Файл: Методические особенности включения детей с нарушениями слуха в образовательную среду общеобразовательной школы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 207

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


II степень – от 50 до 70 дБ;

III степень – более 70 дБ;

глухие дети, в зависимости об объема воспринимаемых частот:

I группа – 125–250 Гц;

II группа – 125–500 Гц;

III группа – 125-1000 Гц;

VI – 125-2000Гц и выше.

Условная граница между тугоухостью и глухотой –85 дБ.

По международной классификации (1988) в зависимости от средней потери слуха в диапазоне трех частот: 500, 1000 и 2000 Гц выделяют 4 степени тугоухости и глухоту:

I степень – 26–40 дБ;

II степень – 41–55 дБ;

III степень – 56–70 дБ;

IV степень – 71–90 дБ; глухота – более 90 дБ.

Глухота – стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи у ушной раковины. При этом человек может воспринимать некоторые громкие неречевые звуки (свисток, звонок, удар в бубен). Глухота бывает врожденная и приобретенная. Дети с приобретенной глухотой – это рано оглохшие (ранняя глухота), безречевые дети, а также поздно оглохшие, у которых речь сформирована в той или иной степени.

Тугоухость – стойкое понижение слуха, при котором возможно овладение речью с опорой на остаточный слух. Речь при этом имеет специфические нарушения.

Тугоухие – это слабослышащие дети с тяжелым недоразвитием речи и слабослышащие дети с достаточно развитой речью.

Р.М. Боскис предложила новые критерии, учитывающие своеобразие развития детей с нарушениями слуха:

  • степень потери слуха;

  • время возникновения нарушения слуха;

  • уровень развития речи.

В соответствии с названными критериями выделяют следующие группы.

  1. глухие (ранооглохшие) дети, родившиеся с нарушенным слухом или потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах. К этой группе относят детей с такой степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею. Они овладевают зрительным (чтение с губ) и слухозрительным (при помощи звукоусиливающей аппаратуры) восприятием словесной речи только в условиях специального обучения.

  2. позднооглохшие дети, «глухие, сохранившие речь» — те, кто потерял слух в том возрасте, когда речь уже была сформирована. Автор уточняет, что у них может быть разная степень нарушения слуха и разный уровень сохранности речи, поскольку при возникновении нарушения слуха без специальной педагогической поддержки речь начинает распадаться. Важным для них является освоение навыков зрительного или слухозрительного восприятия словесной речи. Развитие мышления в большей степени сходно с его развитием у слышащих детей, чем у ранооглохших. Это сходство оказывается тем большим, чем лучше сохранены речевой запас и связанные с ним возможности отражения действительности при помощи словесных обобщений (Р. М. Боскис)

  3. дети с частичной потерей слуха — слабослышащие (тугоухие). В зависимости от степени сохранности слуха некоторые из них могут в какой-то мере самостоятельно овладевать речью, но такая речь обычно имеет ряд существенных недостатков, которые подлежат коррекции в процессе обучения.


Если нарушение слуха произошло до 3 лет, то речь самостоятельно не развивается. Если слух нарушен после 3 лет, то у ребенка сохранится фразовая речь, но будут отклонения в словаре, грамматическом строе речи и звукопроизношении. Если слух нарушен в школьном возрасте, то ребенок будет владеть фразовой речью, но будут ошибки оглушения звонких согласных и при произношении слов сложной слоговой структуры. Уровень развития речи также зависит от условий воспитания, от начала коррекционной работы: чем раньше предприняты коррекционные мероприятия, тем успешнее развивается речь.

При легкой степени снижения слуха оказывается достаточным усиление громкости звучания речи на занятии – это помогает активизировать и ослабленный слух. При тяжелых степенях снижения слуха детей приучают считывать с губ, используют тактильно-вибрационную чувствительность, на занятиях используют и подключают остаточный слух.

Шматко Н.Д в своем научном исследовании по данной проблеме определяет, что по наличию или отсутствию дополнительных отклонений в развитии детей с нарушенным слухом можно отнести к одной из следующих групп:

- дети, не имеющие дополнительных отклонений в развитии;
- дети, имеющие дополнительные отклонения в развитии (одно или в сочетании): нарушение интеллекта, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы. [Н.Д.Шматко 1999г . стр 10.]
Анализируя труды различных авторов, мы приходим к выводу, что дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу, характеризующуюся: степенью (тугоухость, выраженная в той или иной степени, и глухота) и характером (кондуктивная, сенсоневральная и смешанная тугоухость) нарушения слуха; временем, в котором произошло понижение слуха; уровнем речевого развития, наличием или отсутствием дополнительных отклонений в развитии.

Успешность коррекционной работы с детьми, страдающими тугоухостью и глухотой, будет зависит от ряда обстоятельств:

  • интенсивного систематического и адекватного состоянию ребенка обучения;

  • активного участия семьи в его воспитании и обучении;

  • потенциальных возможностей самого ребенка, его физического состояния и личностных качеств (активности, коммуникабельности, физической выносливости, работоспособности и т. п.);

  • использования сурдотехнических средств.


Итак, дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу, характеризующуюся степенью и характером нарушения слуха; временем, в котором произошло нарушение слуха; уровнем речевого развития, наличием или отсутствием дополнительных отклонений в развитии».

2.2 ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Психическое развитие —это процесс поступательных, непрерывных, необратимых качественных изменений в отражении внешнего и внутреннего мира, обеспечивающих все более эффективную саморегуляцию внешней предметной и внутренней психической деятельности, а также повышающих их результативность в плане усвоения социально-исторического опыта. [Сорокин В.М. Кокоренко В.Л., 2003).

Развитие детей с нарушением слуха идет по специфическому сценарию.

Необходимо иметь представление об особенностях развития каждой категории детей с ОВЗ для возможности максимальной компенсации дефекта.

Компенсация функций — возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счёт качественной перестройки или усиленного использования сохранных функций. Изучением данной проблемы занимались многие выдающиеся педагоги и психологи: Л.С.Выготский, М.И.Лисина А.Г.Литвак, С.Я.Рубинштейн и мн.др.

Вопросы компенсации глухоты разрабатывались в исследованиях И.М.Соловьева, Ж. И. Шиф, А. И. Гозовой, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой и других.

В психическом развитии детей со всеми типами нарушений можно отмечаются следующие закономерности: снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации, нарушение познавательной сферы- мышления, памяти, внимания, и пр. [В.И.Лубовский 2009 г. ]

Как пишет Т.Г. Богданова [2002 г., стр 31-32] Все дети с нарушениями в развитии испытывают трудности во взаимодействии с окружающим миром, у них возникают особенности развития личности и самосознания.

Анализируя особенности развития детей с различными типами нарушений нельзя обойти понятие, введенное Л. С. Выготским, о структуре дефекта. Первичный дефект, в данном случае — нарушение слуха, приводит к отклонениям второго и третьего порядка. При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные проявления. Вторичные отклонения имеют системный характер и меняют всю структуру межфункциональных взаимодействий. Причем, как отмечает Л.С.Выготский, чем ближе вторичное отклонение к первичному дефекту, тем сложнее его коррекция. По наблюдениям Т.Г. Богдановой наиболее трудной в отношении глухих детей, оказывается коррекция произношения, т. к. эта способность находятся в наиболее тесной зависимости от нарушений слуха. Развитие других сторон речи не находится в столь тесной зависимости от нарушений слуха, и их коррекция оказывается более легкой — так, словарный запас приобретается не только за счет устного общения, но также благодаря чтению и письму. Т.Г. Богданова [2002 г., стр 31]


Основными объектами психолого-педагогической коррекции развития при нарушенном слухе являются вторичные отклонения. Необходимость наиболее ранней коррекции вторичных нарушений обусловлена особенностями психического развития детей. Пропущенные сроки в обучении и воспитании ребенка с недостатками слуха автоматически не компенсируются в более старшем возрасте, а потребуют более сложных специальных усилий по преодолению нарушений. В процессе психического развития изменяются иерархические отношения между первичными и вторичными нарушениями. На начальных этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является первичный дефект. На последующих этапах вторично возникшие нарушения психического развития играют ведущую роль, препятствуя социальной адаптации ребенка.

По мнению Т.Г Богдановой необходимым условием успешного психического развития всякого ребенка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий. [Т.Г.Богданова 2002 г , стр 33] Из-за поражения слуха объем внешних воздействий на глухого ребенка очень сужен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено. Вследствие этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными. Формирующаяся система межфункциональных взаимодействий изменена. Поэтому компоненты психики у ребенка с нарушенным слухом развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях.

Внимание. Среди наиболее значимых для организации учебного процесса особенностейпознавательнойсферывыделяют следующие: сниженный объем внимания и низкий темп переключения - ребенку с нарушением слуха требуется определенное время для окончания одного учебного действия и перехода к другому. Кроме того, для детей рассматриваемой категории характерна меньшая устойчивость внимания и, следовательно, большаяутомляемость, так как получение информации происходит на слухо- зрительной основе. Например, восприятие словесной речи посредством считывания с губ требует полной сосредоточенности на лице говорящего человека. К перенапряжению и утомляемости приводит ежесекундная фиксация мимики лица и положения губ говорящего.


В отличие от слышащего школьника, который в течение урока при чтении опирается на зрительный анализатор, при объяснении материала – на слуховой, ребенок с нарушением слуха постоянно задействует оба анализатора. Глухой/слабослышащий ученик испытывает серьезные затруднения в распределении внимания и не может одновременно слушать и писать. Это приводит к снижению скорости выполняемой деятельности, увеличению количества ошибок.

Продуктивность внимания у таких школьников в большой степени зависит от изобразительных качеств воспринимаемого материала. Чем они выразительнее, тем легче дети выделяют информативные признаки объектов, делают меньше ошибок. Первоначально произвольное внимание ребенка опосредовано общением со взрослыми. Указательный жест, затем речевая инструкция взрослого выделяют из окружающих предметов вещь, на которую направляется внимание ребенка. Постепенно ребенок начинает управлять своим поведением на основе само инструкций(сначала развернутых, с внешними опорами, затем —совершающихся во внутреннем плане). У ребенка с нарушенным слухом эти переходы совершаются в более поздние сроки.

Ощущения и восприятие

Зрительное восприятие для ребенка с нарушением слуха — это главный источник представлений об окружающем мира. Оно имеет огромное значение для развития коммуникативных возможностей. При использовании дактильной речи необходимо тонкое и дифференцированное восприятие мимики и жестов, изменения положений пальцев руки; при восприятии устной речи - «считывание» движений губ, лица и головы. Поэтому раннее развитие зрительного восприятия у детей — необходимое условие их успешной социализации.

Из всех видов ощущений наибольшее значение для детей с нарушением слуха имеют вибрационные. Они, через среду, дают возможность судить об удаленных явлениях, При нарушениях слуха это очень важно. Необходимо так же, с раннего детства развивать чувствительность данного типа. Детей знакомят с различными вибрирующими предметами, учат локализовать источник вибрации в пространстве обращают внимание ребенка на вибрацию голосовых связок, прикладывая его руки на шею говорящего или ко рту и мн.др.

Память. Особенности памятипроявляются в возможном преобладании образной памяти над словесной, в зависимости уровня развития словесной