Файл: Были проанализированы особенности местности вблизи семнадцати заправочных станций, расположенных на территории г. Ижевска, на которых используются такие виды топлива как пропан, метан или бензин.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
расход смазки увеличивается, возрастает объем сгоревшего масла, увеличивается количество токсичных веществ, выбрасываемых ДВС в ОС. Продукты питания производят почвы. Эксплуатация АЗС тем или иным образом приводит к изменению состава почв, загрязнению подземных вод, атмосферы, негативному влиянию на человека и биологическую среду. Это Актуальные проблемы экологии и природопользования Морские технологии: проблемы и решения - 2023 378 влияет на весь комплекс морфологических, физических, физико - химических, биологических свойств почвы, определяющих ее плодородие и экологические функции. Для почв, располагающихся вблизи территории АЗС, характерны более темный цвет по сравнению с незагрязненными почвами, большая плотность, наличие маслянистых и радужных пленок. В таких почвах преобладают черные, серо - коричневые оттенки и ржаво - бурые пятна. При этом вытесняется из почвы воздух, нарушается поступление воды и питательных веществ, что является главной причиной торможения развития растений и их гибели. Такие почвы теряют способность впитывать и удерживать влагу. При обволакивании комочков почвы нефтепродуктами, ухудшается доступ кислорода. Понижение концентрации кислорода способствует развитию анаэробных микроорганизмов. Развитие анаэробной микрофлоры, например, грибов, затормаживается. Работа ДВС связана с поступлением в воздух газообразных, аэрозольных и пылевидных частиц, среди которых, прежде всего, находятся соединения свинца и углерода (сажи). Наиболее загрязняющее воздействие на почву в процессе эксплуатации автомобильной дороги оказывает свинец при работе ДВС на этилированном бензине. Считается, что около 20% общего количества свинца разносится с газами в виде аэрозолей, 80% выпадает в виде твердых частиц размером до 25 мкм и водорастворимых соединений на землю. Свинец накапливается в почве на глубине пахотного слоя или на глубине фильтрации воды атмосферных осадков. Предельно допустимая концентрация соединений свинца в почве не должна превышать 32 мг/кг, но эта величина в местах скопления автомобилей может быть и выше. Чтобы оградить природные экосистемы и территории обитания человека (города) от вредного воздействия испарений и продуктов сжигания углеводородов недостаточно вдоль автотрасс выстраивать щиты ограждения. Ветровой перенос испарений и выбросов ДВС их преодолевает. Необходимы более радикальные решения на уровне ужесточения градостроительного законодательства, более жесткого регулирования и ограничения числа автотранспортных едииц на дорогах. Список использованной литературы 1. Сообщение пресс службы Крымского линейного управления МВД России на транспорте. URL: https crimea.ria.ru. Дата обращения 17.03.2023 г. 2.Отравление бензином и его парами. Режим доступа: https://clinic-aplus.ru/articles/otravlenie/13358-otravlenie-benzinom-i-ego-parami-chto-delat.html. Дата обращения 24.03.2023 г. 3. Воздействие АЗС на окружающую среду. Методы обеспечения экологической безопасности АЗС. Системы улавливания и фильтрации паров нефтепродуктов. URL: https://studbooks. net/986175/ekologiya/vozdeystvie_okruzhayuschuyu_sredu_metody_obespecheniya_ ekologicheskoy_bezopasnosti. Дата обращения 21.03.2023 гВОЗДЕЙСТВИЕ АЗС НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ Турьянова А.Г., обучающаяся в магистратуре группа МЭМ – 2, кафедра экологии моря Гринёв В.Ф., доктор технических наук, доцент, профессор кафедры экологии моря ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет» Аннотация. В статье рассматриваются и анализируются последствия эксплуатации автозаправочных станций (АЗС) в городской среде. Приводятся данные по содержанию опасных токсических веществ, выделяющихся в атмосферу города при испарении различных видов автомобильного топлива, как в процессе заправки резервуаров АЗС топливом, так и в процессе её эксплуатации. Рассматриваются попутно основные виды загрязнений, вносимых выбросами двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Достаточно подробно описываются острые и хронические заболевания основных систем человеческого организма: сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной. В итоговом абзаце приведены многообразные виды воздействия работающих АЗС и ДВС на окружающую среду. Даётся оценка вероятностного возгорания травяного сухостоя и деревьев вблизи АЗС в летние жаркие месяцы в Крыму. Ключевые слова: автозаправочная станция (АЗС), испарения топлива, токсические элементы, здоровье человека, загрязнения среды. Объектом наших исследований является изучение воздействия работы АЗС на окружающую среду, на ближайшие к предприятию природные и антропогенные экосистемы. В качестве предмета исследования выбрана производственная деятельность АЗС, расположенной в районе Телецентра по магистральному шоссе Героев Сталинграда, которая связывает центр города Керчи с густонаселённым районом “Аршинцево”. По близости к территории АЗС расположены: лесопосадка, гаражи, автомойка, через дорогу расположена автомастерская (рис.1). Эксплуатация автозаправочных станций тем или иным способом приводит к изменению состава почв, загрязнению подземных вод, атмосферы, негативному влиянию на человека и биологическую среду. Нефтепродукты, находясь в почве, водной или воздушной среде оказывают наиболее токсичное воздействие на живые организмы. Загрязнение атмосферы является основным фактором отрицательного воздействия транспорта на окружающую среду. Полностью связанный с потреблением нефтепродуктов, его уровень постоянно возрастает из – за увеличения объёма автомобильных перевозок, несмотря на попытки снижения Раздел 4 Актуальные проблемы биоразнообразия и природопользования 569 содержания вредных составляющих в выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания [1]. Рисунок 1 – Геолокация АЗС Основными отрицательными экологическими аспектами эксплуатации АЗС являются: 1) загрязнение воздуха, привносимое за счет испарения топлива (в основном бензина) (дыхание топливных емкостей, выброс при отпуске топлива); 2) загрязнение воды, привносимое за счет пролива топлива, и его смыв за счет атмосферных осадков, а также стоков, образующихся после мойки оборудования и территории АЗС (рис.2). Рисунок 2 – Последствия испарений нефтепродуктов Загрязнение нефтепродуктами влияет на весь комплекс морфологических, физических, физико-химических, биологических свойств почвы, определяющих ее плодородие и экологические функции [2]. Изменение физических свойств почвы при загрязнении приводит к вытеснению воздуха,
нарушения поступления воды, питательных веществ, что является главной причиной торможения развития растений и их гибели. Такие почвы теряют способность впитывать и удерживать влагу. Раздел 4 Актуальные проблемы биоразнообразия и природопользования 570 Помимо загрязнений [6], вносимых в городской воздух ДВС, следует учитывать и испарения топлива с площадок как городских АЗС, так и тех, которые установлены по всей Крымской федеральной трассе. Содержание опасных токсических веществ, выделяющихся на производственных площадках АЗС, при хранении и заправке автомобилей топливом представлено в таблице 1. Таблица 1 – Основные химические элементы в испарениях паров разного топлива Химические элементы Бензин, % Дизельное топливо, % 02 (оксид азота) 0,3 – 0,8 2,0 - 18 H2O (пары) 3,0 – 5,5 0,5 – 4,0 СО2 0,0 – 16 1,0 – 10 СО 0,1 – 5,0 0,01 – 0,5 Углеводороды 0,2 – 3,0 0,09 – 0,5 Альдегиды 0,0 – 0,2 0,001 – 0,009 Сажа 0,0 – 0,04 0,01 – 1,10 Бензопирен 10 – 20×10-6 10×10-6 Основными источниками выбросов автомобиля являются двигатель внутреннего сгорания, испарение топлива через систему вентиляции топливного бака, а также ходовая часть: в результате трения шин о дорожное покрытие, износа тормозных колодок и коррозии металлических деталей независимо от выбросов двигателя образуются частицы мелкодисперсной пыли. В связи с интенсивным ростом и развитием промышленности, автотранспорта, идет огромный выброс в атмосферу