Файл: Были проанализированы особенности местности вблизи семнадцати заправочных станций, расположенных на территории г. Ижевска, на которых используются такие виды топлива как пропан, метан или бензин.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
грамотности и дисциплины обслуживающего персонала, усиление контроля со стороны государственных надзорных органов и технических служб предприятий по поставке нефтепродуктов – все это способствует повышению безопасности АЗС [6]. Заправочные станции оказывают значительное воздействие на окружающую среду, особенно из-за возможности разливов нефти. При разливе нефтепродуктов они могут загрязнять почву, приводя к некрозу и повреждению живых организмов, а также загрязняя источники пресной воды, расположенные под землей. Кроме того, разлитые нефтепродукты могут попасть в близлежащие источники воды, что приведет к загрязнению и нанесению вреда живым организмам. Когда эти продукты испаряются в окружающую среду, их пары могут вызвать загрязнение воздуха, оказывая вредное воздействие как на людей, так и на озоновый слой земли [7]. Пожары также являются серьезной проблемой на автозаправочных станциях и могут возникать при различных обстоятельствах, например, при загрузке подземных резервуаров в резервуары для хранения нефтепродуктов, при заполнении топливных баков транспортных средств или в случае неконтролируемых утечек. При сжигании топлива и автохимии в воздух выбрасываются токсичные и вредные продукты сгорания, что приводит к серьезному ущербу окружающей среде и потенциальному вреду для здоровья человека [8]. Чтобы смягчить воздействие автозаправочных станций на окружающую среду, важно принимать меры, способствующие безопасному обращению с нефтепродуктами. Это может включать регулярное техническое обслуживание и модернизацию оборудования, а также принятие строгих стандартов и руководств по безопасности [9]. Поступая таким образом, можно свести к минимуму риски, связанные с заправочными станциями, и способствовать более безопасному и устойчивому будущему для всех. В заключение следует отметить, что автозаправочные станции представляют значительную пожароопасность из-за присутствия легковоспламеняющихся жидкостей и газов. Последствия пожара на заправочной станции могут быть катастрофическими, приводя к человеческим жертвам, материальному ущербу и загрязнению окружающей среды. Таким образом, крайне важно внедрить эффективные меры противопожарной защиты для предотвращения и снижения риска пожаров на автозаправочных станциях. Список использованных источников. 1. Аксенов С.Г., Губайдуллина И.Н., Домрачева Д.Е. Современные проблемы пожарной безопасности на региональном уровне // Грузовик. 2022. № 11. С. 35-37. 2. Губайдуллина И.Н. Содержание энергетической безопасности и ее место в системе экономической безопасности государства // Социально-экономические явления и процессы. 2018. Т. 13. № 103. С. 188-192. 3. Курочкина А.С., Аксенов С.Г., Губайдуллина И.Н. Анализ и оценка последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами на промышленных предприятиях // Грузовик. 2022. № 9. С. 41-43 77 4. Синагатуллин Ф.К., Аксенов С.Г. К вопросу обеспечения первичных мер пожарной безопасности в муниципальных образованиях // сб.: Проблемы обеспечения безопасности (Безопасность 2020) // матер. II междун. науч.-практ. конф. 2020. С. 242-244. 5. Харисова З.И., Аксенов С.Г., Хабибрахманов Э.И., Рафикова А.И., Рафиков А.И. О применении технических средств при расследовании пожаров // Закон и право. 2022. № 8. С. 221-225. 6. Харисова З.И., Дорошенко Д.И. Взаимодействие информационных потоков с наукой, бизнесом и технологиями как основной фактор анагенеза // Социальные технологии работы с молодежью в условиях становления цифрового общества // IV Междун. науч.-практ. конф. Уфа, 2019. С. 305-308. 7. Семёнов С.И., Аксенов С.Г. Анализ обеспечения пожарной безопасности на объектах нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности // Студенческий форум.- 2021,№ 33 (169). - С. 51-54. 8. Харисова З.И., Аксенов С.Г., Сулейманова А.И. Об особенностях применения современных технических возможностей при расследовании пожаров // Государственная служба и кадры. 2022. № 2. С. 231-234. ON FIRE SAFETY AT GAS STATIONS AT THE GAS-FILLING STATIONS A.S. Ishmeeva, V.A. Slesarev Ufa University of Science and Technology, Г. Ufa, Russia This article is devoted to the problem of fire danger at the objects of filling stations. In the article the questions of fire protection at filling stations are considered. A filling station is a complicated object consisting of different buildings and constructions designed for reception, storage and discharge of liquid motor fuels such as petrol and diesel fuel. Keywords: transport system, emergency situation, depressurization, fire protection measures, ecology, fire safety, fire hazard, fire, responsible, measures, damage. УДК 004.942
ПРОГРАММНАЯ МОДЕЛЬ МНОГОКРИТЕРИАЛЬНОЙ АЛЬТЕРНАТИВГоловастая Елена Юрьевна, студент группы Б-ЗКЗ-З-20-7, ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень; Юрина Татьяна Александровна, кандидат биологических наук, доцент кафедры «Землеустройства и кадастры», ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень Особенности применения сравнительного подхода при оценке автозаправочных станций Ключевые слова: оценка, стоимость, объект оценки, автозаправочные станции, доходный подход, аналоги, корректировки Актуальность работы. Оценка стоимости АЗС - процесс достаточно востребованный и распространенный. В связи с этим, оценка рыночной стоимости АЗС актуальна в общей системе рыночных стоимостей и достаточно проблематична в связи со спецификой данного вида имущества [1]. С развитием рыночной экономики в России появилась возможность вложить свои средства в бизнес, купить и продать его. Оценка стоимости необходима при акционировании, развитии предприятия, реорганизации, использовании ипотечного кредитования и т.п. К тому же, повышение стоимости предприятия - один из показателей роста доходов его собственников и, в связи с этим, определение стоимости бизнеса можно использовать для оценки эффективности управления предприятием, этим обусловлена актуальность темы научного исследования [10]. В процессе оценки бизнеса выявляются подходы к управлению предприятием и определяют, какой из них обеспечит предприятию максимальную эффективность, и более высокую рыночную цену [4-6]. Целью исследования является выявление особенностей применения сравнительного подхода при определении рыночной стоимости автозаправочной станции. Объектом исследований является автозаправочная станция №3, расположенная по адресу: Тюменский район, д. Щербак, 48-ой км Тобольского тракта. Результаты исследования. В связи с тем, что АЗС являясь специфическим объектом недвижимости, имеет ряд основных характеристик, которые оказывают существенное влияние на рыночную стоимость, к которым можно отнести: местоположение, наличие сопутствующих услуг, объем реализуемых нефтепродуктов, особенности АЗС (количество и объем емкостей, количество пистолетов), наличие сильных конкурентов и т.