Файл: Современная дидактика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 2074

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


14.2. Цели курса относительно педагога (выражаются в виде предполагаемых для него результатов).

14.3. Совместные цели для дистанционного педагога и учащихся.

15. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. Перечень основных разделов и тем курса, указание предполагаемых периодов времени, необходимых для освоения учащимися (в часах, днях или неделях).

16. БАЗОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КУРСА (лекционно-семинарско-зачетная система; лабораторно-практическая система; проектная система; эвристическая технология обучения и др.).

17. ВИДЫ И ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ДИСТАНТНЫХ УЧАЩИХСЯ:

17.1. Виды очных занятий (перечень с краткой характеристикой особенностей каждого вида занятий).

17.2. Виды дистантных занятий (перечень с краткой характеристикой особенностей каждого вида занятий).

17.3. Виды самообразования (перечень с краткой характеристикой особенностей каждого вида занятий).

18. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ, ОЦЕНКИ И СЕРТИФИКАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ (конкретное описание способов промежуточной и итоговой диагностики и оценки обучения).

III. ТЕХНИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

18. Компьютерная платформа (Windows 2000/ХР и др.)

19. Необходимое программное обеспечение для учащихся (Netscape Messenger; текстовый редактор типа Word; графический редактор типа Photoshop и т.д.).

20. Телекоммуникационная среда обучения (E-mail; E-mail и Chat; WWW, E-mail и Chat, видеосвязь, комплексная специализированная программа типа ClassPoint и т.п.)

21. Виды и формы представления сопроводительных образовательных материалов («бумажные» издания, компакт-диски, электронные библиотеки, Интернет-массивы, справочные материалы, материалы на веб-сайте и т.д.).

IV. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ И АДМИНИСТРИРОВАНИЯ КУРСА

22. Педагогический, технический и административный персонал (перечислить должности и охарактеризовать функции

каждого).

23. Необходимость баз данных (каких и для чего), условия их предоставления или поиска учащимися.

24. Краткое описание основных процедур администрированием курса (регистрация участников, рассылка материалов, участие в различных видах деятельности, промежуточная диагностика, итоговая оценка, решение возможных проблем и др.).

Последующие действия предполагают разработку положения о курсе, продумывание условий его реализации и сопровождения, разработку отдельных дистанционных занятий.

Виды дистанционных занятий. Дистанционные занятия, проводимые в рамках дистанционного курса, довольно многообразны.

Перечислим некоторые из них.

1. Демонстрационная версия занятия по курсу. Такое занятие играет в основном рекламную роль и включает в себя наиболее выигрышные темы и виды деятельности по курсу. Это может быть модель дистанционного диалога педагога и учащегося, игровое или тестовое задание. В любом случае демоверсия имеет целью привлечь внимание учащихся, обеспечить их мотивацию и активную последующую деятельность.


2. Вводное занятие по курсу. Его цель — ввести учащихся в проблематику курса, предложить им выполнить обзор предстоящих занятий, охватить весь курс целостно. Вводное занятие может быть проведено на материале из истории изучаемой темы или опираться на личный опыт учащихся. Структуру и содержание материалов вводного занятия целесообразно оформить в виде текста и графики, например, в формате html, поскольку его потребуется разместить на образовательном сервере или выслать ученикам для изучения «с экрана».

3. Индивидуальное занятие-консультация. Данное занятие задает структуру диктантной консультации, предполагаемые вопросы, проблемы, пути поиска ответов на них. При разработке данного вида занятий целесообразно учитывать индивидуальные особенности учащихся и предложить примеры вопросов разных типов.

4. Дистанционная конференция по электронной почте. Для данного занятия необходимо разработать структуру и регламент обсуждения одной образовательной проблемы в рамках дистанционной переписки. Это занятие (как и любые другие) может быть предварительно смоделировано, т. е. автор может продумать свое занятие и представить возможные реакции учащихся.

