ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 2060
Скачиваний: 36
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Рис. 1. Дидактическая система
Поясним взаимодействие учителя и ученика на данной схеме. Обучение предполагает их совместную образовательную деятельность. Обычно эту деятельность разделяют на две составляющие: деятельность учителя (преподавание) и деятельность ученика (учение). Однако данное деление весьма условно, поскольку учитель может находиться в позиции ученика, и наоборот. Кроме того, во многих прогрессивных системах обучения функция преподавания сведена к минимуму, вместо «передачи знаний» учитель занимается организацией учения или самообучения учащихся, созданием образовательных ситуаций, совместным с детьми их решением.
В ходе образовательного взаимодействия учителя и ученика (учеников) реализуются все элементы дидактической системы. Определяющим среди них является смысл образования, т. е. понимание учителем и учеником того, зачем и для чего происходит для них образовательный процесс.
Суть дидактической системы определяется той ролью, которую она отводит учителю и ученику в определении смысла и целей обучения. Чем большую степень влияния ученика на образовательный процесс допускает дидактическая система, тем более она личностно-ориентированна и природосообразна. И наоборот, если смысл, цели, содержание и другие компоненты системы не зависят ни от ученика, ни от учителя, это авторитарная жестко заданная система с преобладанием внешних, например, социальных рамок над развитием природной сущности ребенка.
В завершение сделаем замечание о дидактической системе самообучения. Выше утверждалось, что практически все люди обучают других, делая это явно или косвенно. Но каждый человек обучает и себя. По мнению некоторых ученых, обучать вообще можно только себя, но не других. Педагог в этом случае не отвергается, но его функции ограничиваются созданием образовательной среды для деятельности ученика и помощью в его самообучении. В такой дидактической системе центр управления образованием передается учащемуся, педагог заботится лишь о выявлении и развитии механизмов его самообразования. Например, В.И.Андреев считает, что смысл образования состоит в создании условий каждому ученику для перехода обучения в самообучение, воспитания в самовоспитание, а развития в творческое саморазвитие личности.
Самообучающими дидактическими системами/являются также и те, которые предполагают взаимодействие ученика со специальным образом сконструированными средствами обучения — интерактивными учебниками, видео- и аудиокурсами, записанными на CD-Rom или DVD учебными программами, веб-квестами в сети Интернет и др. Эти системы могут быть дополнительными к некоторой общей системе обучения, например, занимая 20% времени от всего объема занятий ученика, а могут охватывать значительно большую, почти 100-процентную часть обучения; это относится, например, к детям или взрослым, не имеющим возможности посещать учебные заведения (больницы, колонии, домашнее обучение).
Итак, системность в дидактике характеризует связь с философскими и методологическими основаниями, определяющими смысл образования и систему ключевых общедидактических понятий и компонентов (цели, содержание, формы, методы, средства, система контроля результатов). Основные компоненты дидактических систем играют роль методологических ориентиров для построения и сопоставления различных теорий обучения.
РЕЗЮМЕ
Обучение необходимо для жизни человека так же, как дыхание, питание, продолжение рода. Теорией обучения и образования является дидактика — наука, исследующая законы, закономерности и принципы обучения, определяющая его содержание, технологии, формы и методы организации образовательного процесса. «Великая дидактика» Я.А. Коменского — первый фундаментальный труд по теории обучения, посвященный учению об «универсальном искусстве учить всех всему».
История дидактики свидетельствует о наличии, по крайней мере, двух различных подходов к обучению. В основе различий лежит понимание роли ученика и учителя в обучении. Авторитарная дидактика (И.Ф. Гербарт) основное внимание уделяет деятельности учителя по передаче ученикам систематизированных знаний, возлагая на учащихся необходимость их усвоения, закрепления и применения. Природосообразнаяличностно-ориентированная дидактика (Дж. Дьюи, Л.Н. Толстой и др.), наоборот, выдвигает на первый план активность ученика, развитие его природной сущности и освоение способов деятельности в изучаемых областях.
