Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, имеют следующие черты поведения: притворяются больными, чтобы избежать поход в школу; бояться одни идти в школу и из школы, просят проводить их на уроки, опаздывают; резкая смена поведения, так же прослеживаются явные симптомы такие, как страх, который проявляется в нарушении сна и аппетита, ночной крик, энурез, заикание, нелюдимость и скрытость; обнаружение рваной одежды; снижение качества учебы, потеря интереса к любимым занятиям; постоянные ссадины и синяки или другие травмы; молчаливость, нежелание идти на разговор [24,с. 53].
Таким образом, в социальной структуре школьное насилие включает в себя три элемента, такие как преследователя, жертву и наблюдателя.
Можно сделать следующий вывод, что для кого то из подростков травля и преследование в школе это вид самореализации, чтобы стать популярным и быть сильнее используя насилие, как средство достижения цели, другие подростки просто хотят привлечь внимание или таким образом запугать окружающих, третьи имеют зависть к жертве, четвертые когда то и сами страдали от хулиганов, используя метод «дедовщины», вымещают свою злобу на других; а некоторые не имеют понятия в правильности поведения в отношениях со сверстниками и не понимают, как это отражается на жертве.
Поэтому имеет большую значимость формирование и приобретение у подрастающего поколения других способов поведения в состоянии конфликта, включающие в себя умение считаться с чувствами другого человека, а также умение оценивать ситуацию, переключаться на другую цель, найти иные способы достижения поставленных целей.
1.3. Меры профилактики школьного насилия среди подростков в образовательном учреждении
Насилие среди подростков в образовательной среде выступает сложным, многоуровневым явлением, которое предполагает организацию специальных направлений профилактического воздействия. Осуществление мероприятий по изучаемой профилактике, обусловлено наличием определенного субъектного состава, на который и возложены функции по разработке и выполнению форм, методов и технологий его профилактики. В общем смысле предупреждение школьной травли предполагает реформирование социальной политики, изменение и расширение полномочий субъектов профилактики, а также внесение определенных пунктов в нормативно – правовую базу в сфере образования.
При этом во всех случаях сотрудники детских учреждений различного профиля обязаны руководствоваться следующими нормативными правовыми актами [12]:
– Федеральный закон от 24.06.99 №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
– Приказ Минздрава России и МВД РФ от 09.01.98 №4/8 «Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия лечебно-профилактических учреждений и органов внутренних дел Российской Федерации при поступлении (обращении) в лечебно – профилактические учреждения граждан с телесными повреждениями насильственного характера»;
– Приказ Минздрава России от 05.05.99 №154 «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста»;
– Приказ Минздрава России и МВД России от 20.08.03 №414/633 «О взаимодействии учреждений здравоохранения и органов внутренних дел в оказании медицинской помощи несовершеннолетним, доставленным в органы внутренних дел»;
– Приказ Минздрава России и Минтруда России от 21.08.02 №273/171 «Об утверждении Рекомендаций по взаимодействию органов управления и учреждений здравоохранения и органов управления и учреждений социальной защиты населения по вопросам выявления семей, находящихся в социально опасном положении».
Данная профилактика пока что общепринятых мер не имеет, но в ней есть положительная динамика. Д. Ольвеусом 26 лет назад была представлена программа, где она успешно применялась в Норвегии, в 2001 году ей был присвоен статус приоритетной общенациональной программы [26]. Данная программа основана на 4 базовых принципах, основополагающее которой создание школьной, в том числе домашней среды, которые характеризуются:
– душевностью, положительным интересом и вовлеченностью взрослых;
– жесткими рамками и ограничениями неприемлемого поведения;
– последовательное применение не карательных, нефизических санкций за неприемлемое поведение и нарушение правил;
– присутствие взрослых, выступающих в качестве авторитетов и ролевых моделей.
Программа осуществляет свое действие на всех уровнях в условиях общеобразовательной школы, так же и на индивидуальном уровне, главная цель программы – изменение структуры агрессивного поведения у школьников, результатом которого является уменьшение возможностей и получения удовлетворения у агрессора.
В России с проблемами, связанными с дисциплиной и насилием имеются разнообразные подходы [23,с. 90].
Первый подход можно назвать «не вмешиваться». К несчастью, педагоги и педагогические коллективы предпочитают не вмешиваться, считают, что молодые люди в силах сами разобраться
, по их мнению, так они научаться управлять своим поведением, контролю себя и принимать верные решения. Провокационное поведение среди подростков – нормальное явление, дети разберутся сами. Данные конфликты и делают школу «институтом подготовки к реальной жизни», в таком случае «жизнь за стенами школы так же провокационна и не справедлива к слабым»].
