Файл: Курс лекций Учебное пособие майкоп 2010 2 содержание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8
Физическое воспитание - это процесс целенаправленного и систематического формирования физически и психически полноценного человека, обладающего основами здорового образа жизни. Ребенка с детства необходимо приобщать к физической культуре, которая должна стать жизненной программой и нравственной основой каждого человека.
ЛЕКЦИЯ 3. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ.
ПЛАН: 1. Принципы воспитания.
2. Понятие о методах воспитания.
3. Методы убеждений.
4. Методы упражнений (приучений).
5. Методы стимулирования деятельности.
6. Методы самовоспитания.
1. Принципы воспитания.
Принцип - это основополагающее или исходное положение, которым руководствуется учитель при организации воспитательного процесса.
Принципы отражают общие закономерности воспитательного процесса, а также особенности целевых установок в формировании личности ребенка. В педагогической литературе встречаются различные подходы к классификациям принципов и методов воспитания.
Принципы воспитания:
1. Целенаправленность воспитательных воздействий.
2. Связь воспитания с жизнью.
3. Воспитание происходит в процессе деятельности.
4. Личностный и индивидуальный подход.
5. Сочетание единства требований и уважение к личности ребенка.
6. Опора на позитивное в воспитании.
7. Комплексное воздействие, взаимосвязь всех факторов в воспитании.
8. Соответствие воспитания возрастным и индивидуальным особенностям детей.
9. Согласованность влияний обучения и воспитания на развитие ребенка.
2. Понятие о методах воспитания.
Метод - это способ или путь воздействия на сознание, волю, чувства, поведение, отношения детей. Метод состоит из приемов. Чтобы вызвать готовность ребенка к воспитательному воздействию, учитель создает внешние условия и организует деятельность.
Организация форм воспитания - это как бы “внешняя оболочка” функционирования деятельности (урок, собрание, экскурсия и т.п.).

9
Средства воспитания - это методические пути в решении воспитательных задач (пособия, кино, книги) и виды деятельности (игра, обучение, труд).
Результат воспитания зависит от умелого использования методов, приемов, средств и норм организации воспитательного процесса. Метод воспитания принесет успех, если его применение соответствует ведущему виду деятельности ребенка. Методы взаимодействуют друг с другом, усиливая свое влияние при различных сочетаниях.
Существуют классификации методов воспитания по различным основаниям:
- по источникам познания (словесные, практические, наглядные);
- на основе структуры личности (методы формирования сознания, методы формирования поведения, методы формирования чувств и стимулирования);
- по степени продуктивности
(объяснительно-иллюстративные, проблемные, частично поисковые, исследовательские) и др.


10
Классификация методов на основе организации деятельности.
Методы воспитания также можно разделить на четыре группы:
1. Методы убеждений.
2. Методы упражнений (приучений).
3. Методы стимулирования деятельности.
4. Методы самовоспитания.
3. Методы убеждений.
Убеждения - сознательное восприятие ребенком некоторых нравственных ценностей, что влияет на выработку отношений и формирует личные взгляды, убеждения, идеалы. Убеждения реализуются через различные методы и приемы (разъяснение, совет, наставление, увещевание), воздействует на сознание, чувства и волю детей.
Рассказ - изложение фактов и событий, имеющих яркое эмоциональное воздействие на сознание и чувства детей. Здесь необходимо вызвать положительную ответную реакцию, но избегать нравоучений.
Беседа - это диалог между учителем и детьми, опирается на чувственный опыт детей, на их знания. Активизация восприятия может усиливаться при помощи наглядности, вопросов, занимательности и т.д.
Пример - в своем стремлении стать взрослым ребенок берет в качестве образца для подражания пример старших. Подражание носит избирательный характер и зависит от эмоций, симпатий, привязанностей, от склонностей ребенка к какому-либо человеку. Изолировать ребенка от отрицательных влияний окружающей среды невозможно, поэтому необходима просветительская деятельность со стороны учителя и родителей.

