Файл: Российский государственный гуманитарный университет (фгбоу во рггу) институт психологии им.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Существует еще один взгляд на взаимосвязь социального и эмоционального интеллекта. В данном случае эти два понятия приравнены между собой по значению. Это обосновывается тем, что свойства эмоционального интеллекта как социальные и коммуникативные навыки и их осознание, распознавание чужих эмоций так же относятся и к социальному интеллекту [47].

4. Другие сторонники представляют эмоциональный интеллект частично связанным с социальным. Пересечение основывается только на области понимания и управления эмоциями своими и других людей, самостоятельная обработка полученных эмоций уже не входит в социальный интеллект.

Проведенные исследования последних лет доказали функциональную взаимосвязь социального и эмоционального интеллекта. Тем не менее, находятся все больше подтверждений, четко разделяющие эти понятия на два обособленных вида интеллекта [33].

5. Таким образом, появился новый вид – личностный интеллект. Он понимается, как способность обрабатывать информацию о личности. Новое понятие ввел Джон Майер, он включает социальный и эмоциональный интеллект в структуру личностного интеллекта.

6. Вхождение эмоционального интеллекта в качестве элемента межличностного интеллекта не совсем верно, так как эмоциональный интеллект содержит и внутриличностный интеллект. Поэтому выделение такого подхода как имеющего право на существование спорно [48].

7. Были выдвинуты определенные взгляды, касающиеся взаимосвязи эмоционального интеллекта с кристаллическим и флюидным интеллектом Рэймонда Кеттелла. Но было доказано, что эмоциональный интеллект не может интерпретироваться только как умственные способности, следовательно, он не может быть связанным с этими видами интеллекта.

8. Очередная точка зрения распознает эмоциональный интеллект как латентную переменную, неочевидную самому человеку, но которую возможно измерить определенными методами. Сегодня доказательств латентного характера эмоционального интеллекта нет [62].

Одни ученые не включают в свои модели интеллекта эмоциональный интеллект. Например, Ч. Спирмен, Р. Кеттелл – Дж. Хорна – Дж. Кэрролл. Другие понимают его как элемент сферы эмоциональности личности. Г. М. Бреслав определяет его как эмоциональную способность и не более, но сам затрудняется дать понятие эмоциональным способностям. Некоторые ученые считают, что на высшем уровне развития эмоциональные реакции осуществляются на основе рациональных причин [36].

Джон Майер, создавший личностный интеллект, в структуру включил основные элементы: энергетическое развитие, управление знаниями, исполнение действий, сознательная саморегуляция. Это говорит о том, что на высшем уровне эмоциональный интеллект предстает как конкретное и ясное мировосприятие с позитивным энергетическим настроем [24].


Младший школьный возраст — в период, когда формируется социальный и эмоциональный интеллект, где выпукло пересекаются противоречивые тенденции. Для этого сложнейшего периода, с одной стороны, показательны отрицательные проявления, отсутствие гармоничности в строении личности, сворачивание прежде поставленной системы детских интересов, протестующий характер поведения его по отношению к взрослому поколению. С другой стороны, переход их детского сада в период школьного обучения, возрастной период отличается и множеством позитивных факторов: растет самостоятельность ребенка, разнообразнее и содержательнее становятся отношения с окружающими детьми и взрослыми, весомо расширяется сфера деятельности и т. д. Главным образом, данный период интересен выходом детей на качественно новую общественную позицию, где формируется сознательное отношение его к себе как участнику общественных отношений

В нашей работе для нас интересен младший подростковый возрастной период. Возраст 10-12 лет, как и весь подростковый период в целом, пограничный между детством и взрослостью. Однако младший возрастной период стоит на пересечении границ, вовлекая в себя самые острые моменты перестройки личности. Некоторые авторы, именно этому возрастному периоду и отдают роль переходного момента.

По результатам исследования показателей социального интеллекта детей младшего школьного возраста удалось установить, что достоверных различий по полу не наблюдается. Это доказывают данные, полученные Е. С. Михайловой в 1996 году. Тем не менее автором была обнаружена тенденция, что среднее значение оценки социального интеллекта у девочек немногим выше, чем у мальчиков.

