Файл: 1. Причины, особенности и основные этапы Великой Английской буржуазной революции и развитие буржуазного государства в Англии в xvii в.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. Депутаты Национального собрания избираются прямым голосованием граждан, а Сенат - косвенным голосованием.
Парламент собирается на две очередные сессии в году, общая продолжительность которых не может превышать 170 дней. Чрезвычайные (внеочередные) сессии созываются президентом по требованию премьер-министра или большинства членов Национального собрания. Предусматривается парламентская неприкосновенность депутатов. Законодательная компетенция парламента Ограничивается Вопросами, указанными в конституции; из его введения исключены многие сферы государственного управления, которые регламентируются актами правительства.
5. Органом Конституционного надзора Является Конституционный совет. Он решает вопросы правильности выборов президента, депутатов и сенаторов, проведения референдумов, а также соответствия Конституции нормативных актов, принятых парламентом. Совет состоит из девяти членов, полномочия которых длятся девять лет и не подлежат возобновлению. Они назначаются поровну председателями палат и президентом, причем председатель Конституционного совета назначается президентом и его голос является решающим в случае, если голоса разделились поровну. В состав Совета пожизненно входят бывшие президенты страны.
6. В департаментах центральная власть представлена Префектом, Назначаемым президентом. Префект руководит всеми службами центральных ведомств в департаменте, а также полицией, осуществляет административный контроль над муниципальными службами и т. д.
Имеется также орган самоуправления - Генеральный совет, Избираемый населением.
В коммунах избирается Муниципальный совет, Из состава которого избирается Мэр.
7. Судебная система Включает суды низшей инстанции и суды второй (большой) инстанции. Имеются также исправительные суды, апелляционные суды и суды ассизов.
Высшая судебная инстанция - Кассационный суд. Существуют также специальные суды: суд государственной безопасности, торговые суды, трудовые суды (так называемые "советы сведущих людей"), суды по делам несовершеннолетних.
61. Развитие гражданского и торгового права Франции в XX в.
Действующий во Франции Гражданский кодекс в целом ряде постановлений признает институт прямого представительства[14]. Статья 1984 французского Гражданского кодекса, с момента его появления, трактовала мандат только как представительное полномочие. Многие из
французских цивилистов того времени полагали, что упомянутая статья применима и к договору поручения, где мандатарий действует от своего собственного имени. Однако такое воззрение, как верно заметил Н.О. Нерсесов, не находило для себя оправдания ввиду явного смысла этой статьи, не допускающего никакого сомнения1.
При правильном подходе к оценке понятия представительства во французском Гражданском кодексе нельзя обойти вниманием статью 1119 ГК, которая в виде общего правила устанавливает, что всякий желающий приобретать обязательства в своем лице должен контрагиро- вать лично. Между тем французское законодательство признает как первый из упомянутых институтов под известными условиями, так и второй. Таким образом, правило, установленное статьей 1119 французского Гражданского кодекса, оказывается совершенно изолированным и не согласным с другими постановлениями того же законодательства.
Существование подобного правила во французском Гражданском кодексе объясняется историческим происхождением его, а именно тем обстоятельством, что редакторы Гражданского кодекса заимствовали его от Потье, который, в свою очередь, заимствовал это правило без всякой критики из римского права
Поручение в трактовке французского Гражданского кодекса имеет место и в том случае, когда «мандатарий» действует, как и комиссионер, от собственного имени. Между комитентом и третьим лицом не возникает непосредственных юридических отношений. Но редакторы Торгового кодекса поступили непоследовательно, признав и таких комиссионеров, которые действуют от имени комитента. В первом из этих случаев речь должна бы идти, согласно доктрине, о «поручении без представительства». Прямые же правовые последствия для «манданта» возникают лишь при «представительстве», обязательным условием которого является ведение дел от чужого имени
К настоящему времени во многих областях французский законодатель изменил редакцию Гражданского и Торгового кодексов и постоянно адаптирует ее к социальной действительности. Многие их положения отменены, много добавлено нового, а то, что осталось в первоначальной редакции, применяется сейчас совершенно иначе, чем в начале XIX века. Весьма существенным изменениям уже вскоре после принятия подвергся Торговый кодекс. Но все же и он оказал влияние на законодательства ряда стран (Бельгии, Голландии, Греции, Испании, Португалии и др.)
