Файл: 1. Причины, особенности и основные этапы Великой Английской буржуазной революции и развитие буржуазного государства в Англии в xvii в.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Английское "тризн" является наименованием определенной группы преступлений, которое обнимает и такие посягательства на внешнюю государственную безопасность (по-русски могло быть звучать государственная измена) и такие, как посягательства на личность короля, наследника престола и даже на некоторых высших должностных лиц.

"Фелония" - термин феодального права, которым называлось всякое нарушение обязанностей вассала по отношению к сюзерену и наоборот. Также фелония каралась смертью и лицо, обвинявшееся в "фелонии" не имело права вызывать свидетелей защиты, а также пользоваться помощью адвоката.

За исключением "тризн" все преступления, которые не подходят под понятие "фелонии", составляли группу "мисдиминор" (букв. - проступок). Подобно разделение на преступлений на три группы сразу показывает уголовное право в "английском стиле" дает представление о чрезвычайной сложности и казуистичности его норм.

Закон об уголовном праве от 21 июля 1967 г., вступивший в силу с 1 января 1968 г., упразднил деление преступлений на тризн, фелонию и мисдиминор. Производство во всех случаях осуществляется по правилам, ранее предусмотренным для "мисдиминоров".

Таким образом упразднение деления преступлений на "фелонию" и "мисдиминор" стало существенным прогрессивным шагом английского уголовного законодательства, поскольку это значительно облегчило деятельность не только правоохранительным органам, но и судам.

Лицами, которые освобождаются от уголовной ответственности в силу занимаемого ими положения, являются:

1) Король, который "не может совершить преступления" ибо "его воля слишком совершенна, чтобы творить неправду".

2) Послы и лица, входящие в состав служебного персонала посольства иностранного государства.

После 1948 г. английское уголовное право знает три наказания:

1) смертную казнь;

2) тюремное заключение;

3) штраф. В настоящее время они отменены. 18 декабря 1969 года, смертная казнь была отменена

51. Развитие процессуального права Великобритании в XX в.

(НЕТ ИНФЫ ИСКАТЬ В ИНТЕРНЕТЕ)

52. Развитие государственного строя США в XX в.

Основные тенденции государственно-правового развития.

К началу XX в. США становятся крупнейшей мировой державой с собственной колониальной империей. Во многом благодаря чрезвычайно благоприятным природным, демографическим, внешнеполитическим условиям, а также энергии и предприимчивости народа, они выходят на первое место в мире по основным экономическим показателям. Население страны многократно увеличилось в немалой степени за счет эмигрантов, прежние отечества которых тратили средства на их воспитание, образование, здоровье, а новое пожинало плоды трудов достигших зрелого возраста людей. Мировые войны, в которых участвовала страна, фактически не затронули ее территории. Из этих войн она вышла еще более усилившейся как в экономическом, так и в военном отношении. Уже после Первой мировой войны США из страны-должника превратились в страну-кредитора. За это время американская экономика претерпела важные структурно-социальные преобразования.


Основные изменения в государственном механизме.

Другая заметная тенденция связана с диффузией источников формирования государственной политики. Здесь все большую роль начинают играть различные предпринимательские союзы и другие подобные им объединения, известные как группы давления. В середине XX в. их насчитывалось более трех тысяч, и затем наметилось уменьшение их количества за счет укрупнения. Наиболее значительными среди них продолжают оставаться Национальная ассоциация промышленников, объединяющая около 70% промышленных компаний, и Торговая палата. Эти объединения выполняют как экономические, так и политические функции. На основе прогнозов экономического и социально-политического развития, составляемых высококвалифицированными специалистами, эти объединения готовятт меморандумы, рекомендации и даже основные тезисы будущих законопроектов, которые направляются президенту, конгрессу, властям штатов. Данные документы не являются обязательными для государственных властей, но последние в своей политике учитывают требования "большого бизнеса". Крупнейшие корпорации используют и другие каналы воздействия на государственные власти.