Профиль обучения оказывает влияние на становление социального интеллекта, однако эта закономерность наблюдается уже в более старшем возрасте, чем в младший подростковый возрастной период. Так, ученики гуманитарных классов в исследовании Е. С. Михайловой получили оценки по уровню развития социального интеллекта несколько выше, нежели учащиеся математического и художественно-графического классов. Их этого следует, что старшеклассники, обучающиеся в гуманитарных классах, имеют более выраженную способность к предвидению последствий собственного поведения в определенных ситуациях и предсказанию того, что произойдет дальше, чем их сверстники в других профильных классах. В свою очередь, автором было обнаружено, что учащиеся в юридических классах имеют более выраженную способность к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека.



Дети, имеющие более высокую успеваемость, по данным того же автора, имеют достоверно высокие показатели социального интеллекта, нежели их сверстники с более низкими показателями успеваемости.

Также уровень социального интеллекта достоверно зависит от среднего возраста родителей – в семьях, где возраст родителей составляет более 40 лет, уровень социального интеллекта детей достоверно выше, чем у их сверстников из семей с более молодыми родителями.

Уровень образования родителей, социальное и материальное положение семьи, семейное положение родителей и количество детей в семье также является определяющим фактором в ходе развития социального интеллекта. Данный факт нельзя назвать удивительным, ведь семья – очаг развития детей, источник воспитания и опыта.

Таким образом, главным фактором, оказывающим влияние на правильное формирование и развитие социального интеллекта у детей подросткового возраста, является семья и педагогическое воспитание.

У вас выводы должны быть не про факторы, а про то на чьи идеи вы будете опираться в формулировании гипотезы. Концепций много, все ни разные, вы берете что-то свое. И от этого отталкиваетесь, выполняя работу
1.2. Психолого-педагогические предпосылки учебного сотрудничества со взрослыми в младшем школьном возрасте
Под младшим школьным возрастом понимается тот возрастной период, когда ведущей для ребенка становится учебная деятельность, а главным психическим новообразованием являются внутренняя позиция обучающегося и умение учиться. [36, с 30].

Начальный период жизни человека условно можно разделить на несколько возрастных этапов, каждый из которых обладает своими основными чертами и особенностями. Эти особенности мы называем возрастными. И они есть и в грудничковом возрасте, и в дошкольном, и в младшем школьном, и подростковом. Все этапы достаточно непростые. Так как идет активный рост человека, формирование его личности и взросление. Постепенное. Минимум в течение первых 18 лет жизни.

Младший школьный возраст, то есть возраст с 6 до 9 лет - особенный. В этом время сам ребенок уже достаточно взрослый, чтобы осознавать себя как личность и ощутить свое «я». Но еще слишком мал, чтобы его правильно анализировать. И как раз на это время приходится расставание с ранним детством, когда основным занятием в жизни была игра и на ребенка возлагалось достаточно немного обязанностей. Разве что самые, типа уборки игрушек за собой [1,. с 36]. Да и то не всегда. Сейчас, несмотря на социальные программы, направленные на повышение рождаемости в семье, все равно еще достаточно много семей с единственным ребенком, которого родители балуют и ограждают даже от того труда, который ему уже необходим в этом возрасте. И тут сразу школа! Надо каждый день идти на занятия, надо спокойно сидеть на уроке отведенное время, надо готовить домашние задания. И вся эта работа будет еще отражена в полученной оценке.


Младший школьный возраст - время интенсивного формирования и развития психологической индивидуальности ребенка в связи с вовлечением его в образовательный процесс. Это время наиболее активного формирования личности. Ребенок одновременно должен начать выстраивать взаимоотношения с педагогами и сверстниками без присутствия родителей и все это не в процессе игры, как детском саду, а в процессе обучения, который сам по себе требует не только освоения новых знаний, но и более строгой, нежели до этого, дисциплины.

Все дети приходят в школу из разных детских садов, где каждый ребенок уже осознал себя свое место в конкретном жизненном пространстве, и его внутреннее состояние было относительно стабильно к моменту завершения дошкольного образования. А в новом коллективе процесс по определению своего места, своей ступени начинается практически заново.

