Файл: Рабочая программа дисциплины санитария, гигиена и пищевая безопасность в сфере гостеприимства индекс по учебному плану в. Дв. 01. 01.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
6.1.Основная литература
1
Веселовский, С. Ю. Микробиология, санитария, гигиена и биологическая безопас- ность на пищевом производстве : учебное пособие для вузов / С. Ю. Веселовский, В. А.
Агольцов. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 224 с. — (Высшее образование). —
ISBN 978-5-534-14764-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/481831 2
Пищевая микробиология: эмерджентные зоонозы : учебное пособие для вузов / А. В.
Куликовский, З. Ю. Хапцев, Д. А. Макаров, А. А. Комаров. — 2-е изд., испр. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 233 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-
534-11126-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/467899
Перечень дополнительной учебной литературы:
1
Ким, И. Н. Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания. Морепро- дукты. В 2 ч. Часть 2 : учебное пособие для вузов / И. Н. Ким, В. В. Кращенко, А. А.
Кушнирук. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 213 с.
Нормативные документы:
1. Федеральный закон № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»
2. Федеральный закон от 30.03.1999г. №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
3. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».
4. Сан ПиН 2.3.2.1078 – 01. М. 2002 г. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов.
5. Сан ПиН 2.3.2.1324 – 03 М. 2003 г. Гигиенические требования к срокам годности и услови- ям хранения пищевых продуктов.
6. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организации обще- ственного питания населения;
7. СП 118.13330.2021 СВОД ПРАВИЛ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ Акту- ализированная редакция СНиП 31-06-2009 8. ГОСТ 32692-2014. Услуги общественного питания. Общие требования к методам и формам обслуживания на предприятиях общественного питания. Введ. 2016-01-01. М.: Стандартин- форм, 2014.
9. ГОСТ Р 51705.1-2001 «Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования».
10. ГОСТ Р 56671-2015 «Рекомендации по разработке и внедрению процедур, основанных на принципах ХАССП».
11. ГОСТ 30524—2013 «Услуги общественного питания. Требования к персоналу
12. ГОСТ 31984—2012 «Услуги общественного питания. Общие требования
Периодические издания:
1 Гигиена и санитария. Научно-практический журнал. М.:ФБУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора - 2019-2021 гг.
2 Научно-практический журнал «Вопросы питания»
3 Всероссийский журнал «Ресторанные ведомости» 2020-2021 гг.
4 Журнал «Отдел продаж», журнал CHEFART www.restoved.ru
5 Журнал «Ресторатор»/ https://restorator.chef.ru/
6 Журнал «FoodService» https://www.cafe-future.ru/
7 Журнал horeca-magazine https://www.horeca-magazine.ru/
7. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ
СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»
1. Росстандарт- https://www.gost.ru
2. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации - http://www.docs.cntd.ru
3. Бизнес академия МБА - http://www.hotres.ru/
4. ProHotel.ru — информационно-справочный ресурс, посвященный гостиничному бизне- су-http://prohotel.ru/
5. Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/
6. http://uchebnikionline.com/
7. ЭБС МГУСиТ;
8. Электронно-библиотечная система – Руконт;
9. Электронно-библиотечная система Юрайт
10. Научная электронная библиотека еLIBRARY.RU.
11. Система КонсультантПлюс - http://www.consultant.ru/
12. http:// www.horeca.ru. – главный портал индустрии гостеприимства и питания
13. Информационно-поисковая система www.restoran.ru/
14. Кулинарный портал Гастрономъ.ру www.gastronom.ru/
15. Международный кулинарный салон «Мир ресторана&отеля» www.mirrestorana.info/
16. Новости и технологии ресторанного бизнеса www.restorus.com/
17. Официальный сайт Роспотребнадзора http://rospotrebnadzor.ru/
18. Официальный сайт Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потре- бителей и благополучия человека по городу Москве http://77.rospotrebnadzor.ru/
19. Официальный сайт Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потре- бителей и благополучия человека по Московской области http://50.rospotrebnadzor.ru/
8. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1. Microsoft Office (Access, Excel, PowerPoint, Word и т.д.);
2.
Программа автоматизации для предприятий общественного питания http://www.R-keeper// rkeeper.ru (демоверсия)
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Описание материально-технической базы
Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: посадочные места по коли- честву обучающихся; рабочее место преподавателя; справочно-методическая подборка и тема- тическая систематизация необходимой справочной литературы.