Еще одна важная тенденция, особенно ощутимо заявившая о себе после окончания войны Севера и Юга, связана с централизацией государственной власти. В настоящее время этот процесс приобрел более завуалированные формы. Вследствие противодействия штатов, отстаивающих свои конституционные права, названная тенденция стала и в немалой степени противоречивой. Важным проявлением централизации явилось расширение правомочий общефедеральной власти во главе с президентом, хотя и здесь имеются некоторые новации:

XX, XXII, XXV поправки к Конституции законодательно ограничили время пребывания одного лица на посту президента двумя сроками, а для лица, "...занимающего пост президента или исполняющего его обязанности в течение двух лет из того срока, на который президентом было избрано другое лицо", только одним сроком;

вице-президенту, при определенных условиях, предоставлялось право замещения должности президента.

Усиление исполнительной власти сопровождалось созданием разветвленного аппарата управления, состоящего из наемных служащих-профессионалов. До XX в. чиновничий аппарат США был сравнительно невелик, и этим США отличались от бюрократизированных государств континентальной Европы. Но в XX в. президент имел под своим началом большой бюрократический аппарат управления, компетенция которого распространялась на важнейшие сферы жизни страны. К этому времени в США действовали три типа государственных учреждений:



департаменты (министерства), возглавляющие отдельные отрасли управления (первые департаменты были созданы еще в XVIII-XIX вв.; в XX в. они изменились количественно и качественно - значительный аппарат чиновников выполнял большую часть государственной работы);

национальные агентства - учреждения, близкие по значению министерствам, но не имеющие статуса таковых;

многочисленные и разнообразные временные комиссии, бюро, советы, коллегии, администрации, создаваемые на время для выполнения определенных задач, нередко имеющих жизненно важное значение для страны.

Существенным был вопрос и о порядке назначения высших должностных лиц. В соответствии с Конституцией назначение президентом глав департаментов, послов и некоторых других высших должностных лиц требует предварительного согласия сената. Назначение всех других федеральных чиновников предполагает их последующее утверждение сенатом. Замещение второстепенных постов сенат может доверить президенту. На практике роль президента в этом процессе оказывается более значительной. Этому косвенно содействовало установившееся еще в XIX в. деление аппарата управления на гражданскую службу, состоящую из несменяемых чиновников-профессионалов, и правительственную службу, состоящую из высших должностных лиц, назначаемых вновь пришедшим к власти президентом и уходящих со своих постов вместе с ним. Согласно американскому прецеденту, президент, назначая таких должностных лиц, вправе рассматривать их не более как своих доверенных советников. Соответственно на образуемые ими коллегиальные органы не возлагается солидарной ответственности. Эти лица считаются доверенными президента и несут ответственность перед ним.

Но развитию государственного управления были присущи и иные черты. Государственные службы оказались вне действенного государственно-правового контроля. Такое положение во многом обусловливалось и отсутствием в США административных судов и прокурорского надзора. Возмущение общественности коррупцией, злоупотреблением властью и некомпетентностью части государственного аппарата вынудило Конгресс заняться его реформированием. Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в XIX в.

В структуре государственного управления проявилась особенность, обусловленная федеративным устройством США. В стране не сложилось формально единой государственной службы. Каждый штат имеет свой административный аппарат управления, что не означает его фактической общегосударственной разобщенности. Распоряжения президента и глав общефедеральных ведомств выполняются, чему способствуют находящиеся в их распоряжении различные средства давления.


В середине XX в. особую значимость приобрели такие учреждения, как ФБР, ЦРУ, Совет национальной безопасности, Министерство обороны. История показала, что президенты, опираясь на них, имеют возможность принимать важные государственные решения, превышая при этом правомочия, предоставленные им Конституцией, особенно в такой сфере, как вопросы войны и мира. Не считаясь с Конституцией, президенты неоднократно отдавали приказы о ведении военных действий за границей. Весьма авторитарно проявила себя исполнительная власть и внутри страны. В этом отношении показательно ее вторжение в область законодательства. Посредством так называемых исполнительных приказов президенты приобрели право на "делегированное законодательство". Вместе с тем усиление исполнительной власти не означает чрезмерной подмены ею других ветвей. Законодательная и судебная власти остаются важным звеном системы "сдержек и противовесов". В этом качестве особое значение имеют финансово-бюджетные права Конгресса, возможность судебного обжалования административных распоряжений, утверждение сенатом представленных президентом кандидатур на занятие должностей, право импичмента.

53. Законодательство «нового курса» Ф. Рузвельта.

НОВЫЙ КУРС» Ф.Д. РУЗВЕЛЬТА.