Научно доказано, что самооценка детей из подготовительной группы детского сада может более высокая, чем в первом классе. Именно по этим причинам. Смена окружения и основного вида деятельности. Плюс в классе обязательно есть чисто «домашние» детки, которые не посещали детских дошкольных учреждений и для них нахождение в детском коллективе со взрослыми, но не с родителями - совсем новый этап жизни. Да, сейчас родители таких малышей, уже прекрасно осведомлены о необходимости как можно более ранней интеграции ребенка в общество сверстников и пользы от его всестороннего развития уже младшем возрасте. Поэтому новичков, чье детство прошло исключительно в общении со взрослыми членами собственной семьи, немного. Большинство детей посещают различные кружки, секции, развлекательные мероприятия. Но все равно это - не школа. И даже не детский сад. Потому что режим занятий и время пребывания с кружек и секциях совсем другой.

Поэтому те, кто испытывает дискомфорт только от одной разлуки на время уроков с родителями неизбежно в каждом классе будут. Теперь ребенку необходимо проявить свой характер, выделить круг интересов, определить свое новое место в коллективе, выбрать новых друзей. Все это требует дополнительного проявления всех личностных качеств. Да, все это он, скорее всего уже делал - в детском саду, в спортивной секции или просто на детской площадке во дворе. Однако, теперь все происходит на более высоком сознательном уровне - в ходе учебного процесса.

А полученные оценки – тот самый критерий, по которому даже взрослые, не только сами дети, могут сделать вывод о том, что кто-то из детей лучше, а кто-то хуже, что обязательно находит свое отражение не самооценке


Младший школьный возраст — это особенный возраст, когда в жизни ребенка происходят значительные перемены, когда появляется больше внешних факторов, влияющих на формирование его мнения о себе и о других, в силу чего активизируются и факторы внутренние.

Это первый этап взросления, когда статус школьника накладывает определенные обязанности и выдвигает определенные условия. Налицо необходимость адаптироваться в коллективе не только для совместных игр.

Самый правильный путь – адаптации. Конечно, родители могут переводить своего ребенка из класса в класс, обвиняя в том, что ребенку дискомфортно то педагога, то одноклассников. Однако редко удается добиться ожидаемых результатов. Да, такое возможно. Потому что адаптации порой мешают совершенно очевидные причины. Например, вряд ли увлеченный, к примеру, музыкой тихий и спокойный ребенок сможет комфортно существовать в специальной спортивной школе для будущих хоккеистов только потому, что папа решил, что так лучше для мальчика. В этом случае смена коллектива должна помочь. Тогда как в большинстве, переходящий из класса в класс ученик – вечный «новенький» со всеми вытекающими из этого сложностями как в учебе, так и в общении. Значит взрослые должны направить усилия именно на процесс интеграции в предлагаемых обстоятельствах и условиях.

Именно в младшем школьном возрасте закладывается основное представление о таких понятиях как нравственность, ответственность, долг, мораль и т. д. То есть, о тех личностных качествах, которые определяют в будущем социальную адаптацию взрослого человека в обществе. Не удивительно, что в связи с этими возрастными особенностями дети младшего школьного возраста проявляют нетерпимость по отношению к сверстникам, чем-то не похожим на них самих, чем-то кажущимися им плохими или даже слишком уж хорошими.

Поэтому задача педагога на этой стадии показать детям разнообразие мира, чтобы они стали принимать его многогранность и сами не боялись быть отличными от других. Надо помнить, что в этом возрасте дети с одной стороны, наивны и открыты, искренни и чисты, с другой — достаточно жестоки. Они просто еще не умеют проецировать ситуацию на себя, ставить себя на место того, кого обижают. В группу обиженных могут попасть многие. Это и очкарики, и детки с лишним весом, и самые робкие и т.д. Так было всегда. В современных же школах появляются еще и дополнительные критерии, по которым ученики оценивают друг друга. Это и чрезвычайно разнообразный национальный состав, особенно крупных городах, это и разная степень владения языком, на котором ведется преподавание, и разные религиозные взгляды. У детей в этом возрасте может совершенно не быть ни жалости, ни сочувствия к людям с ограниченными возможностями. Даже за легкое, заметное только при ответе у доски заикание от волнения, ребенок может угодить в изгои, не говоря уже об учениках с более тяжелыми недугами, где непохожесть на других более ярко выражена. Предметом насмешек может стать в этом возрасте буквально любой фактор. И внешность, и состояние здоровья, и манера разговора или походка.