Файл: Методические особенности включения детей с нарушениями слуха в образовательную среду общеобразовательной школы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 206

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Специальное образование— это процесс обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, осуществляемый в различных образовательных структурах и обеспечивающий общее образование, коррекционные услуги, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Оно осуществляется усилиями трех министерств: Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства труда и социальной защиты.

Современная система специального образования имеет как вертикальную, так и горизонтальную структуру. Вертикальная структура основывается на возрастных особенностях учащихся и уровнях общеобразовательных программ. Горизонтальная структура учитывает уровень психофизического развития ребенка, особенности его познавательной деятельности и характер нарушения. Варианты обучения в системе специального образования определяются степенью выраженности нарушения психофизического развития и познавательными возможностями учащегося.

Как пишет Т.В. Варенова, получение специального образования лицами с особенностями психофизического развития осуществляется с учетом их потребностей и возможностей в нескольких формах (специальная школа, индивидуальное обучение на дому; интегрированное обучение; обучение в условиях стационарного лечебного учреждения для часто и длительно болеющих детей, дистанционное образование). [Т.В.Варенова стр. 85]

Систему специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков в современной педагогике приянто называть коррекцией. [И.Ф.Яруллин стр. 19]

Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребенка. Она направлена на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качеств , на развитие его интересов и склонностей, трудовых, художественно-эстетических и иных способностей.

Коррекционно-развивающее обучение – это система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации. Основная задача данной работы – систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка, подготовку его к адекватному восприятию учебного материала.


Компенсация – это сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма. Компенсаторный процесс опирается на резервные или недостаточно задействованные возможности организма человека. В процессе компенсации в организме ребенка происходит формирование новых динамических систем и условных связей, перестройка нарушенных или ослабленных функций. Компенсаторные возможности организма ребенка проявляются на фоне мобилизации резервных ресурсов, активизации защитных средств, сопротивления наступлению патологических процессов в организме.[ И.Ф.Яруллин стр. 20]

Учебно-познавательная деятельность ребенка с особыми образовательными потребностями не всегда возможна и эффективна при использовании традиционных, применяемых в обучении нормально развивающихся детей средств. Поэтому необходимо применение специфических приемов и средств обучения и воспитания. [И.Ф.Яруллин стр. 25]

Принципы специального образования в коррекционно-педагогическом процессе реализуются в соответствующих методах и приемах, а также в образовательных технологиях.

И.Ф. Ярулин пишет, что ценность каждого приема должна определяться тем насколько он делает обучение максимально доступным и посильным для учащихся, учитывает их познавательные возможности на различных возрастных этапах; обеспечивает необходимый уровень сознательности и прочности усвоения учебного материала; приводит к усвоению знаний в определенной системе, к формированию навыков систематической работы по самостоятельному приобретению знаний; предоставляет возможность для учета индивидуальных особенностей учащихся, рационального сочетания фронтальной и индивидуальной работы, дифференцированного подхода обучению; содействует развитию речи, мышления; обеспечивает деятельностную, наглядно-практическую основу освоения материала; обеспечивает коррекционно-компенсирующую направленность обучения; содействует развитию знаний и навыков, необходимых для социальной адаптации; ведет не только к усвоению знаний и формированию способов действий, но и обеспечивает надлежащее воспитание, общее развитие личности. [И.Ф.Яруллин стр. 26]

На основе проведенного обзора научно-методической литературы можно сделать следующие выводы:

Принципы воспитания и обучения тесно взаимосвязаны между собой и функционируют как целостная система. Только совокупное действие всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность воспитанников.



Так как деятельность ребенка с особыми образовательными потребностями не всегда возможна и эффективна при использовании традиционных, применяемых в обучении нормально развивающихся детей средств, необходимо применение специфических приемов и средств обучения и воспитания, включающих себя кроме всего прочего и корррекционные функции.

Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ НАРУШЕНИЙ СЛУХА

2.1. Классификация детей с нарушениями слуха

По данным ВОЗ Более 5% населения мира, или 430 миллионов человек, нуждаются в реабилитации для решения проблемы «инвалидизирующей» потери слуха (432 миллиона взрослых и 34 миллиона детей). 1

Г.А. Таватркиладзе, Н.Д. Шматко приводят данные, согласно которым на 1000 нормальных родов приходится один ребенок выраженной степенью тугоухости и гораздо больше детей со слабой и средней степенью нарушения слуха. [Г.А. Таватркиладзе, Н.Д. Шматко].

Г.А.Карпова в своей работе говорит, что нарушение слуха является сочетанным дефектом при 250 врожденных и приобретенных заболеваниях. [Г.А.Карпова 2008, стр 6]

И.В.Королева и П.Янн пишут, что раньше проблемы со слухом чаще всего выявлялись у детей только на 2-3 году жизни, и это было большой проблемой. Авторы высказывают мнение , что «Страшно не то, что ребенок не слышит, страшно то, что в его мозг не поступает речь». [И.В.Королева, П.Янн стр. 3]

Проблемами воспитания и обучения лиц c нарушениями слуха занимается сурдопедагогика.

Термин «сурдопедагогика» произошел от двух слов: латинского «surdus» – тишина, глухой (см. русское «под сурдинку» – приглушенно, тихо) и педагогика (от греческих слов «paidos» – дитя и «ago» – веду). Сурдопедагогика – самостоятельная отрасль специальной педагогики.

Слух— способность биологических организмов воспринимать звуки органами слуха; Это специальная функция слухового аппарата, возбуждаемая звуковыми колебаниями окружающей среды, например, воздуха или воды. Одно из биологических пяти чувств, называемое также акустичеcким восприятием. Обеспечивается слуховой сенсорной системой.

Это функция организма, обеспечивающая восприятие звука. Физиологической основой слуха является деятельность слухового анализатора.


В Большой медицинской энциклопедии раскрывается физиологическая природа слуха:

Звуковой сигнал поступает в наружный слуховой проход, где происходит усиление сигнала, обусловленное собственным резонансом стенок наружного слухового прохода. Звуковой сигнал вызывает колебания барабанной перепонки. Благодаря системе слуховых косточек колебания барабанной перепонки передаются жидкостям внутреннего уха — пери- и эндолимфе. Далее через сложную систему резонаторов — базилярную мембрану, реагирующую на звуки разной частоты -через каналы слохового нерва происходит превращение механических колебаний в нервные импульсы.

Как пишут И.В.Королева и П.Янн , даже небольшое снижение слуха у малыша приводит к задержке и нарушению его речевого и интеллектуального развития. [ И.В.Королева, П.Янн 2011]

К такому же выводу приходят в своих исследованиях и другие специалисты: Т.А.Власова, Н.Г. Морозова, А.А. Ветер, Т.В.Розанова Г.Л. Выгодская, Э.И. Леоигард Л.А.Головчиц, Ю.Е.Щурова, О.И.Суслова и мн.др. [ 16; 24]

С.Ю. Киселев и О.Н.Чащина отмечают, что психическое развитие детей с нарушенным слухом проходит в особых условиях восприятия внешнего мира и взаимодействия с ним.

Известно, что слух играет большую роль в интеллектуальном и речевом развитии ребенка. Через речь взрослых малыш воспринимает информацию о мире, слушая объяснения, он знакомится с названиями и различными явлениями, овладевает сложным познанием действительности. Через общение развивается мышление ребенка, происходит его воспитание и социализация. Речь помогает научиться понимать, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя.

Не имея нарушений слуха, ребенок, слыша речь взрослых, подражает ей и учится самостоятельно говорить. Свою речь он сравнивает с речью окружающих– так он усваивает не только правильное звукопроизношение, но и лексико-грамматические средства языка. Кроме того, сохранный физический слух в дальнейшем поможет ребенку в овладении чтением и письмом.

П.А.Янн и И.В.Королева обращают внимание на важность своевременной постановки диагноза и раннего вмешательства. Они объясняют, что существует «критический» период развития речи. Это возраст до 3 лет, когда у ребенка наиболее активно развиваются речевые центры мозга. Существует также «критический» период для развития слуховых центров мозга – это возраст до года. Если не обеспечить глухому или слабослышащему ребенку возможность слышать речь до 1 года, то ему будет очень трудно научиться понимать речь и говорить так, как это делают его нормально слышащие сверстники.


В своей книге они пишут: «Если мы сможем научить тугоухого ребенка понимать речь, думать, говорить так же, как нормально слышащего ребенка, то он сможет общаться, учиться, а потом и работать, как обычные дети».

Таким образом, задача специалистов (как врачей, так и педагогов) – предотвратить у ребенка с нарушенным слухом развитие вторичных нарушений.

У маленьких детей нарушения слуха часто являются врожденными или возникают в первый год жизни

Медицинские исследования причин нарушения слуха указывают на инфекционные заболевания, токсические поражения, сосудистые расстройства, механические, акустические или контузионные травмы и т.д. Глухота и тугоухость могут быть наследственными, врожденными и приобретенными.

В настоящее время состояние слуховой функции определяется уже на ранних этапах развития. Для этого используют специальное оборудование и различные методы, например, метод аудиометрии – тональной (с применением аппаратуры) и речевой – для первичной проверки слуха.

По мнению Т.Г.Богдановой «Важное значение для правильного понимания особенностей психического развития детей с нарушениями слуха, для своевременной диагностики и организации их обучения и воспитания, в частности для определения типа учреждения, в котором должен учиться ребенок, имеет классификация таких детей. Проблема дифференциации лиц, имеющих нарушения слуха, интересовала как врачей, так и сурдопедагогов. В нашей стране наибольшее распространение получила медицинская классификация нарушений слуха у детей, предложенная Л.В.Нейманом (1961). [Т.Г.Богданова, стр 3 ]

Если нарушение слуха распространяется на диапазон частот, относящийся к разговорной речи (от 500 до 3500 Гц), то ее восприятие становится невозможным. При потере слуха более 80 дБ наступает глухота, при частичном нарушении (тугоухости) отмечается потеря от 15 до 80 дБ. В соответствии с данной классификацией устанавливаются три степени тугоухости в зависимости от средней арифметической потери слуха в области речевого диапазона частот. Люди, имеющие нарушения слуха, в зависимости от его остаточной сохранности могут быть отнесены к одной из четырех групп (от 125 до 2000 Гц; от 125 до 1000 Гц; от 125 до 500 Гц; от 125 до 250 Гц).

Тугоухость:

I степень – не превышает 50 дБ;