Файл: Современная дидактика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 2059

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ОкуневА.А. Как учить не уча. СПб, 1996.

Сериков В.В. Личностно -ориентированное образование // Педагогика. 1994. №5. С. 16-21.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения. М., 2000. (Педагогическая мастерская).

Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения.

СПб., 2004. Школа самоопределения. Шаг второй / Ред. и сост. А.Н. Тубельский. М., 1994.

Школа творчества: Сб. ученических работ /Под ред. А. В. Хуторского. Ногинск, 1996.

Итоговая рефлексия (глава 7)

1. Назовите свои самые яркие чувства и ощущения, вызванные изучением темы «Творческий урок».

2. Восстановите этапы своего изучения данной главы, вспомните основные результаты своей деятельности на лекциях, семинарах, в ходе педагогической практики. Отнеситесь к дискуссионным вставкам в текст учебника, вопросам и заданиям в конце параграфов, результатам дидактического практикума. Результаты оформите в виде таблицы (заполните те пункты, в которых вами получены наиболее существенные результаты):

Проблематика разработки творческого урока

Мои основные результаты освоения данного компонента (обнаруженная проблема, противоречие, личное приращение и т.д.)

Виды деятельности, благодаря которым достигнуты эти результаты

1. Дидактическая эвристика







2. Технология эвристического обучения







3. Открытые задания







4. Типы творческих уроков







5. Планирование творческого урока







6. Конспект (план) урока







7. Образовательная ситуация







8. Что делать учителю в образовательных ситуациях







9. Уровни развития образовательной ситуации: частно-предметный, общепредметный и метапредметный







10. Ситуативное обучение








3. Сформулируйте свое личностное педагогическое приращение по теме «Творческий урок» и причины, благодаря которым оно произошло. Запишите цели своего дальнейшего освоения данного курса. 602

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ»

Программа составлена в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования от 31 января 2005 г., номер гос. регистрации 717 пед/ СП, специальность 033400 «Педагогика». Согласно этому стандарту, на курс ДПП.Ф.02 «Теория обучения» отводится 300 часов.

Распределение учебного времени:

Лекции — 70 ч

Семинары — 70 ч

Консультации — 5ч

Самостоятельная работа —150ч

Зачет и экзамен — 5ч

Программа может также быть использована при подготовке специалистов по смежным педагогическим специальностям: 030900, 03100000, 031300, 033400, 540600.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Теория обучения» (Дидактика) предназначен для студентов высших педагогических учебных заведений, а также может использоваться в педагогических колледжах, гимназиях, институтах повышения квалификации педагогов.

Цели курса:

— освоить ключевые положения и проблематику современной дидактики;

— сформировать собственную педагогическую позицию по отношению к процессу обучения школьников;

— приобрести опыт выражения своей педагогической позиции в форме выполненных разработок: фрагментов уроков, открытых заданий, образовательных ситуаций, образовательных программ и планов;

— приобрести умения проектирования и организации обучения, направленного на развитие личности учащихся и их творческую самореализацию;

— освоить формы и методы групповой педагогической работы в режиме оргдеятельностных семинаров, на которых научиться моделировать педагогическую реальность, используя для этого собственные разработки; научиться применять освоенные дидактические знания и способы деятельности на практике.

В основе курса лежит идея продуктивного освоения дидактики учащимися через их собственную разработческую деятельность. Курс предполагает усвоение студентами теоретических основ дидактики на основе личного опыта, приобретаемого во время лекций, семинаров и самостоятельной работы.

Цель лекций — создание проблемной среды с обозначением ключевых противоречий, решение и детализация которых осуществляется затем в самостоятельной работе и на семинарских занятиях.



Самостоятельная работа студентов обеспечена «Дидактическим практикумом», охватывающим все основные темы курса, а также вопросами и упражнениями, вставками «Дискуссия» и рубриками «Блок самоопределения».

Публичное сопоставление на семинарских занятиях различных педагогических позиций и разработанных уроков ведет к самоопределению студентов относительно изучаемого материала. Результаты групповых обсуждений во время семинаров облекаются в форму практических разработок, которые студенты моделируют и анализируют. Проектирование и обсуждение дидактических разработок сопровождается рефлексивным осознанием деятельности.

Требования к уровню подготовки студентов

Курс предполагает овладение студентами — будущими педагогами базовых знаний, умений и способов деятельности в области теории и практики обучения.

ЗНАНИЯ:

1) базовые дидактические понятия, категории и принципы: дидактика; образование, цели образования, содержание образования, образовательный стандарт, базисный учебный план, образовательный процесс; обучение, развитие, воспитание, творчество; законы, закономерности, принципы, правила обучения;

2) философские, методологические и психолого-педагогические основания теории обучения: методология образования, знаниевая и развивающая лтарадигмы; гуманистическая ориентация в обучении; личностно-ориентированныи подход, креативный, когнитивный и оргдеятельностный аспекты обучения; принципы построения образовательных систем;

3) современные теории и системы обучения: история развития дидактических идей; отечественные и зарубежные дидактические системы; современные авторские школы; принципы личностно-ориентированного обучения; развивающее, проблемное, эвристическое обучение; дистанционное обучение.

