Файл: Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы Глава Предмет и методы информационного права Объективные основания для формирования отрасли информационного права.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 715
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Совокупность сведений, информации о чем-либо формирует феномен - информационный ресурс. Его специфика - в переходе от объективной формы выражения информации к субъективному восприятию и пользованию.
Информационный ресурс - это такая синтетическая организационная форма
представления информации, основанная на концентрации, индивидуализации, как правило,
документированной информации, которая наиболее ярко выявляет ее функциональное
назначение. Например, вся совокупность нормативных правовых актов функционирует как правовой информационный ресурс и одновременно выполняет функцию регулятивного значения. Информационные ресурсы, собранные в фондах публичных, частных, личных библиотек, в архивах, текущих делопроизводственных системах являются источником уже накопленных человечеством знаний, его back ground и одновременно формой хранения информации. Это разные источники уже накопленных сведений (информации), которые являются потенциальным "знанием" для различных пользователей. Это уже кем-то узнано и может служить источником знания для других. Но может и не выполнить такой роли, и это зависит от многих причин. Напомним об информационном неравенстве в информационном обществе, об известном всем юристам принципе: "незнание закона не освобождает..." Таким образом, информация может существовать не будучи знанием для кого-то. Усвоенная система информации составляет знания одного и многих субъектов, характеризует их информированность, компетентность, профессионализм, культуру. Сами знания субъекта являются его ресурсом. На этом основании некоторые исследователи подчеркивают лишь эту - функциональную сторону информационного ресурса и говорят об информации как "знании", отчужденном знании, выраженном в сумме доступных для пользователя источниках.
В рамках логики, математики уже давно сформировалась специальная наука об информации - информатика. Ее упрощенно трактуют как научную дисциплину, изучающую закономерности получения, отбора, хранения, передачи, преобразования и применения информации (знаний) в самых разных областях общественной деятельности. В лоне этой науки выявляются многие проблемы, которые образуют материальную основу для социальной информатики, для правовой науки в данной области. Известен учебник О.
А. Гаврилова по курсу правовой информатики. Применение информатики к области права можно рассматривать как часть информационного права.
Но только часть.
Информационное право - наука более широкого плана.
Образуется еще самостоятельная область взаимодействия информатики и общества - процесс создания и использования новых технологий работы с информацией и включение этих технологий в самые разные сферы человеческой и в целом социальной жизни. Эта сфера деятельности имеет свое собственное определение - информатизация.
В ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" термин "информатизация" определен как "организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов". Этот процесс охватывает большую сферу внимания права
(преимущественно административного) в части управления вышеозначенными отношениями в области социальной, экономической, научно- технической и других формах творческой, производственной и управленческой деятельности.
Информатизация как процесс уже прошла несколько этапов: локальная компьютеризация, создание региональных или функциональных систем, наконец, переход к глобальной информатизации на основе создания сетей, подобных локальным, отраслевым, региональным, межрегиональным энергосистемам .
Благодаря развитию средств связи, в частности, электронных, телевидения, спутниковых систем, сформировалась еще одна область отношений, находящихся в теснейшем контакте с информационным ресурсом. Это система коммуникаций информации, самых разных и, прежде всего, как знамение нашего времени - телекоммуникаций. Информатизация как
организуемый социально-экономический и научно-технический процесс на основе
объединения ресурсов и технологий информационных и коммуникационных, создания
условий для удовлетворения потребностей общества, является составной частью
предмета информационного права.
Жизненный цикл информационного ресурса немыслим без системы связи и передачи информации по системе субъектов: создателей, обработчиков, держателей, посредников по передаче (коммуникации) информации пользователям. Это говорит в пользу включения проблем коммуникаций в сферу информационного права. Тем более что самостоятельной правовой области по регулированию отношений в области связи и коммуникаций нет.
Сфера связи рассматривается как один из видов производственной деятельности, работ и услуг и образует самостоятельную отрасль управления. Но при этом из поля зрения права выпадает немало аспектов. Особенно тех, которые на стыке информатики и коммуникаций образуют промежуточные и оконечные точки для жизненного цикла информационных ресурсов и для субъектов, которых связывает интерес в использовании информационного ресурса или информационной технологии. Таким образом, проблемы коммуникаций в части использования всех видов связи для транспортировки информации по системам и сетям, для оказания услуг субъектам, осуществляющим информационную деятельность, должны быть включены в орбиту информационного права.
Информационное право могут обвинить в узурпации части сферы связи. Но есть и аргумент в защиту такого объединения. Эксперимент по слиянию и разделению проблем связи и информатизации в структуре органов исполнительной власти в Российской
Федерации на протяжении последнего десятилетия закончился образованием единого органа исполнительной власти, который вначале имел статус Государственного комитета
Российской Федерации по связи и информатизации, а в настоящее время является одноименным федеральным министерством. Кроме того, Федеральный закон "О связи" от 16 февраля 1995 г. в ст. 1 фиксирует: "Средства связи вместе со средствами вычислительной техники составляют техническую базу обеспечения процесса сбора, обработки, накопления и распространения информации". Это лишний раз свидетельствует о системной связи информационных ресурсов с системами коммуникаций и говорит в пользу комплексного подхода к вычленению отношений информационного характера с учетом коммуникативных проблем. Рассматривать процесс информатизации как особую сферу отношений, формирующих материальную основу информационного общества без включения в эту орбиту отношений в области информационных коммуникаций, было бы неправильно.
Объединяя большой комплекс отношений, связанных с формированием информационных ресурсов, созданием и использованием информационных технологий, с обеспечением их коммуникации в системах и сетях, убеждаемся, что эта совокупность отношений на полном основании может быть выделена в самостоятельную предметную сферу отношений, формирующих информационное право. Суммируя наиболее общие аргументы "за", можно
сформулировать предмет информационного права следующим образом. Предметной
сферой информационного права является та часть общественных отношений, которая
связана с правовым регулированием оборота информации, создания, формирования,
хранения, обработки, распространения, использования информационных ресурсов,
созданием и использованием информационных и коммуникационных технологий,
обеспечивающих
процессы
информатизации
и
удовлетворения
потребностей
пользователей,
обеспечения
безопасности
информационных
ресурсов,
средств
коммуникации, а также всех участников отношений в данной сфере.
Данное определение позволяет акцентировать внимание на нескольких комплексах общественных отношений, которые цементируются единством объекта - информацией, информационными ресурсами. Это: а) все виды деятельности, связанные с информационным ресурсом в качестве объекта деятельности (продукта интеллектуальной, производственной, любой другой социальной деятельности); б) управление в области отношений, связанных с данным социальным ресурсом и отдельными видами деятельности с информацией; в) включение и использование новых технологий работы с информацией - формирование и обеспечение совместимости информационных систем и систем коммуникаций в информационных системах и сетях; г) обеспечение безопасности в сфере информации и информатизации; д) реализация юридической ответственности в области информации, информатизации, телекоммуникаций.
Предмет и предметная сфера отношений субъектов права - это лишь одна составляющая
отрасли права. Второй составляющей является метод правового регулирования
отношений в данной предметной области.
сферой информационного права является та часть общественных отношений, которая
связана с правовым регулированием оборота информации, создания, формирования,
хранения, обработки, распространения, использования информационных ресурсов,
созданием и использованием информационных и коммуникационных технологий,
обеспечивающих
процессы
информатизации
и
удовлетворения
потребностей
пользователей,
обеспечения
безопасности
информационных
ресурсов,
средств
коммуникации, а также всех участников отношений в данной сфере.
Данное определение позволяет акцентировать внимание на нескольких комплексах общественных отношений, которые цементируются единством объекта - информацией, информационными ресурсами. Это: а) все виды деятельности, связанные с информационным ресурсом в качестве объекта деятельности (продукта интеллектуальной, производственной, любой другой социальной деятельности); б) управление в области отношений, связанных с данным социальным ресурсом и отдельными видами деятельности с информацией; в) включение и использование новых технологий работы с информацией - формирование и обеспечение совместимости информационных систем и систем коммуникаций в информационных системах и сетях; г) обеспечение безопасности в сфере информации и информатизации; д) реализация юридической ответственности в области информации, информатизации, телекоммуникаций.
Предмет и предметная сфера отношений субъектов права - это лишь одна составляющая
отрасли права. Второй составляющей является метод правового регулирования
отношений в данной предметной области.
2.3. Методы информационного права
Вопрос о методе в праве является наиболее интересным с теоретической и практической точек зрения. В исследованиях юристов обосновано мнение о множестве методов отраслей публичного права. И поскольку право информационное в значительной степени - это право публичное, к нему относятся все аргументы не об одном специфическом для данной сферы отношений правовом методе регулирования, а о совокупности методов публичного права.
Через категорию "метод" в праве и правоприменительной деятельности разрешается проблема способов и приемов юридической практики достижения цели, поставленной законодателем в области упорядочения отношений в определенной сфере. Метод - это
способ и средство правового упорядочивания сознания, поведения, отношений людей в
связи с реализацией их интересов в определенной области. Способы и средства правового воздействия самым непосредственным образом выражают волю законодателя через общеобязательность исполнения правовых предписаний, что достигается через нормативность этих предписаний.
Нормативность - общеобязательность правовых норм (правил) обеспечивается рядом условий. В их числе:
степень точности предметной области (сферы) социальной
жизни, деятельности, в которой нормы должны действовать, получать реализацию;
степень точности, конкретности обозначения круга лиц - субъектов права, обязанных соблюдать правовые предписания - адресность норм; обеспечение юридической технологии оформления содержания поведения или отношений субъектов права - фиксация их прав и обязанностей, обязательств;
способы, а в организационном выражении - механизмы обеспечения исполнения воли
законодателя (творца нормативных предписаний), законности предписания.
Если первые два условия обеспечиваются в процессе определения предмета правового регулирования, то содержательное наполнение норм права (предписаний), равно как и способы обеспечения реализации норм, имеют непосредственное отношение к методам
правового регулирования.
Методы правового регулирования лежат в основе разграничения основных, классических отраслей права: государственного (конституционного), гражданского, уголовного, административного. Производные отрасли от этих отраслей, образующих большие или меньшие семейства классических отраслей права, несут отпечаток методов своей исходной, "родной" отрасли. Особенно разветвленной является отрасль административного права.
Важно установить основные признаки метода регулирования в информационном праве. В этой связи необходимо напомнить, какие цели решаются этой категорией права. К ним относятся:
1. предписание действовать определенным образом в конкретной ситуации (в ситуации юридического факта) в пределах предметной сферы отношений (установление правил поведения, взаимодействия субъектов права);
2. установление организационных мер и структур с целью обеспечить соблюдение
установленных предписаний (правил);
3. установление структур, их прав и обязанностей, действующих в случаях нарушения нормативно предусмотренных правил поведения субъектов права в пределах регулируемой сферы (отрасли)отношений и реализующих принудительные и карательные меры в случаях нарушения порядка, предусмотренного нормами права.
Вопрос о множественности методов применительно к информационному праву не ограничивается только методами публичного права. Широко применяются методы как частного национального, так и международного права. Всепроникающая природа информации обусловливает формирование отрасли, которая не является ни классической, ни чистой по принадлежности к какому-либо семейству одной отрасли права по методу регулирования. Информационное право по
методам правового регулирования является отраслью третьего уровня классификации -
отраслью комплексной. Имея наиболее точно очерченную предметную сферу регулирования - информацию и информационную деятельность - данная часть правовой системы по своим методам использует разные средства и приемы, свойственные всей системе права. Поэтому мы говорим не об одном методе, а о методах, их множестве и
разнообразии, о взаимодополнении правовых методов в пределах одной предметной
отрасли.
Специфика методов информационного права
- сочетание конституционного регулирования, административных способов обеспечения особенностей информационной деятельности, привлечение всего арсенала контрольных, принудительных, карательных мер в процессе обеспечения соблюдения законодательства и реакции государства на правонарушения - объясняет и проблему места информационного права в системе права в целом. Информационное право - отрасль, которая находится в тесном контакте и
взаимодействии со всеми другими отраслями права.
Связь информационного права с другими отраслями находит выражение и в конституционной его основе - в гл. 2 Конституции Российской Федерации "Права и свободы человека и гражданина". Нет ни одного права и обязанности человека и гражданина, которое бы не было опосредовано связью с правом на информацию. А право на информацию реализуется в рамках, определенных законом, в пространстве, объединяющем буквально все виды деятельности человека и его различных ассоциаций.
Конституция РФ содержит ряд норм, непосредственно связанных с информацией в
разных формах: мысль, слово, мнение, почтовые, телеграфные отправления, массовая
информация, документы и материалы, непосредственно затрагивающие права и свободы
граждан, федеральная информация; закрепляет содержание права на информацию;
устанавливает основные требования к правовой
информации, выражаемой в форме законов и иных нормативных правовых актов,
гарантирует защиту личной, семейной тайн, государственной тайны. Связь конституционного законодательства с проблемами информации прослеживается на основе
Федерального Конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", на основе всего массива законодательства о выборах.
Базовой отраслью права для регулирования отношений, связанных с информационной
деятельностью в области связи и коммуникаций, на сегодняшнем этапе можно назвать
административное право, и на этом основании выделяемое в самостоятельную отрасль информационное право следует пока условно отнести к семейству административного
права, что не исключает его связи с другими отраслями публичного права (уголовным, финансовым, экологическим и т. д.) и изменения его места в системе права в дальнейшем.
Особо следует сказать о взаимодействии и связи информационного права с гражданским
правом, правом частным (национальным и международным). Это большая тема, отметим лишь, что ст. 128 ГК РФ включает в перечень объектов гражданских прав информацию наряду с такими объектами, как вещные объекты, результаты интеллектуальной деятельности, включая интеллектуальную собственность. ГК регулирует и вопрос о коммерческой, банковской тайне, множество иных проблем, связанных с информацией как самостоятельным объектом отношений так и сопутствующим иным отношениям в сфере этой отрасли. Статьи 160 и 779 ГК закрепляют такую форму отношений как информационные услуги, признает электронную подпись как средство, удостоверяющее подлинность подписи сторон в сделках.
Проблемы права на информацию являются и предметом внимания международного права.
Содержание и формы защиты права на информацию человека и гражданина, проблемы обмена информацией, защиты и обмена культурных ценностей, включая документы; защита персональных данных и многие другие проблемы информационного характера являются предметом внимания международного публичного права. В ряду актов по защите персональных данных в информационных системах возможно упомянуть о Директивах
(рекомендациях) Комитета Министров ЕС для государств-членов по защите личной тайны в Интернет, принятые 23.02.1999 г.
Таким образом, создаются условия, подтверждающие важность и связанность информации как объекта правовых отношений со многими отраслями права, с одной стороны, и осложняющие регулирование все расширяющейся информационной деятельности как самостоятельной, с другой. Необходим определенный баланс разных методов регулирования отношений, связанных с информацией и коммуникационными процессами ее с учетом специфики самого объекта отношений различных субъектов права. Это создает немалые трудности, ибо всегда возникает желание уложить проблему в привычные рамки решения каким-либо одним методом.
Самостоятельность отрасли права можно проверить и через такой индикатор, как ее институты.
Институт права - это совокупность норм и механизмов их реализации, обеспечивающая
достаточную полноту и согласованность регулирования наиболее устойчивых и
функционально однородных отношений в системе права. Категория "институт" реализуется как всеобщая - для всей системы права, как межотраслевая - для смежных и связанных отраслей, и как отраслевая. В системе информационного права действуют все уровни правовых институтов. Такие институты, как субъект права, норма права, ответственность, правоотношение - институты общие для всех отраслей права - реализуются в данной отрасли.
Межотраслевыми институтами являются институты собственности и интеллектуальной собственности, так как корни их лежат в системе гражданского права, но обеспечиваются и нормами публичного права, и применяются в системе отношений, регулируемых информационным законодательством. Специфическими институтами информационного права являются "свобода", "тайна", "доступ", "правовой режим информации,
информационного ресурса", формируемый на основе общеправового института правового
режима, "право на информацию", "защита информации"; "открытая", "ограниченного
доступа", "массовая", "официальная" и другие виды информации.
Особо следует сказать о взаимодействии и связи информационного права с гражданским
правом, правом частным (национальным и международным). Это большая тема, отметим лишь, что ст. 128 ГК РФ включает в перечень объектов гражданских прав информацию наряду с такими объектами, как вещные объекты, результаты интеллектуальной деятельности, включая интеллектуальную собственность. ГК регулирует и вопрос о коммерческой, банковской тайне, множество иных проблем, связанных с информацией как самостоятельным объектом отношений так и сопутствующим иным отношениям в сфере этой отрасли. Статьи 160 и 779 ГК закрепляют такую форму отношений как информационные услуги, признает электронную подпись как средство, удостоверяющее подлинность подписи сторон в сделках.
Проблемы права на информацию являются и предметом внимания международного права.
Содержание и формы защиты права на информацию человека и гражданина, проблемы обмена информацией, защиты и обмена культурных ценностей, включая документы; защита персональных данных и многие другие проблемы информационного характера являются предметом внимания международного публичного права. В ряду актов по защите персональных данных в информационных системах возможно упомянуть о Директивах
(рекомендациях) Комитета Министров ЕС для государств-членов по защите личной тайны в Интернет, принятые 23.02.1999 г.
Таким образом, создаются условия, подтверждающие важность и связанность информации как объекта правовых отношений со многими отраслями права, с одной стороны, и осложняющие регулирование все расширяющейся информационной деятельности как самостоятельной, с другой. Необходим определенный баланс разных методов регулирования отношений, связанных с информацией и коммуникационными процессами ее с учетом специфики самого объекта отношений различных субъектов права. Это создает немалые трудности, ибо всегда возникает желание уложить проблему в привычные рамки решения каким-либо одним методом.
Самостоятельность отрасли права можно проверить и через такой индикатор, как ее институты.
Институт права - это совокупность норм и механизмов их реализации, обеспечивающая
достаточную полноту и согласованность регулирования наиболее устойчивых и
функционально однородных отношений в системе права. Категория "институт" реализуется как всеобщая - для всей системы права, как межотраслевая - для смежных и связанных отраслей, и как отраслевая. В системе информационного права действуют все уровни правовых институтов. Такие институты, как субъект права, норма права, ответственность, правоотношение - институты общие для всех отраслей права - реализуются в данной отрасли.
Межотраслевыми институтами являются институты собственности и интеллектуальной собственности, так как корни их лежат в системе гражданского права, но обеспечиваются и нормами публичного права, и применяются в системе отношений, регулируемых информационным законодательством. Специфическими институтами информационного права являются "свобода", "тайна", "доступ", "правовой режим информации,
информационного ресурса", формируемый на основе общеправового института правового
режима, "право на информацию", "защита информации"; "открытая", "ограниченного
доступа", "массовая", "официальная" и другие виды информации.