Технические средства обучения: мультимедиапроектор; экран; средства звуковоспроиз- ведения; экран; компьютер с возможностью выхода в сеть Интернет.
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
10.1. Методические указания по изучению дисциплины для обучающихся
Студентам необходимо ознакомиться:
- с содержанием рабочей программы дисциплины (далее – РПД), с целями и задачами дисциплины, методическими разработками по данной дисциплине, имеющимися на образова- тельном портале и сайте кафедры, с графиком консультаций преподавателей данной кафедры.
Советы по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины.
Рекомендуемое распределение времени на изучение дисциплины указано в разделе «Структура и содержание дисциплины». В целях более плодотворной работы в семестре студенты также могут ознакомиться с календарно-тематическим планом дисциплины, составленным преподава- телем – как для лекционных, так и для практических занятий.
«Сценарий» изучения дисциплины. «Сценарий» изучения дисциплины студентом подра- зумевает выполнение им следующих действий:
1. Ознакомление с целями и задачами дисциплины.
2. Ознакомление с требованиями к знаниям и навыкам студента.
3. Первичное ознакомление с разделами и темами дисциплины.
4. Ознакомление с распределением времени на изучение дисциплины.
5. Ознакомление со списками рекомендуемой основной и дополнительной литературы по дисциплине.
6. Углублённое ознакомление с разделами и темами дисциплины.
7. Предварительный охват на основе рекомендуемой литературы круга вопросов, акту- альных для конкретного занятия.
8. Самостоятельная проработка основного круга вопросов как каждого последующего, так и каждого предыдущего занятия в свободное время между занятиями по дисци- плине.
9. Присутствие и творческое участие на лекционных и семинарских / практических за- нятиях.
10. Выполнение требований планового текущего и итогового контроля.
11. Уточнение возникающих вопросов на консультации по дисциплине.
12. Непосредственная подготовка к экзамену по дисциплине на основе выданных препо- давателем вопросов к экзамену.
10.2. Рекомендации по подготовке к лекционным занятиям (теоретический курс)
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литера- туры;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литератур- ным источникам, если разобраться в материале опять не удалось, то обратиться к лектору (по графику его консультаций) или к преподавателю на практических занятиях.
10.3. Рекомендации по подготовке к занятиям семинарского типа
Студентам следует:
- до очередного занятия семинарского типа по рекомендованным литературным источни- кам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к занятиям семинарского типа следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно-правовые акты и материалы правоприме- нительной практики;
- теоретический материал следует соотносить с правовыми нормами, так как в них могут быть внесены изменения, дополнения, которые не всегда отражены в учебной литературе;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе занятия семинарского типа давать конкретные, четкие ответы по существу вопро- сов;
- на занятии доводить каждую задачу до окончательного решения, демонстрировать по- нимание проведенных расчетов (анализов, ситуаций), в случае затруднений обращаться к пре- подавателю.
10.4. Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных до-
машних заданий
Самостоятельная работа студентов включает в себя выполнение различного рода зада- ний, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятель- ной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требо- вания: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на занятиях семинарского типа и консультациях неясные вопросы;
- при подготовке к промежуточной аттестации параллельно прорабатывать соответству- ющие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на плановой консультации.
11. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Традиционные технологии
Предметно-ориентированные технологии обучения
Личностно-ориентированные технологии обучения
Технология проектного обучения
Технологии проблемного обучения
Информационно – коммуникационная технология
Технологии геймификации
Технология развития критического мышления
Кейс-технология.
12. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Условия организации и содержание обучения и контроля знаний инвалидов и обучаю- щихся с ОВЗ определяются программой дисциплины, адаптированной при необходимости для обучения указанных обучающихся.
Организация обучения, текущей и промежуточной аттестации студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ осуществляется с учетом особенностей психофизического развития, индиви- дуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
Исходя из психофизического развития и состояния здоровья студентов-инвалидов и сту- дентов с ОВЗ, организуются занятия совместно с другими обучающимися в общих группах, ис- пользуя социально-активные и рефлексивные методы обучения создания комфортного психо- логического климата в студенческой группе или, при соответствующем заявлении такого обу- чающегося, по индивидуальной программе, которая является модифицированным вариантом основной рабочей программы дисциплины. При этом содержание программы дисциплины не изменяется. Изменяются, как правило, формы обучения и контроля знаний, образовательные технологии и учебно-методические материалы.
