Файл: Российский государственный гуманитарный университет (фгбоу во рггу) институт психологии им.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, и будет достаточно места для активного передвижения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие социального интеллекта сравнительно новое для современной психологической науки. Социальный интеллект определяется как с совокупность когнитивных функций, которые обеспечивают способность к самоуправлению и самопознанию в целях адаптации субъекта к социальному окружению, и основным средством которой является коммуникативная компетенции.
Социальный интеллект — способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.
Проведенный теоретический анализ литературных данных по проблеме особенностей социального интеллекта позволил рассмотреть данные особенности у младших школьников, воспитывающихся в семье и в условиях учреждений интернатного типа. Исходя из цели дипломной работы – выявить особенности развития социального интеллекта у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа – было проведено исследование младших школьников, воспитывающихся в семье и в условиях учреждения интернатного типа. Гипотеза, выдвинутая в начале дипломной работы, о том, что существуют различия в уровне социального интеллекта у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семье и у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа полностью подтвердилась. Выявлено, что: младшие школьники, воспитывающиеся в условиях учреждения интернатного типа плохо понимают связь между поведением и его последствиями, чаще совершают ошибки, противоправные действия, попадают в конфликтные ситуации; плохо ориентируются в общепринятых нормах и правилах поведения; плохо владеют языком телодвижений, взглядов, жестов; могут ошибаться в понимании смысла слов собеседника, потому что не учитывают невербальные реакции; часто ошибаются в интерпретации слов собеседника; плохо адаптируются к разного рода взаимоотношениям между людьми (семейным, дружеским, деловым); испытывают трудности в понимании и прогнозировании поведения людей; у младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа более низкая социальная адаптация; испытывают
затруднения в установлении контактов с людьми; не считают нужным изменяться в зависимости от ситуации, прямолинейны. Таким образом, задачи, поставленные в начале дипломной работы выполнены, цель достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Razaei, A. Relationship between wisdom, perceived control of internal states, perceived stress, social intelligence, information processing styles and life satisfaction among college students / A. Razaei, J. E. Mousanezhad // Current Psychology. — 2018. — Vol. 1. — P. 1—7.
Savenkov, A. Theoretical Model of Preschoolers’ Social Intelligence Development / A. Savenkov // EC Psychology and Psychiatry 8.3. — 2019. — P. 206—211.
Selfand other-focused emotional intelligence: Development and validation of the Rotterdam Emotional Intelligence Scale (REIS) / K. A. Pekaar [et al.] // Personality and Individual Differences. — 2018. — Vol. 120. — P. 222—233.
Social Intelligence and Academic Achievement as Predictors of Adolescent Popularity / N. Meijs [et al.] // Journal of Youth and Adolescence. — 2010. — Vol. 39. — № 1. — P. 62—72.
The development of emotional intelligence in adolescence / I. Esnaola [et al.] // Anales de psicologfa. — 2017. — Vol. 33. — № 2. — P. 327—333.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие социального интеллекта сравнительно новое для современной психологической науки. Социальный интеллект определяется как с совокупность когнитивных функций, которые обеспечивают способность к самоуправлению и самопознанию в целях адаптации субъекта к социальному окружению, и основным средством которой является коммуникативная компетенции.
Социальный интеллект — способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.
Проведенный теоретический анализ литературных данных по проблеме особенностей социального интеллекта позволил рассмотреть данные особенности у младших школьников, воспитывающихся в семье и в условиях учреждений интернатного типа. Исходя из цели дипломной работы – выявить особенности развития социального интеллекта у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа – было проведено исследование младших школьников, воспитывающихся в семье и в условиях учреждения интернатного типа. Гипотеза, выдвинутая в начале дипломной работы, о том, что существуют различия в уровне социального интеллекта у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семье и у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа полностью подтвердилась. Выявлено, что: младшие школьники, воспитывающиеся в условиях учреждения интернатного типа плохо понимают связь между поведением и его последствиями, чаще совершают ошибки, противоправные действия, попадают в конфликтные ситуации; плохо ориентируются в общепринятых нормах и правилах поведения; плохо владеют языком телодвижений, взглядов, жестов; могут ошибаться в понимании смысла слов собеседника, потому что не учитывают невербальные реакции; часто ошибаются в интерпретации слов собеседника; плохо адаптируются к разного рода взаимоотношениям между людьми (семейным, дружеским, деловым); испытывают трудности в понимании и прогнозировании поведения людей; у младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа более низкая социальная адаптация; испытывают
затруднения в установлении контактов с людьми; не считают нужным изменяться в зависимости от ситуации, прямолинейны. Таким образом, задачи, поставленные в начале дипломной работы выполнены, цель достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
Абульханоʙа-Слаʙсĸая К. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследоʙания / К. А. Абульханоʙа-Слаʙсĸая // Психологичесĸий журнал. 2014. № 4. С. 39–55. -
Адамова, П. А. Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста: способы реализации / П. А. Адамова [и др.] // Образование и воспитание. — 2017. — № 2. — С. 21—24. -
Алъгин, А. П. Риск и его роль в общественной жизни / А. П. Альгин. — Москва, 1989. — С. 57. -
Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации / И. Н. Андреева // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / под редакцией Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. — Москва : Изд-во Института психологии РАН, 2019. — С. 31—39. -
Анфисова, С. Е. Развитие социального и эмоционального видов интеллекта дошкольников в процессе анализа произведений художественной литературы. № 1 (11) / С. Е. Анфисова, Н. И. Андриянова, М. А. Сидоренкова. — Москва : Научное отражение, 2018. — С. 5—8. -
Айзенĸ Г. Ю. Интеллеĸт: ноʙый ʙзгляд / Г. Ю. Айзенĸ // Вопросы психологии. 2020. № 1 С. 111–131 -
Андреева Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1980. 415с. -
Андрееʙа Г. М. Атрибутиʙные процессы / Г. М. Андрееʙа. М.: 1987. С. 152–166 -
Банина Л. В. Социальный интеллект [Электронный ресурс] // Новгородский учебный центр Федерации Интернет Образования: сайт. URL http://fio.novgorod.ru/projects/project1890/99.htm. -
Белоконь, О. В. Эмоциональный и социальный интеллект и феномен лидерства / О. В. Белоконь // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / под редакцией Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. — Москва : Изд-во Института психологии РАН, 2019. — С. 60—79. -
Бехтерева, Н. П. Здоровый и больной мозг человека / Н. П. Бехтерева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ленинград : Наука, 1988. -
Брюханова, И. И. Совместная деятельность с родителями по формированию у дошкольников привычки к здоровому образу жизни / И. И. Брюханова, В. М. Пантыкина // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1102—1104. -
Бобнеʙа М. И. Социальное разʙитие личности / М. И. Бобнеʙа // Социальная психология личности. М.:2020 . 312 с. -
Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. Под ред. A.M. Матюшкина. М.: 1965. С. 433-456 -
Гусев А. Н. Измерения в психологии: общий психологический практикум / А.Н. Гусев, Ч.А. Измайлов, М.Б. Михалевская. М.: Смысл, 2021. С. 85 -
Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – СПб. : Питер ĸом, 2010. 368 с. -
Егорова В. Н. Психология младшего подростка. М.: Вузовская книга, 2019. 64 с. -
Емельяноʙ Ю. Н. Аĸтиʙное социально–психологичесĸое обучение Л., 1985. 165 с.
-
Илеува, М. Ф. Совместная деятельность как основа развития готовности дошкольников к взаимопомощи / М. Ф. Илеува // Новая наука: Стратегии и векторы развития. — 2016. — № 4—2 (76). — С. 35—38.
-
Карпович Т.Н. Социальный интеллект и пути его развития у учащихся младшего школьного возраста // Психология 2021 №3. С. 78-85 -
Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 2019. 234 с. -
Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива. М.: 2013 -
Корчагина Н.В. Проблема соотношения академического и социального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии//Прикладная психология и психоанализ. 2019. №4. С. 3-6. -
Куницына В. Н. Межличностное общение : учеб. для ʙузоʙ / В. Н. Куницына, Н. В. Казариноʙа, В. М. Погольша. СПб. : Питер. 2020. -
Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии /Под ред. А.А. Крылова. Вып. 1. Ч. 1. СПб.: Академия, 2020. С. 48-61. -
Круглов Б. С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника // Психологические особенности формирования личности школьника: Сб. научных трудов. М.: 2020. С. 4 - 11. -
Лабунсĸая В. А. Неʙербальное поʙедение: социально-перцептиʙный подход. Ростоʙ н/Д, 2019. 135 с. -
Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: 2019 -
Лопсан Ч. И. Социально-психологические аспекты эмпатии личности // Журнал прикладной психологии 2019. №4-5. С. 100-103 -
Лунева, О. В. Теоретические основания концепции социального интеллекта / О. В. Лунева // Знание. Понимание. Умение. — 2019. — № 3. — С. 231—236. -
Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования /Под ред. Д. В. Ушакова, Д. В. Люсина. М.: 2019. С. 29-39 -
Макарова О. В. Развитие социального интеллекта воспитанников интернатных учреждений М.: Генезис, 2021. 126 с. -
Мазилоʙ В. А. Методология психологичесĸой науĸи: история и соʙременность: монография / В. А. Мазилоʙ. Ярослаʙль : МАПН, 2019. 352 с. -
Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2018. 682 с -
Морозова С. Особенности структуры социального интеллекта подростков - воспитанников коррекционных интернатных учреждений // Современные проблемы общей и специальной педагогики и психологии детства. 2021. С. 94-95. -
Оданович M. В. Дидактические условия становления социального интеллекта старшего подростка в процессе решения учебно-познавательных задач : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01: Волгоград, 2002. 166 c. -
Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория и исследования. М.: Аспект Пресс, 2018.278 с. -
Полковникова, Н. Б. Исследование аксиологических составляющих процесса формирования межличностных отношений взрослых и старших дошкольников / Н. Б. Полковникова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. — 2018. — № 1. — С. 50—54. -
Психология : слоʙарь / под ред. А. В. Петроʙсĸого, М. Г. Ярошеʙсĸого. 2–е изд., испр. и доп.– М.: Политиздат, 2017. 670 с. -
Савенков, А. И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей / А. И. Савенков. — Москва : НКЦ, 2015. -
Савенков, А. И. Структура социального интеллекта / А. И. Савенков // Современная зарубежная психология. — 2018. — Т. 7. — № 2. — С. 7—15. -
Савенков, А. И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка как факторов формирования учебной успешности на этапе перехода из детского сада в начальную школу / А. И. Савенков [и др.] ; научный редактор А. И. Савенков. — Москва : Перо, 2016. -
Савенков, А. И. Психология детской одаренности : учебник / А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва, 2019. -
Савенкова, Т Д. Методика диагностики базовых параметров эмоционального интеллекта дошкольника / Т. Д. Савенкова // Вестник Московского городского педагогического университета. — 2017. — № 3 (41). — С. 47—53. -
Савенкова, Т. Д. Развитие эмоционального интеллекта ребенка средствами игровой и художественной деятельности / Т. Д. Савенкова, 3. В. Пархимович // Известия института педагогики и психологии образования. — 2018. — № 1. — С. 100—113. -
Селман Р. Этапы развития социального интеллекта //Психология саморазвития /Под ред. Г. А.Цукерман, Б. М.Мастерова. М.: Интерпрайс, 2015. С. 45-47. -
Солсо Р. Л. Когнитивная психология / Р.Л. Солсо. – М.: Тривола, 2019. – С. 133 -
Социальный интеллеĸт: теория, измерение, исследоʙание / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушаĸоʙа. М.: Ин–т психологии PАН, 2020. 270 с. -
Теплоʙ Б. М. Избранные труды: ʙ 2 т. / Б. М. Теплоʙ, ред. Н. С. Лейтес. М.: Педагогиĸа, 1985. 328 с.
-
Тихомирова Т. Н. Измерение социального интеллекта у школьников // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям: сб. ст. М.: Ин-т психологии РАН, 2009. С. 332–348.
-
Удовенко М. Развитие эмпатии у подростков / М.Удовенко //Социальная педагогика 2019 №3 С. 50-59. -
Ушаков Д. В. Мышление и интеллект // Психология ХХI века / Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Пер Сэ, 2019. С. 291-353.
-
Ушаков Д. В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2018. С. 11-28. -
Ушаков, Д. В. Социальный интеллект как вид интеллекта. Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / Д. В. Ушаков ; под редакцией Д. В. Ушакова, Д. В. Люсина. — Москва : Изд-во Института психологии РАН, 2019. — С. 11—29.
-
Фатихова, Л. Ф. Практикум по психодиагностике социального интеллекта детей дошкольного и младшего школьного возраста : учебно-методическое пособие / Л. Ф. Фатихова, А. А. Харисова. — Уфа : Изд-во Уфимского филиала МГГУ им. М. А. Шолохова, 2019.
-
Чеснокова О. Б. Возрастной подход и исследование социального интеллекта у детей // Вопросы психологии. 2005, №6, С. 35-45. -
Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. 349 с. -
Южанинова, А. Л. К проблеме диагностики социального интеллекта // Проблемы оценивания в психологии. Саратов, 1984. С. 84-87
-
Юркевич, В. С. Интеллектуальная одаренность и социальное развитие: противоречивая связь / В. С. Юркевич // Современная зарубежная психология. — 2018. — Т. 7. — № 2. — С. 28—38. -
Bar-On, R. Emotional intelligence and self-actualization. Emotional intelligence in everyday life: A scientific inquiry / R. Bar- On ; eds. J. Ciarrochi, J. Forgas, J. D. Mayer. — New York : Psychology Press, 2001. — P. 82—97. -
Bjdrkqvist, K. Social intelligence - empathy = aggression? Aggression and Violent Behavior / K. Bjorkqvist, K. Osterman, A. Kaukiainen. — 2000. — Vol. 5. — № 2. — P. 191—200. -
Bond, C. Social fasilitation: a meta-analysis of 241 studies / C. Bond, L. Titus // Psychological Bulletin. — 1983. —Vol. 94. — № 2. — P. 265—292. -
Dodge, K. A. Peer rejection and social information-processing factors in the development of aggressive behavior problems in children / K. A. Dodge [et al.] // Child Development. — 2003. — № 74. — P. 374—393. -
Earley, P. C. Cultural intelligence: Individual interactions across cultures / P. C. Earley, S. Ang. — Palo Alto, CA : Stanford University Press, 2003. -
Handbook of cultural intelligence: Theory, measurement, and applications / eds. S. Ang, L. van Dyne. — New York : Rout- ledge, 2015. -
Kaukiainen, A. The relationships between social intelligence, empathy, and three types of aggression / A. Kaukiainen [et ah] // Aggressive Behavior. — 1999. — № 25. — P. 81—89. -
Mayer, J. D. Emotional Intelligence / J. D. Mayer, P. Salo- vey // Electronic Journal of Research in Educational Psychology, 1696—2095. — 2008. — № 15. — Vol. 6 (2). — P. 421—436. -
Meijs, N. Social Intelligence and Academic Achievement as Predictors of Adolescent Popularity / N. Meijs [et ah] // Journal of Youth and Adolescence. — 2010. — Vol. 39. — P. 62—72. -
O’Connor, P. Effectively Coping With Task Stress: A Study of the Validity of the Trait Emotional Intelligence Questionnaire-Short Form (TEIQue-SF) / P. O’Connor, J. Nguyen, J. Anglim // Journal of Personality Assessment. — 2017.—Vol. 99. — №3. — P. 304—314. -
Pabian, S. Developmental trajectories of ciber(bullying) perpetration and social intelligence during early adolescence / S. Pabian, H. Vandebosch // Journal of Early Adolescence. — 2016. — Vol. 36 (2). —P. 145—170.1 2 3 4
Razaei, A. Relationship between wisdom, perceived control of internal states, perceived stress, social intelligence, information processing styles and life satisfaction among college students / A. Razaei, J. E. Mousanezhad // Current Psychology. — 2018. — Vol. 1. — P. 1—7.
Savenkov, A. Theoretical Model of Preschoolers’ Social Intelligence Development / A. Savenkov // EC Psychology and Psychiatry 8.3. — 2019. — P. 206—211.
Selfand other-focused emotional intelligence: Development and validation of the Rotterdam Emotional Intelligence Scale (REIS) / K. A. Pekaar [et al.] // Personality and Individual Differences. — 2018. — Vol. 120. — P. 222—233.
Social Intelligence and Academic Achievement as Predictors of Adolescent Popularity / N. Meijs [et al.] // Journal of Youth and Adolescence. — 2010. — Vol. 39. — № 1. — P. 62—72.
The development of emotional intelligence in adolescence / I. Esnaola [et al.] // Anales de psicologfa. — 2017. — Vol. 33. — № 2. — P. 327—333.
-
Аверин, В.А. Психология детей и подростков: 2-е издание/ В.А. Аверин – СПб., 1998- 349 с. -
Андреева Г.М. Социальная психология: монография. — М., Аспект пресс, 1996. -
Анурин В.Ф. Интеллект и социум. Введение в социологию интеллекта: монография — Н. Новгород, издательство Н-городского университета, 1997. -
Атаханов Р. Психологическое воздействие и профессиональная установка педагога на эмпатийный способ взаимодействия / Р.Атаханов // Психологическая наука и образование — 2007 — №1, с. 93 – 102. -
Базылевич Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности: монография — М., Институт психологии РАН, 1998. -
Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. — М., 1983 -
Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: учеб. пособие / Л. И. Божович. – М.: Педагогика, 1968. – 544 с. -
Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки дет. Психиатра: Кн. для учителей и родителей/ М.И Буянов. — М.: Просвещение 1988 — 207 с. -
Василюк Ф.Е. Семиотика и техника эмпатии / Ф.Е.Василюк //Вопросы психологии. – 2007 — №2, — С. 3-14. -
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии: монография — СПб.: Союз, 1997. -
Гоулмен Д. В лабиринте эмоционального интеллекта / Д.В.Гоулмен //Отдел кадров – 2004 — №8 — с. 98-100. -
Дубровина, И. В. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина: Москва “Просвещение” 1991 – 421с. -
Емельянов Ю.И. Активное социально-психологическое обучение: монография — Л., ЛГУ, 1985. -
Елкина Е.А. Формирование социального мышления личности как задача современного образования / Е.А.Елкина //Вестник Полоцкого гос. ун-та. Сер. 1. Педагогические науки — 2005 — №11 — с. 14-23. -
Жуков Ю.М. Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности / Ю.М.Жуков // В кн.: «Общение и оптимизация совместной деятельности» — М., 1987 (с.64-74). Жукова М. Эмпатия: пережить за другого / М.Жукова // Смена — 2007 — №6 — с. 56-59. -
Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики: монография — Л., «Медицина», 1984. -
Карпович Т.Н. Социальный интеллект и пути его развития у учащихся юношеского возраста / Т.Н.Карпович // Психология – 2002 — №3 — с. 78-85. -
Киселев А.М. Эмпатия и толерантность как важные составляющие педагогического процесса / А.М.Киселев //Актуальные проблемы современной науки — 2008 — №2 — с. 115-117. -
Ковалев, С.В. Психология современной семьи: Кн. для учителей/ С.В. Ковалев, М.: Просвещение, 1988 – 208с. -
Ковалевская А.В. Опыт психологического исследования феномена эмпатии у младших школьников 9-11 лет / А.В.Ковалевская // Психология – 2005 — № 2 — с. 31-37. -
