Файл: 1. Причины, особенности и основные этапы Великой Английской буржуазной революции и развитие буржуазного государства в Англии в xvii в.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вторая часть Закона Маккарэна-Вуда предоставляла президенту право провозглашать «чрезвычайное положение внутренней безопасности» в случае вторжения на территорию или во владение США неприятеля, а также «восстания внутри США». Это давало возможность Генеральному атторнею (прокурору) содержать под стражей любое лицо на основании простых подозрений, что это лицо может «принять участие или сговориться с другими лицами принять участие в актах шпионажа и саботажа». Таким образом, узаконивалось антиконституционное право превентивного ареста неугодных режиму лиц без суда и следствия.
Принятый в 1954 г. Закон о контроле над коммунистической деятельностью (Закон Хэмфри - Ватлера) провозгласил Коммунистическую партию США «орудием заговора, замышляющего свержение правительства США», и объявил ее вне закона.
Законом Маккарэна-Вуда была создана юридическая база для антидемократической политики ущемления прав американских граждан, получившей название «маккартизма» - по имени сенатора Д. Маккарти, инициатора расследований в конгрессе по выявлению «шпионов и коммунистов» в государственном аппарате США. В 1953 г. этот сенатор был наделен широкими полномочиями для проверки деятельности любого административного органа.
Во второй половине 1960-х - 1970-х гг. США стали отходить «маккартизма». Антидемократическая репрессивная деятельность ФБР и ЦРУ называлась незаконной, преступной не только на страницах газет, но и в следственных комитетах, созданных в 1975 г. в американском конгрессе.
55. Развитие гражданского и торгового права США в XX в.
Гражданско-правовая отрасль в Соединенных Штатах Америки – в отличие от Великобритании – в Новейшее время кодифицирована. На уровне федерации действует ЕТК (Единообразный торговый кодекс) 1952 г.
В большинстве американских штатов в XIX-XX вв. были приняты локальные гражданские кодексы – к примеру, ГК штата Луизиана был принят еще в 1825 г. и являлся копией французского ГК Наполеона 1804 г.
Во второй половине XX в. всем штатам, не имевшим к тому времени собственных гражданско-правовых кодексов, было рекомендовано принять за основу нормативные положения ЕТК (Единообразный торговый кодекс) 1952 г., который, таким образом, сыграл роль «модельного» гражданско-правового кодекса.
К тенденциям развития гражданского права США в Новейшее время можно отнести динамичное развитие таких его элементов, как корпоративное право, регулирующее статус всех юридических лиц страны, а также антитрестовское (антимонопольное) законодательство.
Корпоративное право федерального уровня в настоящее время базируется на разработанном Американской ассоциацией адвокатов Примерном (модельном) законе о предпринимательских корпорациях (действует в редакции 1984 г.).
Корпорация (от новолат. corporatio — объединение) — юридическое лицо, которое является объединением физических лиц, но при этом функционирует независимо от них (то есть самоуправляемо). В широком смысле под корпорацией можно понимать всякое объединение с экономическими целями деятельности.
На развитие локального законотворчества в сфере корпоративного права, несомненно, большое влияние оказал Закон о предпринимательских корпорациях штата Нью-Йорк 1963 г. с последующими изменениями. Роль прецедентов в правовом регулировании американских корпораций в Новейшее время незначительна.
На протяжении 1980-х гг. был существенно упрощен порядок создания корпорации, сократились сроки ее регистрации, уменьшилось количество сведений, необходимых для обязательного включения в регламент корпорации.
Что касается антитрестовского законодательства запретительного («жесткого») типа, присущего США, то первичным нормативным актом в этой сфере по-прежнему остаются Закон Шермана 1890 г., а также Закон Клейтона и Закон о Федеральной торговой комиссии, которые вступили в силу в 1914 г.
Антитрестовское законодательство США запрещает любые слияния фирм, которые могут значительно ослабить конкуренцию.