различных химических элементов, которые наносят вред организму человека. Химические элементы попадают в организм с выхлопными газами с выбросами промышленных объектов, а также немаловажную роль играет испарение паров топлива на АЗС. Выбросы, попадающие в атмосферу из автомобилей составляют 90 % загрязняющих веществ. Опасности от выхлопных газов превалируют в мегаполисах и в больших городах. Выхлопные газы влияют на демографию, рост инвалидности, на здоровье населения. Стремительное развитие автомобильной промышленности, потоки машин в мегаполисах, многочасовые пробки, все это в конечном итоге наносит огромный вред здоровью населения [4]. Изменение окружающей среды отрицательно влияет на организм, если физические и химические параметры превышают предельно допустимые концентрации (ПДК). Особенно подвержены опасностям водители, таксисты, водители маршруток, люди, которые часто попадают в час пик в автомобильную пробку [5]. Вместе с ростом автомобильного транспорта растет и выброс вредных веществ в атмосферу. Больше вреда наносит автотранспорт на дизельном топливе. Выхлопные газы в первую очередь действуют на органы Раздел 4 Актуальные проблемы биоразнообразия и природопользования 571 дыхания, особенно у детей, так как, именно на уровне их дыхательной системы находится наибольшая концентрация выхлопных газов. Вследствие постоянного действия химических элементов возникают заболевания как острые, так и хронические. Возникают следующие заболевания со стороны дыхательных путей: астма, аллергия, бронхит, гайморит, раздражение дыхательных путей, опухоли, эмфизема легких, аллергические реакции [3]. Со стороны сердечно сосудистой системы: отдышка, головокружения, учащение симптомов стенокардии, провоцируют развитие инфаркта миокарда, приводят к тромбозам. Эти химические элементы, содержащиеся в выхлопных газах, приводят к сгущению крови и как следствие, к тромбозу, тромбоэмболии, инфаркту миокарда. Со стороны нервной системы: недомогания, раздражительность, нарушение сна. Некоторые химические элементы имеют свойство оседать в организме, особенно тяжелые металлы. Накапливаясь постепенно в организме, эти вещества зашлаковывают организм и естественно со временем это приводит к серьезным заболеваниям. Особенно опасно это тем, что резко увеличиваются случаи появления у людей раковых опухолей. Со стороны кожи: дерматит, конъюнктивит. В связи с достаточно высокой вероятностью возгорания близко расположенных к АЗС деревьев, имеется риск нанесения экологического ущерба окружающей среде. На АЗС приняты все меры для быстрого пожаротушения (имеются в наличии песок, лопаты, багор, огнетушители) и все объекты АЗС оборудованы современной сигнализацией о возможном возгорании, задымлении воздуха, помещений и площадок. С точки зрения риска возникновения пожара и развитие его в чрезвычайную ситуацию (ЧС) имеется риск, достаточно высокий, возгорания деревьев лесного массива и травяного сухостоя в летние жаркие месяцы. Помимо образования загрязненных сточных вод, АЗС оказывает воздействие на окружающую среду и по другим направлениям: А) загрязнение атмосферы в результате испарения нефтепродуктов в процессе их приемки, хранения, отпуска и очистки резервуаров; Б) загрязнение почв в результате возможных протечек горючего из подземных резервуаров-хранилищ; В) автомобильные выхлопы от въезжающих и выезжающих автомобилей, содержащие углеводороды бензина, диоксид серы, сажу, свинец и его соединения; Г) образование отходов —

