Файл: Современная дидактика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 2070

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3) психологическая подготовка.

Дискуссия. Дистанционные олимпиады по различным предметам проводятся примерно один раз в месяц. С помощью каких других форм очных и дистанционных занятий можно выстроить целостную систему занятий, решающую общеобразовательные задачи одновременно с развитием креативных качеств учащихся?

Выполнение эвристических олимпиадных заданий развивает гуманитарные, эмоционально-образные, логические способности в направлении познания универсальных (метапредметных) объектов — символов, знаков, понятий, категорий. Метапредметная олимпиада связывает разные учебные дисциплины воедино, усиливает их основы с помощью интеграции в специально разрабатываемых заданиях. Например, задание «Составьте периодическую таблицу геометрических элементов» позволяет ученику ощутить общие принципы систематизации, найти продолжение идей таблицы Менделеева в области математики. 530

Задания олимпиады распределяются по отдельным номинациям, таким, как: «Идея», «Образ», «Слово», «Закономерность», «Символ», «Эксперимент», «Конструкция» и др. Задания олимпиады состоят из 4-5 номинаций. Например, метапредметная номинация «Исследование» формулируется следующим образом: «Проведите комплексное исследование трех объектов: слово «пружина», идея пружины, сама пружина».

Чтобы выполнить задания эвристической олимпиады, ученики осуществляют такие виды деятельности, как наблюдение, эксперимент, моделирование, символотворчество, конструирование, прогнозирование, эмпатию, фантазирование, рефлексию и др. Деятельность учеников предусматривает применение ими универсальных эвристических методов познания объекта или решения проблемы: установление закономерности, образное представление объекта, создание алгоритмадействий. Чтобы каждому ученику дать возможность максимально проявить свою индивидуальность, совокупность олимпиадных заданий охватывает обычно широкий набор различных видов учебной деятельности: логических, образных, практических. Привлекательность дистанционной олимпиады возрастает при использовании в заданиях элементов мультимедийных технологий — графики, анимации, звука, видео, а также программных средств, усиливающих интерактивность участника.

Для участия в дистанционной олимпиаде нужен по крайней мере один компьютер с модемом и адресом электронной почты. Занимается организацией олимпиады на месте локальный координатор — учитель или родитель ученика. Именно он обеспечивает отсылку заявки в оргкомитет, получает задания олимпиады, организует на месте ее проведение в своей группе и пересылает работы в оргкомитет олимпиады. Оргкомитет высылает рекомендации по проведению олимпиад на местах, кроме того, каждая школа находит для себя удобные варианты организации такой работы, включая ее в общешкольный план.


Выполнение заданий участниками происходит в форме, определяемой условиями олимпиады. Наиболее доступной формой проведения дистанционной олимпиады является электронная почта. В Данном случае всем участникам (их местным координаторам) оргкомитет рассылает задания, которые выполняются в заданный период времени и отсылаются обратно. Выполнение заданий происходит, как правило, течение 2-3 часов с перерывами для отдыха. В случае отсутствия в школе необходимого числа компьютерных посадочных мест ученики выполняют задания в «бумажном» варианте. После этого учителя или другие помощники помогают им набрать на компьютере ответы, особенно младшим школьникам.

Более широкие возможности для проведения дистанционной олимпиады предоставляет «Всемирная паутина»: задания на вебсайте открываются для одновременного доступа к ним зарегистрированных участников в заранее обозначенное время; выполненные задания остаются на сайте для проверки.

Выполненные учениками работы отсылаются в оргкомитет олимпиады по электронной почте в тот же день. Затем эти работы отправляются в жюри. Жюри оценивает каждую работу индивидуально, ориентируясь на такие критерии, как оригинальность, продуктивность, мировоззренческая глубина, степень использования технических возможностей, графическое оформление и др.

Подведение итогов и определение победителей олимпиады происходит в каждой возрастной группе по сумме баллов, набранных учениками по всем номинациям. Кроме того, жюри определяет лауреатов олимпиады за достижения в отдельных номинациях. Оценивание проводит дистантное жюри (его члены могут находиться в разных городах). Результаты рассылаются участникам и публикуются на веб-сайте для общего обозрения.

РЕЗЮМЕ

В дистанционном обучении участвуют различные субъекты: дистанционный педагог, очный педагог (не всегда), технический инструктор, координатор или администратор дистанционного обучения, локальный (местный) координатор, авторы-разработчики учебных материалов.

Классы в дистанционной школе возможны двух типов: синхронные, работающие по одной программе с общим стартовым началом; асинхронные, в которые учащиеся принимаются не одновременно, а в разное время в течение дня, недели, всего учебного года.

Организационные и педагогические возможности дистанционного обучения реализуются с помощью средств телекоммуникаций: E-mail — электронная почта; тематические списки рассылки, электронные журналы, конференции Usenet, Chat, ICQ, видеоконференции, WWW — навигация, активные каналы для подписки на веб-сайты, веб.-конференции, FTP-серверы, факсимильные услуги, IP-телефония, мобильный телефон с поддержкой Wap или i-mode.