д. [11]. Сравнительный подход основывается на сравнении имеющихся аналогов. Учитываются такие параметры, как емкость ГСМ, вид топлива, тип ТРК, месторасположение (регион), а также влияние нематериальных активов. Данный подход используется при развитом рынке оцениваемого имущества [9, 17]. Одним из главных недостатков применения данного подхода является сложность получения информации по финансовому состоянию объектов и достаточного числа аналогов. К тому же, сравнительный подход направлен на использование информации об уже осуществленных сделках, тогда как бизнес ориентирован преимущественно на будущее [12]. Сравнительный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта, основанная на сравнении объекта оценки с объектами - аналогами объекта, в отношении которых имеется информация о ценах [2, 8]. Объектом - аналогом для целей оценки признается объект, сходный с объектом оценки по экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость. Сравнительный подход применяется, когда существует 68 достоверная и доступная для анализа информация о ценах и характеристиках объектованалогов [15]. Используя при оценке сравнительный подход, необходимо: выбрать единицы сравнения и провести сравнительный анализ объекта оценки и каждого объекта-аналога по всем элементам сравнения; скорректировать значения единицы сравнения для объектов-аналогов по каждому элементу сравнения в зависимости от соотношения характеристик объекта оценки и объекта-аналога по данному элементу сравнения [7, 13]. Подход определяет рыночную стоимость на основании анализа недавних продаж объектов недвижимого имущества, которые схожи с оцениваемым объектом по физическим характеристикам, использованию и доходу. Данный подход к оценке предполагает, что рынок для оцениваемого объекта установлен тем же образом, что и для сопоставимых объектов [16]. Сравнительный подход основан на определении рыночной цены, адекватно отражающей «ценность» единицы имущества в ее текущем состоянии. Основной принцип подхода - сопоставление, которое проводится: с точным аналогом, продающимся как на первичном, так и на вторичном рынке; с приблизительным аналогом, продающимся на вторичном рынке, с внесением корректирующих поправок при отсутствии точного аналога [3]. Источником информации являются каталоги, прейскуранты, специализированные издания, а также другие источники [14]. Проведем оценку административного здания АЗС №3 с использованием сравнительного подхода. Анализ имеющихся источников дал информацию о недавних продажах объектованалогов административному зданию, которая приведена в таблице 1. Таблица 1 Характеристика объектов-аналогов административного здания АЗС №3 Наименование Местоположение Дата продажи Цена за 1 м2 , руб. S, м2 Примечание 1.Административное здание АЗС ООО «МК-7» г. Тюмень, Тобольский тракт, 19 км, с.1 Март 2022 110 000 34 Кирпичное здание, износ - 55% 2.Административное здание АЗС ООО «КОНДО» г. Тюмень, Тобольский тракт, 24км, с.1 Декабрь 2022 114000 34 Кирпичное здание, износ - 35% 3.Административное здание АЗС Н-1 г. Тюмень, ул. Амурская, № 181 Май 2022 116500 36 Кирпичное здание, износ - 20% В качестве параметров корректировки выберем следующие: группа капитальности здания, наличие тепло- и энергоснабжения, наличие охранной и противопожарной сигнализации, качество внутренней отделки, дата продажи, техническое состояние (степень износа). Таблица 2 Оценка стоимости 1 м2 площади административного здания с использованием корректировок Параметры корректировки АЗС №3 Аналог 1 - АЗС ООО «МК-7» Аналог 2 - АЗС ООО «КОНДОР» Аналог 3 - АЗС Н-1 Цена продажи за 1 м2 , руб. - 110000 114000 116500 1. Группа капитальности II II II II 69 Корректировка 1,0 1,0 1,0 1,0 Скорректированная цена, руб. - 110000 114000 116500 2. Наличие тепло- и энергоснабжения Общие сети Общие сети Общие сети Общие сети Корректировка 1,0 1,0 1,0 1,0 Скорректированная цена, руб. - 110000 114000 116500 3. Наличие охранной и противопожарной сигнализации - Есть Есть Есть Корректировка 1,0 1,0 1,0 1,0 Скорректированная цена, руб. - 110000 114000 116500 4. Качество внутренней отделки Простая Простая Простая Простая Корректировка 1,0 1,0 1,0 1,0 Скорректированная цена, руб. - 110000 114000 116500 5. Степень износа, % 40 30 35 43 Корректировка 0,98 0,95 0,95 1,0 Скорректированная цена, руб. - 104500 108300 116500 Средняя стоимость 1 м2 площади объекта, руб. 109 766.67 - - - На основании расчетов в таблице получили стоимость одного квадратного метра площади административного здания АЗС №3, рассчитанного сравнительным подходом. Умножая данную величину на площадь здания (35 м2 ), получаем стоимость здания 3 841 833,45 рублей. Для оценки асфальтобетонного покрытия сравнительным подходом используем те же аналоги. Таблица 3 Оценка стоимости 1 м2 площади асфальтобетонного покрытия с использованием корректировок Параметры корректировки АЗС №3 Аналог 1 - АЗС ООО «МК-7» Аналог 2 - АЗС ООО «КОНДОР» Аналог 3 - АЗС Н-1 Цена продажи за 1 м2 , руб. - 165 170 167 1. Качество материала покрытия хорошее хорошее хорошее отличное Корректировка 1,0 1,0 1,0 0,98 Скорректированная цена, руб. - 165 170 163,66 2. Качество укладки (поверхности) покрытия хорошее хорошее хорошее отличное Корректировка 1,0 1,0 1,0 0,98 Скорректированная цена, руб. - 165 170 160,39 3. Степень износа, % 30 35 35 45 Корректировка 1,0 1,03 1,03 1,07 Скорректированная цена, руб. - 169,95 175,1 171,62 Средняя стоимость 1 м2 площади объекта, руб. 258,335 - - - В результате этого была получена стоимость одного квадратного метра асфальтобетонного покрытия АЗС №3, рассчитанного сравнительным подходом. Умножая 70 данную величину на площадь покрытия (4 939 м2 ),
получаем стоимость покрытия, равной 1 275 916,56 рублей. Для оценки сооружений резервуаров и ТРК используем данные прейскурантов предприятий-изготовителей и торговых предприятий, предлагающих оборудование для автозаправочных станций (таблица 5). Сооружения резервуаров, предлагаемые ОАО «Восток-оборудование», ЗАО «АЗСоборудование», ООО «Восток Снаб», по технологическим признакам и параметрам являются полностью идентичными сооружениям резервуаров, находящимся на АЗС №3. Они являются двустенными, как и резервуары оцениваемой АЗС, объемом 50 м3 , укомплектованы теми же технологическими элементами. Поэтому для получения оценочной стоимости сооружения резервуара АЗС №3 необходимо внести только поправки на износ оборудования. Таблица 5 Поправки на износ оборудования Параметры корректировки АЗС №3 ОАО «Востокоборудование» ЗАО «АЗСоборудование» ООО «Восток Снаб» Цена продажи, руб. - 160000 158300 166900 Степень износа, % 23 - - - Корректировка - 0,80 0,80 0,77 Скорректированная цена, руб. - 128000 126640 128513 Средняя стоимость, руб. 127 717,67 - - - Таким образом, стоимость одного сооружения резервуара 127 717,67 рублей. Стоимость работ по установке одного резервуара в Тюмени составляет в среднем 22 000 рублей. С учетом установки сооружений резервуаров и их количества, стоимость сооружений резервуаров на АЗС №3 составит (127 717,67* 6) + (22000*6) =766 306+132 000=898 306 руб. Таблица 6 Оценка стоимости топливораздаточных колонок Параметры корректировки АЗС №3 Топаз Нара Fas Цена продажи, руб. - 34800 35900 38400 1.