Файл: Курс лекций Учебное пособие майкоп 2010 2 содержание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

16
Мировоззрение отражает как позицию отдельного человека, так и позицию групп людей и общества в целом. Поэтому необходимо различать:
- общественное мировоззрение (как систему понятий и представлений о мире);
-индивидуальное мировоззрение (отражает индивидуальный опыт в формировании собственных представлений о развитии мира).
Личность никогда не осваивает мировоззрение пассивно. Человек берет себе на вооружение только то, что соответствует его потребностям, установкам, жизненной позиции.
Мировоззрение раскрывает сущность человеческой личности, выявляет программу жизненных стремлений, моральных и ценностных ориентаций.
Проникая во все другие качества и свойства личности, мировоззрение объединяет их в единое целое, где является стержнем, вокруг которого они выстраиваются.
У разных людей мировоззрение носит различный характер: у одних оно относится к сфере обыденного сознания, а у других - опирается на систематизированные теоретические знания.
2. Структура мировоззрения.
Компонентами мировоззрения являются: интеллектуальный
(рациональный), эмоционально-волевой и действенно-практический компоненты.

17
Интеллектуальный (рациональный) компонент предполагает движение от чувственного познания действительности к внутреннему понятийному мышлению. К чувственному освоению мира относятся: а) мировосприятие (мироощущение, миросозерцание)- здесь происходит накопление чувственного опыта от полученной информации о реально существующем мире; б) миропонимание - ощущения, полученные чувственным путем, перерабатываются в образы, понятия, которыми оперирует человек; здесь он представляет мир в единстве всех его сторон.
У человека накапливаются системы знаний, которые являются результатом общего процесса познания. Усвоенные знания выступают как предпосылка в формировании взглядов, чувств, убеждений. Знания бывают истинными или ложными.
Эмоционально-волевой компонент. Чтобы знания превратились в личные взгляды и убеждения, их надо прочувствовать, пережить и оценить.
Переживания выступают как эмоциональный носитель научного понятия или моральной нормы, т.е. взгляды и убеждения тесно связаны с определенными эмоциями и чувствами. При этом не происходит зеркального отражения действительности: знания, которые постепенно переходят в убеждения и взгляды, опираются на систему предшествующего жизненного опыта человека, его отношений с действительностью. Поэтому суждения отдельного человека будут отличаться от суждений другого.
Познавая действительность в ее сущности, во всех ее связях и отношениях, человек приобретает способность опережающего отражения.
Еще не совершив действия, человек уже обдумывает план его выполнения, заранее предвидит результаты и последствия. На основе причинно- следственного познания у человека постепенно складывается общая система взглядов на мир.
Взгляды - это потенциальная готовность к действиям (есть свои оценки, определенные позиции, сформированные мотивы). Критериями сформированности убеждений являются их действенность, т.е. следование своим убеждениям в практической жизни. Действенность убеждений заключается также и в том, что человек умеет бороться и постоять за них.
Убеждения - сильная, ярко выраженная форма проявления отношений человека к окружающему миру (синтез рационального и эмоционального).
Это твердые принципы жизненной позиции человека, уверенность в своей правоте. Таким образом, мировоззренческие взгляды и убеждения - это знания, перешедшие во внутреннюю позицию личности.
Но знания не всегда превращаются в убеждения, а убеждения не всегда опираются на истинные знания (предубеждения). Человек воплощает свои убеждения в реальные действия только тогда, когда у него выработаны необходимые черты характера: воля, готовность к действию, преодолению трудностей и т.д.
Волевые качества личности - это мощный фактор регуляции поведения человека. Важно, чтобы воля и разум, ум и целеустремленность не подавляли