Дидактическая система Л. Н. Толстого отрицает заранее установленные программы, твердое учебное расписание. Предполагается, что содержание учебных занятий в школе определяется интересами и потребностями детей. Учебный процесс строится на «самоестественной» свободной организации взаимодействия учеников и учителей.
Опираясь на факт существования среди учеников различных «типов умов» П.Ф. Каптерев обосновывает необходимость множественности общеобразовательных систем школы, наличие в ней общих и факультативных учебных курсов. В качестве способа развития умственных сил учащихся П.Ф. Каптерев предлагает эвристическую форму обучения, согласно которой «научные законы, формулы, правила и истины открываются и вырабатываются самими учениками».
Развитие и образование человека в антропософской интерпретации Р.Штайнера представляется как целостное взаимодействие его телесных, душевных и духовных сфер с аналогичными сферами внешнего мира. В основе данной теории — идея метаморфоз И. Гёте. Учитель Вальдорфской школы разрабатывает и ведет все основные общеобразовательные предметы в своем классе с 1 по 8 классы. Предметы преподаются по эпохам: в течение 3-4 недель ежедневно на первых уроках проводится один и тот же предмет. 44
Организация учебной деятельности школьников через решение ими проблемных вопросов, задач или заданий, проблемных ситуаций, характеризующихся недостаточными условиями для их решений, оформилась в систему проблемного обучения.
Развивающее обучение сместило образовательные акценты с изучения учениками материала по предметам на их учебную деятельность, ориентированную на развитие теоретического мышления (В.В. Давыдов), или на всестороннее развитие ученика (Л.В. Занков).
Различают общую дидактику — универсальную науку, которая соответствует философским позициям соответствующей педагогической системы, и частные дидактики — методики обучения отдельным учебным предметам. Существуют авторские дидактики, дидактика высшей школы, методика начального обучения, системы обучения, которые применяются в разных типах учебных заведений, в разных формах образования.
Дидактика есть система, включающая такие элементы, как смысл, цели, принципы, закономерности обучения, содержание, технологии, формы, методы, средства обучения, контроль, осознание и оценка результатов обучения.
ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ
1. Назовите наиболее яркие впечатления, мысли или суждения, возникшие у вас при знакомстве с темой данного параграфа.
2. Приведите из собственного опыта примеры случайного и систематического обучения. Проанализируйте их отличия с дидактической точки зрения.
3. Перечислите связанные с обучением проблемы, которые вы считаете наиболее значимыми для рассмотрения и решения. Предложите свой путь решения одной из поставленных вами проблем.
4. Предложите варианты решения указанных вами проблем с позиций авторитарной и прогрессивистской дидактик.
5. Перечислите преимущества системы обучения Л .Н.Толстого и возможные проблемы, которые могут появляться при ее реализации в современной школе. Предложите способы решения каждой из выявленных проблем.
6. Какова должна быть связь между внешней и внутренней сторонами педагогического процесса, о которых говорил
45П.Ф. Каптерев, чтобы передача ученикам культуры обусловливала их самообразование?
7. Каковы границы применимости проблемного обучения? В каких случаях оно эффективно, а в каких нецелесообразно?
8. Постройте классификацию различных дидактических систем, изобразите ее в виде графической схемы.
Дидактический практикум Тема 1. Уроки «Великой дидактики»
1. Дидактику иногда понимают как непререкаемое морализированное поучение старшего по отношению к младшим. Предложите такое определение дидактики, в котором была бы отражена личностная роль обучения, учитывающая индивидуальные особенности и самореализацию как ученика, так и учителя.
2. На основе анализа полного заголовка «Великой дидактики ...» Я.А. Коменского дайте определение дидактики в понимании автора и сформулируйте основные задачи обучения, которые он ставит. Сравните с полученным определением свое определение дидактики и запишите результат сравнения.
3. Опираясь на принцип Я.А. Коменского «Все из собственных корней», предложите методический подход к изучению в начальной школе темы «Алфавит». Свой подход опишите в виде перечня вопросов, которые могут быть предложены детям и последовательно рассмотрены с ними на одном-двух уроках.
