Файл: удмуртский государственный университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следующий вид школьного насилия физическое насилие. Так, Л.В. Потапова отмечает, что физическое насилие это буквальное применение физической силы к ученику. Такое насилие включает в себя толкание, удары ногой, кулаком, нападение или избиение жертвы. Данный вид насилия является крайней, критической формой его проявления, которое даже может повлечь уголовное наказание агрессоров [27].

Также, необходимо рассмотреть такой вид школьной травли, как экономическое насилие. Наиболее полное определение рассматриваемого явления представлено в научной работе Р.Б. Иванченко. Автор указывает на то, что экономическое насилие предполагает вымогательство, хищение или порчу имущества ребенка. Чаще всего предметом вымогательства становятся деньги, тем не менее, вымогаться могут также завтраки или обеды. Ребенка могут принудить к совершению хищения чужого имущества. Такая тактика используется исключительно для возложения вины на жертву. Следует отметить, что экономическое насилие в образовательной среде может выражаться в виде причинения имущественного вреда или же в форме принуждения к совершению такового. Экономическое насилие может на протяжении долгого времени сохранять латентный характер, поскольку данный вид зачастую сопровождается запугиванием жертвы, установлением контроля над ее поведением[18, с.130-132].

Рассмотрим следующие причины и мотивы травли в школе. Вследствие чего дети становятся такими жестокими и агрессивными по отношению к своим сверстникам?

Причин на самом деле много. Разделим их на группы:

педагогические (микроклимат класса, школы). Не последнюю роль здесь играет позиция учителя. Ребенок с большей вероятностью подвергнется травле в той обстановке, где и сами педагоги позволяют себе насмешки и унижения в адрес учеников. Кроме того, учитель может занимать в ситуации травли стороннюю позицию, зная о проблеме, но, не вмешиваясь в неё;

психологические (личность агрессора и жертвы);

социальные (пропаганда и поощрение доминирующего агрессивного поведения в обществе: на телевидении, в интернете, компьютерных играх);

семейные (недостаток родительской любви и внимания, физическая и вербальная агрессия со стороны родителей, чрезмерный контроль).

К мотивам школьного насилия можно отнести:

  1. зависть;

  2. месть (когда жертва травли сама становится буллером, стремясь наказать обидчиков за причинённые страдания);

  3. самоутверждение в коллективе;

  4. стремление быть в центре внимания, выглядеть «круто»;

  5. желание нейтрализовать соперника посредством его унижения.


На основании вышеизложенного, можно сформулировать общее представление школьного насилия. А именно, школьное насилие целенаправленное, систематическое, имеющее длительный характер, агрессивное поведение, которое направлено на унижение достоинства обучающегося, посредством причинение физического и (или) психического вреда одним человеком, группой людей в отношении конкретной личности и выражается непосредственно через различные формы проявления насилия, однако наиболее распространёнными являются психологическое и физическое насилие. Школьная травля выступает как достаточно актуальная проблема, поскольку данное явление имеет латентный характер и приводит к весьма трудноразрешимым последствиям. В данных условиях возникают различного рода психотравмирующие ситуации, что негативно сказывается на становлении личности подрастающего поколения. Процесс социализации, посредством такого социального института как школа, претерпевает некоторые трудности, которые необходимо своевременно выявлять, а также организовывать меры противодействия. Профилактика школьного насилия в образовательной среде должна приобрести основополагающую роль в предупреждении школьного насилия, поэтому необходимо сформировать организованную систему, которая реализовывала бы технологии профилактики травли.
1.2. Индивидуально-личностные особенности участников школьных конфликтов среди подростков

Подростковый возраст является по сути кризисным, от него зависит дальнейшее построение возрастных этапов. Этот непростой период в жизни индивида считается критическим и переломным.

Ситуация развития подростка с его биологическими, психическими, личностно-характерологическими особенностями, предполагает кризисы, конфликты, трудности адаптации к социальной среде [9, с.304].