18
один другого. Воля регулирует поведение и деятельность, в сочетании с убеждениями и чувствами организует действия и поступки человека.
Идеал - образ будущего, его эталон. Идеал помогает преодолевать рамки индивидуальных потребностей и интересов, придает мировоззрению характер долговременной программы действий.
Вера - состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности.
Действенно-практический компонент.
Действия, предметная деятельность отражают мировоззрение человека, его истинные взгляды и внутренние установки личности. Волевые действия всегда целенаправленны.
Цели зависят от объективно сложившихся обстоятельств, условий жизни человека, его взглядов, убеждений, идеалов. Мировоззрение предопределяет и организует действия и поступки в сложную систему поведения, служит критерием и показателем твердости убеждений.
2. Процесс формирования мировоззрения.
Становление и развитие мировоззрения - сложный, многозначный, внутренне связанный процесс, на который оказывают влияние все факторы, действующие с неодинаковой силой и эффективностью.
Содержание школьного образования включает в себя три группы мировоззренческих идей по вопросам развития природы, общества и человеческого сознания.
Первая группа. Понимание закономерностей развития природы: понятие о жизни на Земле, эволюции животного мира; естественной сущности природных явлений; строении материи и движении; о связях органической и неорганической природы и т.д.
Вторая группа. Понимание закономерностей развития общества: периодизация в развитии человеческих цивилизаций; движущие силы общественного развития; роль личности в истории; роль науки в общественном развитии и т.д.
Третья группа. Познаваемость мира: роль сознания и мышления в процессе познания мира; влияние человека на изменение окружающей действительности; целостность, взаимосвязь и взаимообусловленность природы, человеческого общества и сознания.
В процессе формирования мировоззрения условно можно выделить три этапа:
1. На первом этапе человек усваивает основные элементы мировоззренческих идей (основы научных знаний и знание норм поведения).
Дошкольные и школьные учебные программы строятся по принципу доступности, с постепенным усложнением содержания. Здесь учитываются возрастные особенности детей, их способности, качество усвоения знаний.
2. На втором этапе у человека постепенно формируются отношения и оценки к сообщаемым знаниям. Он понимает необходимость овладеть основами наук и нормами поведения, но при этом выражает к ним субъективно-личностное отношение.
Эти оценочные отношения


19
формируются на основе сопоставлений, смены житейских представлений и эстетических идеалов.
3. На третьем этапе происходит формирование собственных взглядов и убеждений. Взгляды человека раскрывают его миропонимание, мировосприятие, т.е. то, что стало его личным мировоззрением.
Мировоззрение реализуется не только во взглядах и убеждениях человека, но и в его эмоционально-волевой сфере. Поэтому на детей в школе надо воздействовать такими способами и приемами, которые обогащают и перестраивают эмоционально-волевую сферу учащихся, развивают воображение, эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к действительности.
В условиях Республики Адыгея формировать мировоззрение подрастающего поколения можно на основе национальной программы социального воспитания, на основе этической программы “Адыгэ хабзэ”, которая должна вобрать в себя широкую социально-воспитательную деятельность. На региональном уровне процесс воспитания школьников должен осуществляться в сфере народного национального макро- и микросоциума. Деятельность всех институтов воспитания должна предусматривать два взаимосвязанных направления:
- создание воспитывающей национальной среды (семья и ее ближайшее окружение);
- изучение опыта народного воспитания в условиях общественного воспитания: изучение и освоение детьми культурных ценностей, этических норм, обычаев, традиций; овладение культурным наследием, народным творчеством; обязательное изучение адыгейского языка и литературы в ходе учебно-воспитательного процесса.
ЛЕКЦИЯ № 6.
ВОСПИТАНИЕ В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ.
ПЛАН: 1. Методологические основы гуманистического воспитания.
2. Сущность гуманистического воспитания.

20
1. Методологические основы гуманистического воспитания.
Воспитание связанно с передачей новым поколениям общественно- исторического опыта. Воспитание как социальное явление рассматривается в разных науках:
- философия - рассматривает общие мировоззренческие представления о целях и ценностях воспитания;
- социология - рассматривает социальные проблемы развития личности;
- психология – рассматривает индивидуальные, возрастные, групповые особенности и законы развития и поведения людей;
- этнография – рассматривает закономерности воспитания у народов мира;
- педагогика – имеет раздел, который называется: «Теория и методика воспитания», где раскрываются сущность, закономерности, движущей силы воспитания, его структурные элементы, а также рассматриваются различные концепции воспитания и воспитательные системы.
Многие современные концепции воспитания базируются на основе философских учений или психологических теорий детского развития. К ним относятся:
- психолого-аналитическая теория - З. Фрейд, Э. Эриксон;
- когнитивная теория - Ж. Пиаже;
- поведенческая теория (бихевиористская) - Б.Ф. Скиннер;
- биологическая теория (генетическая) - К. Лоренс;
- социоэнергетическая (культурная) теория - Л.С. Выгодский, П.А.
Флоренский;
- гуманистическая теория развития - Ж.Ж. Руссо, А. Маслоу, Э. Берн,
К. Роджерс, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили.
Воспитание - это основная категория педагогики, имеет множество определений этого понятия. В нашей педагогике выделяются 2 направления в объяснении понятия воспитания.
1. Здесь ребёнок рассматривается как объект педагогического процесса, поэтому внешнее воздействие является главным фактором воспитания. И воспитание здесь рассматривается как целеустремлённое систематическое управление человеком, как воздействие на сознание и поведение личности с целью формирования у нее определенных качеств личности, нравов и убеждений. Поэтому целью такого воспитания является социализация личности с максимальной общественной полезностью (гармонично развитая личность и всесторонне развитая в соответствии с внешне заданными нормативами).
2. Здесь на первое место выдвигается человек, и в этой парадигме ребёнок рассматривается как субъект воспитания. (Парадигма педагогическая – это совокупность научно-теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим сообществом на определенном этапе развития педагогической науки и практики, которыми руководствуются в качестве образца - модели, стандарта - при решении


