Файл: 1 Потребительские свойства и товароведная характеристика майонеза.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С ОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................................................................................3
1 Потребительские свойства и товароведная характеристика майонеза...........5
1.1 Состояние рынка майонеза...............................................................................5
1.2 Потребительские и функциональные свойства майонезов...........................9
1.3 Классификация и ассортимент майонезов....................................................20
1.4 Характеристика факторов, влияющих на качество майонеза.....................23
2 Ассортимент, качество и конкурентоспособность майонезов, реализуемых в торговых сетях г. Новосибирска..........................................................................35
2.1 Анализ ассортимента майонезов, реализуемых в торговых сетях.............35
2.2 Требования к качеству и экспертиза майонеза.............................................38
2.3 Требования к качеству и подтверждение соответствия майонеза..............46
Заключение.............................................................................................................51
Список источников................................................................................................54
В ведение
Майонез это пищевой продукт, изготовленный на основе растительных масел, и представляет собой жировую эмульсию «масло в воде». Майонез имеет самое благородное происхождение. Французская кухня нерасторжимо связана с использованием соусов, которых насчитывается более трех тысяч. По традиции соусы называли именами изобретателей или местности, которым французы приписывали эти кулинарные традиции. Так были придуманы, например, татарский соус (майонез с огурцами и каперсами), русский соус (майонез с икрой).
Финансовый кризис 2014 года негативно отразился на выпуске майонезной продукции, однако он же и повлиял на развитие отечественного рынка. Это проявилось в том, что импортёры майонеза были вынуждены заметно сократить объёмы поставок в страну. Более того, многие не смогли выдержать конкуренции с дешевой продукцией отечественных производителей и в итоге ушли с российского рынка. Освободившиеся ниши нужно было заполнить, что и сделали наши производители, поскольку спрос на майонез у потребителя постоянно возрастал.
Россияне самые майонезолюбивые люди в Европе. Французское изобретение стало сейчас воистину национальным русским продуктом. Изобретение, гениальное, потому что состав майонеза предельно прост. Это всего лишь смесь растительного масла, воды, яичного и молочного порошков, горчицы, уксуса, соли и сахара. С ростом доходов населения и наличием широкого ассортимента других продуктов соусной группы производство майонеза увеличивается год от года, что отражает целенаправленную работу производителей в этом направлении. Предприятия не только смогли ежегодно увеличить объёмы выпуска, но и организовать работу своих коммерческих служб и отделов так, чтобы остаться победителями в борьбе за покупателя с производителями других видов соусов. Сегодня почти весь майонез российского рынка (95-97%) производится в нашей стране.
Разнообразие ассортимента майонеза, производимого различными фирмами, вызывает необходимость экспертизы его качества с выделением наиболее конкурентоспособной продукции – это и определяет актуальность и значимость дипломной работы.
Целью курсовой работы является анализ товароведной характеристики и экспертиза качества майонезов, их новых видов в соответствии с рецептурами. Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
-
изучить потребительские свойства майонеза; -
изучить виды и ассортимент майонезов в зависимости от признаков классификации; -
изучить и обобщить факторы, влияющие на ассортимент и качество майонеза; -
проанализировать ассортимент майонеза в торговых сетях -
провести оценку конкурентоспособности новых видов майонеза; -
исследовать направления совершенствования ассортимента и повышения качества майонеза.
Предмет исследования ассортимент майонеза реализуемый в торговых сетях
Объектом исследования является торговые сети и реализуемые майонезы.
Методическую и теоретическую основу написания работы составляет учебная, научная, учебно-методическая литература, данные статистической отчётности, периодические издания, стандарты, технические условия, а также методические указания по выполнению курсовой работы.
В работе использованы органолептические, измерительные методы исследования образцов в соответствии с нормативной документацией.
1 Потребительские свойства и товароведная характеристика майонеза
-
Состояние рынка майонеза
Российский рынок майонезов является вторым по объему в мире после рынка США. Объем рынка майонеза в 2020 году составил 445 тыс.т, что на 10,8% больше, чем в 2019 году. В стоимостных показателях, по оценкам экспертов, объем рынка в 2018 году достиг 800 млн.долл. США.