В результате развития торговли эволюционируют и различные формы профессионального коммерческого представительства, осуществляемого лицами, как находящимися в служебных отношениях с предприни-мателем, так и являющимися самостоятельными торговыми деятелями. Они широко используются в современном торговом обороте.
62. Развитие уголовного права Франции в XX в.
В первой половине XX в., особенно при неустойчивых правительствах Третьей республики, осуществление серьезных уголовно-правовых реформ наталкивалось на политические трудности. Изменения в Уголовном кодексе касались главным образом частных вопросов (обман во время проведения различных государственных экзаменов и конкурсов, злоупотребления в казино, проституция, разрушение исторических памятников и т.д.).
Во второй половине XX в. необходимость усиления борьбы с преступностью, принимающей новые формы (терроризм, экологические преступления), потребовала существенных изменений в самом уголовном законодательстве, которое почти за два века действия наполеоновского УК основательно устарело.
Наиболее благоприятные условия для проведения радикальных уголовно-правовых реформ сложились при Пятой республике, когда формирование правового государства сделало необходимой более эффективную и целенаправленную борьбу с преступностью.
Уже в 60-70-х гг. была пересмотрена значительная часть текста УК 1810(источник) г., что привело к декриминализации ряда преступлений или к применению санкций, ограничивающих возможность совершения новых преступлений (запрещение заниматься определенным видом деятельности, конфискация автомобиля и т.д.).
В 1981 году в результате длительной борьбы демократических сил из уголовных наказаний была исключена смертная казнь. Вместе с тем для обеспечения эффективной борьбы с наиболее опасными деяниями была осуществлена криминализация и пенализация терроризма, нарушений в сфере окружающей природной среды, безопасности труда.
Существенной либерализации подверглась сама система исполнения наказаний (уменьшение сферы применения лишения свободы, создание режима "полусвободы", особенно при краткосрочном заключении), когда содержание осужденного в местах заключения сочетается с пребыванием его в домашних условиях.
В июле 1992 г. результатом предшествующего широкого реформирования уголовного права стало принятие нового Уголовного кодекса Франции, который вступил в силу в 1994(иточник)
г. и полностью заменил собой УК 1810 г.
Новый Кодекс существенно отличается от предшествующего как по своей структуре, сложившейся из четырех взаимосвязанных, но самостоятельных законов, так и по своим основных принципам, предполагающим усиление борьбы с социально опасными преступлениями, но сохраняющим в целом демократическую и гуманистическую направленность.
Весьма радикальному пересмотру подверглись общие положения об уголовной ответственности, которые вобрали в себя новеллы, внесенные в уголовное право Франции в предшествующие десятилетия.
Так, новым для УК Франции является включение в его текст на основе обобщения предшествующей законодательной практики целого ряда норм, предусматривающих уголовную ответственность юридических лиц. При этом уголовной ответственности могут быть подвержены не только предпринимательские и т.п. объединения, но и территориальные единицы, если их преступные деяния "совершены при исполнении деятельности, являющейся предметом договора о передаче государственно-властных полномочий".
Таким образом, особенная часть нового УК Франции отличается от УК Наполеона новой градацией охраняемых в нем общественных ценностей, а также усилением охраны личности, общества и государства от новых видов преступности.
63. Развитие процессуального права Франции в XX в.
Уголовно-процессуальное законодательство Франции в XX в. также претерпело большие изменения. В 1958 г. был принят новый УПК(источник), который положил начало ревизии всей наполеоновской кодификации. УПК 1958 г., а также ряд законов 1970 и 1972 гг. значительно демократизировали процесс, усилили гарантии индивидуальных прав граждан, упростили судопроизводство, упорядочили деятельность следственных органов, суда и присяжных.
Ряд законов, принятых правительством левого блока в 80-е гг., закрепил в уголовно-процессуальном законодательстве прогрессивные изменения. Так, законы 1981—1983 гг. укрепили безопасность и гарантии личных прав и свобод, в частности предусмотрели процедуру, применяемую к допустившему грубую профессиональную ошибку адвокату.
