Файл: Российский государственный гуманитарный университет (фгбоу во рггу) институт психологии им.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНОБРНАУКИ РОССИИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования
«Российский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВО «РГГУ»)
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ ИМ. Л.С. ВЫГОТСКОГО
ФАКУЛЬТЕТ Психологии образования

Кафедра психологии и педагогики образования
Полякова Валентина Алексеевна

Связь социального интеллекта с учебным сотрудничеством у младших школьников

Выпускная квалификационная работа студентки 4-го курса

очной формы обучения
Направление «44.03.02 Психолого-педагогическое образование»

Направленность «Психолого-педагогическое сопровождение образования»

Допущена к защите на ГЭК
Заведующий кафедрой Научный руководитель

доцент, доктор психологических наук доцент, доктор психологических наук

Кригер Евгения Эвальдовна Кригер Евгения Эвальдовна

«___» __________ 20… г. «___» __________ 20… г.


Москва 2023

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Младший школьный возраст является сенситивным периодом для формирования познавательной активности школьника, поскольку именно в это период идет активное становление учебной деятельности, а в ней, в свою очередь, формируется познавательная активность. Кроме того, большое влияние на познавательную активность младшего школьника оказывают такие психологические новообразования этого возраста, как потребность в знаниях и в новых впечатлениях, произвольность и самоконтроль, способность к продуктивному воображению, развивающиеся учебная мотивация, познавательные потребности и интересы и т.п.

Психологические аспекты проблемы развития познавательной активности учащихся отражены в работах таких ученых, как Б. Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, JI.B. Занков, В.П. Зинченко, Н.Б. Истомина, М.И. Лисина, А.М. Матюшкин, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин, В.Д. Шадриков, Г.И. Щукина, И.С. Якиманская и др.


Анализ научной литературы по проблеме исследования показывает, что в психологии, также, как и в педагогике нет единства в понимании феномена познавательной активности человека. Под познавательной активностью школьников в психологии понимают: «качество субъекта деятельности» (Б.Ф. Ломов), «качество личности, ценностное личностное образование» (Г.И. Щукина), «деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания» (Т.И. Шамова), «потребность в умственных усилиях и впечатлениях» (Н.С. Лейтес, В. Оконь и др.), «стремление человека к познанию» (Т.И. Зубкова), «проявление всех сторон личности младшего школьника» (Э.А. Красновский) и др.

Опираясь на исследования вышеуказанных авторов, под познавательной активностью мы будем понимать системное личностное образование, выражающее стремление ребенка к познанию и активное отношение к деятельности, формирующееся в учебной деятельности и являющееся одновременно показателем результативности процесса обучения.

В психологии накоплен значительный материал по исследованию феномена познавательной активности, определена решающая роль влияния способов организации обучения на формирование познавательной активности учащихся, исследовано влияние на познавательную активность различных факторов и механизмов.

К психологическим факторам, влияющим на развитие познавательной активности школьников, исследователи относят: социокультурные и этнокультурные условия, содержание, структуру и специфику учебной деятельности, когнитивные возможности детей, доминирующий тип мотивации, вербальные и невербальные компоненты общения, психологические установки, ценностные ориентации личности и др.

Менее изученными в отечественной и зарубежной науке оказались личностные особенности учащегося как субъекта познавательной деятельности, отмечается недостаточность знаний о влиянии личностных качеств на развитие познавательной активности младших школьников.

Исходя из вышесказанного, считаем актуальным исследование влияния личностных особенностей на познавательную активность младших школьников, на развитие социальных навыков. И, как следствие, развитие социального интеллекта. На наш взгляд, к числу особенностей, мобилизующих или тормозящих социальный интеллект младшего школьника, влияющих на определение ею своих реальных возможностей и задач будущего, относятся уровень учебного сотрудничества со взрослыми, а также самооценка, мотивация и произвольность поведения.



Социальный интеллект в педагогике и психологии является относительно «молодым» понятием. В развитие его внесли свой весомый вклад следующие зарубежные психологи: Г. Гарднер, Г. Айзенк, Дж. Гилфорд, М. Салливен, Г. Оллпорт, Э. Торндайк, Т. Хант, Р. Стернберг и др. Среди российских ученых необходимо выделить Ю.Н. Емельянова, Н.А. Аминова, Н.А. Кудрявцеву, Е.С. Михайлову, М.В. Молоканова, В.Н. Куницыну, A.Л. Южанинову, Л.И. Уманского.

Вопросы социального интеллекта в свете исследования коммуникативных качеств личности изучали такие зарубежные ученые, как Г. Гарднер, Дж. Гилфорд, М. Аргайл, Э. Торндайк, Т. Хант, М. Салливен и др. и отечественные психологи - А.А. Кидрон, Ю.Н. Емельянов, В.Н. Куницына, Е.С. Михайлова, В.А. Лaбунская, А.Л. Южанинова.

В работах В.Н. Дружинина, A.A. Бодалева, Ю.Н. Емельянова, M.JI. Кубышкиной, М.М. Кашапова, H.A. Кудрявцевой, Д.В. Ушакова, В.Н. Куницыной, Дж. Гилфорда, A.JI. Южаниновой, О. Джона, Н. Кэнтора, С. Космитского, Э. Торндайка, Р. Селмана, Г. Оллпорта, Р. Стернберга подробно рассматривается проблема формирования и развития социального интеллекта, анализируется его структура, функции, роль в профессиональной деятельности, соотношение с академическим интеллектом.

