Файл: Были проанализированы особенности местности вблизи семнадцати заправочных станций, расположенных на территории г. Ижевска, на которых используются такие виды топлива как пропан, метан или бензин.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

были проанализированы особенности местности вблизи семнадцати заправочных станций, расположенных на территории г. Ижевска, на которых используются такие виды топлива как пропан, метан или бензин. Характерные объекты, представляющие ключевой интерес представлены в таблице 1. По понятным причинам данные объекты обезличены. Таблица 1 Характеристика исследованных объектов 5 Об утверждении Правил противопожарного режима Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации. №1479 от 16.09.2020 г. Электронный фонд правовых и нормативнотехнических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/565837297?s ection=text (дата обращения: 20.04. 2023). 6 Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности. Свод правил СП 156.13130.2014. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200110842 (дата обращения: 20.04. 2023). 7 Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности. Нормы пожарной безопасности. НПБ 111-98*. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200000020 (дата обращения: 20.04.2023). № п/п Вид топлива Особенности расположения, в т.ч. близость подобных объектов Возможность скопления людей 1. Пропан В зоне прямой видимости располагается АЗС на расстоянии 95 м, рядом с которой размещена автобусная остановка Нет 2. Метан Автобусная остановка на расстоянии в 60 м Да 3. Пропан Высотное здание (5 и более этажей) на расстоянии 25 м Нет, но возможно действие вторичных факторов взрыва — осколков стекла 4. Бензин В зоне прямой видимости расположена автотранспортная остановка, а также 5-ти этажное жилое здание Да Безопасность техногенных и природных систем. 2023;7(2):17–26. ISSN 2541−9129 https://bps-journal.ru 22 Результаты исследования. Перед выполнением расчетов ставились две задачи, необходимые для проверки достоверности вычислений: − оценка правильности расчетов вероятностей оценочных параметров на основе вероятностной функции; − оценка правильности измерения площадей и длин применительно к объектам на местности. Проверка правильности и полноты решения первой задачи была выполнена на условиях решения задачи, приведенной в примере № 1 методики [3]. Решение второй задачи было подтверждено в эксперименте с использованием измерительной «линейки» на сайте публичной кадастровой карты Удмуртской Республики8 . Использование характерных точек измерения в измерительном эксперименте на кадастровой карте показало результаты измерений по длине. Отсюда был сделан вывод о достоверности измерения и площадей на местности. Пояснение принципа выполнений измерений представлено на рис. 1 (получен авторами с использованием публичной кадастровой карты https://egrp365.org/map/?id=g2ApXz), визуальное отображение результата расчетов — на рис. 2. Рис. 1. Измерения по публичной кадастровой карте Рис. 2. Визуальное представление расчетной зоны, для границы которой определялись вероятности последствий Следующим этапом модельного эксперимента явилась оценка коэффициента плотности застройки на территории выбранных объектов. Графическое отображение измеренных площадей также представлено на рис. 2. Коэффициент плотности застройки ρ определялся по формуле: ρ = ∑ ???????? ???? 1 ???????????????? , (1) где n — число измеренных участков; Sn — площадь одного измеренного участка, м2 ; S ref —базовая площадь, м 2 . В качестве базовой площади была выбрана площадь окружности радиусом 100 м. Для всех проанализированных АГЗС коэффициент плотности застройки не превышает величину в 26,7 %. Следует отметить, что в эту величину не входит площадь зеленых насаждений типа кустарников или деревьев, которые в летний период в определённой степени выполняют барьерные функции в связи с наличием листвы, но в зимнее время не приводят к снижению воздействия воздушной ударной волны. При коэффициенте плотности в 8 Публичная кадастровая карта Удмуртской Республики. ЕГРП 365 проверка недвижимости. URL: https://egrp365.org/ (дата обращения: 20.04.23). Тюрин А.