Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
17
- наименование и дата составления документа;
- наименование экономического субъекта, составившего документ;
- содержание факта хозяйственной жизни;
- величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
- наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, а также за правильность оформления свершившегося события;
- подписи лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц [16].
Основой организации первичного учета является утвержденный руководителем ООО
«Прогресс» график документооборота, в котором определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, и указывается порядок, место, время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив.
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утвержден руководителем. Согласно данному перечню, право подписи первичных учетных документов имеет только руководитель организации. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, доверенности на получение ТМЦ подписываются руководителем.
Для обеспечения своевременного составления бухгалтерской отчетности ООО
«Прогресс» применяется установленный порядок документооборота по хозяйственным операциям, определяющий процесс создания, проверки документов; получения информации для составления документов; правила и сроки передачи документов для отражения данных в бухгалтерском учете; правила передачи документов в архив.
При продаже товаров ООО «Прогресс» счета-фактуры составляют функциональные подразделения (отдел, служба), курирующие договор.
Ответственность за своевременное, качественное составление и оформление, за сроки передачи счетов-фактур в бухгалтерию ООО «Прогресс» несет руководитель функционального подразделения (отдел, служба), курирующего договор.
Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не принимаются к исполнению без подписи директора ООО
«Прогресс» или лица, имеющего право подписи таких документов на основании соответствующей доверенности.
Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций способом двойной записи в соответствии с единым рабочим Планом счетов
18 предприятия, включающий синтетические и аналитические счета и аналитические признаки, разработанные с учетом необходимых требований управления производством и обязательный к применению всеми работниками бухгалтерской службы ООО «Прогресс».
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности ООО «Прогресс» проводит инвентаризацию имущества и финансовых обязательств со следующей периодичностью:
- основных средств и товаров ежегодно;
- кассовой наличности, ценных бумаг и денежных документов, бланков строгой отчетности - не реже 1 раза в квартал;
- дебиторской и кредиторской задолженности - в течение года и перед составлением годового отчета;
- по остальным видам имущества и обязательств – перед составлением годового отчета;
- в иных случаях, при которых проведение инвентаризации является обязательным в соответствии с законодательством РФ [16; 17].
Организация находится на общем режиме налогообложения. Налоговый учет в ООО
«Прогресс» ведется главным бухгалтером в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации.
1.3 Синтетический и аналитический учет доходов и расходов
Порядок бухгалтерского учета доходов регулируется Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденным приказом Минфина РФ от
06.05.1999г. №32н, в соответствии с которым доходами организации признается увеличение за определенный период экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)
[5; 18].
В соответствии с требованиями нормативно-законодательной документации не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц:
- суммы НДС, акцизов, экспортных пошлин и других аналогичных платежей;
- поступления по договорам агентирования, комиссии и иным аналогичным соглашениям;
- денежные средства, поступающие на условиях предварительной оплаты в счет предстоящей поставки товаров, продукции, работ и услуг;
19
- поступления в счет задатка, залога, если условиями договора предусматривается передача заложенного имущества;
- поступления в счет погашения обязательств по кредитным договорам и договорам займа [5].
Основываясь на требованиях ПБУ 9/99 «Доходы организации», можно сделать вывод, что в зависимости от характера, условий получения и основных направлений деятельности организации, доходы в бухгалтерском учете группируются следующим образом (таблица 5).
Таблица 5 - Виды доходов в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации»
Группы доходов
Виды доходов
Доходы от обычных видов деятельности
Выручка от реализации товаров, продукции, выполнения работ и оказания услуг, получаемая организацией при осуществлении направлений деятельности, определенных в уставных документах
Прочие доходы
Различные виды доходов и поступлений, которые не относятся к основным направлениям деятельности:
- поступления, обусловленные предоставлением во временное пользование за плату имущества;
- поступления, связанные с осуществлением операций по продаже имущества, не являющиеся основным видом деятельности;
- поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (доходы от долевого участия);
- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий хозяйственных договоров;
- различные виды активов, полученные безвозмездно;
- проценты, начисляемые кредитными и прочими организациями за предоставление в пользование денежных средств;
- прибыль прошлых лет, наличие которой установлено в отчетном году;
- положительные курсовые разницы, возникающие в результате осуществления валютных операций;
- доходы и поступления в счет возмещения убытков;
- стоимость кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности
В категорию «прочие доходы» включаются также поступления, которые связаны с возникновением в хозяйственной деятельности чрезвычайных ситуаций. К таковым могут быть отнесены суммы страхового возмещения, полученные от страховых организаций, стоимость материальных ценностей, которые остаются от списания ликвидированных активов, не поддающихся восстановлению и подлежащих списанию [20].
В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» доходы от обычных видов деятельности отождествляются с выручкой от продажи продукции, товаров, от выполнения работ или от оказания услуг, т.е. видами деятельности, определенных в уставе в качестве основной [5].
20
При этом ПБУ 9/99 «Доходы организации» устанавливает следующие критерии отнесения доходов от обычных видов деятельности в состав выручки от реализации:
- если основной вид деятельности организации представляет собой предоставление за плату во временное пользование собственных активов на условиях договоров аренды, то выручкой будет признана полученная сумма арендной платы;
- если организация предоставляет за плату права, возникающие из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности, и эта деятельность является для организации основной, то выручкой будут считаться лицензионные платежи (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности;
- в том случае, если основным предметом деятельности организаций выступает участие в уставных капиталах других хозяйствующих субъектов, выручкой будут признаваться именно поступления, связанные с этой деятельностью [22] (приложение Б).
Если указанные выше доходы не являются для организации основными, т.е. указанными в уставе и выступающие предметом ее деятельности, следовательно, выручка, полученная от их осуществления, будет классифицироваться как прочие доходы.
В том случае, если в отношении денежных поступлений или иных видов активов, полученных экономическим субъектом в оплату, не исполнено хотя бы одно из условий, установленных ПБУ 9/99, в бухгалтерском учете выручка не будет признана, а на указанную сумму формируется величина кредиторской задолженности [5].
Из общего правила имеется исключение, когда для признания выручки достаточно выполнения лишь первых трех из вышеперечисленных условий. В таком порядке в учете отражается выручка от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности, а также от участия в уставных капиталах других компаний.
Следовательно, если основным видом деятельности организации будет выступать один из перечисленных выше «исключительных» видов деятельности, данный аспект в обязательном порядке необходимо предусмотреть в учетной политике.
Бухгалтерский учет расходов организации регулируется положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденным приказом
Минфина РФ от 06.05.1999г. №33н [6].
В соответствии с указанным нормативным документом, расходы организации представляют собой определенное уменьшение экономических выгод организации, которое происходит в результате осуществления операций по выбытию активов или формированию
21 обязательств. Данные операции приводят к сокращению капитала организации, исключением являются операции, связанные с уменьшением капитала за счет снижения стоимости вкладов учредителей (участников) [6].
Согласно нормативно-законодательной документации, расходы организации подразделяются на следующие группы (таблица 6):
Таблица 6 - Виды расходов в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации»
Группы расходов
Виды расходов
Расходы от обычных видов деятельности
Расходы, связанные с реализацией продукции, товаров, выполнением работ и оказанием услуг, которые организация несет при осуществлении деятельности, определенной в уставных документах:
- материальные затраты
- расходы на оплату труда
- отчисления на социальные нужды
- амортизация основных средств
Прочие расходы
Прочие расходы
Различные виды расходов, осуществление которых не связано с основными видами деятельности:
- расходы, обусловленные предоставлением во временное пользование за плату имущества;
- расходы, связанные с осуществлением операций по продаже имущества, не являющиеся основным видом деятельности;
- расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
- штрафы, пени, неустойки, подлежащие уплате за нарушение условий договоров;
- проценты, уплачиваемые за предоставленные кредитные и заемные средства;
- оплата услуг учреждений банка за расчетно-кассовое обслуживание;
- убытки прошлых периодов, выявленные и признанные в отчетном году;
- суммы дебиторской задолженности, подлежащие списанию по истечении срока исковой давности;
- оплата расходов, связанных с благотворительностью и проведением культурно-массовых мероприятий;
- отрицательные курсовые разницы, возникающие в результате осуществления валютных операций;
- отчисления, связанные с формированием оценочных резервов
Не признается расходами выбытие активов по следующим основаниям:
- выбытие средств, связанное с приобретением внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов);
- выбытие, обусловленное оплатой вкладов в уставный капитал других организаций;
- перечисление средств, взносов на благотворительность, спортивные мероприятия;
22
- перечисления по договорам комиссии, агентским договорам и другим в пользу комитента;
- предоплата за материально-производственные запасы, товары, работы, услуги;
- платежи в счет погашения обязательств по договорам кредита, займа [6].
Представленная в таблице 6 группировка является единой и обязательной для всех отраслей промышленности и торговли. Указанная классификация расходов по экономическим элементам показывает, какая именно сумма израсходована на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов расходов в общей сумме расходов.
Классификация расходов по видам осуществляется в соответствии с отраслевой спецификой и предполагает группировку основных статей калькуляции продукции, работ, услуг.
В состав прочих расходов организации включаются также суммы, которые организация затрачивает при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также стоимость потерь и активов, которые списываются [28].
Признание расходов в бухгалтерском учете в соответствии с требованиями нормативных документов осуществляется независимо от намерения организации получить выручку, прочие доходы, либо иные виды доходов. Также факт признания расходов не зависит от формы их осуществления – денежной, натуральной или какой-то иной.
Признавать расходы экономические субъекты должны в том отчетном периоде, в котором они фактически осуществлялись, при этом, не имеет значения факт их фактической оплаты, т.е. выбытия денежных средств или иного имущества. Исключение составляют те организации, которые применяют кассовый метод признания расходов, к данной категории относятся, в частности, субъекты малого предпринимательства. Величину оплаты расходов отчетного периода и кредиторскую задолженность определяют с учетом всех предоставленных организации (согласно договору) скидок [29].
Учет финансовых результатов от основной деятельности ведется ООО «Прогресс» на счете 90 «Продажи». Счет 90 «Продажи» предназначен в ООО «Прогресс» для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности, а также для определения финансового результата по ним.
Для учета финансовых результатов от основной деятельности ООО «Прогресс» к счету 90 «Продажи» открыты следующие субсчета:
- 90-1 «Выручка от продажи»;
- 90-2 «Себестоимость продаж»;
- 90-3 «Налог на добавленную стоимость»;
- 90-9 «Прибыль / убыток от продаж» [8].
23
Оценка доходов для целей их отражения в бухгалтерском учете производится ООО
«Прогресс» на дату принятия. Одним из обязательных условий признания выручки для целей бухгалтерского учета ООО «Прогресс» является передача покупателю права собственности на товары. Денежные средства, поступившие в порядке предварительной оплаты товаров, не признаются доходами организации и учитываются в составе кредиторской задолженности.
В учете ООО «Прогресс» операции по реализации товаров отражаются бухгалтерскими записями, представленными в таблице 7.
Таблица 7 – Бухгалтерские записи по отражению продажи в оптовой торговле
Факт хозяйственной жизни
Дебет
Кредит
Основание
Отражена выручка от реализации товаров покупателю
62 90-1
Товарная накладная
Начислен НДС с выручки от реализации
90-3 68-2
Счет-фактура, книга продаж
Списана себестоимость реализованных товаров
90-2 41-1
Товарная накладная, справка-расчет
Списана сумма коммерческих расходов
90-2 44
Справка-расчет
Получены от покупателя денежные средства за отгруженные товары
51 62
Выписка банка, платежное поручение
Если выручка от продажи отгруженной продукции определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете (при переходе права собственности на товар в соответствии с условиями договора после оплаты), то для учета используют счет 45 «Товары отгруженные» [8]. Бухгалтерские записи по отражению в учете данных фактов хозяйственной жизни представлены в таблице 8.
Таблица 8 – Бухгалтерские записи по отражению продажи с особым переходом права собственности (по оплате)
Факт хозяйственной жизни
Дебет
Кредит
Основание
Отражена покупная стоимость товаров, отгруженных со склада, право собственности, на которые не перешло к покупателю
45 41-1
Товарная накладная
Начислен НДС
76-НДС
68
Счет-фактура, книга продаж
Отражено поступление денежных средств от покупателя
51 62
Выписка банка, платежное поручение
Отражена выручка от продажи товаров после полной оплаты покупателем
62 90-1
Товарная накладная
Начислен НДС со стоимости проданных товаров
90-3 76-НДС
Счет-фактура, книга продаж
На дату перехода права собственности списывается учетная стоимость проданных товаров
90-2 45
Справка-расчет бухгалтера
24
Расходы, связанные с обычными видами деятельности, отражаются ООО «Прогресс» по дебету счета 44 «Расходы на продажу». Формирование бухгалтерских записей по учету расходов на продажу осуществляется в течение отчетного месяца по соответствующей номенклатуре расходов, применяемой в ООО «Прогресс».
Аналитический учет расходов на продажу ведется ООО «Прогресс» в карточке счета
44 «Расходы на продажу» по субконто [8].
По окончании отчетного периода расходы на продажу подлежат списанию.
Бухгалтерские записи ООО «Прогресс» по отражению расходов на продажу, сформированные на основании карточки счета 44 «Расходы на продаж», представлены в таблице 9.
Таблица 9 – Бухгалтерские записи по отражению в учете расходов на продажу
Факт хозяйственной жизни
Дебет
Кредит
Основание
Начислена амортизация основных средств
44 02
Ведомость начисления амортизации
Начислено поставщикам за транспортировку товаров
44 60
Акты оказанных услуг
Начислено коммунальным и охранным организациям
44 76
Акты оказанных услуг
Начислена заработная плата персоналу
44 70
Расчетная ведомость
Начислены страховые взносы на заработную плату персонала
44 69
Справка-расчет бухгалтера
Отражена стоимость рекламных услуг
44 76
Акты оказанных услуг
Учтены командировочные расходы
44 71
Авансовый отчет
По окончании отчетного месяца, учтенные на счете 44 «Расходы на продажу» транспортные расходы распределяются между реализованными товарами и их остатком на складе. После этого, производится списание коммерческих расходов. В учете ООО
«Прогресс» выполняется запись:
Дт 90-2 «Себестоимость продаж»
Кт 44 «Расходы на продажу» - списаны на себестоимость продаж расходы на продажу.
В конце месяца ООО «Прогресс» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) по обычным видам деятельности, который рассчитывается таким образом:
Финансовый результат по обычным видам деятельности (дебетовое либо кредитовое сальдо по субсчетам учета финансовых результатов) определяется как разница между валовой выручкой от продаж (кредитовый оборот за отчетный месяц по счету 90) за минусом
НДС (дебетовый оборот за отчетный месяц по счету 90, субсчету учета НДС) и себестоимостью продаж (суммарный дебетовый оборот за отчетный месяц по счету 90, субсчетам учета себестоимости) [39].