Количество раздаточных пистолетов 1 1 1 1 Корректировка 1,0 1,0 1,0 1,0 Скорректированная цена, руб. - 34800 35900 38400 2. Счетное устройство Двухстороннее Корректировка 1,0 1,0 1,0 1,03 Скорректированная цена, руб. - 34800 35900 39552 3. Мощность двигателя, кВт 0,55 0,55 0,55 0,55 Корректировка 1,0 1,0 1,0 1,0 Скорректированная цена, руб. - 34800 35900 39552 4.Масса, кг 90 90 90 90 Корректировка 0,75 0,75 0,75 0,75 Скорректированная цена, руб. - 26100 26925 29664 5. Степень износа, % 65 0 0 0 Корректировка 1,0 0,35 0,35 0,35 Скорректированная цена, руб. - 9135 9423,75 10382,4 Средняя стоимость, руб. 9647,05 - - - 71 Стоимость топливораздаточной колонки АЗС №3 с учетом износа составляет 9 647,05 руб. На АЗС - 6 ТРК, следовательно, общая сумма их стоимости на 12.12.2022 г. составляет 57882,3 рублей. Стоимость остального оборудования АЗС №3 оценим путем сравнивания с объектоманалогом, подобранным для каждого вида оборудования, имеющего идентичные технические параметры, конструктивные элементы и корректировки. Таблица 7 Оценка стоимости оборудования здания Наименование оборудования Стоимость объектааналога, руб. Коэффициент производительности (соотношение мощности объекта оценки и аналога) Стоимость оцениваемого объекта, руб. Кассовый аппарат Меркурий-115ф 12 300 0,96 11808 Блок бесперебойного питания для ПК и сервера 27 500 1,00 27 500 Аппарат громкоговорящей связи 4 552 0,98 4 460,96 Пульт «Топас-103 М1» 31 500 1,10 34 650 Телефонный аппарат 8 100 1,0 8 100 Контролер ТРК КУБ-4 11 650 1,00 11 650 Итого - - 98 168,96 Стоимость остального оборудования АЗС, рассчитанного на основе сравнительного подхода, составляет 98 168,96 рублей. В таблице 8 приведены итоговые данные по оценке стоимости основных средств АЗС №3 с использованием сравнительного подхода. Таблица 8 Сводная таблица оценки основных средств АЗС №3 Наименование имущества Оценочная стоимость на 01.03.2023, руб. Административное здание 3 841 833,45 Площадка с асфальтобетонным покрытием 1 275 916,56 Сооружения резервуаров 898 306 Оборудование, в т.ч.: ТРК - 57882,3 руб.; оборудование здания - 98168,96 руб. 156 051,26 Итого 6 172 107,27 Стоимость основных средств АЗС №3 на 01.03.2023 г., рассчитанная с применением сравнительного подхода, составляет 6 172 107,27 рублей. Заключение. Таким образом, оценка рыночной стоимости АЗС имеет ряд специфических особенностей и требует определенных знаний в сфере эксплуатации и управления такого объекта недвижимости, технического оснащения, реализации топлива и прочих тонкостей топливного бизнеса. Процесс оценки каждой АЗС весьма индивидуален, поэтому необходимо детально изучить характеристику местоположения, комплекс услуг, популярность станции, количество заправочных аппаратов, известность бренда и много других вопросов для того, чтобы правильно рассчитать рыночную стоимость АЗС. Анализируя данные, полученные в результате проведенной оценки АЗС №3, можно сделать вывод, что сравнительный подход является наиболее точным при определении стоимости предприятия на дату оценки, так как он исходит из существующей ситуации, сложившейся на рынке. 72 Список литературы 1. Баринова, Н.П. Сравнительный подход к оценке недвижимости. Современный взгляд / Н.П. Баринов. - Текст: непосредственный // Вопросы оценки. - 2019. - № 1 (95). - С. 2-16. 2. Беспалов, А.В. Сравнительный анализ кадастровых и рыночных стоимостей земель под индивидуальное жилищное строительство в городе Тюмени / А.В. Беспалов, Е.П. Евтушкова. - Текст: непосредственный // В сборнике: Актуальные вопросы науки и хозяйства: новые вызовы и решения. Сборник материалов LIII Международной студенческой научнопрактической конференции. - 2019. - С. 326-330. 3. Волкова, И.Ю. Анализ факторов, влияющих на устойчивое формирование территорий муниципальных районов Тюменской области / И.Ю. Волкова, Т.В. Симакова. - Текст: непосредственный // В сборнике: Актуальные вопросы науки и хозяйства: новые вызовы и решения. Сборник материалов LIV Студенческой научно-практической конференции, посвящённой 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. - 2020. - С. 251-256. 4. Вохмянина, О.Е. Формирование рейтинга ценообразующих факторов жилой недвижимости города Тюмени / О.Е. Вохмянина, А.А. Матвеева. - Текст: непосредственный // В сборнике: Актуальные вопросы науки и хозяйства: новые вызовы и решения. Сборник материалов LIII Международной студенческой научно-практической конференции. - 2019. - С. 354-360. 5. Гордеева Е.Н. Анализ определения площади земельного участка аналитическим способом (на примере г. Тюмень) / Е.Н. Гордеева, Е.Ю. Конушина - Текст: непосредственный // В сборнике: Успехи молодежной науки в агропромышленном комплексе. Сборник трудов LVII Студенческой научно-практической конференции. - Тюмень, 2022. - С. 51-61. 6. Евтушкова, Е.П. Определение рыночной стоимости земельного участка с правом ограниченного пользования (на материалах Чаяндинского НГКМ Ленского района республики Саха (Якутия)) / Е.П. Евтушкова, О.Б. Мезенина. - Текст: непосредственный // Московский экономический журнал. - 2021. - № 8. 7. Литвиненко, Н.В. Особенности территориально-пространственного развития сельского населенного пункта (на материалах пос. Московский Тюменского района) / Н.В. Литвиненко, А.С. Тельманов. - Текст: непосредственный // International Agricultural Journal. - 2021. - Т. 64. - № 6. 8. Матвеева, А.А. Оценочная деятельность в отношении машино-места как объекта недвижимого имущества (на материалах города Тюмени) / А.А. Матвеева, М.А. Подковырова. - Текст: непосредственный // Московский экономический журнал. - 2020. - № 11. - С. 6. 9. Мудрая, Е.В. Особенности определения рыночной стоимости земельноимущественного комплекса промышленного назначения / Е.В. Мудрая, А.А. Матвеева. - Текст: непосредственный // В сборнике: Достижения молодежной науки для агропромышленного комплекса. Сборник материалов LVI научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - 2022. - С. 638-647. 10. Околелова, Э.Ю. Совершенствование методов определения рыночной стоимости объектов недвижимости / Э.Ю. Околелова, Е.С. Воронова, А.А. Бобылева. - Текст: непосредственный // Экономика в инвестиционно-строительном комплексе и ЖКХ. - 2019. - № 1 (16). - С. 32-36. 11. Рыбина Я.В. К вопросу определения рыночной стоимости объектов ИЖС с применением сравнительного подхода / Я.В. Рыбина - Текст: непосредственный // В сборнике: Успехи молодежной науки в агропромышленном комплексе. Сборник трудов LVII Студенческой научно-практической конференции. - Тюмень, 2022. - С. 552-565. 12. Симаков, А.В. ГИС-технологии в землеустройстве и кадастре: учебное пособие / А.В. Симаков, Т.В. Симакова, Е.П. Евтушкова, С.С. Рацен [и др.]. - Тюмень: ГАУ Северного Зауралья, 2022. – 254 с. – Текст: непосредственный. 13. Солошенко, А.И. Порядок определения кадастровой стоимости / А.И. Солошенко, Е.П. Евтушкова. - Текст: непосредственный // В сборнике: Достижения молодежной науки для 73 агропромышленного комплекса. Сборник материалов LVI научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - 2022. - С. 760-768. 14. Ткаченко, Н.С. Порядок определения ценностей объекта культурного наследия / Н.С. Ткаченко, С.С. Рацен. - Текст: непосредственный // В сборнике: Сборник трудов LVI Студенческой научно-практической конференции «Успехи молодежной науки в агропромышленном комплексе». - 2021. - С. 652-657. 15. Шелудков, Ю.Н. Экологический аспект устойчивого развития территории (на примере г. Сургута) / Ю.Н. Шелудков, Т.А. Юрина. - Текст: непосредственный // В сборнике: Актуальные вопросы науки и хозяйства: новые вызовы и решения. Сборник материалов LV Студенческой научно-практической конференции. - 2021. - С. 513-518. 16. Юрина Т.А. Анализ состояния рынка жилой недвижимости (на материалах города Тюмени) / Т.А. Юрина - Текст: непосредственный // Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 7 (144). - С. 1302-1308. 17. Юрлова, А.А. Управление рынком жилой недвижимости Успенского МО Тюменского района / А.А. Юрлова, А.О. Коренцова. - Текст: непосредственный // Мир Инноваций. - 2021. - № 4. - С. 69-73. Аннотация В статье определена экономическая сущность и рассмотрены особенности АЗС как объекта оценки; выявлены достоинства и приведены недостатки подходов к оценке АЗС; раскрыты сущность и основные особенности расчета стоимости АЗС сравнительным подходом. Основное преимущество использования данного подхода состоит в том, что он основан на реальных рыночных данных, отражающих сложившееся соотношение спроса и предложения, а также в том, что он учитывает множество различных особенностей объекта оценки, в том числе их доходность. Контактная информация: Головастая Елена Юрьевна, студент,
ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья, e-mail: golovastaya.ey@edu.gausz.ru Юрина Татьяна Александровна, доцент, ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья, e-mail: yurina.ta@gausz.ruАктуальные проблемы экологии и природопользования Морские технологии: проблемы и решения - 2023 375 УДК 574.2 Гринёв В.Ф., д-р техн. наук, доцент, профессор кафедры экологии моря Турьянова А.Г., магистрант направления подготовки 05.04.06 Экология и природопользование ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет» АЗС, АВТОМОБИЛЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА Аннотация. Показана негативная роль всё увеличивающегося количества автотранспортных единиц на магистральных улицах крупных городов Крыма, как основных подвижных источников загрязнения воздушного пространства и морского побережья Крыма. Проанализировано воздействие на окружающую среду (ОС) химических токсичных соединений, содержащихся в выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и в испарениях топлив, выделяющихся из резервуаров автомобильных заправочных станций (АЗС). Обосновано вредное воздействие химических соединений, выбрасываемых в ОС и атмосферу городов, на дыхательную и сердечно – сосудистую системы человеческого организма. Сделан вывод о пределах сжигаемых объёмов кислорода и необходимости регулирования количества автомобилей, движущихся по городским дорогам. Ключевые слова: автомобиль, топливо, выхлопные газы, воздух, загрязнение почв. Интенсивный рост количества автотранспортных единиц на Крымском мосту, в Керчи и на федеральной трассе за последние 3 – 5 лет привёл к повышению выбросов выхлопных газов и в Керченском проливе, и в самом городе. По данным Росрыболовства, в 2021 г. рыбаки Азово – Черноморского бассейна добыли 68,4 тысяч тонн рыбы, что на 7,3% меньше, чем общий вылов в 2020 г. В 2023 г. ограничивается любительская рыбалка в Азово – Черноморском бассейне. Из-за смывов дождевых вод нельзя исключать воздействие выбросов ДВС в Керченском проливе на кормовую базу рыб. В Керчи можно насчитать десяток протяжённых магистральных улиц, на которых не только в часы пик создаются автомобильные заторы. В столичном Симферополе, да и в Севастополе, таких улиц (проспектов) в десятки раз больше. В прибрежных городах воздух хорошо вентилируется и постоянно обогащается кислородом. В Симферополе, на низинных территориях образуются застойные зоны автомобильных выбросов. При этом сжигаются в ДВС значительные объёмы воздуха, и ощущается недостаток кислорода для нормального дыхания. По данным [1] пресслужбы Крымского линейного управления МВД РФ через Крымский мост проезжает в среднем 2,6 млн автомобилей за год. Из Актуальные проблемы экологии и природопользования Морские технологии: проблемы и решения - 2023 376 этого количества, например, на 01.09.2021 г. через мост проехало 210 000 грузовых автомобилей и 19 000 автобусов, большая часть которых оснащены дизельными двигателями. Для сжигания 1 кг топлива расходуется 12,45 м3 воздуха, при этом ДВС выделят в атмосферу 11,7 м3 сухих дымовых газов, в объёме которых содержится 13,7% объёмных процентов углекислого газа. Помимо загрязнений, вносимых в городской воздух ДВС, следует учитывать и испарения топлива с площадок как городских АЗС и тех, которые установлены по всей Крымской федеральной трассе. Содержание опасных токсических веществ, выделяющихся на производственных площадках АЗС, при хранении и заправке автомобилей топливом представлено в табл.1[2]. Таблица 1 – Наличие химических веществ в парах автомобильных топлив, в % Химические элементы Бензин, % Дизельное топливо, % 02 (оксид азота) 0,3 – 0,8 2,0 - 18 H2O (пары) 3,0 – 5,5 0,5 – 4,0 СО2 0,0 – 16 1,0 – 10 СО 0,1 – 5,0 0,01 – 0,5 Углеводороды 0,2 – 3,0 0,09 – 0,5 Альдегиды 0,0 – 0,2 0,001 – 0,009 Сажа 0,0 – 0,04 0,01 – 1,10 Бензопирен 10 – 20×10-6 10×10-6 В парах бензина и дизтоплива содержание токсичного бензопирена невелико – 15*10-6 объёмных процентов в м3 , однако, он является канцерогеном, причём содержится в выхлопных газах не только автомобильных двигателей, но и самолётных и ракетных. Бензин и керосин используются не только при заправке емкостей на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) и на АЗС, но и при покраске больших поверхностей и смывании краски с кистей рук. Иногда переливают бензин, создавая всасыванием разряжённую атмосферу в гибкой трубке. Для наглядности опасного обращения человека с топливом, авторы [3] приводят схему испаряемых потерь автомобильных топлив (рис.1). Рисунок 1 – Потери нефтепродуктов от испарения Испарения называют «дыханием топливных ёмкостей». Это процесс вытеснения паров нефтепродуктов из газового пространства резервуаров при их заполнении топливом или поступления воздуха извне за счёт разрежения в Актуальные проблемы экологии и природопользования Морские технологии: проблемы и решения - 2023 377 газовом пространстве резервуара. Различают «большое и малое дыхание». «Большим дыханием» считается испарение при заполнении или опорожнении топливных резервуаров