Файл: Назвать особенности дорожной сети России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Назвать особенности дорожной сети России.

Особенностью дорожной сети России является малая плотность дорог, имеющих покрытия, по которым возможен проезд в течение всего года. Общая протяженность дорог общего пользования составляет около 1396 тыс. км, из которых 984 тыс.км (70%) имеют твёрдое покрытие (2013 год).

Дороги общего пользования – автодороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Дорожное покрытие - верхняя часть дорожной одежды, непосредственно воспринимающая усилия от колес транспортных средств.

Дорожная одежда - конструктивный элемент автомобильной дороги, воспринимающий нагрузку от транспортных средств и передающий ее на земляное полотно.

К твёрдым покрытиям относятся асфальтобетонные покрытия, монолитные бетонные и железобетонные сборные покрытия (жб плиты).

Россия — единственная страна, через которую проходят 8 климатических зон. В России разница между среднегодовой летней и зимней температурой составляет 36 ̊ по Цельсию. Население России тоже распределено очень неравномерно. В Сибири, площадь которой составляет ¾ площади России, проживает лишь 20 % населения страны. В силу этих факторов, оценка густоты дорожной сети России с относительно других стран мира необъективна, ведь развитие дорожной сети в России требует применения других способов, нежели, например, на Западе, и соблюдения особых технологий при строительстве.

Значительная часть автомобильных дорог общего пользования имеют низкое качество: 8% автодорог приходится на грунтовые дороги. В настоящее время 28 % сельских населенных пунктов Российской Федерации не имеют дорог с твердым покрытием для связи с сетью путей сообщения общего пользования.

Низкий технический уровень, несоответствие параметров дорог интенсивности движения и составу транспортного потока (только около четверти всех дорог с твердым покрытием рассчитаны на осевую нагрузку 10т., регулярные перегрузки отдельных участков дорог не позволяют реализовывать эксплуатационные качества современных автомобилей: средние скорости движения в России более чем вдвое ниже, чем в европейских странах. Неудовлетворительное состояние дорожных покрытий на значительной части автомобильных дорог вызывает увеличение стоимости перевозок. Все названные факторы увеличивают транспортные издержки и издержки времени доставки грузов и пассажиров.


Значительная часть улиц и автодорог в населенных пунктах имеет неудовлетворительное состояние, что приводит к повышению издержек эксплуатации автомобильного транспорта, снижению скоростей движения и повышению аварийности (в городах происходит более 70% от общего числа дорожно-транспортных происшествий).

При увеличении протяженности автомобильных дорог общего пользования за последние 10 лет на 15%, автомобильный парк вырос почти в два раза. Увеличилось количество автомобилей в расчете на 1 км автомобильных дорог общего пользования. Рост парка автомобилей привели к резкому росту числа дорожно-транспортных происшествий.

  1. Назвать основные группы дорог дорожной сети России.

Автомобильные дороги федерального значения, связывающие административные центры субъектов федерации, а также соединяющие дорожную сеть страны с сопредельными странами. Но лишь часть этих дорог относится к категории автомобильных магистралей — дорог с самостоятельными проезжими частями для движения в разных направлениях и разделительной полосой. Автомобильные магистрали являются наиболее безопасными дорогами, так как их конструкция предотвращает возможность встречных столкновений автомобилей, а характер трассы рассчитывают на высокие скорости движения. В среднем количество дорожно-транспортных происшествий на 1 млн авт-км на автомобильных магистралях в 5 раз меньше, чем на двухполосных дорогах. В России магистральные дороги составляет 4% сети дорог общего пользования, но по ним выполняется более 30% грузовых и пассажирских перевозок.

Автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, находятся в собственности субъектов РФ и финансируются из их бюджетов. Многие из этих дорог были построены десятки лет назад по техническим условиям, уже не удовлетворяющим требованиям современного автомобильного движения. На них много опасных участков:

  • кривых малых радиусов,

  • мест с ограниченной видимостью и неудачными сочетаниями элементов плана н продольного профиля,

  • перегруженных движением.

В современных условиях дефицита местных бюджетов реконструкция таких дорог сводится к проведению выборочного улучшения, часто сводящегося к замене гравийных покрытий асфальтобетонными, без улучшения параметров дороги в плане и продольном профиле, что приводит к возрастанию скоростей движения на этих участках, оставшихся опасными, что вызывает рост числа дорожно-транспортных происшествий.



Дороги местного значения - автомобильные дороги поселений, муниципальных районов или городских округов. На Дальнем Востоке в качестве местных дорог общего пользования часто используются бывшие построечные дороги, прокладывавшиеся когда-то вдоль сооружаемых железных дорог для нужд строительства, или лесовозные дороги, построенные в глухой тайге для вывоза древесины, а затем используемые в качестве общесетевых дорог для местных автомобильных перевозок. К данному виду дорог также относятся сельские дороги, связывающими центральные усадьбы совхозов с районными центрами. Нередко эти дороги строили неспециализированные организации, используя для снижения стоимости строительства пониженные технические условия, с узкой проезжей частью, крутыми подъемами, малыми радиусами кривых в плане и продольном профиле, не учитывая их последующего общесетевого использования. На этих дорогах бывает много опасных мест, а транспортно-эксплуатационные их качества невелики. Многие местные дороги являются грунтовыми. В периоды распутиц автомобильные перевозки по местным дорогам порою невозможны неделями. Для местных дорог характерно повышенное количество дорожно-транспортных происшествий на 1 млн авт-км, поскольку трасса многих из них отличается низкими транспортно-эксплуатационными характеристиками, наличием в транспортном потоке тракторов, сельскохозяйственных машин, лесовозов и относительно высоким процентом мотоциклистов, с более низкой квалификацией и дисциплиной водителей.

