Файл: Методические особенности включения детей с нарушениями слуха в образовательную среду общеобразовательной школы.doc
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 208
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
памяти от лексического запаса неслышащего/плохослышащего ребенка, в меньшем объеме словесной памяти. Это требует гораздо больше времени на запоминание учебного материала, при этом достаточно часто преобладает механическое, а не осмысленное запоминание.
Мышление. В начальной школе у многих детей с нарушениями слуха отмечаются особенности мышления, которые выражаются в ведущей роли наглядно-образного мышления над словесно-логическим, в зависимости уровня развития словесно-логического мышления от развития речи учащегося.
Особенности развития эмоциональной сферы характеризуются непониманием и трудностями дифференциации эмоциональных проявлений окружающих в конкретных ситуациях, в том числе и в связи с ограничениями в восприятии эмоциональной окраски речи, передаваемой интонацией. Узнавание и понимание эмоций у детей с нарушенным слухом тесно связаны со зрительным восприятием мимики собеседника, что часто без слухового подкрепления приводит к ошибочному или искаженному восприятию реальной ситуации.
У детей с нарушением слуха, может наблюдаться обедненностьэмоциональныхпроявлений, связанная с неумением взрослых слышащих людей вызывать маленьких детей на эмоциональное общение.
Среди специфическихособенностейформированияличностинеобходимо отметить наличие у таких детей комплекса негативных состояний – неуверенность в себе, страх, гипертрофированная зависимость от близкого взрослого, завышенная самооценка. Если ребенок воспитывался в пространстве стереотипов, запретов, ориентируясь на реакцию и оценку родителя, воспитателя,
педагога (инструктивно-авторитарный подход), то этот комплекс может укрепиться. Реакция на новые обстоятельства (незнакомые задания, обстановку, незнакомых людей) может быть разной по форме, но в основе ее лежит боязнь ошибиться: уход, отказ от общения с незнакомым человеком - «Я не знаю, не умею, не могу», иногда капризы, «уход в себя» или агрессия. У части глухих и слабослышащих детей необоснованно долго сохраняется завышенная самооценка. Это объясняется тем, что с раннего возраста они находятся в зоне положительного оценивания своих достижений со стороны взрослых.
Отдельные школьники с нарушенным слухом могут проявлять агрессию, обусловленную (зачастую объективными) отрицательными оценками их возможностей со стороны учителя и одноклассников.
Глухие и слабослышащие дети бывают менее социальнозрелыми(адаптированными в обществе), чем их слышащие сверстники: замкнуты, предпочитают общение с себе подобными, уходят от игр со слышащими сверстниками из-за боязни быть неуспешными.
Учитель общеобразовательной школы, начиная работать с глухими/слабослышащими учениками, должен помнить об особенностях их познавательного и личностного развития для наиболее эффективной организации образовательного процесса.
При поступлении в общеобразовательное учреждение дети с нарушениями слуха имеют разный уровень психического и речевого развития, который зависит от степени снижения слуха и времени его
возникновения, адекватности медицинской коррекции слуха, наличия своевременной, квалифицированной и систематической психолого- педагогической помощи, особенностей ребенка и его воспитания в семье.
Можно выделить следующие направления работы по развитию личности детей с нарушенным слухом.
Для этого в дошкольном возрасте необходимо использовать такие формы работы, в которых дети должны были бы оценивать результаты своей деятельности, сравнивать их с образцом, с работами других детей. Нужно предоставлять детям самостоятельность в решении задач различной трудности как в процессе учебной деятельности, так и в разнообразных жизненных ситуациях.
В младшем школьном и подростковом возрасте нужно обогащать представления детей с нарушенным слухом о человеческих качествах, межличностных отношениях на основе анализа жизненных ситуаций, эмоциональных переживаний и отношений персонажей художественной литературы, фильмов, спектаклей.
Для всестороннего компенсаторного психического развития детей с нарушенным слухом на каждом возрастном этапе необходимо сочетать обучение и воспитание, а также специально направленные психокоррекционные воздействия, которые обеспечат гармоничное развитие познавательной сферы и личности.
