Файл: Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы Глава Предмет и методы информационного права Объективные основания для формирования отрасли информационного права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 717

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для информационного права особое значение имеют дефинитивные нормы. Они устанавливают термины и понятия, используемые во всех отраслях права, в том числе и в информационном в связи с регулированием отношений в информационной сфере.
1
Кроме общих проблем, касающихся информации непосредственно и ее отдельных видов, много дефиниций сосредоточено в конкретных областях отношений (наука, культура, избирательная система и т. д.). Задача информационного права - осуществить анализ состояния этой части законодательства и предложить подходы к унификации терминологии и всего понятийного аппарата в сфере информационных отношений, регулируемых законодательством.
Поскольку сфера информатики и информационных отношений активно развивается, естественно, что и правовая терминология будет обогащаться.
Источники права - способы формирования и формы закрепления правовых норм. Среди них выделяют четыре основные: обычаи, юридические прецеденты, нормативно-правовые акты, договоры (международные и внутригосударственные).
Система правовых актов как источников позитивного информационного права не отличается ничем от источников других отраслей. Она включает систему таких нормативных актов, как законы - Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, в том числе и такую форму закона, как кодекс, конституции и законы субъектов РФ; указы Президента РФ; постановления
Правительства РФ; нормативные акты глав субъектов Федерации и акты правительств или администрации субъектов РФ; нормативные акты федеральных органов исполнительной власти; постановления Конституционного Суда Российской Федерации.
К источникам информационного права относятся как международные, так и внутренние договоры Российской Федерации, а также ратифицированные международные акты.
Примером могут быть Конвенция о создании Международного союза публикаций таможенных тарифов (5 июля 1890 г. с протоколом 1949 г.); большое количество соглашений о системах космической связи; Европейская конвенция по вопросам авторских и смежных прав применительно к трансграничному спутниковому телевещанию (11 мая
1994г., Страсбург); Конвенция об обмене официальными изданиями и правительственными документами между государствами (3 декабря 1958 г.).
Огромное количество подзаконных актов касается вопросов информации, связи, информатизации.
Перечисленные виды нормативных правовых источников информационного права содержат, как правило, отдельные нормы или разделы, посвященные информационной проблематике. И только с уровня федерального закона возможно говорить о законе в полном смысле, относящемся к данной отрасли права и целиком посвященном регулированию отношений в данной предметной сфере. Так реализуется принцип разнообразия источников этой отрасли права.
Живое право, т. е. ситуации, складывающиеся в правовой сфере информационных процессов, выходящих за рамки одной национальной системы права в связи с развитием
Интернета и других глобальных систем, реализуется не только через нормативные правовые акты. Мы имеем в виду многочисленные попытки создать моральные кодексы, регулирующие отношения в рамках информационных процессов, дополнительно к

законодательной основе. Например, Закон Великобритании "О свободе информации" (2000 г.) органически включил в свою структуру такой документ, как Практический кодекс доступа к правительственной информации. Еще более определенно совместимость моральных и правовых норм заметна в сфере регулирования информации в СМИ.
Например, положение Тулуарской декларации 1981 г., принятой руководителями независимых информационных структур 20 стран, предусматривающее возможность применения на добровольной основе Кодекса морально-этических норм журналистов, которые формулируют сами журналисты.
Источниками нормативной основы в информационной сфере отношений являются также технико-правовые нормы, т. е. стандарты государственные и международные.
Теоретически связь источников права и таких норм, как стандарты, в теории права решается неоднозначно. Одни рассматривают стандарт как исключительно нормативный технический акт, другие же считают, что стандарт - юридико-технический акт. В любом случае стандарты занимают большое место в источниках регулирования если не отношений, то правил поведения субъектов в данной сфере. Стандарты касаются таких объектов, как информационная продукция, документы, термины, типовые технологические процессы, автоматизированное рабочее место (АРМ) и т. п. Стандарты являются такими источниками в структуре нормативного регулирования сферы информации и информатизации, глобальных сетей, соблюдение которых обеспечивается действующим законодательством.
Несоблюдение или нарушение правил, установленных государственными стандартами, является преступлением уголовного характера или проступком административного характера.
2
Несмотря на множество норм, относящихся к сфере информационных отношений, еще нельзя сказать, что вся совокупность источников нормативного характера уже сформировала систему этого законодательства. Информационное право - самая молодая отрасль права и система ее источников, особенно законодательства, только начинает формироваться. Этим можно объяснить и тот факт, что еще многие стороны отношений в информационной сфере регулируются навыками, обычаями, традиционно сложившимися правилами, а многие стороны этой сферы вообще не урегулированы.
1
В 2000 г. опубликовано научно-прикладное пособие "Информатика в терминах и определениях российского законодательства", подготовленное коллективом специалистов под редакцией проф. В. А. Никитова. В нем собраны термины, касающиеся информатики, уже зафиксированные в действующем законодательстве. В этом издании дефинитивные нормы систематизированы по 13 направлениям. Они охватывают такие определения, как информационные ресурсы; государственные информационные ресурсы; документ, документированная информация; компьютерные системы, технологии и средства их обеспечения; защита информации; правовые документы; информация о гражданах; избирательная система; оборона, безопасность; культура, научная деятельность, техника, интеллектуальная собственность; защита населения и охрана окружающей среды, система мониторинга окружающей среды; связь и транспорт.
2
В конце 1999 г. по заданию Минсвязи России разработаны "Основные направления стандартизации в сфере информатизации на 1999-2002 гг.". В этом документе определены основные направления стандартизации: обеспечение работы в сетях и соответствующих соединений, сбор данных и системы идентификации, сервисы управления данными, обеспечение программной инженерии и языков программирования, обеспечение представления информации, геоинформационные технологии, текстовые и учрежденческие системы, безопасность информационных технологий и др. Стандарты общего назначения содержат нормативную базу, обеспечивающую поддержку работы по отдельным направлениям, а также унифицируют терминологию. Технический комитет, действующий в настоящее время при Министерстве связи и информатизации РФ, принимает активное участие в разработке международных стандартов, создаваемых на основе, как правило, европейских стандартов (CEN), национальных стандартов США (ANSI) и

международных технических спецификаций (ITS) Ассоциации производителей средств автоматической идентификации. Большая работа проводится в области обеспечения информационной безопасности.

3.2. История развития российского законодательства в информационной сфере
При издании Свода законов СССР в 1970-х годах насчитывалось 29 тыс. действующих законов, подлежащих систематизации, и более 1 млн подзаконных нормативных правовых актов, при этом 120 союзных министерств и ведомств ежегодно издавали до 300 таких актов. За последние 10 лет в России принято более 1000 законов, что намного превосходит прежние темпы законотворчества.
Российское законодательство существенно обновилось. Особенно это коснулось тех сфер правового регулирования, где приняты кодифицированные акты, в том числе Гражданский
(вторая часть), Налоговый, Бюджетный, Семейный, Уголовный, Водный и Лесной кодексы.
Близится к завершению подготовка третьей части ГК, а также Земельного, Трудового,
Гражданского процессуального и Уголовно-процессуального кодексов, Кодекса об административных правонарушениях. С их принятием появятся реальные условия для проведения полноценной систематизации законодательства и издания Свода законов
России.
В то же время, по оценке Ю. А. Тихомирова,
1
действующее законодательство России не является системным, оно хаотично. Здесь не всегда согласованно действуют акты бывшего
СССР, Российской Федерации и международно-правовые. По-прежнему "сталкиваются" акты разного уровня - законы, акты Президента РФ, Правительства РФ, субъектов РФ.
Велико число ведомственных актов. В то же время имеются законы, регулирующие мелкие, незначительные вопросы, которые целесообразно решать подзаконными актами.
Возникают коллизии между законами Федерации и ее субъектов. Не обеспечивается строгое соблюдение принципов построения системы права, что ведет к нарушению "внутренней логики" отраслей законодательства.
Множество противоречий, несогласованностей внутри единой системы российского законодательства даже при регулировании однородных вопросов снижает его эффективность и авторитет.
Среди общетеоретических проблем здесь ученые выделяют, прежде всего, соотношение права и законодательства, определение понятия и структуры законодательства.
Во-первых, по-прежнему допускается смешение права и закона, хотя, казалось бы, данная проблема получила глубокую и всестороннюю разработку в истории и современной научной литературе. Право отражает и правовые теории, и концепции, и правосознание, и правовые нормы, и акты. Система права служит основой для построения системы законодательства как его структурной формы. Однако, по оценке Ю. А. Тихомирова, даже в действующем "Общеправовом классификаторе отраслей законодательства" есть смешение этих понятий, причем отсутствуют четкие критерии отраслевого построения законодательства. А. Б. Венгеров
2
считает соотношение системы права и системы законодательства одной из трудных научных и практических проблем теории права и различает два основных подхода в решении этого вопроса: с позиций обоснованного нормативизма (закон - всего лишь одна из форм права) законодательство (совокупность законов) также оказывается одной из форм выражения права, одним из источников права
(позитивного, положительного, объективного); с позиций естественно-правовой концепции
(под правом содержательно понимаются нравственные начала, некие рассудочные построения) законодательство независимо от права.
Многие ученые справедливо обращают при этом внимание на верховенство Конституции
РФ. Коллизия между правом и писаным законом в РФ должна разрешаться через
Конституцию РФ. Нормы гл. 1 Конституции "Основы конституционного строя" выступают

высшей формой писаного права и посредником между императивом права и писаным законом. Никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя РФ.
3
Во-вторых, довольно часто понятие "законодательство" трактуется как совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов. В прежние годы к нему относили указы Президиума Верховного Совета СССР, постановления ЦК КПСС и Совета
Министров СССР общего характера, теперь часто и нормативные указы Президента, и постановления палат Парламента РФ. "При нехватке законов с этим можно было мириться, - считает Ю. А. Тихомиров, - при их изобилии - нет". Он предлагает понимать, что законодательство в узком, точном смысле слова - это структурированная, упорядоченная система законов, которая характеризуется рядом свойств:
4
а) представляет собой целостную законодательную систему со своими задачами, принципами, взаимосвязанными составными элементами и является основной частью правовой системы Российской Федерации (это понятие содержится в п. 4 ст. 15
Конституции РФ); б) установлены официальная классификация законов и их соотношение между собой, процедуры предотвращения и преодоления юридических коллизий; в) определены субъекты законодательной компетенции на уровне Федерации и ее субъектов; г) регламентирован законодательный процесс; д) проводится структуризация законодательного массива на отрасли, подотрасли, институты, нормативные массивы; е) российское законодательство является действующим и применяемым.
По мнению же А. Б. Венгерова,
5
система законодательства - это "упорядоченное по различным объективным критериям, обусловленным потребностями социального управления, жизнедеятельности общества, определенное множество самих нормативных актов (и их более дробных элементов - разделов, глав, статей, параграфов, абзацев и т. д.)", которая формируется (складывается ) как для упорядоченности, стабильности самого законодательства, так и для наиболее эффективного использования правовых норм в социальном управлении
(чтобы соответствующие субъекты управления могли пользоваться эффективно правовыми нормами, могли их находить, исполнять, применять.
Этот прагматический, информационный аспект также отличает систему права от системы законодательства).
На наш взгляд, справедливо выделять здесь законодательство в узком (система законов) и широком смысле, относя в последнем случае к законодательству все нормативные правовые акты.
Исходя из двух основных функций информации в любой системе (степень организованности и средство организации), следует отметить, что внутрисистемные отношения и зависимости в российском законодательстве выражаются как в установлении связей между нормами одной отрасли или разных отраслей (путем отбора нормативных

актов (и (или) их составных частей) и их объединения по определенным критериям
(функции, цели, структура социального управления и система его органов) в соответствующие группы (классы, массивы, подотрасли, отрасли), так и предполагают сочетание отраслей, подотраслей и институтов, а также общих и специальных методов регулирования
(соотношение методов публично-правового и частноправового регулирования, диспозитивных и императивных, объединение по источникам права и т. п.).
Кроме того, в обязательном и систематическом осмыслении в интересах эффективности законодательства, чтобы оно не было "хранилищем законов", нуждается обратная связь между правоотношением и нормой права, то, что ранее называли "критикой законодательства".
При систематизации законодательства выделяют также отрасли, которые не соотносятся с конкретными отраслями права, а имеют комплексный характер (например чрезвычайное законодательство).
В-третьих, по мнению Ю. А. Тихомирова, наиболее трудной является задача установления предмета законодательного регулирования, так как характер регулируемых отношений и типы правовых проблем, подлежащих разрешению, должны предопределять и форму закона - кодекс, основы, общие принципы и т. д. Неадекватная форма, по его мнению, мешает правильному и эффективному использованию богатого набора средств правового воздействия. В перспективе, по его оценке, развитие законодательства должно еще строже подчиняться таким факторам, как:
6
а) удовлетворение основных общественных потребностей с помощью законов, подготовленных на основе научного анализа и прогнозов; б) законодательное обеспечение государственных реформ ипрограмм по важнейшим направлениям экономического и социально-культурного развития России; в) совершенствование структуры законодательства с учетом обеспечения развития системы и отраслей права и основных правовых институтов; г) децентрализация правового регулирования на основе федеративных начал и самоуправления; д) укрепление системных связей между законами и подзаконными актами, между законами и договорами (соглашениями); е) обеспечение устойчивой правопреемственности в стране, когда действие основных правовых актов и норм не прерывается из-за политических и иных изменений, а служит фундаментом устойчивого государственного и социально-экономического развития.
Для правильного определения предмета законодательного регулирования, концепции будущего закона, формы законодательного акта необходимы навыки подготовки законопроектов, которыми, по оценке Института законодательства и сравнительного правоведения, пока мало владеют депутаты, работники государственных органов, специалисты. Для решения этого вопроса разработаны Правила подготовки проектов законов, Рекомендации к проведению юридической экспертизы законопроектов, ежегодно проводится учеба депутатов и сотрудников аппарата палат Парламента РФ. Основываясь на актуальности данной проблематики, на историческом наследии, в том числе на таком фундаментальном научном труде русского юриста К. А. Неволина, как "Энциклопедия