4. В условиях «самоестественного» порядка обучения в школе Л.Н. Толстого учителю необходимо руководствоваться определенными правилами организации обучения. Сформулируйте свод таких правил, имеющих смысл рекомендаций педагогу, организующему обучение на принципах школы Л.Н. Толстого. Обсудите разработанные вами принципы с коллегами на семинарском занятии.
5. Выберите одно из изучаемых в школе понятий, правил или законов. Используя рекомендации П.Ф. Каптерева по организации эвристической формы обучения, разработайте фрагмент урока по выбранной теме. Смоделируйте, т. е. проведите свой фрагмент урока с коллегами, и обсудите его результаты. Особое внимание уделите проблеме несовпадения предлагаемых учениками версий или решений с теми, которые ожидает получить учитель. Предложите пути решения этой проблемы.
6. Выберите учебный курс, класс и изучаемую тему. Разработайте по данной теме следующие дидактические элементы: проблемный вопрос, проблемную задачу, проблемное задание и проблемную ситуацию. Смоделируйте и обсудите фрагмент урока с использованием ваших разработок.
§ 2. ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
Понятийная система дидактики весьма богата и включает в себя философские категории (человек, познание, знание, смысл, культура, сущность и явление, общее и единичное и др.), общенаучные методологические понятия (система, структура, элемент, связь, способ, деятельность, функция и др.), понятия педагогики и психологии (воспитание, образование, развитие, мотивация, ощущение, восприятие, представление, усвоение, рефлексия, умение, навык и др.), а также собственно дидактические понятия (обучение, преподавание, учение, изучение, образовательный процесс, содержание, формы, методы, средства обучения и др.).
Дидактика как научная теория описывается системой понятий методологического уровня: смысл, цели, принципы, закономерности обучения, содержание, технологии, формы и методы, средства обучения, система контроля и оценки результатов обучения и др.
Дискуссия. Является ли образование результатом воспитания или, наоборот, воспитание — это результат образования?
Рассмотрим основные понятия теории обучения — «образование» и «обучение», а также их связь с другими понятиями.
Понятие «образование». Это фундаментальное понятие не только дидактики, но и педагогики, антропологии, философии, других наук о человеке.
Не существует единой трактовки понятия «образование». В каждом случае определение отражает какую-то одну или несколько граней этого понятия, среди которых выделим следующие:
- Образование как процесс приращения нового (новообразование) для: отдельного человека, личности, группы, коллектива, общества, государства, человечества и др.
- Образование как духовный облик человека, который складывается под влиянием его социокультурного окружения и внутренних ценностных ориентиров.
- Образование как воздействие на личность (формирование), и наоборот: образование как развитие личности (выращивание ее субъективных возможностей).
- Образование — процесс и непрерывно создаваемый человеком результат его образовывания, то есть процесс и результат его самообразования.
- Образование — расширение степеней свободы, позволяющее осуществлять осознанный и компетентный выбор жизненного пути и движение по нему.
- Образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.
- Образование в соотношении с воспитанием,"развитием, обучением — различные варианты взаимосвязей.
- Образование как процесс и образование как результат. Процесс образования характеризуется изменениями учащихся на протяжении определенного периода времени и предполагает наличие образовательных технологий, форм, методов для осуществления образования. Результат образования выражается как формально, например, сертификатом (начальное, полное среднее, высшее образование), так и содержательно (математическое или гуманитарное образование, углубленное или обзорное и т.д.).
- Образование как система образовательных структур — учебных заведений (лицей, гимназия, колледж), форм образования (домашнее образование, дополнительное образование), типов образования (государственное, муниципальное, частное) или их качественная характеристика (непрерывное образование).
По отношению к конкретному ученику традиционно под образованием понимают процесс и результат его обучения, развития, воспитания. В содержании образования разделяют два аспекта — внешний (образовательная среда, включающая учебные программы, учебники, окружающую информацию и иные средства) и внутренний (личностные изменения и приращения ученика, уникальные для каждого человека знания, способы деятельности, способности и др.).
