Файл: Инженернопедагогический колледж государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования республики крым.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с этими принципами А. В. Белошистой и В. В. Левитас были предложены следующие типы заданий для учащихся 1 класса но развитию логического мышления[4, с. 455]:

• задачи для выделения характеристик одного или нескольких объектов;

• немедленное распределение признаков;

• распространение с использованием отрицания какого либо признака;

• задания, связанные с изменением признака;

• задания того же типа, но преобразованные в другой графический формат (таблица);

• задания с поиском недостающей фигуры, выполненной в виде неполной матрицы;

• задания того же типа, но преобразованные в новый графический формат (алгоритмический формат).

Развитие мышления и его основные атрибуты в начальном образовании во многом зависят от методов и приемов обучения. А.З. Зак выявил связь между методом теоретического мышления и формой действия при решении задач. Чем конкретнее форма действия (объективно-эффективная по отношению к наглядно-образному и, в частности, словесно-символическому), тем более сложный (развитый) метод теоретического мышления используется. При переходе от образно-визуального к объективному или от словесно-символического к визуальному аналитический способ решения проблем меняется на рефлексивный, а рефлексивный в свою очередь на синтезирующий. А. 3. Зак отмечает, что начальное образование - это период, в течение которого дети развивают аналитический метод теоретического мышления (в то время как в старшей школе это уже рефлексивный метод) [16, с. 86].

Основная работа по развитию мышления должна быть выполнена с задачей. Ведь в каждой работе есть большие возможности для развития логического мышления. Нестандартные логические задачи - отличный инструмент для такого развития. Наибольшой результат может быть достигнут в результате применения к проекту различных форм работы. Это: работа над решенной задачей. Многие ученики реализуют план решения проблем только после второго анализа. Это способ развить твердое знание предмета. Конечно, повторение анализа требует времени, но это работает [14, с. 20].

Решение задач по-разным методам. Мало внимания уделяется решению проблем различными способами, в основном из-за нехватки времени. Но этот навык показывает довольно высокий уровень развития по определенному предмету. Кроме того, привычка находить другое решение будет играть важную роль в будущем. Но мы думаем, что это доступно не всем ученикам, а только тем, кто заинтересован в данном предмете и обладает особыми способностями. Метод анализа проблемы хорошо организован - в общем или в конкретном вопросе, представление ситуации, описанной в задании. Учитель обращает внимание ребенка на детали, которые необходимо представить и которые можно пропустить. Мнимое участие в этой ситуации. Распределение текста задачи на значимые части. Моделирование ситуации с использованием рисунка, чертежа. Самоконцентрирование задач учениками. Чтобы составить задачу нужно использовать слова: больше, так много, меньше, намного больше, меньше, решено в 1, 2, 3 действиях; согласно его проектам решений,
действиям и ответам, по выражению и т. д. Решение проблем с отсутствующими или ненужными данными. Изменить вопрос о работе. Сбор различных выражений для этих задач и объяснение, которое означает то или иное выражение. Выберать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи. Объяснение окончательного решения проблемы. Использование метода сравнения задач и их решения. Написание двух решений на доске - одно верно, а другое неправильно. Изменение условия задания, чтобы оно взвешивалось другим действием. Завершить решение задачи. Какой вопрос и какие меры не нужны для решения задачи (или, наоборот, для повторения утерянного вопроса и принятия решения по задаче). Разработка аналогичной задачи с измененными данными. Решение обратных задач[3, с. 299].

Систематическое использование конкретных задач и целей, направленных на развитие логического мышления по определенному предмету и на внеклассных занятиях, расширяет кругозор по данному предмету у младших школьников и облегчает навигацию по более простым образцам реальности, которые их окружают, и помогает им лучше приспосабливать полученные знания в жизни[23, с. 1-5].

