ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 2070
Скачиваний: 36
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3) психологическая подготовка.
Дискуссия. Дистанционные олимпиады по различным предметам проводятся примерно один раз в месяц. С помощью каких других форм очных и дистанционных занятий можно выстроить целостную систему занятий, решающую общеобразовательные задачи одновременно с развитием креативных качеств учащихся?
Выполнение эвристических олимпиадных заданий развивает гуманитарные, эмоционально-образные, логические способности в направлении познания универсальных (метапредметных) объектов — символов, знаков, понятий, категорий. Метапредметная олимпиада связывает разные учебные дисциплины воедино, усиливает их основы с помощью интеграции в специально разрабатываемых заданиях. Например, задание «Составьте периодическую таблицу геометрических элементов» позволяет ученику ощутить общие принципы систематизации, найти продолжение идей таблицы Менделеева в области математики. 530
Задания олимпиады распределяются по отдельным номинациям, таким, как: «Идея», «Образ», «Слово», «Закономерность», «Символ», «Эксперимент», «Конструкция» и др. Задания олимпиады состоят из 4-5 номинаций. Например, метапредметная номинация «Исследование» формулируется следующим образом: «Проведите комплексное исследование трех объектов: слово «пружина», идея пружины, сама пружина».
Чтобы выполнить задания эвристической олимпиады, ученики осуществляют такие виды деятельности, как наблюдение, эксперимент, моделирование, символотворчество, конструирование, прогнозирование, эмпатию, фантазирование, рефлексию и др. Деятельность учеников предусматривает применение ими универсальных эвристических методов познания объекта или решения проблемы: установление закономерности, образное представление объекта, создание алгоритмадействий. Чтобы каждому ученику дать возможность максимально проявить свою индивидуальность, совокупность олимпиадных заданий охватывает обычно широкий набор различных видов учебной деятельности: логических, образных, практических. Привлекательность дистанционной олимпиады возрастает при использовании в заданиях элементов мультимедийных технологий — графики, анимации, звука, видео, а также программных средств, усиливающих интерактивность участника.
Для участия в дистанционной олимпиаде нужен по крайней мере один компьютер с модемом и адресом электронной почты. Занимается организацией олимпиады на месте локальный координатор — учитель или родитель ученика. Именно он обеспечивает отсылку заявки в оргкомитет, получает задания олимпиады, организует на месте ее проведение в своей группе и пересылает работы в оргкомитет олимпиады. Оргкомитет высылает рекомендации по проведению олимпиад на местах, кроме того, каждая школа находит для себя удобные варианты организации такой работы, включая ее в общешкольный план.
Выполнение заданий участниками происходит в форме, определяемой условиями олимпиады. Наиболее доступной формой проведения дистанционной олимпиады является электронная почта. В Данном случае всем участникам (их местным координаторам) оргкомитет рассылает задания, которые выполняются в заданный период времени и отсылаются обратно. Выполнение заданий происходит, как правило, течение 2-3 часов с перерывами для отдыха. В случае отсутствия в школе необходимого числа компьютерных посадочных мест ученики выполняют задания в «бумажном» варианте. После этого учителя или другие помощники помогают им набрать на компьютере ответы, особенно младшим школьникам.
Более широкие возможности для проведения дистанционной олимпиады предоставляет «Всемирная паутина»: задания на вебсайте открываются для одновременного доступа к ним зарегистрированных участников в заранее обозначенное время; выполненные задания остаются на сайте для проверки.
Выполненные учениками работы отсылаются в оргкомитет олимпиады по электронной почте в тот же день. Затем эти работы отправляются в жюри. Жюри оценивает каждую работу индивидуально, ориентируясь на такие критерии, как оригинальность, продуктивность, мировоззренческая глубина, степень использования технических возможностей, графическое оформление и др.
Подведение итогов и определение победителей олимпиады происходит в каждой возрастной группе по сумме баллов, набранных учениками по всем номинациям. Кроме того, жюри определяет лауреатов олимпиады за достижения в отдельных номинациях. Оценивание проводит дистантное жюри (его члены могут находиться в разных городах). Результаты рассылаются участникам и публикуются на веб-сайте для общего обозрения.
РЕЗЮМЕ
В дистанционном обучении участвуют различные субъекты: дистанционный педагог, очный педагог (не всегда), технический инструктор, координатор или администратор дистанционного обучения, локальный (местный) координатор, авторы-разработчики учебных материалов.
Классы в дистанционной школе возможны двух типов: синхронные, работающие по одной программе с общим стартовым началом; асинхронные, в которые учащиеся принимаются не одновременно, а в разное время в течение дня, недели, всего учебного года.
Организационные и педагогические возможности дистанционного обучения реализуются с помощью средств телекоммуникаций: E-mail — электронная почта; тематические списки рассылки, электронные журналы, конференции Usenet, Chat, ICQ, видеоконференции, WWW — навигация, активные каналы для подписки на веб-сайты, веб.-конференции, FTP-серверы, факсимильные услуги, IP-телефония, мобильный телефон с поддержкой Wap или i-mode.
Дистанционные занятия проводятся как элементы целостного дистанционного курса (все ученики удалены от педагога), либо как элемент очного обучения (учитель использует ресурсы и технологии Интернет в очном учебном процессе).