Обучение студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ также может осуществляться индиви- дуально и/или с применением элементов электронного обучения (при наличии заявления).
Электронное обучение обеспечивает возможность коммуникаций с преподавателем, а также с другими обучаемыми посредством вебинаров (например, с использованием программы Skype), что способствует сплочению группы, направляет учебную группу на совместную работу, об- суждение, принятие группового решения.
В образовательном процессе для повышения уровня восприятия и переработки учебной информации студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ применяются мультимедийные и специа- лизированные технические средства приема-передачи учебной информации в доступных фор- мах для обучающихся с различными нарушениями, обеспечивается выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт), электронных образовательных ресурсов в формах, адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся, наличие необходимого мате- риально-технического оснащения. Подбор и разработка учебных материалов производится пре- подавателем с учетом того, чтобы обучающиеся с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения – аудиально (например, с использованием программ- синтезаторов речи).
Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной атте- стации обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ фонд оценочных средств по дисциплине, позво- ляющий оценить достижение ими результатов обучения и уровень сформированности компе- тенций, предусмотренных учебным планом и рабочей программой дисциплины, адаптируется для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом инди- видуальных психофизиологических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении всех видов аттестации.
Особые условия предоставляются обучающиеся с ограниченными возможностями здо- ровья на основании заявления, содержащего сведения о необходимости создания соответству- ющих специальных условий.
13. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУ-
ТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (Приложение к рабочей программе дисциплины)
13.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения
образовательной программы
Формируемые
компетенции
Знания, умения, навыки
Этапы формирования компе-
тенций
ПКО-3 Способен применять техно- логии обслужива- ния с учетом тех- нологических но- ваций сфере в из-
Демонстрирует знания по предостав- лению услуг предприятий ресторанно- го бизнеса на основе современных требований санитарии и гигиены про- изводства, технических регламентов, пищевой безопасности; умеет приме-
Этап 1.
Формирование базы знаний:
− лекции;
− практические занятия по темам теоретического содержания;
− самостоятельная работа студен-
6.1.Основная литература
1
Веселовский, С. Ю. Микробиология, санитария, гигиена и биологическая безопас- ность на пищевом производстве : учебное пособие для вузов / С. Ю. Веселовский, В. А.
Агольцов. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 224 с. — (Высшее образование). —
ISBN 978-5-534-14764-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/481831 2
Пищевая микробиология: эмерджентные зоонозы : учебное пособие для вузов / А. В.
Куликовский, З. Ю. Хапцев, Д. А. Макаров, А. А. Комаров. — 2-е изд., испр. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 233 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-
534-11126-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/467899
Перечень дополнительной учебной литературы:
1
Ким, И. Н. Безопасность продовольственного сырья и продуктов питания. Морепро- дукты. В 2 ч. Часть 2 : учебное пособие для вузов / И. Н. Ким, В. В. Кращенко, А. А.
Кушнирук. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 213 с.
Нормативные документы:
1. Федеральный закон № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»
2. Федеральный закон от 30.03.1999г. №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
3. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».
4. Сан ПиН 2.3.2.1078 – 01. М. 2002 г. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов.
5. Сан ПиН 2.3.2.1324 – 03 М. 2003 г. Гигиенические требования к срокам годности и услови- ям хранения пищевых продуктов.
6. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организации обще- ственного питания населения;
7. СП 118.13330.2021 СВОД ПРАВИЛ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ Акту- ализированная редакция СНиП 31-06-2009 8. ГОСТ 32692-2014. Услуги общественного питания. Общие требования к методам и формам обслуживания на предприятиях общественного питания. Введ. 2016-01-01. М.: Стандартин- форм, 2014.
9. ГОСТ Р 51705.1-2001 «Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования».
10. ГОСТ Р 56671-2015 «Рекомендации по разработке и внедрению процедур, основанных на принципах ХАССП».
11. ГОСТ 30524—2013 «Услуги общественного питания. Требования к персоналу
12. ГОСТ 31984—2012 «Услуги общественного питания. Общие требования
Периодические издания:
1 Гигиена и санитария. Научно-практический журнал. М.:ФБУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора - 2019-2021 гг.
2 Научно-практический журнал «Вопросы питания»
3 Всероссийский журнал «Ресторанные ведомости» 2020-2021 гг.
4 Журнал «Отдел продаж», журнал CHEFART www.restoved.ru
5 Журнал «Ресторатор»/ https://restorator.chef.ru/
6 Журнал «FoodService» https://www.cafe-future.ru/
7 Журнал horeca-magazine https://www.horeca-magazine.ru/
7. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ
СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»
1. Росстандарт- https://www.gost.ru
2. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации - http://www.docs.cntd.ru
3. Бизнес академия МБА - http://www.hotres.ru/
4. ProHotel.ru — информационно-справочный ресурс, посвященный гостиничному бизне- су-http://prohotel.ru/
5. Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/
6. http://uchebnikionline.com/
7. ЭБС МГУСиТ;
8. Электронно-библиотечная система – Руконт;
9. Электронно-библиотечная система Юрайт
10. Научная электронная библиотека еLIBRARY.RU.
11. Система КонсультантПлюс - http://www.consultant.ru/
12. http:// www.horeca.ru. – главный портал индустрии гостеприимства и питания
13. Информационно-поисковая система www.restoran.ru/
14. Кулинарный портал Гастрономъ.ру www.gastronom.ru/
15. Международный кулинарный салон «Мир ресторана&отеля» www.mirrestorana.info/
16. Новости и технологии ресторанного бизнеса www.restorus.com/
17. Официальный сайт Роспотребнадзора http://rospotrebnadzor.ru/
18. Официальный сайт Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потре- бителей и благополучия человека по городу Москве http://77.rospotrebnadzor.ru/
19. Официальный сайт Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потре- бителей и благополучия человека по Московской области http://50.rospotrebnadzor.ru/
8. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1. Microsoft Office (Access, Excel, PowerPoint, Word и т.д.);
2.
Программа автоматизации для предприятий общественного питания http://www.R-keeper// rkeeper.ru (демоверсия)
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Описание материально-технической базы
Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: посадочные места по коли- честву обучающихся; рабочее место преподавателя; справочно-методическая подборка и тема- тическая систематизация необходимой справочной литературы.
Технические средства обучения: мультимедиапроектор; экран; средства звуковоспроиз- ведения; экран; компьютер с возможностью выхода в сеть Интернет.
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
10.1. Методические указания по изучению дисциплины для обучающихся
Студентам необходимо ознакомиться:
- с содержанием рабочей программы дисциплины (далее – РПД), с целями и задачами дисциплины, методическими разработками по данной дисциплине, имеющимися на образова- тельном портале и сайте кафедры, с графиком консультаций преподавателей данной кафедры.
Советы по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины.
Рекомендуемое распределение времени на изучение дисциплины указано в разделе «Структура и содержание дисциплины». В целях более плодотворной работы в семестре студенты также могут ознакомиться с календарно-тематическим планом дисциплины, составленным преподава- телем – как для лекционных, так и для практических занятий.
«Сценарий» изучения дисциплины. «Сценарий» изучения дисциплины студентом подра- зумевает выполнение им следующих действий:
1. Ознакомление с целями и задачами дисциплины.
2. Ознакомление с требованиями к знаниям и навыкам студента.
3. Первичное ознакомление с разделами и темами дисциплины.
4. Ознакомление с распределением времени на изучение дисциплины.
5. Ознакомление со списками рекомендуемой основной и дополнительной литературы по дисциплине.
6. Углублённое ознакомление с разделами и темами дисциплины.
7. Предварительный охват на основе рекомендуемой литературы круга вопросов, акту- альных для конкретного занятия.
8. Самостоятельная проработка основного круга вопросов как каждого последующего, так и каждого предыдущего занятия в свободное время между занятиями по дисци- плине.
9. Присутствие и творческое участие на лекционных и семинарских / практических за- нятиях.
10. Выполнение требований планового текущего и итогового контроля.
11. Уточнение возникающих вопросов на консультации по дисциплине.
12. Непосредственная подготовка к экзамену по дисциплине на основе выданных препо- давателем вопросов к экзамену.
10.2. Рекомендации по подготовке к лекционным занятиям (теоретический курс)
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литера- туры;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литератур- ным источникам, если разобраться в материале опять не удалось, то обратиться к лектору (по графику его консультаций) или к преподавателю на практических занятиях.
10.3. Рекомендации по подготовке к занятиям семинарского типа
Студентам следует:
- до очередного занятия семинарского типа по рекомендованным литературным источни- кам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к занятиям семинарского типа следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно-правовые акты и материалы правоприме- нительной практики;
- теоретический материал следует соотносить с правовыми нормами, так как в них могут быть внесены изменения, дополнения, которые не всегда отражены в учебной литературе;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе занятия семинарского типа давать конкретные, четкие ответы по существу вопро- сов;
- на занятии доводить каждую задачу до окончательного решения, демонстрировать по- нимание проведенных расчетов (анализов, ситуаций), в случае затруднений обращаться к пре- подавателю.
10.4. Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных до-
машних заданий
Самостоятельная работа студентов включает в себя выполнение различного рода зада- ний, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятель- ной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требо- вания: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на занятиях семинарского типа и консультациях неясные вопросы;
- при подготовке к промежуточной аттестации параллельно прорабатывать соответству- ющие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на плановой консультации.
11. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Традиционные технологии
Предметно-ориентированные технологии обучения
Личностно-ориентированные технологии обучения
Технология проектного обучения
Технологии проблемного обучения
Информационно – коммуникационная технология
Технологии геймификации
Технология развития критического мышления
Кейс-технология.
12. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Условия организации и содержание обучения и контроля знаний инвалидов и обучаю- щихся с ОВЗ определяются программой дисциплины, адаптированной при необходимости для обучения указанных обучающихся.
Организация обучения, текущей и промежуточной аттестации студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ осуществляется с учетом особенностей психофизического развития, индиви- дуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
Исходя из психофизического развития и состояния здоровья студентов-инвалидов и сту- дентов с ОВЗ, организуются занятия совместно с другими обучающимися в общих группах, ис- пользуя социально-активные и рефлексивные методы обучения создания комфортного психо- логического климата в студенческой группе или, при соответствующем заявлении такого обу- чающегося, по индивидуальной программе, которая является модифицированным вариантом основной рабочей программы дисциплины. При этом содержание программы дисциплины не изменяется. Изменяются, как правило, формы обучения и контроля знаний, образовательные технологии и учебно-методические материалы.
Обучение студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ также может осуществляться индиви- дуально и/или с применением элементов электронного обучения (при наличии заявления).
Электронное обучение обеспечивает возможность коммуникаций с преподавателем, а также с другими обучаемыми посредством вебинаров (например, с использованием программы Skype), что способствует сплочению группы, направляет учебную группу на совместную работу, об- суждение, принятие группового решения.
В образовательном процессе для повышения уровня восприятия и переработки учебной информации студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ применяются мультимедийные и специа- лизированные технические средства приема-передачи учебной информации в доступных фор- мах для обучающихся с различными нарушениями, обеспечивается выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт), электронных образовательных ресурсов в формах, адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся, наличие необходимого мате- риально-технического оснащения. Подбор и разработка учебных материалов производится пре- подавателем с учетом того, чтобы обучающиеся с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения – аудиально (например, с использованием программ- синтезаторов речи).
Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной атте- стации обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ фонд оценочных средств по дисциплине, позво- ляющий оценить достижение ими результатов обучения и уровень сформированности компе- тенций, предусмотренных учебным планом и рабочей программой дисциплины, адаптируется для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом инди- видуальных психофизиологических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении всех видов аттестации.
Особые условия предоставляются обучающиеся с ограниченными возможностями здо- ровья на основании заявления, содержащего сведения о необходимости создания соответству- ющих специальных условий.
13. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУ-
ТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (Приложение к рабочей программе дисциплины)
13.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения
образовательной программы
Формируемые
компетенции
Знания, умения, навыки
Этапы формирования компе-
тенций
ПКО-3 Способен применять техно- логии обслужива- ния с учетом тех- нологических но- ваций сфере в из-
Демонстрирует знания по предостав- лению услуг предприятий ресторанно- го бизнеса на основе современных требований санитарии и гигиены про- изводства, технических регламентов, пищевой безопасности; умеет приме-
Этап 1.
Формирование базы знаний:
− лекции;
− практические занятия по темам теоретического содержания;
− самостоятельная работа студен-
бранной професси- ональной сфере нять санитарно-гигиенические норма- тивы для обеспечения качества и без- опасности услуг питания и организа- ции работы предприятий обществен- ного питания. Владеет навыками ор- ганизации технологических процессов предприятий общественного питания на основе требований санитарии и ги- гиены, пищевой безопасности тов по вопросам тем теоретическо- го содержания.
Этап 2.
Формирование навыков практиче- ского использования знаний:
− практические занятия;
− ситуационные задачи;
− самостоятельная работа по ре- шению ситуационных заданий.
- выполнение реферата;
Этап 3.
Проверка усвоения материала:
− проверка самостоятельно выпол- ненных практических и ситуаци- онных задач;
− анализ и оценка активности и эффективности участия в практи- ческих занятиях;
− тестирование текущих знаний;
− контрольные срезовые задания;
− итоговый контроль по дисци- плине.
13.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах
их формирования, описание шкал оценивания
Описание показателей
Этап 1: Формирова- ние базы знаний
− посещение лекционных и практических занятий;
− ведение конспекта лекций.
Этап 2: Формирова- ние навыков практи- ческого использова- ния знаний
− правильное и своевременное выполнение практических заданий по разрешению поставленных проблем;
− обоснованное решение ситуационных задач;
− наличие правильно выполненной самостоятельной работы.
Этап 3: Проверка усвоения материала
− степень активности и эффективности участия обучающихся по итогам каждого практического занятия;
− успешное прохождение тестирования;
− выполнение самостоятельных работ, в том числе домашних заданий;
− результаты зачета, экзамена.
Критерии оценивания компетенций на различных этапах их формирования
Этап 1: Формирова- ние базы знаний
- посещение лекционных и практических занятий не мене 80%;
- наличие конспекта лекций по всем темам, вынесенным на лекционное обсуждение не менее 60%
- участие в обсуждении теоретических вопросов тем на каждом практи- ческом занятии не менее 50%.
Этап 2: Формирова- ние навыков практи- ческого использова- ния знаний
- обучающийся должен знать сущность и специфику дисциплины с пра- вильностью не менее 60%;
- может определить основные направления исследований, источники и виды информации с правильностью не менее 60%;
- может анализировать и оценивать информацию; планировать и осу- ществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа с пра- вильностью не менее 60%;
- владеет способностью сбора и анализа информации с правильностью не менее 60%;
Этап 2.
Формирование навыков практиче- ского использования знаний:
− практические занятия;
− ситуационные задачи;
− самостоятельная работа по ре- шению ситуационных заданий.
- выполнение реферата;
Этап 3.
Проверка усвоения материала:
− проверка самостоятельно выпол- ненных практических и ситуаци- онных задач;
− анализ и оценка активности и эффективности участия в практи- ческих занятиях;
− тестирование текущих знаний;
− контрольные срезовые задания;
− итоговый контроль по дисци- плине.
13.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах
их формирования, описание шкал оценивания
Описание показателей
Этап 1: Формирова- ние базы знаний
− посещение лекционных и практических занятий;
− ведение конспекта лекций.
Этап 2: Формирова- ние навыков практи- ческого использова- ния знаний
− правильное и своевременное выполнение практических заданий по разрешению поставленных проблем;
− обоснованное решение ситуационных задач;
− наличие правильно выполненной самостоятельной работы.
Этап 3: Проверка усвоения материала
− степень активности и эффективности участия обучающихся по итогам каждого практического занятия;
− успешное прохождение тестирования;
− выполнение самостоятельных работ, в том числе домашних заданий;
− результаты зачета, экзамена.
Критерии оценивания компетенций на различных этапах их формирования
Этап 1: Формирова- ние базы знаний
- посещение лекционных и практических занятий не мене 80%;
- наличие конспекта лекций по всем темам, вынесенным на лекционное обсуждение не менее 60%
- участие в обсуждении теоретических вопросов тем на каждом практи- ческом занятии не менее 50%.
Этап 2: Формирова- ние навыков практи- ческого использова- ния знаний
- обучающийся должен знать сущность и специфику дисциплины с пра- вильностью не менее 60%;
- может определить основные направления исследований, источники и виды информации с правильностью не менее 60%;
- может анализировать и оценивать информацию; планировать и осу- ществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа с пра- вильностью не менее 60%;
- владеет способностью сбора и анализа информации с правильностью не менее 60%;