Договорное право
До конца XIX в. договорные отношения закреплялись прежде всего в прецедентном праве. В XX в. на первый план выступает законодательство штатов. Появляются и получают правовое закрепление многочисленные новые виды договоров (договор лизинга, сочетающего в себе аренду и продажу товара, - ноу-хау и т. д.).ЕТК(единообразный торговый кодекс) кодифицировал многие важные сферы торгового права, которые ранее регулировались отдельными унифицированными законами.Специальный раздел этого Кодекса, посвященный обеспечению сделок, содержал понятие "обеспечительного интереса". В ЕТК под таким интересом понимался интерес в движимом или недвижимом имуществе, обеспечивающий оплату или исполнение обязательства.
В XX веке в США, как и во многих других странах Запада, были узаконены (с некоторыми антитрестовскими оговорками и изъятиями) отдельные виды картельных соглашений, ограничивающих договорную свободу их участников, которые лишаются права вести дела с третьими лицами без согласия организаторов картели. Общая тенденция гражданского права США - расширить права судов в толковании договора вплоть до изменения или даже исключения из него условий, которые, по мнению суда, являются неразумными.
56. Развитие уголовного права США в XX в.
Согласно Конституции США уголовное право, за исключением тех норм которые, имеют общефедеральное значение отнесено к ведению отдельных штатов. Во многих штатах, начиная с 40-х годов 19 века, разрабатываются уголовные кодексы, которые представляли собой разделы свода законов штатов, относящиеся к уголовному праву. В 70-х годах была предпринята попытка кодификации уголовного законодательства федерации. Она нашла свое выражение в составлении специального раздела о федеральных преступлениях в своде законов США. Однако в более полном виде систематизация федерального законодательства была осуществлена в Уголовном кодексе 1909 года. Последний в 1948 году в виде кодифицированного акта был включен в раздел 18 свода законов США.
В 1984 году при президенте Рейгане в период разгара борьбы с возросшей преступностью, особенно организованной, Конгресс принял комплексный закон о контроле над преступностью, предусмотревший усиление уголовной репрессии по отношению к особо опасным видам преступности.
Именно на уровне штатов преступность приобрела особенно большие размеры, и многочисленные акты и кодексы штатов оказались явно недостаточными. В 1962 году институтом американского права был разработан Примерный уголовный кодекс. Он оказал большое влияние на уголовные кодексы штатов, способствовал их сближению. В более чем 40 штатах были приняты новые уголовные кодексы.
Деление преступлений на фелонии и мисдиминоры было позаимствовано из английского права. В ходе развития законодательства по штатам это деление претерпело существенные изменения. Фелонии и мисдиминоры были разделены на несколько классов. Фелонии по сравнению с мисдиминорами – это тяжкие преступления, которые влекут за собой лишение свободы на срок более 1 года. В отношении лиц, совершивших тяжкие правонарушения, требуется меньше формальностей для ареста, но в то же время необходимо привлечение к делу адвоката.
Основными видами наказаний в 20 веке в США на федеральном и на штатном уровне выступают смертная казнь, лишение свободы, пробация и штраф. В качестве дополнительных наказаний судом назначаются конфискация имущества, установление обязанности возместить ущерб.
К началу 90-х смертная казнь продолжает сохраняться как мера наказания в 36 штатах. Смертная казнь предусматривается главным образом в случаях совершения тяжких государственных, воинских, а также некоторых общеуголовных преступлений. Основным наказанием за совершение тяжкого уголовного преступления является лишение свободы на разные сроки вплоть до пожизненного. Своеобразной альтернативой к лишению свободы является пробация (постановка заключенного под жесткий контроль специальной службы наблюдения).
Штраф применяется в соответствии с кодексами штатов в качестве альтернативной санкции за тяжкие преступления, причем предусматривается уплата крупных сумм, так и в качестве основной меры наказания при совершении мисдиминора.
57. Развитие процессуального права США в XX в.
Характерной особенностью судоустройства в США является отсутствие единой, общенациональной судебной системы. Существуют организационно обособленные судебные системы в каждом из штатов и федеральная судебная система.