11
Отрицательный опыт окружающих людей необходимо использовать для сравнений, с целью развития сознательного поведения, умения противопоставить и отстоять свое “я”. Характер подражательности меняется с возрастом. Ребенок для подражания обычно выбирает себе готовые образцы с притягательным внешним оформлением, у подростков подражание носит уже избирательный характер.
Внушение - некритичное принятие ребенком желаний, идей, установок, которые предлагают взрослые. Эффект внушений зависит от авторитета воспитателя, его духовных ценностей и установок. В ситуации неопределенности и напряжения внушение является очень эффективным средством. Особенно его ценность возрастает, когда оцениваются и сравниваются поступки и действия детей.
Требования - способ непосредственного побуждения ребенка к поступку или действию. Требование включает в себя осознание противоречия между имеющимся и необходимым уровнем развития ребенка.
Это вызывает потребность в работе над собой, желание достигнуть цель.
Средства этого метода: просьба, указание, распоряжение. В зависимости от психологических особенностей детей форма подачи требований меняется: одному необходимо предъявлять их в категоричной форме, другому - достаточно сделать намек. От манеры предъявления требований у детей возникает разная ответная реакция.
Требования должны опережать развитие личности, а также переходить в требования ребенка к самому себе.
Требования по форме предъявления бывают:
- прямые (приказ, указание, предписание);
- косвенные (просьба, совет, намек).
По признаку эмоционально-психологической направленности требования различаются: а) требование с положительным отношением к ребенку (просьба, одобрение, выражение доверия); б) требование с отрицательным отношением (осуждение, угроза, распоряжение, выражение недоверия); в) требование с нейтральным отношением (совет, намек, условное требование, требование в игровом оформлении).
Общественное мнение - является отражением коллективного требования. Воспитатель должен стремиться, чтобы его требование переросло в требование детского коллектива к самому себе.
4. Методы упражнений (приучений).
А.С.Макаренко писал, что воспитание представляет собой упражнение в правильном поступке.
Упражнение - многократное повторение поступков с осознанием цели и результатов. В процессе жизни у ребенка вырабатываются привычки, развивается творческий подход к решению жизненных ситуаций. Это влияет на умственное развитие. Воспитателю необходимо разъяснять сущность и


12
значение того качества, которое воспитывается; показывать различные пути к разрешению задач, объяснять и вскрывать причинно-следственные связи.
Главное, уметь заставить детей посмотреть на себя глазами взрослых. Для этого используются игровые ситуации, при которых участники меняются своими ролями и лучше вникают в суть происходящих явлений. Так вырабатываются самооценка, самоанализ, приемы сознательной дисциплины.
Поэтому назидания и поучения здесь часто не срабатывают. А начинать воспитание детей нужно, прежде всего, с режима и порядка в делах, в труде.
Приучение - организация регулярного выполнения детьми действий, которые становятся привычными формами поведения. Привычка может и должна стать качеством личности. Приучение состоит из следующих действий: показ и закрепление с повтором действия. Функцию упражнения и приучения выполняет режим дня. Это формирует внутренний динамических стереотип, который лежит в основе образования привычек, навыков. Учитель может организовывать упражнения и приучение в форме проблемных ситуаций, которые в игровых действиях разрешаются детьми.
Доверие - основано на том, что поведение человека часто зависит от ожидания окружающих его людей. Чем значимее личность для ребенка, тем сильнее действует ее влияние. Недоверие гасит желание ребенка.
Создание воспитывающих ситуаций - ученик ставится в условия свободного выбора и сам определяет любой вариант разрешения ситуации.
Учитель может организовать управление в форме проблемных ситуаций, которые затем разыгрываются и разрешаются детьми.
Контроль - наблюдение за деятельностью ребенка с целью побуждения его соблюдать правила. Средства контроля: повседневное наблюдение, индивидуальные беседы, отчеты детей.
Переключение - с целью отвлечь ребенка от вредной деятельности взрослые переключают внимание ребенка на другой объект, возбуждая новые переживания и установки.
5. Методы стимулирования деятельности.
Постановка перспективы - это создание настроения радости и ожидание поощрения в результате планируемой деятельности. Для коллектива используется перспектива
“завтрашней радости” (по
А.С.Макаренко), поскольку это создает ожидание и побуждает к напряжению сил в движении к достижению перспективы.
Поощрение - выражение положительной оценки за поступок ребенка, что вызывает удовлетворение ребенка своей деятельностью.
Соревнование - повышает активность ребенка, предполагает гласность, помощь отстающим, равнение на передовых. При соревновании учитель вырабатывает общий стандарт оценки результатов, которые обязательно предъявляются детям. Дети заранее знают критерии в подведении итогов результатов их деятельности; им предлагаются известные способы достижения цели, или же они действуют через собственные пути в достижении своих целей.


