ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Назвать особенности дорожной сети России.
Особенностью дорожной сети России является малая плотность дорог, имеющих покрытия, по которым возможен проезд в течение всего года. Общая протяженность дорог общего пользования составляет около 1396 тыс. км, из которых 984 тыс.км (70%) имеют твёрдое покрытие (2013 год).
Дороги общего пользования – автодороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Дорожное покрытие - верхняя часть дорожной одежды, непосредственно воспринимающая усилия от колес транспортных средств.
Дорожная одежда - конструктивный элемент автомобильной дороги, воспринимающий нагрузку от транспортных средств и передающий ее на земляное полотно.
К твёрдым покрытиям относятся асфальтобетонные покрытия, монолитные бетонные и железобетонные сборные покрытия (жб плиты).
Россия — единственная страна, через которую проходят 8 климатических зон. В России разница между среднегодовой летней и зимней температурой составляет 36 ̊ по Цельсию. Население России тоже распределено очень неравномерно. В Сибири, площадь которой составляет ¾ площади России, проживает лишь 20 % населения страны. В силу этих факторов, оценка густоты дорожной сети России с относительно других стран мира необъективна, ведь развитие дорожной сети в России требует применения других способов, нежели, например, на Западе, и соблюдения особых технологий при строительстве.
Значительная часть автомобильных дорог общего пользования имеют низкое качество: 8% автодорог приходится на грунтовые дороги. В настоящее время 28 % сельских населенных пунктов Российской Федерации не имеют дорог с твердым покрытием для связи с сетью путей сообщения общего пользования.
Низкий технический уровень, несоответствие параметров дорог интенсивности движения и составу транспортного потока (только около четверти всех дорог с твердым покрытием рассчитаны на осевую нагрузку 10т., регулярные перегрузки отдельных участков дорог не позволяют реализовывать эксплуатационные качества современных автомобилей: средние скорости движения в России более чем вдвое ниже, чем в европейских странах. Неудовлетворительное состояние дорожных покрытий на значительной части автомобильных дорог вызывает увеличение стоимости перевозок. Все названные факторы увеличивают транспортные издержки и издержки времени доставки грузов и пассажиров.
Значительная часть улиц и автодорог в населенных пунктах имеет неудовлетворительное состояние, что приводит к повышению издержек эксплуатации автомобильного транспорта, снижению скоростей движения и повышению аварийности (в городах происходит более 70% от общего числа дорожно-транспортных происшествий).
При увеличении протяженности автомобильных дорог общего пользования за последние 10 лет на 15%, автомобильный парк вырос почти в два раза. Увеличилось количество автомобилей в расчете на 1 км автомобильных дорог общего пользования. Рост парка автомобилей привели к резкому росту числа дорожно-транспортных происшествий.
-
Назвать основные группы дорог дорожной сети России.
Автомобильные дороги федерального значения, связывающие административные центры субъектов федерации, а также соединяющие дорожную сеть страны с сопредельными странами. Но лишь часть этих дорог относится к категории автомобильных магистралей — дорог с самостоятельными проезжими частями для движения в разных направлениях и разделительной полосой. Автомобильные магистрали являются наиболее безопасными дорогами, так как их конструкция предотвращает возможность встречных столкновений автомобилей, а характер трассы рассчитывают на высокие скорости движения. В среднем количество дорожно-транспортных происшествий на 1 млн авт-км на автомобильных магистралях в 5 раз меньше, чем на двухполосных дорогах. В России магистральные дороги составляет 4% сети дорог общего пользования, но по ним выполняется более 30% грузовых и пассажирских перевозок.
Автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, находятся в собственности субъектов РФ и финансируются из их бюджетов. Многие из этих дорог были построены десятки лет назад по техническим условиям, уже не удовлетворяющим требованиям современного автомобильного движения. На них много опасных участков:
-
кривых малых радиусов, -
мест с ограниченной видимостью и неудачными сочетаниями элементов плана н продольного профиля, -
перегруженных движением.
В современных условиях дефицита местных бюджетов реконструкция таких дорог сводится к проведению выборочного улучшения, часто сводящегося к замене гравийных покрытий асфальтобетонными, без улучшения параметров дороги в плане и продольном профиле, что приводит к возрастанию скоростей движения на этих участках, оставшихся опасными, что вызывает рост числа дорожно-транспортных происшествий.
Дороги местного значения - автомобильные дороги поселений, муниципальных районов или городских округов. На Дальнем Востоке в качестве местных дорог общего пользования часто используются бывшие построечные дороги, прокладывавшиеся когда-то вдоль сооружаемых железных дорог для нужд строительства, или лесовозные дороги, построенные в глухой тайге для вывоза древесины, а затем используемые в качестве общесетевых дорог для местных автомобильных перевозок. К данному виду дорог также относятся сельские дороги, связывающими центральные усадьбы совхозов с районными центрами. Нередко эти дороги строили неспециализированные организации, используя для снижения стоимости строительства пониженные технические условия, с узкой проезжей частью, крутыми подъемами, малыми радиусами кривых в плане и продольном профиле, не учитывая их последующего общесетевого использования. На этих дорогах бывает много опасных мест, а транспортно-эксплуатационные их качества невелики. Многие местные дороги являются грунтовыми. В периоды распутиц автомобильные перевозки по местным дорогам порою невозможны неделями. Для местных дорог характерно повышенное количество дорожно-транспортных происшествий на 1 млн авт-км, поскольку трасса многих из них отличается низкими транспортно-эксплуатационными характеристиками, наличием в транспортном потоке тракторов, сельскохозяйственных машин, лесовозов и относительно высоким процентом мотоциклистов, с более низкой квалификацией и дисциплиной водителей.