нефтешлам от очистки резервуаров и трубопроводов; шламы минеральных масел; осадок очистных сооружений ливневых сточных вод; песок, загрязненный бензином [7]. С площадки АЗС поверхностный дождевой сток отводится в систему ливневой канализации, по которой дальше уже попадает в канализационную систему города [6]. Раздел 4 Актуальные проблемы биоразнообразия и природопользования 572 Список литературы: 1.Каковы опасности вдыхания паров дизельного топлива [Электронный ресурс] : Режим доступа: https://autoabra.com/avtomehanika/kakovy-opasnostivdyhaniya-parov-dizelnogo-topliva/ 2.Отравление бензином и его парами [Электронный ресурс] : Режим доступа: https://clinic-a-plus.ru/articles/otravlenie/13358-otravlenie-benzinom-i-egoparami-chto-delat.html 3.Влияние выхлопных газов на организм человека [Электронный ресурс] : Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-vyhlopnyh-gazov-naorganizm-cheloveka 4.Воздействие АЗС на окружающую среду. Методы обеспечения экологической безопасности АЗС. Закольцовка паров бензина. Системы улавливания и фильтрации паров нефтепродуктов. [Электронный ресурс] : Режим доступа: https://studbooks.net/986175/ekologiya/vozdeystvie_okruzhayuschuyu_sredu_metod y_obespecheniya_ekologicheskoy_bezopasnosti_zakoltsovka_parov_benzina 5.Влияние на окружающую среду. Загрязнение почвы нефтепродуктами [Электронный ресурс] : Режим доступа: https://studwood.net/1177593/ekologiya /vliyanie_okruzhayuschuyu_sredu 6.Проект ПДВ предприятия топливной энергетики ООО “Кедр” 7. Хранение нефти и нефтепродуктов: Учебное пособие. 2-ое изд., переработ. И доп./ Под общей редакцией Ю. Д. Земенкова. Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2003. — 536с. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАЦИОНАРНЫХ МНОГОТОПЛИВНЫХ АЗС Турьянова А.Г., магистрант Научный руководитель: Гринев В.Ф. профессор кафедры экологии моря ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», г. Керчь Аннотация. В статье рассмотрены особенности экологического воздействия городской автозаправочной станции (АЗС) на объекты окружающей среды. На основе исследований и теоретических наработок отечественных учёных проанализированы экологические требования, предъявляемые к производственной деятельности АЗС. Приведены технические характеристики, структура и конструктивные элементы устройства стационарной АЗС. Представлены результаты исследований воздействия различных видов автомобильных топлив на окружающую среду. Дана экологическая оценка основным химическим веществам, загрязняющим атмосферный воздух и почву. Предложены рекомендации по снижению негативного воздействия испарений и стоков с территории автозаправочных станций в окружающую среду. Ключевые слова: нефтепродукт, резервуар, автозаправочная станция (АЗС), оценка, топливо, загрязнения. Введение. Основным источником высокого уровня загрязнения атмосферного воздуха современных городов является автотранспорт. Насыщение российских городов автомобильным легковым и грузовым транспортом в последние 10 лет происходило весьма интенсивно. В Крыму с окончанием строительства федеральной шоссейной трассы “Таврида” значительно увеличились потоки автомобилей, въезжающих в Крым и выезжающих из Крыма. Автомобиль должен заправляться топливом, и это обстоятельство в связи с ростом числа автовладельцев, требует развития сети и строительства автозаправочных станций (АЗС). Объектом наших исследований является изучение воздействия работы АЗС на окружающую среду, на ближайшие к предприятию природные и антропогенные экосистемы. В качестве предмета исследования выбрана производственная деятельность АЗС Атан-сервис, расположенной по магистральной улице Орджоникидзе (до Телецентра – это шоссе Героев Сталинграда), которая связывает центр города Керчи с густо населенным районом “Аршинцево”. По этой улице в обе стороны наблюдается интенсивное движение автомобилей. Кроме стандартного вида услуг, привлекательность этой АЗС для водителей можно объяснить близким её расположением к магистрали и снижением скорости движения автомобилей при въезде и выезде с Аршинцевского моста. Заправкой за время интенсивного суточного движения пользуются приблизительно 150 – 300 автомобилей. По усреднённым современным Раздел 2 Биоразнообразие, природопользование, экологическая безопасность 401 данным, каждый из движущихся автомобилей выбрасывает за сутки 3,5 – 4 кг угарного газа, значительное количество оксидов азота и серы, твёрдые частицы сажи [7]. География. Производственная площадка АЗС Aтан-сервис расположена в относительно безлюдном районе (рядом нет ни жилых, ни других зданий) между двух магистральных улиц Орджоникидзе и Ульяновых. Фронтальная сторона АЗС находится в 