Федеральным судам подсудны дела, отнесенные к их компетенции Конституцией США и федеральным законодательством.
Судам каждого штата подсудны дела, отнесенные к их компетенции конституцией и законодательством соответствующего штата. Суды штатов организационно не связаны с федеральными судами.
Федеральную судебную систему образуют четыре группы судов:
окружные суды США – федеральные суды общей юрисдикции, рассматривают все дела, основанные на федеральном законодательстве. Каждый окружной суд США действует в пределах федерального судебного округа
специальные суды первой инстанции – претензионный суд США рассматривает денежно-имущетсвенные претензии граждан к правительству США, суд США по делам внешней торговли, налоговый суд США
специальные апелляционные суды – апелляционный суд США по федеральному округу и временный чрезвычайный апелляционный суд
апелляционные суды – принимают жалобы по делам, рассмотренным в окружных судах, налоговом суде США, а также жалобы на решения федеральных административных ведомств.
Федеральную судебную систему возглавляет Верховный суд США. В качестве суда первой инстанции он рассматривает дела послов и иных официальных представителей иностранных государств, а также споры, в которых стороной выступает штат.
Верховный суд формируется президентом по совету и с согласия Сената. Численность Верховного суда – девять человек. Численность других федеральных судов устанавливается Конгрессом. Члены федеральных судов назначаются президентом по согласованию с Сенатом. Смещение федерального судьи с его должности возможно только в порядке импичмента.
Юрисдикция всех федеральных судов распространяется на дела, основанные лишь на актах Конгресса.
Каждый штат в пределах своих границ может учреждать судебные органы. В каждом штате имеется три группы судов:
ограниченные специальной юрисдикцией
общей юрисдикцией
апелляционной юрисдикции
Низшее звено судебной системы штата – местные суды, ограниченные специальной юрисдикцией (мировые, полицейские, муниципальные). Они рассматривают гражданские дела по незначительным исковым требованиям и простые уголовные дела. Их решения могут обжаловаться в суде общей юрисдикции.
Суды специальной юрисдикции рассматривают дела несовершеннолетних, о семейных отношениях, завещаниях, нарушениях безопасности движения. Местные суды общей юрисдикции рассматривают дела по существу. Иногда в штатах существуют апелляционные суды.
В большинстве штатов должность судьи выборная. Судьи избираются населением.
58. Государственный строй Франции между двумя мировыми войнами.
Законодательство «Народного фронта».
Франция завершила первую мировую войну в числе стран-победительниц. По Версальскому договору (1919 г.) ей были возвращены Эльзас и Лотарингия, передана часть колоний Германии, получено право на большую часть германских репараций. Высокими темпами развивались отрасли промышленности, связанные с обороной.
Все это оказало существенное влияние на социальные отношения в стране, которые характеризовались крайней нестабильностью. В 1920 г. на съезде социалистической партии произошел ее раскол на коммунистов и социалистов, оставшихся в той или иной мере приверженцами идей «поссибилизма». Была создана коммунистическая партия. Социалисты сохранили старое название своей партии — социалистическая партия.
Однако, несмотря на сложное, подчас критическое внутриполитическое положение, в стране продолжала действовать Конституция 1875 г. Она оказалась самой долговечной конституцией из всех принятых ранее. Причин тому было немало. Объективно этому способствовала и особенность ее содержания. Конституция обходила молчанием многие вопросы, связанные со структурой правительства, избирательным правом и т. д. То, что ранее ставилось ей в упрек, ныне оказалось благом. Конституция открывала простор для маневрирования, позволяла учитывать конкретную сложившуюся политическую обстановку.
Падение роли парламента. Экономический кризис 30-х годов, последовавшая затем относительная стагнация промышленного производства были глубинной основой дальнейшего обострения социальных противоречий, оказавших решающее влияние на состояние государства. Это проявилось прежде всего в начавшемся умалении роли парламента. Стремление переложить на исполнительную власть, неподконтрольную общественности, реализацию заведомо непопулярных в народе мер сыграло далеко не последнюю роль в росте делегированного законодательства.