4) дидактический инструментарий: дидактическая система; методика обучения; технология обучения; методы, формы и средства обучения, их классификации; типы занятий, уроки и их типы; образовательная ситуация; диагностика и оценка обучения (критерии, процедуры).

УМЕНИЯ и способы деятельности:

1) методологические:

— проводить сравнительный анализ различных дидактических систем, их принципов, содержания, технологий обучения; распознавать дидактические теории и системы на предмет их соответствия личностно-ориентированному подходу;

— самоопределяться в образовательном пространстве, выражая собственную позицию и личностно-актуальную для себя образовательную проблематику;


— критически переосмысливать ценности традиционного образования, строить собственные смыслы и цели дидактических подходов;

— планировать и осуществлять дидактическую деятельность; находить ответы на дискуссионные вопросы, качественно выполнять задания из блоков самоопределения и дидактического практикума;

— применять знания и умения в режиме оргдеятельностных семинаров, при моделировании занятий со студентами, в реальной практике обучения школьников;

— осуществлять рефлексивную деятельность; выполнять рефлексивные послесловия к материалам параграфов и глав учебника; корректировать цели и ход своего профессионального образования;

2) проектировочные:

— создавать дидактические и методические разработки по обучению школьников;

— конструировать систему занятий по теме или разделу на основе различных дидактических систем;

- разрабатывать фрагменты уроков, образовательных ситуаций, открытых заданий, контрольных и рефлексивных заданий для учеников;

- разрабатывать образовательную программу по курсу, тематический план, план урока, план внеклассного предприятия;

- отбирать наиболее эффективные формы, методы и средства обучения для развития творческой личности учащихся;

3) организационные:

- стимулировать интерес, инициативу и творчество учащихся во время занятий; организовать их продуктивную деятельность;

- организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся во время моделирования занятий со студентами и в практике обучения школьников;

- строить и перестраивать свою деятельность в ходе образовательных ситуаций, гибко организовывать образовательный процесс с учетом возникающих ситуаций и индивидуальных особенностей учащихся;

- проявлять выдержку и уверенность в своих действиях в затруднительных и конфликтных ситуациях;

4) коммуникативные:

- устанавливать контакт с учащимися, управлять собой в ситуации педагогического общения;

- осуществлять педагогическое взаимодействие с коллегами, учителями, администрацией школ, родителями учеников;

- владеть способами дистанционных образовательных коммуникаций с помощью Интернет-технологий;

- моделировать уроки и другие занятия, вести их обсуждение и анализ;

- объяснять, доказывать, убеждать, разрешать конфликты в ходе обучения;


- выступать с докладом, вести беседу, полемику, дискуссию;

5) диагностические:

- изучать интересы, склонности, способности учащихся, их положительные качества и недостатки;

- осуществлять диагностику особенностей классного коллектива;

- давать оценку и самооценку эффективности проводимых занятий;

- диагностировать, контролировать и оценивать знания, умения и внутренние приращения учащихся;

- оценивать знания, умения и навыки учащихся; давать письменную качественную характеристику образовательной деятельности ученика и всего класса;

6) исследовательские:

- видеть и формулировать педагогические проблемы;

- отбирать и применять методы педагогического исследования;

- изучать и обобщать опыт работы учителя; работать с дополнительной литературой;

- применять методы педагогического исследования (анкетирование, тестирование и др.); проводить эксперимент по выявленной проблеме;

- оформлять результаты исследований в виде дидактических разработок, курсовых и дипломных работ;

7) комплексные:

- подготовить и провести творческий урок на заданную тему;

- разработать программу творческой мастерской, лаборатории, предмета по выбору кружка или факультатива; владеть навыками организации деятельности учеников;

- управлять организацией и самоорганизацией обучения учащихся в классе;

- оказать помощь учащимся в составлении и реализации их индивидуальных образовательных программ;

- владеть способами развития одаренности детей средствами общеобразовательного курса.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Темы занятий

Количество часов




Лекции

Семинары

Сам. работа, дидактический практикум

Тема 1. Дидактика как наука

16

14

35

Тема 2. Содержание образования

12

10

20

Тема 3. Образовательный процесс

12

10

20

Тема 4. Формы, методы, системы обучения

8

10

20

Тема 5. Средства обучения и контроля

8

6

15

Тема 6. Дистанционное обучение

6

10

20

Тема 7. Творческий урок

8

10

20

Итого:

70

70

150