Файл: Инженернопедагогический колледж государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования республики крым.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мышление у ребенка в начальной школе находится на наивысшей стадии развития. В течение этого времени происходит переход от визуально - образного к вербально - логическому, концептуальному мышлению, которое делает двойную духовную деятельность ребенка: конкретное мышление, связанное с реальностью, и непосредственное наблюдение уже подчиненным рациональным принципам, однако абстрактное, формальное детское логическое мышление все еще недоступно[53, с.349].
В этом отношении мышление первоклассников более показательно. В основном оно конкретно, основано на визуальных образах и представлениях. Как правило, только конкретные примеры могут быть поняты при реализации конкретных примеров. Содержание понятий и обобщений определяется главным образом четко воспринимаемыми характеристиками объектов.
По мере преподавания учебной деятельности и изучения основ научных знаний учащийся постепенно становится вовлеченным в систему научных концепций, и его интеллектуальные функции все меньше связаны с конкретными практическими действиями и визуальной поддержкой. Дети осваивают методы психической деятельности, приобретают способность воздействовать на разум и анализировать свой процесс мышления. С развитием мышления связано появление таких важных новообразований, как анализ, внутренний план действий и рефлексия[42, с.229].
Вопрос о развитии мышления изучался многими психологами, в том числе зарубежными, такими как Жан Пиаже, Анри Валлон, в усач Inelder и бытовой L.I Айдаровой , А.К. Дусавицкий , А.К. Маркова, Ю.А. Полуянов, В. В. Репкин , В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман , Л. С. Выготский , А. Н. . Леонтьев , С.Л. , Рубинштейн , P . Я. Гальперин, Смирнов и др.
Есть много определений понятия «мышление ». Так, к примеру, С. Рубинштейн писал: "мышление является социальной формой, тесно связанной с речью психический процесс независимого поиска и открытия человеком совершенно нового, а именно процедура косвенного и обобщенного отражения реальности в анализе и синтезе, по эстетическим озниниям и намного дальше, выходящий за пределы»[40, с. 592]
«Мышление является процессом отражения от объективной реальности, что является высоким уровнем человеческого познания» [28, с. 632].
Обобщая определения разных авторов можно сделать заключение, что мышление - это процесс, который связан с поиском для чего то нового , спомошью этого сосотовляя высший уровень развития познания.
Многие исследователи отмечают, что целенаправленная работа по развитию логического мышления у младших школьников необходимы, чтобы быть систематическими (Е.В. Веселовская, Е.Е. Останина, А.А. Столяр, Л.М. Фридман и др.). В то же время исследования психологов (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков , А. А. Люблинская , Д. Б. Элькотнин и другие ) позволяют прийти к выводу, что эффективность в развитии логического мышления, у школьников зависит от метода в организация специальных учебных заданий[17, с . 384]. В работах из этих самых авторов показано, что в результате более правильно организованного обучения, у школьников стали очень быстро повышаться навыки мышления, в частности, способность к обобщению, классифицировать и аргументировать собственные выводы. Тем не менее в педагогической теории нет единого подхода в организации такой подготовки. Некоторые учителя считают, что эти логические методы являются неотъемлемой частью содержания образования, основы из которых включены в содержание в образовании, поэтому при изучении школьных предметов, школьники автоматически развивают логическое мышление,на основе на данных изображений (В.Г. Бейлинсон, Н.Н. Поспелов, М.Н. Скаткин).Отличительный подход по мнению некоторых исследователей заключается в том, что развитие логического мышления только через школьные предметы не является достаточно эффективным, и что этот подход не обеспечит полное усвоение методов по логическому мышлению и поэтому необходимы специальные учебные курсы по логике (Ю.И. Веринг, Н.И. Лифинцева, В.С. Нургалиев, В.Ф. Паламарчук). Далее еще одна группа учителей (Д.Д. Зуев, В.В. Краевский), которые считают, что развитие логического мышления у школьников необходимо проводится на конкретном предметном содержании дисциплин через акцентуации, определение и объяснение логических операций, которые происходят в них[17, с. 384].