Так, физические изменения и гормональные перестройки становятся причиной эмоциональной нестабильности, раздражительности и снижения самооценки. Также, для подростков в этот период характерны определенные черты личности:

  1. Неадекватная самооценка. Стремление к самовыражению, показной взрослости, признанию собственного авторитета и интеллектуальное развитие способствуют формированию у подростка взгляда на собственное положение в обществе. Для людей в этом возрасте характерна сниженная или неадекватно завышенная самооценка. В старшем возрасте эта проблема обычно исчезает, однако возможно формирование комплексов, постоянно влияющих на самооценку.

  2. Импульсивное поведение. Прагматизм не является популярным взглядом на вещи среди подростков из-за отсутствия личного опыта и эмоциональной нестабильности.

  3. Отсутствие опыта, «горячий рассудок», отсутствие самостоятельности и желание узнавать новое – это факторы, определяющие доверчивость и наивность подростка.

  4. Эмоциональная лабильность – нестабильное состояние психики, характерное для многих подростков. Эта черта личности проявляется постоянными перепадами настроения, раздражительностью и агрессивностью. Настроение ребенка в течение дня может сменяться периодами плаксивости и эмоционального возбуждения.

  5. Неразвитый эмоционально-волевой контроль. Такую особенность также можно связать с эмоциональной нестабильностью и внушаемостью. Процессы торможения, связанные с функциями коры головного мозга, все еще развиваются вовремя пубертата, поэтому молодые люди с трудом контролируют собственные импульсы. Взрослый человек почти всегда может вовремя остановиться благодаря инстинкту самосохранения или жизненному опыту, однако детям может быть попросту недоступен такой психологический механизм.


Из вышесказанного следует, что все эти факторы: физическая слабость, особенности развития характера, отсутствие коммуникативных навыков, эмоциональная незрелость, не редко и неблагоприятное внешнее социальное окружение, порой способствуют появлению специфических поведенческих реакций.

Отсюда и зарождается массовость школьного насилия среди подростков как, таким образом они пытаются занять планку в своей социальной среде на данном этапе своего развития. Для понимания проблемы школьного насилия и найти способы противостояния агрессору, нужно разобрать структуру, функции условия и механизмы его проявления.

В социальной структуре школьное насилие включает в себя три элемента, такие как преследователя, жертву и наблюдателя.

Норвежский психолог Д. Ольвеус дает следующее определение учащимся склонным к преследованию: «они испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей; они импульсивны и легко приходят в ярость; они часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым; включая родителей и учителей; они не испытывают сочувствия к своим жертвам; если это мальчик, они обычно физически сильнее других мальчиков. Жертвы (виктима) травли определяют следующие черты: пугливость, повышенная чувствительность, замкнутость, застенчивость, а также они очень тревожны, не уверены в себе и имеют низкое самоуважение. Зачастую у таких учеников нет близких друзей, и они хорошо общаются с взрослыми, чем со сверстниками, зачастую они склоны к депрессии и чаще думают о суициде; если виктимом является мальчик, то он слабее своих сверстников» [26].

Д. Ольвеус выделяет два типа жертв:

1). Дети, которые физически слабые, неуверенные и эмоционально реагирующие, тревожные, а также они предпочитают общество учителей сверстникам.

2). Дети – провокаторы. К этой категории относятся дети, неадекватно реагирующие на провокации, неприятные в общении из-за дурных привычек, а также дети, вызывающие сильную неприязнь у взрослых [26].

Степанова А.М. в классификацию выделяет особенности участников школьной травли такие как:

1) «Преследователи», имея низкий социометрический статус, имеют самый высокий коэффициент удовлетворенности в общении, у них есть четкий круг общения, в котором их принимают, обладают значительный авторитет в отличие от остальных участников школьного насилия, таким образом, эта особенность помогает им подчинять «помощников», что является нравственным оправданием при травле жертвы и появляется ощущение субъективной правоты.


2) Виктимы имеют самый низкий социометрический статус и такой же коэффициент удовлетворённости в общении, следовательно, имеют низкое положение в классе. Жертвы являются наиболее зависимыми и слабыми по сравнению с остальными учениками, их самооценка низкая, но имея высокий уровень привязанности, им присуще не принятия себя, также имеются высокие показатели уровня тревожности, трудности в общении и конфликтности.

3) «Помощники» имеют низкий социометрический статус, являются помощниками «преследователя», но не добиваются уважения в классе в отличие от него. У «помощников» высокая зависимость, благодаря которой их и подчиняют «преследователи». Рассматривая прямое насилие, «помощники» будут иметь самые высокие показатели, так как они являются исполнителями травли (обзывают, бьют), а «преследователь» всего лишь указывает на цель, и выбирают план действий. Показатели по самооценке к уровню притязаний у них – средний.

4) «Защитники» имеют самый высокий социометрический статус, а также высокий коэффициент удовлетворения общением, таким образом, они удовлетворены занимаемой высокой позицией. Для них доброта является постоянной ценностью, что помогает им понимать жертв и сочувствовать им.

5) «Наблюдатели» достаточно высокий социометрический статус и коэффициент осознанности положительных отношений. Они не зависимы и не вмешиваются в конфликт. Они просто наблюдают действие «травли» со стороны, что не является хорошим показателем, так как весь «спектакль» исполняется для них. Их бездействие является рычагом провокационных действий со стороны «преследователя» они просто зачастую значатся исполнители воли «наблюдателей». «Наблюдатели» имеют высокий уровень показателя качества такого как «терпимость», то есть это и подтверждает деление на группы, так как терпимость и позволяет им оставаться в стороне конфликта [34, с 200].

Подростки, которые совершают травлю других детей, получают удовольствие от власти и высокого статуса по сравнению с жертвами. У Агрессора преобладают проблемы с симпатией к другим людям, то есть это и приводит к девиантному поведению.

Ученик, ставший жертвой преследования или насилия, может и не быть виновный в этом, так как в лице у обидчика он будет являться белой вороной. Жертвой может стать любой ребенок, будь он другой религии, иметь другой цвет кожи или другие культурные предпочтения, так же он может быть слабее или как, все это может привести к проявлению агрессии со стороны «преследователя».


Типология виктимов (жертв):

1). Своеобразная внешность. Выделение ребенка из общественной массы по средствам внешнего вида, становится объектом для насмешек: особая форма головы, оттопыренные уши, цвет волос и т.д.,

2). Низкие социальные навыки. Дети, не имеющие психологическую защиту по отношению к вербальному и физическому насилию из-за недостаточного опыта общения и самовыражения, таким образом, это отличительная черта характера от других детей, которая и влияет на легкое принятие ими роли жертвы. Принимая эту роль, они легко соглашаются с настигшей их ситуацией как с неизбежностью, так же находят оправдание насильнику: «…ну, значит, я такой, тою этого, заслужил это»;

3) Боязнь школы. Зачастую возникает у школьников, которые имеют отрицательные социальные ожидания по отношению к ней. Сама боязнь школы может проецироваться от родителей, которые в пролом имели проблемы в школьном возрасте. Ребенок проявляющей страх перед школой, становиться легкой добычей для травли среди одноклассников.

4) Дети вне социума (домашние дети). Дети, которые были неорганизованным дошкольниками, не имеют необходимых навыков, которые помогали бы им справляться с проблемами общения. При этом они могут превосходить своей эрудицией и умениями детей, ходивших в детский сад;

5) Заболевания, вызывающие насмешки и издевательства со стороны сверстников, например: эпилепсия, тики, заикания, энурез, дислазия, дисграфия, дислексия и т.д,

6) Низкий интеллект и неуспеваемость в школе. Плохая успеваемость формирует и низкую самооценку: «Я не справлюсь. Я хуже других» и т.д. Низкая самооценка в одном случае способствует формированию статуса «жертвы», а в другом как сподвижник к насильственному поведению за счет компенсации. Межличностные общения школьников, включающие в себя насмешки, колкости и передразнивания – это норма, но если данный процесс выходит из-под контроля, то это попадает под категорию школьного насилия [24, с.51].

Мишенью для насмешек и агрессии становятся дети интроверты или флегматики, а также дети с импульсивным поведением.

Длительность и трудность данного явления зависит, от того на сколько эмоционально ребенок реагирует на колкости и издевки, на агрессивное отношение к нему других детей, но жертвами школьного насилия не всегда могут стать чувствительные дети.

Дети, которые стали жертвами травли и насилия