Проанализировав проблему психологического развития детей с нарушением слуха мы пришли к выводу, что глухие и слабослышащие дети имеют особые образовательные потребности
, возникшие в результате нарушения слуха. В рамках коррекионно-развивающей помощи необходимо проведение специальных упражнений по развитие и использованию остаточного слуха в образовательных, познавательных и коммуникативных ситуациях; обучение слухо-зрительному, слуховому и зрительному восприятию обращенной речи говорящего человека и различным формам коммуникации; развитие всех сторон речи и восполнение недостатка знаний об окружающем мире, связанного с ограничением возможностей; формирование социальной компетентности и навыков поведения в инклюзивном образовательном пространстве; развитие потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сферы; формирование способности к максимально независимой жизни в обществе, в том числе через профессиональное самоопределение, социально-трудовую адаптацию, активную и оптимистическую жизненную позицию и многое другое.
Глава 3. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
:text=Л.В.%20Нейман%20выделяет%203%20группы,более%201%20м.%20из%20396
Мышление. В начальной школе у многих детей с нарушениями слуха отмечаются особенности мышления, которые выражаются в ведущей роли наглядно-образного мышления над словесно-логическим, в зависимости уровня развития словесно-логического мышления от развития речи учащегося.
Особенности развития эмоциональной сферы характеризуются непониманием и трудностями дифференциации эмоциональных проявлений окружающих в конкретных ситуациях, в том числе и в связи с ограничениями в восприятии эмоциональной окраски речи, передаваемой интонацией. Узнавание и понимание эмоций у детей с нарушенным слухом тесно связаны со зрительным восприятием мимики собеседника, что часто без слухового подкрепления приводит к ошибочному или искаженному восприятию реальной ситуации.
У детей с нарушением слуха, может наблюдаться обедненностьэмоциональныхпроявлений, связанная с неумением взрослых слышащих людей вызывать маленьких детей на эмоциональное общение.
Среди специфическихособенностейформированияличностинеобходимо отметить наличие у таких детей комплекса негативных состояний – неуверенность в себе, страх, гипертрофированная зависимость от близкого взрослого, завышенная самооценка. Если ребенок воспитывался в пространстве стереотипов, запретов, ориентируясь на реакцию и оценку родителя, воспитателя,
педагога (инструктивно-авторитарный подход), то этот комплекс может укрепиться. Реакция на новые обстоятельства (незнакомые задания, обстановку, незнакомых людей) может быть разной по форме, но в основе ее лежит боязнь ошибиться: уход, отказ от общения с незнакомым человеком - «Я не знаю, не умею, не могу», иногда капризы, «уход в себя» или агрессия. У части глухих и слабослышащих детей необоснованно долго сохраняется завышенная самооценка. Это объясняется тем, что с раннего возраста они находятся в зоне положительного оценивания своих достижений со стороны взрослых.
Отдельные школьники с нарушенным слухом могут проявлять агрессию, обусловленную (зачастую объективными) отрицательными оценками их возможностей со стороны учителя и одноклассников.
Глухие и слабослышащие дети бывают менее социальнозрелыми(адаптированными в обществе), чем их слышащие сверстники: замкнуты, предпочитают общение с себе подобными, уходят от игр со слышащими сверстниками из-за боязни быть неуспешными.
Учитель общеобразовательной школы, начиная работать с глухими/слабослышащими учениками, должен помнить об особенностях их познавательного и личностного развития для наиболее эффективной организации образовательного процесса.
При поступлении в общеобразовательное учреждение дети с нарушениями слуха имеют разный уровень психического и речевого развития, который зависит от степени снижения слуха и времени его
возникновения, адекватности медицинской коррекции слуха, наличия своевременной, квалифицированной и систематической психолого- педагогической помощи, особенностей ребенка и его воспитания в семье.
Можно выделить следующие направления работы по развитию личности детей с нарушенным слухом.
-
необходимо сформировать у детей с нарушениями слуха представления о качествах личности, эмоциональных свойствах, о нормах поведения -
нужно научить детей видеть проявления этих качеств в поведении других людей — детей и взрослых, формировать умение понимать поступки окружающих людей, дать им для этого эталоны оценки. -
формировать у детей с нарушениями слуха адекватную самооценку, являющуюся, с одной стороны, основой регуляции собственного поведения, с другой стороны, залогом успешного установления межличностных отношений.
Для этого в дошкольном возрасте необходимо использовать такие формы работы, в которых дети должны были бы оценивать результаты своей деятельности, сравнивать их с образцом, с работами других детей. Нужно предоставлять детям самостоятельность в решении задач различной трудности как в процессе учебной деятельности, так и в разнообразных жизненных ситуациях.
В младшем школьном и подростковом возрасте нужно обогащать представления детей с нарушенным слухом о человеческих качествах, межличностных отношениях на основе анализа жизненных ситуаций, эмоциональных переживаний и отношений персонажей художественной литературы, фильмов, спектаклей.
Для всестороннего компенсаторного психического развития детей с нарушенным слухом на каждом возрастном этапе необходимо сочетать обучение и воспитание, а также специально направленные психокоррекционные воздействия, которые обеспечат гармоничное развитие познавательной сферы и личности.
Проанализировав проблему психологического развития детей с нарушением слуха мы пришли к выводу, что глухие и слабослышащие дети имеют особые образовательные потребности
, возникшие в результате нарушения слуха. В рамках коррекионно-развивающей помощи необходимо проведение специальных упражнений по развитие и использованию остаточного слуха в образовательных, познавательных и коммуникативных ситуациях; обучение слухо-зрительному, слуховому и зрительному восприятию обращенной речи говорящего человека и различным формам коммуникации; развитие всех сторон речи и восполнение недостатка знаний об окружающем мире, связанного с ограничением возможностей; формирование социальной компетентности и навыков поведения в инклюзивном образовательном пространстве; развитие потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сферы; формирование способности к максимально независимой жизни в обществе, в том числе через профессиональное самоопределение, социально-трудовую адаптацию, активную и оптимистическую жизненную позицию и многое другое.
Глава 3. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
В воспитании и обучении детей с нарушенным слухом используется система общедидактических принципов: научность, систематичность воспитания и обучения, доступность, наглядность, активность и самостоятельность в усвоении знаний, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, связь обучения с жизнью. [Л.А.Головчиц 2001г. стр. 118]
Л.А. Головчиц отмечает, что помимо общедидактических принципов выделяются и специфические принципы: генетический принцип, принцип развивающего обучения, принцип коррекционной направленности воспитания и обучения, деятельностный принцип, принцип учета степени выраженности и структуры нарушения, принцип формирования речевого общения. принцип развития слухового восприятия.
Методы обучения детей с нарушением слуха во многом совпадают с традиционными методами, но в большей мере акцент делается на наглядные и практические инструменты.
Принципы и методы служат опорой обручения и воспитания детей с нарушенным слухом на всех этапах и во всех учреждениях, осущетсвляющих коррекционную поддержку.
Традиционно, помощь данной группе детей оказывается в учреждениях системы здравоохранения (сурдологические кабинеты, отделения, центры, стационары при ЛОР-отделениях крупных больниц) и в системе образования.
Деятельность дошкольных образовательных учреждений регулируется «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (1995). Глухие и слабослышащие детей раннего и дошкольного возраста могут воспитываться и обучаться в следующих образовательных учреждениях:
–детский сад компенсирующего вида для глухих и/ или для слабослышащих детей;
–детские сады комбинированного вида;
–дошкольные группы, отделения в специальных коррекционных общеобразовательных школах, школах-интернатах для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей. В дошкольные отделения и группы при детских садах могут приниматься дети с 1,5-2-х летнего возраста при наличии условий для их воспитания.
–образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад» компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей и образовательное учреждение для детей дошкольного и школьного возраста «Школа – детский сад» для глухих или для слабослышащих детей. В структуре данных образовательных учреждений могут быть группы детей преддошкольного и дошкольного возраста, а также либо начальное звено, либо начальная и основная школа (с первого по 10–12 классы) для слабослышащих или для глухих детей.
Неслышащие (глухие) дети могут обучаться в специальных (коррекционных) школах.
Специальная школа I вида, где обучаются глухие дети, ведет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
1-я ступень- начальное общее образование (в течение 5-6 лет или 6-7 лет - в случае обучения в подготовительном классе);
2-я ступень- основное общее образование (в течение 5-6 лет);
3-я ступень- полное среднее общее образование (2 года, как правило, в ст- руктуре вечерней школы).
Для детей, не получивших полной дошкольной подготовки, организуется подготовительный класс. В первый класс принимаются дети с 7 лет.
В школах, работающих на билингвистической основе, осуществляется равноправное обучение языку словесной и языку жестовой речи, но учебный процесс ведется на языке жестовой речи.
В составе специальной школы I вида организуются классы для глухих детей со сложной структурой дефекта (умственной отсталостью, трудностями в обучении, слабовидящих и др.).
Количество детей в классе (группе) не более 6 человек, в классах для детей со сложной структурой дефекта до 5 человек.2
Специальная школа II вида, где обучаются слабослышащие (имеющие частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохшие дети (оглохшие в дошкольном или школьном возрасте, но сохранившие самостоятельную речь), имеет два отделения:
первое отделение- для детей с легким недоразвитием речи, связанным с нарушением слуха;
второе отделение- для детей с глубоким недоразвитием речи, причиной которого является нарушение слуха.
Если в процессе обучения возникает необходимость перевода ребенка из одного отделения в другое (ребенку трудно в первом отделении или, наоборот, ребенок во втором отделении достигает такого уровня общего и речевого развития, которое позволяет ему учиться в первом отделении), то с согласия родителей и по рекомендации ПМПК происходит такой переход.
Сегодня в России применяются две системы обучения глухих: [ Г.Л.Зайцевой [2000 г. стр 75] и В.З.Базоева [1]
• на основе билингвистического подхода, разработанного Г.Л.Зайцевой. (с использованием жестовой и словесной речи).
• на основе словесной речи.
Особый интерес в контексте проблемы помощи детям с нарушенным слухом представляет система интегрированного воспитания и обучения. Вопрос интеграции детей с нарушениями слуха подробно рассмотрели Н.И.Бурова и Л.М. Шипицына [ Н.И.Бурова 2017; Л.М. Шипицына 2001 г. ]
Авторы описывают следующие формы интеграции:
-
временная интеграция, при которой все воспитанники специальной группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со слышащими детьми не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера;
-
частичная интеграция, при которой дети, еще не способные наравне со слышащими сверстниками овладеть образовательным стандартом, вливаются по 1–2 человека лишь на часть дня в массовые группы;
-
комбинированная интеграции, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим возрастной норме или близким к ней, по 1–2 человека наравне со слышащими воспитываются в массовых группах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы;
-
при полной интеграции ребенок с нарушенным слухом воспитывается в массовом дошкольном учреждении, не получая повседневной помощи специалиста непосредственно в детском саду;
-
смешанные дошкольные группы, где вместе воспитываются дети с нормальным и нарушенным слухом (это уже не 1–2 неслышащих ребенка, а группа из 4–5 детей). В смешанной группе работают не только два воспитателя, но и учитель-дефектолог.
В процессе обучения ребенка с нарушением слуха в инклюзивном пространстве и применение дидактических ресурсов возникают различные ситуации (в том числе и образовательные), которые педагог должен предусмотреть заранее, учитывая особенности таких школьников.
Анализ литературы по проблеме обучения и воспитания детей с нарушением слуха обеспечил необходимую теоретическую базу для разработки рекомендаций для учителей.
-
В связи с тем, что темп работы детей с нарушениями слуха замедлен, нужно давать больше времени для выполнения заданий, особенно письменных.
-
В любой ситуации обучения необходимо давать информацию таким образом, чтобы ребенок мог ее воспринимать обязательно с использованием своего зрения.
-
Каждая ситуация должна быть ситуацией общения в контексте осуществления какого-то общего дела, действия. Поэтому каждое новое слово, чтобы включиться в активную речь детей, должно мотивироваться конкретной ситуацией дела, общей со сверстниками работой.
-
В любой ситуации стоит отдавать приоритет самостоятельному выполнению заданий.
-
В любой ситуации нужно включать детей в диалог, обсуждение по поводу результатов и процесса их достижения.
-
При смене видов деятельности или задания необходимо убедиться, что ребенок понял педагога (можно использовать прием «повтори, что ты будешь делать», «расскажи ребятам что надо сделать»).
-
Нельзя допускать повышенного уровня шума в классе. Включение в учебный процесс «минуты молчания», которые являются своеобразным отдыхом для слуха и будут полезны всем учащимся класса.
-
Необходимо повторение основных положений предлагаемого материала несколько раз, при этом дети тоже должны быть задействованы.
-
Ставить вопросы нужно четко, кратко, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не стоит торопить ребят с ответом, предоставляя необходимое время на обдумывание.
-
Во время беседы или урока хорошо использовать способы оперативной помощи ребенку с нарушением слуха: повторять фразу, выписывать ключевые или непонятое слова и фразы.
-
Использовать по максимуму площадь доски. Выносить часть учебного материала/новый словарь на школьную доску. Ребенку с нарушением слуха легче один раз увидеть, чем сто раз услышать. Использовать как можно шире иллюстративный материал.
-
Ребенок с нарушением слуха обязательно должен иметь возможность поворачиваться к говорящему, это не нарушение дисциплины, а необходимость (зрительная поддержка восприятия звуковой информации).
-
Если отвечают одноклассники или беседа на уроке ведется в режиме диалога/полилога, необходимо обращать внимание глухого/слабослышащего учащегося на говорящих (установка постоянно поворачиваться к ним лицом) – это оптимальные условия восприятия речи (слуховое и слухо- зрительное восприятие).
-
Для успешного обучения рекомендуется использование современных технических средств (это средства обучения, состоящие из экранно-звуковых носителей учебной информации и аппаратуры, с помощью которой проявляется эта информация: кино- и видеофильмы, диапозитивы (слайды), звукозаписи, телевизионные учебные программы, компьютерные учебные программы, компьютерные учебные программы тренажерные программы и пр.).
Заключение
В завершении курсовой работы можно сделать следующие выводы.
На сегодняшний день проблемы воспитания и обучения детей с ОВЗ приобретают все большую актуальность. Среди прочих категорий детей выделяются дети с нарушенным слухом. Они представляют собой разнородную группу - в нее входят и слабослышащие и глухие, с врожденным и приобретенным дефектом, в связи с чем возникает необходимость в применении разных методов, приемов и организационных форм воспитания и обучения.
Воспитание и обучение детей может проходить как в специальных образовательных учреждениях, так и в учреждениях общего типа. В настоящее время расширяются процессы интегрированного обучения и воспитания детей с нарушениями слуха. Психолого-педагогическая коррекционная работа со слабослышащими и глухими детьми в общеобразовательных учреждениях строится с учетом тех проблем, которые вызывает дефект.
Реализация коррекционной помощи на всех этапах обучения через применение специальных методов и технллогий способствует снижению вторичных дефектов, тем самым улучшает качество жизни людей с ОВЗ.
Гуманизация образования, развитие системы ранней помощи, целенаправленная разработка разно уровненных моделей интеграции, открытие смешанных групп помогает детям с нарушенным слухом достигнуть высокого уровня речевого и общего развития, практически соответствующего возрастным нормам.
Список литературы
-
Базоев В.З. Билингвизм и образование глухих: современные тенденции электронная библиотека «Киберленинка» открытый доступ 2.01.22 https://cyberleninka.ru/article/n/bilingvizm-i-obrazovanie-gluhih-sovremennye-tendentsii
-
Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений - М.: Академия, 2002. - с. 3-203
-
Большая Медицинская Энциклопедия https://бмэ.орг/index.php/Большая_Медицинская_Энциклопедия:Об_Энциклопедии
-
-
Боскис, P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха. Р.М.Боскис, -- М.,Просвещение, 1988.-128 с.
-
Бурова Н.И.. Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха в дошкольных образовательных организациях: методические рекомендации / Н.И. Бурова – Челябинск: Изд-во ЦИЦЕРО, 2017. – 82 с.
-
Всемирная организация здравоохранения. «Глухота и потеря слуха» - https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/deafness-and-hearing-loss
-
Выготский, Л.С Дефект и сверхкомпенсация // Умственная отсталость, слепота и глухонемота,[Текст]/Л.С.Выготский,- М,- № 4,- 1934,- С. 56 - 68.
-
Выготский Л.С. Основы дефектологии - СПб.: Лань, 2003. - 654 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература) https://pedlib.ru/Books/1/0453/1_0453-367.shtml
-
Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с. — (Коррекционная педагогика)
-
Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений
-
. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 192 с. - (Коррекционная педагогика)
-
Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т.О.; 2-е изд Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 486с. Электронная библиотека - https://pedlib.ru/Books/6/0411/6_0411-76.shtml#:
:text=Л.В.%20Нейман%20выделяет%203%20группы,более%201%20м.%20из%20396
временная интеграция, при которой все воспитанники специальной группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со слышащими детьми не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера;
частичная интеграция, при которой дети, еще не способные наравне со слышащими сверстниками овладеть образовательным стандартом, вливаются по 1–2 человека лишь на часть дня в массовые группы;
комбинированная интеграции, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим возрастной норме или близким к ней, по 1–2 человека наравне со слышащими воспитываются в массовых группах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы;
при полной интеграции ребенок с нарушенным слухом воспитывается в массовом дошкольном учреждении, не получая повседневной помощи специалиста непосредственно в детском саду;
смешанные дошкольные группы, где вместе воспитываются дети с нормальным и нарушенным слухом (это уже не 1–2 неслышащих ребенка, а группа из 4–5 детей). В смешанной группе работают не только два воспитателя, но и учитель-дефектолог.
В связи с тем, что темп работы детей с нарушениями слуха замедлен, нужно давать больше времени для выполнения заданий, особенно письменных.
В любой ситуации обучения необходимо давать информацию таким образом, чтобы ребенок мог ее воспринимать обязательно с использованием своего зрения.
Каждая ситуация должна быть ситуацией общения в контексте осуществления какого-то общего дела, действия. Поэтому каждое новое слово, чтобы включиться в активную речь детей, должно мотивироваться конкретной ситуацией дела, общей со сверстниками работой.
В любой ситуации стоит отдавать приоритет самостоятельному выполнению заданий.
В любой ситуации нужно включать детей в диалог, обсуждение по поводу результатов и процесса их достижения.
При смене видов деятельности или задания необходимо убедиться, что ребенок понял педагога (можно использовать прием «повтори, что ты будешь делать», «расскажи ребятам что надо сделать»).
Нельзя допускать повышенного уровня шума в классе. Включение в учебный процесс «минуты молчания», которые являются своеобразным отдыхом для слуха и будут полезны всем учащимся класса.
Необходимо повторение основных положений предлагаемого материала несколько раз, при этом дети тоже должны быть задействованы.
Ставить вопросы нужно четко, кратко, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не стоит торопить ребят с ответом, предоставляя необходимое время на обдумывание.
Во время беседы или урока хорошо использовать способы оперативной помощи ребенку с нарушением слуха: повторять фразу, выписывать ключевые или непонятое слова и фразы.
Использовать по максимуму площадь доски. Выносить часть учебного материала/новый словарь на школьную доску. Ребенку с нарушением слуха легче один раз увидеть, чем сто раз услышать. Использовать как можно шире иллюстративный материал.
Ребенок с нарушением слуха обязательно должен иметь возможность поворачиваться к говорящему, это не нарушение дисциплины, а необходимость (зрительная поддержка восприятия звуковой информации).
Если отвечают одноклассники или беседа на уроке ведется в режиме диалога/полилога, необходимо обращать внимание глухого/слабослышащего учащегося на говорящих (установка постоянно поворачиваться к ним лицом) – это оптимальные условия восприятия речи (слуховое и слухо- зрительное восприятие).
Для успешного обучения рекомендуется использование современных технических средств (это средства обучения, состоящие из экранно-звуковых носителей учебной информации и аппаратуры, с помощью которой проявляется эта информация: кино- и видеофильмы, диапозитивы (слайды), звукозаписи, телевизионные учебные программы, компьютерные учебные программы, компьютерные учебные программы тренажерные программы и пр.).
Базоев В.З. Билингвизм и образование глухих: современные тенденции электронная библиотека «Киберленинка» открытый доступ 2.01.22 https://cyberleninka.ru/article/n/bilingvizm-i-obrazovanie-gluhih-sovremennye-tendentsii
Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений - М.: Академия, 2002. - с. 3-203
Большая Медицинская Энциклопедия https://бмэ.орг/index.php/Большая_Медицинская_Энциклопедия:Об_Энциклопедии
Боскис, P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха. Р.М.Боскис, -- М.,Просвещение, 1988.-128 с.
Бурова Н.И.. Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха в дошкольных образовательных организациях: методические рекомендации / Н.И. Бурова – Челябинск: Изд-во ЦИЦЕРО, 2017. – 82 с.
Всемирная организация здравоохранения. «Глухота и потеря слуха» - https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/deafness-and-hearing-loss
Выготский, Л.С Дефект и сверхкомпенсация // Умственная отсталость, слепота и глухонемота,[Текст]/Л.С.Выготский,- М,- № 4,- 1934,- С. 56 - 68.
Выготский Л.С. Основы дефектологии - СПб.: Лань, 2003. - 654 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература) https://pedlib.ru/Books/1/0453/1_0453-367.shtml
Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с. — (Коррекционная педагогика)
Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений
. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 192 с. - (Коррекционная педагогика)
Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т.О.; 2-е изд Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 486с. Электронная библиотека - https://pedlib.ru/Books/6/0411/6_0411-76.shtml#: