Файл: Российский государственный гуманитарный университет (фгбоу во рггу) институт психологии им.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В то же время Г. Оллпорт придал особое определение социального интеллекта, подразумевая развитые способности человека к быстрой эмоциональной реакции на окружающие действия и явления. Согласно его взглядам социальный интеллект – это особый «дар», помогающий развивать личные отношения людей с помощью деликатности и уступчивости, показателем высокого уровня социального интеллекта является социальное приспособление, но при этом глубина сознания не оценивается [16]. Г. Айзенк был солидарен со своим коллегой в этих взглядах, считая, что социальный интеллект предназначен для приспособления и адаптации в общественной среде [18].
30 лет спустя, в конце 60-х годов ХХ века Дж. Гилфорд презентовал социальный интеллект как систему разумных способностей, относящуюся к изучению поведенческой информации. Эти умения сочетают в себе следующие шесть факторов познания:
-
элементы поведения – способность распознавать вербальный и невербальный эмоциональный сигнал; -
классы поведения – умение выделять общие характеристики в интенсивной и импульсивной передаче информации о поведении. -
отношения поведения – возможность осознавать факт и характер взаимоотношений; -
системы поведения – способность логически представлять общую картину развития ситуаций взаимодействия людей, а также мотивы поведения этих людей в разных ситуациях; -
преобразований поведения – умение различать схожие признаки поведения, относящихся к различным жизненным ситуациям; -
результаты поведения – возможность предугадать исход событий, на основе имеющихся данных.
Из вышеизложенного следует, что социальный интеллект обладает главным свойством, это способностью к быстрой адаптации в окружающей социальной среде с помощью гибкого и деликатного характера коммуникации, с этим учетом данная теория должна была получить положительный отклик в обществе [8].
Говард Гарднер в 1983 году разработал новую теорию на основе предыдущих трудов, именовалась она как «Теория о мультипликативном интеллекте», ее структура насчитывает семь основных форм интеллекта, к ним относятся: вербальный, логико-математический, пространственный, музыкальный, телесно – кинестетический, межличностный и внутриличностный [17].
Ю.Н. Емельянов понимал под социальным интеллектом устойчивую, основанную на специфичности мыслительных процессов, социального опыта и аффективного реагирования способность понимать себя самого, других людей и их взаимоотношения и давать прогнозы относительно межличностных событий. На становление социального интеллекта влияет наличие сензитивности, онтогенетически эмпатия лежит в основополагающих началах социального интеллекта. Понятие социального интеллекта рассматривается в этом смысле с позиций основных характеристик, способствующих формированию его [11, с. 67].
М.А. Холодная, занимаясь критериями одаренности, выделяет шесть типов интеллектуального поведения [42, с. 62]:
1) люди с высоким уровнем общего интеллекта, проявляющегося в показателях IQ> 135 - 140 единиц. Они выявляются при помощи психометрических тестов интеллекта (проще говоря - сообразительные)
2) люди с высокой академической успеваемостью, проявляющейся в виде показателей достижений в учебе. Выделяются они при применении критериально-ориентированных тестов (блестящие ученики);
3) люди с хорошим развитием творческих интеллектуальных способностей в виде показателей оригинальности и беглости порождаемых идей (их можно выделить при помощи тестов на креативность – «креативы»);
4) люди с хорошей успешностью при выполнении той или другой реальной деятельности, имеющие немалый багаж предметно-специфических знаний и весомый практический опыт в соответствующей области деятельности («компетентные»);
6) люди с высокими интеллектуальными способностями, связанными с оценкой, анализом и предсказанием действий обыденной жизни общества («мудрые»).
В работах М.В. Молоканова и Н.А. Аминова социальный интеллект трактуется как условие определения профиля деятельности у практических психологов. В трудах ученых выявлена закономерная связь социального интеллекта и предрасположенности к исследовательской, научной деятельности [25, с. 11].
