы обучения, из них — технологии обучения, а из последних — процесс обучения.

«Происходящий» метод обучения — это метод, который обусловлен условиями и закономерностями протекания образовательной реальности. Связка «метод — прием — действие» образует структурную основу «происходящего» метода обучения. Разработка методики управления происходящим методом обучения — задача предстоящих исследований в дидактике и методике ситуативного обучения.

С целью систематизации методов обучения создаются различные варианты их классификаций на разных основаниях, например:

— методы учителя, ученика, их совместной работы;

— словесные, наглядные, практические методы;

— объяснительно-иллюстрированные, репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые (эвристические), исследовательские;

— методы стимулирования и мотивации учения, методы организации и осуществления учебных действий, методы контроля и самоконтроля;

— коммуникативные, познавательные, преобразовательные, систематизирующие, контрольные методы;

— когнитивные, креативные, оргдеятельностные методы обучения.

Особое место занимают методы эвристического обучения, с помощью которых учащиеся создают образовательную продукцию как в изучаемых курсах, так и в организации своего образования. Примеры таких методов: эмпатия, смысловое, образное и символическое видение, эвристические вопросы, конструирование понятий, правил, теорий, прогнозирование ошибок, образная картина, гиперболизация, инверсия, ученическое целеполагание, рефлексия.

Выбор методов обучения определяется смысловыми целями образования, особенностями учебного курса, целью урока, возможностями школьников, имеющимися средствами обучения и временем, предпочтениями учителя, особенностями используемой им дидактической системы. В личностно-ориентированном обучении основным фактором выбора методов обучения служит задача организации продуктивной деятельности учеников.

ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ

1. Предложите основания для классификации методов личностно-ориентированного обучения.

2. Составьте перечень или классификацию коммуникативных методов обучения.

3. Возможно ли построение единой классификации методов обучения?


4. Какова связь методов и целей обучения? Методов и форм обучения? Методов и содержания обучения?

5. Что вы понимаете под метаспособами обучения? Могут ли существовать метаформы обучения, а также другие дидактические «мета»-элементы, в том числе и метадидактика?

Дидактический практикум

Тема 17. Методы обучения

1. Сформулируйте по выбранной вами теме задание для школьников, выполнение которого предполагало бы использование метода эмпатии (символического видения, конструирования правил, прогнозирования, гиперболизации, нормотворчества и др.). Опишите рекомендации для учеников по использованию данного метода для выполнения предложенного задания.

2. Придумайте и опишите какой-либо свой метод обучения, например, «метод прыжка», «метод близнецов» и т.п.

3. Проанализируйте диалог из статьи К.Э.Циолковского «Субъективная непрерывность высшей жизни». Пронализируйте этот диалог с образовательной точки зрения: сформулируйте цель автора, применяемые для ее достижения методы, полученные результаты. Вот фрагмент этого диалога:

- В каком состоянии находилось ваше тело до вашего рождения?

- Вещество, из которого я теперь состою, было рассеяно в воздухе, воде и почве.

- Значит, до рождения вы были мертвы?

- По всей вероятности.

- Но раз вы были мертвы, а теперь ожили, то, стало быть, вы воскресли из мертвых.

- Выходит, что так. Все окружающие нас люди суть воскресшие из мертвых.

- Не только люди, но и все животные, и все растения, так как до своего возникновения они были в неорганическом состоянии, составляли мертвые тела1.

ЛИТЕРАТУРА

Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1985.

Галеева Н.Л. Сам себе учитель: Курс практических занятий по формированию успешности ученика. М., 2006.

ГинА.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. М., 1999.

Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. 3-е изд., перераб. М., 2006.

Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения / Под ред. А.В. Хуторского. М., 2006.

Лернер И.Я.,Скаткин М.Н. О методах обучения // Советская педагогика. 1965.

№3.

Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.

Махмутов М.И, Современный урок. М., 1985.

Методы обучения в современной школе: Сб. статей / Под ред. Н.И. Кудряше-ва. М., 1983.

Урок физики в современной школе: Творческий поиск учителей / Сост. Э.М. Браверман; Под ред. В.Г. Разумовского. М., 1993.