Существуют ещё и частные дороги, принадлежащие физическим и юридическим лицам. Эти дороги могут быть общего или необщего пользования, платные или бесплатные. Эти дороги могут иметь различные транспортно-эксплуатационные характеристики и потребительские свойства.
3. Дать характеристику условий дорожного движения в различных природных районах России.
Климат существенно влияет на условия и безопасность движения и на эффективность мероприятий по обеспечению безопасности. Например – разметка проезжей части, которая возможна лишь в короткий летний период в северных районах, где снеговой покров лежит большую часть года, и эффективна практически круглый год на побережье Черного моря, где снеговой покров лежит не более 3 недель.
В зоне вечной мерзлоты, из-за недостаточного испарения и малой глубины летнего оттаивания грунт сильно увлажнен, а в пониженных местах заболочен. Проезд по грунтовым поверхностям возможен только на вездеходах. Основная сеть технологических дорог в тундре имеет покрытия из сборных железобетонных плит на невысоком земляном полотне из привозного песка. Низкая ровность этих покрытий часто становится причиной дорожных происшествий. Длительная продолжительность морозных периодов на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке создает возможность использования автозимников - временных дорог, прокладываемых по речному льду и по замерзшей поверхности грунта. Покрытием на них служит уплотненный слой снега. Движение при свете фар из-за малой продолжительности зимнего светового дня, скользкость накатанной снеговой поверхности способствуют дорожно-транспортным происшествиям. Опасность создают наледи. При движении группы автомобилей резкое снижение скорости передним автомобилем при въезде на наледный участок создает опасность групповой аварии.
В горно-таёжной местности на дорогах имеются длинные участки с большими уклонами - до 60—80‰. В верхней части спуска дороги здесь обычно проходят в выемке, а в нижней части - в насыпи. Наряду с происшествиями, связанными с превышением скорости и пересекающимися дорогами в нижней части спусков, весной возникают происшествия в зоне перехода из выемки в насыпь. На проезжей части выемки, прогреваемой солнечными лучами относительно короткое время, сохраняется снеговой покров. На открытой насыпи днем проезжая часть оттаивает, а при ночных заморозках снова замерзает, образуя скользкую поверхность. При въезде на нее с большой скоростью, развитой на сухой поверхности проезжей части в выемке, возникают заносы автомобилей.
В равнинных районах Дальнего Востока дороги имеют много длинных прямых участков. Однообразный долинный ландшафт способствует непроизвольному для водителей превышению скорости и потере внимательности, связанным для них с впадением в своеобразное полудремотное состояние («дорожный гипноз») из-за недостаточности поступления информации — сенсорного голода. Считают, что на автомобильных дорогах этим обстоятельством вызвано от 1,7 до 2,4% дорожных происшествий.
В жаркую сухую погоду на грунтовых и гравийных дорогах за автомобилями образуется облако пыли, длина которого достигает 150 м и более. Облака пыли при движении грузовых автомобилей поднимаются на высоту 8-11 м. В безветренную погоду от проезда одиночного автомобиля пыль остается во взвешенном состоянии до 1,5-2 мин. Пыль ограничивает фактическую видимость дороги и повышает опасность разъездов при встречном движении.
В горной местности дороги обычно укладывают вдоль речных долин и переходят из долины одной реки в долину другой поперечно-водораздельным ходом, через перевалы. Дорожные условия осложняются по мере углубления в горы и приближения к перевалу. На предгорных участках дороги имеют пологий продольный уклон и множество кривых в плане с ограниченной видимостью, обусловленной необходимостью вписывания в склоны долины. По мере приближения дороги к перевалу условия движения осложняются. Долина сужается, склоны ее становятся более крутыми. Трасса становится извилистой, а радиусы кривых уменьшаются. На горных дорогах возникает опасность от падения камней со склонов, завалы дороги селевыми выносами и снежными лавинами.
4. Назвать показатели, характеризующие дорожно-транспортные происшествия.
Дорожно-транспортные происшествия возникают на различных участках дорог, отличающихся как по транспортно-эксплуатационным характеристикам, так и по интенсивности движения. Для анализа степени безопасности участка дороги используют коэффициент относительной аварийности (коэффициент происшествий). Для длинных, сравнительно однородных по геометрическим элементам участков дорог коэффициент относительной аварийности выражают числом происшествий на 1 млн авт-км пробега по этому участку:
, (1)
где z - количество происшествий за год;
N - среднегодовая интенсивность движения в обоих направлениях, авт/сут;
L - длина участка дороги, км.
Для происшествий со смертельными исходами расчет ведут на 10 млн авт-км.
Для коротких опасных участков (мосты, пересечения дорог, местные сужения проезжей части) выражение (1) непригодно. Степень опасности движения здесь оценивают другим показателем - количеством дорожно-транспортных происшествий Кг, приходящихся на 1 млн автомобилей, прошедших через этот участок. При этом учитывают не только происшествия на самом объекте, но и случившиеся в пределах зоны изменения скоростей на подходах к нему:
, (2)
Дорожно-транспортные происшествия имеют последствия различной тяжести - от незначительных повреждений автомобилей до серьезных ранений и смертельных исходов. Чтобы оценить степень опасности для едущих и возможный материальный ущерб, используют