Возбуждение уголовного дела по УПК 1958 г. осуществляется прокуратурой, которая обычно опирается на данные полицейского дознания. Полицейские собирают улики
, закрепляют доказательства, разыскивают лиц, виновных в нарушении закона.
Сам же уголовный процесс включает в себя три стадии: предварительное следствие, судебное разбирательство, исполнительное производство.
Особую стадию составляет процедура обжалования в апелляционном или кассационном порядке.
Значение предварительного следствия во французском уголовном процессе чрезвычайно велико. Но оно является обязательным лишь по делам о преступлениях. Оно также может проводиться по делам о проступках и только в некоторых случаях (по требованию прокурора) — по делам о правонарушениях.
Обычно же в делах о правонарушениях проходит только полицейское дознание. Предварительное следствие проводится негласно следственными судьями в состязательной и письменной форме. Прокурор выполняет функцию контроля над следствием.
По окончании следствия и сбора необходимых доказательств следственный судья передает материалы дела прокурору Республики. Последний, в случае согласия с выводами следственного судьи, возвращает ему дело. Затем следственный судья или выносит постановление о прекращении дела, или направляет его в соответствующую судебную инстанцию.
Если судья находит в деле состав преступления, то он направляет дело на рассмотрение обвинительной камеры. Обвинительная камера состоит при апелляционном суде и является своеобразным следственным органом второй инстанции. Она может вынести постановление о дополнительном расследовании или об окончании следствия.
Решения могут быть двух видов: прекращение уголовного преследования или предание обвиняемого суду. В качестве суда могут выступать: полицейский трибунал, исправительный трибунал, суд присяжных.
Обвиняемый переводится в арестный дом по месту заседания при судебной инстанции. Если обвиняемый не задержан, дело рассматривается заочно. Обвиняемый изучает материалы дела, имеет право выбрать защитника.
В судебном разбирательстве принимают участие обе стороны. Процесс в суде устный, гласный, состязательный.
После объявления обвинительного приговора осужденный под конвоем доставляется в арестный дом, где он находится до вынесения решения по апелляции или кассационной жалобе.
Приговор может быть оправдательным, о снятии обвинения или об освобождении от уголовной ответственности и об осуждении. При осуждении исполнение приговора может быть отсрочено с предоставлением или без предоставления испытательного срока.
Парламент собирается на две очередные сессии в году, общая продолжительность которых не может превышать 170 дней. Чрезвычайные (внеочередные) сессии созываются президентом по требованию премьер-министра или большинства членов Национального собрания. Предусматривается парламентская неприкосновенность депутатов. Законодательная компетенция парламента Ограничивается Вопросами, указанными в конституции; из его введения исключены многие сферы государственного управления, которые регламентируются актами правительства.
5. Органом Конституционного надзора Является Конституционный совет. Он решает вопросы правильности выборов президента, депутатов и сенаторов, проведения референдумов, а также соответствия Конституции нормативных актов, принятых парламентом. Совет состоит из девяти членов, полномочия которых длятся девять лет и не подлежат возобновлению. Они назначаются поровну председателями палат и президентом, причем председатель Конституционного совета назначается президентом и его голос является решающим в случае, если голоса разделились поровну. В состав Совета пожизненно входят бывшие президенты страны.
6. В департаментах центральная власть представлена Префектом, Назначаемым президентом. Префект руководит всеми службами центральных ведомств в департаменте, а также полицией, осуществляет административный контроль над муниципальными службами и т. д.
Имеется также орган самоуправления - Генеральный совет, Избираемый населением.
В коммунах избирается Муниципальный совет, Из состава которого избирается Мэр.
7. Судебная система Включает суды низшей инстанции и суды второй (большой) инстанции. Имеются также исправительные суды, апелляционные суды и суды ассизов.
Высшая судебная инстанция - Кассационный суд. Существуют также специальные суды: суд государственной безопасности, торговые суды, трудовые суды (так называемые "советы сведущих людей"), суды по делам несовершеннолетних.
61. Развитие гражданского и торгового права Франции в XX в.
