Файл: Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы Глава Предмет и методы информационного права Объективные основания для формирования отрасли информационного права.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 729
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
качестве аналога собственноручной подписи". После чего расписываются в своем бессилии, призывая граждан к "самозащите". В то же время, по данным аналитического отчета Международного телекоммуникационного союза (1999), количество совершаемых покупок через Интернет составило в 2000 г. от общих расходов на потребление в США -
30%, во Франции - 20%, в Германии - 10%. Эти технологии неизбежно придут и в Россию.
При разборе конфликтов в области "безбумажных" взаимодействий традиционная судебная система оказывается бессильна, с одной стороны (в сложных случаях при необходимости экспертизы судебные органы только инициируют экспертизу и придают законную силу решениям экспертов), и избыточна, с другой (поскольку способы фиксации информации и протоколы, которые будут минимизировать все риски сторон, включая инфраструктурные риски, недобросовестность и даже некоторые классы форс-мажорных обстоятельств сильно уменьшат вероятность мошенничеств, а в случае "простых" нарушений сильно упростят и удешевят расследование). В информационном мире начинают действовать не реальные, а "виртуальные" личности, проявленные только некоторыми своими атрибутами, например, сетевым псевдонимом, персональным сертификатом, заверенным компанией, номерным банковским счетом в офшорном банке или регистрационным номером в какой-то зарубежной стране. Средства гражданской и финансовой криптографии в сочетании с наличием таких образований, как офшоры, создают условия для эффективного функционирования виртуальных личностей во всех сферах жизнедеятельности, от предпринимательства до потребления.
Примеры виртуализации потребления показывает практика покупки домов на офшорные фирмы, управления машиной по доверенности, оплаты товаров с корпоративной кредитной карты и др.
Зачатки "виртуализации" имеются и во внесетевой практике (например, виртуальные схемы, выстраиваемые в разнообразных "пирамидах"; совершенно виртуальными являются юридические лица, создаваемые на срок от квартала до года по утерянным паспортам, документам бомжей, покойников и используемые обычно для совершения "обналички" и других сомнительных операций). Поэтому можно предположить, что мир будущего, с точки зрения его регулирования, разделится фактически на две части - мир реальных личностей, и мир виртуальных личностей, для которых отождествление их с реальными личностями и другими "виртуалами" будет фактически невозможным. Виртуальную личность трудно вызвать в суд, обязать возместить ущерб или лишить свободы. Поэтому государства, естественно, пытаются создать средства для эффективной привязки виртуальных личностей к реальным, подсудным и подотчетным, что не решает проблемы в целом. По-видимому, можно предположить, что в виртуальном новом мире мы не сможем ожидать эффективной правовой защиты от государства. По мере того как новые информационные технологии все больше проникают в жизнь общества, роль "права", зафиксированного в программном обеспечении, возрастает. Происходит это в силу двух обстоятельств: все большая часть деятельности хозяйствующих субъектов, да и просто граждан, происходит в "информационном мире"; все большая часть информации о субъектах, необходимой для проверки ограничений и разрешения конфликтов, переходит в форму регистрационных записей тех или иных баз данных.
Следует отметить, что аналогичные взгляды разделяют многие из специалистов, связанных с компьютерным правом. Так, А. И. Левенчук
15
приходит к выводу, что в результате гуманитарной революции от дистрибутивности, статичности, бытийности человечество ушло в коммутативность, динамичность, контактность. Это в полной мере относится и к праву - на новом витке нужно заново простраи-вать коммутативное, сетевое право, в
30%, во Франции - 20%, в Германии - 10%. Эти технологии неизбежно придут и в Россию.
При разборе конфликтов в области "безбумажных" взаимодействий традиционная судебная система оказывается бессильна, с одной стороны (в сложных случаях при необходимости экспертизы судебные органы только инициируют экспертизу и придают законную силу решениям экспертов), и избыточна, с другой (поскольку способы фиксации информации и протоколы, которые будут минимизировать все риски сторон, включая инфраструктурные риски, недобросовестность и даже некоторые классы форс-мажорных обстоятельств сильно уменьшат вероятность мошенничеств, а в случае "простых" нарушений сильно упростят и удешевят расследование). В информационном мире начинают действовать не реальные, а "виртуальные" личности, проявленные только некоторыми своими атрибутами, например, сетевым псевдонимом, персональным сертификатом, заверенным компанией, номерным банковским счетом в офшорном банке или регистрационным номером в какой-то зарубежной стране. Средства гражданской и финансовой криптографии в сочетании с наличием таких образований, как офшоры, создают условия для эффективного функционирования виртуальных личностей во всех сферах жизнедеятельности, от предпринимательства до потребления.
Примеры виртуализации потребления показывает практика покупки домов на офшорные фирмы, управления машиной по доверенности, оплаты товаров с корпоративной кредитной карты и др.
Зачатки "виртуализации" имеются и во внесетевой практике (например, виртуальные схемы, выстраиваемые в разнообразных "пирамидах"; совершенно виртуальными являются юридические лица, создаваемые на срок от квартала до года по утерянным паспортам, документам бомжей, покойников и используемые обычно для совершения "обналички" и других сомнительных операций). Поэтому можно предположить, что мир будущего, с точки зрения его регулирования, разделится фактически на две части - мир реальных личностей, и мир виртуальных личностей, для которых отождествление их с реальными личностями и другими "виртуалами" будет фактически невозможным. Виртуальную личность трудно вызвать в суд, обязать возместить ущерб или лишить свободы. Поэтому государства, естественно, пытаются создать средства для эффективной привязки виртуальных личностей к реальным, подсудным и подотчетным, что не решает проблемы в целом. По-видимому, можно предположить, что в виртуальном новом мире мы не сможем ожидать эффективной правовой защиты от государства. По мере того как новые информационные технологии все больше проникают в жизнь общества, роль "права", зафиксированного в программном обеспечении, возрастает. Происходит это в силу двух обстоятельств: все большая часть деятельности хозяйствующих субъектов, да и просто граждан, происходит в "информационном мире"; все большая часть информации о субъектах, необходимой для проверки ограничений и разрешения конфликтов, переходит в форму регистрационных записей тех или иных баз данных.
Следует отметить, что аналогичные взгляды разделяют многие из специалистов, связанных с компьютерным правом. Так, А. И. Левенчук
15
приходит к выводу, что в результате гуманитарной революции от дистрибутивности, статичности, бытийности человечество ушло в коммутативность, динамичность, контактность. Это в полной мере относится и к праву - на новом витке нужно заново простраи-вать коммутативное, сетевое право, в
отличие от права дистрибутивного. Дистрибутивное право не соответствует самой коммутативной природе Сети.
Выход, на наш взгляд, видится в совершенствовании норм традиционного права наряду с применением новых механизмов саморегуляции электронного виртуального сообщества, среди которых сегодня различают: безопасные протоколы совершения сделок и других форм взаимодействия; кодифицированные в виде программного обеспечения; страхование как способ работы с рисками большого размера; методы ограничения размера рисков (типа электронной наличности); экспертные сообщества, разбирающие сложные случаи; рейтинги доверия виртуальным личностям, предоставляющим публичные услуги и т. д.
Виртуальность отношений и их развитие, по-видимому, требуют от нас и большего внимания к возможностям применения в сегодняшнем праве теории юридических фикций, разработанную немецким юристом Савиньи (где общепризнанные юридические условности признаются реальностями и в этом качестве участвуют в правоотношениях), и теории юридических фактов (события, действия, юридические состояния, презумпции и фикции, юридические составы), о необходимости которых говорили А. Б. Венгеров и другие ученые.
1
Бачило И. Л. Информация и информационные отношения в праве // НТИ. Сер. 1. 1999. №8.
2
Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1990. С. 438, 256.
3
Копылов В. А. Информационное право. С. 29.
4
Бачило И. Л. Эффективность законодательства в области обеспечения информационной безопасности //
Научно-техническая информация. Сер. 1.1996. №7. С.22-25.
5
Дозорцев В. А. Вопросы информации в Гражданском Кодексе РФ; Копылов В. А. К вопросу об информационной собственности // Материалы V Всероссийской конференции "Проблемы законодательства в сфере информатизации". 28-29 нояб. 1997 г.,М., 1997; Бачило И. Л. 1) Информация как предмет правоотношений // НТИ. Сер. 1.1997. № 9. С. 17-25; 2) Информационные ресурсы как объект права и отношений, регулируемых ГК РФ// Информационные ресурсы России. 1999. № 1; 3) Информация и информационные отношения в праве // НТИ. Сер. 1. 1999. № 8; Кремянский В. И. Методологические проблемы системного подхода к информации; Алексеев С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989; Копылов В. А. Информация как объект гражданского права: проблемы дополнения гражданского кодекса РФ // Информационные ресурсы России. 1998. № 5.
