ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 2129
Скачиваний: 37
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Природосообразность ритмов деятельности ученика и всей школы (опора на ритмы: годовые, недельные, индивидуальные ритмы человека).
В обычной школе ученику за перемену трудно перейти от одной темы к другой, переключиться с математики на русский язык. В основе школы М.П.Щетинина лежит система «погружения». Учебный процесс строится таким образом, чтобы образовательная доминанта сохранялась несколько дней. Чтобы недельное «погружение» в один предмет не стало для учеников утомительным, разнообразятся виды и формы деятельности, выстраиваемые по сочетанию противоположностей: «тихие — громкие», «образные — логические» и т. д.
Учебный процесс по методу «погружения» строится таким образом, чтобы образовательная доминанта сохранялась несколько дней. Например, 25 уроков физики проводятся в течение 5 дней. Всего за год проводится 4 «погружения» по физике, общее количество уроков — 100. Ежедневно во время «погружения» проводится по 5 уроков, между которыми проходят 1—2 занятия, не меняющие основной доминанты, например: физкультура, музыка, живопись. Продолжительность уроков 30 минут, домашние задания отсутствуют. Каждый из 5 дней «погружения» отличен друг от друга по содержанию и форме. Отличаются эти занятия и в течение одного дня.
В системе «погружения» работают ученические кафедры, которые могут быть разновозрастными. Дети приходят к учителю, планируют свою работу по изучению предмета, готовят опыты и демонстрации для уроков, учатся выступать в роли учителей.
Согласно исследованиям А.А. Остапенко, существуют различные модели «погружения»:
1. Модели, предшествующие концентрированному обучению: Параллельная система обучения. Интегрированные уроки.
Интегрированные дни.
2. «Погружение» как модель интенсивного обучения с применением суггестивного воздействия.
3. «Погружение» как модель длительного занятия одним или несколькими предметами:
— Погружение в предмет или однопредметное «погружение».
— Двухпредметная система «погружения».
— Тематическое«погружение» или «погружение» в образ.
— Эвристическое (метапредметное) «погружение».
— Погружение в сравнение или межпредметное «погружение».
— Погружение в культуру.
— Погружение как компонент коллективного способа обучения.
— Выездное «погружение».
— Цикловая или «конвейерная» система преподавания. Система ученических кафедр — форма обучения, когда дети приходят к учителю и планируют свою деятельность (какой предмет выбрать для обучения на данный момент), выполняют углубленное изучение выбранного предмета, готовят опыты и демонстрации для коллективных уроков, учатся выступать в роли учителей на общеклассных занятиях.
На выбранной кафедре дети могут «погрузиться» в интересующий их предмет, не опасаясь, что нужно заниматься другими предметами.
Работа кафедры предполагает несколько уровней освоения учениками деятельностей:
5. Я учусь (изучаю предмет).
6. Я учусь учить (постижение методических знаний и способов).
7. Я учу (взаимообучение учеников).
8. Я учу учить (уровень передачи методических; способов). Разновозрастная структура обучения. Занятия на кафедрах, а иногда и в ходе самих «погружений» проводятся в разновозрастном режиме. Например, в «погружении» по одному разделу курса (например, механика в курсе физики) одновременно участвуют школьники 7-10 классов, но каждый из них участвует в «погружении» по данному разделу первый, второй, третий или четвертый раз. Соответственно уровень освоения темы у всех разный. Ученики учат и учатся друг у друга. Возрастная «разность потенциалов» создает образовательную напряженность, позволяющую максимально реализовывать способности каждого школьника.
Элементы педагогической системы «погружения»:
- чередование контрастных уроков, что позволяет делать равномерными нагрузки на оба полушария мозга;
- многообразие форм уроков при единстве содержания учебного материала;
- наличие «разности потенциалов» в знаниях учеников обеспечивается либо благодаря опережающему обучению на кафедре, либо в разновозрастном коллективе; как следствие — организуется и происходит интенсивное взаимообучение детей;
- систематизация знаний, их структурирование при помощи компактных структурно-логических схем — концептов;
- совместная работа учителя и ученика по планированию учебного процесса и его последующему анализу;
- система оценок многообразна: защита и оценка творческих работ, рейтинг достижений, другие формы.
Система обучения методом «погружения» реализована в различных вариантах в других школах альтернативного типа: школа № 14, г. Тула (Е.В. Сковин), школы г. Красноярска (Г.М. Вебер, И.Г. Литвинская), Малосердобинский комплекс «Детсад-школа», Пензенская обл. (С.Д. Месяц), Азовский экспериментальный социально-педагогический комплекс (B.C. Лукьянова, А.Н. Остапенко), Школа самоопределения, г. Москва (А.Н. Тубельский).