Но независимо от подхода к решению вопроса, большинство исследователей согласовываются в том, что развитие логического мышления в процесе обучения это[11, с.158]:
-
развить умение определять существенные свойства объектов и отвлекать (абстрагировать) их от второстепенных, несущественных; -
развить способности от учеников сравнить наблюдаемые объекты , найти общие свойства и различия в них. -
научить детей разбирать элемент на его компоненты, чтобы они знали каждую составную часть и мысленно объединяли расчлененные предметы в один набор, изучая взаимодействие частей и предмет как одно целое. -
учить детей делать правильные выводы из наблюдений или фактов, чтобы иметь возможность проверить эти выводы; -
привить возможность обобщения событий; -
развить учеников способность доказывать правоту в своих решениях и опровергать ложные выводы; -
убедитесь, что мысли учащихся четки, последовательны и разумно изложены.
В младшем школьном возрасте формируются такие новообразования, как произвольность, интеллектуальная рефлексия, внутренний план действий, научное восприятие и специальные функции. В этом возрасте развиваются все три формы мышления, это умозаключение, суждение и понятие. Знание научных концепций предоставляется детям в процессе обучения. В развитии взглядов ребенка существенную роль играет расширение знаний и обоснование истины; суждения превращаются в вывод, когда ребенок, анализируя значение реального, начинает рассматривать свое мышление как гипотезу, то есть положение, которое еще предстоит проверить. Но в дополнение к этим характеристикам мышления важно определить влияние учебной деятельности на развитие мышления. Этот эффект проявляется в развитии форм мышления, которые в будущем будут ассимилировать систему научного знания, развитие научной и теоретической мысли и создадут условия для самостоятельной ориентации в обучении и повседневной жизни[13, с.368].
П Ло мнению.С. Выготского и Д. Б. Эльконина, развитие других когнитивных процессов (восприятие, внимание, память, воображение) зависит от мысли. Их развитие идет по пути одухотворения, и ребенок использует их для решения образовательных задач. «Переход мышления на новый уровень и относительная перестройка всех других процессов является основным содержанием интеллектуального развития в младшем школьном возрасте"[7, с.224].
В то же время у младшего школьника есть большие интеллектуальные резервы, как сказал Л. С. Выготский, «зона развития близости», которая уже может развивать более богатые и широкие интеллектуальные способности у младших школьников. Д. Эльконин и В. В. Давыдов (основатели развивающего образования) показали, что у детей младшего школьного возраста уже есть возможность сформировать теорию в начальной школе под руководством учителя. Теоретическое мышление позволяет учащемуся решать проблемы, ориентируясь не на внешние, визуальные признаки и объектные связи, а на внутренние, существенные свойства и отношения [7, с.224].
Развитие рационального мышления во многом определяется системой образования. Образовательный процесс может способствовать как развитию рационального мышления, так и его деградации. Чувствительным периодом для развития рационального мышления является возраст 13 лет. Поэтому именно в эпоху начального образования сознательное развитие логического мышления является более важным[13, с.368].
Ученик современной начальной школы уже во 2–3-м классе демонстрирует первые признаки словесного мышления, а к 3–4-му классу - признаки концептуального мышления, которыми могли похвастаться только некоторые представители предыдущих поколений детей, поскольку в это были разумно верят это словесно-логическое мышление было типичным для молодого подростка. Очевидно, что современные стратегии обучения, такие как исследования и разработки, междисциплинарные подходы к обучению и т. д., оказали положительное влияние на развитие когнитивных процессов и, в частности, на мышление. Однако, как вы знаете, далеко не во всех учебных заведениях внимание уделяется развитию интеллектуального и творческого потенциала детей с использованием инновационных стратегий обучения. По этой причине мышление младших школьников более вероятно будет индивидуальным. С другой стороны, в настоящее время государственная образовательная политика прилагает большие усилия для развития школьной информатизации школы, оснащая каждый класс компьютерами, смарт-картами, проекторами и другими техническими средствами. По сравнению со взрослыми дети не испытывают особых трудностей в овладении навыками работы новой информацией, теперь дошкольники тоже могут это делать. В целом, этот вид деятельности значительно развивает мышление и способность работать с информационными ресурсами, а также повышает познавательную мотивацию. Но в то же время важно научить ребенка понимать и реализовывать цели использования этих ресурсов, дозирования, оставляя место в классе для других форм познавательных знаний[1, с.17-20].