Рис. 1. Дидактическая система
Поясним взаимодействие учителя и ученика на данной схеме. Обучение предполагает их совместную образовательную деятельность. Обычно эту деятельность разделяют на две составляющие: деятельность учителя (преподавание) и деятельность ученика (учение). Однако данное деление весьма условно, поскольку учитель может находиться в позиции ученика, и наоборот. Кроме того, во многих прогрессивных системах обучения функция преподавания сведена к минимуму, вместо «передачи знаний» учитель занимается организацией учения или самообучения учащихся, созданием образовательных ситуаций, совместным с детьми их решением.
В ходе образовательного взаимодействия учителя и ученика (учеников) реализуются все элементы дидактической системы. Определяющим среди них является смысл образования, т. е. понимание учителем и учеником того, зачем и для чего происходит для них образовательный процесс.
Суть дидактической системы определяется той ролью, которую она отводит учителю и ученику в определении смысла и целей обучения. Чем большую степень влияния ученика на образовательный процесс допускает дидактическая система, тем более она личностно-ориентированна и природосообразна. И наоборот, если смысл, цели, содержание и другие компоненты системы не зависят ни от ученика, ни от учителя, это авторитарная жестко заданная система с преобладанием внешних, например, социальных рамок над развитием природной сущности ребенка.
В завершение сделаем замечание о дидактической системе самообучения. Выше утверждалось, что практически все люди обучают других, делая это явно или косвенно. Но каждый человек обучает и себя. По мнению некоторых ученых, обучать вообще можно только себя, но не других. Педагог в этом случае не отвергается, но его функции ограничиваются созданием образовательной среды для деятельности ученика и помощью в его самообучении. В такой дидактической системе центр управления образованием передается учащемуся, педагог заботится лишь о выявлении и развитии механизмов его самообразования. Например, В.И.Андреев считает, что смысл образования состоит в создании условий каждому ученику для перехода обучения в самообучение, воспитания в самовоспитание, а развития в творческое саморазвитие личности.
Самообучающими дидактическими системами/являются также и те, которые предполагают взаимодействие ученика со специальным образом сконструированными средствами обучения — интерактивными учебниками, видео- и аудиокурсами, записанными на CD-Rom или DVD учебными программами, веб-квестами в сети Интернет и др. Эти системы могут быть дополнительными к некоторой общей системе обучения, например, занимая 20% времени от всего объема занятий ученика, а могут охватывать значительно большую, почти 100-процентную часть обучения; это относится, например, к детям или взрослым, не имеющим возможности посещать учебные заведения (больницы, колонии, домашнее обучение).
Итак, системность в дидактике характеризует связь с философскими и методологическими основаниями, определяющими смысл образования и систему ключевых общедидактических понятий и компонентов (цели, содержание, формы, методы, средства, система контроля результатов). Основные компоненты дидактических систем играют роль методологических ориентиров для построения и сопоставления различных теорий обучения.
РЕЗЮМЕ
Обучение необходимо для жизни человека так же, как дыхание, питание, продолжение рода. Теорией обучения и образования является дидактика — наука, исследующая законы, закономерности и принципы обучения, определяющая его содержание, технологии, формы и методы организации образовательного процесса. «Великая дидактика» Я.А. Коменского — первый фундаментальный труд по теории обучения, посвященный учению об «универсальном искусстве учить всех всему».
История дидактики свидетельствует о наличии, по крайней мере, двух различных подходов к обучению. В основе различий лежит понимание роли ученика и учителя в обучении. Авторитарная дидактика (И.Ф. Гербарт) основное внимание уделяет деятельности учителя по передаче ученикам систематизированных знаний, возлагая на учащихся необходимость их усвоения, закрепления и применения. Природосообразнаяличностно-ориентированная дидактика (Дж. Дьюи, Л.Н. Толстой и др.), наоборот, выдвигает на первый план активность ученика, развитие его природной сущности и освоение способов деятельности в изучаемых областях.
