Файл: 1 Теоретикометодические аспекты формирования единого информационного пространства в организации.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Кроме возможности быть заполненным, пространство не имеет никакого другого свойства; если же абстрагироваться от установления отдельного места и его наполнения, оно есть пустое и мертвое ничто». В рассматриваемом нами случае пространство предполагает информационное наполнение. Понятие «информация» – это субстрат всех информационных явлений. Но пока именно с неясной трактовкой данного понятия связана сложность их определения.
От информационного субстрата информационное пространство наследует множество свойств. Рассмотрим лишь те из них, которые воспроизводятся в библиотеке. Информации свойственны «нетленность, рост во времени и распространение в пространстве». Свойство мобильности, т. е. распространение в пространстве, является для информационного пространства системообразующим фактором, рост во времени обусловил все большую сложность в его развитии и одновременно, в соответствии со вторым законом диалектики, при увеличении количества способствует появлению новых качеств.
Очень часто информация трактуется как организованность, для которой существует заранее заготовленные места и способы употребления в системах деятельности». В силу этого одним из главных свойств информационного пространства можно считать его структурированность. Структурированность и отражательность тесно связаны с модальностью информации. Отражать в сознании что-либо можно, если происходит упорядочение мира (материи) по каким-либо основаниям признакам. Таким образом, отражать в сознании – это значит моделировать. Отражательная сущность информации позволяет определить ее и как метод связи человека с окружающей средой и как первый этап адаптации человека к среде обитания и (или) ее дальнейшего преобразования через деятельность. Информация, как один из методов связи, порождает такое атрибутивное свойство, как коммуникативность. Передавать информацию можно только при появлении у нее материальной формы – звука, жеста, знака. Информационное пространство возникает только в процессе коммуникации и является ее результатом. Информация как элемент деятельности, обладает такими сущностными свойствами, как вспомогательность и инструментальность. Человек создает информационные модели выборочно, отражая только те явления, которые имеют для него ценность. Таким свойством как выборочность отражения мира субъектом объясняется еще два атрибутивных свойства информации – ее селективность и оценочность.
Со свойством модельности неразрывно связано и свойство номинативности. Нельзя создать модель, не называя ее объекты и явления или их характеристики. Так, древние египтяне считали, что вещь, не имеющая названия, не существует. Процесс создания номенов объясняет и такое свойство информации как редупликация. Это свойство обусловило появление вторичных информационных продуктов и вторичного уровня информационного пространства, без него невозможно обеспечить его целостность. Оно создано человеком, является материально-духовным конструктом, и, значит, информационное пространство можно рассматривать с точки зрения деятельностного подхода. Согласно этому подходу объединение всех компонентов деятельности возможно только с помощью цели.
Цель всегда формируется вне системы – системой более высокого ранга. Несомненно, цель информационного пространства – создание среды обитания человека, наполненной информацией, доступной для него в процессе универсума человеческой деятельности (УЧД) и используемой для УЧД.
Таким образом, объективность возникновения информационного пространства связана с обязательной информационной составляющей любой деятельности. И потому чем больше усложняется УЧД, тем сложнее и разнообразнее явления (объекты), расположенные в определенном пространстве. Естественно, что информация проявляет свои родовые свойства в информационных явлениях, она объективный фактор их многообразия.
Основными компонентами информационного пространства являются:
1) информационные ресурсы,
2) средства информационного взаимодействия
3) информационная инфраструктура.
Информационные ресурсы - это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации; документы и массивы документов, отдельные и в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, базах данных и знаний и т.д.).
Информационные ресурсы можно классифицировать следующим образом:
1) По отношению к предприятию: внутренние и внешние.
2) По способу хранения (передачи): бездокументарные, документарные и электронные.
3) По типу источника(пользователя): персональные, коллективные (группа, структурное подразделение и общекорпоративные.
4) По доступности: общедоступные, частично закрытые (только для группы лиц) и закрытые (для нескольких лиц).
Информационная инфраструктура (ИИ) - это организация взаимодействия информационных потоков (при этом несущественно какой носитель).
Создание ИИ, использующей компьютерные технологии подразумевает комплекс мероприятий который включает в себя:
- организационные мероприятия (определение структуры документов и маршрутов их движения, определение ответственности за виды проводимых мероприятий, определение правил организации разработки программ и структуры базы данных, способы финансирования и другие);
- технические мероприятия (приобретение, установка и техническое обеспечение эксплуатации оборудования, создание кабельной системы);
- определение системного программного обеспечения которое будет использоваться в организации и создание LAN как программно- технического комплекса (установка системного программного обеспечения, организация маршрутизации между подсетями, администрирование сети и работа с пользователями сети);
- обучение сотрудников организации;
- использование при работе с документами стандартного программного обеспечения, организация почтовой службы, организация доступа к Internet;
- проектирование и разработку программных продуктов и создание информационно-аналитической системы (ИАС);
- обеспечение безопасности информации;
- работу службы эксплуатации и внедрения;
- наполнение базы данных;
Обеспечением создания информационного пространства организации, использующей компьютерные технологии должны обеспечивать следующие службы (отделы или лаборатории):
1. Техническая служба. Функции - работы по монтажу LAN, установка оборудования, ремонт и замена оборудования.
