Файл: Рабочая программа курса внеурочной деятельности Азбука информатики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука информатики» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6.10.2009 № 373) на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МКОУ Новороссийской СОШ.
Рабочая программа составлена для общеобразовательного класса в соответствии с учебным планом на 34 часа из расчета 1 час в неделю.
Актуальность и практическая значимость.
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации ) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
Курс «Азбука информатики» в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования.
Цель данной программы:
подготовить учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся, подготовка к проектной деятельности, а также освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре; овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам; дать учащимся начальные знания в области информатики, обучить их работе на компьютере в системной среде Open Office, текстовом редакторе, графическом редакторе.
Основные задачи:
обучающие:
•содействовать развитию познавательного интереса к предметной области «Информатика»
• познакомить школьников с основными свойствами информации
• научить их приемам организации информации
• формировать общеучебные умения и навыки
• приобретать знания, умения и навыков работы с информацией
• формировать умения применять теоретические знания на практике
• дать школьникам первоначальное представление о компьютере и сферах его применения;
развивающие:
• способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности
• абстрактного и логического мышления
• творческого и рационального подхода к решению задач;
Воспитательные:
• способствовать настойчивости, собранности, организованности, аккуратности
• умению работать в минигруппе, культуры общения, ведения диалога
• навыкам здорового образа жизни.
Возраст детей
Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на обучающихся 7-10 летнего возраста
Срок реализациипрограммы 4 года.
Программа курса рассчитана на 132 часа:
1 класс – 33 ч.
2 класс – 33 ч.
3 класс – 33 ч.
4 класс – 33 ч.
Формы занятий
Основными, характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.
При проведении занятий традиционно используются три формы работы:
• демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
• фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
• самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
Режим занятий:
Занятия проводятся: 1 раз в неделю
В результате изучения данной дополнительной программы учащиеся должны знать:
-
роль информации в деятельности человека; -
источники информации (книги, пресса, радио и телевидение, Интернет, устные сообщения); -
виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая), свойства информации; -
овладеть правилами поведения в компьютерном классе и элементарными действиями с компьютером (включение, выключение, сохранение информации на диске, вывод информации на печать); -
понимать роль компьютера в жизни и деятельности человека; -
познакомиться с названиями составных частей компьютера (монитор, клавиатура, мышь, системный блок и пр.); -
познакомиться с основными аппаратными средствами создания и обработки графических и текстовых информационных объектов (мышь, клавиатура, монитор, принтер) и с назначением каждого из них; -
научиться представлять информацию на экране компьютера с мощью клавиатуры и мыши: печатать простой текст в текстовом редакторе, изображать простые геометрические фигуры в цвете с помощью графического редактора; -
узнать правила работы текстового редактора и освоить его возможности; -
узнать правила работы графического редактора и освоить его возможности (освоить технологию обработки графических объектов); -
типы информации, воспринимаемой человеком с помощью органов чувств (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая и тактильная); -
способы работы с информацией, заключающиеся в передаче, поиске, обработке, хранении; -
понятия алгоритма, исполнителя; -
назначение основных устройств компьютера (устройства ввода/вывода, хранения, передачи и обработки информации); -
этические правила и нормы, применяемые при работе с информацией, и правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Учащиеся должны уметь:
-
ориентироваться в пространственных отношениях предметов; -
выделять признак, по которому произведена классификация предметов; находить закономерность в ряду предметов или чисел и продолжать этот ряд с учетом выявленной закономерности; -
выявлять причинно-следственные связи и решать задачи, связанные
с анализом исходных данных; -
решать логические задачи; -
решать задачи, связанные с построением симметричных изображений несложных геометрических фигур; -
осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, каталогах; использовать ссылки, научиться понимать «Справку» в различном ПО; -
организовать одну и ту же информацию различными способами: в виде текста, рисунка, схемы, таблицы в пределах изученного материала; -
выделять истинные и ложные высказывания, делать выводы из пары посылок; выделять элементарные и сложные высказывания, строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех"; -
исполнять и составлять несложные алгоритмы для изученных исполнителей; -
вводить текст, используя клавиатуру компьютера. -
использовать информацию для построения умозаключений; -
понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни -
работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру; -
уверенно вводить текст с помощью клавиатуры; -
создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц; -
производить поиск по заданному условию; -
готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения
в учебной деятельности и повседневной жизни:
-
готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.; -
применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни; -
придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Способами проверки ожидаемых результатов служат: текущий контроль (опрос, проверка заданий на ПК), игры, участие в конкурсах, соревнованиях различного уровня.
Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Азбука информатики» – игры, соревнования, конкурсы, марафон.
Содержание занятий:
Первый год обучения (33ч)
Компьютер. Операционная система.
Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Что умеет делать компьютер? Основные элементы персонального компьютера. Включение и выключение компьютера. Понятие и назначение курсора. Управление мышью. Упражнения для развития движений мышью. Клавиатура. Упражнения с клавиатурой.
Работа с пакетом образовательных игр «Сборник обучающих игр»
Упражнения на чтение. Упражнения по математике. Математические игры на развитие памяти. Упражнения –головоломки. Упражнения-исследования. Упражнения на развитие внимания. Упражнения на развитие логического мышления.
Программа для рисования Paint.
Знакомство с инструментами рисования. Упражнение «Раскрась картинку». Рисование в программе.
Тематическое планирование
(1-й год обучения)
№ | Тема | Количество часов |
1 | Компьютер, операционная система. | 11 |
2 | Работа с пакетом образовательных игр для детей «Сборник обучающих игр» | 15 |
3 | Знакомство с программой для рисования Paint. | 7 |
| Итого | 33 |
Второй год обучения. (33ч.)
Компьютер. Операционная система.
Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Роль компьютера в жизни человека. Устройство компьютера. Освоение движений мышью. Освоение клавиатуры. Рабочий стол. Объекты рабочего стола, действия с ними. Запуск программ. Представление о папке. Создание папки на рабочем столе.
Технология обработки текстовой информации.
Назначение и основные функции текстового редактора. Знакомство с интерфейсом текстового процессора. Настройка рабочей среды. Клавиатура: основные группы клавиш. Основные правила набора текста. Фрагмент текста, действия с ним. Изменение шрифта. Сохранение и открытие текстового документа.
Технология обработки числовой информации.
Назначение и функциональные возможности программы Калькулятор. Знакомство с интерфейсом программы.. Настройка рабочей среды программы Калькулятор. Выполнение простейших вычислений.
Технология обработки графической информации.
Назначение и основные функции графического редактора Paint. Знакомство с интерфейсом и настройка рабочей среды. Приемы создания изображений инструментами: Карандаш, Кисть, Распылитель, Заливка, прямоугольник, Эллипс, Линия, Кривая. Настройка инструментов Редактирование компьютерного рисунка. Фрагмент рисунка, действия с ним. Сохранение созданного рисунка. Открытие рисунка, сохраненного на диске.
Обобщающее занятие.
Тематическое планирование
(2-й год обучения)
№ | Тема | Количество часов |
1 | Компьютер, операционная система | 6 |
2 | Технология обработки текстовой информации | 13 |
3 | Технология обработки числовой информации | 2 |
4 | Технология обработки графической информации | 12 |
| Итого | 33 |
Третий год обучения. (33ч.)
Компьютер, информация, операционная система.
Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Человек и компьютер. История возникновения компьютера. Понятие информация. Виды информации по способу восприятия. Виды информации по способу представления. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Устройства ввода и вывода информации. Рабочий стол.. Представление о файле и папке. Создание папки и действия с ней. Запуск программы. Основные действия с окном.
Технология обработки текстовой информации.