Проектирование дистанционного курса включает в себя этап составления целостного обзора и уточнения применяемых видов дистанционных занятий: демонстрационных версий, вводных занятий, индивидуальных занятий-консультаций, дистанционных конференций, чат-занятий, веб-занятий, дистанционных олимпиад и др.
Разработка каждого из видов дистанционных занятий требует учета его специфики. Например, дистанционная конференция по электронной почте позволяет организовать асинхронную работу дистанционных учащихся; основная задача подготовки веб-занятия — смоделировать такую структуру сайта, которая позволяла бы организовывать учебную деятельность дистантных учащихся и приводить их к созданию образовательного продукта.
Интенсивной формой реализации творческого потенциала учащихся являются дистанционные эвристические олимпиады. Одновременное участие в олимпиаде большого количества учащихся, расположенных в разных школах, городах и странах, создает эффект их творческого единения и соревновательного сотрудничества. Чтобы принять участие в дистанционной олимпиаде, достаточно иметь электронную почту.
ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ
1. С помощью каких средств можно создавать и поддерживать мотивацию удаленного от педагога ученика?
2. Должно ли дистанционное обучение вестись по особым образовательным программам (тогда в чем их специфика?) или для этого достаточно использовать существующие программы очных учебных курсов?
3. В дистанционном обучении существуют дистанционные семинары, конференции, олимпиады, практикумы. Предложите такую форму дистанционного занятия, у которой в принципе нет очного аналога.
4. Как организовать контроль обучения удаленных учеников, чтобы выявить и оценить их действительные результаты?
5. Какие творческие умения учащихся наиболее развиваемы с помощью ресурсов и технологий сети Интернет?
Дидактический практикум
Тема 22. Дистанционные занятия
1. Выберите один из видов дистанционных занятий (чат-занятие, веб-занятие, дистанционная олимпиада и т.п.) и разработайте его структуру в соответствии сданным планом:
- Тема занятия, учебный курс, класс.
- Тип занятия.
- Девиз, цитата и т.п.
- Цели занятия (относительно учеников, учителя, их совместной деятельности)
- Предполагаемый состав учащихся — возраст, количество, местонахождение.
- Проблема занятия или главный вопрос.
- Предполагаемый образовательный продукт, который будет создан учащимся.
- Перечень знаний, умений, навыков, способностей, которые предполагается развивать или осваивать на данном занятии.
- Краткий план занятия с указанием времени на каждый пункт плана. Примерные вопросы, творческие задания и др.
- Перечень видов деятельности дистантных учащихся на протяжении дистанционного занятия.
- Перечень видов деятельности дистантного педагога и других возможных участников занятия.
- Перечень материалов, необходимых для занятия (ссылки на веб-сайты, собственные веб-квесты, тексты «бумажных» пособий, необходимые лабораторные материалы, CD-Rom и др.).
- Способы и формы проверки и оценки полученных учениками результатов.
- Рефлексивные задания на занятии, формы самооценки или взаимооценки учащихся на занятии.
- Способы оценки результативности всего занятия.
ЛИТЕРАТУРА
Андрианова Г.А. Методика организации обучающей дистанционной конференции // Интернет. Общество. Личность: Международная конференция. СПб., 1999. С. 130-132.
Интернет-технологии в открытом образовании // Материалы семинара. М., 2000.
Косятин Ю.В:Осяоъы дидактики для преподавателей системы дистанционного обучения. М., 2006.
На урок — в Интернет! Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года» / Под. ред. А.В. Хуторского. М., 2000.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования:
Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров /
Под ред Е.С. Полат. М., 1999. Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению.
М., 2000. Хуторской А.В. На урок — к дистанционному учителю // Мир Internet. 2000.
№ 8. С. 26-29.
Итоговая рефлексия (глава 6)
1. Восстановите этапы своего изучения данной главы в форме обнаруженных вами ключевых проблем и противоречий. Изложите ход ваших мыслей и действий по отношению к дискуссионным вставкам в текст учебника, блокам самоопределения, вопросам и заданиям в конце параграфов, дидактическому практикуму.
2. Каковы основные результаты вашей деятельности по отношению к теме «Дистанционное обучение»? Результаты оформите в виде таблицы (заполните те пункты, в которых вами получены наиболее существенные результаты):
Проблематика дистанционного обучения | Мои основные результаты освоения данного компонента (обнаруженная проблема, противоречие, личное приращение и т.д.) | Виды деятельности, благодаря которым достигнуты эти результаты |
1. Преимущества дистанционного обучения перед очным | | |
2. Понятие «дистанционное обучение» | | |
3. Интернет-образование | | |
4. Виртуальное образование | | |
5. Принципы дистанционного обучения | | |
6. Типы дистанционного обучения | | |
7, Школьный телекоммуникационный центр | | |
8. Элементы дистанционных занятий | | |
9. Средства дистанционных коммуникаций | | |
10. Разработка дистанционного курса | | |
11. Виды дистанционных занятий | | |
-
Сформулируйте свое личностное педагогическое приращение по теме «Д| станционное обучение» и причины, благодаря которым оно произошло. Запишите цели своего дальнейшего освоения данного курса.