Такого типа учителя стараются сбросить с себя любую обязательство за происходящее.
Это является совершенно не эффективными в отношении агрессоров, так же и в отношении жертв, им не нужны навыки уверенного поведения, так как они и так напуганы они нуждаются в четких инструкциях для нахождения защиты и прекращения насилия. Позиция невмешательства не дает возможности учителю найти подход к детям, добиться их уважения, в этих школах условия образовательной среды беспомощные и агрессивные.
Второй подход «железная рука». В этом подходе учителя и школьные администраторы, предпочитающие такой метод, предполагают, что абсолютный контроль необходим для хорошего воспитания, управление принадлежит директору, а задача учеников и учителей – подчинение. Способ поддержания дисциплины при таком подход – манипуляция учениками «ради их блага». Воздействие на ученика этим методом происходит при помощи угрозы и шантажа: «Если не прекратишь, я …» и воздействие на слабые места.
Такая создаваемая атмосфера страха оказывает негативное действие для зрителей и жертв, но не для инициаторов школьного насилия. Они наоборот перенимают у педагогов из этого метода: манипуляцию и запугивание.
Третий подход можно назвать «сплочение» Педагоги и школьные коллективы приверженки этого подхода считают травлю в школе злом и решительно, но без агрессии выступают против него. Философия данного учреждения – это конфронтация с насилием. Эта философия придерживается всем школьным коллективом, учителя должны быть бдительными и реагировать на происходящие, в отношении учеников, которые проявляют агрессию, применяют санкции. Принимая этот подход во внимания, учителя отдают отчет тому, что результат его это действие обоих сторон, таких как внутреннее побуждения и внешние обстоятельства. Для того чтоб ребенок не совершал что-то негативное, можно направить его и без угроз. Учителя берут на себя роль скрытого лидера, постепенно подталкивают учеников к необходимости осознанного выбора. Они задействуют учеников в установку и поддержания правил в классе и школе. Во время реализации текущего подхода, администрация образовательного учреждения, следит за процессами, которые происходят в школе, планирует их, при этом включает позитивные аспекты воспитания, для учащихся и педагогов. Программа развития дисциплины строится на положительных взаимоотношениях с учениками и повышения их самооценки за счет стратегии поддержки. Основой данного подхода к проблемам дисциплины и мотивации является качество взаимоотношений «педагог – ученик». Более того, энергию любителей власти в таких учебных учреждениях умеют канализировать и направлять в положительное русло.
Анализ мирового опыта ведения профилактики школьного насилия выделяет три основные группы методов [31]:
1) Методы, направленные на определённых детей и подростков.
2) Методы, направленные на семейные отношения
3) Методы, направленные на микросоциум ребенка
Отечественными исследователями разработаны многочисленные программы, составлены рекомендации, основные положения которых могут быть сведены к следующим:
– диагностика психоэмоциональной среды и мотивационно образовательная работа с администрацией;
– консультативно-образовательная работа с детьми, подвергшимися жесткому обращению;
– информационно-образовательная работа с детьми;
– формирование психоэмоциональной среды учебного заведения;
– мероприятия, направленные на сплочение школьного сообщества: улучшение психологического климата в школе; повышение психологической компетентности взрослых (родителей, педагогов);
– повышение уровня коммуникативной культуры учащихся;
– профилактика и коррекция отклонений в эмоциональной сфере подростков;
– снижение асоциального поведения школьников, так же развитие стрессоустойчивых качеств личности обучающихся;
формирование
– формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий и навыков поведения, а именно умение принятия решения и преодоления жизненных проблем;
– умение оценивать социальные ситуации и принимать ответственности за собственное поведение в них; способность отстаивать свои границы и защищать свое персональное пространство; навык защиты собственного «Я», самоподдержки и взаимоподдержки;
– навыков бесконфликтного и эффективного общения, которое направлено на осознание и развитие имеющихся личных ресурсов, что способствует формированию здорового жизненного стиля и высокоэфективного поведения, то есть Я-концепции, включающие в себя самооценку, отношение к себе, своим возможностям и недостаткам, уметь делать самостоятельный выбор, контролировать собственное поведение и жизнь, умение решать простые и сложные жизненные проблемы; сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим [37,с.155-165].