Существуют ещё и частные дороги, принадлежащие физическим и юридическим лицам. Эти дороги могут быть общего или необщего пользования, платные или бесплатные. Эти дороги могут иметь различные транспортно-эксплуатационные характеристики и потребительские свойства.

3. Дать характеристику условий дорожного движения в различных природных районах России.

Климат существенно влияет на условия и безопасность движения и на эффективность мероприятий по обеспечению безопасности. Например – разметка проезжей части, которая возможна лишь в короткий летний период в северных районах, где снеговой покров лежит большую часть года, и эффективна практически круглый год на побережье Черного моря, где снеговой покров лежит не более 3 недель.


В зоне вечной мерзлоты, из-за недостаточного испарения и малой глубины летнего оттаивания грунт сильно увлажнен, а в пониженных местах заболочен. Проезд по грунтовым поверхностям возможен только на вездеходах. Основная сеть технологических дорог в тундре имеет покрытия из сборных железобетонных плит на невысоком земляном полотне из привозного песка. Низкая ровность этих покрытий часто становится причиной дорожных происшествий. Длительная продолжительность морозных периодов на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке создает возможность использования автозимников - временных дорог, прокладываемых по речному льду и по замерзшей поверхности грунта. Покрытием на них служит уплотненный слой снега. Движение при свете фар из-за малой продолжительности зимнего светового дня, скользкость накатанной снеговой поверхности способствуют дорожно-транспортным происшествиям. Опасность создают наледи. При движении группы автомобилей резкое снижение скорости передним автомобилем при въезде на наледный участок создает опасность групповой аварии.

В горно-таёжной местности на дорогах имеются длинные участки с большими уклонами - до 60—80‰. В верхней части спуска дороги здесь обычно проходят в выемке, а в нижней части - в насыпи. Наряду с происшествиями, связанными с превышением скорости и пересекающимися дорогами в нижней части спусков, весной возникают происшествия в зоне перехода из выемки в насыпь. На проезжей части выемки, прогреваемой солнечными лучами относительно короткое время, сохраняется снеговой покров. На открытой насыпи днем проезжая часть оттаивает, а при ночных заморозках снова замерзает, образуя скользкую поверхность. При въезде на нее с большой скоростью, развитой на сухой поверхности проезжей части в выемке, возникают заносы автомобилей.

В равнинных районах Дальнего Востока дороги имеют много длинных прямых участков. Однообразный долинный ландшафт способствует непроизвольному для водителей превышению скорости и потере внимательности, связанным для них с впадением в своеобразное полудремотное состояние («дорожный гипноз») из-за недостаточности поступления информации — сенсорного голода. Считают, что на автомобильных дорогах этим обстоятельством вызвано от 1,7 до 2,4% дорожных происшествий.

В жаркую сухую погоду на грунтовых и гравийных дорогах за автомобилями образуется облако пыли, длина которого достигает 150 м и более. Облака пыли при движении грузовых автомобилей поднимаются на высоту 8-11 м. В безветренную погоду от проезда одиночного автомобиля пыль остается во взвешенном состоянии до 1,5-2 мин. Пыль ограничивает фактическую видимость дороги и повышает опасность разъездов при встречном движении.


В горной местности дороги обычно укладывают вдоль речных долин и переходят из долины одной реки в долину другой поперечно-водораздельным ходом, через перевалы. Дорожные условия осложняются по мере углубления в горы и приближения к перевалу. На предгорных участках дороги имеют пологий продольный уклон и множество кривых в плане с ограниченной видимостью, обусловленной необходимостью вписывания в склоны долины. По мере приближения дороги к перевалу условия движения осложняются. Долина сужается, склоны ее становятся более крутыми. Трасса становится извилистой, а радиусы кривых уменьшаются. На горных дорогах возникает опасность от падения камней со склонов, завалы дороги селевыми выносами и снежными лавинами.

4. Назвать показатели, характеризующие дорожно-транспортные происшествия.

Дорожно-транспортные происшествия возникают на различных участках дорог, отличающихся как по транспортно-эксплуатационным характеристикам, так и по интенсивности движения. Для анализа степени безопасности участка дороги используют коэффициент относительной аварийности (коэффициент происшествий). Для длинных, сравнительно однородных по геометрическим элементам участков дорог коэффициент относительной аварийности выражают числом происшествий на 1 млн авт-км пробега по этому участку:

, (1)

где z - количество происшествий за год;

N - среднегодовая интенсивность движения в обоих направлениях, авт/сут;

L - длина участка дороги, км.

Для происшествий со смертельными исходами расчет ведут на 10 млн авт-км.

Для коротких опасных участков (мосты, пересечения дорог, местные сужения проезжей части) выражение (1) непригодно. Степень опасности движения здесь оценивают другим показателем - количеством дорожно-транспортных происшествий Кг, приходящихся на 1 млн автомобилей, прошедших через этот участок. При этом учитывают не только происшествия на самом объекте, но и случившиеся в пределах зоны изменения скоростей на подходах к нему:

, (2)

Дорожно-транспортные происшествия имеют последствия различной тяжести - от незначительных повреждений автомобилей до серьезных ранений и смертельных исходов. Чтобы оценить степень опасности для едущих и возможный материальный ущерб, используют