Файл: Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы Глава Предмет и методы информационного права Объективные основания для формирования отрасли информационного права.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 728
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
определяется характером взаимодействия ее подсистем. Так, если подсистемы индифферентны (равнодушны) к друг другу, то суммарный потенциал системы эквивалентен потенциалу одной из подсистем. Если же подсистемы находятся в состоянии войны каждой с каждой, то потенциал системы меньше потенциала самой слабой из подсистем. И в случае, если взаимодействие всех подсистем носит целенаправленный характер, то потенциал системы много больше суммы потенциалов всех подсистем. Это закон сверхаддитивности, когда целое больше суммы его частей.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 59
В области производства информации действует объективный закон неполного
использования информации, в том числе при принятии решений в управленческой деятельности, что определяется как парадоксом избыточности информации, так и неспособностью (недобросовестностью) субъектов к ее полному использованию. В действующем законодательстве в этой области выделяют "производство", "создание",
"преобразование" информации. Правовое регулирование присутствует здесь в виде регулятивных норм, способствующих созданию организационных и экономических предпосылок развития и совершенствования информационного производства; в виде гарантий свободы творчества, поведения, образования и т. п.; в виде охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, а также в виде запретов на производство "вредной" информации.
В области распространения информации действует объективный закон искажения
информации по мере ее движения, что связано с различной способностью и готовностью субъектов к ее восприятию. Законодатели здесь едины, выделяя только "распространение" информации. В то же время отношения, связанные с передачей информации, что закреплено в ст. 29 Конституции РФ и также относится к распространению информации, не нашли должного отражения в законодательстве. По способу распространения можно выделить непосредственное и опосредованное распространение.
При непосредственном распространении создатель информационного продукта воздействует на потребителя непосредственно (собственно общение, передача идей в воспитательно-образовательной среде, (лекции, конференции, семинары, митинги, театрализованные представления и другие культмассовые мероприятия). Правовое регулирование предусматривает здесь установление запретов на распространение конфиденциальной и "вредной" информации, включая недостоверные сведения и клевету, и ответственности за это, а также правовую охрану и защиту авторских и смежных прав.
Рис. 1. Информационная сфера как объект права ИБОД - информация без ограничения доступа, ИОД - информация с ограничением доступа, ОИС - интеллектуальная собственность, ВрИ - вредная информация, ОДИ - общедоступная информация
При опосредованном распространении между создателем информации и потребителем стоит посредник - средство фиксации и передачи информации, наличие которых предопределяет массовость таких информационных отношений. По мере исторического развития средств и технологий распространения информации росли массовость информационного обмена и значимость информации в обществе, что предопределило высокую степень правового урегулирования в этой сфере, в том числе охрану и защиту прав на целостность и конфиденциальность распространяемой информации, на объекты интеллектуальной собственности, на информационные системы, на защиту от распространения "вредной информации".
В
области
информационного
потребления действует
объективный
закон
принудительного отчуждения и обобществления информации, что связано, как с нежеланием субъектов добровольно отдавать свою информацию, так и необходимостью обобществления информации в интересах реализации информационных прав граждан, построения информационного общества и сохранения и развития единого информационного пространства страны. В действующем законодательстве в этой области выделяют ряд понятий: "потребление", "поиск", "сбор", "получение", "накопление",
"хранение". Правовое регулирование должно предусматривать здесь охрану и защиту прав на доступ к информации, прав на неприкосновенность частной жизни, на тайну и на объекты интеллектуальной собственности, прав на защиту от воздействия "вредной" информации, прав на информационные системы и интересов государства по сохранению единого информационного пространства страны.
1
Некоторые авторы предлагают в составе информационной сферы рассматривать также и другие компоненты: рынок информационных технологий, средств связи, информатизации и телекоммуникаций, информационных продуктов и услуг; систему взаимодействия информационного пространства России с мировыми открытыми сетями; систему обеспечения информационной защиты (безопасности); систему информационного законодательства. С таким подходом, на наш взгляд, нельзя согласиться, поскольку перечисленные компоненты скорее являются качественными характеристиками, условиями, признаками, при наличии которых совокупность объектов системы образует единое информационное пространство.
2
Реализация этого положения предполагает: оценку состояния и эффективности применения действующих законодательных и иных нормативных правовых актов в информационной сфере и выработку программы их совершенствования; создание организационно-правовых механизмов обеспечения информационной безопасности; определение правового статуса всех субъектов отношений в информационной сфере, включая пользователей информационных и телекоммуникационных систем, и установление их ответственности за соблюдение законодательства Российской Федерации в данной сфере; создание системы сбора и анализа данных об источниках угроз информационной безопасности Российской Федерации, а также о последствиях их осуществления; разработку нормативных правовых актов, определяющих организацию следствия и процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных действий в информационной сфере, а также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий; разработку составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответственности и включение соответствующих правовых норм в уголовный, гражданский, административный и трудовой кодексы, в законодательство Российской Федерации о государственной службе.
3
Богданов А. А. Тектология. (Всеобщая организационная наука). В 2-х кн. М., 1989. С. 304, 351; Бодякин В.
И. Куда идешь, Человек? Основы эволюциологии (информационный подход). М., 1998. С. 332.
4.2.Информация как объект права
В современных условиях информация становится стратегическим ресурсом, от эффективного использования которого зависят перспективы развития экономики, формирование информационного гражданского общества, обеспечение безопасности государства и граждан.
Информация как феномен социальной среды относится к области естественного права.
Пользование информацией и средствами ее передачи первоначально складывалось произвольно и лишь постепенно стало обычаем, предметом обычного права, привычек, традиций общения членов общества и соответствующих институтов власти. Однако даже в середине 1980-х гг. специалисты отмечали, что информация не имеет единого определения, в том числе в праве.
ГК РФ в ст. 128 определяет информацию как один из видов объектов гражданских прав, наряду с другими видами объектов. В действующем федеральном законодательстве используется целый ряд терминов и понятий применительно к одному и тому же объекту информации:
"информация",
"документ",
"массив документов",
"официальная информация", "массовая информация", "данные", "банки данных", "информационный ресурс", "компьютерная информация", "файл", "сайт", "страница", "электронно-цифровая подпись"; "общероссийское достояние", "правовая информация" и т. д. Это множество терминов, по мнению И. Л. Бачило
1
, можно рассматривать как основание для теории
системы объектов информации, выступающей в качестве специального объекта правового регулирования, предусмотрев там новую категорию, которая означена как "организационная форма информации". В настоящее время такая система еще не сложилась из-за различий в толковании этих терминов и невозможности установить их системную зависимость и связь, их содержательное и генетическое единство. Соглашаясь с таким выводом, мы, прежде всего, руководствуемся тем, что система права и система законодательства должны отражать основные общественные отношения, их объекты и признаки. В данном случае правовая информация должна сама обладать одним из таких признаков, как системность. Проиллюстрируем актуальность данной проблемы на примерах из действующего законодательства, где приняты следующие общие понятия информации (анализ категориального аппарата информации с ограниченным доступом приведен нами ниже): информация, документированная информация (документ), информационные ресурсы, информационные продукты (продукция), информационные процессы, информационная сфера (среда).
В ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации" под информацией понимаются - сведения о лицах, предметах,
фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Данное понятие, на наш взгляд, обладает теми же недостатками, что и общенаучное понятие информации - в том числе в нем отсутствует признак активности информации, что мы наблюдаем, прежде всего, при энергоинформационном обмене, где объектами защиты от воздействия "вредной информации" выступают общество и человек.
В четырех федеральных законах дается понятие документированной информации, которая, по общей оценке, является главным объектом правового регулирования, но эти понятия существенно разнятся между собой. В одном случае документированная информация
(документ) - это "зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами,
позволяющими ее идентифицировать" (ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", ст. 2; ФЗ от 4 июля 1996 г. "Об участии в международном информационном обмене", ст. 2). В другом случае под документом понимается "материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования" (ФЗ от 29 декабря 1994 г. "Об обязательном экземпляре документов", ст. 1; ФЗ от 29 декабря 1994 г. "О библиотечном деле"). Если в первом случае к признакам документа отнесены фиксация информации на материальном носителе и наличие реквизитов, то во втором случае среди критериев охраноспособности документа установлены ограничения по знаковой системе (только текст, звукозапись или изображение) и по целям использования, где не предусмотрены возможность использования в личных целях, а также возможность производить информацию. Учитывая также, что в законодательстве нет понятия "общественное использование", но в русском языке "общественный" понимается как "принадлежащий обществу, не частный, коллективный", а "использовать" означает "воспользоваться кем-, чем-нибудь, употребить с пользой"
2
, то можно утверждать, что в данном случае установлено ограничение на владение и распоряжение информацией. Общим недостатком этих понятий, на наш взгляд, является введение такого признака документа, как фиксация на материальном носителе
(объекте). В действующем законодательстве отсутствует понятие "материальный объект", а понятие "материальный носитель" введено
Федеральным законом от 25 июля 1998 г. "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации", где под ним понимаются "дактилоскопические карты, носители магнитной или иных видов записи, содержащие дактилоскопическую информацию". В результате без надлежащей правовой охраны и защиты оказывается информация, находящаяся в компьютерных информационных системах, в сетях связи и т. п., с учетом того, что понятия "программа для ЭВМ" и "база данных", а также их распространение никак не соотносятся с этими базовыми понятиями.
Производными (вторичными) от понятия "документ" выступают понятия, приведенные в
ФЗ "Об участии в международном информационном обмене": "информационные продукты
(продукция)" -информация, документированная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей; "информационные ресурсы" - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (архивах, библиотеках, фондах, банках данных, других информационных системах). Общим здесь является признак - нахождение документа в информационной системе, так как под пользователем (потребителем) информации понимается субъект, обращающийся к информационной системе за получением необходимой ему информации и пользующейся ею (ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации"). Налицо противоречие, поскольку основное понятие "документ" не предусматривает возможность нахождения информации в электронных сетях, а производные от него понятия закрепляют это, наоборот, в качестве основного признака; в основном понятии исключается возможность использования документа в личных целях, а во вторичном допускается. Кроме того, эти понятия вновь подтверждают ограничения на владение и распоряжение такой информацией.
На это указывает и понятие "информационные процессы", приведенное в том же законе, где "потребление информации" упоминается наряду с такими признаками, как "создание, сбор, обработка, накопление, хранение, поиск, распространение информации", хотя в этом же понятии, но приведенном уже в другом Федеральном законе- "Об информации,
2
, то можно утверждать, что в данном случае установлено ограничение на владение и распоряжение информацией. Общим недостатком этих понятий, на наш взгляд, является введение такого признака документа, как фиксация на материальном носителе
(объекте). В действующем законодательстве отсутствует понятие "материальный объект", а понятие "материальный носитель" введено
Федеральным законом от 25 июля 1998 г. "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации", где под ним понимаются "дактилоскопические карты, носители магнитной или иных видов записи, содержащие дактилоскопическую информацию". В результате без надлежащей правовой охраны и защиты оказывается информация, находящаяся в компьютерных информационных системах, в сетях связи и т. п., с учетом того, что понятия "программа для ЭВМ" и "база данных", а также их распространение никак не соотносятся с этими базовыми понятиями.
Производными (вторичными) от понятия "документ" выступают понятия, приведенные в
ФЗ "Об участии в международном информационном обмене": "информационные продукты
(продукция)" -информация, документированная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей; "информационные ресурсы" - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (архивах, библиотеках, фондах, банках данных, других информационных системах). Общим здесь является признак - нахождение документа в информационной системе, так как под пользователем (потребителем) информации понимается субъект, обращающийся к информационной системе за получением необходимой ему информации и пользующейся ею (ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации"). Налицо противоречие, поскольку основное понятие "документ" не предусматривает возможность нахождения информации в электронных сетях, а производные от него понятия закрепляют это, наоборот, в качестве основного признака; в основном понятии исключается возможность использования документа в личных целях, а во вторичном допускается. Кроме того, эти понятия вновь подтверждают ограничения на владение и распоряжение такой информацией.
На это указывает и понятие "информационные процессы", приведенное в том же законе, где "потребление информации" упоминается наряду с такими признаками, как "создание, сбор, обработка, накопление, хранение, поиск, распространение информации", хотя в этом же понятии, но приведенном уже в другом Федеральном законе- "Об информации,