Первичная профилактика пострессового синдрома после школьного насилия осуществляется по трем направлениям:
1. Создать условия для предотвращения травли в школе.
2. Своевременное и грамотное изолирование подростка с надлежащим стрессовым воздействием.
3. Помощь приобретения способностей воли личности в противостоянии травле для относительно здоровых детей и подростков, и для имеющих соматическую или психическую патологию[28,с.144].
Многие педагоги и психотерапевты, консультанты в школах предполагают, что проблема профилактики насилия может решаться поэтапно [29].
Первый этап предполагает признание существование самой проблемы. Признание проблемы в учебной среде подразумевает взятие кем-то инициативы на себя, повествовать о ее существовании и дальнейшей работе с ней. Работа с насилием в учебной среде будет эффективна, только если школа, как единое целое будет соглашаться с тем, что есть проблема и для этого нужно менять сложившуюся ситуацию в целом. Руководящий человек всем процессом, должен обладать административной властью. Если не будет достигнуто согласие сторон, то нет смысла в начинании профилактики.
Для принятия решения главным доводом для неприсоединившихся членов школьного сообщества звучит как: «Если вы не чего ни делаете для решения несущей проблемы, то вы сами являетесь ее частью».
На первом этапе нужно определить масштаб самой проблемы. Одним из способов, по мнению А.М.Хорна [29], может являться опрос для учеников о том:
– есть ли у них проблемы в школе;
– на данный момент испытывают ли они неприятности в настоящее время;
– знают ли они человека, у которого есть неприятности;
– в том случае они, не испытывая на данный момент каких-либо проблем, то испытывают ли страх за свою безопасность.
Второй этап – это определение проблемы.
В школе не может быть существования так называемых нормативов определения проблемы. Однако, инициативная группа детей и взрослых в первую очередь определяет:
– сущность проблемы (проблем);
– значимость проблемы;
– повторяемость проблемы;
– обусловить соответствующие примеры.
В последующем разрабатывается план общих мероприятий.
Группа, взявшая шефство над ситуацией, начинает оповещать школьное сообщество о факте происходящего, и о том, что нужно реализовать в рамки профилактики для предотвращения насилия.
Примеры:
– организовать условия в школе, в которых нет акту насилия и терпимость к нему.
– установить наблюдения за холлами, комнатами отдыха, столовыми;
– создание этнического кодекса школы;
– формирование консультантам групп поддержки для пострадавших
Цель работы с пострадавшими: умение противостоять агрессору и их реабилитация.
Таким образом, в социальной структуре школьное насилие включает в себя три элемента, такие как преследователя, жертву и наблюдателя.
Можно сделать следующий вывод, что для кого то из подростков травля и преследование в школе это вид самореализации, чтобы стать популярным и быть сильнее используя насилие, как средство достижения цели, другие подростки просто хотят привлечь внимание или таким образом запугать окружающих, третьи имеют зависть к жертве, четвертые когда то и сами страдали от хулиганов, используя метод «дедовщины», вымещают свою злобу на других; а некоторые не имеют понятия в правильности поведения в отношениях со сверстниками и не понимают, как это отражается на жертве.
Поэтому имеет большую значимость формирование и приобретение у подрастающего поколения других способов поведения в состоянии конфликта, включающие в себя умение считаться с чувствами другого человека, а также умение оценивать ситуацию, переключаться на другую цель, найти иные способы достижения поставленных целей.
1.3. Меры профилактики школьного насилия среди подростков в образовательном учреждении
Насилие среди подростков в образовательной среде выступает сложным, многоуровневым явлением, которое предполагает организацию специальных направлений профилактического воздействия. Осуществление мероприятий по изучаемой профилактике, обусловлено наличием определенного субъектного состава, на который и возложены функции по разработке и выполнению форм, методов и технологий его профилактики. В общем смысле предупреждение школьной травли предполагает реформирование социальной политики, изменение и расширение полномочий субъектов профилактики, а также внесение определенных пунктов в нормативно – правовую базу в сфере образования.
При этом во всех случаях сотрудники детских учреждений различного профиля обязаны руководствоваться следующими нормативными правовыми актами [12]:
– Федеральный закон от 24.06.99 №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
– Приказ Минздрава России и МВД РФ от 09.01.98 №4/8 «Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия лечебно-профилактических учреждений и органов внутренних дел Российской Федерации при поступлении (обращении) в лечебно – профилактические учреждения граждан с телесными повреждениями насильственного характера»;
– Приказ Минздрава России от 05.05.99 №154 «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста»;
– Приказ Минздрава России и МВД России от 20.08.03 №414/633 «О взаимодействии учреждений здравоохранения и органов внутренних дел в оказании медицинской помощи несовершеннолетним, доставленным в органы внутренних дел»;
– Приказ Минздрава России и Минтруда России от 21.08.02 №273/171 «Об утверждении Рекомендаций по взаимодействию органов управления и учреждений здравоохранения и органов управления и учреждений социальной защиты населения по вопросам выявления семей, находящихся в социально опасном положении».
Данная профилактика пока что общепринятых мер не имеет, но в ней есть положительная динамика. Д. Ольвеусом 26 лет назад была представлена программа, где она успешно применялась в Норвегии, в 2001 году ей был присвоен статус приоритетной общенациональной программы [26]. Данная программа основана на 4 базовых принципах, основополагающее которой создание школьной, в том числе домашней среды, которые характеризуются:
– душевностью, положительным интересом и вовлеченностью взрослых;
– жесткими рамками и ограничениями неприемлемого поведения;
– последовательное применение не карательных, нефизических санкций за неприемлемое поведение и нарушение правил;
– присутствие взрослых, выступающих в качестве авторитетов и ролевых моделей.
Программа осуществляет свое действие на всех уровнях в условиях общеобразовательной школы, так же и на индивидуальном уровне, главная цель программы – изменение структуры агрессивного поведения у школьников, результатом которого является уменьшение возможностей и получения удовлетворения у агрессора.
В России с проблемами, связанными с дисциплиной и насилием имеются разнообразные подходы [23,с. 90].
Первый подход можно назвать «не вмешиваться». К несчастью, педагоги и педагогические коллективы предпочитают не вмешиваться, считают, что молодые люди в силах сами разобраться
, по их мнению, так они научаться управлять своим поведением, контролю себя и принимать верные решения. Провокационное поведение среди подростков – нормальное явление, дети разберутся сами. Данные конфликты и делают школу «институтом подготовки к реальной жизни», в таком случае «жизнь за стенами школы так же провокационна и не справедлива к слабым»].
Такого типа учителя стараются сбросить с себя любую обязательство за происходящее.
Это является совершенно не эффективными в отношении агрессоров, так же и в отношении жертв, им не нужны навыки уверенного поведения, так как они и так напуганы они нуждаются в четких инструкциях для нахождения защиты и прекращения насилия. Позиция невмешательства не дает возможности учителю найти подход к детям, добиться их уважения, в этих школах условия образовательной среды беспомощные и агрессивные.
Второй подход «железная рука». В этом подходе учителя и школьные администраторы, предпочитающие такой метод, предполагают, что абсолютный контроль необходим для хорошего воспитания, управление принадлежит директору, а задача учеников и учителей – подчинение. Способ поддержания дисциплины при таком подход – манипуляция учениками «ради их блага». Воздействие на ученика этим методом происходит при помощи угрозы и шантажа: «Если не прекратишь, я …» и воздействие на слабые места.
Такая создаваемая атмосфера страха оказывает негативное действие для зрителей и жертв, но не для инициаторов школьного насилия. Они наоборот перенимают у педагогов из этого метода: манипуляцию и запугивание.
Третий подход можно назвать «сплочение» Педагоги и школьные коллективы приверженки этого подхода считают травлю в школе злом и решительно, но без агрессии выступают против него. Философия данного учреждения – это конфронтация с насилием. Эта философия придерживается всем школьным коллективом, учителя должны быть бдительными и реагировать на происходящие, в отношении учеников, которые проявляют агрессию, применяют санкции. Принимая этот подход во внимания, учителя отдают отчет тому, что результат его это действие обоих сторон, таких как внутреннее побуждения и внешние обстоятельства. Для того чтоб ребенок не совершал что-то негативное, можно направить его и без угроз. Учителя берут на себя роль скрытого лидера, постепенно подталкивают учеников к необходимости осознанного выбора. Они задействуют учеников в установку и поддержания правил в классе и школе. Во время реализации текущего подхода, администрация образовательного учреждения, следит за процессами, которые происходят в школе, планирует их, при этом включает позитивные аспекты воспитания, для учащихся и педагогов. Программа развития дисциплины строится на положительных взаимоотношениях с учениками и повышения их самооценки за счет стратегии поддержки. Основой данного подхода к проблемам дисциплины и мотивации является качество взаимоотношений «педагог – ученик». Более того, энергию любителей власти в таких учебных учреждениях умеют канализировать и направлять в положительное русло.
Анализ мирового опыта ведения профилактики школьного насилия выделяет три основные группы методов [31]:
1) Методы, направленные на определённых детей и подростков.
2) Методы, направленные на семейные отношения
3) Методы, направленные на микросоциум ребенка
Отечественными исследователями разработаны многочисленные программы, составлены рекомендации, основные положения которых могут быть сведены к следующим:
– диагностика психоэмоциональной среды и мотивационно образовательная работа с администрацией;
– консультативно-образовательная работа с детьми, подвергшимися жесткому обращению;
– информационно-образовательная работа с детьми;
– формирование психоэмоциональной среды учебного заведения;
– мероприятия, направленные на сплочение школьного сообщества: улучшение психологического климата в школе; повышение психологической компетентности взрослых (родителей, педагогов);
– повышение уровня коммуникативной культуры учащихся;
– профилактика и коррекция отклонений в эмоциональной сфере подростков;
– снижение асоциального поведения школьников, так же развитие стрессоустойчивых качеств личности обучающихся;
формирование
– формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий и навыков поведения, а именно умение принятия решения и преодоления жизненных проблем;
– умение оценивать социальные ситуации и принимать ответственности за собственное поведение в них; способность отстаивать свои границы и защищать свое персональное пространство; навык защиты собственного «Я», самоподдержки и взаимоподдержки;
– навыков бесконфликтного и эффективного общения, которое направлено на осознание и развитие имеющихся личных ресурсов, что способствует формированию здорового жизненного стиля и высокоэфективного поведения, то есть Я-концепции, включающие в себя самооценку, отношение к себе, своим возможностям и недостаткам, уметь делать самостоятельный выбор, контролировать собственное поведение и жизнь, умение решать простые и сложные жизненные проблемы; сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим [37,с.155-165].
Первичная профилактика пострессового синдрома после школьного насилия осуществляется по трем направлениям:
1. Создать условия для предотвращения травли в школе.
2. Своевременное и грамотное изолирование подростка с надлежащим стрессовым воздействием.
3. Помощь приобретения способностей воли личности в противостоянии травле для относительно здоровых детей и подростков, и для имеющих соматическую или психическую патологию[28,с.144].
Многие педагоги и психотерапевты, консультанты в школах предполагают, что проблема профилактики насилия может решаться поэтапно [29].
Первый этап предполагает признание существование самой проблемы. Признание проблемы в учебной среде подразумевает взятие кем-то инициативы на себя, повествовать о ее существовании и дальнейшей работе с ней. Работа с насилием в учебной среде будет эффективна, только если школа, как единое целое будет соглашаться с тем, что есть проблема и для этого нужно менять сложившуюся ситуацию в целом. Руководящий человек всем процессом, должен обладать административной властью. Если не будет достигнуто согласие сторон, то нет смысла в начинании профилактики.
Для принятия решения главным доводом для неприсоединившихся членов школьного сообщества звучит как: «Если вы не чего ни делаете для решения несущей проблемы, то вы сами являетесь ее частью».
На первом этапе нужно определить масштаб самой проблемы. Одним из способов, по мнению А.М.Хорна [29], может являться опрос для учеников о том:
– есть ли у них проблемы в школе;
– на данный момент испытывают ли они неприятности в настоящее время;
– знают ли они человека, у которого есть неприятности;
– в том случае они, не испытывая на данный момент каких-либо проблем, то испытывают ли страх за свою безопасность.
Второй этап – это определение проблемы.
В школе не может быть существования так называемых нормативов определения проблемы. Однако, инициативная группа детей и взрослых в первую очередь определяет:
– сущность проблемы (проблем);
– значимость проблемы;
– повторяемость проблемы;
– обусловить соответствующие примеры.
В последующем разрабатывается план общих мероприятий.
Группа, взявшая шефство над ситуацией, начинает оповещать школьное сообщество о факте происходящего, и о том, что нужно реализовать в рамки профилактики для предотвращения насилия.
Примеры:
– организовать условия в школе, в которых нет акту насилия и терпимость к нему.
– установить наблюдения за холлами, комнатами отдыха, столовыми;
– создание этнического кодекса школы;
– формирование консультантам групп поддержки для пострадавших
Цель работы с пострадавшими: умение противостоять агрессору и их реабилитация.