Файл: Методические особенности включения детей с нарушениями слуха в образовательную среду общеобразовательной школы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 210

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Далее, обобщая мировой педагогический опыт, он говорит о втором значении, более узком: «под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политических ориентации, подготовки к жизни».

Рассматривая воспитание в педагогическом свете И.П. Подласый так же выводит два определения: «В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. [ И.П.Подласый стр 11-12]

Б.Т. Лихачев рассматривал воспитание с различных точек зрения, выделяя три основные концепции:

  • «воспитание – необходимая и обязательная часть той социальной среды, благодаря которой осуществляется выживание человека»;

  • с социально-культурной точки зрения воспитание представляет собой «объективный социальный механизм передачи между поколениями жизненно важного опыта»;

  • с философско-религиозной позиции «воспитание является тем божественным механизмом, с помощью которого осуществляется передача веры из поколения в поколение». [Б.Т.Лихачев Б.Т. - С.19-21.]

С точки зрения Таланчука П.М. , воспитание - это процесс, который протекает как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей. Основная задача воспитания, подготовка к проживанию этих ролей.

Х.Й.Лийметс, Л.И.Новикова, В.А.Караковский, Т.И.Шамова, П.И.Третьяков, Н.П.Капустин определяют воспитание – как целенаправленное управление процессом развития личности, целенаправленную деятельность по формированию и развитию сознания и самопознания ребенка, формированию нравственной позиции и ее закреплению в поведении.

По мнению М.И. Рожкова и Л.В. Байбородовой воспитание нужно рассматривать как педагогический компонент процесса социализации (контролируемую социализацию), который предполагает сознательные действия, направленные на интеграцию человека в общество, на освоение им комплекса социальных ролей через различные социальные отношения- в игре, учебе, практической деятельности.


В.Е. Пешкова в своем научном исследовании по данной проблеме приходит к выводу, что содержание воспитания - это единство всех компонентов воспитания (цель, задачи, содержание, формы, методы, предполагаемые результаты), которое реализуется в его результатах [В.Е.Пешкова стр.3]

Анализируя мнения ряда авторов, можно выделить общность учтенных в определении основных моментов:

  • Целенаправленность воздействий на воспитанника;

  • Социальная направленность этих воздействий;

  • Создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений;

  • Освоение человеком определенного комплекса социальных ролей.


Воспитание является частью педагогического процесса.

В современном понимании процесс воспитания — это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели. [И.П.Подласый стр 247], [В.Е.Пешкова]

По мнению М.И.Рожкова и Л. В. Байбородовой воспитательный процесс – ядро педагогической деятельности образовательного учреждения. [М. И. Рожков, Л. В. Байбородова стр. 9-20]

Т. А. Ильина и И. П. Подласый воспитательный процесс представляют как систему из 4 этапов:

  • передача знаний о нормах и правилах поведения

  • формирование убеждений и отношений;

  • формирование чувств;

  • формирование поведения и общей направленности личности.

Традиционно в отечественной педагогике цель воспитания распадается на ряд больших задачи. [И.П.Подласый стр. 91]

Задачи воспитания:

  • философско-мировоззренческая подготовка молодежи и оказание ей помощи в определении смысла жизни;

  • выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала растущего человека в разнообразных сферах социально полезной и личностно значимой деятельности и в общении;

  • формирование нравственной культуры личности, опыта общественного поведения, соответствующего гуманистическим нравственным нормам;

  • формирование самосознания, чувства собственного достоинства, ценностного отношения к собственной жизни, потребности и готовности планирования и реализации прогрессивных жизненных целей, способности к самопознанию, самоопределению, самореализации, саморегуляции и объективной самооценке;

  • воспитание гражданских чувств, качеств и поведения;

  • умственное воспитание, формирование опыта познавательной деятельности, знаний, умений и навыков, способности к творчеству, потребности в непрерывном образовании и самообразовании;

  • экологическое воспитание и образование

  • развитие культуры чувств и опыта межличностного общения;

  • эстетическое воспитание, приобщение личности к общечеловеческим ценностям и традициям;

  • физическое воспитание, развитие потребности в здоровом образе жизни;

  • формирование готовности к семейной жизни, семейно-бытовой, половой, тендерной и сексуальной культуры,

  • формирование положительного отношения к труду и готовности к трудовой деятельности.




Принципы воспитания:

  1. Принцип гуманистической ориентации воспитания– рассмотрение ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой в которых является гуманность. Принцип требует уважения к каждому человеку.

  2. Принцип социальной адекватности воспитания – соответствие содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс.

  3. Принцип индивидуального воспитания учащихся – определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, представление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

  4. принцип социального закаливания детей– включение детей в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, приобретение социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции. (Махатма Ганди – «социальные прививки» - постепенное познание ребенком отрицательных сторон жизни общества и выработка своеобразного иммунитета от негативных явлений).

  5. Принцип создания воспитывающей среды – требует создания в образовательном учреждении таких отношений, которые формировали бы социальность ребенка. Здесь важна роль идей о единстве коллектива школы, педагогов и учащихся, сплочении этого коллектива. Взаимная ответственность участников педагогического процесса. При этом творчество рассматривается как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе.

Воспитание тесно связано с обучением.

В истории педагогики принято рассматривать воспитание и обучение в единстве как стороны целостного педагогического процесса. Об этом подробно пишет Л.Д. Старикова и другие авторы. [Л.Д. Старикова] Обучение имеет воспитывающее влияние. Но если воспитание больше направлено на интериоризации социальных ценностей, формировании личностного отношения к ним, то обучение на усвоении знаний и способов деятельности.

Обучение
в педагогическом словаре определяется как:

  1. Специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями;

  2. пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике;

  3. целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека;

  4. двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимся (учение).

Подобно тому, как целостна и едина личность, так един и процесс ее формирования, осуществляемый с помощью обучения и воспитания. Развивать гармоничную личность — значит, обучать ее знаниям, умениям, творческой деятельности и формировать эмоционально-ценностное отношение к миру через организацию различных видов деятельности (учебной, трудовой, эстетической и др.).

Обучение и воспитание объединяются в процессе образования.

Образование как термин чаще всего рассматривается как отглагольное существительное от глагола "образовывать" и имеет значение "создавать", "формировать", "выращивать", "развивать ментально", "давать вид, образ" (В. Даль), создавать нечто новое, целое.

Сегодня термином «образование» обозначают процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений, полученных в результате обучения и самообразования (это процесс и результат обучения и воспитания).

Образование связано со становлением способностей человека, развитием общих способностей: интеллекта, креативности, обучаемости.

Главный критерий образованности– системность знаний и системность мышления, способность самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний.

В российской педагогической энциклопедии дано следующее определение образования.
Образование - процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества. В образовании объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие культурную преемственность поколений и готовность человека к выполнению социальных и проф. ролей. В образовании индивид осваивает систематизированную совокупность нравственных и культурных ценностей, соответствующих его интересам и общественным ожиданиям.