13
Метод “взрыва” - смена подхода к оценке деятельности, смена обстоятельств деятельности, отношений и т.п. Метод “взрыва” часто связан с конфликтной ситуацией. В детском коллективе этот конфликт можно довести до последнего предела, чтобы ребенок почувствовал, что коллектив недоволен им, и тогда ребенок уже будет вынужден принять требования коллектива.
Наказание – видами наказания являются: - порицание, - замечания,
- неодобрение, - выговор, - осуждение.
6. Методы самовоспитания.
Самовоспитание связано с ситуациями, когда сам ребенок учится ставить перед собой цель и предвидеть результаты собственной деятельности. Чтобы помочь ребенку в деле самовоспитания, учитель намечает общий план в работе и отдельные операции в деятельности. При этом одновременно формируется самоконтроль и самооценка. Содержание самовоспитания тесно связано с формированием волевых и нравственных качеств личности ребенка. На этот процесс будет влиять общественное мнение, микроклимат в коллективе, пример взрослых, личная программа самосовершенствования.
Личные обязательства - постановка цели и задач на определенный период времени.
Самоотчет - умение отвечать за свои действия и поступки.
Самоанализ - умение выявлять причины, побудившие к действию, с анализом причинно-следственных связей.
Самоконтроль - работа над самим собой с конкретно поставленной целью; сравнение своих результатов деятельности с заданным эталоном.
Самооценка - умение объективно взглянуть на себя со стороны и вывести справедливое суждение.

14

ЛЕКЦИЯ № 4.
МОТИВАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ.
Кроме социальных и биологических факторов в развитии и формировании личности принимают участие внешние и внутренние факторы.
В педагогике определяется принцип детерминизма, в соответствии с которым любые внешние воздействия преломляются через призму внутренних условий. При одинаковых внешних воздействиях их последствия оказываются далеко не одинаковыми, так как в педагогическом процессе ученик является не только объектом воспитания, но и его субъектом.
Поэтому человека невозможно ни обучить, ни воспитать, но вполне возможно поставить его в такие условия, при которых он сам себя обучит и воспитает. Следовательно, духовный мир ребенка является продуктом воздействия не только внешних условий, но и собственной деятельности по самовоспитанию и саморазвитию.
Внешние воздействия - это естественная и социальная среда, т.е. объективные факторы. К внешним средствам воздействия на человека относятся: требования, угроза, давление, условия, различные ситуации, методы, приемы воспитательной деятельности и т.д.
Существует четыре основных механизма воздействия:
Воспитание и учение носит вынужденный характер и выступает как препятствие, которое нужно преодолеть. Все это требует психического напряжения, а иногда борьбы ученика с самим собой. При большой остроте конфликта возникают тенденции “выйти из ситуации” (отказ, обход трудностей или невроз).
Внутренние факторы-индивидуальная реакция человека на внешние факторы. Внутренние факторы побуждают ребенка к воспитанию или учению, как к своей цели (любознательность, интересы, желание). Здесь требуется волевое усилие, которое связано с трудностями воспитания и учения, но только не борьба ученика с самим собой. Внутренними стимулами в развитии школьника являются: потребности, интерес, перспектива, установка к деятельности, мера и степени собственного развития (человека

15
преследуют удачи или неудачи), эмоции, чувства, мотивы, направленность личности.
Внешние факторы воздействуют на внутренние. Существует постоянная взаимосвязь и взаимопроникновение внутренних и внешних факторов. Воздействие среды, преломляясь через сознание и жизненную позицию ребенка, отражается на физиологических и психических свойствах человека. Так, два близнеца в семье будут различаться своей активностью и внутренней позицией по отношению к внешнему миру.
Поэтому учителю необходимо понять внутренние механизму активности ребенка и использовать те внешние и внутренние факторы, которые непосредственно влияли бы на развитие личности ребенка. Кроме этого, необходимо создавать такие внешние условия, которые стимулировали бы активность человека в работе над самим собой.
Психологическая формула формирования действия.
Механизм превращения внешних факторов во внутренние мотивы
поведения:
1. Стимул (идеал, образец, деятельность, свойства).
2. Мотив.
3. Выбор программы действия и формы поведения.
4. Реализация мотива в поведение (переход в привычку).
5. Превращение привычной формы поведения в свойства личности.
Недаром старинная пословица гласит: “Посеешь поступок - пожнешь привычку; посеешь привычку - пожнешь характер; посеешь характер - пожнешь судьбу”.
ЛЕКЦИЯ 5. МИРОВОЗЗРЕНИЕ.
ПЛАН: 1. Понятие мировоззрения.
2. Структура мировоззрения.
3. Процесс формирования мировоззрения.
1. Понятие мировоззрения.
Мировоззрение - это единство сознания, чувств, воли и деятельности.
Это система взглядов и убеждений человека, отражающая понимание окружающего мира и определяющая общую направленность в деятельности.