5. Чат-занятие. Такое занятие проводится в реальном времени в общем для всех месте в сети Интернет. Необходимо заранее составить расписание занятия и вопросы-проблемы для различных его этапов. Во время проведения чат-занятия необходимо записать текст проводимого занятия для анализа и возможного использования в дальнейшем, например, для рассылки учащимся некоторых фрагментов со своими комментариями.

6. Веб-занятие. Это занятие, проводимое с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины». Веб-занятие имеет множество вариантов: дистанционные уроки на основе веб-квестов, конференции в виде веб-форума, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и др.

7. Дистанционные олимпиады. Эффективной формой обучения и контроля является дистанционная олимпиада с творческими от-520

крытыми заданиями. Такое занятие проводится с помощью электронной почты или в реальном времени. Например, на образовательном сервере размещаются веб-формы с вопросами, отвечать на которые ученик может непосредственно через сеть. Предлагаемые ученику компьютерные задания имеют варианты ответов или являются открытыми. Ответ ученика сохраняется в специальном файле и оценивается затем учителем.

Вариантов дистанционных занятий существует не меньше

, чем очных. Решающим фактором при разработки таких занятий является использование возможностей телекоммуникационных технологий и компьютерных программ.

Рассмотрим подробнее способы разработки таких форм дистанционных занятий, как чат-занятие, телеконференция, веб-занятие, дистанционная олимпиада.

Чат-занятия. Проведение чат-занятий в режиме реального времени — одно из необходимых условий эффективности дистанционного обучения. Разработка таких занятий начинается с определения таких тем и проблем изучаемого курса, которые наиболее соответствуют форме чат-занятия, например, дискуссионные вопросы, обсуждение которых требует оперативного взаимодействия учеников и педагога.

Дискуссия. Возможность одновременных высказываний учащихся во время чат-занятия может приводить к их достаточному разбросу на общем для всех текстовом полотне. Как в данном случае обеспечить системность обсуждения? Приведите различные способы решения этой дидактической задачи.

Педагог заранее гипотетически моделирует занятие и составляет его поминутный план проведения. Затем ученикам рассылаются необходимые материалы, которые потребуются им для подготовки к занятию. В эти материалы включаются проблемы, вопросы, задания, выполнение которых подготовит учеников к обсуждению. Чем более открытыми будут предварительные задания, тем более многообразными и увлекательными станут дискуссии во время чата.

Для подведения итогов чат-занятия заранее продумывается форма рефлексии выполненной деятельности, а также домашнее задание по осознанию результатов чата, которое ученики высылают учителю позже.

Приведем рекомендации по разработке чат-занятия:

1. Сформулируйте тему чат-занятия.

2. Запишите основную проблему или задачу чат-занятия.

3. Каковы главные цели данного занятия (предвосхищаемый конкретный результат, получаемый учащимися).

4. Педагогические задачи занятия, т.е. цели ведущего чат-занятие, необходимые для достижения главных образовательных целей занятия.

5. Проведите предварительный анализ технических, географических, социальных, иных характеристик участников чата, имея в виду:

— доступ учеников к месту, в котором будет проводиться чат-занятие;

— техническую подготовленность и опыт учеников в данном виде деятельности;

— разницу в часовых поясах для учеников, проживающих в разных территориях;

— продолжительность работы.

6. Выберите оптимальное время для проведения чат-занятия на основе анализа сведений об участниках дистанционного курса.


7. Определите оптимальное количество учащихся, участвующих в одном чат-занятии, критерии их отбора, руководителей микро-групп или секций во время общего чат-занятия, если таковые будут выделены.

8. Выберите оптимальную форму проведения для чат-занятия в соответствии с поставленными целями и задачами (ролевая или деловая игра, «круглый стол», защита творческих работ, собеседование, конкурс, семинар).

9. Определите виды деятельности участников чат-занятия, соответствующие выбранной форме его проведения (выступления ведущего, обсуждение проблемы, эвристический диалог, «мозговой штурм», конструирование дефиниции, чат-презентация, вопросно-ответные виды деятельности, игровые задания, индивидуальная рефлексия).

10. Определите этапы чат-занятия: начало, кульминация, завершение. Распределите время на каждый из этих этапов. Составьте расписание чат-занятия, которое будет сообщено участникам, например:

13.50-Н-ОО — Регистрация участников чат-занятия. (Предложите свой алгоритм, каким образом будет происходить регистрация.)

14.00—14.05 — Вступительное слово ведущего курса.

14.05-14.25 ... 522

11.Составьте письменные заготовки для проведения чат-занятия в виде названий этапов занятия, отдельных фраз, реплик, своих суждений, которые можно будет оперативно вставлять в текстовое чат-окно в ходе занятия, не тратя лишнего времени на набор текста во время самого занятия. Такими заготовками могут быть:

— приветствие, вступительное слово ведущего;

— фразы, активизирующие деятельность участников чата;

— фразы, поощряющие суждения учащихся;

— стимулирующие вопросы к участникам по теме занятия;

— краткие проблемные задания учащимся во время чат-занятия.

12. Сформулируйте возможные содержательные, организационные и дисциплинарные проблемы (уход обсуждения от темы занятия, несоблюдение регламента, появление в чате посторонних), которые возможны в ходе занятия, предложите способы их решения.

13. Определите технические проблемы (потеря связи ученика, учителя), возможные в ходе занятия, предложите способы их решения.

14. Определите формы выражения рефлексивной деятельности участников в чат-занятии, приведите примерный алгоритм их рефлексивной деятельности.

15. Сформулируйте конкретные возможные результаты занятия по отношению к участникам чат-занятия (записи чат-обсуждения проблем, разработанные в ходе занятия задания, ответы на поставленные вопросы).

16. Составьте подробные рекомендации учащимся для участия в чат-занятии и вышлите их заранее.


17. Не забудьте скопировать текст проведенного чат-обсуждения для последующего педагогического анализа.

Дистанционная конференция. Продуктивное дистанционное обучение невозможно без интерактивного диалога и полилога субъектов обучения. Данная задача решается с помощью конференций, проводимых на основе электронных списков рассылки, чата, видео и аудиокоммуникаций.

Рассмотрим особенности разработки и проведения дистанционной конференции с одновременным использованием двух форм деятельности удаленных учеников и педагога: 1) по электронной почте в режиме модерируемого списка рассылки; 2) с помощью чата в реальном времени.

Цель телеконференции: защита учащимися проектных творческих работ, которые они выполнили на предыдущих занятиях.

Цели педагога (ведущего телеконференции):

1. Научить учащихся представлять свой образовательный продукт в дистанционном режиме.

2. Организовать образовательное взаимодействие дистанционных учащихся. Провести дискуссию среди учащихся, разработав структуру их образовательного взаимодействия и задав алгоритм их коммуникативной деятельности.

3. Научить учащихся задавать содержательные вопросы по темам, предложенным ведущим конференции и ее участниками, давать на них краткий и полный ответ.

4. Создать доброжелательную творческую атмосферу, направленную на достижение учащимися новых образовательных результатов.

5. Провести среди участников дистанционной конференции рефлексию.

Готовясь к дистанционной конференции, ведущий предлагает учащимся заранее написать свои вопросы и суждения по заявленным темам. Ведущий также готовит вопросы участникам, чей состав и творческие работы ему уже известны. Во время электронной дискуссии предварительно написанные ключевые фразы помогают ведущему оперативно вести диалог, не тратя лишнего времени на набор текста. В то же время от него требуется быстрая реакция на происходящее, оперативность включения своих реплик в нить дискуссии, принятие решений о смене темы или вида деятельности участников чат-конференции.

Если связь у отдельных участников прерывается, то они входят в «окно разговора», теряя из виду нить конференции; поэтому ведущий через определенное время повторяет ключевые вопросы или суждения, уже высказанные на конференции, для вновь подключающихся участников.

Эффективность занятия повышается, если ведущий и участники дистанционной конференции владеют способами формулирования вопросов разных типов. Поэтому необходима предварительная разработка типологии вопросов для дистанционной конференции — сущностных, поясняющих, провокационных и т.п., поскольку от формы вопроса часто зависит и достижение участниками образовательных результатов.