Файл: Инженернопедагогический колледж государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования республики крым.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Формирование обобщенных приемов мышления у младших школьников посредством решения логических задач
-
Выполнила:
обучающаяся группы НО-19
специальности 44.02.02.
«Преподавание в начальных классах»
Байрамова Элеонора Асановна
К защите допущена Зам. директора по УВР Н.А.Бурбиева ____________ | |
|
Оценка: _______________ Дата защиты: __________ Председатель ГЭК _____________ / Билялова С.Э. |
Симферополь, 2023
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………........ | 3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МВШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………..…............................... | 7 |
1.1. Обобщенные методы мышления учащихся начальных классов…… 7 | |
1.2. Методики определения уровня развития логического мышления………………………………………………………………………. | 7 |
1.3. Копилка логических задач для 4 класса…………………………………... | 19 |
Выводы по первой главе……………………………………………………….... | 30 |
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ……… | 33 |
2.1. Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников в процессе внеурочной деятельности по математике……………………………………………………………………… | 35 |
2.2. Выявление уровня развития логического мышления младших школьников ……………………………………………………………………… | 39 |
2.3. Анализ результатов опытно-эксперементальной работы ……………….. | 41 |
Выводы по второй главе………………………………………………………… | 44 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. | 47 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………. | 50 |
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….. | 56 |
ВВЕДЕНИЕ
Современная система образования Российской Федерации вступила в новый цикл развития. Сегодня школа предназначена для создания условий, отвечающих способностям и потребностям учащихся, способствовать развитию личности ученика в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивая возможность успешной социализации и социальной адаптации.
Самый младший школьный возраст называют пиком детства. В современный период интеллектуального развития он охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происходит изменение стиля и образа жизни и мыслей: новые требования, новая социальная роль школьника, принципиально новый вид деятельности - образовательная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и навыки, но и социальную позицию. Восприятие своей позиции в системе отношений меняется. Интересы, ценности и образ жизни ребенка меняются. Активизируются процессы интеллектуального развития, которые отражаются на формировании отдельных компонентов всех сфер, в том числе познавательных. Особая роль отводится мышлению, поскольку оно обеспечивает основу для дальнейшего развития в течение этого времени.
Развитие мышления в возрасте начального образования играет особую роль. С началом школы мышление перемещается в центр интеллектуального развития ребенка (Л.С. Выготский) и становится решающим в системе других психических функций, которые под его влиянием одухотворяются и приобретают произвольный характер.
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что во время начального образования учащиеся имеют значительные запасы развития. В этом возрасте дети начинают перестраивать все свои когнитивные процессы. Поэтому возраст начального образования является наиболее продуктивным для развития логического мышления.
Можно сказать, что в этот период жизни ребенок закладывает основы своих мыслительных процессов. Таким образом, в период начального образования должна быть проведена комплексная и целенаправленная работа по формированию и развитию основных принципов мышления, у детей и их обучению методам психических действий.
Логическое мышление, которое основывается на базе образного, представляет собой высшую ступень в развитии мышления детей. Достижение этой стадии является сложным и трудоемким процессом, поскольку полное развитие логического мышления требует не только высокого уровня умственной деятельности, но и достаточного уровня обобщенного знания как общих, так и основных признаков объектов и явлений реальности. Вам не следует ждать, пока ребенок не достигнет 14-летнего возраста и не достигнет стадии формального мышления, и его мышление приобретает характеристики, которые определяют умственную деятельность взрослых, и начинает сознательное развитие мышления уже в младшем школьном возрасте.
В то же время очень важно, чтобы развитие мышления осуществлялось тщательно и систематически, не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, с использованием различных форм и методов, доступных для детей младшего школьного возраста и достаточных для их уровня интеллектуального развития.
Все школьные предметы вносят решающий вклад в развитие логического мышления, но можно отметить, что одним из наиболее важных предметов является математика, на которой лежит основная нагрузка, поэтому очень важно, чтобы это развитие было осуществлено как можно более эффективно, в том числе внеурочной деятельности, которая определяет значимость данного исследования.
Цель исследования: изучить понятие и уточнить сущность мышления, определить методы мышления, изучить педагогические условия развития логического мышления младших школьников в процессе решения логических задач и доказать их эффективность.
В процессе исследования были решены следующие задачи:
1) изучить понятие «логическое мышление» и особенности его развития в начальной школе;
2) определить методы мышления учащихся начальной школы;
3) определить уровень развития логического мышления младших школьников путем решения рациональных задач;
4) выявить типы и принципы мышления;
5) изучить методы определения уровня развития логического мышления;
6) охарактеризовать организацию внеклассных занятий по предмету;
7) провести экспериментальную работу по развитию мышления младших школьников в процессе внеклассной деятельности путем решения задач;
Объект исследования: логическое мышление.
Предмет исследования: развитие логического мышления учащихся начальных классов путем решения логических задач.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
1) общенаучный (анализ, обобщение, сравнение, обобщение);
2) эмпирический (наблюдение, обсуждение).