5 – 7 м от асфальтового покрытия улицы Орджоникидзе, а тыльная сторона отделена лесным массивом шириной 1 – 1,5 км от городского района “Семь ветров”. Между Телецентром и АЗС расположена территория гаражных кооперативов (500 гаражей). На расстоянии 25 м от магазина АЗС расположена опорная вышка ЛЭП. Через дорогу, напротив АЗС, расположено коммерческое предприятие “Техник – сервис”, за ним располагается посёлок “Партизанский”. К территории станции примыкает лесной массив. Существует достаточно высокая степень риска возгорания деревьев лесного массива и травяного сухостоя в летние жаркие месяцы, что опасно для живых лесных организмов. Существует также риск нанесения экологического ущерба окружающей среде, поэтому на территории АЗС приняты все меры для быстрого пожаротушения (имеются в наличии песок, лопаты, багор, огнетушители) и все объекты АЗС оборудованы современной сигнализацией о возможном возгорании, задымлении воздуха, помещений и площадок. Актуальность и результаты намечаемых исследований могут быть востребованы в последующие годы развития сети АЗС вдоль трассы “Таврида”, в самом городе и на территориях городского округа Керчь. Цель исследований: на основании изученных экологических требований определить степень экологического риска при эксплуатации городских стационарных АЗС. Материалы и методы исследований. Информационной базой исследований послужили литературные источники, теоретические разработки отечественных и зарубежных экологов, а также практический опыт работы на АЗС и статистическая отчетность. Наибольшей экологической проблемой в производственной деятельности АЗС являются выбросы летучих фракций топлива от топливораздаточных колонок (ТРК) и топливных резервуаров, от двигателей внутреннего сгорания (ДВС) автомобилей, въезжающих и выезжающих с площадки АЗС [3,4]. Важно при этом определить зоны уноса, образующихся на территории АЗС загрязняющих аэрозолей с учётом розы ветров в её основных направлениях, так как производственная площадка АЗС Атан-сервис находится на возвышенности (около 70 м над уровнем моря), и господствующие ветры имеют большие скорости, достигающие 30 – 50 м/с. Если же учитывать и увеличивающиеся в жаркие солнечные дни скорости испарения жидких видов автомобильного топлива из установленных на площадке резервуаров, то необходимо учесть и риск возгорания их и на самой территории АЗС в случае нарушения правил пожарной безопасности. В связи с этим допущением необходимо также изучить физические и химические свойства используемых видов топлива. Раздел 2 Биоразнообразие, природопользование, экологическая безопасность 402 Рассмотрим устройство стационарной АЗС, имеющей подземное размещение резервуара, трубопроводы которого снабжены огневыми предохранителями, рис.1 [5]. Рисунок 1 – Устройство топливного резервуара стационарной АЗС 1 – бетонное основание; 2 – топливный резервуар; 3 – люк для приема топлива; 4 – огневой предохранитель (гаситель пламени); 5 – испарительный трубопровод; 6 – топливный фильтр; 7 – топливоприемный трубопровод; 8 – угловой огневой предохранитель; 9 – измерительный трубопровод; 10 – огневой предохранитель; 11 – всасывающий трубопровод; 12 – топливораздаточная колонка; 13 – шланг для заливки топлива в автомобильный бак; 14 – обратный клапан; 15 – металлический хомут; 16 – заземляющее устройство На рисунке 1 показано устройство топливного резервуара. Весь корпус резервуара
полностью заглублен в колодец таким образом, чтобы наивысший уровень топлива в нем находился на расстоянии не менее 0,2 м от поверхности земли. Крепится резервуар к бетонному основанию (фундаменту) 1 с помощью металлических хомутов 15. При отсутствии грунтовых вод в месте размещения резервуара возможна его установка без фундамента, прямо на песчаную подушку. В крышке горловины резервуара размещаются основные трубопроводы: приемный – 7, всасывающий – 11, измерительный – 9, испарительный – 5. Внутренний, нижний, конец приемного трубопровода – 7 через приемный люк – 3 помещен в резервуар – 2. Он расположен ниже обратного клапана 14 всасывающего трубопровода 11 и