2. Служба эксплуатации и внедрения. Функции - работа с Заказчиком приложений ИАС по постановке задачи, установка приложений ИАС, подготовка заданий для группы разработки программного обеспечения, обучение персонала.
3. Группа разработки программного обеспечения.
В процессе разработки и установления единого информационного пространства используют информационные технологии.
Информационная технология - система методов и способов использования информационно-вычислительной техники и систем связи для создания, сбора, передачи, хранения, поиска, обработки и распространения информации.
Данные - факты, обработанные и представленные в формализованном виде (т.е. на каком либо носителе) для дальнейшей обработки.
Автоматизированная информационная система - совокупность программных и аппаратных средств, предназначенных для хранения и/или управления данными и информацией и производства вычислений. ИС может быть проанализирована, построена и управляема на основе общих принципов построения системы. ИС является динамической и развивающейся. При построении ИС необходимо использовать системный подход. ИС следует воспринимать как человеко-машинную (средства, обеспечивающие взаимодействие с компьютером).
Информационная система (ИС) - по законодательству РФ - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. Информационные системы предназначены для хранения, обработки, поиска, распространения, передачи и предоставления информации.
Информационно-аналитическая система - это часть программной поддержки информационной инфраструктуры организации, обеспечивающая специальные задачи управления.
ИС развиваются в двух направлениях:
- разработка ИС, в основе которых лежит производственный цикл;
- разработка ИС, в основе которых лежит цикл принятия решения.
Основными свойствами ИС являются:
- расширяемость (масштабируемость);
- мобильность (переносимость);
- интероперабельность;
- распределённость;
- многоплатформенность;
- поддержка общепринятых стандартов;
- обеспечение целостности данных;
- производительность;
- дружественность к пользователю;
Основные характеристики единого информационного пространства.
1. Единое информационное пространство организации базируется на новых распространённых технологиях и обеспечивает масштабируемость, расширяемость и хорошие интеграционные возможности, благодаря этому существенно облегчается внедрение бизнес-приложений (электронный документооборот, системы автоматизации бизнес-процессов, корпоративные порталы и т.д.);
2. Единое информационное пространство организации поддерживает географическое расширение бизнеса и информационную интеграцию филиалов, поддерживает Интернет-доступ к корпоративным приложениям и рабочим данным.
3. Единое информационное пространство организации может обслуживаться и управляться централизованно (включая все оборудование и программное обеспечение в региональных офисах, если таковые есть), что позволяет снизить себестоимость обслуживания инфраструктуры, прогнозировать расходы и повысить оперативность в решении инцидентов;
4. Все информационные ресурсы компании находятся на центральных серверах офиса, в отношении которых проводятся мероприятия по защите от несанкционированного доступа, архивации рабочей информации, антивирусной защите, что позволяет снизить риск потери важных данных и несанкционированного доступа к ним, и в целом повышает стабильность работы информационных систем компании;
5. Даже без внедрения специальных бизнес-приложений ИТ-инфраструктура в базовом варианте обеспечит для организации: разграничение прав доступа к данным, корпоративную почту, сетевые рабочие папки, архивирование данных,
централизованную антивирусную защиту, межсетевой экран и т.д.
1.2 Цели, задачи и принципы формирования единого информационного пространства в организации
Цели формирования единого информационного пространства организации диктуются проблемами, возникающими при его отсутствии.
До внедрения единого информационного пространства на предприятии сотрудники пользуются локальными программами. Проблемы с их стыковкой между собой значительно затрудняют оперативное управление предприятием. Складской учет, сбыт, расчет заработной платы, ведение главной книги, - все эти важные задачи решаются средствами разрозненных продуктов. Из разных отделов к руководству предприятия могут поступать противоречивые сведения. К примеру, в отделе сбыта могут не знать о задолженности перед контрагентом при бартерных операциях, поскольку документы снабжения оформлялись в другом подразделении. Использование единого информационного пространства снимает эти проблемы. Все необходимые для работы оперативные бизнес-данные становятся актуальны, достоверны и согласованы между собой. В результате удается вновь вовлечь в хозяйственный оборот средства, "замороженные" в расходных материалах и комплектующих, оптимизируются расчеты с госбюджетом и коммерческими партнерами предприятия. Предприятие получает дополнительные ресурсы для развития производства, и внедренные информационные системы управления становятся существенным фактором успешной работы предприятия.
Таким образом, главной целью работ по формированию информационного пространства является обеспечение взаимодействия всех информационных потоков организации на удобной основе с учетом интересов пользователей и компании в целом.
Внедрение информационного пространства способствует:
- получению более рациональных вариантов решения задач, за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем;
- освобождению пользователей от рутинной работы за счет ее автоматизации;
- замене бумажных носителей данных на электронные;
- обеспечению достоверной информации;
- уменьшению затрат на производство продуктов и услуг;
- отысканию новых рыночных ниш;
- привязке к фирме покупателей и поставщиков за счет предоставления им разных скидок и услуг.