на АЗС и нефтебазах. «Малым дыханием» считаются испарения, происходящие в результате суточных колебаний температуры стенок заполненных топливом резервуаров, когда происходит увеличение/уменьшение объёма жидкости за счёт его расширения/сжатия. В зависимости от внешних условий размещения (надземного или подземного) топливных ёмкостей и от коэффициента объёмного расширения/сжатия топлива резервуары будут «выдыхать» в окружающее пространство определённое количество паров. На территории площадки АЗС топливные баки автомобилей при их заправке «дышат» подобным образом, при вытеснении остаточных паров топлива вливающейся жидкостью. За многие годы исследований экологи обнаружили в выхлопных автомобильных газах около 280 вредных токсичных веществ [3]. Неслучайно, медицинскими исследованиями установлено, что в мегаполисах и крупных городах определённая категория населения, в первую очередь, - профессиональные водители и автолюбители со стажем, часто попадающие в пробки, а также люди, проживающие в городских центрах, получают специфические заболевания. Эти заболевания начинаются с болезней дыхательной системы: астма, бронхит, аллергия. В дальнейшем начинаются болезни сердечно – сосудистой системы (одышка, головокружение, тромбозы и инфаркты), испытывающей кислородное голодание в системе кровообращения из – за повышенного содержания в воздухе угарного газа CO. Нарушается и нервная система человека из – за недомогания, повышенной раздражительности и плохого сна. Страдает иммунная система, через нарушение обмена веществ, поступающих в организм в результате клеточного дыхания и питания. Становясь автолюбителем, человек начинает порой больше уделять внимание «здоровью» ДВС, чем своему здоровью. Одна из основных забот водителя заключена в регулировке поступающей в цилиндры ДВС смеси топлива и воздуха. Водители стремятся получить «идеальное» соотношение топлива/воздуха. Например, для бензина/дизеля такое соотношение составляет 1:14,7. То есть, для сжигания 1 л топлива требуется почти 15 л воздуха. Если через центр города за день проехало 100 автомобилей, то на сожжение 100 л топлива будет уходить 1500 л воздуха. Большое количество ДВС в одном районе сжигает много кислорода. Следует обратить внимание и на то, как влияет моторное масло на сгорание топлива. В цилиндрах ДВС температура может превышать 20000С, и смазка со стенок цилиндров быстро испаряется и участвует в горении топлива. По мере износа трущейся пары,
ПРОГРАММНАЯ МОДЕЛЬ МНОГОКРИТЕРИАЛЬНОЙ АЛЬТЕРНАТИВГоловастая Елена Юрьевна, студент группы Б-ЗКЗ-З-20-7, ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень; Юрина Татьяна Александровна, кандидат биологических наук, доцент кафедры «Землеустройства и кадастры», ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень Особенности применения сравнительного подхода при оценке автозаправочных станций Ключевые слова: оценка, стоимость, объект оценки, автозаправочные станции, доходный подход, аналоги, корректировки Актуальность работы. Оценка стоимости АЗС - процесс достаточно востребованный и распространенный. В связи с этим, оценка рыночной стоимости АЗС актуальна в общей системе рыночных стоимостей и достаточно проблематична в связи со спецификой данного вида имущества [1]. С развитием рыночной экономики в России появилась возможность вложить свои средства в бизнес, купить и продать его. Оценка стоимости необходима при акционировании, развитии предприятия, реорганизации, использовании ипотечного кредитования и т.п. К тому же, повышение стоимости предприятия - один из показателей роста доходов его собственников и, в связи с этим, определение стоимости бизнеса можно использовать для оценки эффективности управления предприятием, этим обусловлена актуальность темы научного исследования [10]. В процессе оценки бизнеса выявляются подходы к управлению предприятием и определяют, какой из них обеспечит предприятию максимальную эффективность, и более высокую рыночную цену [4-6]. Целью исследования является выявление особенностей применения сравнительного подхода при определении рыночной стоимости автозаправочной станции. Объектом исследований является автозаправочная станция №3, расположенная по адресу: Тюменский район, д. Щербак, 48-ой км Тобольского тракта. Результаты исследования. В связи с тем, что АЗС являясь специфическим объектом недвижимости, имеет ряд основных характеристик, которые оказывают существенное влияние на рыночную стоимость, к которым можно отнести: местоположение, наличие сопутствующих услуг, объем реализуемых нефтепродуктов, особенности АЗС (количество и объем емкостей, количество пистолетов), наличие сильных конкурентов и т.д. [11]. Сравнительный подход основывается на сравнении имеющихся аналогов. Учитываются такие параметры, как емкость ГСМ, вид топлива, тип ТРК, месторасположение (регион), а также влияние нематериальных активов. Данный подход используется при развитом рынке оцениваемого имущества [9, 17]. Одним из главных недостатков применения данного подхода является сложность получения информации по финансовому состоянию объектов и достаточного числа аналогов. К тому же, сравнительный подход направлен на использование информации об уже осуществленных сделках, тогда как бизнес ориентирован преимущественно на будущее [12]. Сравнительный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта, основанная на сравнении объекта оценки с объектами - аналогами объекта, в отношении которых имеется информация о ценах [2, 8]. Объектом - аналогом для целей оценки признается объект, сходный с объектом оценки по экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость. Сравнительный подход применяется, когда существует 68 достоверная и доступная для анализа информация о ценах и характеристиках объектованалогов [15]. Используя при оценке сравнительный подход, необходимо: выбрать единицы сравнения и провести сравнительный анализ объекта оценки и каждого объекта-аналога по всем элементам сравнения; скорректировать значения единицы сравнения для объектов-аналогов по каждому элементу сравнения в зависимости от соотношения характеристик объекта оценки и объекта-аналога по данному элементу сравнения [7, 13]. Подход определяет рыночную стоимость на основании анализа недавних продаж объектов недвижимого имущества, которые схожи с оцениваемым объектом по физическим характеристикам, использованию и доходу. Данный подход к оценке предполагает, что рынок для оцениваемого объекта установлен тем же образом, что и для сопоставимых объектов [16]. Сравнительный подход основан на определении рыночной цены, адекватно отражающей «ценность» единицы имущества в ее текущем состоянии. Основной принцип подхода - сопоставление, которое проводится: с точным аналогом, продающимся как на первичном, так и на вторичном рынке; с приблизительным аналогом, продающимся на вторичном рынке, с внесением корректирующих поправок при отсутствии точного аналога [3]. Источником информации являются каталоги, прейскуранты, специализированные издания, а также другие источники [14]. Проведем оценку административного здания АЗС №3 с использованием сравнительного подхода. Анализ имеющихся источников дал информацию о недавних продажах объектованалогов административному зданию, которая приведена в таблице 1. Таблица 1 Характеристика объектов-аналогов административного здания АЗС №3 Наименование Местоположение Дата продажи Цена за 1 м2 , руб. S, м2 Примечание 1.