Файл: Российский государственный гуманитарный университет (фгбоу во рггу) институт психологии им.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, и будет достаточно места для активного передвижения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие социального интеллекта сравнительно новое для современной психологической науки. Социальный интеллект определяется как с совокупность когнитивных функций, которые обеспечивают способность к самоуправлению и самопознанию в целях адаптации субъекта к социальному окружению, и основным средством которой является коммуникативная компетенции.

Социальный интеллект — способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.

Проведенный теоретический анализ литературных данных по проблеме особенностей социального интеллекта позволил рассмотреть данные особенности у младших школьников, воспитывающихся в семье и в условиях учреждений интернатного типа. Исходя из цели дипломной работы – выявить особенности развития социального интеллекта у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа – было проведено исследование младших школьников, воспитывающихся в семье и в условиях учреждения интернатного типа. Гипотеза, выдвинутая в начале дипломной работы, о том, что существуют различия в уровне социального интеллекта у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семье и у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа полностью подтвердилась. Выявлено, что: младшие школьники, воспитывающиеся в условиях учреждения интернатного типа плохо понимают связь между поведением и его последствиями, чаще совершают ошибки, противоправные действия, попадают в конфликтные ситуации; плохо ориентируются в общепринятых нормах и правилах поведения; плохо владеют языком телодвижений, взглядов, жестов; могут ошибаться в понимании смысла слов собеседника, потому что не учитывают невербальные реакции; часто ошибаются в интерпретации слов собеседника; плохо адаптируются к разного рода взаимоотношениям между людьми (семейным, дружеским, деловым); испытывают трудности в понимании и прогнозировании поведения людей; у младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа более низкая социальная адаптация; испытывают
затруднения в установлении контактов с людьми; не считают нужным изменяться в зависимости от ситуации, прямолинейны. Таким образом, задачи, поставленные в начале дипломной работы выполнены, цель достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Абульханоʙа-Слаʙсĸая К. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследоʙания / К. А. Абульханоʙа-Слаʙсĸая // Психологичесĸий журнал. 2014. № 4. С. 39–55.

  2. Адамова, П. А. Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста: способы реализации / П. А. Адамова [и др.] // Образование и воспитание. — 2017. — № 2. — С. 21—24.

  3. Алъгин, А. П. Риск и его роль в общественной жизни / А. П. Альгин. — Москва, 1989. — С. 57.

  4. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации / И. Н. Андреева // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / под редакцией Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. — Москва : Изд-во Института психологии РАН, 2019. — С. 31—39.

  5. Анфисова, С. Е. Развитие социального и эмоционального видов интеллекта дошкольников в процессе анализа произведений художественной литературы. № 1 (11) / С. Е. Анфисова, Н. И. Андриянова, М. А. Сидоренкова. — Москва : Научное отражение, 2018. — С. 5—8.

  6. Айзенĸ Г. Ю. Интеллеĸт: ноʙый ʙзгляд / Г. Ю. Айзенĸ // Вопросы психологии. 2020. № 1 С. 111–131

  7. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1980. 415с.

  8. Андрееʙа Г. М. Атрибутиʙные процессы / Г. М. Андрееʙа. М.: 1987. С. 152–166

  9. Банина Л. В. Социальный интеллект [Электронный ресурс] // Новгородский учебный центр Федерации Интернет Образования: сайт. URL http://fio.novgorod.ru/projects/project1890/99.htm.

  10. Белоконь, О. В. Эмоциональный и социальный интеллект и феномен лидерства / О. В. Белоконь // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / под редакцией Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. — Москва : Изд-во Института психологии РАН, 2019. — С. 60—79.

  11. Бехтерева, Н. П. Здоровый и больной мозг человека / Н. П. Бехтерева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ленинград : Наука, 1988.

  12. Брюханова, И. И. Совместная деятельность с родителями по формированию у дошкольников привычки к здоровому образу жизни / И. И. Брюханова, В. М. Пантыкина // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1102—1104.

  13. Бобнеʙа М. И. Социальное разʙитие личности / М. И. Бобнеʙа // Социальная психология личности. М.:2020 . 312 с.

  14. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. Под ред. A.M. Матюшкина. М.: 1965. С. 433-456

  15. Гусев А. Н. Измерения в психологии: общий психологический практикум / А.Н. Гусев, Ч.А. Измайлов, М.Б. Михалевская. М.: Смысл, 2021. С. 85

  16. Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – СПб. : Питер ĸом, 2010. 368 с.

  17. Егорова В. Н. Психология младшего подростка. М.: Вузовская книга, 2019. 64 с.

  18. Емельяноʙ Ю. Н. Аĸтиʙное социально–психологичесĸое обучение Л., 1985. 165 с.


  1. Илеува, М. Ф. Совместная деятельность как основа развития готовности дошкольников к взаимопомощи / М. Ф. Илеува // Новая наука: Стратегии и векторы развития. — 2016. — № 4—2 (76). — С. 35—38.

  1. Карпович Т.Н. Социальный интеллект и пути его развития у учащихся младшего школьного возраста // Психология 2021 №3. С. 78-85

  2. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 2019. 234 с.

  3. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива. М.: 2013

  4. Корчагина Н.В. Проблема соотношения академического и социального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии//Прикладная психология и психоанализ. 2019. №4. С. 3-6.

  5. Куницына В. Н. Межличностное общение : учеб. для ʙузоʙ / В. Н. Куницына, Н. В. Казариноʙа, В. М. Погольша. СПб. : Питер. 2020.

  6. Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии /Под ред. А.А. Крылова. Вып. 1. Ч. 1. СПб.: Академия, 2020. С. 48-61.

  7. Круглов Б. С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника // Психологические особенности формирования личности школьника: Сб. научных трудов. М.: 2020. С. 4 - 11.

  8. Лабунсĸая В. А. Неʙербальное поʙедение: социально-перцептиʙный подход. Ростоʙ н/Д, 2019. 135 с.

  9. Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: 2019

  10. Лопсан Ч. И. Социально-психологические аспекты эмпатии личности // Журнал прикладной психологии 2019. №4-5. С. 100-103

  11. Лунева, О. В. Теоретические основания концепции социального интеллекта / О. В. Лунева // Знание. Понимание. Умение. — 2019. — № 3. — С. 231—236.

  12. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования /Под ред. Д. В. Ушакова, Д. В. Люсина. М.: 2019. С. 29-39

  13. Макарова О. В. Развитие социального интеллекта воспитанников интернатных учреждений М.: Генезис, 2021. 126 с.

  14. Мазилоʙ В. А. Методология психологичесĸой науĸи: история и соʙременность: монография / В. А. Мазилоʙ. Ярослаʙль : МАПН, 2019. 352 с.

  15. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2018. 682 с

  16. Морозова С. Особенности структуры социального интеллекта подростков - воспитанников коррекционных интернатных учреждений // Современные проблемы общей и специальной педагогики и психологии детства. 2021. С. 94-95.

  17. Оданович M. В. Дидактические условия становления социального интеллекта старшего подростка в процессе решения учебно-познавательных задач : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01: Волгоград, 2002. 166 c.

  18. Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория и исследования. М.: Аспект Пресс, 2018.278 с.

  19. Полковникова, Н. Б. Исследование аксиологических составляющих процесса формирования межличностных отношений взрослых и старших дошкольников / Н. Б. Полковникова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. — 2018. — № 1. — С. 50—54.

  20. Психология : слоʙарь / под ред. А. В. Петроʙсĸого, М. Г. Ярошеʙсĸого. 2–е изд., испр. и доп.– М.: Политиздат, 2017. 670 с.

  21. Савенков, А. И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей / А. И. Савенков. — Москва : НКЦ, 2015.

  22. Савенков, А. И. Структура социального интеллекта / А. И. Савенков // Современная зарубежная психология. — 2018. — Т. 7. — № 2. — С. 7—15.

  23. Савенков, А. И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка как факторов формирования учебной успешности на этапе перехода из детского сада в начальную школу / А. И. Савенков [и др.] ; научный редактор А. И. Савенков. — Москва : Перо, 2016.

  24. Савенков, А. И. Психология детской одаренности : учебник / А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва, 2019.

  25. Савенкова, Т Д. Методика диагностики базовых параметров эмоционального интеллекта дошкольника / Т. Д. Савенкова // Вестник Московского городского педагогического университета. — 2017. — № 3 (41). — С. 47—53.

  26. Савенкова, Т. Д. Развитие эмоционального интеллекта ребенка средствами игровой и художественной деятельности / Т. Д. Савенкова, 3. В. Пархимович // Известия института педагогики и психологии образования. — 2018. — № 1. — С. 100—113.

  27. Селман Р. Этапы развития социального интеллекта //Психология саморазвития /Под ред. Г. А.Цукерман, Б. М.Мастерова. М.: Интерпрайс, 2015. С. 45-47.

  28. Солсо Р. Л. Когнитивная психология / Р.Л. Солсо. – М.: Тривола, 2019. – С. 133

  29. Социальный интеллеĸт: теория, измерение, исследоʙание / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушаĸоʙа. М.: Ин–т психологии PАН, 2020. 270 с.

  30. Теплоʙ Б. М. Избранные труды: ʙ 2 т. / Б. М. Теплоʙ, ред. Н. С. Лейтес. М.: Педагогиĸа, 1985. 328 с.


  1. Тихомирова Т. Н. Измерение социального интеллекта у школьников // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям: сб. ст. М.: Ин-т психологии РАН, 2009. С. 332–348.

  1. Удовенко М. Развитие эмпатии у подростков / М.Удовенко //Социальная педагогика 2019 №3 С. 50-59.

  2. Ушаков Д. В. Мышление и интеллект // Психология ХХI века / Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Пер Сэ, 2019. С. 291-353.

  1. Ушаков Д. В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2018. С. 11-28.

  2. Ушаков, Д. В. Социальный интеллект как вид интеллекта. Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / Д. В. Ушаков ; под редакцией Д. В. Ушакова, Д. В. Люсина. — Москва : Изд-во Института психологии РАН, 2019. — С. 11—29.

  1. Фатихова, Л. Ф. Практикум по психодиагностике социального интеллекта детей дошкольного и младшего школьного возраста : учебно-методическое пособие / Л. Ф. Фатихова, А. А. Харисова. — Уфа : Изд-во Уфимского филиала МГГУ им. М. А. Шолохова, 2019.

  1. Чеснокова О. Б. Возрастной подход и исследование социального интеллекта у детей // Вопросы психологии. 2005, №6, С. 35-45.

  2. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. 349 с.

  3. Южанинова, А. Л. К проблеме диагностики социального интеллекта // Проблемы оценивания в психологии. Саратов, 1984. С. 84-87

  1. Юркевич, В. С. Интеллектуальная одаренность и социальное развитие: противоречивая связь / В. С. Юркевич // Современная зарубежная психология. — 2018. — Т. 7. — № 2. — С. 28—38.

  2. Bar-On, R. Emotional intelligence and self-actualization. Emotional intelligence in everyday life: A scientific inquiry / R. Bar- On ; eds. J. Ciarrochi, J. Forgas, J. D. Mayer. — New York : Psychology Press, 2001. — P. 82—97.

  3. Bjdrkqvist, K. Social intelligence - empathy = aggression? Aggression and Violent Behavior / K. Bjorkqvist, K. Osterman, A. Kaukiainen. — 2000. — Vol. 5. — № 2. — P. 191—200.

  4. Bond, C. Social fasilitation: a meta-analysis of 241 studies / C. Bond, L. Titus // Psychological Bulletin. — 1983. —Vol. 94. — № 2. — P. 265—292.

  5. Dodge, K. A. Peer rejection and social information-processing factors in the development of aggressive behavior problems in children / K. A. Dodge [et al.] // Child Development. — 2003. — № 74. — P. 374—393.

  6. Earley, P. C. Cultural intelligence: Individual interactions across cultures / P. C. Earley, S. Ang. — Palo Alto, CA : Stanford University Press, 2003.

  7. Handbook of cultural intelligence: Theory, measurement, and applications / eds. S. Ang, L. van Dyne. — New York : Rout- ledge, 2015.

  8. Kaukiainen, A. The relationships between social intelligence, empathy, and three types of aggression / A. Kaukiainen [et ah] // Aggressive Behavior. — 1999. — № 25. — P. 81—89.