Ученик младшего школьного возраста, 7-8 лет, может анализировать объекты, чтобы определить основные и неосновные особенности, составляет целую пьесу (композицию) и завершает недостающие предметы. Младший ученик умеет делать выбор причин для сравнения, сериализации, классификации объектов.
Кроме того, число ориентиров, выраженных детьми 1-го класса, весьма ограничено, чего нельзя сказать о возрасте 9-10 лет, когда дети могут производить большое количество критериев. Кроме того, в этом возрасте ребенок легко может строить причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку, строить пропорции, выдвигать гипотезы и решать проблемные вопросы[1, с.17-20].
В 1-2 классах начальной школы ребенок все еще ищет объяснения феноменов научной фантастики, наблюдаемых в научной фантастике, или просто своего собственного воображения, которое помогает его воображению, в то время как в 3-4 классах молодой ученик более вероятно, чтобы узнать о природе вещей с точки зрения их научного объяснения, конечно, на языке, доступном для ребенка[1, с.17-20].
При разработке учебной задачи младший ученик может выбрать наиболее эффективные способы его решения в зависимости от конкретных обстоятельств и оценить результаты своей деятельности, определить причины низкой или высокой эффективности образовательной деятельности, в целом, показывая оригинальные формы мышления. Этот навык чрезвычайно важен для обучения навыкам и усвоению материала, поскольку он позволяет ребенку самостоятельно выяснить причины своих ошибок, что помогает им избежать их в будущем[9, с.276].
В 3-4 классах младший ученик может работать с графиками и таблицами, составлять план решения проблемы. В течение этого времени с помощью моделирования ребенок доминирует над знако-символическими образовательными навыками, которые позволяют вам отделить контент от формы различными графическими способами, что помогает понять изучаемый материал.
В младшем школьном возрасте, при активной умственной деятельности учащихся, начинает формироваться система научных понятий, знания становятся более разнообразными. Понятия уточняются путем обогащения словарного запаса и включения терминов и научных понятий в словарь. Следует отметить, что во многом определяющую функцию в развитии системы научных понятий выполняет конкретная образовательная программа, выбранная в школе. Из-за этого путь к концептуальному мышлению будет зависеть от образовательной системы, которую достиг ребенок.
В результате, в возрасте 9-10 лет вербальное мышление выходит на первый план в развитии познавательной сферы младшего ученика. Школьник может выполнять сравнения, легко определять причинно-следственные связи, анализировать. Ученики 4-го класса могут освоить учебное задание, понять цель своей деятельности и задачи, которые необходимо решить для их успешного выполнения. Весь вопрос в том, как развита мотивация у ученика[16, с.86].
Постепенно младший ученик учится мыслить, уметь оценивать продукты своей деятельности, видеть перспективы роста, хотя и не всегда эффективно. В целом, если мы укрепим стремление ребенка к умственной деятельности, научим его видеть проблемы и задавать вопросы, то он сможет подростком избежать серии проблем с обучением, связанных со сложными абстрактными понятиями и пониманием. сущности природных явлений.
Однако стоит отметить, что нарушение начальных характеристик формирования рационального мышления на ранних этапах обучения может привести к негативным последствиям. Поэтому, если вы не принимаете во внимание визуальный тип мышления младших школьников и работаете в основном с текстовой информацией в процессе обучения, тогда дети могут не понимать логические конструкции. Также наличие большого количества классификационных задач по ряду причин, в том числе несущественных, может привести к подавлению визуально-иконографических и логических способностей мышления, формированию словесного и формального усвоения материального содержания или развитию комбинаторного мышления[10, с. 512]. Важно, что при построении целенаправленной работы по развитию логического мышления учитываются особенности развития интеллектуальных функций младших школьников. Следующие принципы были определены для построения системы развития логического мышления младших учеников[41, с.313]:
• принцип соответствия школьной программы (ссылка на посещение школы);
• принцип преобладающей зависимости от наглядно-образного мышления.
• принцип возрастающей сложности, согласно которому более простые задачи предшествуют более сложным;
• принцип гибкости, согласно которому словесно-логическая деятельность осуществляется в сочетании с содержательной и практической деятельностью.
• принцип системности, согласно которому развитие мышления непрерывно осуществляется на протяжении всего обучения в начальной школе.