Файл: удмуртский государственный университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Примечание: Уровень значимости различий p <0,01

Как видно из таблицы, значимых различий в динамике по показателям уровня агрессивности не выявилось. Небольшие изменения по показателям могут быть на фоне импульсивного поведения и эмоциональной нестабильности подростков. Поведение ребят в контрольной группе в период исследования практически не изменилось. В поведении у некоторых ребят в общении преобладает мстительность, раздражительность, обидчивость, заносчивость, упрямство и негативизм. Агрессию проявляют в виде угроз, насмешек, обзывания, могут толкнуть или ударить. У других ребят осталась подозрительность, они враждебно настроены, с трудом идут на контакт, испытывают неуверенность, уязвимость и робость. Ведут себя замкнуто и стараются тщательно избегать ситуации, которые могут стать проблемными и вызвать страх, отличаются пессимизмом, повышенной чувствительности и эмоциональность к критике и замечаниям, тревожны.

В заключение, рассмотрим степени различия показателей в обеих группах по методике «Индекс жизненного стиля» Г. Келлерман.

Таблица 1 - Динамика показателей общей напряженности психологических защит (ОНЗ) у подростков в экспериментальной группе



Показатели

Среднее значение по шкале

Уровень значимости по Т-критерию Вилкоксона

Констатирующий этап

Контрольный этап

1

ОНЗ

66,4

49,1


0,000


Примечание. Уровень значимости различий р <0.001

На таблице видно, что по сравнению с констатирующим этапом показатель ОНЗ в ЭГ значительно изменился. Средняя величина показателя снизилась на 17,3 балла, что говорит об интенсивном сдвиге в сторону улучшения результата.


Мы видим, что на контрольном этапе в экспериментальной группе общая напряженность психологических защит заметно снизилась, Это говорит о том, что испытуемые ЭГ успешно применяют, предложенные в программе конструктивные способы разрешения конфликтов в подростковой среде, как внешних, так и внутренних. Появился навык защиты собственного «Я», а так же способность отстаивать свои границы и защищать свое персональное пространство.

Таблица 2 - Динамика показателей общей напряженности психологических защит (ОНЗ) у подростков контрольной группы.



Показатели

Среднее значение по шкале

Уровень значимости по Т-критерию Вилкоксона

Констатирующий этап

Контрольный этап

1

ОНЗ

66,75

66,36


0,102


Примечание. Уровень значимости различий р <0.01

Проведя анализ данных в контрольной группе можно сказать, что значимых различий по показателю ОНЗ не выявилось. По показателю произошло незначительное снижение на 0,39 балла. Это значит, что в период исследования в контрольной группе умение разрешать внутренние и внешние конфликты конструктивным способом практически не изменилось. Незначительное снижение по показателю, возможно, произошло по причине изменений в подростковом периоде.

Следовательно, разработанная нами программа психолого-педагогических мероприятий по предупреждению школьного насилия среди подростков в общеобразовательной школе, проводимая во внеурочное время, способствовала снижению агрессивных и враждебных реакций у подростков, что значительно снизило тревогу и риск разворачивания травли, помогла формированию навыков в умении конструктивно решать конфликтные ситуации и в развитии толерантности, эмпатии по отношению друг к другу.
Выводы по главе 2



Анализ полученных результатов исследования позволяет сделать следующие выводы о проявления школьного насилия среди подростков в общеобразовательной школе:

  1. В среде подростков наблюдается тенденция к агрессивному поведению, которое проявляется в эмоциональном и физическом унижении других. Таких подростков можно назвать агрессорами более 50% (10-11 чел) в каждом классе, которые совершая травлю или насилие получают удовольствие от власти. Также есть подростки, так называемые жертвы школьного насилия около 30 % (5-6 чел.) в каждом классе, которые испытывают высокий уровень враждебности, подозрительности, проявляющийся в обидчивости, тревожности, эмоциональной нестабильности и изолированности.

  2. С помощью программы психолого-педагогических мероприятий по предупреждению школьного насилия среди подростков в общеобразовательной школе снижается уровень склонности к агрессивным и враждебным проявлениям у подростков; приобретаются навыки разрешения конфликтных ситуации конструктивными способами; развивается толерантность и эмпатия в отношениях; повышается уровень коммуникативной культуры подростков; формируется способность отстаивать свои границы и защищать свое персональное пространство; приобретается навык защиты собственного «Я».

  3. За период реализации программы психолого-педагогических мероприятий по предупреждению школьного насилия среди подростков в общеобразовательной школе с учащимися экспериментальной группы проявилась значительная динамика в снижение проявления агрессивного поведения. Группа стала сплоченнее, дистанция в общении уменьшилась, появилось больше конструктивных и позитивных коммуникаций. Учащиеся стали больше доверять в отношениях с окружающими, меньше стали проявлять раздражительность, негативизм, чувство обиды и враждебности. В конфликтных ситуациях появилось стремление принимать ответственность за собственное поведение, проявлялись навыки самоанализа и анализа. Для разрешения внешних и внутренних конфликтов использовались конструктивные способы психологических защит, а именно компенсация и рационализация.