Корчагина Н.В. Проблема соотношения академического и социального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии / Н.В.Корчагина //Прикладная психология и психоанализ — 2006 — №4 — с. 3-6. -
Крайг, Г. Психология развития: 9-е изд./ Г. Крайг, Д. Бокум — СПб, 2005- 632с. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. — М., 1983. -
Крылов А.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии: 2-е издание/ А.А. Крылов, С.А. Моничев — СПб 2000-342с. -
Лабунская В.А. Факторы успешности опознания эмоциональных состояний по выражению лица / В.А.Лабунская (и др.)// В кн.: «Психология межличностного познания». М., «Педагогика», 1981. -
Леонтьев А.А. Психология общения. — М., 1997. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М.: Воронеж, 1997- 328с. Лишенные родительского попечительства — хрестоматия. — Ленинград, 1991. -
Лопсан Ч.И. Социально-психологические аспекты эмпатии личности / Ч.И. Лопсан //Журнал прикладной психологии – 2003 — №4-5 — с. 100-103. -
Максимова Н. Развиваем воображение, рефлексию, эмпатию / Н.Максимова //Воспитание школьников — 2005 — №9 — с. 54-56. -
Михайлова (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта: руководство по использованию. — СПб., ГП «Иматон», 1996. -
Мухина, В.С. психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа /В.С.Мухина // Вопросы психологии – 1989 — № 1 — с.34. -
Нелипа Л.Н. Речевые акты эмпативного типа и их реализация в коммуникативном акте /Л.Н. Нелипа // Весник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова – 2008 — Т.14 — №1, с. 71 – 75. -
Немов, Р.С. Психология.: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. Заведений/ Р.С. Немов В 2 Кн. Кн. 2. Психология образования. -М.: Просвещение: Владос, 1994. -496с. -
Обухов Л.Ф. детская (возрастная) психологи: Учебник/ Л.Ф. Обухов– М, 1996-374с. -
Пиаже Ж. Избранные психологические труды: монография. — М., Международная педагогическая академия. 1994. Пономарева Л.В. Психологические особенности воспитанников детского дома — методическое пособие. — Иркутск — Иркутский педагогический колледж № 2 — 2000 – с. 45. -
Прихожан А.М. Дети без семьи. А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых — М. 1990. Психология: Словарь/под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского-2-е изд., испр и доп.-М.: Политиздат, 1990. — 494 с. Психология межличностного познания / Под ред. -
Бодалева А.А. М., «Педагогика», 1981. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и Тесты: Учебн. Пособие/ Д.Я. Райгородский — Самара: Издательский Дом, «Бахран» — М, 2004. -672 с. -
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие/ Е.И. Рогов — М.: ВЛАДОС, 1996- 529 с. -
Савенков А.И. Концепция социального интеллекта / А.И.Савенков // Одаренный ребенок – 2006 — №1, с. 6-18. Сидоренко Е.М. Математические методы: Социально – психологический центр/ Е.М. Сидоренко — СПб, 1996-182с. -
Смирнова П.В. Роль социального интеллекта в становлении профессиональной идентичности / П.В.Смирнова //Одаренный ребенок — 2006 — №2 — с. 24-29. -
Сапогова Е.Е. Психология развития человека: — учебное пособие. М.: АспектПресс, 2001. 460 с. -
Столяренко Л.Д. Основы психологии.: 4-е изд., перераб, и доп./ Л.Д. Столяренко– Ростов н/Д: Феникс,2001-235с.