3) диагностическая (тестовая);
4) психолого-педагогический эксперимент.
5) количественные и качественные методы обработки данных.
Практическая значимость исследования заключается в умении использовать его результаты в педагогическом процессе для развития рационального мышления младших школьников во внеурочной деятельности.
Информационной базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых: Л.В. Байбородов , Е.В. Широкова, Т.А. Колесников А.Ю. Комиссаров Н.И. Мерлин , Н.В. Сушенцов Е.А. Морозова А.В. Морозов А.В. Новоселова, Т.С. Пчелинцев , Н.В. Сейдниязову , Л.А. Серикова, В.И. Седакова , Ε.В. Тайлаков , С.Б. Носов, В.П. Труднева , Р.Х. Хайруллин , Р.С. Немов , С. Рубинштейн , Жан Пиаже, Анри Валлон , Барбель Инельдер; Л.И. Айдарова , А.К. Дусавицкий , АК Марков Ю.А. Полуянов , В.В. Репкин , В.В. Рубцов , Г.А. Цукерман , Л.С. Выготский , А.Н. Леонтьев, С.Л. , Рубенштейн , П.Я., Гальперин, А. Смирнов и др.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1 им. И.В.Курчатова».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (55 наименования), 3 таблиц и 2 рисунков. Общий объем работы страниц 77 стр.
ГЛАВА 1
Теоретические основы развития логического мышления младших школьников
1.1. Обобщенные методы мышления учащихся начальных классов
Восприятие и чувства дают знания о мире только с чувственной, поверхностной стороны, а мышление позволяет углубить и изучить мир вокруг нас. Это позволяет им работать с изображениями, словами, суждениями, принимать решения, предвидеть события и становиться творческими. Из-за сложности этого психологического явления в современной психологии не существует простого определения мышления. В философском словаре мысль интерпретируется как «процесс, который активно отражает объективный мир на кризисах, теориях, концепциях, связанных с разрешением определенных проблем с обобщением, и методы познания окружающей действительности: высший продукт организованной материи - мозга[6, с.11-25].
Р.С. Немов дает следующее определение мышления: «Мышление - это конкретная практическая и теоретическая деятельность, которая подразумевает особую систему, содержащую некоторые исследовательские действия»[31, с. 688]. С. Рубинштейн писал: «Мышление - это процесс самораскрытия и открытия человеком нового отражения реальности посредством анализа практической деятельности эстетическим знанием» [40, с. 592].
На самом деле мышление - это всегда открытие нового, неизвестного. Это происходит в результате проблемной ситуации, которая требует немедленного разрешения.
Мысль очень тесно взаимодействует с вниманием, восприятием, памятью и речью. Благодаря этим взаимодействиям, появляется исходная информация об интеллектуальной деятельности. В то же время мышление имеет важное различие: оно собирает новую информацию в мыслях, приобретает новые знания. Особое место в педагогике и психологии занимает так называемая «детское» мышление. А.А. Плешаков отмечает, что одним из важных событий в жизни младшего школьника является период поступления в школу. «Ребенок, поступающий в школу, автоматически занимает совершенно новое место в человеческом обществе: у него есть определенные обязанности в образовательном учреждении. Родители, учителя и совершенно неизвестные начинают общаться с ним, как с человеком, который дал обещание учиться»[34, стр. 560].
Мышление - это процесс общего и косвенного отражения реальности в ее основных отношениях и отношениях. Основой мышления является произвольное манипулирование изображениями, которое позволяет решать проблемные ситуации внутренне. Мышление о действии и речи. «Мышление как познавательная теоретическая деятельность тесно связано с действием. Человек знает реальность, действуя на нее, воспринимая мир, изменяя свое мышление, а не просто сопровождается действием или действием – мышлением. Эффект - это основная форма мышления. Основной тип мышления - это мышление в действии которое совершается в действии и действием выявляется "[45, с.128].
Процессы мышления осуществляются с использованием психических функций - анализа, синтеза, сравнения, обобщения, вычитания. Результатом мыслительного процесса у людей являются понятия, суждения и выводы [45, с.128].
Мышление позволяет получить представление о таких объектах, свойствах и отношениях в мире, которые невозможно легко понять с помощью первой системы сигнализации. Мысль о том, что высшая психическая функция - это произвольный, преднамеренный процесс, опосредованный сигналами (главным образом, речью)[49, с.413].
Отмечено, что у детей младшего школьного возраста логическое мышление изначально имеет преимущественно специфический характер. Развитие логического мышления идет от визуально-действенного к конкретно-образному, а от него к понятийному. Вначале дети склонны делать обобщения на внешние, как правило, незначительные моменты. Но в процессе обучения учитель определяет свое внимание к отношениям, связанным с тем, что не сразу воспринимается, поэтому ученики переходят на более высокий уровень обобщения, способные изучать научные концепции, не полагаясь на визуальный материал.