Файл: Современная дидактика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 2062

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Можно ли дать образование? Иногда можно услышать, что в школе или вузе «дают» знания, образование, а учащиеся их «получают». Образование как передача, трансляция чего-либо, достаточно широко распространенное понимание. Однако такое понимание входит в противоречие с современными целями. Во-первых, если под образованием понимать процесс внутренних приращений, то дать человеку его внутренний мир невозможно. Во-вторых, в основе такого понимания образования заложена потребительская ориентация: кто-то ученику должен «давать», а его задача — только «брать».

По-другому понимается образование в педагогике, ориентированной на воспитание личности, умеющей самоопределяться и действовать в различных ситуациях, создавая всякий раз соответствующую продукцию — мнения, идеи, поступки, произведения различных жанров. Создание учеником «плодов» своей деятельности позволяет ему быть не только отражателем бытия, но и его строителем. Личностное предназначение человека проявляется не в том, чтобы только «брать» извне готовые знания и ценности, а чтобы продуцировать новые знания, опыт, а также и ценности.

«Иметь» и «быть» — две противоположные ценностные ориентации, которые лежат в основе двух соответствующих образовательных парадигм. Ориентация «иметь» характеризует направленность обучения на приобретение учащимся некоторой суммы информации первоначально отчужденной от него, но необходимой ему для получения определенного социального статуса, например, обладания аттестатом зрелости.

Парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец) — исходная концептуальная схема или модель постановки и решения проблем, господствующая в течение определенного периода.

Вот что об этом говорит философ Эрих Фромм, автор известной книги «Иметь или быть?»: «Школа ставит своей целью дать каждому учащемуся определенный объем «культурной собственности» и в конце обучения выдает документ, удостоверяющий обладание, по крайней мере, минимумом этой собственности»1.

Цель подобного типа образования — обеспечить вхождение учащегося в социум в качестве адекватного ему члена. В данном случае образование есть трансляция и последующая интериоризация2 индивиду культурно-исторических ценностей, норм и традиций, передача ему того содержания и форм образования, которые отобраны специальными государственными институтами.

Образовательная ориентация «быть» означает другой тип образования, когда деятельность учащегося основана на реализации его личностного потенциала и приводит к созданию им образовательных продуктов, адекватных познаваемым областям. Такое образование приводит к изменению (образовыванию) внутренней субстанции самого обучающегося и появлению его собственного знания. Учащийся выступает субъектом своего образования, имеющим возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, ставить собственные образовательные цели, отбирать содержание и формы обучения.


Дискуссия.

Что ученику необходимо «иметь», чтобы «быть» в собственном образовании?

Тип образования. Понятие «тип образования» относится к фундаментальному философскому и педагогическому понятию. В его дефиниции обычно указывается доминирующий признак, отражающий социальные ориентиры. Так, общественно ориентированный тип образования характеризуется признаком внешнего воздействия на учащихся: «Образование — это вызванный внешним воздействием процесс усвоения индивидуумом обобщенного, объективированного, общественного опыта ... То, что представляет общественную важность, становится важным и для личности»1.

С другой стороны, в педагогике имеется традиция ограничения воздействий социума наличность ученика и его будущее в пользу развития внутренних качеств ребенка. В 1917 г. П.П.Блонский писал: «Мы не должны желать заранее определить грядущую жизнь ребенка: это и незаконное желание по отношению к чужой жизни, это и неосуществимо, ибо всякое живое существо развивается по своим внутренним законам из своих зачатков, да, наконец, кто мы сами с нашей уродливой, изломанной жизнью! Мы должны вместо этого воспитывать человека, способного создавать свою собственную жизнь, способного к самоопределению. Воспитываться — значит самоопределяться, и воспитание будущего творца новой человеческой жизни есть лишь рациональная организация самовоспитания его»2.

В основе личностно-ориентированного типа образования лежит следующий доминирующий признак: «Личностно-ориентированное образование — образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности»3.

Таким образом, существуют два принципиально отличных подхода к образованию, каждый из которых базируется на определенном понимании человека:

1. «Человек — глина». Это образ формирующей педагогики. Человек в данном случае не имеет своей изначальной сущности («чистый лист») и является материалом для педагогической работы с ним. Основу образования составляет передача ученику как несостоявшемуся еще человеку имеющегося у человечества багажа для того, чтобы тот стал полноценным членом социума, в котором живет.

2. «Человек — семя» имеет генетически заложенную сущность, образовательную заданность и соответствующую программу развития. Образование в этом случае есть образовывайте человека, развитие его потенциальных качеств, заложенных в нем изначально и реализующихся в зависимости от имеющейся или создаваемой среды. Основу образования составляет самоопределение и продуктивная самореализация ученика по отношению ко всем значимым окружающим его областям. Похожесть человека на других людей определяется не столько передаваемым ему извне багажом, сколько изначальной тождественностью его потенциала с сущностью человечества.



Вокруг двух данных пониманий человека и соответствующих типов образования концентрируется и конструируется большинство педагогических систем и дидактических технологий. Наша задача состоит в различении этих оснований, что сделать не всегда просто. Дело в том, что одна и та же технология обучения, например, лекционно-семинарская система или практикум по решению задач, может строиться на личностном или неличностном образовательном фундаменте.

Блок самоопределения

Тема. Понятие «образование»

Сравните различные дефиниции (определения) понятия образования, выделите в каждом случае существенные признаки, которые закрепляются за ним. Составьте классификацию разных типов понимания образования.

