Файл: Назвать особенности дорожной сети России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Опасными участками на дорогах являются не только сами места ухудшения дорожных условий, но и примыкающие к ним участки дорог, на которых транспортные потоки снижают скорость, протяженностью до 1-2 км.

9. Назвать факторы, влияющие на избираемые водителем режимы движения.

Автомобильная дорога представляет собой различные последовательные сочетания элементов плана и профиля, по-разному влияющими на скорость движения. На длинных прямых горизонтальных участках и на спусках скорости более высокие, а на затяжных подъемах скорости – более низкие. Водители автомобилей, если они не движутся в составе плотного транспортного потока, когда режим их движения вынужден, выбирают скорость интуитивно, в соответствии со своим опытом и восприятием дорожных условий. Водитель оценивает условия движения преимущественно визуально. Дополнительными источниками информации являются также ускорения, возникающие при проезде по кривым и неровным участкам дороги.

На выбор водителем режима движения влияют следующие факторы:

  • элементы дороги (изменения направления дороги, дорожные знаки, неровности проезжей части, примыкания, разветвления и перекрестки, дальность видимости);

  • обстановка движения (встречный и попутный транспорт, пешеходы на обочинах, погодные условия);

  • привлекающие внимание посторонние объекты, не связанные с движением (здания и сооружения, элементы ландшафта, рекламные щиты и т.п.).

В процессе движения взгляд водителя перескакивает с одного объекта на другой, фиксируя опорные точки, оконтуривающие в пространстве коридор, по которому идёт автомобиль (рис.1).





Рис.1. Последовательность перемещение взгляда водителя при проезде кривых в плане на горных дорогах: а) выпуклая кривая; б) вогнутая кривая

Этими опорными точками являются края проезжей части и земляного полотна
, линии разметки, придорожные насаждения, выступы скал, дорожные знаки, встречные автомобили и др. При выборе объекта в первую очередь взгляд водителя останавливается на предметах более ярких и расположенных на пути следования автомобиля, особенно на проезжей части и обочинах дороги.

Количество объектов, которые водитель может различить и зафиксировать в своем сознании, ограничено временем восприятия его органами чувств. Существует пороговая величина восприятия, в среднем для зрения она равна 1/10 с, для слуха - 1/20 с, для мускульной реакции на толчки и тряску - 1/5 с. Более частые воздействия воспринимаются как непрерывные процессы - мелькание в глазах, гул, вибрация. Обычно водитель концентрирует внимание только на одном явлении, получая о других только общее представление.

При возрастании скорости взгляд водителя охватывает все меньшую ширину дорожной полосы и сосредоточивается на большем удалении автомобиля (рис. 2). Сужение зоны сосредоточения внимания водителей повышает опасность наезда на неожиданно появляющихся на дороге пешеходов или животных.







Рис.2. Точки сосредоточения взгляда водителя за период в 3 мин при проезде по дороге с разными скоростями: а) 20 км/ч; б) 80 км/ч; в) ‑ зоны, охватываемые взглядом; (цифры на сетке координат характеризуют отклонения точек от взгляда водителя, направленного вдоль дороги, в градусах)

При монотонности дорожных условий, например при движении по длинному прямому участку в открытой равнинной местности, к водителю поступает меньше информации и наступает «сенсорный голод». Острота восприятия окружающей обстановки снижается, мысли рассеиваются, водитель впадает в дремотное состояние, граничащее со сном – "дорожный гипноз". Этому способствует укачивающие колебания автомобиля, гипнотизирующее действие набегающих белых линий разметки, бликов на капоте автомобиля. Продолжительность реакции водителя увеличивается и неожиданное осложнение условий движения может вызвать ДТП.

Органы чувств водителя дают ему возможность в каждый момент времени воспринять ограниченное количество факторов. На открытой местности водитель фиксирует явления, расположенные перед ним в зоне до 600 м, а на городской улице ‑ в зоне до 100 м. Если в пределах зоны восприятия

L находится М видимых объектов, то осознать из них водитель может только часть имеющихся объектов m = L/(vt), где t - среднее время, необходимое для распознавания одного объекта; v - скорость движения автомобиля. При возрастании скорости количество осознаваемых объектов уменьшается и водитель хуже оценивает обстановку.

При чрезмерной плотности и разнообразии объектов внимания происходит перегрузка мозга информацией и внимание рассеивается, в результате водитель не замечает некоторых элементов, например, дорожных знаков.

Чрезмерная плотность событий, привлекающих внимание водителей, ‑ "перегрузка информацией", количество которой превышает воспринимающую способность человека, приводит к неспособности адекватно оценивать тот или иной фактор и, как следствие, к неправильным действиям, ведущим к ДТП. Ситуация осложняется при движении автомобиля в плотном потоке, Следуя в составе колонны на минимальном расстоянии от впереди идущего автомобиля, водитель больше ориентируется на маневры идущего перед ним автомобиля, чем на дорожные условия и имеет ограниченное время для принятия решений, что создаёт опасность ошибки, ведущей к ДТП. Установлено, что на одной и той же дороге, при одиночном движении водитель за минуту в 1,5 раза чаще бросал взгляд на знаки и в 2,7 раза чаще на кромку проезжей части, чем при движении в колонне.