П. и др. Разработка подхода для оценки последствий взрывов топливно-воздушных смесей Техносферная безопасность 23 26,7 %, в соответствии с определениями [3], обстановку можно характеризовать как слабо загроможденную. Практически нужно учитывать направленность постройки по отношению к эпицентру взрыва и материал, из которого она построена. Из семнадцати исходных объектов было выбрано четыре, как удовлетворяющие критериям исследования. Далее на основе измеренных значений расстояний до мест возможного массового пребывания людей определялись вероятности возникновения событий — поражающих факторов взрыва топливно-воздушной смеси. Результаты исследований и вычислений представлены в таблице 2. Таблица 2 Результаты вычислений модельного эксперимента № объекта п/п Коэфф-т плотности застройки/ радиус расчета, м Вероятности поражающих факторов, % Серьезные структурные повреждения зданий, P1 Полные разрушения зданий, P2 Вероятность разрыва барабанной перепонки, P3 Вероятность выживания в результате отброса волной давления, P4 Повреждения легких, P5 1. 0/95 84 27,1 2,2 1,4 0 2. 13,2/60 23 2,9 0,7 0,6 0 3. 22,4/25 92,6 39,6 4,4 29,1 0 4. 26,7/60 87,6 31,7 2,9 23,6 0 Исходя из анализа полученных результатов (таблица 2), можно констатировать, что вероятности травмирования людей
находятся на достаточном высоком уровне, при этом они могут быть снижены проведением специальных мероприятий — сооружением барьеров на пути распространения негативных факторов взрыва. Обсуждение и заключения. Как показало выполненное исследование, прогнозирование последствий взрывов топливно-воздушных смесей может быть оправдано наличием характерных особенностей местности вблизи автозаправочных станций с такими видами топлива как бензин, пропан или метан. Особенности местности, как правило, заключаются в том, что в зоне значимых последствий могут находиться места массового пребывания или скопления людей, например, остановки общественного транспорта. С точки зрения полноты проявления последствий возможны два варианта: − как в зимнее, так и в летнее время барьерные препятствия могут отсутствовать; − наличие зеленых насаждений в зимнее время оказывает слабый барьерный эффект по отношению к объектам поражения. Выявление таких опасных объектов может быть произведено при комплексном рассмотрении всей территории населенного пункта. Обосновано, что измерение плотности застройки может быть определено как отношение площади объектов, заключенных в окружности целевого диаметра к площади данной окружности. Для проведения исследования были рассчитаны последствия взрыва топливно-воздушных смесей на основе вероятностной функции. Такой подход зарекомендовал себя, в том числе в международной практике, с положительной стороны. Он способен дать точные прогнозные результаты с меньшими вычислительными затратами, по сравнению с вычислительными процедурами. Новизной, реализованной в проекте, является использование модуля «Линейка», позволяющее оценивать площади и линейные расстояния на географической карте местности. Данный модуль позволяет определять коэффициент плотности застройки, как отношение суммы площадей к площади окружности радиусом в 100 м, хотя данное расстояние может быть любым. При этом центром окружности является «условная» середина автозаправочной станции. В лучшем случае следует учитывать относительное расположение зданий или сооружений, расположенных вблизи целевого объекта, которое может быть, как «продольное» или «поперечное» к эпицентру. В соответствии с результатами измерений для наблюдаемых в рамках данного исследования объектов, коэффициент их плотности застройки не превышает 26,7 %, что позволяет характеризовать тип окружающего пространства как «открытое» или «слабо загроможденное» в соответствии с [3], и таким образом подтверждается количественно. Как показали результаты расчетов, вероятность выживания человека при отбросе волной давления для двух из 4-х автозаправочных станций находится на уровне 29,1 % и 23,6 %. Сравнение с предельно-допустимыми значениями не представляется возможным в связи с отсутствием таковых. Однако по отношению к приемлемой вероятности эти величины являются существенными. Приемлемая вероятность может быть рассчитана как Безопасность техногенных и природных систем. 2023;7(2):17–26. ISSN 2541−9129 https://bps-journal.ru 24 значение вероятности данного критерия для расстояния, указанного в методике [3]. Для АЗС