  4. В контрольной группе динамики в изменении проявления агрессивного поведения не изменилось. Подростки по-прежнему разрешают конфликтные ситуации с помощью насилия, как физического, так и эмоционального или изолированности, избегания травмирующих ситуаций. Для разрешения внешних и внутренних конфликтов использую деструктивные способы психологических защит, а именно регрессия и проекция.

  5. Данные математического анализа доказали эффективность реализации программы психолого-педагогических мероприятий по предупреждению школьного насилия среди подростков в общеобразовательной школе.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предупреждение школьного насилия среди подростков требует комплексного, систематического подхода к рассмотрению данной проблемы и реализации определенного комплекса психолого-педагогических мероприятий.

Изучив основные подходы к пониманию школьного насилия и особенностей его проявления, можно сделать вывод, что травля выступает сложноорганизованным явлением по причине отсутствия широкого отечественного опыта во внедрении предупредительных мер. Школьное насилие представлено целой совокупностью форм его проявления, что составляет основу для многоплановой разработки мероприятий.

Далее были рассмотрены основные личностные особенности участников травли, вследствие чего можно отметить их особое значение в области профилактического воздействия. Определённые возрастные характеристики, психоэмоциональная составляющая личности подростка позволяет выявить конкретные формы взаимодействия с ним, разработать тактику комплекс психолого-педагогических мероприятий. Индивидуальная работа с учащимся причастным к школьному насилию должна быть организована на основании изученных особенностей поведения подростков в целом, их индивидуальных качеств и возможных психоповеденческих отклонений.

В свою очередь, выявленные причины и последствия школьного насилия в образовательной среде имеют чёткую взаимосвязь и составляют совокупность асоциальных факторов девиации подростков. Однако самой распространённой причиной являются конфликтогенность в школьном коллективе, а также отсутствие надлежащего контроля за ситуацией в классе со стороны преподавательского состава, в связи, с чем подростки лишаются возможности развиваться физически и нравственно в нормальных, благоприятных условиях.

Последующим шагом в изучении данной проблемы стало определение субъектов комплекс психолого-педагогических мероприятий по предупреждению школьного насилия среди подростков. Следует отметить, что реализация основных комплекс психолого-педагогических мероприятий должна проводиться целостной системой специалистов, профилактическая деятельность которых разграничена и строго определена в соответствии со спецификой структуры каждого из них. Характерные формы организации профилактики школьной травли не имеют закрепления в нормативно-правовых актах, которые были бы направлены на регулирование данной деятельности на федеральном и региональном уровне.


Подводя итог, следует отметить, что рассмотрение основных аспектов комплекса психолого-педагогических мероприятий по предупреждению школьного насилия среди подростков, позволяет определить основные мероприятия по предупреждению травли и насилия, в рамках осуществления которых специалистам необходимо формировать и реализовывать комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на создание благоприятной среды в школьном коллективе, а также на обеспечение необходимых условий для нормального, полноценного развития учащихся.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза, что частота проявления насилия в общеобразовательной школе снизится при соблюдении следующих условиях: своевременное выявление предрасположенности к проявлению агрессивного и конфликтного поведения среди подростков; реализации комплекса психолого-педагогических мероприятий по предупреждению насилия со всеми участниками образовательных отношений, полностью подтвердилась.

В перспективе мы планируем продолжить реализацию комплекса психолого-педагогических мероприятий с подростками других классов, с целью профилактики и снижения проявления школьного насилия и травли в общеобразовательном учреждении.
ЛИТЕРАТУРА

Опросник риска буллинга в школе

1. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов/ Под ред., А. Я. Анцупова, АМ Штилова. М.: ЮНИТИ. – 2009. – 201с.

2. Аршад С., Хусейн, Холокомб В.Р. Руководство по лечению психологических травмы у детей и подростков. – М.,1998.

3. Агрессия детей и подростков /Под ред. Н.М. Платоновой. Спб: Речь,2004

4. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Апрель Пресс. – 2000. – 512с.

5. Баркан А. Дедовщина в школе или школьный буллинг URL: http://abarkan.ucoz.com/publ.

6. Берковец Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М., 2001. – 510с.

7. Бердышев И. Лекарство против ненависти/И. Бердышев, Е. Куценко// Первое сентября – 2005. – №18. – с.3.

8. Бочавер А. А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журн. ВШЭ. 2013. Т. 10№3. – с 149–159.

9. Возрастная психология: детство, творчество, юность: Уч. пособие для студ. пед. вузов / сост. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. М. «Академия», 2006, 624 с.

10. Гарант, информационно-правовое обеспечение URL: https://base.garant.ru/12116087 .

11. Гребенникова О.А. Буллинг в образовательной среде как угроза здоровью школьников / О.А. Гребенникова, М.И. Добролюбова // концепт. – 2017 – №9. – с 13 – 18.