Дидактическая система Л. Н. Толстого отрицает заранее установленные программы, твердое учебное расписание. Предполагается, что содержание учебных занятий в школе определяется интересами и потребностями детей. Учебный процесс строится на «самоестественной» свободной организации взаимодействия учеников и учителей.
Опираясь на факт существования среди учеников различных «типов умов» П.Ф. Каптерев обосновывает необходимость множественности общеобразовательных систем школы, наличие в ней общих и факультативных учебных курсов. В качестве способа развития умственных сил учащихся П.Ф. Каптерев предлагает эвристическую форму обучения, согласно которой «научные законы, формулы, правила и истины открываются и вырабатываются самими учениками».
Развитие и образование человека в антропософской интерпретации Р.Штайнера представляется как целостное взаимодействие его телесных, душевных и духовных сфер с аналогичными сферами внешнего мира. В основе данной теории — идея метаморфоз И. Гёте. Учитель Вальдорфской школы разрабатывает и ведет все основные общеобразовательные предметы в своем классе с 1 по 8 классы. Предметы преподаются по эпохам: в течение 3-4 недель ежедневно на первых уроках проводится один и тот же предмет. 44
Организация учебной деятельности школьников через решение ими проблемных вопросов, задач или заданий, проблемных ситуаций, характеризующихся недостаточными условиями для их решений, оформилась в систему проблемного обучения.
Развивающее обучение сместило образовательные акценты с изучения учениками материала по предметам на их учебную деятельность, ориентированную на развитие теоретического мышления (В.В. Давыдов), или на всестороннее развитие ученика (Л.В. Занков).
Различают общую дидактику — универсальную науку, которая соответствует философским позициям соответствующей педагогической системы, и частные дидактики — методики обучения отдельным учебным предметам. Существуют авторские дидактики, дидактика высшей школы, методика начального обучения, системы обучения, которые применяются в разных типах учебных заведений, в разных формах образования.
Дидактика есть система, включающая такие элементы, как смысл, цели, принципы, закономерности обучения, содержание, технологии, формы, методы, средства обучения, контроль, осознание и оценка результатов обучения.
ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ
1. Назовите наиболее яркие впечатления, мысли или суждения, возникшие у вас при знакомстве с темой данного параграфа.
2. Приведите из собственного опыта примеры случайного и систематического обучения. Проанализируйте их отличия с дидактической точки зрения.
3. Перечислите связанные с обучением проблемы, которые вы считаете наиболее значимыми для рассмотрения и решения. Предложите свой путь решения одной из поставленных вами проблем.
4. Предложите варианты решения указанных вами проблем с позиций авторитарной и прогрессивистской дидактик.
5. Перечислите преимущества системы обучения Л .Н.Толстого и возможные проблемы, которые могут появляться при ее реализации в современной школе. Предложите способы решения каждой из выявленных проблем.
6. Какова должна быть связь между внешней и внутренней сторонами педагогического процесса, о которых говорил
45П.Ф. Каптерев, чтобы передача ученикам культуры обусловливала их самообразование?
7. Каковы границы применимости проблемного обучения? В каких случаях оно эффективно, а в каких нецелесообразно?
8. Постройте классификацию различных дидактических систем, изобразите ее в виде графической схемы.
Дидактический практикум Тема 1. Уроки «Великой дидактики»
1. Дидактику иногда понимают как непререкаемое морализированное поучение старшего по отношению к младшим. Предложите такое определение дидактики, в котором была бы отражена личностная роль обучения, учитывающая индивидуальные особенности и самореализацию как ученика, так и учителя.
2. На основе анализа полного заголовка «Великой дидактики ...» Я.А. Коменского дайте определение дидактики в понимании автора и сформулируйте основные задачи обучения, которые он ставит. Сравните с полученным определением свое определение дидактики и запишите результат сравнения.
3. Опираясь на принцип Я.А. Коменского «Все из собственных корней», предложите методический подход к изучению в начальной школе темы «Алфавит». Свой подход опишите в виде перечня вопросов, которые могут быть предложены детям и последовательно рассмотрены с ними на одном-двух уроках.