Майонез потребляют 92% россиян, в среднем приходится 4,1 кг майонеза на человека в год. В последнее время заметно увеличились объемы его производстваУвеличиваются не только объемы производства, но и ассортимент продукции. Многие предприятия для удержания своих позиций выпускают майонез с различными добавками, разной калорийности. В продаже имеются не только всем известные марки («Махеевъ»,« Новосибирский провансаль».), но и новые брэнды («Ряба», «Calve» и др.). Не так давно появилась еще одна новинка – майонез ««Mr Ricco», который уже занимает около 5 % рынка. В России оливковые майонезы выпускают 5-6 компаний. Самой же популярной маркой сейчас является «Провансаль», но количество потребителей «Провансаля» уменьшается.
Лидерами по производству являются Центральный и Приволжский федеральные округа. Среди регионов в пятерку ведущих входят Москва и Московская область, Нижегородская, Свердловская, Иркутская области и Санкт-Петербург, где 95-97% рынка приходится на отечественную продукцию.
Сегодня на российском рынке представлена продукция большого числа производителей, начиная от таких международных компаний, как «Юнилевер», «Хайнц» и крупных российских производителей, например «Пётросоюз», «ЭФКО», «НМЖК», «Балтимор», до небольших местных жировых комбинатов, работающих исключительно на региональный рынок.
Данные по долям компаний на рынке, которые указывают производители, различаются между собой, тем не менее среди основных производителей майонеза можно назвать Нижегородский МЖК (14%), «ЭФКО» (12%), Екатеринбургский ЖК (11%), «Юнилевер - СНГ» (8%) и Московский ЖК (6%). Доля майонезов «Балтимор» на рынке оценивается в 4-5%. [30]
Московский жировой комбинат выпускает традиционный «Провансаль» жирностью в 67%, 56%, 35% в различных упаковках. Начат выпуск собственных марок предприятия – майонеза «Ряба» без сахара и с пряностями и натуральной вытяжкой грецкого ореха.
В ассортимент майонезной продукции Нижегородского масложирового комбината входят «Провансаль», «Ряба», «Нежный». Безусловной новинкой рынка являются майонезные соусы под торговой маркой «Calve», выпускаемые с различными вкусовыми добавками.
Майонез является практически универсальной приправой, а также необходимым ингредиентом, входящим в состав множества блюд. Российские хозяйки используют его для заправки салатов и в качестве приправы к супам или основным блюдам, а также для приготовления горячих блюд, бутербродов или соусов. Кроме того, майонез ассоциируется у потребителей с домашним продуктом.
В октябре 2020 года компанией «Левада-Центр» был проведен опрос по репрезентативной выборке населения России. В опросе приняли участие жители 130 населенных пунктов. [26]
Согласно результатам исследования, для российских потребителей майонеза основным критерием при выборе данного продукта является вкус – этот вариант ответа отметили 79% респондентов. Кроме того, немаловажную роль играют такие показатели, как срок годности продукта и соотношение цены и качества, – эти факторы указали 44% россиян. Для 31% опрошенных респондентов обязательным условием при покупке майонеза является низкая цена.
Российские потребители в основном предпочитают майонез, изготовленный отечественными производителями, – данный фактор как наиболее значимый отметили 31% опрошенных респондентов. Для 11% потребителей важна высокая жирность, тогда как 10%, напротив, выбирают низкокалорийный майонез. Менее всего россияне обращают внимание на оформление упаковки и тип материала, из которого она изготовлена, – на каждый из этих вариантов приходится по 7% ответов. По мнению большинства респондентов, известность марки – так же, как и активная рекламная кампания – практически не влияют на выбор.
Д оля активных потребителей майонеза, то есть тех, кто употребляет данный продукт практически каждый день, составляет 34% (рис. 1). От одного до трех раз в неделю его потребляют около 37% опрошенных. Несколько раз в месяц данный продукт используют 13% россиян. Только 7% от общего числа опрошенных респондентов ответили, что никогда не употребляют майонез.
Рис.1. Частота потребления майонеза % от числа опрошенных
респондентов
Предпочтения потребителей майонеза по упаковке распределились следующим образом: на майонезе в стеклянной банке останавливают свой выбор 27% опрошенных, стоячий пакет «Дойпак» и пластиковую банку выбирают соответственно 21 и 20% респондентов (рис. 2). Остальные типы упаковки востребованы в меньшей степени. Так, например, майонез в пластиковом ведерке и полиэтиленовом пакете «подушке» покупают соответственно 13 и 12% опрошенных.
Стоит отметить, что потребители, живущие в Новосибирске и других крупных городах, – 38 и 32% респондентов соответственно – гораздо чаще, чем жители небольших населенных пунктов, приобретают майонез в «Дойпак». В свою очередь, у жителей небольших городов и сел популярностью пользуется майонез в стеклянной или пластиковой банке, а также в пластиковом ведерке. Такая особенность потребления связана с тем, что в более крупных городах, где уровень доходов населения в целом выше, предпочтение отдается майонезу в меньшей по объему упаковке, которая предназначена для разового применения. Для людей же с меньшим достатком – жителей небольших городов и сел – подходит экономичный вариант объемной упаковки, которая вмещает несколько маленьких и является более выгодной по цене.
В целом по стране потребительские предпочтения распределяются в соответствии со знанием марок, то есть лидируют три основных брэнда: «Ряба» – этот майонез покупают 15% россиян, «Calve» – ему отдают предпочтение 11% респондентов и «Новосибирский провансаль», который выбирают 29% потребителей. Однако при анализе предпочтений россиян важно учитывать региональный аспект потребления майонеза. [13]
В большинстве регионов выпускаются собственные марки, которые часто опережают лидеров общероссийского рынка. Например, потребители Уральского округа, наряду с тремя основными общероссийскими марками практически в равной степени предпочитают майонез «Mr.Ricco» и «Ряба» – соответственно 20 и 17% ответов.
Таким образом российский рынок майонеза представлен широким ассортиментом майонезов и согласно проводимым исследованиям основным критерием при выборе данного продукта является вкус а также такие показатели как срок годности и соотношение цены и качества, и менее всего потребители обращают внимание на оформление упаковки этих материалов из которых она изготовлена. Известность марки так же как и активная рекламная компания практически не влияет на выбор майонеза.
Российские потребители в основном предпочитают майонез изготовленный отечественными производителями.
-
Потребительские и функциональные свойства майонезов
Майонез является мультикомпонентной системой, а качественный и количественный состав ингредиентов определяет его функциональные свойства.
По своей значимости майонез и различные соусы на его основе являются очень полезным продуктом.
Кроме растительного масла и воды в состав майонезов и соусов на их основе входят эмульгаторы, стабилизаторы, структурообразователи, а также вкусовые, функциональные и другие пищевые добавки, придающие майонезу различный вкус, аромат, пищевую и физиологическую ценность и позволяющие создать большой ассортимент этих продуктов. [32]
В таблице 1 приведен средний химический состав майонеза классической рецептуры с массовой долей жира 67%. Наличие в составе рецептуры растительных масел: подсолнечного, соевого, кукурузного, арахисового, хлопкового, оливкового рафинированных, дезодорированных обеспечивает биологическую ценность за счет полиненасыщенных жирных кислот (витамин F), жирных кислот и энергетическую ценность. Энергетическая ценность майонеза колеблется от 250 до 647 ккал.
Таблица 1
Средний химический состав майонеза
Компоненты химического состава | Наименование продукта | |
Майонез «Провансаль» | Майонез молочный столовый | |
Вода, % | 25,0 | 25,0 |
Белок, % | 2,8 | 2,4 |
Жир % | 67,0 | 67,0 |
Содержание, % | | |
насыщенные жирные кислоты | 5,8-10,9 | 6,4-11,8 |
полиненасыщенные жирные кислоты | 36,9-50,3 | 36,1-48,9 |
Холестерин, мг % | 100 | 100 |
Моно- дисахара, % | 3,7 | 3,9 |
Зола, % | | |
Минеральные вещества, мг % | | |
j (Su) | 508 | 513 |
К | 38 | 63 |
Ca | 33 | 57 |
Mg | 13 | И |
P | 54 | 56 |
Fe | 1,0 | 0,4 |
Витамины | | |
В2 | 0,5 | 0,08 |
А, мкг % | 1,0 | 10 |
Ретиноловый эквивалент , мкг % | 20,0 | 10 |
Токоферолевый эквивалент, мкг % | 30,0 | 30,0 |
В1, мг % | 0,01 | 0,01 |
РР | 0,1 | 0,1 |
Ниациновый эквивалент | 0,5 | 0,5 |
Энергетическая ценность, ккал | 629 | 627 |