жидкого моторного топлива с наземными резервуарами, расположенных вне территорий населенных пунктов, минимальные расстояния от них до таких объектов, как места массового скопления людей должны составлять не менее 50 м. Предложено ввести понятие «место скопления людей», как место, на котором может единовременно находиться 20 и более человек. К ним предложено отнести остановки общественного транспорта, регулируемые и нерегулируемые переходы, в том числе наземные, подземные и пр. Доступность и простота использованной методики с использованием открытых картографических данных даёт возможность проведения данных видов вычислений. Результаты картографических исследований наряду с вычислительными процедурами показали, что в настоящее время среди АЗС или АГЗС существуют те, которые характеризуются возможностью скопления людей на близких расстояниях от них. Как показало исследование, наличие условий допускающих вероятность взрывов достаточно распространено, хотя их реализация носит эпизодический характер. Возможно их возникновение обусловлено историческими причинами. Вышеупомянутые остановки общественного транспорта и тому подобные некапитальные объекты при проектировании и строительстве АЗС могут и не существовать, и быть установлены решением местных администраций значительно позже. Применение предлагаемого подхода даёт возможность контролировать их расположение и уровень риска от возможных взрывов на заправочных станциях в условиях реальной обстановки. В конечном итоге, предлагаемый подход к оценке последствий взрывов топливно-воздушных смесей позволяет оперативно в реальном масштабе времени и в соответствии с реальной обстановкой в районе расположения АЗС оценить возможные риски и спланировать конкретные мероприятия по их минимизации. Список литературы 1. Шахманов Ф.Ф. Риск-ориентированный метод осуществления пожарного надзора автомобильных газозаправочных станций. Дис. докт. техн. наук. Москва; 2018. 115 с. 2. Liu Y., Kong Z., Zhang Q. Failure modes and effects analysis (FMEA) for the security of the supply chain system of the gas station in China. Ecotoxicology and environmental safety. 2018;164:325–330. https://doi.org/10.1016/j.ecoenv.2018.08.028 3. Иванов Е.А., Аганов А.А., Буйко К.В. и др. Методики оценки последствий аварий на опасных производственных объектах. Сборник документов. Серия 27. Выпуск 2. 3-е изд., испр. и доп. Москва: Закрытое акционерное общество «Научно-технический центр исследований проблем промышленной безопасности»; 2010. 208 с. 4. Zhou X.Q., Hao H. Prediction of airblast loads on structures behind a protective barrier. International Journal of Impact Engineering. 2008;35(5):363–375. https://doi.org/10.1016/j.ijimpeng.2007.03.003 5. Liang H., Wang T., Luo Z., et al. Risk Assessment of Liquefied Petroleum Gas Explosion in a Limited Space. ACS Omega. 2021;6(38):24683–24692. https://doi.org/10.1021/acsomega.1c03430 6. Green Book. Methods for the determination of possible damage to people and objects resulting from release of hazardous materials. Committee for the Prevention of Disasters caused by dangerous substances. The Hague: DirectorateGeneral of Labour of the Ministry of Social Affairs and Employment. CPR 16E, Second Edition, 2005, 337 p. 7. Balocki James B. (Secretary of the Navy) Northwest Training and Testing. Final Supplemental Environmental Impact Statement/Overseas Environmental Impact Statement (SEIS/OEIS). Appendix D Acoustic and Explosive Concepts: U.S. Navym, 2022. 26 p. URL: https://nwtteis.com/portals/nwtteis/files/final_seis/section/NWTT_Final_ SEIS_Sept2020_Appendix_D_Acoustic_and_Explosive_Concepts.pdf (дата обращения: 18.09.2022). 8. Zhang J., Xu K., You G., et al. Causation Analysis of Risk Coupling of Gas Explosion Accident in Chinese Underground Coal Mines. Risk Analysis. 2019;39(7):1634–1646. https://doi.org/10.1111/risa.13311 9. Lobato J., Rodríguez J., Jiménez C., et al. Consequence analysis of an explosion by simple models: Texas refinery gasoline explosion case. Journal of Chemical Engineering Theoretical and Applied Chemistry. 2009;66(543). URL: https://raco.cat/index.php/afinidad/article/view/279547 (дата обращения: 27.09.2022). 10. Гришкевич А.А., Филин В А., Ушаков В.С., Маньковский Г.