4. В условиях «самоестественного» порядка обучения в школе Л.Н. Толстого учителю необходимо руководствоваться определенными правилами организации обучения. Сформулируйте свод таких правил, имеющих смысл рекомендаций педагогу, организующему обучение на принципах школы Л.Н. Толстого. Обсудите разработанные вами принципы с коллегами на семинарском занятии.
5. Выберите одно из изучаемых в школе понятий, правил или законов. Используя рекомендации П.Ф. Каптерева по организации эвристической формы обучения, разработайте фрагмент урока по выбранной теме. Смоделируйте, т. е. проведите свой фрагмент урока с коллегами, и обсудите его результаты. Особое внимание уделите проблеме несовпадения предлагаемых учениками версий или решений с теми, которые ожидает получить учитель. Предложите пути решения этой проблемы.
6. Выберите учебный курс, класс и изучаемую тему. Разработайте по данной теме следующие дидактические элементы: проблемный вопрос, проблемную задачу, проблемное задание и проблемную ситуацию. Смоделируйте и обсудите фрагмент урока с использованием ваших разработок.
§ 2. ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
Понятийная система дидактики весьма богата и включает в себя философские категории (человек, познание, знание, смысл, культура, сущность и явление, общее и единичное и др.), общенаучные методологические понятия (система, структура, элемент, связь, способ, деятельность, функция и др.), понятия педагогики и психологии (воспитание, образование, развитие, мотивация, ощущение, восприятие, представление, усвоение, рефлексия, умение, навык и др.), а также собственно дидактические понятия (обучение, преподавание, учение, изучение, образовательный процесс, содержание, формы, методы, средства обучения и др.).
Дидактика как научная теория описывается системой понятий методологического уровня: смысл, цели, принципы, закономерности обучения, содержание, технологии, формы и методы, средства обучения, система контроля и оценки результатов обучения и др.
Дискуссия. Является ли образование результатом воспитания или, наоборот, воспитание — это результат образования?
Рассмотрим основные понятия теории обучения — «образование» и «обучение», а также их связь с другими понятиями.
Понятие «образование». Это фундаментальное понятие не только дидактики, но и педагогики, антропологии, философии, других наук о человеке.
Не существует единой трактовки понятия «образование». В каждом случае определение отражает какую-то одну или несколько граней этого понятия, среди которых выделим следующие:
- Образование как процесс приращения нового (новообразование) для: отдельного человека, личности, группы, коллектива, общества, государства, человечества и др.
- Образование как духовный облик человека, который складывается под влиянием его социокультурного окружения и внутренних ценностных ориентиров.
- Образование как воздействие на личность (формирование), и наоборот: образование как развитие личности (выращивание ее субъективных возможностей).
- Образование — процесс и непрерывно создаваемый человеком результат его образовывания, то есть процесс и результат его самообразования.
- Образование — расширение степеней свободы, позволяющее осуществлять осознанный и компетентный выбор жизненного пути и движение по нему.
- Образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.
- Образование в соотношении с воспитанием,"развитием, обучением — различные варианты взаимосвязей.
- Образование как процесс и образование как результат. Процесс образования характеризуется изменениями учащихся на протяжении определенного периода времени и предполагает наличие образовательных технологий, форм, методов для осуществления образования. Результат образования выражается как формально, например, сертификатом (начальное, полное среднее, высшее образование), так и содержательно (математическое или гуманитарное образование, углубленное или обзорное и т.д.).
- Образование как система образовательных структур — учебных заведений (лицей, гимназия, колледж), форм образования (домашнее образование, дополнительное образование), типов образования (государственное, муниципальное, частное) или их качественная характеристика (непрерывное образование).
По отношению к конкретному ученику традиционно под образованием понимают процесс и результат его обучения, развития, воспитания. В содержании образования разделяют два аспекта — внешний (образовательная среда, включающая учебные программы, учебники, окружающую информацию и иные средства) и внутренний (личностные изменения и приращения ученика, уникальные для каждого человека знания, способы деятельности, способности и др.).