  9. Mayer, J. D. Emotional Intelligence / J. D. Mayer, P. Salo- vey // Electronic Journal of Research in Educational Psychology, 1696—2095. — 2008. — № 15. — Vol. 6 (2). — P. 421—436.

  10. Meijs, N. Social Intelligence and Academic Achievement as Predictors of Adolescent Popularity / N. Meijs [et ah] // Journal of Youth and Adolescence. — 2010. — Vol. 39. — P. 62—72.

  11. O’Connor, P. Effectively Coping With Task Stress: A Study of the Validity of the Trait Emotional Intelligence Questionnaire-Short Form (TEIQue-SF) / P. O’Connor, J. Nguyen, J. Anglim // Journal of Personality Assessment. — 2017.—Vol. 99. — №3. — P. 304—314.

  12. Pabian, S. Developmental trajectories of ciber(bullying) perpetration and social intelligence during early adolescence / S. Pabian, H. Vandebosch // Journal of Early Adolescence. — 2016. — Vol. 36 (2). —P. 145—170.
    1   2   3   4



  • Razaei, A. Relationship between wisdom, perceived control of internal states, perceived stress, social intelligence, information processing styles and life satisfaction among college students / A. Razaei, J. E. Mousanezhad // Current Psychology. — 2018. — Vol. 1. — P. 1—7.

  • Savenkov, A. Theoretical Model of Preschoolers’ Social Intelligence Development / A. Savenkov // EC Psychology and Psychiatry 8.3. — 2019. — P. 206—211.

  • Selfand other-focused emotional intelligence: Development and validation of the Rotterdam Emotional Intelligence Scale (REIS) / K. A. Pekaar [et al.] // Personality and Individual Differences. — 2018. — Vol. 120. — P. 222—233.

  • Social Intelligence and Academic Achievement as Predictors of Adolescent Popularity / N. Meijs [et al.] // Journal of Youth and Adolescence. — 2010. — Vol. 39. — № 1. — P. 62—72.

  • The development of emotional intelligence in adolescence / I. Esnaola [et al.] // Anales de psicologfa. — 2017. — Vol. 33. — № 2. — P. 327—333.

    1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: 2-е издание/ В.А. Аверин – СПб., 1998- 349 с.

    2. Андреева Г.М. Социальная психология: монография. — М., Аспект пресс, 1996.

    3. Анурин В.Ф. Интеллект и социум. Введение в социологию интеллекта: монография — Н. Новгород, издательство Н-городского университета, 1997.

    4. Атаханов Р. Психологическое воздействие и профессиональная установка педагога на эмпатийный способ взаимодействия / Р.Атаханов // Психологическая наука и образование — 2007 — №1, с. 93 – 102.

    5. Базылевич Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности: монография — М., Институт психологии РАН, 1998.

    6. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. — М., 1983

    7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: учеб. пособие / Л. И. Божович. – М.: Педагогика, 1968. – 544 с.

    8. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки дет. Психиатра: Кн. для учителей и родителей/ М.И Буянов. — М.: Просвещение 1988 — 207 с.

    9. Василюк Ф.Е. Семиотика и техника эмпатии / Ф.Е.Василюк //Вопросы психологии. – 2007 — №2, — С. 3-14.

    10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии: монография — СПб.: Союз, 1997.

    11. Гоулмен Д. В лабиринте эмоционального интеллекта / Д.В.Гоулмен //Отдел кадров – 2004 — №8 — с. 98-100.

    12. Дубровина, И. В. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина: Москва “Просвещение” 1991 – 421с.

    13. Емельянов Ю.И. Активное социально-психологическое обучение: монография — Л., ЛГУ, 1985.

    14. Елкина Е.А. Формирование социального мышления личности как задача современного образования / Е.А.Елкина //Вестник Полоцкого гос. ун-та. Сер. 1. Педагогические науки — 2005 — №11 — с. 14-23.

    15. Жуков Ю.М. Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности / Ю.М.Жуков // В кн.: «Общение и оптимизация совместной деятельности» — М., 1987 (с.64-74). Жукова М. Эмпатия: пережить за другого / М.Жукова // Смена — 2007 — №6 — с. 56-59.

    16. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики: монография — Л., «Медицина», 1984.