Дистанционные занятия проводятся как элементы целостного дистанционного курса (все ученики удалены от педагога), либо как элемент очного обучения (учитель использует ресурсы и технологии Интернет в очном учебном процессе).

Проектирование дистанционного курса включает в себя этап составления целостного обзора и уточнения применяемых видов дистанционных занятий: демонстрационных версий, вводных занятий, индивидуальных занятий-консультаций, дистанционных конференций, чат-занятий, веб-занятий, дистанционных олимпиад и др.

Разработка каждого из видов дистанционных занятий требует учета его специфики. Например, дистанционная конференция по электронной почте позволяет организовать асинхронную работу дистанционных учащихся; основная задача подготовки веб-занятия — смоделировать такую структуру сайта, которая позволяла бы организовывать учебную деятельность дистантных учащихся и приводить их к созданию образовательного продукта.

Интенсивной формой реализации творческого потенциала учащихся являются дистанционные эвристические олимпиады. Одновременное участие в олимпиаде большого количества учащихся, расположенных в разных школах, городах и странах, создает эффект их творческого единения и соревновательного сотрудничества. Чтобы принять участие в дистанционной олимпиаде, достаточно иметь электронную почту.

ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ

1. С помощью каких средств можно создавать и поддерживать мотивацию удаленного от педагога ученика?

2. Должно ли дистанционное обучение вестись по особым образовательным программам (тогда в чем их специфика?) или для этого достаточно использовать существующие программы очных учебных курсов?

3. В дистанционном обучении существуют дистанционные семинары, конференции, олимпиады, практикумы. Предложите такую форму дистанционного занятия, у которой в принципе нет очного аналога.

4. Как организовать контроль обучения удаленных учеников, чтобы выявить и оценить их действительные результаты?

5. Какие творческие умения учащихся наиболее развиваемы с помощью ресурсов и технологий сети Интернет?

Дидактический практикум

Тема 22. Дистанционные занятия

1. Выберите один из видов дистанционных занятий (чат-занятие, веб-занятие, дистанционная олимпиада и т.п.) и разработайте его структуру в соответствии сданным планом:

- Тема занятия, учебный курс, класс.

- Тип занятия.

- Девиз, цитата и т.п.

- Цели занятия (относительно учеников, учителя, их совместной деятельности)


- Предполагаемый состав учащихся — возраст, количество, местонахождение.

- Проблема занятия или главный вопрос.

- Предполагаемый образовательный продукт, который будет создан учащимся.

- Перечень знаний, умений, навыков, способностей, которые предполагается развивать или осваивать на данном занятии.

- Краткий план занятия с указанием времени на каждый пункт плана. Примерные вопросы, творческие задания и др.

- Перечень видов деятельности дистантных учащихся на протяжении дистанционного занятия.

- Перечень видов деятельности дистантного педагога и других возможных участников занятия.

- Перечень материалов, необходимых для занятия (ссылки на веб-сайты, собственные веб-квесты, тексты «бумажных» пособий, необходимые лабораторные материалы, CD-Rom и др.).

- Способы и формы проверки и оценки полученных учениками результатов.

- Рефлексивные задания на занятии, формы самооценки или взаимооценки учащихся на занятии.

- Способы оценки результативности всего занятия.

ЛИТЕРАТУРА

Андрианова Г.А. Методика организации обучающей дистанционной конференции // Интернет. Общество. Личность: Международная конференция. СПб., 1999. С. 130-132.

Интернет-технологии в открытом образовании // Материалы семинара. М., 2000.

Косятин Ю.В:Осяоъы дидактики для преподавателей системы дистанционного обучения. М., 2006.

На урок — в Интернет! Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года» / Под. ред. А.В. Хуторского. М., 2000.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования:

Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров /

Под ред Е.С. Полат. М., 1999. Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению.

М., 2000. Хуторской А.В. На урок — к дистанционному учителю // Мир Internet. 2000.

№ 8. С. 26-29.

Итоговая рефлексия (глава 6)

1. Восстановите этапы своего изучения данной главы в форме обнаруженных вами ключевых проблем и противоречий. Изложите ход ваших мыслей и действий по отношению к дискуссионным вставкам в текст учебника, блокам самоопределения, вопросам и заданиям в конце параграфов, дидактическому практикуму.

2. Каковы основные результаты вашей деятельности по отношению к теме «Дистанционное обучение»? Результаты оформите в виде таблицы (заполните те пункты, в которых вами получены наиболее существенные результаты):

Проблематика дистанционного обучения

Мои основные результаты освоения данного компонента (обнаруженная проблема, противоречие, личное приращение и т.д.)

Виды деятельности, благодаря которым достигнуты эти результаты

1. Преимущества дистанционного обучения перед очным







2. Понятие «дистанционное обучение»







3. Интернет-образование







4. Виртуальное образование







5. Принципы дистанционного обучения







6. Типы дистанционного обучения








7, Школьный телекоммуникационный центр







8. Элементы дистанционных занятий







9. Средства дистанционных коммуникаций







10. Разработка дистанционного курса







11. Виды дистанционных занятий










  1. Сформулируйте свое личностное педагогическое приращение по теме «Д| станционное обучение» и причины, благодаря которым оно произошло. Запишите цели своего дальнейшего освоения данного курса.