В данной работе нами будет предпринята попытка изучить особенности социального интеллекта у детей младшего школьного при разном уровне учебного сотрудничества со взрослыми.

Объект исследования - социальный интеллект у младших школьников

Предмет исследования - связь социального интеллекта с учебным сотрудничеством со взрослыми у младших школьников

Цель исследования:

изучить связь социального интеллекта и учебного сотрудничества со взрослыми у младших школьников.

Задачи исследования:

1) провести анализ теоретических подходов к проблеме исследования социального интеллекта и учебного сотрудничества со взрослыми у младших школьников;

2) изучить возрастные особенности социального интеллекта у младших школьников;

3) описать методы исследования связи социального интеллекта и учебного сотрудничества со взрослыми у младших школьников;

5) обработать результаты исследования;

6) выработать рекомендации для педагогов начальной школы.

Гипотеза исследования:

Существует связь между уровнем социального интеллекта и типом поведения в ситуации учебного сотрудничества со взрослым у младших школьников, а именно - чем выше уровень социального интеллекта школьника, тем более развитый тип поведения в ситуации учебного сотрудничества используется.


Методы исследования:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2. Практические методы: опрос, тестирование, беседа, анкетирование;

3. Метод математической статистики и анализа данных - корреляционный анализ.

Методики исследования:

1. Игровой тест по определению уровня развития социального интеллекта в дошкольном и младшем школьном возрасте (ИТСИ) (Чеснокова О.Б., Субботский Е.В., Мартиросова Ю.В.).

2. Методика «Колдун» (К. В. Поливанова, А.В. Венгер). Методика позволяет увидеть особенности отношения детей младшего школьного возраста к заданиям взрослого, а также определить соответствующий тип отношения к учебной ситуации, характерный для обследуемого ребёнка.
Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы в практической деятельности психологов для развития и формирования социального интеллекта младших школьников, а также оптимизации их социализации в детском коллективе.

Респондентами данного исследования являются ученики 2-го класса МОУ СОШ - 40 участников

Теоретическая значимость работы и научная новизна заключается в том, что данное исследование позволяет расширить и систематизировать представление об особенностях социального интеллекта младших школьников при условии их учебного сотрудничества со взрослыми.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СО ВЗРОСЛЫМИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Понятие социального интеллеĸта ʙ трудах отечестʙенных и зарубежных ученых
Должно быть вступление, постановка задач главы и параграфа

Чарльз Спирмен в своих многочисленных исследованиях заметил, что люди, выполняющие успешно «тесты на мышление», в такой же степени успешно выполняют и с другие тесты на другие познавательные способности, и также он обнаружил обратную связь: испытуемые, показывающие низкие результаты, также справляются с остальными тестами. Спирмен назвал это явление G-фактором. Определял он G-фактор как общую «умственную энергию», которой в равной степени наделены люди, которая в разной степени влияет на успешность выполнения конкретной деятельности. Изучение соотношений специфических и общих факторов при выполнении различных задач дали возможность Спирмену выяснить, что роль G-фактора наибольшая при решении задач со сложным математическим содержанием и задач на применение понятийного мышления и минимальна при прохождении сенсомоторных упражений.


Социальный интеллект – интеллект индивида, который формируется в ходе социализации его, под действием определенных условий социальной среды. Дж. Гилфорд является создателем первого по-настоящему надежного теста для определения социального интеллекта. Он рассматривал данный вид интеллекта как систему способностей индивида, независимых от G-фактора общего интеллекта и имеющих связь, прежде всего, с пониманием поведенческой информации, включая и невербальный компонент [9].

Многие годы взаимосвязь разума и эмоций изучается и дает повод для продолжения развития этого направления. Рассмотрим историческую хронологию формирования и развития теории эмоционального интеллекта.

Древние античные философы неоднократно рассуждали на тему единства душевных чувств и ума. Аристотель об этом говорил, что сам процесс изучения теории является источником интенсивных эмоций, независимо от практического опыта [43].

В период просвещения были основополагающими следующие направления:

1) Эмпиризм, предполагающий, что чувственные переживания являются единственным и основным способом познания.

2) Рационализм, признающий в первую очередь логическое познание. В то время основной целью иррационалистов было превозношение эмоциональных и нравственных убеждений, которые должны были мотивировать людей на благоприятные взаимоотношения.

Начало XIX века – ХХ век. Иррациональные взгляды все больше обретали важное значение. Философы определяли факт существования как проживание эмоционально наполненного опыта, без которого человек не может существовать. Таким образом, жизненный опыт считался иррациональным явлением [26].

XX век. Актуальный вопрос 20-ого столетия в научном мире заключался в том, что важнее, рациональное или иррациональное, в этот период произошло множество новых точек зрения. Теория социального интеллекта была рождена в это столетие и легла в основу зарождения и формирования теории эмоционального интеллекта [6]. Изучим основоположников феномена.

Роберт Торндайк в 1937 г. предвидел проблему межличностных отношений и выделял ее особенное значение для руководителей развивающихся предприятий. Р. Торндайк первым написал о социальном интеллекте, он позиционировал его как комплекс ментальных возможностей, способствующих освоению социальной информации и благоприятному межличностному взаимодействию. Теорию социального интеллекта в дальнейшем в своих работах раскрывали выдающиеся исследователи Дж. Гилфорд и Г. Айзенк.