21
педагогических проблем). Гуманистическая позиция признает ребёнка главной ценностью, признает его права, его способности и его права на саморазвитие, признает субъект-субъектные отношения. Поэтому в свете идей гуманизации воспитание является целенаправленным процессом развития человека, который осваивает культуру в определенных социально- экономических условиях. Поэтому ребёнок выступает как объект и субъект культуры.
Воспитание в своем широком смысле охватывает не только прикладную часть воспитания, но и связано с обучением, которое дает знания о ценностях мира, ведет к возникновению личностного субъективного смысла деятельности ребёнка. Поэтому здесь говорят о "воспитывающем обучении" и "обучающем воспитании", так как источники воспитания находятся в окружающем мире и в самом человеке.
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ:
- воспитание детерминировано культурой общества;
- воспитание и обучение - это два взаимосвязанных, взаимопроникающих, взаимозависимых процессов с главенствующей ролью воспитания;
- эффективность воспитания зависит от активности самого человека, от того насколько он включен в самовоспитание;
- эффективность и результативность воспитание зависят от гармоничных связей всех его структурных элементов: целей, содержание, методов, форм, средств ребёнка и самого педагога.
2. Сущность гуманистического воспитания.
Воспитание- это элемент культуры, имеет все признаки национальной культуры, поэтому культура общества является первым источником воспитания. Вторым источник воспитания выступает культура каждой отдельной личности. Третий источник - это способность человека к саморазвитию.
Возможности развития человека заложены природой.
Развитие психики человека происходит на основе физиологического развития (если мозг не развивается, то и мышление стоит на месте), средством развития и условиями являются социальные отношения в обществе
(стихийный фактор) и целенаправленные воздействия
(воспитание), которые либо ускоряют, либо замедляют развитие личности в течение всей жизни.
Саморазвитие человека зависти от его потребностей и мотивации, поэтому воспитание должно обеспечивать положительные мотивы в преодолении нарастающих трудностей. Положительная « Я - концепция личности», положительная мотивация, самооценка - все это является основой целенаправленного самовоспитания.
В процессе воспитания человек овладевает культурой общества, её духовными ценностями. Внешняя социальная деятельность переходит во внутреннюю структуру личности, этот процесс называется интериоризацией.


22
Противоположный процесс перехода внутренней психической деятельности во внешнее поведение человека, называется экстериоризацией. Эти два процесса образуют познавательную деятельность человека.
Поэтому ребенок не только усваивает культуру, но и обогащает её.
Воспитание творит культуру личности.
В детском возрасте формируется базовая культура личности, которые включают в себя элементы тех отношений, в которые вступает человек в процессе жизни. Эта культура знаний, способов деятельности, чувств, ценностей и идеалов, творческих действий и т.д.
Состав культуры.
Базовая культура личности создается под действием различных видов воспитания:
- нравственного воспитания;
- эстетического;
- умственного;
- физического;
- трудового.
Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Образованность человека является неотъемлемой частью его базовой культуры, а система педагогических знаний, технологий, воззрений, традиций образует педагогическую культуру нации.
Ядром культуры личности является её духовность. Это духовное развитие связано с интеллектуальным и эмоциональным развитием, где отражаются нравственные и общечеловеческие ценности.
Гуманизация учебно-воспитательного процесса в школе - связана с созданием условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребёнка; это задача всего педагогического коллектива, которая зависит от педагогического мышления учителя, его овладения гуманистическими методиками и технологиями учебно- воспитательного процесса, которые должны вовлекать детей в процессы саморазвития, самовоспитания и самореализации.
Требования к уровню развития духовно-нравственной, познавательной, коммуникативной, эстетической, трудовой, физической сторон культуры личности младшего школьника, представлены в таблице:

23
1   2   3   4   5   6   7   8   9