    17. Карпович Т.Н. Социальный интеллект и пути его развития у учащихся юношеского возраста / Т.Н.Карпович // Психология – 2002 — №3 — с. 78-85.

    18. Киселев А.М. Эмпатия и толерантность как важные составляющие педагогического процесса / А.М.Киселев //Актуальные проблемы современной науки — 2008 — №2 — с. 115-117.

    19. Ковалев, С.В. Психология современной семьи: Кн. для учителей/ С.В. Ковалев, М.: Просвещение, 1988 – 208с.

    20. Ковалевская А.В. Опыт психологического исследования феномена эмпатии у младших школьников 9-11 лет / А.В.Ковалевская // Психология – 2005 — № 2 — с. 31-37.

    21. Корчагина Н.В. Проблема соотношения академического и социального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии / Н.В.Корчагина //Прикладная психология и психоанализ — 2006 — №4 — с. 3-6.

    22. Крайг, Г. Психология развития: 9-е изд./ Г. Крайг, Д. Бокум — СПб, 2005- 632с. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. — М., 1983.

    23. Крылов А.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии: 2-е издание/ А.А. Крылов, С.А. Моничев — СПб 2000-342с.

    24. Лабунская В.А. Факторы успешности опознания эмоциональных состояний по выражению лица / В.А.Лабунская (и др.)// В кн.: «Психология межличностного познания». М., «Педагогика», 1981.

    25. Леонтьев А.А. Психология общения. — М., 1997. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М.: Воронеж, 1997- 328с. Лишенные родительского попечительства — хрестоматия. — Ленинград, 1991.

    26. Лопсан Ч.И. Социально-психологические аспекты эмпатии личности / Ч.И. Лопсан //Журнал прикладной психологии – 2003 — №4-5 — с. 100-103.

    27. Максимова Н. Развиваем воображение, рефлексию, эмпатию / Н.Максимова //Воспитание школьников — 2005 — №9 — с. 54-56.

    28. Михайлова (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта: руководство по использованию. — СПб., ГП «Иматон», 1996.

    29. Мухина, В.С. психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа /В.С.Мухина // Вопросы психологии – 1989 — № 1 — с.34.

    30. Нелипа Л.Н. Речевые акты эмпативного типа и их реализация в коммуникативном акте /Л.Н. Нелипа // Весник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова – 2008 — Т.14 — №1, с. 71 – 75.

    31. Немов, Р.С. Психология.: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. Заведений/ Р.С. Немов В 2 Кн. Кн. 2. Психология образования. -М.: Просвещение: Владос, 1994. -496с.

    32. Обухов Л.Ф. детская (возрастная) психологи: Учебник/ Л.Ф. Обухов– М, 1996-374с.

    33. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: монография. — М., Международная педагогическая академия. 1994. Пономарева Л.В. Психологические особенности воспитанников детского дома — методическое пособие. — Иркутск — Иркутский педагогический колледж № 2 — 2000 – с. 45.

    34. Прихожан А.М. Дети без семьи. А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых — М. 1990. Психология: Словарь/под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского-2-е изд., испр и доп.-М.: Политиздат, 1990. — 494 с. Психология межличностного познания / Под ред.

    35. Бодалева А.А. М., «Педагогика», 1981. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и Тесты: Учебн. Пособие/ Д.Я. Райгородский — Самара: Издательский Дом, «Бахран» — М, 2004. -672 с.

    36. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие/ Е.И. Рогов — М.: ВЛАДОС, 1996- 529 с.

    37. Савенков А.И. Концепция социального интеллекта / А.И.Савенков // Одаренный ребенок – 2006 — №1, с. 6-18. Сидоренко Е.М. Математические методы: Социально – психологический центр/ Е.М. Сидоренко — СПб, 1996-182с.

    38. Смирнова П.В. Роль социального интеллекта в становлении профессиональной идентичности / П.В.Смирнова //Одаренный ребенок — 2006 — №2 — с. 24-29.

    39. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: — учебное пособие. М.: АспектПресс, 2001. 460 с.

    40. Столяренко Л.Д. Основы психологии.: 4-е изд., перераб, и доп./ Л.Д. Столяренко– Ростов н/Д: Феникс,2001-235с.