находится в так называемом «мертвом» остатке бензина, который создает гидравлический затвор. Клапан 14 предохраняет поступление воздуха в резервуар при его заполнении топливом и служит одновременно гасителем пламени (огневой Раздел 2 Биоразнообразие, природопользование, экологическая безопасность 403 защитой). Угловые огневые предохранители 8 и 10 установлены соответственно в испарительном – 5 и всасывающем – 11 трубопроводах. Кроме того, конец испарительного трубопровода, выведенного в атмосферу, также имеет огневой предохранитель 4 (гаситель пламени). Внутри измерительного трубопровода 9 расположен мерный щуп с нанесенными делениями, которые в объемных единицах указывают уровень наполнения резервуара. Должно присутствовать заземляющее устройство 16. В современных АЗС процесс контроля уровня топлива и его учет выполняется при помощи автоматических устройств [6]. Следует учесть, что сырьем для получения автомобильных видов топлива служит нефть, маслянистая жидкость черной окраски. Эта жидкость представляет собою смесь различных углеводородов, таких как парафины, циклопарафины и ароматические [8]. Их содержание в нефти колеблется в пределах 82-87%, остальное – водород 11-14% и различные примеси, в том числе сернистые соединения, которые попадают в топливо. Вредными примесями исходного нефтяного сырья являются сернистые до 8% (сероводород, сульфиды, элементарная сера, органические соединения сульфогидрильной группы с неприятным запахом). Кроме названных в различных месторождениях нефти могут содержаться углекислый газ, азот, хлор, йод, фосфор, мышьяк, калий, натрий. Плотность нефти находится в пределах 750-950 кг/м3 . Нефти с плотностью до 900 кг/м3 считаются легкими, более 900 - тяжелыми. Бензины, имеют плотность 720-780 кг/м3 , дизельное топливо – 840-900 кг/м3 . В таблице 1 приводятся физикохимические характеристики видов автомобильного топлива, используемого на АЗС Атан-сервис. Таблица 1 – Физико-химические свойства автомобильных видов топлива, используемых на АЗС [8] Вид топлива Плотность, г/см3 , формула Состав Т 0 испарения Т 0 Состав веществ топлива возгорания АИ – 92 0,71 – 0,76 C8H18 С(СН3)3-CH2- CH(CH3)2 Свинец – не более 0,013 мг/дм3 Смолы – не более 5 мг/дм3 Сера – 0,05% Альдегиды, оксиды азота, оксид углерода, углеводороды От 400С до 600С 13000С - 14000С АИ – 95 0,72 – 0,78 C8H18 С(СН3)3-CH2- CH(CH3)2 Свинец – до 0,01 мг/дм3 Смолы – до 5 мг/дм3 Сероводород – до 0,05 Бензол – до 5% Оксиды азота, оксид углерода, углеводороды От 300С до 1800С 8000С – 9000С Дт 0,845 – 0,865 C12H23 Углеводороды, оксид углерода, оксиды азота, диоксид серы, альдегиды, сажа, свинец От 1500С до 3600С 2400С – 4000С Дт ультра 0,865 – 0,875 C12H23 Углеводороды, оксид углерода, оксиды азота, диоксид серы, альдегиды, сажа, свинец, окалина (присадка) От 1800С до 3600С 3000С – 3300С Раздел 2 Биоразнообразие, природопользование, экологическая безопасность 404 Из табл.1 видно, что все виды топлива содержат загрязнения первого и второго классов опасности - свинец, бензол, оксиды азота, Любая АЗС и в том числе Aтан-сервис являются стационарными источниками загрязнения атмосферы как на территории, так и за её пределами, парами бензина, дизельного топлива и их составляющими: бензолом, ксилолом, этилбензолом, предельными углеводородами, сероводородом. Кроме этого при сгорании топлива в ДВС автомобиля, находящегося на АЗС, в атмосферу выбрасываются оксиды и диоксиды азота, серы, углерода, соединения свинца, твёрдые частицы – сажи и пыли. Наиболее пожароопасным является дизельное топливо Дтультра (температура возгорания 300 градусов). По материалам инвентаризации выбросов вредных веществ на АЗС Атансервис получены результаты: количество оксидов азота составляет 0,0000323 г/сут; углерод черный (сажа) – 0,0000013 г/сут; ангидрид сернистый – 8,6∙10-6 г/сут; оксид углерода – 0,0014 г/сут; бензол – 0,041 г/сут; толуол – 0,047 г/сут; углеводороды предельные С12-С19 – 0,007 г/сут. Количество выделенных загрязняющих веществ от автотранспорта при проезде через площадку стационарной АЗС составило: оксид азота - 