Файл: Методические особенности включения детей с нарушениями слуха в образовательную среду общеобразовательной школы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 208

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
памяти от лексического запаса неслышащего/плохослышащего ребенка, в меньшем объеме словесной памяти. Это требует гораздо больше времени на запоминание учебного материала, при этом достаточно часто преобладает механическое, а не осмысленное запоминание.

Мышление. В начальной школе у многих детей с нарушениями слуха отмечаются особенности мышления, которые выражаются в ведущей роли наглядно-образного мышления над словесно-логическим, в зависимости уровня развития словесно-логического мышления от развития речи учащегося.

Особенности развития эмоциональной сферы характеризуются непониманием и трудностями дифференциации эмоциональных проявлений окружающих в конкретных ситуациях, в том числе и в связи с ограничениями в восприятии эмоциональной окраски речи, передаваемой интонацией. Узнавание и понимание эмоций у детей с нарушенным слухом тесно связаны со зрительным восприятием мимики собеседника, что часто без слухового подкрепления приводит к ошибочному или искаженному восприятию реальной ситуации.

У детей с нарушением слуха, может наблюдаться обедненностьэмоциональныхпроявлений, связанная с неумением взрослых слышащих людей вызывать маленьких детей на эмоциональное общение.

Среди специфическихособенностейформированияличностинеобходимо отметить наличие у таких детей комплекса негативных состояний неуверенность в себе, страх, гипертрофированная зависимость от близкого взрослого, завышенная самооценка. Если ребенок воспитывался в пространстве стереотипов, запретов, ориентируясь на реакцию и оценку родителя, воспитателя,
педагога (инструктивно-авторитарный подход), то этот комплекс может укрепиться. Реакция на новые обстоятельства (незнакомые задания, обстановку, незнакомых людей) может быть разной по форме, но в основе ее лежит боязнь ошибиться: уход, отказ от общения с незнакомым человеком - «Я не знаю, не умею, не могу», иногда капризы, «уход в себя» или агрессия. У части глухих и слабослышащих детей необоснованно долго сохраняется завышенная самооценка. Это объясняется тем, что с раннего возраста они находятся в зоне положительного оценивания своих достижений со стороны взрослых.

Отдельные школьники с нарушенным слухом могут проявлять агрессию, обусловленную (зачастую объективными) отрицательными оценками их возможностей со стороны учителя и одноклассников.

Глухие и слабослышащие дети бывают менее социальнозрелыми(адаптированными в обществе), чем их слышащие сверстники: замкнуты, предпочитают общение с себе подобными, уходят от игр со слышащими сверстниками из-за боязни быть неуспешными.

Учитель общеобразовательной школы, начиная работать с глухими/слабослышащими учениками, должен помнить об особенностях их познавательного и личностного развития для наиболее эффективной организации образовательного процесса.

При поступлении в общеобразовательное учреждение дети с нарушениями слуха имеют разный уровень психического и речевого развития, который зависит от степени снижения слуха и времени его

возникновения, адекватности медицинской коррекции слуха, наличия своевременной, квалифицированной и систематической психолого- педагогической помощи, особенностей ребенка и его воспитания в семье.

Можно выделить следующие направления работы по развитию личности детей с нарушенным слухом.

  1. необходимо сформировать у детей с нарушениями слуха представления о качествах личности, эмоциональных свойствах, о нормах поведения

  2. нужно научить детей видеть проявления этих качеств в поведении других людей — детей и взрослых, формировать умение понимать поступки окружающих людей, дать им для этого эталоны оценки.

  3. формировать у детей с нарушениями слуха адекватную самооценку, являющуюся, с одной стороны, основой регуляции собственного поведения, с другой стороны, залогом успешного установления межличностных отношений.

Для этого в дошкольном возрасте необходимо использовать такие формы работы, в которых дети должны были бы оценивать результаты своей деятельности, сравнивать их с образцом, с работами других детей. Нужно предоставлять детям самостоятельность в решении задач различной трудности как в процессе учебной деятельности, так и в разнообразных жизненных ситуациях.

В младшем школьном и подростковом возрасте нужно обогащать представления детей с нарушенным слухом о человеческих качествах, межличностных отношениях на основе анализа жизненных ситуаций, эмоциональных переживаний и отношений персонажей художественной литературы, фильмов, спектаклей.

Для всестороннего компенсаторного психического развития детей с нарушенным слухом на каждом возрастном этапе необходимо сочетать обучение и воспитание, а также специально направленные психокоррекционные воздействия, которые обеспечат гармоничное развитие познавательной сферы и личности.

Проанализировав проблему психологического развития детей с нарушением слуха мы пришли к выводу, что глухие и слабослышащие дети имеют особые образовательные потребности
, возникшие в результате нарушения слуха. В рамках коррекионно-развивающей помощи необходимо проведение специальных упражнений по развитие и использованию остаточного слуха в образовательных, познавательных и коммуникативных ситуациях; обучение слухо-зрительному, слуховому и зрительному восприятию обращенной речи говорящего человека и различным формам коммуникации; развитие всех сторон речи и восполнение недостатка знаний об окружающем мире, связанного с ограничением возможностей; формирование социальной компетентности и навыков поведения в инклюзивном образовательном пространстве; развитие потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сферы; формирование способности к максимально независимой жизни в обществе, в том числе через профессиональное самоопределение, социально-трудовую адаптацию, активную и оптимистическую жизненную позицию и многое другое.


Глава 3. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

В воспитании и обучении детей с нарушенным слухом используется система общедидактических принципов: научность, систематичность воспитания и обучения, доступность, наглядность, активность и самостоятельность в усвоении знаний, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, связь обучения с жизнью. [Л.А.Головчиц 2001г. стр. 118]

Л.А. Головчиц отмечает, что помимо общедидактических принципов выделяются и специфические принципы: генетический принцип, принцип развивающего обучения, принцип коррекционной направленности воспитания и обучения, деятельностный принцип, принцип учета степени выраженности и структуры нарушения, принцип формирования речевого общения. принцип развития слухового восприятия.

Методы обучения детей с нарушением слуха во многом совпадают с традиционными методами, но в большей мере акцент делается на наглядные и практические инструменты.

Принципы и методы служат опорой обручения и воспитания детей с нарушенным слухом на всех этапах и во всех учреждениях, осущетсвляющих коррекционную поддержку.

Традиционно, помощь данной группе детей оказывается в учреждениях системы здравоохранения (сурдологические кабинеты, отделения, центры, стационары при ЛОР-отделениях крупных больниц) и в системе образования.

Деятельность дошкольных образовательных учреждений регулируется «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (1995). Глухие и слабослышащие детей раннего и дошкольного возраста могут воспитываться и обучаться в следующих образовательных учреждениях:

–детский сад компенсирующего вида для глухих и/ или для слабослышащих детей;

–детские сады комбинированного вида;

–дошкольные группы, отделения в специальных коррекционных общеобразовательных школах, школах-интернатах для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей. В дошкольные отделения и группы при детских садах могут приниматься дети с 1,5-2-х летнего возраста при наличии условий для их воспитания.

–образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад» компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей и образовательное учреждение для детей дошкольного и школьного возраста «Школа – детский сад» для глухих или для слабослышащих детей. В структуре данных образовательных учреждений могут быть группы детей преддошкольного и дошкольного возраста, а также либо начальное звено, либо начальная и основная школа (с первого по 10–12 классы) для слабослышащих или для глухих детей.

Неслышащие (глухие) дети могут обучаться в специальных (коррекционных) школах.

Специальная школа I вида, где обучаются глухие дети, ведет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

1-я ступень- начальное общее образование (в течение 5-6 лет или 6-7 лет - в случае обучения в подготовительном классе);

2-я ступень- основное общее образование (в течение 5-6 лет);

3-я ступень- полное среднее общее образование (2 года, как правило, в ст- руктуре вечерней школы).

Для детей, не получивших полной дошкольной подготовки, организуется подготовительный класс. В первый класс принимаются дети с 7 лет.

В школах, работающих на билингвистической основе, осуществляется равноправное обучение языку словесной и языку жестовой речи, но учебный процесс ведется на языке жестовой речи.

В составе специальной школы I вида организуются классы для глухих детей со сложной структурой дефекта (умственной отсталостью, трудностями в обучении, слабовидящих и др.).

Количество детей в классе (группе) не более 6 человек, в классах для детей со сложной структурой дефекта до 5 человек.2

Специальная школа II вида, где обучаются слабослышащие (имеющие частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохшие дети (оглохшие в дошкольном или школьном возрасте, но сохранившие самостоятельную речь), имеет два отделения:

первое отделение- для детей с легким недоразвитием речи, связанным с нарушением слуха;

второе отделение- для детей с глубоким недоразвитием речи, причиной которого является нарушение слуха.

Если в процессе обучения возникает необходимость перевода ребенка из одного отделения в другое (ребенку трудно в первом отделении или, наоборот, ребенок во втором отделении достигает такого уровня общего и речевого развития, которое позволяет ему учиться в первом отделении), то с согласия родителей и по рекомендации ПМПК происходит такой переход.

Сегодня в России применяются две системы обучения глухих: [ Г.Л.Зайцевой [2000 г. стр 75] и В.З.Базоева [1]

• на основе билингвистического подхода, разработанного Г.Л.Зайцевой. (с использованием жестовой и словесной речи).

• на основе словесной речи.

Особый интерес в контексте проблемы помощи детям с нарушенным слухом представляет система интегрированного воспитания и обучения. Вопрос интеграции детей с нарушениями слуха подробно рассмотрели Н.И.Бурова и Л.М. Шипицына [ Н.И.Бурова 2017; Л.М. Шипицына 2001 г. ]

Авторы описывают следующие формы интеграции:

  • временная интеграция, при которой все воспитанники специальной группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со слышащими детьми не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера;

  • частичная интеграция, при которой дети, еще не способные наравне со слышащими сверстниками овладеть образовательным стандартом, вливаются по 1–2 человека лишь на часть дня в массовые группы;

  • комбинированная интеграции, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим возрастной норме или близким к ней, по 1–2 человека наравне со слышащими воспитываются в массовых группах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы;

  • при полной интеграции ребенок с нарушенным слухом воспитывается в массовом дошкольном учреждении, не получая повседневной помощи специалиста непосредственно в детском саду;

  • смешанные дошкольные группы, где вместе воспитываются дети с нормальным и нарушенным слухом (это уже не 1–2 неслышащих ребенка, а группа из 4–5 детей). В смешанной группе работают не только два воспитателя, но и учитель-дефектолог.

В процессе обучения ребенка с нарушением слуха в инклюзивном пространстве и применение дидактических ресурсов возникают различные ситуации том числе и образовательные), которые педагог должен предусмотреть заранее, учитывая особенности таких школьников.

Анализ литературы по проблеме обучения и воспитания детей с нарушением слуха обеспечил необходимую теоретическую базу для разработки рекомендаций для учителей.

  • В связи с тем, что темп работы детей с нарушениями слуха замедлен, нужно давать больше времени для выполнения заданий, особенно письменных.

  • В любой ситуации обучения необходимо давать информацию таким образом, чтобы ребенок мог ее воспринимать обязательно с использованием своего зрения.

  • Каждая ситуация должна быть ситуацией общения в контексте осуществления какого-то общего дела, действия. Поэтому каждое новое слово, чтобы включиться в активную речь детей, должно мотивироваться конкретной ситуацией дела, общей со сверстниками работой.

  • В любой ситуации стоит отдавать приоритет самостоятельному выполнению заданий.

  • В любой ситуации нужно включать детей в диалог, обсуждение по поводу результатов и процесса их достижения.

  • При смене видов деятельности или задания необходимо убедиться, что ребенок понял педагога (можно использовать прием «повтори, что ты будешь делать», «расскажи ребятам что надо сделать»).

  • Нельзя допускать повышенного уровня шума в классе. Включение в учебный процесс «минуты молчания», которые являются своеобразным отдыхом для слуха и будут полезны всем учащимся класса.

  • Необходимо повторение основных положений предлагаемого материала несколько раз, при этом дети тоже должны быть задействованы.

  • Ставить вопросы нужно четко, кратко, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не стоит торопить ребят с ответом, предоставляя необходимое время на обдумывание.

  • Во время беседы или урока хорошо использовать способы оперативной помощи ребенку с нарушением слуха: повторять фразу, выписывать ключевые или непонятое слова и фразы.

  • Использовать по максимуму площадь доски. Выносить часть учебного материала/новый словарь на школьную доску. Ребенку с нарушением слуха легче один раз увидеть, чем сто раз услышать. Использовать как можно шире иллюстративный материал.

  • Ребенок с нарушением слуха обязательно должен иметь возможность поворачиваться к говорящему, это не нарушение дисциплины, а необходимость (зрительная поддержка восприятия звуковой информации).

  • Если отвечают одноклассники или беседа на уроке ведется в режиме диалога/полилога, необходимо обращать внимание глухого/слабослышащего учащегося на говорящих (установка постоянно поворачиваться к ним лицом) – это оптимальные условия восприятия речи (слуховое и слухо- зрительное восприятие).

  • Для успешного обучения рекомендуется использование современных технических средств (это средства обучения, состоящие из экранно-звуковых носителей учебной информации и аппаратуры, с помощью которой проявляется эта информация: кино- и видеофильмы, диапозитивы (слайды), звукозаписи, телевизионные учебные программы, компьютерные учебные программы, компьютерные учебные программы тренажерные программы и пр.).


Заключение

В завершении курсовой работы можно сделать следующие выводы.

На сегодняшний день проблемы воспитания и обучения детей с ОВЗ приобретают все большую актуальность. Среди прочих категорий детей выделяются дети с нарушенным слухом. Они представляют собой разнородную группу - в нее входят и слабослышащие и глухие, с врожденным и приобретенным дефектом, в связи с чем возникает необходимость в применении разных методов, приемов и организационных форм воспитания и обучения.

Воспитание и обучение детей может проходить как в специальных образовательных учреждениях, так и в учреждениях общего типа. В настоящее время расширяются процессы интегрированного обучения и воспитания детей с нарушениями слуха. Психолого-педагогическая коррекционная работа со слабослышащими и глухими детьми в общеобразовательных учреждениях строится с учетом тех проблем, которые вызывает дефект.

Реализация коррекционной помощи на всех этапах обучения через применение специальных методов и технллогий способствует снижению вторичных дефектов, тем самым улучшает качество жизни людей с ОВЗ.

Гуманизация образования, развитие системы ранней помощи, целенаправленная разработка разно уровненных моделей интеграции, открытие смешанных групп помогает детям с нарушенным слухом достигнуть высокого уровня речевого и общего развития, практически соответствующего возрастным нормам.

Список литературы

  1. Базоев В.З. Билингвизм и образование глухих: современные тенденции электронная библиотека «Киберленинка» открытый доступ 2.01.22 https://cyberleninka.ru/article/n/bilingvizm-i-obrazovanie-gluhih-sovremennye-tendentsii

  2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений - М.: Академия, 2002. - с. 3-203

  3. Большая Медицинская Энциклопедия https://бмэ.орг/index.php/Большая_Медицинская_Энциклопедия:Об_Энциклопедии



  4. Боскис, P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха. Р.М.Боскис, -- М.,Просвещение, 1988.-128 с.

  5. Бурова Н.И.. Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха в дошкольных образовательных организациях: методические рекомендации / Н.И. Бурова – Челябинск: Изд-во ЦИЦЕРО, 2017. – 82 с.

  6. Всемирная организация здравоохранения. «Глухота и потеря слуха» - https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/deafness-and-hearing-loss

  7. Выготский, Л.С Дефект и сверхкомпенсация // Умственная отсталость, слепота и глухонемота,[Текст]/Л.С.Выготский,- М,- № 4,- 1934,- С. 56 - 68.

  8. Выготский Л.С. Основы дефектологии - СПб.: Лань, 2003. - 654 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература) https://pedlib.ru/Books/1/0453/1_0453-367.shtml

  9. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с. — (Коррекционная педагогика)

  10. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений

  11. . -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 192 с. - (Коррекционная педагогика)

  12. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т.О.; 2-е изд Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 486с. Электронная библиотека - https://pedlib.ru/Books/6/0411/6_0411-76.shtml#:

:text=Л.В.%20Нейман%20выделяет%203%20группы,более%201%20м.%20из%20396