Файл: Отчет по производственной практике (по профилю специальности) пм. 01 Управление земельноимущественным комплексом.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 773
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— система материального поощрения. Косвенные методы (социально-психологические):
— формирование кадрового состава;
— авторитет органа муниципальной власти (формирующийся или сформированный);
— формирование единого коллектива и повышение коллективной и индивидуальной ответственности.
Необходимо отметить, что косвенные методы регулирования как экономические, так и социально-психологические можно отнести к различным видам субъектов управления, так как социально-психологические применимы относительно работников муниципальной администрации и муниципальным учреждениям, а экономические – к муниципальным предприятиям.
Определенные принципы и методы позволят сформировать единую политику в области управления муниципальной собственностью. Наличие этой политики должно стимулировать общее экономическое развитие территории.
Тем не менее, наличие политики, методов, а также принципов управления муниципальным имуществом не дает гарантии фактического эффективного управления. Фактическое управление в России, еще не отвечает принципу разумного сочетания управленческих практик и теоретических наработок. Причины этого видятся в чрезмерной бюрократизации управленческого процесса, его догматизации, волюнтаристском подходе, которому придерживаются управленцы, фактической невозможности наступления неблагоприятных экономических, социальных или юридических последствий для менеджера государственной и муниципальной службы вследствие принятия им неверного управленческого решения, коррупционности властных структур и прочее.
В связи с этим необходимо не просто строить взвешенную политику в области управления муниципальным имуществом, но и бороться за повышение ее эффективности, а также уделять повышенное внимание вопросам подготовки и повышения квалификации муниципальных служащих.
В качестве способов управления рассмотрим шесть основных, которые чаще всего встречаются на практике. К таким способам управления относятся:
1) продажа;
2) передача в аренду;
3) создание на базе объектов собственности муниципальных унитарных предприятий и учреждений;
4) внесение объекта собственности в качестве доли в уставный капитал акционерных обществ;
5) развитие объекта собственности путем инвестирования;
6) концессионное соглашение.
Продажа как способ управления муниципальной собственностью предполагает полный переход прав владения, распоряжения и использования к покупателю. Преимуществами данного способа управления являются:
–– сравнительно быстрое, практически единовременное, получение относительно крупных сумм денежных средств (данное обстоятельство обусловило факт доминирования продажи как способа управления муниципальной собственностью в 1990-х годах);
–– возможность получения в будущем дохода в виде налоговых поступлений в результате функционирования и использования объекта собственности;
–– расширение в экономике класса частных собственников.
Однако у продажи, как способа управления объектами муниципальной собственности, существует ряд недостатков, главным из которых является потеря контроля над объектом, и потеря возможности использовать и получать доход от этого объекта собственности в будущем. Важно понимать, что, продавая объект в частную собственность, органы муниципальной власти теряют его навсегда, поскольку право собственности является бессрочным. Это приводит к сокращению возможности выполнения социальных функций. Частный бизнес всегда будет преследовать только одну цель – максимизация дохода, что вступает в противоречие с социальной деятельностью муниципальных органов. Существуют трудности в поиске покупателей, обладающих достаточным капиталом для полного выкупа объекта собственности по рыночной цене.
Передача муниципального имущества в аренду предполагает сохранение права владения и распоряжения за органами муниципальной власти над объектом собственности и передачу во временное владение, пользование объекта собственности арендатору, с целью получения доходов в местный бюджет и обеспечения решения вопросов местного значения.
У сторон договора аренды имеются взаимные права и обязанности в отношении размера и сроков внесения арендной платы. Передача муниципального имущества в аренду не освобождает органы местного самоуправления от обязанностей по содержанию арендованного имущества.
Органы местного самоуправления обязаны производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества. Однако обязанность поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества лежит на арендаторе.
4 Земельный баланс Кировской области
Источник: официальный сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
https://rosreestr.ru/site/open-service/statistika-i-analitika/ispolzovanie-zemel-i-zemelnyy-fond-kirovskoy-oblasti/
Динамика и краткий анализ распределения земельного фонда Кировской области по категориям земель за 2013-2017 гг.