Действующий во Франции Гражданский кодекс в целом ряде постановлений признает институт прямого представительства[14]. Статья 1984 французского Гражданского кодекса, с момента его появления, трактовала мандат только как представительное полномочие. Многие из
французских цивилистов того времени полагали, что упомянутая статья применима и к договору поручения, где мандатарий действует от своего собственного имени. Однако такое воззрение, как верно заметил Н.О. Нерсесов, не находило для себя оправдания ввиду явного смысла этой статьи, не допускающего никакого сомнения1.
При правильном подходе к оценке понятия представительства во французском Гражданском кодексе нельзя обойти вниманием статью 1119 ГК, которая в виде общего правила устанавливает, что всякий желающий приобретать обязательства в своем лице должен контрагиро- вать лично. Между тем французское законодательство признает как первый из упомянутых институтов под известными условиями, так и второй. Таким образом, правило, установленное статьей 1119 французского Гражданского кодекса, оказывается совершенно изолированным и не согласным с другими постановлениями того же законодательства.
Существование подобного правила во французском Гражданском кодексе объясняется историческим происхождением его, а именно тем обстоятельством, что редакторы Гражданского кодекса заимствовали его от Потье, который, в свою очередь, заимствовал это правило без всякой критики из римского права
Поручение в трактовке французского Гражданского кодекса имеет место и в том случае, когда «мандатарий» действует, как и комиссионер, от собственного имени. Между комитентом и третьим лицом не возникает непосредственных юридических отношений. Но редакторы Торгового кодекса поступили непоследовательно, признав и таких комиссионеров, которые действуют от имени комитента. В первом из этих случаев речь должна бы идти, согласно доктрине, о «поручении без представительства». Прямые же правовые последствия для «манданта» возникают лишь при «представительстве», обязательным условием которого является ведение дел от чужого имени
К настоящему времени во многих областях французский законодатель изменил редакцию Гражданского и Торгового кодексов и постоянно адаптирует ее к социальной действительности. Многие их положения отменены, много добавлено нового, а то, что осталось в первоначальной редакции, применяется сейчас совершенно иначе, чем в начале XIX века. Весьма существенным изменениям уже вскоре после принятия подвергся Торговый кодекс. Но все же и он оказал влияние на законодательства ряда стран (Бельгии, Голландии, Греции, Испании, Португалии и др.)
В результате развития торговли эволюционируют и различные формы профессионального коммерческого представительства, осуществляемого лицами, как находящимися в служебных отношениях с предприни-мателем, так и являющимися самостоятельными торговыми деятелями. Они широко используются в современном торговом обороте.
62. Развитие уголовного права Франции в XX в.
В первой половине XX в., особенно при неустойчивых правительствах Третьей республики, осуществление серьезных уголовно-правовых реформ наталкивалось на политические трудности. Изменения в Уголовном кодексе касались главным образом частных вопросов (обман во время проведения различных государственных экзаменов и конкурсов, злоупотребления в казино, проституция, разрушение исторических памятников и т.д.).
Во второй половине XX в. необходимость усиления борьбы с преступностью, принимающей новые формы (терроризм, экологические преступления), потребовала существенных изменений в самом уголовном законодательстве, которое почти за два века действия наполеоновского УК основательно устарело.
Наиболее благоприятные условия для проведения радикальных уголовно-правовых реформ сложились при Пятой республике, когда формирование правового государства сделало необходимой более эффективную и целенаправленную борьбу с преступностью.
Уже в 60-70-х гг. была пересмотрена значительная часть текста УК 1810(источник) г., что привело к декриминализации ряда преступлений или к применению санкций, ограничивающих возможность совершения новых преступлений (запрещение заниматься определенным видом деятельности, конфискация автомобиля и т.д.).
В 1981 году в результате длительной борьбы демократических сил из уголовных наказаний была исключена смертная казнь. Вместе с тем для обеспечения эффективной борьбы с наиболее опасными деяниями была осуществлена криминализация и пенализация терроризма, нарушений в сфере окружающей природной среды, безопасности труда.
Существенной либерализации подверглась сама система исполнения наказаний (уменьшение сферы применения лишения свободы, создание режима "полусвободы", особенно при краткосрочном заключении), когда содержание осужденного в местах заключения сочетается с пребыванием его в домашних условиях.
В июле 1992 г. результатом предшествующего широкого реформирования уголовного права стало принятие нового Уголовного кодекса Франции, который вступил в силу в 1994(иточник)
г. и полностью заменил собой УК 1810 г.