Новый курс Рузвельта. В 30-е годы кризис. В США промышленное производство понизилось до 56%, национальный доход сократился на 48%, обанкротилось 40% банков, что лишило миллионы рядовых американцев их скромных сбережений. Около 17 млн. человек потеряли работу. Президент Г. Гувера в надежде фактически ничего существенного не предпринимало.

Обстановка обострялась – голодные походы, демонстрации. В таких условииях на очередных президентских выборах 1932 г. победил Франклин Делано Рузвельт — кандидат от демократической партии. Новый президент выступил с развернутой программой по выходу из кризиса - “Новый курс”. Чтобы стабилизировать денежную систему, был запрещен вывоз золота за границу, проведена девальвация доллара, укрупнена банковская система, в результате крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты. В соответствии с законом о восстановлении национальной экономики от 16 июля 1933 г. вся промышленность была разделена на 17 групп. В целях уменьшения безработицы принимаются экстраординарные меры. Безработных направляли в создаваемые специальные организации (“трудовые лагеря”), занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т.д. Проведение “Нового курса” потребовало мобилизации значительных денежных ресурсов, которые оказались (это было важнейшим фактором успеха) в распоряжении правительства Рузвельта. В это время наметился важный сдвиг в развитии трудового и социального законодательства. Дела, связанные с отношениями между работником и работодателем, рассматривались судами, не учитывая фактическое социально-экономическое неравенство сторон в договоре. Законом Норриса — Лагардия (1932 г.) несколько сужалось право судов издавать так называемые судебные предписания по поводу трудовых конфликтов, что фактически давало возможность судам по своему усмотрению срывать любую забастовку. Этот закон запрещал предпринимателю заставлять рабочих подписывать контракты, обязывающие их не вступать в профсоюз. В 1935 г. был принят закон Вагнера, впервые в общефедеральном масштабе легализовалась деятельность профсоюзов.


В 1935 г. был принят закон о социальном обеспечении, явившийся первым в истории США общефедеральным нормативным актом такого рода. Создавалось Управление по социальному страхованию (пенсии гражданам). В 1938 г. закон, фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени. В итоге “Новый курс”, являвшийся прямым массированным вторжением государства в сферу социально-экономических отношений и включавший значительные элементы регулирования, способствовал смягчению проявлений кризиса.

54. Политика «холодной войны», антидемократическое законодательство в США после Второй мировой войны.

Времена «холодной войны», которая началась буквально сразу же после завершения Второй мировой войны (её начало обычно связывают с речью У. Черчилля, произнесенной в американском городе Фултоне в 1946 г.), свидетельствовали об изменениях в госу­дарственной политике и в деятельности всей системы правоохранительных органов США.

Главным направлением послевоенной «правоохранительной» политики стало пресле­дование коммунистического движения США, когда репрессивный аппарат не проводил особых различий среди участников демократической оппозиции, относя к «подрывным», «экстремистским», «красным» элементам и членов Компартии США, и участников анти­военного движения, и движения за гражданские права черных американцев.

Во второй половине 1940-х и первой половине 1950-х гг. была создана постоянно действующая комиссия палаты представителей американского конгресса по расследованию антиамериканской деятельности и принята серия антидемократических законов и президентских исполнительных приказов. Так, исполнительный приказ № 9635-1947 г., например, запрещал под предлогом «несовместимости» нахождение на федеральной службе коммунистов. Дополняющий его приказ № 10450-1953 г. с традиционной ссылкой «на интересы национальной безопасности» ставил в зависимость принятие или оставление на государственной службе того или иного лица от результатов предварительного рассле­дования ФБР.

Центральное место среди антидемократических правовых актов периода «холодной войны» принадлежало Закону о внутренней безопасности 1950 г., получившему название по имени его авторов — Закона Маккарэна - Вуда. Закон предусматривал наказание в виде тюремного заключения на срок до 10 лет, или штраф в 10 тыс. долл., или то и другое вместе за любые действия, которые были расценены следственными органами как содействующие установлению в США «тоталитарной диктатуры». Закон предусматривал также широкий перечень ограничений для членов коммунистических организаций: работать в государственном аппарате, на военных предприятиях, выезжать за границу и пр. Каждая такая зарегистрированная организация лишалась права пользоваться услугами почты для пересылки своих программ.