И. Оценка мощности взрывов газопаровоздушных смесей при аварийных проливах сжиженного природного газа. Системы безопасности. Security and Safety. Каталог «Пожарная безопасность — 2017». 2017. C. 46–52. URL: http://lib.secuteck.ru/articles2/firesec/otsenka-moschnosti-vzryvov-gazoparovozdushnyh-smesey-pri-avariynyhprolivah-szhizhennogo-prirodnogo-gaza (дата обращения: 24.11.2022). 11. Formulae for ammunition management: International Ammunition Technical Guidelines IATG 01.80:2021[E]. Third edition. United Nations Office for Disarmament Affairs; 2021. 1331 p. Тюрин А.П. и др. Разработка подхода для оценки последствий взрывов топливно-воздушных смесей Техносферная безопасность 25 References 1. Shakhmanov FF. Risk-orientirovannyi metod osushchestvleniya pozharnogo nadzora avtomobil'nykh gazozapravochnykh stantsii. Author’s thesis. Moscow; 2018. 115 p. (In Russ.). 2. Liu Y, Kong Z, Zhang Q. Failure modes and effects analysis (FMEA) for the security of the supply chain system of the gas station in China. Ecotoxicology and environmental safety. 2018;164:325–330. https://doi.org/10.1016/j.ecoenv.2018.08.028 3. Ivanov EA, Aganov AA, Buiko KV, et al. Metodiki otsenki posledstvii avarii na opasnykh proizvodstvennykh ob"ektakh. Collection of documents. Ser. 27. Iss. 2. 3rd ed., rev. and add. Moscow: Scientific and Technical Center of Industrial Safety Problems Research (Closed Joint Stock Company); 2010. 208 p. (In Russ.). 4. Zhou XQ, Hao H. Prediction of airblast loads on structures behind a protective barrier. International Journal of Impact Engineering. 2008;35(5):363–375. https://doi.org/10.1016/j.ijimpeng.2007.03.003 5. Liang H, Wang T, Luo Z, et al. Risk Assessment of Liquefied Petroleum Gas Explosion in a Limited Space. ACS Omega. 2021;6(38):24683–24692. https://doi.org/10.1021/acsomega.1c03430 6. Green Book. Methods for the determination of possible damage to people and objects resulting from release of hazardous materials. Committee for the Prevention of Disasters caused by dangerous substances. The Hague: DirectorateGeneral of Labour of the Ministry of Social Affairs and Employment. CPR 16E, Second Edition, 2005, 337 p. 7. Balocki James B. (Secretary of the Navy) Northwest Training and Testing. Final Supplemental Environmental Impact Statement/Overseas Environmental Impact Statement (SEIS/OEIS). Appendix D Acoustic and Explosive Concepts: U.S. Navym, 2022. 26 p. URL:https://nwtteis.com/portals/nwtteis/files/final_seis/section/NWTT_Final_SEIS _Sept2020_Appendix_D_Acoustic_and_Explosive_Concepts.pdf (accessed 18.09.2022). 8. Zhang J, Xu K, You G, et al. Causation Analysis of Risk Coupling of Gas Explosion Accident in Chinese Underground Coal Mines. Risk Analysis. 2019;39(7):1634–1646. https://doi.org/10.1111/risa.13311 9. Lobato J, Rodríguez J, Jiménez C, et al. Consequence analysis of an explosion by simple models: Texas refinery gasoline explosion case. Journal of Chemical Engineering Theoretical and Applied Chemistry. 2009;66(543). URL: https://raco.cat/index.php/afinidad/article/view/279547 (accessed 27.09.2022). 10. Grishkevich AA, Filin VA, Ushakov VS, Mankovskii GI. Otsenka moshchnosti vzryvov gazoparovozdushnykh smesei pri avariinykh prolivakh szhizhennogo prirodnogo gaza. Sistemy bezopasnosti. Security and Safety. Katalog «Pozharnaya bezopasnost' — 2017». 2017. P. 46–52. URL: http://lib.secuteck.ru/articles2/firesec/otsenka-moschnostivzryvov-gazoparovozdushnyh-smesey-pri-avariynyh-prolivah-szhizhennogo-prirodnogo-gaza (accessed 24.11.2022). (In Russ.). 11. Formulae for ammunition management: International Ammunition Technical Guidelines IATG 01.80:2021[E]. Third edition. United Nations Office for Disarmament Affairs; 2021. 1331 p. Об авторах: Тюрин Александр Павлович, профессор кафедры «Техносферная безопасность», Ижевского государственного технического университета имени М. Т. Калашникова (426069, РФ, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Студенческая, д. 7), доктор технических наук, доцент, ResearcherID, ScopusID, ORCID, asd1978@mail.ru Янников Игорь Михайлович, профессор кафедры «Техносферная безопасность» Ижевского государственного технического университета имени М. Т. Калашникова» (426069, РФ, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Студенческая, д. 7), доктор технических наук, доцент, imyannikov@mail.ru Заявленный вклад соавторов: А.