Файл: Современная дидактика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 2057

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По мнению В.В.Давыдова, «... школьное образование нужно ориентировать на сообщение таких знаний, которые дети могут усваивать в процессе теоретического обобщения и абстрагирования, приводящего их к теоретическим понятиям»2, т. е. знания все же «сообщались» ученикам, но с использованием дедуктивного подхода.

Психологическая плоскость, взятая за основу теоретиками и практиками развивающего обучения, объяснима необходимостью и важностью внесения в учебный процесс личностного, деятельностного начала. Разумеется, если бы ученые-педагоги попытались в то время менять устоявшееся содержание образования в направлении его личностной ориентации, изменить что-либо в школе им было бы еще труднее. Развивающее обучение предполагало именно усвоение учениками сообщаемых им знаний, но не так, как обычно, репродуктивно, а в процессе специально организованной «разносторонней» или «теоретической» деятельности.

Рассмотрим особенности развивающего обучения в различных концепциях его основателей.

1. Обучение на высоком уровне трудности. Преодоление учеником трудностей в «зоне ближайшего развития» ведет к развитию ученика и укрепляет его веру в собственные силы.

2. Ведущая роль теоретических знаний. Речь идет не о простом изучении теории, а о раскрытии в материале существенных связей, открытии закономерностей.

3. Высокий темп изучения материала. «Жвачка — злейший враг развития» (Л.В.Занков). Необходимость повторить изученное возникает при изучении нового, которое связывается с прежним.

4. Осознание школьниками процесса учения. Ученик осознает себя как субъект учебной деятельности: как мне лучше запоминается материал, что я нового узнал, как изменились мои представления о мире, как меняюсь я сам?

5. Систематическая работа над развитием всех учащихся. Не допускается разделение детей по способностям. Каждый продвигается в своем развитии в результате сотрудничества с разными по развитию детьми.

Дидактические принципы концепции В.В. Давыдова — Д.Б. Эль-конина:

1. Основным компонентом содержания образования является система научных понятий, на основе которой ученик овладевает общим принципом решения задач определенного типа.

2. Учебная деятельность ученика (начальной школы) нацелена не на чувственное наблюдение или эмпирическое мышление, а на абстрактно-теоретические формы мышления. Усвоение знаний происходит через движение от общего к частному и выяснение условий происхождения содержания понятий.


3. Содержанием учебной деятельности выступают теоретические знания, овладение которыми развивает у детей теоретическое сознание и мышление, а также творчески-личностный уровень осуществления практических видов деятельности.

4. Основным методом обучения выступает способ восхождения мысли ученика от абстрактного к конкретному: ученик анализирует с помощью учителя содержание учебного материала; выделяет в нем исходное общее отношение; обнаруживает его проявление в частных отношениях; фиксирует выделенное исходное общее отношение в знаковой форме, т. е. строит его содержательную абстракцию; продолжая анализ материала, раскрывает закономерную связь исходного отношения с его различными проявлениями, получая содержательное обобщение нужного предмета1.

5. «Школьники не создают понятий, образов, ценностей и норм общественной морали, а присваивают их в процессе учебной деятельности. Но при ее выполнении школьники осуществляют мыслительные действия, адекватные тем, посредством которых исторически вырабатывались эти продукты духовной культуры»2.

Обе системы развивающего обучения имеют обеспечение учебными программами и учебниками и находят широкое применение в школах России. В большей степени это относится к начальной школе. Попытки внедрить принципы развивающего обучения в среднее звено и в старшую школу пока не получили массового распространения.

Различные стороны дидактики советской школы исследованы в работах ученых, среди которых: Ш.А. Амонашвили, В. И. Андреев, Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, Е.В. Бондаревская, Ш.И. Ганелин, Е.Я. Голант, П.И. Груздев, Б.С. Гершунский, М.А. Данилов, В.К. Дьяченко, Б.П. Есипов, В.И. Журавлев, В.И. Загвязинский, Л.Я. Зорина, Д.Д. Зуев, В.В. Краевский, Т.В. Кудрявцев, B.C. Леднев, И.Я. Лернер, X. Лийтмес, А.В. Луначарский, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов, Н.Д. Никандров, И.Т. Огородников, М.М. Поташник, В.Г. Разумовский, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, А.В. Усова, Т.И. Шамова, С.Г. Шаповаленко, Н.М. Шахмаев, Г.И. Щукина и др.

Сколько существует дидактик? Исторический путь развития дидактических идей привел к тому, что сегодня имеются дидактики, различающиеся не только по философским или педагогическим основам, но и по степени общности и сферам применимости.

Блок самоопределения

Тема. Развивающее обучение в начальной школе

Автор учебника решил выступить оппонентом дидактическим основам развивающего обучения детей (речь идет о начальной школе). Проведите анализ различных подходов к обучению и отразите свое мнение в третьем столбце таблицы.



