Файл: Современная дидактика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 2173

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В чат-конференции работа ведущего происходит как со всеми участниками конференции, так и в отдельной виртуальной комнате с теми участниками, которые хотят обсудить возникший вопрос или проблему лично с ведущим. Точно так же участники конференции могут начать беседу между собой в частном режиме. Возникающая при этом проблема утраты со стороны ведущего функций контроля над деятельностью участников решается при наличии у него контрольных вопросов, тестов и заданий, направленных на создание учащимися итогового образовательного продукта в конференции, а также при владении методиками групповой и парной работы с учащимися.

Дистанционная конференция, проводимая с помощью электронной почты в режиме списка рассылки, имеет преимущества перед чат-занятием. Данный вид конференции предпочтительнее, так как большинство российских школ еще не имеют прямого доступа в сеть Интернет. Создание образовательного списка рассылки в разных его вариантах: свободном, моделируемом, имеющем ограничения к доступу и другие, позволяет организовать работу дистанционных учащихся в соответствии с решаемыми педагогическими задачами.

У дистанционной конференции, проводящейся с помощью электронной почты, есть существенное преимущество перед беседой в реальном времени — больший период времени, который имеют участники на обдумывание своих вопросов, ответов и суждений. Это позволяет ученику тщательно подготовить свой ответ, привести его в соответствие с заданными требованиями. В чат-занятии из-за ограниченного времени трудно избежать малосодержательных реплик, но общение в реальном времени оказывается более интенсивным. По электронной почте участники могут высылать иллюстративный материал, мультимедийную информацию, которую в обычных чат-программах представить затруднительно.

Дискуссия. Возможно ли эффективное одновременное использование во время занятия таких форм телекоммуникации, как чат, веб-форум и электронная почта?

Перечислим виды деятельности участников дистанционных конференций в режимах чата и списка рассылки.

1. Представление участником конференции себя и своей работы по предложенному алгоритму. Подобные сообщения позволяют Участникам конференции познакомиться друг с другом, с образовательными результатами каждого из них, что представляет собой содержательную основу для последующей коммуникативной деятельности.

2. Прямой вопросно-ответный вид деятельности. При отсутствии педагогических навыков формулирования вопросов данный вид деятельности может быстро угасать, поэтому ограничиваться только вопросами и ответами нежелательно.


3. Комментарии координатора и участников конференции к уже данным ответам на поставленные вопросы. Этот вид деятельности позволяет узнать мнение большинства участников по обсуждаемым проблемам, раскрыть поставленную тему.

4. Игровая деятельность, позволяющая провести в ходе конференции небольшие конкурсы по созданию дистанционными учащимися образовательных продуктов. Такой вид деятельности требует подготовительной работы от ведущего, аналогично тому, как происходит подготовка к очным игровым урокам.

5. Подведение образовательных итогов дистанционной конференции. Текущая и итоговая рефлексия участниками конференции совместной обучающей деятельности, осознание своих достижений и проблем. Планирование будущей деятельности.

Выявление педагогических, организационных и технических особенностей того или иного вида обучающей конференции помогает ее организаторам разрабатывать структуру и методы проведения дистанционных телекоммуникаций, эффективно решать комплекс специфических в каждом случае образовательных задач.

Веб-занятие. Рассмотрим план разработки учебного материала для дистантного занятия, которое предназначено для размещения на образовательном веб-сайте. Основная задача педагога-разработчика — смоделировать такую структуру занятия, которая позволяла бы организовывать учебную деятельность дистантных учащихся и приводить их к созданию образовательного продукта.

Разработанный учебный материал представляется в html-формате в виде нескольких страниц, связанных гиперссылками между собою и с необходимыми страницами из сети Интернет.

Предлагаемый ниже алгоритм разработки веб-занятия обозначает структуру и содержание учебного материала для отдельного занятия дистанционного курса.

1. Определите вид, форму и тему занятия, для которого будет разрабатываться учебный материал.

2. Сформулируйте и запишите основную цель, которую по вашему предположению должен будет достигать дистантный ученик (разные группы учеников) после работы с веб-материалом. Эту цель необходимо задать в форме образовательного продукта ученика, созданного им в ходе работы с учебными материалами.

3. Определите основные тематические блоки (модули), из которых будет состоять материал. Дайте им названия и укажите их краткое содержание. Эти блоки (в конечном итоге — отдельные html-страницы) в своей совокупности будут представлять пространственно связанную ссылками гиперсистему.



Дайте перечень не менее пяти блоков-модулей по своему занятию, учитывая следующую их типологию:

— мотивационный блок;

— диагностический блок;

— вводный блок;

— справочные материалы;

— дефиниции, разъяснения терминов, имен, понятий и т.п.;

— проблемные блоки, требующие от учащегося самоопределения относительно предъявленных ему противоречий или подходов;

— вариативные блоки (гипертекстовые «развилки», позволяющие учащемуся выбирать индивидуальную траекторию дальнейшей деятельности);

— творческие задания, ориентированные на создание учащимся продукта;

— упражнения;

— различные классификации;

— консультационный блок;

— блок перехода к другим типам и видам занятий (последующим, предыдущим);

— поощрительный блок;

— контрольный блок;

— рецензирование;

— тестовый блок;

— рефлексивный блок;

— самооценочный блок.

4. Для каждого из выбранных блоков-модулей приводится примерное учебное содержание и устанавливается его место в системе гиперссылок на другие страницы. Полезно изобразить блок-схему, структурно связывающую весь материал. Можно ограничиться текстовой формой блоков, отмечая, где и какая впоследствии возможна графика, анимация или другие средства. Если у разработчика веб-занятия есть опыт создания html-страниц, то лучше сразу оформлять свои страницы в гипертекстовом формате.

