Файл: Современная дидактика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 2132

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. М., 2003.

Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. СПб., 2004.

Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. М., 1992. С. 185. 396


§ 3. СИСТЕМЫ ЗАНЯТИЙ В АВТОРСКИХ ШКОЛАХ

Из совокупности определенным образом связанных форм и методов обучения можно создавать системы занятий, обладающих качествами образовательной технологии, т. е. обеспечивающими создание учениками образовательной продукции..Разумеется, для организации образовательной деятельности одной технологии недостаточно, необходима концептуальная педагогическая основа. Рассмотрим системы занятий в современных авторских школах.

Типология систем обучения в авторских школах. Проведенный нами анализ деятельности учителей-новаторов и авторских школ обнаружил различия в целевой направленности применяемых систем обучения1. В соответствии с доминирующей ориентацией обучения эти системы можно разделить на несколько групп, среди которых мы выделяем личностно-ориентированные, природосообразные, культуросообразные, креативные, оргдеятельностные, интенсивные, ремесленные системы обучения.

1. Личностно-ориентированные системы обучения. Внимание учителя к личности ученика помогает ребенку лучше выразить себя по отношению к изучаемому предмету. При этом область самовыражения и технологические средства предоставляются ученику учителем. Благодаря уважительному и гуманному отношению дети раскрывают свои творческие возможности. Образование общечеловеческих качеств доминирует над узкими целями. Учебный предмет понимается как средство развития личности.

Личностно-ориентированные системы обучения лежат, например, в основе «Школы жизни» Ш.А. Амонашвили, системы поэтапного обучения физике на гуманистической основе Н.Н. Палтышева.

2. Природосообразные системы обучения. Психолого-педагогическая основа природосообразных систем обучения близка к личностно-ориентированным. Принцип природосообразности в той или иной степени проявляется во многих дидактических системах и школах. Природосообразные системы обучения опираются на педагогические идеи Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, С. Френе, М. Монтессори о первичной роли внутренней сущности ребенка в обучении. В современном отечественном образовании данные подходы реализованы в технологии природосообразного

1 Хуторской А.В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика. М., 1998.

воспитания грамотности (A.M. Кушнир); в классах, ориентированных на педагогику Л.Н. Толстого (школа «Эврика-развитие», г.Томск); в Школе свободного развития (А.В. Хуторской и др.).



3. Культуросообразные системы обучения. Для педагогов данного направления обучение трактуется в широком смысле — как образование Человека Культуры. Цель учебного предмета, который они ведут, — обеспечить возможность выполнения предназначения их ученика по отношению к той или иной культуре (Русская школа И.Ф. Гончарова) либо к их взаимодействию (И.Е. Берлянд, СЮ. Курганов). На культурологических основаниях отечественной философии космизма (К.Э. Циолковский, Н.Ф. Федоров, В. И. Вернадский и др.) организуется обучение в ноосферной школе-лицее (г.Боровск Калужской обл.).

4. Креативные системы обучения. Такие системы реализуются в работе сторонников проблемного обучения (М.И. Махмутова и др.), ставящие задачей отыскание и решение научных проблем изучаемого предмета. Творческая ориентация обучения состоит в углубленном изучении материала: от учеников требуется «зрить в корень», находить решения сложных проблем. Это обучение развивает интеллектуальные и творческие способности детей, готовит их к предметным олимпиадам, научным конференциям.

Целостная система креативного образования и самообразования возникает на основе принципов эвристического обучения (В.И.Андреев, Ю.К. Кулюткин, В.Н. Пушкин, А.В. Хуторской). Творческая деятельность ученика расширяется с предметной области изучаемых курсов на весь общеобразовательный процесс, включая и его организацию: постановку целей, конструирование содержания образования, выбор траектории обучения.

В группу креативных систем обучения входят методики и технологии развития у детей изобретательской культуры (ГС. Альтшуллер, АА. Гин и др.). Одной из наиболее целостных и общеизвестных систем обучения является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). К группе креативных систем относятся подходы к вероятностному образованию (А.М. Лобок, И.В. Христосенко).

Одним из направлений педагогических инноваций является проективное обучение, разработкой которого занимался отдел проектирования инновационных процессов в образовании и воспитании института образования Сибири, Дальнего востока и Севера РАО (Томск) под руководством Г.Н. Прозументовой, а также технология совместной продуктивной деятельности — коллектив ученых МГУ под руководством В.Я. Ляудис.

5. Оргдеятельностные системы обучения. К данному типу относятся методологически ориентированные системы обучения, действующие в Проектно-методологическом колледже и Мета-школе в Москве (Ю.В. Громыко), педагогическом центре «Эксперимент» в Риге, в некоторых других образовательных учреждениях. Учитель в данной системе обучения опирается на разработки системно мыследеятельностной методологии (Г.П. Щедровиц-кий), его задачей является формирование у детей навыков мысленной коммуникации, мыследействия и рефлексии в ходе развертывания образовательной практики по своему предмету. Этот подход меняет плоскость привычных учебных предметов на учебную деятельность метапредметного плана. Ученики в коллективных коммуникациях исследуют культурно-исторические образцы, нормы и средства осуществления деятельности в структуре изучаемых областей.