Нестандартные задачи требуют большего внимания к анализу обстоятельств и построению цепочки взаимосвязанных логических логик. Мы приведем примеры таких проблем, ответ на которые необходимо лоически обосновать: в коробке 5 карандашей: 2 синих и 3 красных. Сколько карандашей нужно вытащить из коробки, не заглядывая внутрь, чтобы был хотя бы один красный карандаш? Дубинка была разрезана на 3 части. Сколько порезов вы сделали? Использование таких задач расширяет логический кругозор учащихся начальной школы, способствует развитию и повышает качество готовности[33, с. 78-82].

При решении увлекательных задач преследуются следующие цели: формирование и развитие психических функций: анализ и синтез, сравнения, пропорции, обобщения и т. д.; развитие и обучение мышлению вообще и творчеству в частности; поддержание интереса к предмету в образовательной деятельности (уникальность развлекательного проекта служит стимулом для образовательной деятельности); развитие способностей творческого человека, таких как познавательная деятельность, усидчивость, настойчивость в достижении цели, самостоятельность, подготовка учащихся к творческой деятельности (творческое усвоение знаний, методы действия, способность передавать знания и методы действия в неизвестных ситуациях, и увидеть новые функции объекта)[43, с.123-126].


1.2. Методики определения уровня развития логического мышления
Диагностика уровня модуляции компонентов логического мышления у младших школьников.

Знание языка, общение с другими детьми, обучение использованию различных предметов, сначала в игре, затем в обучении, развивает мышление. Известно, что мышление - это процессуальное единство знаний и навыков, то есть способность человека анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать различные данные, устанавливать причинно-следственные связи и делать общие выводы из существующих знаний. Умение думать - это умение получать знания.

Развитие мышления учащихся - важнейшая задача современной школы. Формирование умственных способностей является предпосылкой сознательного и постоянного усвоения материала учебных дисциплин, средством систематизации знаний и получения новых знаний. Успех учебной деятельности во многом зависит от особенностей развития мысли[54, с.57-66].

Как показывают специальные исследования, улучшение мыслительных функций, развитие абстрактного логического мышления должно происходить интенсивно именно в возрасте начального образования. И учителя начальной школы должны заботиться об этом, готовя детей к успешному обучению в средней школе. Но если результат приобретения знаний «виден», то результат изучения психических функций скрыт, и довольно сложно самостоятельно контролировать процесс развития мыслительных способностей. Следовательно, существует необходимость использования специфических методов диагностики для определения уровня развития мышления ученика[38, с.53-57].

Предлагаемые методы могут быть использованы:

- в условии отбора детей, для обучения в специализированных школах, лицеях, гимназиях, а также распределение учеников на классы с учетом уровня фактического интеллектуального развития;

- оценить динамику мышления детей в процессе обучения с 1 по 4 класс, чтобы обеспечить постоянный мониторинг психического развития учащихся;

- для выявления индивидуальных особенностей развития мышления учащихся, применение индивидуального подхода к обучению, коррекцию тех компонентов мышления, которые не сформулированы у ребенка должным образом, и организацию соответствующей помощи ребенку в его учебе;


- выбор наиболее эффективных методов обучения, видов учебных заданий, учебных программ, которые они считают развивающимися;

- как одна из форм управления процессом обучения со стороны руководства;

- полученные данные позволят самому учителю более эффективно оценивать свою работу.

Большинство из следующих методов могут использоваться как индивидуально, так и в группах. Фактическое содержание заданий выбирается в зависимости от возраста и уровня знаний детей и может включать как учебный, так и реферативный (внеклассный) материал.

Приведём краткое описание некоторых из существующих методик, направленных на выявление уровня сформированности компонентов логического мышления.

Вот краткое описание некоторых из существующих методов, направленных на выявление уровня формирования компонентов логического мышления.

Диагностика уровня сформированности навыков анализа и синтеза.

• Согласно предложенным схемам (слова преобразуются путем перестановки включенных букв), ученики должны найти исходные слова КУ(показатель успеха) рассчитывается: количество правильных ответов делится на количество заданий (8).