Земли, находящиеся в границах Кировской области, составляют земельный фонд Кировской области, кроме того, Кировская область имеет земли запредельного пользования, расположенные на территории Республик Коми, Татарстана и Удмуртии.
Структура земельного фонда.
Структура земельного фонда области проиллюстрирована в диаграмме 1.
В структуре земельного фонда области преобладают две категории земель – земли лесного фонда и земли сельскохозяйственного назначения, составляющие в сумме 93.5 % от общей площади области. Более половины территории области заняты землями лесного фонда 61.3 %, земли сельскохозяйственного назначения составляют 32.2 %, земли населённых пунктов 2.2 %, земли запаса 3.1 %, земли промышленности 0.5 %, земли водного фонда 0.6 %, земли особо охраняемых территорий и объектов 0.1 % от всех земель, находящихся в границах области. Изменения, произошедшие в земельном фонде области по категориям земель в 2017 году, представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Динамика и краткий анализ распределения земельного фонда Кировской области по категориям земель за 2013-2017 гг.
Категории земель | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | Измене-ния за 2017 г. |
Земли сельскохозяйственного назначения в том числе: фонд перераспределения земель | 4102.8 455.2 | 4044.9 717.9 | 4030.8 717.2 | 3935.3 694.4 | 3885.7 635.5 | - 49.6 - 58.9 |
Земли населенных пунктов | 261.9 | 262.3 | 262.8 | 263.3 | 263.3 | 0 |
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. | 63.0 | 63.2 | 63.3 | 63.5 | 63.8 | +0.3 |
Земли особо охраняемых территорий и объектов | 8.5 | 8.7 | 8.7 | 8.7 | 8.8 | +0.1 |
Земли лесного фонда | 7157.8 | 7216.2 | 7230.3 | 7325.9 | 7380 | +54.1 |
Земли водного фонда | 67.0 | 67.0 | 67.0 | 67.0 | 67.0 | 0 |
Земли запаса | 376.4 | 375.1 | 374.5 | 373.7 | 368.8 | - 4.9 |
Итого земель | 12037.4 | 12037.4 | 12037.4 | 12037.4 | 12037.4 | - |
Динамика распределения земельного фонда Кировской области по формам собственности и принадлежности РФ, Кировской области и муниципальным образованиям за 2015-2018 гг. (таблица и анализ): собственность граждан и юридических лиц, в том числе собственность граждан и объединений, собственность юридических лиц; государственная и муниципальная собственность (по годам) представлена в таблице 2.
Таблица 2
№ п/п | Наименование категорий земель | на 1 января 2015 г | на 1 января 2016 г. | на 1 января 2017 г. | на 1 января 2018 г. | 2019 г. к 201 г. (+/-) |
1 | В государственной и муниципальной собственности | 9947.4 | 10001.9 | 10039.7 | 10081.6 | +134.2 |
2 | В собственности граждан | 1527.0 | 1445.3 | 1398.9 | 1336.4 | -190.6 |
3 | В собственности юридических лиц | 563.0 | 590.2 | 598.8 | 619.4 | +56.4 |
| Итого земель в Кировской области | 12 027.40 | 12 037.40 | 12 037.40 | 12 037.40 | +10.00 |
В 2017 году на земельные доли, от которых отказались граждане, зарегистрировано право собственности за муниципальными образованиями, общая площадь земельных долей зарегистрированных в собственности муниципальных образований на 01.01.2018 года составила 237.9 тыс. га. За отчетный период продолжался процесс разграничения государственной собственности на землю. В 2017 году в собственности Российской Федерации права на земельные участки зарегистрированы на площади 55.8 тыс. га (в категории земель лесного фонда увеличение на 54.1 тыс. га, в категории земель населенных пунктов увеличение на 0.5 тыс. га, в категории земель промышленности, транспорта и иного специального назначения увеличение на 1.3 тыс. га в категории земель сельскохозяйственного назначения уменьшение на 0.1 тыс. га). Всего на 01.01.2018 года в Кировской области зарегистрированы права собственности Российской Федерации на площади 7427.4 тыс. га, из которых предоставлены: в аренду гражданам 0.2 тыс. га, в пользование юридическим лицам земельные участки на площади 24.6 тыс. га, в аренду юридическим лицам земельные участки на площади 14.0 тыс. га. В 2017 году в собственности Кировской области зарегистрированы права на земельные участки общей площадью 1.3 тыс. га. Общая площадь земель, зарегистрированных в собственности Кировской области на 01.01.2018 года составила 266.1 тыс. га, из которых предоставлены: в аренду гражданам земельные участки на площади 12.4 тыс. га, в пользование юридическим лицам земельные участки на площади 8.0 тыс. га, в аренду юридическим лицам земельные участки на площади 33.4 тыс. га. В муниципальной собственности за отчетный период зарегистрированы права на общей площади 49.8 тыс. га, это в основном земельные участки и земельные доли от которых в силу закона отказались граждане. Общая площадь земель, зарегистрированных в муниципальной собственности на 01.01.2018 года составила 286.8 тыс. га, из которых предоставлены: в аренду гражданам земельные участки на площади 6.6 тыс. 29 га, в пользование юридическим лицам земельные участки на площади 1.5 тыс. га, в аренду юридическим лицам земельные участки на площади 18.2 тыс. га.
Источник: сайт Правительства Кировской области
http://www.kirovreg.ru/region/regionmap/atu/
Кумёнский район находится в центральной зоне Кировской области на юго-восток от города Кирова. Расстояние от областного центра до пгт. Кумёны — 60 километров. Граничит: на севере — с Кирово-Чепецким районом, на западе — с Оричевским, Верхошижемским районами, на юге — с Сунским, на востоке — с Богородским и Зуевскими районами области.
Природные ресурсы
Природно-ресурсный потенциал Кумёнского района включает следующие группы ресурсов: земельные, минеральные, водные, лесные. Земельный фонд района в пределах муниципального образования — 191 145 гектаров. Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения — 121 054 гектара, или 63,3 %. На одного сельского жителя приходится 8,01 гектара пашни, 0,3 гектара сенокосов.
Поверхность района представляет собой холмисто-волнистую равнину, расчлененную оврагами и балками на более или менее широкие водоразделы со склонами различной экспозиции и крутизны. Рельеф, геологическое строение и климат обусловливают тип почвообразований. Почвы в основном дерново-подзолистые и светло-серые лесные, по механическому составу — средне- и тяжелосуглинистые разновидности.
Кумёнский район славится своими минеральными и грунтовыми источниками, а также грязевыми озёрами, в том числе сапропелевыми, расположенными в пгт Нижнеивкино. Все это явилось основанием для строительства санаторно-курортного комплекса, в состав которого входят санаторий «Нижне-Ивкино» и санаторий «Лесная Новь».
В долине реки Ивкины, самого большого притока реки Быстрицы, находятся минеральные источники, а также лечебные грязи. Минеральные источники по своему составу и качеству сходны с широко известными источниками в городах Ессентуки и Кисловодск. В настоящее время для лечения используют 7 источников и торфяную грязь.
На территории района встречаются полезные ископаемые органического, осадочного и химического происхождения, которые используются как строительный материал: известковый туф, гравий, глина и песок. Имеются залежи торфа низинного происхождения.
Общая площадь лесов в районе 1 января 2007 года составляет 76 974 га, в том числе леса I группы — 10 085 га, второй группы — 66 889 га. Запасы древесины на корню 10 346,3 тыс. м³. Расчётная лесосека определена в размере 104,9 тыс. м³. Запасы древесины невелики и хозяйственная деятельность района ориентирована на рациональное использование ресурсов.