Файл: Российский государственный гуманитарный университет (фгбоу во рггу) институт психологии им.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методика Колдун является исследовательской и ориентирована на ребёнка дошкольного возраста с целью определения его отношения к определённым правилам и заданиям, а также способности их выполнять без непосредственного участия и контроля взрослого. Данная методика позволяет охарактеризовать обследуемого дошкольника по степени готовности к систематическому обучению в школе. Кроме того, она позволяет отнести обследуемого ребёнка к определённому типу поведения, определяющему отношение к определённому взрослым правилу. Одной из ее главных задач и вместе с тем специфических особенностей этой методики является возможность анализа самостоятельного участия ребенка в учебной деятельности и оценки влияния на него авторитета взрослого.

На основе проведения методики Колдун и оценки качества, содержания, объёма рисунков психолог может определить характерный для обследуемого ребёнка тип: дошкольный, псевдоучебный, коммуникативный, предучебный, учебный. Методика Колдун не во всех случаях позволяет однозначно интерпретировать соотношение между результатами выполнения задач ребенком в разных ситуациях. К достоинствам указанной методики можно отнести то, что c ее помощью можно выявлять наличие различных типов поведения. Однако использование ее в качестве диагностической видится Л. А. Венгеру и К. В. Поливановой сомнительным.

На основе проведения методики «Колдун» и оценки качества, содержания, объёма рисунков психолог может определить характерный для обследуемого ребёнка тип: дошкольный, псевдоучебный, коммуникативный, предучебный, учебный.

Дошкольный тип. Данное взрослым правило выполнения задачи свободно варьируется ребёнком. Вхождение в контакт со взрослым для него составляет особую трудность. Такая позиция проявляется в некачественных и беспредметных рисунках, сделанных зачастую без учёта образца и данного вначале правила. Для детей этого типа является характерным одинаковый уровень выполнения задания в трёх ситуациях.

Псевдоучебный тип. Для детей с такой позицией отношения к заданиям взрослого характерно проявление робости во время выполнения задания. Кроме того, отличительной особенностью данного типа является некоторое снижение качества рисунков во второй ситуации, то есть под контролем взрослого. Изображение теряют своё содержание и наполнение, становятся скованнее, у них уменьшается количество деталей. Кроме того, во второй серии можно заметить повышение тревожности у ребёнка. Но в первой и третьей ситуации ребёнок явно демонстрирует намного лучшие результаты, действуя самостоятельно. Таким образом, дети с такой позицией наиболее успешны в самостоятельной деятельности, нежели в работе вместе со взрослым. Этот тип относится исследователями к неблагоприятным линиям развития ребёнка.


Коммуникативный тип. Данная позиция характеризуется наличием у ребёнка сильной мотивации к общению. Само задание воспринимается только в присутствии взрослого, потому что это является для ребёнка возможностью развить разговор со взрослым. Такая потребность в коммуникации существенно мешает ребёнку выполнять задание, так как в данном случае присутствует подмена цели с выполнения задания и следования правилу на коммуникацию и привлечение внимания взрослого. Они подменяют цель, главное — поговорить. Дети задают вопросы, рассказывают и делятся своими впечатлениями и мыслями, не относящимися к содержанию задания. Интерес к задаче проявляется только в случае возможности продемонстрировать своё умение, получить одобрение.

Предучебный тип. Такой тип в большинстве случаев характерен для шестилетнего возраста. Полное и правильное принятие задачи происходит только в присутствии взрослого, в таком случае выполнение может быть полным и содержательным. При самостоятельном решении задачи отношение к ней у ребёнка менялось, становясь «дошкольным».

Учебный тип. Такой тип характеризует собственно учебное отношение ребёнка к ситуации выполнения задания. Предложенные взрослым правила могут восприниматься и выполняться в независимости от его присутствия и контроля. Рисунки детей характеризуются высоким качеством, содержательностью. Исследователи также отмечают отношение ребёнка к конфликтным рисункам во всех трёх ситуациях, которое проявляется в отказе их как-либо дополнять или же в изображении этих картинок в составе более сложных по содержанию сюжетах.

Результаты исследования типа учеников представлены на рисунке 2.3.


Рисунок 2.3 – Результаты исследования по методике «Колдун»
В качестве сравнительной группировки и дальнейшего проведения корреляционных анализов было определено, что ученики с дошкольным и псевдоучебным типом имеют низкий уровень социального интеллекта, ученики с коммуникативным и предучебным типами имеют средний уровень социального интеллекта, и только учащиеся с учебным типом имеют высокий уровень социального интеллекта.

Качественная оценки уровней была переведена в количественную (для методики ИТСИ – от низкого к высокому значения баллов имели 1-3, для методики «Колдун» - от 1-3 с разделением на подтипы).




Связь между признаком социального интеллекта и фактором типа отношений дошкольника к взрослым задачам сильная и прямая на основе проведенной корреляции с использованием критерия Спирмена.

Дополнительно была рассчитана доверительная вероятность, соответствующая парному критерию Стьюдента с двусторонним распределением, равная 0,003 при P = 0,95. Это означает, что границы погрешности при распределении результатов настолько минимальны, что подтверждает нашу гипотезу.
2.3. Рекомендации, направленные на развитие социального интеллекта



Мы выяснили, что социальный интеллект имеет неоднозначную взаимосвязь с успеваемостью у учеников МОУ СОШ. Также очевидно, что социальный интеллект является важным компонентом, необходимым для успешного обучения в таком образовательном учреждении, как МОУ СОШ. При выборе контингента учеников, для которых будут составлены методические рекомендации, мы основывались на том, что ученики младшей школы МОУ СОШ, обладающие высокими показателями успеваемости, хоть и имеют преимущественно низкий уровень развития социального интеллекта, но обусловлено это, в основном, возрастными особенностями развития младшего школьника. Поэтому мы предполагаем, что со вступлением на более высокую ступень обучения, показатели социального интеллекта этих учеников будут повышаться. В качестве методических рекомендаций мы предлагаем использовать социально-психологический тренинг. Нами была предпринята попытка разработки социально-психологического тренинга, направленного на развитие социального интеллекта у учеников МОУ СОШ.

Цель тренинга: развитие социального интеллекта у учеников МОУ СОШ младшего звена со средним и низким уровнем успеваемости.

Задачи тренинга: расширить представление участников о социальном интеллекте; повысить уровень способности к познанию вербального поведения; повысить уровень способности к познанию невербального поведения.

Каждое из данных направлений прорабатывается на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном, поведенческом.

Обозначим цели каждого блока, входящего в структуру тренинга: диагностический блок: (проведение психодиагностического тестирования и собеседования).

Цель: выявить уровень социального интеллекта у учеников МОУ СОШ.


Для достижения поставленной цели мы использовали методику исследования социального интеллекта (адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена).

2. Установочный блок

Цель: создать установку у учеников МОУ СОШ, принимающих участие в тренинге на активный рабочий процесс. Основа данного блока - психологический настрой на работу в тренинге.

3. Коррекционный блок

Коррекционный блок представляет собой программу социально-психологического тренинга с элементами различных психотерапевтических техник.

Цель: создать условия для развития социального интеллекта у учеников МОУ СОШ.

В качестве конкретных методов и приемов, используемых в ходе работы, выступили: групповая дискуссия; игровые методы (направленные на групповую сплоченность, групповое взаимодействие); информирование; дебрифинг (обратная связь); психогимнастика; оценочный блок.

Цель: оценить эффективность проделанной работы.

Для оценки эффективности тренинга будет использован адаптированный вариант теста исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена.


ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
Организация функционирования тренинга строится по следующим принципам: «Здесь и теперь». Предметом анализа являются процессы, чувства и мысли, происходящие и переживаемые в группе в данный момент. Акцентирование на настоящем. Искренность и открытость. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Принцип Я. Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Принцип добровольности (у участников должна быть мотивация, причем добровольная, заинтересованность в работе). Активность. В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться», включенность в процесс работы. Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно оставаться внутри группы, что является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия.

В тренинге принимают участие учениковы МОУ СОШ младшего звена со средним и низким уровнем социального интеллекта и средним и низким уровнем успеваемости. Это обусловлено тем, что эта группа учеников составляет зону риска, поэтому мы считаем более целесообразным исследовать именно их. Численный состав группы - 12 человек.

Парадигма данного тренинга - тренаж, т.е. формирование умений и навыков, необходимых для повышения уровня развития социального интеллекта у учеников МОУ СОШ младшего звена со средним и низким уровнем социального интеллекта и средним и низким уровнем успеваемости.

Специфика работы в данном тренинге предполагает использование «закрытого» режима. Занятия целесообразно проводить 2 раза в неделю, продолжительностью 1,5-2 часа. Время изменяется в зависимости от особенностей группы. В целом тренинг включает 10 занятий.

Для проведения групповой работы необходим кабинет, может быть использован учебный класс, где можно передвигать мебель