Если придорожные ландшафты и характер трассы однотипны на большом протяжении, у водителей вырабатывается определенная последовательность движения и автоматизм операций управления автомобилем. Изменение дорожных условий воспринимается водителями как дополнительная трудность, которую он психологически не готов преодолеть. Анализ ДТП показывает, что в 70% случаев скорости в месте происшествий и в 500 м перед ним были практически одинаковы, т. е. водители, подъезжая к опасному месту, не снижали скорости. Таким образом, опасность участков дороги диктуется не сложностью трассы или состояния дорожного покрытия, а их отличием от характеристик предшествующих участков, вызывающим необходимость резкого изменения режима движения. Как доказательство этого, на многих участках горных дорог со сложной и трудной трассой, создающей у водителей понимание её опасности, относительное количество происшествий на 1 млн авт-км меньше, чем на дороге с более легкой трассой.

10. Каково влияние изменения условий проезда на разных участках дороги на эмоциональную нагрузку водителя?


Усложнение условий движения отражается на нервно-психическом состоянии водителя и его эмоциональной напряженности. Особенно опасен переходный период, когда водитель изменяет скорость своего автомобиля, приспосабливаясь к условиям движения на новом участке дороги.

Нервно-психические процессы проявляются внешне в форме физиологических изменений в организме водителя - изменением частоты пульса и дыхания, частотой блуждания взгляда водителя, изменением электропроводности кожи.

При езде по дороге с часто и резко меняющимися параметрами трассы пики эмоциональной напряженности водителя повторяются неоднократно. Постепенно накапливаясь во время поездки, эмоциональная напряженность снижает способность водителей быстро реагировать на изменение обстановки движения, следствием чего могут быть ошибки, приводящие к дорожно-транспортным происшествиям. Процент происшествий возрастает с увеличением продолжительности пребывания за рулем во время рабочей смены, как показано на Табл.1.


Продолжительность пребывания за рулём, ч

2

2-4

4-8

8-12

12

Процент происшествий

8,2

10

23,2

24,5

34,1


При плавном сочетании элементов трассы дороги скорость движения по дороге изменяется в малых пределах, а нервно-эмоциональная нагрузка у водителей существенно снижается, обеспечивая оптимальный уровень внимательности и быстроты реакции. Движение безопаснее, а управление автомобилем менее утомительно. Поэтому при проектировании дорог и их содержании следует обеспечивать безопасность движения не только с позиции механической устойчивости автомобиля, но и поддержания оптимальной нервно-эмоциональной нагрузки водителей.

11. Объяснить взаимосвязь элементов комплекса дорога-автомобиль-водитель и его влияние на безопасность движения.

При проектировании новых дорог в обязательно учитываются требования безопасности при движении автомобилей с расчётной скоростью, принимаемой в зависимости от категории дороги. Проекты разрабатываются в соответствии со строительными нормами и правилами. Положения,
записанные в строительных нормах, учитывают три группы факторов, влияющих на безопасность движения. Эти три группы факторов обычно называются "комплекс дорога (Д) - автомобиль (А) ‑ водитель (В)", подчёркивая их взаимосвязь. Существует ещё и четвёртая группа факторов - окружающая среда, но он реже упоминается, поскольку нормативные требования к элементам трассы даются для благоприятного состояния проезжей части и хорошей погоды. Перечислим факторы, входящие в каждую названную группу.

Дорожные условия (Д):

  1. Плотность дорожной сети;

  2. Геометрические параметры дороги;

  3. Качество покрытия;

  4. Окружающий ландшафт;

  5. Соседство населённого пункта;

  6. Наличие искусственного освещения.

Транспортное средство (А):

  1. Скоростные и тормозные качества;

  2. Конструктивная безопасность;

  3. Техническое состояние;

  4. Размеры, окраска;

  5. Состав и плотность транспортного потока.

Участники движения (В):

  1. Квалификация;

  2. Возраст;

  3. Пол;

  4. Психологические особенности;

  5. Физическое состояние.

Рассмотрим характер влияния каждой составляющей комплекса дорога - автомобиль - водитель на безопасность движения.

Начнём с дорог. Дорожная сеть в каждом регионе страны складывалась многими десятилетиями. Каждая дорога строилась когда-то с учётом существовавшего в давние годы транспорта. За годы эксплуатации дороги что-то в её облике менялось, например, совершенствовался тип дорожной одежды, но первоначальное очертание трассы обычно меняется незначительно. Местность вдоль дороги обычно застраивается, и это фиксирует трассу, делая её изменение дорогостоящим и технически сложным мероприятием. Если для новых трассу выбирают с учётом обеспечения перевозок с расчетными скоростями, то для многих старых дорог возникает другая задача – устанавливать допустимые скорости исходя из особенностей трассы, информируя водителей дорожными знаками.

Дорога влияет на условия движения через:

  • элементы её трассы (сочетания прямых и кривых участков, подъёмов и спусков),

  • качество покрытия,

  • а также создаваемым у водителей представлением о необходимом режиме движения. Очертаниями своего плана и профиля дорога облегчает автомобилю прохождение криволинейных участков с расчётной скоростью, косвенно психологически подсказывая водителям выбор режима движения.