• Ребенку поочередно дается три разрезанные рисунка(2). Задача состоит в том, чтобы получить каждый из них как можно быстрее. С помощью таймера устанавливается время, необходимое для сбора каждого изображения. В зависимости от времени, отведенного для выполнения задания, присуждаются баллы. Название объекта не дается ребенку в инструкции.

• А.З. Зак предлагает экспериментальные ситуации из двух частей (4). В первой части ребенка просят ознакомиться с правилом или решить проблему с образцом без объяснения со стороны учителя. Во второй части представлены задачи, связанные с теми, что в первой части. По результатам решения проблемы во второй части они судят о глубине анализа, выполненного в первой части[16, с.86].

1. Правило: если на лист обычной бумаги синего цвета положить копировальную бумагу красного цвета и нарисовать линию желтым карандашом, то на листе простой (не копируемой) бумаги появится красная линия.

Задачи: найдите, какого цвета будет выглядеть линия на обычной бумаге после рисования линии карандашом на бумаге для копирования. В зависимости от сложности (скрывая существенную связь - совпадение цвета копировальной бумаги и цвета оттиска из-за того, что его цвет выполнен с цветом копировальной бумаги - тривиальные особенности ситуации), задачи делятся следующим образом: 1 -4 самые легкие; 5-9 - самые сложные (две цветные копии); 10-14 - условно третьей степени сложности (три цветные копии); 15 и 16 являются наиболее сложными (вместо обычных слов, обозначающих цвета, они используют искусственные слова - бессмысленные буквенные комбинации)[19, с. 82].


Испытуемому предлагается решение задачи с образцом. Затем он призван решить ряд проблем. Если ребенок решает все задания правильно, то, анализируя условия выборочной задачи, он сделал понятный анализ и обнаружил принцип решения - сопоставление местоположений одних и тех же букв с источниками и производными словами: первая буква становится последней и последняя первой. Если нет - он сделал подробный, эмпирический анализ.

• «Найти закономерность». Ученику предлагается (2) тщательно рассмотреть порядок геометрических фигур, которые различаются по различным признакам, а в третьем ряду нарисовать (или показать) недостающую часть, объяснить, почему он считает, что это число должно быть здесь.

Результаты анализируются по следующим причинам: ученик правильно выбрал внешнюю и внутреннюю формы, как четко он объяснил, почему он выбрал эти элементы.

  1. Другая диагностическая задача "Фигурки в контуре" (основанная на абстрактных геометрических или базовых чертежах) включает в себя серию из 12 задач с возрастающей сложностью. В каждой работе необходимо на основаннии анализа этих рисунков, найти в верхней части недостающий фрагмент (показанный внизу), чтобы план, согласно которому художник рисовал фигуры, не нарушался. После решения двух тренировочных задач в течение 15 минут необходимо решить 12 основных, которые разделены на четыре группы[22, с. 29-30]:

1) самые простые - два элемента варьируются в изображениях фигурок;

2)задачи, в которых три элемента варьируются;

3) четыре элемента варьируются;

4) самые сложные - пять элементов.

Если ребенок успешно выполнил только задания группы 1 - показал 1-й уровень развития умения анализировать, из групп 1 и 2 - 2-й уровень, 1-3 группы - 3-й уровень, если все 12 задач решены правильно, то - 4 уровень развития этой способности.

Диагностика уровня сопоставимости умения сравнивать.

• Методология «Сравнение понятий». Она выполняется в трех вариантах[27, с.57-61]:

1. Испытуемому называют или показывают написанные пару слов, обозначающих определенные объекты или явления, и его просят сказать, что у них общего и чем они отличаются. В этом случае экспериментатор постоянно стимулирует предмет, ища максимально возможное количество сходств и различий между словами пары. Образец списка слов содержит три категории задач для сравнения и различения понятий: