Файл: Методические особенности включения детей с нарушениями слуха в образовательную среду общеобразовательной школы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 205

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КУРСОВАЯ РАБОТА

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Оглавление

Введение............................................................................................2

Глава 1 ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ............................................................................5

Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ НАРУШЕНИЙ СЛУХА У ДЕТЕЙ

2.1. Классификация детей с нарушениями слуха.......................21

2.2 Закономерности психического развития детей с нарушением слуха............................................................................................30

Глава 3. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ....................................................................................38

Заключение....................................................................................45

Список литературы.......................................................................46

Введение

Тема курсовой работы посвящена такому вопросу особенности включения детей с нарушениями слуха в образовательную среду общеобразовательной школы

Жизнь человека - это взаимодействие его с окружающим миром: с объектами живой и неживой природы, с другими людьми, с социальными структурами и т.д. Как писал В.Д. Ермак: «Если человек не взаимодействует с окружающим миром, он для мира не существует. Впрочем, как и в отсутствие взаимодействия, мир не существует для человека ». [Ермак]

Как пишет автор: «Взаимодействия (коммуникации) в системах состоят из вещественной, энергетической, информационной и ритмической составляющих. Свет (волны электромагнитного поля), звук (колебания воздуха), запахи (химические вещества), механические воздействия и т.п. воздействуют на нас. Чувственного восприятие мира (включающее в себя ощущение, восприятие и представление) можно представить фундаментом, на его основе выстраивается взаимодействие с миром. Недостаточность чувственного восприятия, нарушение какого либо его элемента приводит к фрагментарности знаний о мире.

Ограничение возможностей здоровья определяет жизненное пространство личности, задаëт направленность и качество жизненного самоопределения человека с ОВЗ. [Калашникова С.А.]. Проблема состоит в том, что людям с ОВЗ приходится жить в мире, исторически ориентированном на людей со стандартным набором возможностей.

Слух играет очень важную роль в развитии человека. Человек, лишенный слуха, не имеет возможности воспринимать те звуковые сигналы, которые важны для полноценного познания окружающего пространства, для создания полных и всесторонних представлений о предметах и явлениях действительности. [Р.М.Боскис]. При тяжелых нарушениях человек не может полноценно использовать многие привычные источники информации.


Особенно важна роль слуха в овладении человеком речью. В силу этого резко ограничиваются возможности общения с людьми, а значит, и познания, поскольку одним из важных способов передачи информации является устная речь. Отсутствие или недоразвитие речи может приводить к нарушениям в развитии других познавательных процессов и, главным образом, словесно-логического мышления. Стойкое нарушение слуха как первичный дефект приводит к целому ряду вторичных отклонений в развитии, затрагивающих как познавательную деятельность, так и личность ребенка в целом [Л.С.Выготский].

Воспитание детей с ОВЗ и получение ими образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Учитывая актуальность решения данной проблемы, определена тема исследования: образование и воспитание детей с нарушениями слуха .

Цель курсовой работы: изучить педагогические основы воспитания и образования детей с нарушением слуха.

Объект исследования: процесс воспитания и обучения детей с нарушением слуха.

Предмет исследования: теории и системы обучения и воспитания детей с нарушением слуха.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи исследования:

1) Провести анализ литературы по проблеме исследования;

2) Охарактеризовать педагогические классификации детей с нарушением слуха;

3) Раскрыть особенности, существующих педагогических систем специального образования детей с нарушением слуха;

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования.

Глава 1.

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь - в законодательных актах Российской Федерации именуются лицами с ограниченными возможностями.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья

в Законе «Об образовании в Российской Федерации» определены как физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Нарушения в психофизическом развитии детей – это общее наименование разнообразных трудностей развития детей любого возраста (в том числе нарушение слуха, зрения, интеллекта, двигательных функций и т.п.).

Вследствие психофизических нарушений такие дети чаще всего нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания, иначе говоря, это дети с особыми образовательными потребностями.

Особые образовательные потребности – это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей детей с ОВЗ в процессе обучения, с целью обеспечения успешности каждого ученика.

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий и зависят от возраста, характера, степени тяжести первичного нарушения, зачастую и его структуры, выраженности их последствий. Именно их наличие определяет объективную потребность в использовании других, не традиционных, а специальных дополнительных способов педагогического воздействия.

Проблемами специального образования занимаются подразделения Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений.

Согласно Конституции РФ и Закону «Об образовании» дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.

В соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах. При этом образование должно предусматривать создание для таких детей специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения называется
специальной педагогикой. Специальная педагогика охватывает все категории людей с особыми образовательными потребностями (не только с ОВЗ).

В современной специальнаой педагогике выделяют следующие предметные области:

  • тифлопедагогика (незрячие и слабовидящие);

  • сурдопедагогика (глухие, слабослышащие и позднооглохшие); тифлосурдопедагогика (слепоглухие);

  • логопедия (лица с нарушениями речевого развития);

  • олигофренопедагогика (лица с нарушениями интеллекта и с образовательными затруднениями);

  • отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями опорно- двигательного аппарата;

  • отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Каждая из указанных выше предметных областей структурно организована так же, как и общая педагогика, она содержит историю, дидактику, теорию и практику воспитания, специальные методики. Каждая предметная область дифференцирована также по возрастным периодам: ранняя помощь; дошкольное, школьное, специальное образование лиц с ОВЗ, образование взрослых с ограниченной трудоспособностью, [Н.М.Назарова].

Для всех отраслей специальной педагогики актуальны следующие векторы - гуманизация, фундаментализация и интеграция.

В гуманистической интерпретации цель специального образования состоит в том, чтобы сделать полноценным и достойным существование человека с овз. Достижение этой цели невозможно как без включения этого человека в социальные отношения, так и без поддержки становления его индивидуальности. В основе гуманистического подхода лежит идея целостности человеческой жизнедеятельности. Одним из конкретных воплощений этого подхода может считаться концепция образования в течение всей жизни. [Н.М.Назарова].

Фундаментализация образования системное и всеохватывающее обогащение учебного процесса фундаментальными знаниями и методами творческого мышления, выработанными фундаментальными науками. Принцип фундаментальности и прикладной направленности базируется на связи обучения с жизнью, теории с практикой. Согласно В.А. Сластенину, образование должно развивать исследовательский склада мышления, интеллектуальную мобильность, умение постоянно пополнять свои знания по мере происходящих в жизни и деятельности изменений. [ В. А. Сластенин стр.210 ]


Интеграция - процесс, при которых инвалиды и иные члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья, интеллекта, сенсорной сферы и другое, не являются социально обособленными или изолированными, участвуя во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными Как считает большинство коррекционных педагогогов (А.А.Дмитриев, И.В.Евтушенко, Н.Н.Малофеев, Н.М.Назарова, М.И. Никитина, Б.П. Пузанов, Л.П. Уфимцева, Н.Д. Шматко и др). все дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками.

Специальная педагогика как наука тесно связана с дефектологией и коррекционной педагогикой.

Н.Н. Малофеев определяет дефектологию как интегрированную область научного знания, соединяющая клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития, обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития [Н.Н. Малофеев].

Необходимо изучать закономерности развития детей с ОВЗ и способы компенсации дефектов. При этом объектом дефектологии, как писал Л.С.Выготский, должен быть не недостаток как таковой, а сам ребенок, отягощенный недостатком. Лев Семенович доказал, что исход компенсации зависит не только от тяжести дефекта, но в высокой степени от адекватности и действенности применяемых методов формирования компенсаторных процессов; в зависимости от успешности компенсации и коррекции меняется структура дефекта. [Л.С.Выготский стр. 367]

В развитии аномального ребенка автор отметил единство общих и особенных черт, что позволило установить «общность социальных целей и задач общей и специальной школ» при различии их средств. Дети с дефектом- писал Л.С.Выготский- не создают «особенной породы людей», но при всем своеобразии развития обнаруживают тенденцию приближения к определенному нормальному социальному типу. И вот в этом приближении школа должна сыграть решающую роль». [Л.С.Выготский стр.28].

Специалисту, работающему с детьми с овз необходмимо иметь представления о педагогических основах образования и воспитания детей с различными нарушениями.

Воспитание в буквальном смысле — это «вскармливание», «питание» ребенка.

В определении И.П.Подласого воспитание — это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Он рассматривает воспитание с разных ракурсов- с точки зрения социального и педагогического значения. Автор пишет, что в широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта (духовные ценности, знания, умения, способы мышления, нормы, правила и пр.) от старших поколений к младшим. «Через воспитание, каждый пришедший в этот мир, приобщается к достижениям цивилизации». [ И.П.Подласый стр 11-12].