ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 2059
Скачиваний: 36
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОкуневА.А. Как учить не уча. СПб, 1996.
Сериков В.В. Личностно -ориентированное образование // Педагогика. 1994. №5. С. 16-21.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения. М., 2000. (Педагогическая мастерская).
Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения.
СПб., 2004. Школа самоопределения. Шаг второй / Ред. и сост. А.Н. Тубельский. М., 1994.
Школа творчества: Сб. ученических работ /Под ред. А. В. Хуторского. Ногинск, 1996.
Итоговая рефлексия (глава 7)
1. Назовите свои самые яркие чувства и ощущения, вызванные изучением темы «Творческий урок».
2. Восстановите этапы своего изучения данной главы, вспомните основные результаты своей деятельности на лекциях, семинарах, в ходе педагогической практики. Отнеситесь к дискуссионным вставкам в текст учебника, вопросам и заданиям в конце параграфов, результатам дидактического практикума. Результаты оформите в виде таблицы (заполните те пункты, в которых вами получены наиболее существенные результаты):
Проблематика разработки творческого урока | Мои основные результаты освоения данного компонента (обнаруженная проблема, противоречие, личное приращение и т.д.) | Виды деятельности, благодаря которым достигнуты эти результаты |
1. Дидактическая эвристика | | |
2. Технология эвристического обучения | | |
3. Открытые задания | | |
4. Типы творческих уроков | | |
5. Планирование творческого урока | | |
6. Конспект (план) урока | | |
7. Образовательная ситуация | | |
8. Что делать учителю в образовательных ситуациях | | |
9. Уровни развития образовательной ситуации: частно-предметный, общепредметный и метапредметный | | |
10. Ситуативное обучение | | |
3. Сформулируйте свое личностное педагогическое приращение по теме «Творческий урок» и причины, благодаря которым оно произошло. Запишите цели своего дальнейшего освоения данного курса. 602
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ»
Программа составлена в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования от 31 января 2005 г., номер гос. регистрации 717 пед/ СП, специальность 033400 «Педагогика». Согласно этому стандарту, на курс ДПП.Ф.02 «Теория обучения» отводится 300 часов.
Распределение учебного времени:
Лекции — 70 ч
Семинары — 70 ч
Консультации — 5ч
Самостоятельная работа —150ч
Зачет и экзамен — 5ч
Программа может также быть использована при подготовке специалистов по смежным педагогическим специальностям: 030900, 03100000, 031300, 033400, 540600.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Теория обучения» (Дидактика) предназначен для студентов высших педагогических учебных заведений, а также может использоваться в педагогических колледжах, гимназиях, институтах повышения квалификации педагогов.
Цели курса:
— освоить ключевые положения и проблематику современной дидактики;
— сформировать собственную педагогическую позицию по отношению к процессу обучения школьников;
— приобрести опыт выражения своей педагогической позиции в форме выполненных разработок: фрагментов уроков, открытых заданий, образовательных ситуаций, образовательных программ и планов;
— приобрести умения проектирования и организации обучения, направленного на развитие личности учащихся и их творческую самореализацию;
— освоить формы и методы групповой педагогической работы в режиме оргдеятельностных семинаров, на которых научиться моделировать педагогическую реальность, используя для этого собственные разработки; научиться применять освоенные дидактические знания и способы деятельности на практике.
В основе курса лежит идея продуктивного освоения дидактики учащимися через их собственную разработческую деятельность. Курс предполагает усвоение студентами теоретических основ дидактики на основе личного опыта, приобретаемого во время лекций, семинаров и самостоятельной работы.
Цель лекций — создание проблемной среды с обозначением ключевых противоречий, решение и детализация которых осуществляется затем в самостоятельной работе и на семинарских занятиях.
Самостоятельная работа студентов обеспечена «Дидактическим практикумом», охватывающим все основные темы курса, а также вопросами и упражнениями, вставками «Дискуссия» и рубриками «Блок самоопределения».
Публичное сопоставление на семинарских занятиях различных педагогических позиций и разработанных уроков ведет к самоопределению студентов относительно изучаемого материала. Результаты групповых обсуждений во время семинаров облекаются в форму практических разработок, которые студенты моделируют и анализируют. Проектирование и обсуждение дидактических разработок сопровождается рефлексивным осознанием деятельности.
Требования к уровню подготовки студентов
Курс предполагает овладение студентами — будущими педагогами базовых знаний, умений и способов деятельности в области теории и практики обучения.
ЗНАНИЯ:
1) базовые дидактические понятия, категории и принципы: дидактика; образование, цели образования, содержание образования, образовательный стандарт, базисный учебный план, образовательный процесс; обучение, развитие, воспитание, творчество; законы, закономерности, принципы, правила обучения;
2) философские, методологические и психолого-педагогические основания теории обучения: методология образования, знаниевая и развивающая лтарадигмы; гуманистическая ориентация в обучении; личностно-ориентированныи подход, креативный, когнитивный и оргдеятельностный аспекты обучения; принципы построения образовательных систем;
3) современные теории и системы обучения: история развития дидактических идей; отечественные и зарубежные дидактические системы; современные авторские школы; принципы личностно-ориентированного обучения; развивающее, проблемное, эвристическое обучение; дистанционное обучение.
4) дидактический инструментарий: дидактическая система; методика обучения; технология обучения; методы, формы и средства обучения, их классификации; типы занятий, уроки и их типы; образовательная ситуация; диагностика и оценка обучения (критерии, процедуры).
УМЕНИЯ и способы деятельности:
1) методологические:
— проводить сравнительный анализ различных дидактических систем, их принципов, содержания, технологий обучения; распознавать дидактические теории и системы на предмет их соответствия личностно-ориентированному подходу;
— самоопределяться в образовательном пространстве, выражая собственную позицию и личностно-актуальную для себя образовательную проблематику;
— критически переосмысливать ценности традиционного образования, строить собственные смыслы и цели дидактических подходов;
— планировать и осуществлять дидактическую деятельность; находить ответы на дискуссионные вопросы, качественно выполнять задания из блоков самоопределения и дидактического практикума;
— применять знания и умения в режиме оргдеятельностных семинаров, при моделировании занятий со студентами, в реальной практике обучения школьников;
— осуществлять рефлексивную деятельность; выполнять рефлексивные послесловия к материалам параграфов и глав учебника; корректировать цели и ход своего профессионального образования;
2) проектировочные:
— создавать дидактические и методические разработки по обучению школьников;
— конструировать систему занятий по теме или разделу на основе различных дидактических систем;
- разрабатывать фрагменты уроков, образовательных ситуаций, открытых заданий, контрольных и рефлексивных заданий для учеников;
- разрабатывать образовательную программу по курсу, тематический план, план урока, план внеклассного предприятия;
- отбирать наиболее эффективные формы, методы и средства обучения для развития творческой личности учащихся;
3) организационные:
- стимулировать интерес, инициативу и творчество учащихся во время занятий; организовать их продуктивную деятельность;
- организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся во время моделирования занятий со студентами и в практике обучения школьников;
- строить и перестраивать свою деятельность в ходе образовательных ситуаций, гибко организовывать образовательный процесс с учетом возникающих ситуаций и индивидуальных особенностей учащихся;
- проявлять выдержку и уверенность в своих действиях в затруднительных и конфликтных ситуациях;
4) коммуникативные:
- устанавливать контакт с учащимися, управлять собой в ситуации педагогического общения;
- осуществлять педагогическое взаимодействие с коллегами, учителями, администрацией школ, родителями учеников;
- владеть способами дистанционных образовательных коммуникаций с помощью Интернет-технологий;
- моделировать уроки и другие занятия, вести их обсуждение и анализ;
- объяснять, доказывать, убеждать, разрешать конфликты в ходе обучения;
- выступать с докладом, вести беседу, полемику, дискуссию;
5) диагностические:
- изучать интересы, склонности, способности учащихся, их положительные качества и недостатки;
- осуществлять диагностику особенностей классного коллектива;
- давать оценку и самооценку эффективности проводимых занятий;
- диагностировать, контролировать и оценивать знания, умения и внутренние приращения учащихся;
- оценивать знания, умения и навыки учащихся; давать письменную качественную характеристику образовательной деятельности ученика и всего класса;
6) исследовательские:
- видеть и формулировать педагогические проблемы;
- отбирать и применять методы педагогического исследования;
- изучать и обобщать опыт работы учителя; работать с дополнительной литературой;
- применять методы педагогического исследования (анкетирование, тестирование и др.); проводить эксперимент по выявленной проблеме;
- оформлять результаты исследований в виде дидактических разработок, курсовых и дипломных работ;
7) комплексные:
- подготовить и провести творческий урок на заданную тему;
- разработать программу творческой мастерской, лаборатории, предмета по выбору кружка или факультатива; владеть навыками организации деятельности учеников;
- управлять организацией и самоорганизацией обучения учащихся в классе;
- оказать помощь учащимся в составлении и реализации их индивидуальных образовательных программ;
- владеть способами развития одаренности детей средствами общеобразовательного курса.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Темы занятий | Количество часов | ||
| Лекции | Семинары | Сам. работа, дидактический практикум |
Тема 1. Дидактика как наука | 16 | 14 | 35 |
Тема 2. Содержание образования | 12 | 10 | 20 |
Тема 3. Образовательный процесс | 12 | 10 | 20 |
Тема 4. Формы, методы, системы обучения | 8 | 10 | 20 |
Тема 5. Средства обучения и контроля | 8 | 6 | 15 |
Тема 6. Дистанционное обучение | 6 | 10 | 20 |
Тема 7. Творческий урок | 8 | 10 | 20 |
Итого: | 70 | 70 | 150 |