П. Тюрин — формирование основной концепции, цели и задачи исследования, проведение расчетов, подготовка текста, формирование выводов. И.М. Янников — анализ результатов исследований, доработка текста, формирование выводов, корректировка выводов. Поступила в редакцию 10.04.2023. Поступила после рецензирования 20.04.2023. Принята к публикации 23.04.2023. Конфликт интересов Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. Безопасность техногенных и природных систем. 2023;7(2):17–26. ISSN 2541−9129 https://bps-journal.ru 26 About the Authors: Aleksandr P Tyurin, professor of the Technosphere Safety Department, Kalashnikov Izhevsk State Technical University (7, Studencheskaya str., Izhevsk, Udmurt Republic, 426069, RF), Dr. Sci. (Eng), associate professor, ResearcherID, ScopusID, ORCID, asd1978@mail.ru Igor M Yannikov, professor of the Technosphere SaENSURING FIRE SAFETY ON OFFSHORE OIL AND GAS PRODUCTION PLATFORMS A.S. Ishmeeva, I.R. Agletdinov Ufa University of Science and Technology, Ufa, Russia This article discusses the provision of fire safety on offshore stationary oil and gas production platforms. The main causes of fires are revealed, the main typical scenario of the development of fires at these facilities is described, and preventive measures are listed. Keywords: oil, gas, continental shelf, offshore stationary production platforms, fire, preventive measures, fire safety. УДК 614.841 К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЯХ А.С. Ишмеева, В.А.
Слесарев Уфимский Университет Науки и Технологий, г. Уфа, Россия В статье рассмотрены вопросы противопожарной защиты на автозаправочных станциях. Рассматриваются возможные причины пожаров на АЗС в России и за рубежом. Предложены превентивные или профилактические меры для предотвращения пожаров на АЗС. Ключевые слова: транспортная система, аварийная ситуация, разгерметизация, противопожарные мероприятия, экология, пожарная безопасность, пожарная опасность, пожар, ответственный, меры, ущерб. В Российской Федерации создана и устойчиво функционирует транспортная система без которой жизнь современного человека трудно представить, так как она является важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры. Как известно, чем сильнее развивается транспортная система, тем больше ей требуется топливных ресурсов для нормального 74 функционирования. В следствии происходит увеличение количества автозаправочных станций. В настоящее время автозаправочные станции в нашей стране создаются и перестраиваются под международные стандарты. Появляются новые значительно более эффективные и функциональные топливораздаточные колонки, существенно увеличивающие удобство использования. Характерной особенностью современных АЗС является то, что технологическое оборудование этих станций располагается на открытых площадках. Международный опыт показывает, что при размещении технологического оборудования на открытых площадках легковоспламеняющиеся и токсичные пары рассеиваются естественными воздушными потоками, снижая концентрацию этих веществ до безопасного уровня. Взрывы и пожары на открытых площадках АЗС возможны только в аварийных ситуациях, связанных с образованием взрывоопасных концентраций топливовоздушных смесей. Обеспечение пожарной безопасности такого объекта включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности людей, находящихся на объекте [1]. В данной статье производится анализ технических процессов, направленных на снижение пожарной опасности и повышение огнестойкости АЗС к пожарам. Автозаправочные станции – это сложные технологические объекты, которые отвечают за прием, хранение и распределение жидкого топлива по различным транспортным средствам. В соответствии с нормативной документацией современные автозаправочные станции подразделяются на несколько основных видов: многотопливные, традиционные, блочные, контейнерные, модульные, передвижные [2]. Традиционный тип АЗС является наиболее распространенным в России и предназначен исключительно для заправки транспортных средств жидким топливом. Для хранения топлива используются односекционные или многосекционные подземные резервуары. Многотопливные заправочные станции предоставляют широкий выбор видов топлива, включая бензин, дизельное топливо, сжиженный пропан-бутан и сжатый природный газ. Для сравнения, мобильные заправочные станции являются автономными и