0,0000347 г/сут; углерод черный (сажа) – 0,000045 г/сут; диоксид серы – 0,0000086 г/сут; оксид углерода – 0,0014 г/сут; углеводороды – 0,00016 г/сут [10]. Количество выбрасываемых загрязнителей во многом зависит от условий нахождения автомобилей на территории АЗС: движутся они или стоят, работают или нет двигатели автомобилей, как долго остается открытым горловина бензобака автомобиля, как долго находится автомобиль на территории АЗС, (табл. 2) [10]. Таблица 2 – Масса и предельно допустимые концентрации токсичных веществ, выбрасываемых с отработавшими газами автомобилей в атмосферу [10] Наименование вещества Масса выбросов, кг/т топлива ПДК, мг/м3 Бензин Дизельное топливо Оксид углерода (CO) 200 45 Углеводороды (CH) 80 55 Окислы азота (NOx) 25 35 Диоксид серы (SO2) 2 4 Твёрдые частицы, сажа (C) 1,5 8 При планировании сети (контрольных точек замеров) мониторинга в городской застройке необходимо учитывать расположение мест и условий распространения, для основных источников выбросов загрязняющих веществ (погодные условия, топографические данные и прочее.) [1,2]. Необходимо знать в этом случае о качественном состоянии атмосферного воздуха в районе мониторинга. Иметь данные о демографии (плотность населения, условия проживания) и информацию о состоянии здоровья населения, о проведённых Раздел 2 Биоразнообразие, природопользование, экологическая безопасность 405 раннее санитарно – гигиенических мероприятий. Необходимо также смоделировать имитацию воздействия загрязняющих веществ, как от резервуаров и ТРК, так и от автомобильных ДВС, находящихся в процессе заправки топливом на площадке, указав направление их перемещения воздушными массами. АЗС – неотъемлемый объект (компонент системы) современной городской среды [9]. В России наибольшей сетью АЗС располагают холдинговые компании “Газпром нефть”, “Роснефть”, “Лукойл”, включающие свыше 2000 станций на территории России, стран СНГ и Европы. Основным в концепции дальнейшего развития сети, [7] является решение задачи по снижению воздействия углеводородного следа на природные и городские экосистемы с целью достижения их устойчивой жизнедеятельности. Эта концепция сочетает в себе три составляющих: экологичность, технологичность и комфорт. Для обеспечения гармоничного взаимодействия этих составляющих вся территория современной АЗС и её помещения должны быть поделены на функциональные зоны, что повысит удобство и скорость обслуживания посетителей. Выводы. Среди основных экологических и технологических требований, предъявляемых к АЗС, выделим следующие: 1. Площади и участки под различные типы АЗС должны располагаться на землях, не пригодных для сельскохозяйственного назначения. Участок должен быть незаболоченным, без прослоек торфа и не должен затапливаться талыми и паводковыми водами. 2. Запрещено строительство АЗС на особо охраняемых территориях и объектах, включающих природоохранные зоны, зоны рекреации, садово –
паркового искусства, водоохранные зоны водоёмов (соблюдение расстояния не менее 100 м от уреза воды – источника питьевого водоснабжения); в зонах рекреации в 100 – метровой полосе допускается установка объектов малых архитектурных форм; 3. Не допускается на территории АЗС наличие травяного покрова и травы, озеленение участка кустарниками и деревьями, которые в период цветения выделяют хлопья или пушинки семян; 4. Планировка участка, его уклоны, должны исключать растекание топлива как по территории АЗС, так и не допускать вытекания за территорию. Устройство АЗС должно размещаться со стороны преобладающих направлений ветров по отношению к городским объектам; 5. Проезжая часть территории АЗС должна позволять транспортным средствам совершать оптимальные радиусы поворотов. Требуется зона ожидания заправки и обслуживания. Освещаться станция в тёмное время суток должна светодиодами. 