Файл: Рабочая программа курса внеурочной деятельности Азбука информатики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука информатики» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6.10.2009 № 373) на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МКОУ Новороссийской СОШ.

Рабочая программа составлена для общеобразовательного класса в соответствии с учебным планом на 34 часа из расчета 1 час в неделю.

Актуальность и практическая значимость.

Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации ) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.

Курс «Азбука информатики» в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования.


Цель данной программы:

подготовить учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся, подготовка к проектной деятельности, а также освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре; овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам; дать учащимся начальные знания в области информатики, обучить их работе на компьютере в системной среде Open Office, текстовом редакторе, графическом редакторе.


Основные задачи:

обучающие:

•содействовать развитию познавательного интереса к предметной области «Информатика»

• познакомить школьников с основными свойствами информации

• научить их приемам организации информации

• формировать общеучебные умения и навыки

• приобретать знания, умения и навыков работы с информацией

• формировать умения применять теоретические знания на практике

• дать школьникам первоначальное представление о компьютере и сферах его применения;

развивающие:

• способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности

• абстрактного и логического мышления

• творческого и рационального подхода к решению задач;

Воспитательные:

• способствовать настойчивости, собранности, организованности, аккуратности

• умению работать в минигруппе, культуры общения, ведения диалога

• навыкам здорового образа жизни.

Возраст детей

Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на обучающихся 7-10 летнего возраста

Срок реализациипрограммы 4 года.

Программа курса рассчитана на 132 часа:

1 класс – 33 ч.

2 класс – 33 ч.

3 класс – 33 ч.

4 класс – 33 ч.

Формы занятий

Основными, характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.

При проведении занятий традиционно используются три формы работы:

• демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;

• фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;

• самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.

Режим занятий:

Занятия проводятся: 1 раз в неделю

В результате изучения данной дополнительной программы учащиеся должны знать:

  • роль информации в деятельности человека;

  • источники информации (книги, пресса, радио и телевидение, Интернет, устные сообщения);

  • виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая), свойства информации;

  • овладеть правилами поведения в компьютерном классе и элементарными действиями с компьютером (включение, выключение, сохранение информации на диске, вывод информации на печать);

  • понимать роль компьютера в жизни и деятельности человека;

  • познакомиться с названиями составных частей компьютера (монитор, клавиатура, мышь, системный блок и пр.);

  • познакомиться с основными аппаратными средствами создания и обработки графических и текстовых информационных объектов (мышь, клавиатура, монитор, принтер) и с назначением каждого из них;

  • научиться представлять информацию на экране компьютера с мощью клавиатуры и мыши: печатать простой текст в текстовом редакторе, изображать простые геометрические фигуры в цвете с помощью графического редактора;

  • узнать правила работы текстового редактора и освоить его возможности;

  • узнать правила работы графического редактора и освоить его возможности (освоить технологию обработки графических объектов);

  • типы информации, воспринимаемой человеком с помощью органов чувств (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая и тактильная);

  • способы работы с информацией, заключающиеся в передаче, поиске, обработке, хранении;

  • понятия алгоритма, исполнителя;

  • назначение основных устройств компьютера (устройства ввода/вывода, хранения, передачи и обработки информации);

  • этические правила и нормы, применяемые при работе с информацией, и правила безопасного поведения при работе с компьютерами.


Учащиеся должны уметь:

  • ориентироваться в пространственных отношениях предметов;

  • выделять признак, по которому произведена классификация предметов; находить закономерность в ряду предметов или чисел и продолжать этот ряд с учетом выявленной закономерности;

  • выявлять причинно-следственные связи и решать задачи, связанные
    с анализом исходных данных;

  • решать логические задачи;

  • решать задачи, связанные с построением симметричных изображений несложных геометрических фигур;

  • осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, каталогах; использовать ссылки, научиться понимать «Справку» в различном ПО;

  • организовать одну и ту же информацию различными способами: в виде текста, рисунка, схемы, таблицы в пределах изученного материала;

  • выделять истинные и ложные высказывания, делать выводы из пары посылок; выделять элементарные и сложные высказывания, строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";

  • исполнять и составлять несложные алгоритмы для изученных исполнителей;

  • вводить текст, используя клавиатуру компьютера.

  • использовать информацию для построения умозаключений;

  • понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни

  • работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;

  • уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;

  • создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;

  • производить поиск по заданному условию;

  • готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.


Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения
в учебной деятельности и повседневной жизни:

  • готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.;

  • применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;

  • придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.


Способами проверки ожидаемых результатов служат: текущий контроль (опрос, проверка заданий на ПК), игры, участие в конкурсах, соревнованиях различного уровня.

Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Азбука информатики» – игры, соревнования, конкурсы, марафон.
Содержание занятий:

Первый год обучения (33ч)

Компьютер. Операционная система.

Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Что умеет делать компьютер? Основные элементы персонального компьютера. Включение и выключение компьютера. Понятие и назначение курсора. Управление мышью. Упражнения для развития движений мышью. Клавиатура. Упражнения с клавиатурой.

Работа с пакетом образовательных игр «Сборник обучающих игр»

Упражнения на чтение. Упражнения по математике. Математические игры на развитие памяти. Упражнения –головоломки. Упражнения-исследования. Упражнения на развитие внимания. Упражнения на развитие логического мышления.

Программа для рисования Paint.

Знакомство с инструментами рисования. Упражнение «Раскрась картинку». Рисование в программе.
Тематическое планирование

(1-й год обучения)




Тема

Количество часов

1

Компьютер, операционная система.

11

2

Работа с пакетом образовательных игр для детей «Сборник обучающих игр»

15

3

Знакомство с программой для рисования Paint.

7




Итого

33


Второй год обучения. (33ч.)

Компьютер. Операционная система.

Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Роль компьютера в жизни человека. Устройство компьютера. Освоение движений мышью. Освоение клавиатуры. Рабочий стол. Объекты рабочего стола, действия с ними. Запуск программ. Представление о папке. Создание папки на рабочем столе.

Технология обработки текстовой информации.


Назначение и основные функции текстового редактора. Знакомство с интерфейсом текстового процессора. Настройка рабочей среды. Клавиатура: основные группы клавиш. Основные правила набора текста. Фрагмент текста, действия с ним. Изменение шрифта. Сохранение и открытие текстового документа.

Технология обработки числовой информации.

Назначение и функциональные возможности программы Калькулятор. Знакомство с интерфейсом программы.. Настройка рабочей среды программы Калькулятор. Выполнение простейших вычислений.

Технология обработки графической информации.

Назначение и основные функции графического редактора Paint. Знакомство с интерфейсом и настройка рабочей среды. Приемы создания изображений инструментами: Карандаш, Кисть, Распылитель, Заливка, прямоугольник, Эллипс, Линия, Кривая. Настройка инструментов Редактирование компьютерного рисунка. Фрагмент рисунка, действия с ним. Сохранение созданного рисунка. Открытие рисунка, сохраненного на диске.

Обобщающее занятие.
Тематическое планирование

(2-й год обучения)




Тема

Количество часов

1

Компьютер, операционная система

6

2

Технология обработки текстовой информации

13

3

Технология обработки числовой информации

2

4

Технология обработки графической информации

12




Итого

33


Третий год обучения. (33ч.)

Компьютер, информация, операционная система.

Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Человек и компьютер. История возникновения компьютера. Понятие информация. Виды информации по способу восприятия. Виды информации по способу представления. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Устройства ввода и вывода информации. Рабочий стол.. Представление о файле и папке. Создание папки и действия с ней. Запуск программы. Основные действия с окном.

Технология обработки текстовой информации.