5. Гиперссылки в учебном материале могут применяться двух типов — внутренние (на страницы с этого же сайта) и внешние (на страницы из сети Интернет). С помощью поисковых систем можно найти подходящий для разрабатываемого занятия учебный материал. Найдите и вставьте в свой материал ссылки на образовательные ресурсы Интернет, имеющие органичную связь с текстом занятия и отвечающие его целям.

Основная задача, которая решается при формировании содержания учебного материала для веб-занятия, — это управление с его помощью образовательной деятельностью дистантных учащихся. Во время разработки учебного материала необходимо отдавать себе отчет, какую деятельность ученик выполнит с помощью того или иного материала, какую образовательную продукцию будет создавать.

Материал веб-занятия не должен быть предназначен лишь для усвоения. С помощью различных средств необходимо провести дистантного ученика через определенные формы и виды деятельности, чтобы он при этом не просто смотрел и читал материал, но и создавал что-либо сам — записывал, искал, составлял, анализировал, спорил, решал, оценивал и т.д. Для этого ему предлагаются способы оформления его образовательного продукта и их последующей пересылки преподавателю, другим специалистам или учащимся.


Дискуссия. Каким образом учитель может управлять деятельностью удаленных учеников, занимающихся с помощью материала, подготовленного и размещенного на веб-сайте?

Дистанционная олимпиада. Интенсивной формой реализации творческого потенциала учащихся являются дистанционные эвристические олимпиады, которые проводит Центр дистанционного образования «Эйдос» — www.eidos.ru/olymp/. Олимпиады проводятся по всем учебным предметам. С 1997 г. в этих олимпиадах приняло участие почти 100 тыс. школьников.

Эвристические олимпиады включают задания, на которые нет готовых ответов. В то же время содержание заданий связано с базовыми общеобразовательными стандартами. В отличие от традиционных олимпиад, на эвристических олимпиадах ученики соревнуются не в умении решать трудные задачи, а в способности сочинять, изобретать, открывать новое, предлагать собственные версии, конструировать модели, создавать закономерности. Интерактивность, оригинальность и оперативность таких олимпиад делают их популярными среди учеников и учителей.

Одновременное участие в олимпиаде большого количества учащихся, расположенных в разных школах, городах и странах, создает эффект их творческого единения и соревновательного сотрудничества. Экономически и организационно участвовать в дистанционных олимпиадах эффективнее, чем в очных, поскольку не надо тратить время и ресурсы на отборочные туры, переезды. Чтобы принять участие в дистанционной олимпиаде, достаточно иметь электронную почту. Иногда требуется доступ к «Всемирной паутине», например, для того чтобы познакомиться с материалами предыдущих олимпиад или принять участие в итоговой чат-конференции среди призеров и локальных координаторов олимпиады.

Эвристическая олимпиада носит обучающий характер, поскольку стимулирует творческую деятельность, побуждает пересматривать технологию изучения «общепринятых» вопросов, зачастую меняет отношение детей и педагогов к образованию. По мнению педагогов и участников эвристических олимпиад, систематическое участие в них повышает креативность учебного процесса в школе.

Дистанционная олимпиада демократична по своей сути, так как позволяет принимать в ней участие городским гимназиям и школам «из глубинки», организованным группам и индивидуальным ученикам, имеющим дома подключение к Интернет. Олимпиада проводится в различных возрастных группах от 6 до 16 лет, есть также категория «взрослые». Участниками олимпиады становятся ученики или их группы, приславшие заявки в установленной форме в оргкомитет олимпиады.


Эвристическая олимпиада бывает предметной, т. е. проводится по конкретному учебному предмету, например, по русскому языку, а также метапредметной — выходящей за рамки отдельных дисциплин. Предметные олимпиады включают задания, относящиеся к понятиям, явлениям и проблемам в конкретной образовательной области или предмете. Основой содержания дистанционной метапредметной олимпиады являются фундаментальные метапредметные объекты, имеющие проявление в разных учебных курсах; например, понятие точки выступает одновременно объектом не только математики и словесности, но и живописи, физики, философии.

Дистанционная эвристическая олимпиада по отдельным предметам позволяет решать многие общеобразовательные задачи: развитие умений исследовать объекты и генерировать идеи в конкретной образовательной области, выражать мысли в письменной и графической форме, оперировать информйцией по теме с помощью компьютерных средств. Центр «Эйдос» проводит дистанционные эвристические олимпиады по математике, русскому языку, физике, химии, естествознанию, иностранному языку, географии, экономике, физкультуре и другим предметам, в каждой из которых принимают участие до 4000 и более школьников, находящихся в самых разных регионах страны.

Задания метапредметной олимпиады составляются, как правило, без «привязки» к учебным программам по школьным дисциплинам, что позволяет на равных соревноваться в творчестве ученикам с достаточной разницей в возрасте и уровне базовых знаний. Опыт показывает, что эвристические способности не определяются возрастом участника, наоборот, иногда идеи пятиклассника оказываются ярче и оригинальнее работ выпускника школы.

Подготовка к эвристической олимпиаде происходит как на обычных уроках по школьным предметам, так и на специальных занятиях, организуемых вне рамок традиционного общеобразовательного процесса, например, в домашних условиях, в мастерских или на факультативах.

Подготовка учеников к дистанционной эвристической олимпиаде проводится в трех направлениях:

1) освоение эвристических методов решений, тренировка и развитие универсальных эвристических навыков, приобретение опыта решения открытых заданий;

2) общетехническая компьютерная подготовка, освоение способов оформления и пересылки творческих результатов по электронной почте.