6. Здания и сооружения на территории АЗС должны располагаться в строгом соответствии с проектом и периодически осматриваться. Результаты осмотра с описанием всех замечаний, повреждений и выполненных ремонтных работ, результаты измерений осадки фундамента заносятся в специальный журнал осмотра и ремонта зданий и сооружений. Раздел 2 Биоразнообразие, природопользование, экологическая безопасность 406 Правила технологической эксплуатации АЗС, ещё на этапе её закладки требуют при производстве строительно – ремонтных работ – рытьё котлована, ям и траншей, надёжных ограждений, а по окончании этих работ – полного восстановления покрытий территории АЗС [6]. При этом необходимо контролировать состояние воздушной среды в районе АЗС. Все виды топлива на АЗС доставляются бензовозами, представляющими из себя высокотехнологичные машины, способные перевозить сразу несколько разновидностей топлива. Для этих целей их цистерны разделяются на соответствующее количество секций. Перед отправкой с нефтебазы из каждой секции отбирается проба, после чего секция пломбируется. Наибольшая масса выбросов паров бензина и других топлив приходится на процесс слива их в ёмкости АЗС и последующую заправку автомобилей. При этом следует учитывать, что химические соединения, образующиеся в атмосфере в результате фотохимических реакций под действием солнечных лучей, обладают на два порядка большей токсичностью, чем пары исходного топлива. Таким образом, работа с нефтепродуктами в виде автомобильных топлив опасна из – за их токсичности и пожаро – взрывоопасности. Поэтому требования Госпожнадзора к АЗС ужесточаются. Все новые АЗС необходимо проектировать и строить согласно СП 156. 13130. 2014 г. Обязательное условие – наличие схем эвакуации людей и размещения средств сигнализации и пожаротушения. На АЗС предусматриваются места для курения, как правило, их отводят в зданиях и помещениях комплекса сервисного обслуживания [2]. Документы на эксплуатацию многотопливных АЗС, на территории которых предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя и более видами топлива (автомобильный бензин, дизтоплива, масла, сжиженный либо сжатый природный газ), должны включать не только сертификат соответствия, декларацию таможенного союза на АЗС, но и паспорт с инструкцией по эксплуатации. Вся территория АЗС составляет 0,4 га, из которых 0,10 га отведены под производственную площадку, включающую заглубленные резервуары для бензина марок АИ – 92 и АИ – 95, дизельного топлива ДТ и ДТ – ультра, двух топливораздаточных колонок (ТРК) и двух одноэтажных производственных зданий – операторская и магазин. Территория для обслуживания заправляющихся легковых и грузовых автомобилей и гостевая стоянка размером 0,22 га имеют твёрдое покрытие (каменная плитка). Озеленённая часть территории с мягким грунтом составляет 0,08 га. Список литературы: 1. Критерий оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия. – М.: ГНТУ Минприроды РФ, 1992. - 26 с. 2. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Л. Хотунцев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с. Раздел 2 Биоразнообразие, природопользование, экологическая безопасность 407 3. Влияние автозаправочных станций на окружающую среду [Электронный ресурс] : Режим доступа: https://revolution.allbest.ru/ecology/ 00852868_0.html 4. АЗС и их влияние на окружающую среду [Электронный ресурс] : Режим доступа: https://www.vo-da.ru/articles/ochistnye-azs/ekologiya 5. Оценка влияния расположения объекта на окружающую среду [Электронный ресурс] : Режим доступа: https://pandia.org/text/77/244/50778.php 6. Технологический процесс работы автозаправочной станции [Электронный ресурс] : Режим доступа: https://znanio.ru/media/tehnologicheskijprotsess-raboty-avtozapravochnoj-stantsii-2497322 7. Тенденции развития сети автозаправочных станций [Электронный ресурс] : Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-setiavtozapravochnyh-stantsiy 8. Хранение нефти и нефтепродуктов: Учебное пособие. 2-ое изд., переработ. и доп./ Под общей редакцией Ю.Д. Земенкова. Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2003. — 536с. 9. Чурикова, Л.А. Оценка экологической безопасности АЗС в городских условиях / Л.А. Чурикова, В.Е. Вишневская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68754/ 10. Проект ПДВ предприятия топливной энергетики ООО “Кедр