монтируются на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе. Эти станции предназначены для выпуска только легких жидких нефтепродуктов, таких как керосин, бензин и дизельное топливо, с функциями, которые включают резервуар для хранения, автономный источник питания, топливо-распределительную колонку и электронный дисплей для контроля расхода топлива. На традиционных заправочных станциях резервуары обычно расположены под землей и изолированы от остальной части объекта. Кроме того, на территории комплекса расположено здание оператора [3]. Правила ПБ требуют соблюдения конкретных мер пожарной безопасности, стандартов электрооборудования и заземления, правил молниезащиты (СО – 153 - 34.21.122-2003). Очень важно соблюдать эти правила, чтобы обеспечить безопасную эксплуатацию автозаправочной станции [4]. 75 На сегодняшний день, учитывая экономическое развитие, увеличение плотности населения, а, следовательно, и стремительный рост числа автомобилей, сеть автозаправочных станций необходимо расширять, а их размеры делать как можно меньше. Это приводит к сокращению допустимых расстояний, как на самой АЗС, так и до соседних объектов, что способствует увеличению значений социального риска. При этом, безусловно, появляются новые концептуальные проекты и технические решения, позволяющие эти риски минимизировать и уложиться в требования безопасности для работы АЗС. При строительстве новых топливный станций используются современные технологии и оборудование, соответствующее международным стандартам безопасности, а материалы для строительства выбираются негорючие. Еще на начальном этапе соответствующими органами проверяется безопасно ли на конкретном месте строительство АЗС, не нанесет ли функционирование такого объекта поблизости непоправимый вред окружающей среде и здоровью человека. Только после всех этапов проверок и согласований начинается строительство объекта при постоянном контроле экологов. Старые же АЗС обновляются, происходит замена устаревшего оборудования на новое более технологичное и безопасное, производится косметический ремонт здания операторной и его функциональное расширение. Теперь здание операторной осуществляет не только отпуск топлива, но и продажу автохимии, продуктовых товаров, напитков, фаст-фуда. В тоже время предъявляются всё большие требования не только к зданиям и сооружения АЗС, но и к сотрудникам, постоянно повышается их квалификация. В результате, из небольшого числа пожаров и возгораний все-таки случающихся, основная часть происходит из-за различных нарушений пожарной безопасности и правил эксплуатации, и зачастую со стороны клиентов, а не сотрудников АЗС. Автозаправочные станции в России представляют значительную опасность из-за их устаревшего технологического оснащения и оборудования, не соответствующего современным стандартам, что может привести к разгерметизации. Большинство пожаров на автозаправочных станциях в России происходят из-за незначительных утечек, разливов, нарушений пожарной безопасности во время заправки, загрязнения нефтью мест расположения АЗС и других факторов, не связанных с авариями или повреждением оборудования. Разгерметизация оборудования может быть вызвана коррозионным износом или циклическими нагрузками, возникающими в результате механического воздействия. Взрывы и пожары могут произойти только при одновременном наличии высококонцентрированных взрывчатых веществ и источника воспламенения [5]. Источниками воспламенения на заправочных станциях являются тепловые проявления электрической энергии, разряды атмосферного электричества, сильно нагретые элементы двигателя и выхлопной системы автомобиля, тепловые проявления механической энергии при трении, удары искрообразующих материалов и открытый огонь из-за нарушений правил пожарной безопасности и противопожарных ремонтных работ. Система стандартов безопасности труда играет решающую роль в обеспечении безопасности технологического оборудования. Системные стандарты в сочетании с другими межотраслевыми 76 нормами и техническими документами служат руководящими принципами для оценки уровня безопасности технических установок и общей безопасности автозаправочных станций. Повышение технической