Концептуальные положения развивающего обучения

Альтернативные положения А.В.Хуторского

Мои комментарии

Обучение на высоком уровне трудности

Обучение от простого к сложному




Ведущая роль теоретических знаний

Ведущая роль практической деятельности




Высокий темп изучения материала

Индивидуальный темп изучения материала




Осознание школьниками процесса учения

Осознание учебного результата при его анализе может привести к потере его целостного образа, свойственного восприятию младших школьников




Не допускается разделение детей по способностям.

Обучение происходит дифференцированно





Основным компонентом содержания образования является система научных понятий

Содержание образования — весь окружающий мир




Основным методом обучения выступает способ восхождения мысли ученика от абстрактного к конкретному

Основным методом обучения выступает чувственное познание реального объекта с последующей фиксацией обнаруженных фактов и отысканием их взаимосвязей




Школьники не создают образовательных продуктов, а присваивают их в процессе Учебной деятельности

Школьники создают образовательные продукты на возможном для себя уровне и сравнивают их с общеизвестными




Различают теорию обучения «всех всему» (общая дидактика) и теорию обучения отдельным учебным предметам или в определенных типах учебных заведений (частные дидактики). Общая дидактика — теория обучения и образования, отрасль педагогики. Общая дидактика не является единой и универсальной. Ее принципы и другие элементы зависят от философско-педагогической концепции, которая принята за основу. Например, дидактика личностно-ориентированного обучения существенно отличается от социально-ориентированной дидактики или религиозной системы обучения. В то же время в разных дидактиках могут применяться одинаковые элементы теории, например, принцип наглядности, метод беседы или семинарская форма обучения.


Как и любая наука, общая дидактика изменяется и развивается. Например, телекоммуникационные технологии и Интернет-ресурсы оказывают влияние на изменение не только форм и содержания обучения, но и на принципы, цели и смысл образования; в результате на стыке педагогики и современных компьютерных технологий развивается дидактика дистанционного обучения.

Частные дидактики математики, литературы, физкультуры и т.п. рассматривают вопросы обучения применительно к соответствующим учебным предметам, причем на разных уровнях — от детского сада до средней и высшей школы. В связи с этим идея непрерывного образования требует создания различных частных дидактик обучения одному и тому же предмету в зависимости от возраста и уровня образования человека. При этом вузовское обучение осуществляется на основе дидактики высшей школы.

Частные дидактики называют еще методиками обучения, например, методикой обучения физике или методикой начального обучения. Их цель — исследовать закономерности, пути и средства обучения, воспитания и развития учащихся в процессе изучения соответствующей учебной дисциплины или группы дисциплин.

Дискуссия. Может ли отдельное учебное заведение, например, авторская школа, разработать и применять свою дидактику?

Обучение в разных типах учебных заведений имеет свои дидактические особенности, например, система обучения в лицеях или гимназиях отличается от дидактики, применяемой в воскресных школах, спортивных клубах, в домашнем образовании, форме экстерната или тьюторства; методика, используемая репетиторами для подготовки абитуриентов к поступлению в вузы иная, чем методика ТРИЗа (теории решения изобретательских задач). 40

Имеются дидактики, построенные для определенных обучающих систем или авторских методик. В авторских педагогических системах всегда есть соответствующие данным концепциям дидактики. Например, система Л.В.Занкова включает дидактику развивающего обучения в начальной школе; система развития одаренности школьников опирается на дидактическую эвристику; теория самообучения также имеет различные воплощения в зависимости от принципов, положенных в основу ее авторами.

Дидактика как система. Дидактика как наука описывается взаимосвязанными понятиями: смысл, цели, принципы, закономерности обучения, содержание, технологии, формы, методы, средства обучения, система контроля и оценки результатов обучения, рефлексия (самосознание) деятельности и др.

Смысл — внутренняя глубинная основа любой вещи или явления, его суть, ядро. «Смысловой единицей жизни» (А.Н.Леонтьев) может быть цель, позиция, мотив, потребность и др.


Связь этих понятий строится на определенных философских, методологических и психолого-педагогических основаниях. В зависимости от выбранных оснований конструируются различные дидактические системы, обеспечивающие достижение именно тех смысловых целей, которые задаются на глобальном мировоззренческом уровне. Вопросами такого уровня могут быть следующие: Кто есть человек? Что такое мир? Какова миссия человека в мире? Ответы на подобные вопросы задают смысловую ориентацию дидактической системы, разворачивющуюся затем в соответствующих целях и способах их достижения.

Различные дидактические системы предлагают разные цели и способы их достижения. Например, по Гербарту, цель обучения — формирование интеллектуальных умений ученика через следующую последовательность действий при ведущей роли педагога: изложение материала, понимание, обобщение, применение. У Дьюи цель обучения иная — развитие общих и умственных способностей ученика через его собственную практическую деятельность.

Главные вопросы дидактики: Зачем учить? Чему учить? Как Учить? Первый вопрос относится к смыслу обучения, второй — к его содержанию, третий — к формам и методам обучения, составляющим определенные образовательные технологии.

Дидактические системы могут иметь общие инструментальные элементы, например, одни и те же методы или средства обучения.

Однако общую результативность обучения будет определять вся дидактическая система в целом (рис. 1).


Смысл образования





Цели обучения





СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ




Образовательные технологии

Формы обучения

Методы обучения