А.А. Бодалев трактовал проблемы социального интеллекта в свете межличностного восприятия. Интересным вопросов, по мнению автора, выступает сравнительное исследование характеристик познавательного процесса личности. В связи с данным обстоятельством А.А. Бодалев указывает на то, что в лучшем рассмотрении нуждаются базовые составляющие человеческого интеллекта: восприятие, внимание, мышление, воображение, память, когда их объектом оказываются окружающие люди, с которыми человеку необходимо вступать в процессе общения. При всем этом исследовать характеристики данных психических процессов, выражающих их продуктивность, специфику функционирования, следует прежде всего, говоря о решении подобных задач человеком, при обычных для общения условиях, например, требующих от него определения по мимике и/или пантомимике состояние окружающих людей, прогнозировать на основе реального поведения и особенностей внешнего облика потенциал их возможностей. [12, с. 62]
В группу основополагающих факторов социального интеллекта некоторые авторы (М.К. Тутушкина, В.Н. Куницына и др.) относят рефлексию, сензитивность и эмпатию.
В.Н. Куницына предложила содержательное и четкое определение понятия социального интеллекта. [16, с. 62], по ее мнению, социальный интеллект – это глобальная способность, которая возникает на основе комплекса личностных, интеллектуальных, поведенческих и коммуникативных черт, включая и уровень энергетической обеспеченности процесса саморегуляции; данные черты определяют прогнозирование возможного развития различных межличностных ситуаций, трактовку поведения и информации, готовность к принятию решений и социальному взаимодействию. Данная способность позволяет, в конце концов, достигать гармонии с окружающей средой и самим собой.
В социальном интеллекте огромная роль принадлежит личностным ограничениям; то есть личностная составляющая его достаточно большая. Социальным интеллектом определяется наличный для определенного отрезка времени, социально-средовых условий и нервно-психического состояния уровень успешности и адекватности социального взаимодействия, а также дает возможность его сохранить в условиях, требуемых сопротивлением и концентрацией энергии, эмоциональным напряжением, психологическим дискомфортом в стрессе, кризисах личности, чрезвычайных ситуациях.
В работах М.Л. Кубышкиной, выполненных под непосредственным руководством В.Н. Куницыной, термин социальный интеллект интерпретируется в виде самостоятельного психологического феномена, а не проявления общего интеллекта в общественных ситуациях. Н.А. Кудрявцева в своем исследовании стремилась соотнести между собой социальный и общий интеллект.
Автором социальный интеллект понимается как возможность к мыслительным, рациональным операциям, объектом для которых является межличностное взаимодействие. Н.А. Кудрявцева в ходе своей работы пришла к заключению, что социальный интеллект не имеет зависимости от интеллекта общего. Важным составляющим компонентом социального интеллекта, по мнению автора, является самооценка [24, с. 189].
М. Г. Некрасов склоняется к определению «социальное мышление», сродному по содержанию социальному интеллекту, определяя им способность к пониманию и оперированию информацией о взаимоотношении людей и групп. Развитое социальное мышление позволяет его носителю эффективно решать задачи использования особенностей социальных групп в процессе их взаимодействия [25, с. 112].
В соответствии с предположениями Г. Гарднера, множественный интеллект включает в себя комплекс различных умений и навыков. К примеру, внутриличностный интеллект он представляет, как ключ к чувственно-эмоциональной сфере жизни, умение моментально распознавать природу чувств и эмоций, выражать их с помощью речи, транслировать в письмо и пользоваться ими в качестве инструмента для управления своим поведением. Это новшество вскоре набрало популярность и доказало свою практическую пользу в различной профессиональной деятельности [1].