К этому типу дидактических систем относятся различные варианты развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков и др.), имеющие длительный период экспериментальной практики (школа №91, г. Москва) и массового внедрения. Сюда же относятся методы учителей методологической ориентации.

оргдеятельностным системам обучения относятся также коммунарские и подобные им методики, которые многие учителя переносят в учебный процесс. Коллективные, групповые, парные формы обучения высвобождают скрытые у учеников потребности активного общения. Через внешнюю мотивированную деятельность детей обеспечивается высокий уровень коммуникативной творческой самореализации учеников. Представители данного подхода — И.П. Иванов, В.К. Дьяченко, И.М. Чередов, М. Балабан и др.

6. Интенсивные системы обучения. Суть данного подхода выражает эффективное решение педагогом социальной задачи на интенсификацию, ускорение и опережение образовательных процессов. Ученики в единицу времени усваивают больше информации, быстрее или раньше других научаются определенным действиям (напри-мер, чтению), опережают государственные образовательные стандарты и типовые программы.

Представители такого подхода — В.Ф. Шаталов, Н.А. Зайцев, С.Н. Лысенкова. Степень творчества учеников в их методиках, как правило, не превосходит обычную норму, поскольку усилия учителя направляются на ускоренное достижение традиционных учебных Целей по усвоению знаний, умений и навыков. Как пишет В.Ф. Шаталов, систематическое создание детьми «творческих конспектов» невозможно в рамках его системы1. С.Н. Лысенкова вводит трудные вопросы программы с опережением. НА. Зайцев, разработавший технологию обучения чтению с помощью специальных «кубиков» и таблиц, ориентируется на то, чтобы «за полгода занятий в первом классе обойти программу начальной школы и даже выйти за ее пределы»2. Примечательно, что для многих новаторских систем обучения 1970—1980-х годов характерна позиция диктата со стороны педагога. Так, в методике С.Н. Лысенковой содержатся требования по выполнению указаний, алгоритмов, этапов, которые задаются только учителем. В.Ф. Шаталов организует строго поэтапное управление познавательной деятельностью школьников с опорой на ассоциации. Цель подобных методик — «дать как можно больше знаний за меньшее количество времени». Применяются специальные приемы, формирующие потребность учеников подчиняться воле, авторитету и знаниям педагога. Учащиеся вовлечены во внешний образовательный процесс, не имея возможности влиять на него.


7. Ремесленные системы обучения. Этот подход характеризуется опорой деятельности учеников на знания и опыт учителя, его образцы. Творческая продукция учеников является в основном модификацией учительских образцов и их различных сочетаний.

Ремесленный подход свойствен «традиционным новаторам» — учителям различных предметов, достигающим традиционных учебных целей благодаря высокому профессиональному уровню владения предметом и его трансляции ученикам.

К ремесленным системам обучения относятся и методики учителей-репетиторов. Склонные к интеллектуальной деятельности учащиеся с помощью репетиторов, тьюторов, занятий в спецшколах интенсивно продвигаются в глубь изучаемого предмета.

Подчеркнем относительный характер разделения дидактических систем на различные группы. Имея различия в ориентации, многие из названных систем обучения имеют общие методические и технологические элементы.

Рассмотрим более подробно системы обучения в ряде авторских школ.

Школа М.П.Щетинина. Михаил Петрович Щетинин, учитель, академик Российской академии образования — автор методики «погружения», создатель экспериментальных школ гуманистической ориентации.

Идея организации этой системы занятий опирается на учение русского физиолога А.А.Ухтомского о доминанте как главном принципе работы нервных центров и организации поведения человека. Классно-урочная система из-за «лоскутного» расписания занятий резко меняет и сбивает образовательные доминанты у школьников на протяжении дня и недели, нарушая естественные процессы познания. Чтобы сохранить образовательную доминанту, необходима концентрация и целостность учебного процесса. Этапы учебной деятельности при этом опираются на годовые, недельные, индивидуальные ритмы жизнедеятельности человека и их сочетания. Благодаря инертности, т. е. склонности повторяться и поддерживаться, доминанта выступает в качестве организующего начала интеллектуальной активности и эмоционального состояния ученика.

Основные принципы обучения в данной системе:

1. Каждый человек («чело» веков, то есть ум столетий) — источник своего развития, уникальный многомерный мир, нуждающийся в сообразной его природе среде.

2. Опора на понятие доминанты, введенного русским ученым А.А. Ухтомским. Традиционная классно-урочная система резко меняет доминанты, сбивает естественные образовательные процессы. Для сохранения образовательной доминанты необходима концентрация содержания (концепты) и учебного процесса (один или два предмета определенного цикла, ведущиеся непрерывно в течение 3—5 дней). Предметы эмоционального и интеллектуального циклов сменяют друг друга.