Развитие данной формы обучения в креативном направлении позволило нам разработать особую технологию эвристического «погружения» на метапредметной основе и применить ее для конструирования учебных курсов1.
Эвристическое «погружение» — форма занятий, которая обеспечивает сохранение образовательной доминанты на протяжении нескольких дней путем организации познания учениками различных образовательных объектов с помощью эвристических методов.
Дискуссия. Является ли эвристическое «погружение» системой занятий, пригодной для обучения всех учащихся?
Сохранение общепредметной доминанты позволяет успешно решать многие образовательные задачи, которые затруднены в обычной классно-урочной системе: целостно и углубленно проработать поставленную проблему, всесторонне, с позиций разных наук исследовать изучаемый объект, раскрыть смысл природного, исторического или культурного явления, обеспечить личностное понимание учениками этой темы и др.
Эвристическое «погружение» включает в себя серию образовательных ситуаций, последовательно приближающих учеников к созданию емкого образовательного продукта. Ученики погружаются в определенную историческую эпоху или событие, в творчество писателя или страну, в физическую теорию или географическое понятие. С помощью методов разных наук ученики постигают универсальную общепредметную сущность изучаемого объекта.
Главная цель эвристического «погружения» — организовать деятельность учеников не только по изучению нового, но и по реализации их индивидуальных творческих способностей, созданию собственной системы знаний по изучаемой теме. Практика проведения эвристических «погружений» подтверждает возможность конструирования детьми теоретических схем в процессе самостоятельного исследования ими изучаемых объектов.
Особенности конструирования занятий по методу «погружения»: чередование рационально-эмоциональных уроков; многообразие форм уроков при единстве содержания; наличие «разности потенциалов» учеников; систематизация и структурирование знаний; совместное планирование работы учителем и учеником; многообразие форм в системе оценок.
Система эвристических занятий на основе метода «погружений» реализуется либо в течение нескольких дней, либо на протяжении всего учебного года. Возможно также чередование обычных уроков с «погружениями». Например, в начале каждой четверти проводится несколько «погружений», затем идут обычные уроки, а в конце учебной четверти проводятся защиты творческих работ.
Рассмотрим эвристическое «погружение» на тему «Природа цвета», которое было разработано и проведено нами в 10-м классе.
Погружение проводилось в течение 3-х дней по 5 уроков ежедневно. Учениками исследуется фундаментальный образовательный объект «свет» и его основной параметр «цвет». Доминанта «погружения» — креативная деятельность учащихся по выяснению природы цвета и построению теоретической модели, объединяющей добытые ими знания и представления. Применяются такие методы обучения, как наблюдение; отыскание фактов; формулирование вопросов; выдвижение гипотез; конструирование теоретических моделей; сопоставление различных моделей, в том числе моделей Ньютона и Гёте; целеполагание и рефлексия деятельности учеников.
Структура эвристического «погружения»
1-й день
1-й урок. Установление связи с предыдущими занятиями для достижения поставленных целей: что было важным, нужным, что надо продолжить. Индивидуальное и коллективное целеполагание предстоящей работы.
2-й урок. Применение учениками усвоенных ранее методов и способов познания. Демонстрация личных результатов наблюдения за светом.
3—4-й уроки. Выбор учениками объектов познания для индивидуального исследования природы света (зажженная спичка, свеча, электролампа, луч света, «солнечный зайчик»). Составление индивидуальных программ исследования. Усвоение нового способа деятельности — разнонаучного описания фактов, т. е. описания фактов об одном и том же объекте с разных точек зрения.
5-й урок. Обсуждение и корректировка результатов исследований учеников. Письменный самоанализ своей деятельности.
2-й день
1-й урок. Анализ и обобщение учителем результатов вчерашней письменной рефлексии учащихся, фиксация индивидуальных и
405коллективных достижений, формулировка возникших у учеников проблем и найденных путей их решения. Обсуждение и постановка целей дня.
2-й урок. Демонстрация учителем и коллективное наблюдение учениками различных спектров цвета, получаемых с помощью: а) стеклянной призмы; б) светофильтров; в) спектроскопа; г) смешения красок.
3-й урок. Постановка проблем: Что есть свет? Что есть цвет? Индивидуальные версии учеников, их сопоставление и обсуждение. Выявление ключевых вопросов и различных ученических подходов к их решению.
4—5-й уроки. Продолжение исследований учащимися природы света по индивидуальным профаммам. Применение эвристических методов к исследованию общего объекта. Составление учениками собственных теоретических схем по объяснению природы цвета (заполнение столбца «Я» из сопоставительной таблицы, см. ниже). Письменный анализ деятельности второго дня.