Административное здание АЗС ООО «МК-7» г. Тюмень, Тобольский тракт, 19 км, с.1 Март 2022 110 000 34 Кирпичное здание, износ - 55% 2.Административное здание АЗС ООО «КОНДО» г. Тюмень, Тобольский тракт, 24км, с.1 Декабрь 2022 114000 34 Кирпичное здание, износ - 35% 3.Административное здание АЗС Н-1 г. Тюмень, ул. Амурская, № 181 Май 2022 116500 36 Кирпичное здание, износ - 20% В качестве параметров корректировки выберем следующие: группа капитальности здания, наличие тепло- и энергоснабжения, наличие охранной и противопожарной сигнализации, качество внутренней отделки, дата продажи, техническое состояние (степень износа). Таблица 2 Оценка стоимости 1 м2 площади административного здания с использованием корректировок Параметры корректировки АЗС №3 Аналог 1 - АЗС ООО «МК-7» Аналог 2 - АЗС ООО «КОНДОР» Аналог 3 - АЗС Н-1 Цена продажи за 1 м2 , руб. - 110000 114000 116500 1. Группа капитальности II II II II 69 Корректировка 1,0 1,0 1,0 1,0 Скорректированная цена, руб. - 110000 114000 116500 2. Наличие тепло- и энергоснабжения Общие сети Общие сети Общие сети Общие сети Корректировка 1,0 1,0 1,0 1,0 Скорректированная цена, руб. - 110000 114000 116500 3. Наличие охранной и противопожарной сигнализации - Есть Есть Есть Корректировка 1,0 1,0 1,0 1,0 Скорректированная цена, руб. - 110000 114000 116500 4. Качество внутренней отделки Простая Простая Простая Простая Корректировка 1,0 1,0 1,0 1,0 Скорректированная цена, руб. - 110000 114000 116500 5. Степень износа, % 40 30 35 43 Корректировка 0,98 0,95 0,95 1,0 Скорректированная цена, руб. - 104500 108300 116500 Средняя стоимость 1 м2 площади объекта, руб. 109 766.67 - - - На основании расчетов в таблице получили стоимость одного квадратного метра площади административного здания АЗС №3, рассчитанного сравнительным подходом. Умножая данную величину на площадь здания (35 м2 ), получаем стоимость здания 3 841 833,45 рублей. Для оценки асфальтобетонного покрытия сравнительным подходом используем те же аналоги. Таблица 3 Оценка стоимости 1 м2 площади асфальтобетонного покрытия с использованием корректировок Параметры корректировки АЗС №3 Аналог 1 - АЗС ООО «МК-7» Аналог 2 - АЗС ООО «КОНДОР» Аналог 3 - АЗС Н-1 Цена продажи за 1 м2 , руб. - 165 170 167 1. Качество материала покрытия хорошее хорошее хорошее отличное Корректировка 1,0 1,0 1,0 0,98 Скорректированная цена, руб. - 165 170 163,66 2. Качество укладки (поверхности) покрытия хорошее хорошее хорошее отличное Корректировка 1,0 1,0 1,0 0,98 Скорректированная цена, руб. - 165 170 160,39 3. Степень износа, % 30 35 35 45 Корректировка 1,0 1,03 1,03 1,07 Скорректированная цена, руб. - 169,95 175,1 171,62 Средняя стоимость 1 м2 площади объекта, руб. 258,335 - - - В результате этого была получена стоимость одного квадратного метра асфальтобетонного покрытия АЗС №3, рассчитанного сравнительным подходом. Умножая 70 данную величину на площадь покрытия (4 939 м2 ),
получаем стоимость покрытия, равной 1 275 916,56 рублей. Для оценки сооружений резервуаров и ТРК используем данные прейскурантов предприятий-изготовителей и торговых предприятий, предлагающих оборудование для автозаправочных станций (таблица 5). Сооружения резервуаров, предлагаемые ОАО «Восток-оборудование», ЗАО «АЗСоборудование», ООО «Восток Снаб», по технологическим признакам и параметрам являются полностью идентичными сооружениям резервуаров, находящимся на АЗС №3. Они являются двустенными, как и резервуары оцениваемой АЗС, объемом 50 м3 , укомплектованы теми же технологическими элементами. Поэтому для получения оценочной стоимости сооружения резервуара АЗС №3 необходимо внести только поправки на износ оборудования. Таблица 5 Поправки на износ оборудования Параметры корректировки АЗС №3 ОАО «Востокоборудование» ЗАО «АЗСоборудование» ООО «Восток Снаб» Цена продажи, руб. - 160000 158300 166900 Степень износа, % 23 - - - Корректировка - 0,80 0,80 0,77 Скорректированная цена, руб. - 128000 126640 128513 Средняя стоимость, руб. 127 717,67 - - - Таким образом, стоимость одного сооружения резервуара 127 717,67 рублей. Стоимость работ по установке одного резервуара в Тюмени составляет в среднем 22 000 рублей. С учетом установки сооружений резервуаров и их количества, стоимость сооружений резервуаров на АЗС №3 составит (127 717,67* 6) + (22000*6) =766 306+132 000=898 306 руб. Таблица 6 Оценка стоимости топливораздаточных колонок Параметры корректировки АЗС №3 Топаз Нара Fas Цена продажи, руб. - 34800 35900 38400 1.Количество раздаточных пистолетов 1 1 1 1 Корректировка 1,0 1,0 1,0 1,0 Скорректированная цена, руб. - 34800 35900 38400 2. Счетное устройство Двухстороннее Корректировка 1,0 1,0 1,0 1,03 Скорректированная цена, руб. - 34800 35900 39552 3. Мощность двигателя, кВт 0,55 0,55 0,55 0,55 Корректировка 1,0 1,0 1,0 1,0 Скорректированная цена, руб. - 34800 35900 39552 4.Масса, кг 90 90 90 90 Корректировка 0,75 0,75 0,75 0,75 Скорректированная цена, руб. - 26100 26925 29664 5. Степень износа, % 65 0 0 0 Корректировка 1,0 0,35 0,35 0,35 Скорректированная цена, руб. - 9135 9423,75 10382,4 Средняя стоимость, руб. 9647,05 - - - 71 Стоимость топливораздаточной колонки АЗС №3 с учетом износа составляет 9 647,05 руб. На АЗС - 6 ТРК, следовательно, общая сумма их стоимости на 12.12.2022 г. составляет 57882,3 рублей. Стоимость остального оборудования АЗС №3 оценим путем сравнивания с объектоманалогом, подобранным для каждого вида оборудования, имеющего идентичные технические параметры, конструктивные элементы и корректировки. Таблица 7 Оценка стоимости оборудования здания Наименование оборудования Стоимость объектааналога, руб. Коэффициент производительности (соотношение мощности объекта оценки и аналога) Стоимость оцениваемого объекта, руб. Кассовый аппарат Меркурий-115ф 12 300 0,96 11808 Блок бесперебойного питания для ПК и сервера 27 500 1,00 27 500 Аппарат громкоговорящей связи 4 552 0,98 4 460,96 Пульт «Топас-103 М1» 31 500 1,10 34 650 Телефонный аппарат 8 100 1,0 8 100 Контролер ТРК КУБ-4 11 650 1,00 11 650 Итого - - 98 168,96 Стоимость остального оборудования АЗС, рассчитанного на основе сравнительного подхода, составляет 98 168,96 рублей. В таблице 8 приведены итоговые данные по оценке стоимости основных средств АЗС №3 с использованием сравнительного подхода. Таблица 8 Сводная таблица оценки основных средств АЗС №3 Наименование имущества Оценочная стоимость на 01.03.2023, руб. Административное здание 3 841 833,45 Площадка с асфальтобетонным покрытием 1 275 916,56 Сооружения резервуаров 898 306 Оборудование, в т.