«Главная социальная функция образования — передача опыта, накопленного предшествующими поколениями людей».

Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н. Скаткина. — М., 1982. С 101.


«Образование — это не только как бы передача знаний, наущение этим знаниям. В слове образование скрыто слово «образ», т. е. формирование самого себя». Ремизова И.И., Анишина Т.П. Проблема человека в философии образования // Философия образования для XXI века. М, 1992. С. 149.

«Образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; необходимое условие подготовки человека к жизни и труду». Краткий педагогический словарь пропагандиста. М, 1984. С. 157

Образование есть не что иное, как культура индивида. ... Сколько культурных ценностей, столько и видов образования». Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. С. 35

Образование — это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый». Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. С. 25.

«... Овладение системой знаний основ наук и соответствующих им умений и навыков, формирование научного мировоззрения и развитие познавательных сил и способностей — это и есть образование, а основной путь получения его — обучение». Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. М., 1957.

«Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Закон РФ «Об образовании» // Сборник законов Российской Федерации. М., 1999. С. 224.

«Образование (от русск. — создание образа) — это духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей». Бондаревская Е.В., Кульневич СВ. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-н/Д, 1999. С. 36.


. .Понятие «обучение». Чаще всего под обучением понимается «совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание»1. Деятельность учителя и ученика в процессе обучения разделяются весьма условно, поскольку обучение — непрерывный процесс их совместной работы.

Традиционно в обучении выделяются две составляющие — преподавание и учение. Под преподаванием понимается деятельность учителя по передаче ученикам знаний, умений и навыков, способов деятельности, жизненного опыта и т.п. Учение здесь — процесс приобретения учащимся передаваемого учителем содержания обучения. Преподавание в традиционном обучении доминирует над учением, что находит отражение в названиях частных дидактик (например, «методика преподавания истории»). Основное внимание тогда уделяется преподаванию (передаванию) учебного материала, а не деятельности учеников.

Парадигма обучения как преподавания и учения имеет длительную историю и сохраняется по сей день. Причина состоит в том, что долгое время учитель был основным источником информации, которую он сообщал ученикам, обучая их различным наукам. До сих пор используются термины «дать знания», «дать образование», а по отношению к взаимодействию учителей говорят «обменяться опытом». Понимание обучения как «передаточного» механизма некоторого содержания от учителя к ученикам предполагает формирующее воздействие педагога на ученика.

Обучение — организованный процесс взаимодействия учеников и учителей, направленный на решение учебных задач, в результате которого учащийся овладевает знаниями, умениями, навыками, развивает личностные качества.

В то же время существуют иные понимания обучения, отрицающие возможность «передачи образования». Знания, умения и навыки — не вещественные предметы, которые можно передать. Они образуются в результате активности ученика, в ходе его собственной деятельности. Непередаваем также и опыт — эмпирическое познание действительности, осуществляемое тем, кому в конечном итоге и принадлежат результаты его деятельности.

Содержание образования возникает в процессе образовательной деятельности учащегося.

Процесс обучения сопровождается и характеризуется внутренними личностными изменениями ученика, его развитием. Обучение, имеющее основной целью развитие физических, познавательных, нравственных и иных способностей учащихся на основе их индивидуальных возможностей, называется развивающим обучением. Учитель в данном случае не столько передает детям знания, сколько организует их учебную деятельность по отношению к изучаемому предмету. Психолого-педагогическое обоснование развивающего обучения в нашей стране осуществлено Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Л.В. Занковым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и реализуется на практике их последователями.


Парадигма приоритета целей и ценностей ученика, первичной роли его деятельности и вторичности деятельности учителя как организатора учебного процесса нашла отражение в различных типахличпостно-ориентированного обучения. Обучение в этом случае понимается как совместная деятельность ученика и учителя, которая направлена на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе освоения изучаемых дисциплин. Вопросами разработки психолого-педагогических и дидактических основ личностно-ориентированного обучения занимаются современные отечественные ученые: Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, С. В. Кульневич, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др.

В основе личностно-ориентированной парадигмы обучения — признание уникальной сущности каждого ученика и индивидуальности его учебной траектории. Роль учителя заключается не в передаче знаний, умений и навыков, а в организации соответствующей образовательной среды, в которой ученик обучается, опираясь на личностный потенциал и используя соответствующую технологию обучения.

В зависимости от применяемых образовательных технологий личностно-ориентированное обучение имеет разновидности: природосообразное, проблемное, эвристическое и др.

Личностно-ориентированный смысл образования может быть заложен в любом типе обучения. Например, программированное или дистанционное обучение могут иметь в своей основе личностную ориентацию, а могут и не иметь ее. Личностная ориентация — один из критериальных признаков обучения любого типа или вида. Если человек (ученик, учитель), его природные, личностные и индивидуальные особенности учитываются при проектировании, осуществлении и диагностике образовательного процесса и способны оказывать влияние на него, то говорят о гуманистическом личностно-ориентированном обучении.

Дискуссия. Сторонники обучения как передачи знаний иногда тоже называют свой подход личностно-ориентированным, поскольку адаптируют предназначенный для усвоения учебный материал в соответствии с особенностями разных групп учеников, например, разделяют материал на уровни сложности. Обоснуйте или опровергните эти аргументы.

Таким образом, содержание понятия «обучение» зависит от того, какая педагогическая парадигма лежит в основе образования. Формирующее обучение «передаточного» типа отличается от развивающего или природосообразного тем, что имеет в своей основе Формулу «с предметом к детям», тогда как личностно-ориентированное обучение строится по принципу «с детьми к предмету».