Межличностный интеллект включает в себя возможность переживать эмоциональные состояния других людей, а в дальнейшем применять эти умения для определения поведения человека в тех или иных ситуациях, что имеет огромное значение в профессиональной сфере, связанной с коммуникативным характером деятельности. Эти способности располагают к еще большему углублению и разработке эмоционального интеллекта, в будущем в своих трудах Дж. Майер, П. Сэловей и Д. Карузо представят новое понимание эмоционального интеллекта [23]. Г. Гарднер развивал свою конецпцию, ссылаясь на мнение Дэвида Векслера, который в 40-е годы 20-ого столетия презентовал интеллект как совокупность мыслительных способностей. Главная мысль заключалась в том, что у человека один из элементов интеллектуальных способностей преобладает над другими. В 50-ые годы было введено понятие «самоактуализация» известным американским психологом А. Маслоу, вследствие чего появились на свет множество трудов, касающихся изучения личности [19].
Гарднер заявил, что эмоциональный интеллект для качественной жизни в обществе необходим не меньше, чем общий интеллект. Это значимо касается тех областей жизни, на которых сконцентрировано постоянное общение с большим количеством людей, преимущественно для лиц, относящихся к управленческой и другой социально ориентированной деятельности [35]. Несомненно, достижение высоких показателей продуктивности любой организации невозможно без объединенного сотрудничества людей, обладающих разными личностными особенностями. Отсутствие навыка дипломатичной коммуникации и низкий уровень межличностного интеллекта приводит организацию в упадок [41].
Таким образом, в пределах психологических, философских и других наук, заложение основ представлений о взаимосвязи эмоций и разума потребовало долгие годы. Связь эмоций и разума всегда носила актуальный характер, который подчеркивали исследователи. Целесообразность объединения разума и эмоций заключена в контроле над реакциями и действиями человека в различных жизненных ситуациях. Многолетние споры по
этому вопросу в итоге привели к тем знаниям, которыми на сегодняшний день мы можем изучить и воспользоваться в определенных целях и побуждениях. Адаптация в социуме, являющаяся неотъемлемой частью жизни в 20-ом столетии, определила важность влияния социального интеллекта, в котором объединены сенситивные и когнитивные свойства [37].
Теория мультипликационного интеллекта получила свое развитие благодаря исследованиям о структурном образовании социального интеллекта Г. Гарднера. Автор отмечал, что для самореализации и успеха в социальной и профессиональной деятельности человек должен обладать большим диапазоном навыков и способностей, являющихся частью развитого множественного интеллекта. Дальнейшее развитие теория эмоционального интеллекта получила после признания научным обществом трудов автора и его взглядов о межличностном интеллекте, также о возможности отслеживать чувства человека и уметь пользоваться этими чувствами для прогнозирования поведения других людей [10].
В 1990 году Джон Майер и Питер Сэловей представили эмоциональный интеллект как один из элементов социального интеллекта, который подразумевал способность к пониманию своих и чужих эмоций, а также управлению ими. Сначала новое понимание было принято с недоверием в науке, но позже были выявлены физиологические механизмы эмоционального интеллекта, связанные с работой некоторых областей головного мозга. На сегодняшний день эмоциональный интеллект играет значительную роль в профессиональном и личностном развитии людей, а значит, его роль в структуре личности и в других видах интеллекта продолжает изучаться [61]. В настоящее время существуют разные представления о месте эмоционального интеллекта в структуре личности:
1. Эмоциональный интеллект рассматривается как когнитивная способность, часть сферы личностных эмоций, сочетание некогнитивных способностей, взаимосвязь когнитивных и личностных свойств.
2. Эмоциональный интеллект рассматривается как часть социального интеллекта в теории мультипликационного интеллекта, понятие, приравненное социальному интеллекту или частично приравненное, понятие, независимое от социального интеллекта, часть межличностного и внутриличностного интеллекта.
Согласно первой группе трактовок эмоциональный интеллект является элементом социального интеллекта, но согласно второй группе понимание феномена расширяется, а социальный интеллект становится одним из его свойств. Такой взгляд основывается на том, что социальное взаимодействие базируется на некоторых компонентах эмоционального интеллекта. Единого абсолютного ответа на вопрос, какая же трактовка точнее, не найдено [60].