ч.: ТРК - 57882,3 руб.; оборудование здания - 98168,96 руб. 156 051,26 Итого 6 172 107,27 Стоимость основных средств АЗС №3 на 01.03.2023 г., рассчитанная с применением сравнительного подхода, составляет 6 172 107,27 рублей. Заключение. Таким образом, оценка рыночной стоимости АЗС имеет ряд специфических особенностей и требует определенных знаний в сфере эксплуатации и управления такого объекта недвижимости, технического оснащения, реализации топлива и прочих тонкостей топливного бизнеса. Процесс оценки каждой АЗС весьма индивидуален, поэтому необходимо детально изучить характеристику местоположения, комплекс услуг, популярность станции, количество заправочных аппаратов, известность бренда и много других вопросов для того, чтобы правильно рассчитать рыночную стоимость АЗС. Анализируя данные, полученные в результате проведенной оценки АЗС №3, можно сделать вывод, что сравнительный подход является наиболее точным при определении стоимости предприятия на дату оценки, так как он исходит из существующей ситуации, сложившейся на рынке. 72 Список литературы 1. Баринова, Н.П. Сравнительный подход к оценке недвижимости. Современный взгляд / Н.П. Баринов. - Текст: непосредственный // Вопросы оценки. - 2019. - № 1 (95). - С. 2-16. 2. Беспалов, А.В. Сравнительный анализ кадастровых и рыночных стоимостей земель под индивидуальное жилищное строительство в городе Тюмени / А.В. Беспалов, Е.П. Евтушкова. - Текст: непосредственный // В сборнике: Актуальные вопросы науки и хозяйства: новые вызовы и решения. Сборник материалов LIII Международной студенческой научнопрактической конференции. - 2019. - С. 326-330. 3. Волкова, И.Ю. Анализ факторов, влияющих на устойчивое формирование территорий муниципальных районов Тюменской области / И.Ю. Волкова, Т.В. Симакова. - Текст: непосредственный // В сборнике: Актуальные вопросы науки и хозяйства: новые вызовы и решения. Сборник материалов LIV Студенческой научно-практической конференции, посвящённой 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. - 2020. - С. 251-256. 4. Вохмянина, О.Е. Формирование рейтинга ценообразующих факторов жилой недвижимости города Тюмени / О.Е. Вохмянина, А.А. Матвеева. - Текст: непосредственный // В сборнике: Актуальные вопросы науки и хозяйства: новые вызовы и решения. Сборник материалов LIII Международной студенческой научно-практической конференции. - 2019. - С. 354-360. 5. Гордеева Е.Н. Анализ определения площади земельного участка аналитическим способом (на примере г. Тюмень) / Е.Н. Гордеева, Е.Ю. Конушина - Текст: непосредственный // В сборнике: Успехи молодежной науки в агропромышленном комплексе. Сборник трудов LVII Студенческой научно-практической конференции. - Тюмень, 2022. - С. 51-61. 6. Евтушкова, Е.П. Определение рыночной стоимости земельного участка с правом ограниченного пользования (на материалах Чаяндинского НГКМ Ленского района республики Саха (Якутия)) / Е.П. Евтушкова, О.Б. Мезенина. - Текст: непосредственный // Московский экономический журнал. - 2021. - № 8. 7. Литвиненко, Н.В. Особенности территориально-пространственного развития сельского населенного пункта (на материалах пос. Московский Тюменского района) / Н.В. Литвиненко, А.С. Тельманов. - Текст: непосредственный // International Agricultural Journal. - 2021. - Т. 64. - № 6. 8. Матвеева, А.А. Оценочная деятельность в отношении машино-места как объекта недвижимого имущества (на материалах города Тюмени) / А.А. Матвеева, М.А. Подковырова. - Текст: непосредственный // Московский экономический журнал. - 2020. - № 11. - С. 6. 9. Мудрая, Е.В. Особенности определения рыночной стоимости земельноимущественного комплекса промышленного назначения / Е.В. Мудрая, А.А. Матвеева. - Текст: непосредственный // В сборнике: Достижения молодежной науки для агропромышленного комплекса. Сборник материалов LVI научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - 2022. - С. 638-647. 10. Околелова, Э.Ю. Совершенствование методов определения рыночной стоимости объектов недвижимости / Э.Ю. Околелова, Е.С. Воронова, А.А. Бобылева. - Текст: непосредственный // Экономика в инвестиционно-строительном комплексе и ЖКХ. - 2019. - № 1 (16). - С. 32-36. 11. Рыбина Я.В. К вопросу определения рыночной стоимости объектов ИЖС с применением сравнительного подхода / Я.В. Рыбина - Текст: непосредственный // В сборнике: Успехи молодежной науки в агропромышленном комплексе. Сборник трудов LVII Студенческой научно-практической конференции. - Тюмень, 2022. - С. 552-565. 12. Симаков, А.В. ГИС-технологии в землеустройстве и кадастре: учебное пособие / А.В. Симаков, Т.В. Симакова, Е.П. Евтушкова, С.С. Рацен [и др.]. - Тюмень: ГАУ Северного Зауралья, 2022. – 254 с. – Текст: непосредственный. 13. Солошенко, А.И. Порядок определения кадастровой стоимости / А.И. Солошенко, Е.П. Евтушкова. - Текст: непосредственный // В сборнике: Достижения молодежной науки для 73 агропромышленного комплекса. Сборник материалов LVI научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - 2022. - С. 760-768. 14. Ткаченко, Н.С. Порядок определения ценностей объекта культурного наследия / Н.С. Ткаченко, С.С. Рацен. - Текст: непосредственный // В сборнике: Сборник трудов LVI Студенческой научно-практической конференции «Успехи молодежной науки в агропромышленном комплексе». - 2021. - С. 652-657. 15. Шелудков, Ю.Н. Экологический аспект устойчивого развития территории (на примере г. Сургута) / Ю.Н. Шелудков, Т.А. Юрина. - Текст: непосредственный // В сборнике: Актуальные вопросы науки и хозяйства: новые вызовы и решения. Сборник материалов LV Студенческой научно-практической конференции. - 2021. - С. 513-518. 16. Юрина Т.А. Анализ состояния рынка жилой недвижимости (на материалах города Тюмени) / Т.А. Юрина - Текст: непосредственный // Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 7 (144). - С. 1302-1308. 17. Юрлова, А.А. Управление рынком жилой недвижимости Успенского МО Тюменского района / А.А. Юрлова, А.О. Коренцова. - Текст: непосредственный // Мир Инноваций. - 2021. - № 4. - С. 69-73. Аннотация В статье определена экономическая сущность и рассмотрены особенности АЗС как объекта оценки; выявлены достоинства и приведены недостатки подходов к оценке АЗС; раскрыты сущность и основные особенности расчета стоимости АЗС сравнительным подходом. Основное преимущество использования данного подхода состоит в том, что он основан на реальных рыночных данных, отражающих сложившееся соотношение спроса и предложения, а также в том, что он учитывает множество различных особенностей объекта оценки, в том числе их доходность. Контактная информация: Головастая Елена Юрьевна, студент,
ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья, e-mail: golovastaya.ey@edu.gausz.ru Юрина Татьяна Александровна, доцент, ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья, e-mail: yurina.ta@gausz.ruАктуальные проблемы экологии и природопользования Морские технологии: проблемы и решения - 2023 375 УДК 574.2 Гринёв В.Ф., д-р техн. наук, доцент, профессор кафедры экологии моря Турьянова А.Г., магистрант направления подготовки 05.04.06 Экология и природопользование ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет» АЗС, АВТОМОБИЛЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА Аннотация. Показана негативная роль всё увеличивающегося количества автотранспортных единиц на магистральных улицах крупных городов Крыма, как основных подвижных источников загрязнения воздушного пространства и морского побережья Крыма. Проанализировано воздействие на окружающую среду (ОС) химических токсичных соединений, содержащихся в выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и в испарениях топлив, выделяющихся из резервуаров автомобильных заправочных станций (АЗС). Обосновано вредное воздействие химических соединений, выбрасываемых в ОС и атмосферу городов, на дыхательную и сердечно – сосудистую системы человеческого организма. Сделан вывод о пределах сжигаемых объёмов кислорода и необходимости регулирования количества автомобилей, движущихся по городским дорогам. Ключевые слова: автомобиль, топливо, выхлопные газы, воздух, загрязнение почв. Интенсивный рост количества автотранспортных единиц на Крымском мосту, в Керчи и на федеральной трассе за последние 3 – 5 лет привёл к повышению выбросов выхлопных газов и в Керченском проливе, и в самом городе. По данным Росрыболовства, в 2021 г. рыбаки Азово – Черноморского бассейна добыли 68,4 тысяч тонн рыбы, что на 7,3% меньше, чем общий вылов в 2020 г. В 2023 г. ограничивается любительская рыбалка в Азово – Черноморском бассейне. Из-за смывов дождевых вод нельзя исключать воздействие выбросов ДВС в Керченском проливе на кормовую базу рыб. В Керчи можно насчитать десяток протяжённых магистральных улиц, на которых не только в часы пик создаются автомобильные заторы. В столичном Симферополе, да и в Севастополе, таких улиц (проспектов) в десятки раз больше. В прибрежных городах воздух хорошо вентилируется и постоянно обогащается кислородом. В Симферополе, на низинных территориях образуются застойные зоны автомобильных выбросов. При этом сжигаются в ДВС значительные объёмы воздуха, и ощущается недостаток кислорода для нормального дыхания. По данным [1] пресслужбы Крымского линейного управления МВД РФ через Крымский мост проезжает в среднем 2,6 млн автомобилей за год. Из Актуальные проблемы экологии и природопользования Морские технологии: проблемы и решения - 2023 376 этого количества, например, на 01.09.2021 г. через мост проехало 210 000 грузовых автомобилей и 19 000 автобусов, большая часть которых оснащены дизельными двигателями. Для сжигания 1 кг топлива расходуется 12,45 м3 воздуха, при этом ДВС выделят в атмосферу 11,7 м3 сухих дымовых газов, в объёме которых содержится 13,7% объёмных процентов углекислого газа. Помимо загрязнений, вносимых в городской воздух ДВС, следует учитывать и испарения топлива с площадок как городских АЗС и тех, которые установлены по всей Крымской федеральной трассе. Содержание опасных токсических веществ, выделяющихся на производственных площадках АЗС, при хранении и заправке автомобилей топливом представлено в табл.1[2]. Таблица 1 – Наличие химических веществ в парах автомобильных топлив, в % Химические элементы Бензин, % Дизельное топливо, % 02 (оксид азота) 0,3 – 0,8 2,0 - 18 H2O (пары) 3,0 – 5,5 0,5 – 4,0 СО2 0,0 – 16 1,0 – 10 СО 0,1 – 5,0 0,01 – 0,5 Углеводороды 0,2 – 3,0 0,09 – 0,5 Альдегиды 0,0 – 0,2 0,001 – 0,009 Сажа 0,0 – 0,04 0,01 – 1,10 Бензопирен 10 – 20×10-6 10×10-6 В парах бензина и дизтоплива содержание токсичного бензопирена невелико – 15*10-6 объёмных процентов в м3 , однако, он является канцерогеном, причём содержится в выхлопных газах не только автомобильных двигателей, но и самолётных и ракетных. Бензин и керосин используются не только при заправке емкостей на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) и на АЗС, но и при покраске больших поверхностей и смывании краски с кистей рук. Иногда переливают бензин, создавая всасыванием разряжённую атмосферу в гибкой трубке. Для наглядности опасного обращения человека с топливом, авторы [3] приводят схему испаряемых потерь автомобильных топлив (рис.1). Рисунок 1 – Потери нефтепродуктов от испарения Испарения называют «дыханием топливных ёмкостей». Это процесс вытеснения паров нефтепродуктов из газового пространства резервуаров при их заполнении топливом или поступления воздуха извне за счёт разрежения в Актуальные проблемы экологии и природопользования Морские технологии: проблемы и решения - 2023 377 газовом пространстве резервуара. Различают «большое и малое дыхание». «Большим дыханием» считается испарение при заполнении или опорожнении топливных резервуаров на АЗС и нефтебазах. «Малым дыханием» считаются испарения, происходящие в результате суточных колебаний температуры стенок заполненных топливом резервуаров, когда происходит увеличение/уменьшение объёма жидкости за счёт его расширения/сжатия. В зависимости от внешних условий размещения (надземного или подземного) топливных ёмкостей и от коэффициента объёмного расширения/сжатия топлива резервуары будут «выдыхать» в окружающее пространство определённое количество паров. На территории площадки АЗС топливные баки автомобилей при их заправке «дышат» подобным образом, при вытеснении остаточных паров топлива вливающейся жидкостью. За многие годы исследований экологи обнаружили в выхлопных автомобильных газах около 280 вредных токсичных веществ [3]. Неслучайно, медицинскими исследованиями установлено, что в мегаполисах и крупных городах определённая категория населения, в первую очередь, - профессиональные водители и автолюбители со стажем, часто попадающие в пробки, а также люди, проживающие в городских центрах, получают специфические заболевания. Эти заболевания начинаются с болезней дыхательной системы: астма, бронхит, аллергия. В дальнейшем начинаются болезни сердечно – сосудистой системы (одышка, головокружение, тромбозы и инфаркты), испытывающей кислородное голодание в системе кровообращения из – за повышенного содержания в воздухе угарного газа CO. Нарушается и нервная система человека из – за недомогания, повышенной раздражительности и плохого сна. Страдает иммунная система, через нарушение обмена веществ, поступающих в организм в результате клеточного дыхания и питания. Становясь автолюбителем, человек начинает порой больше уделять внимание «здоровью» ДВС, чем своему здоровью. Одна из основных забот водителя заключена в регулировке поступающей в цилиндры ДВС смеси топлива и воздуха. Водители стремятся получить «идеальное» соотношение топлива/воздуха. Например, для бензина/дизеля такое соотношение составляет 1:14,7. То есть, для сжигания 1 л топлива требуется почти 15 л воздуха. Если через центр города за день проехало 100 автомобилей, то на сожжение 100 л топлива будет уходить 1500 л воздуха. Большое количество ДВС в одном районе сжигает много кислорода. Следует обратить внимание и на то, как влияет моторное масло на сгорание топлива. В цилиндрах ДВС температура может превышать 20000С, и смазка со стенок цилиндров быстро испаряется и участвует в горении топлива. По мере износа трущейся пары,