Новый Кодекс существенно отличается от предшествующего как по своей структуре, сложившейся из четырех взаимосвязанных, но самостоятельных законов, так и по своим основных принципам, предполагающим усиление борьбы с социально опасными преступлениями, но сохраняющим в целом демократическую и гуманистическую направленность.
Весьма радикальному пересмотру подверглись общие положения об уголовной ответственности, которые вобрали в себя новеллы, внесенные в уголовное право Франции в предшествующие десятилетия.
Так, новым для УК Франции является включение в его текст на основе обобщения предшествующей законодательной практики целого ряда норм, предусматривающих уголовную ответственность юридических лиц. При этом уголовной ответственности могут быть подвержены не только предпринимательские и т.п. объединения, но и территориальные единицы, если их преступные деяния "совершены при исполнении деятельности, являющейся предметом договора о передаче государственно-властных полномочий".
Таким образом, особенная часть нового УК Франции отличается от УК Наполеона новой градацией охраняемых в нем общественных ценностей, а также усилением охраны личности, общества и государства от новых видов преступности.
63. Развитие процессуального права Франции в XX в.
Уголовно-процессуальное законодательство Франции в XX в. также претерпело большие изменения. В 1958 г. был принят новый УПК(источник), который положил начало ревизии всей наполеоновской кодификации. УПК 1958 г., а также ряд законов 1970 и 1972 гг. значительно демократизировали процесс, усилили гарантии индивидуальных прав граждан, упростили судопроизводство, упорядочили деятельность следственных органов, суда и присяжных.
Ряд законов, принятых правительством левого блока в 80-е гг., закрепил в уголовно-процессуальном законодательстве прогрессивные изменения. Так, законы 1981—1983 гг. укрепили безопасность и гарантии личных прав и свобод, в частности предусмотрели процедуру, применяемую к допустившему грубую профессиональную ошибку адвокату.
Возбуждение уголовного дела по УПК 1958 г. осуществляется прокуратурой, которая обычно опирается на данные полицейского дознания. Полицейские собирают улики
, закрепляют доказательства, разыскивают лиц, виновных в нарушении закона.
Сам же уголовный процесс включает в себя три стадии: предварительное следствие, судебное разбирательство, исполнительное производство.
Особую стадию составляет процедура обжалования в апелляционном или кассационном порядке.
Значение предварительного следствия во французском уголовном процессе чрезвычайно велико. Но оно является обязательным лишь по делам о преступлениях. Оно также может проводиться по делам о проступках и только в некоторых случаях (по требованию прокурора) — по делам о правонарушениях.
Обычно же в делах о правонарушениях проходит только полицейское дознание. Предварительное следствие проводится негласно следственными судьями в состязательной и письменной форме. Прокурор выполняет функцию контроля над следствием.
По окончании следствия и сбора необходимых доказательств следственный судья передает материалы дела прокурору Республики. Последний, в случае согласия с выводами следственного судьи, возвращает ему дело. Затем следственный судья или выносит постановление о прекращении дела, или направляет его в соответствующую судебную инстанцию.
Если судья находит в деле состав преступления, то он направляет дело на рассмотрение обвинительной камеры. Обвинительная камера состоит при апелляционном суде и является своеобразным следственным органом второй инстанции. Она может вынести постановление о дополнительном расследовании или об окончании следствия.
Решения могут быть двух видов: прекращение уголовного преследования или предание обвиняемого суду. В качестве суда могут выступать: полицейский трибунал, исправительный трибунал, суд присяжных.
Обвиняемый переводится в арестный дом по месту заседания при судебной инстанции. Если обвиняемый не задержан, дело рассматривается заочно. Обвиняемый изучает материалы дела, имеет право выбрать защитника.
В судебном разбирательстве принимают участие обе стороны. Процесс в суде устный, гласный, состязательный.
После объявления обвинительного приговора осужденный под конвоем доставляется в арестный дом, где он находится до вынесения решения по апелляции или кассационной жалобе.
Приговор может быть оправдательным, о снятии обвинения или об освобождении от уголовной ответственности и об осуждении. При осуждении исполнение приговора может быть отсрочено с предоставлением или без предоставления испытательного срока.