6
И. Л. Бачило называет последний признак информации документированной формой и кроме этого предлагает отнести к обязательным признакам информации такие признаки, как определение формы собственности или исключительного имущественного права, определение категории по доступу, способность данного предмета быть защищенным правовыми средствами от посягательств на него и на права субъектов, которые имеют к нему отношение. По ее мнению, совокупность этих признаков информации как предмета правового регулирования "позволяет дать наиболее полную конструкцию его правового оформления, независимо от включения его в оборот и в активные информационные и иные отношения. Эта совокупность признаков информационных ресурсов представляет особый правовой институт - правовой режим. Специфика института правового режима информации в том, что это особый уровень правовых отношений - между государством (ибо правовой режим любого объекта устанавливается по правилам, предписанным законом) и всеми другими субъектами права. Последние обязаны его соблюдать, реализуя свои права и обязанности в определенной сфере, в данном случае в области информации и информатизации. Все другие информационные отношения строятся с учетом правового режима информационных ресурсов разных видов и категорий" (Бачило И. Л. Информация как предмет правоотношений // НТИ. Сер. 1. 1997. № 9. С. 17-25).
7
Арский Ю. М. и др. Информационный рынок в России. М., 1996. С. 21-22, 60-202.
8
См. об этом: Информационные ресурсы России. Национальный доклад // Бюллетень КСДИ. 1999. № 28.
Руководит, авт. колл. (38 чел.) А. Б. Антокольский.
9
Концепция государственной информационной политики./ Под ред. О. А. Финько. М.,1999. С. 12-13.
10
Копылов В. А. Информационное право. С. 26-48.
11
Рассолов М. М. Информационное право. С. 42.
12
Венгеров А. Б. Теория государства и права. С. 403.
Выход, на наш взгляд, видится в совершенствовании норм традиционного права наряду с применением новых механизмов саморегуляции электронного виртуального сообщества, среди которых сегодня различают: безопасные протоколы совершения сделок и других форм взаимодействия; кодифицированные в виде программного обеспечения; страхование как способ работы с рисками большого размера; методы ограничения размера рисков (типа электронной наличности); экспертные сообщества, разбирающие сложные случаи; рейтинги доверия виртуальным личностям, предоставляющим публичные услуги и т. д.
Виртуальность отношений и их развитие, по-видимому, требуют от нас и большего внимания к возможностям применения в сегодняшнем праве теории юридических фикций, разработанную немецким юристом Савиньи (где общепризнанные юридические условности признаются реальностями и в этом качестве участвуют в правоотношениях), и теории юридических фактов (события, действия, юридические состояния, презумпции и фикции, юридические составы), о необходимости которых говорили А. Б. Венгеров и другие ученые.
1
Бачило И. Л. Информация и информационные отношения в праве // НТИ. Сер. 1. 1999. №8.
2
Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1990. С. 438, 256.
3
Копылов В. А. Информационное право. С. 29.
4
Бачило И. Л. Эффективность законодательства в области обеспечения информационной безопасности //
Научно-техническая информация. Сер. 1.1996. №7. С.22-25.
5
Дозорцев В. А. Вопросы информации в Гражданском Кодексе РФ; Копылов В. А. К вопросу об информационной собственности // Материалы V Всероссийской конференции "Проблемы законодательства в сфере информатизации". 28-29 нояб. 1997 г.,М., 1997; Бачило И. Л. 1) Информация как предмет правоотношений // НТИ. Сер. 1.1997. № 9. С. 17-25; 2) Информационные ресурсы как объект права и отношений, регулируемых ГК РФ// Информационные ресурсы России. 1999. № 1; 3) Информация и информационные отношения в праве // НТИ. Сер. 1. 1999. № 8; Кремянский В. И. Методологические проблемы системного подхода к информации; Алексеев С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989; Копылов В. А. Информация как объект гражданского права: проблемы дополнения гражданского кодекса РФ // Информационные ресурсы России. 1998. № 5.
6
И. Л. Бачило называет последний признак информации документированной формой и кроме этого предлагает отнести к обязательным признакам информации такие признаки, как определение формы собственности или исключительного имущественного права, определение категории по доступу, способность данного предмета быть защищенным правовыми средствами от посягательств на него и на права субъектов, которые имеют к нему отношение. По ее мнению, совокупность этих признаков информации как предмета правового регулирования "позволяет дать наиболее полную конструкцию его правового оформления, независимо от включения его в оборот и в активные информационные и иные отношения. Эта совокупность признаков информационных ресурсов представляет особый правовой институт - правовой режим. Специфика института правового режима информации в том, что это особый уровень правовых отношений - между государством (ибо правовой режим любого объекта устанавливается по правилам, предписанным законом) и всеми другими субъектами права. Последние обязаны его соблюдать, реализуя свои права и обязанности в определенной сфере, в данном случае в области информации и информатизации. Все другие информационные отношения строятся с учетом правового режима информационных ресурсов разных видов и категорий" (Бачило И. Л. Информация как предмет правоотношений // НТИ. Сер. 1. 1997. № 9. С. 17-25).
7
Арский Ю. М. и др. Информационный рынок в России. М., 1996. С. 21-22, 60-202.
8
См. об этом: Информационные ресурсы России. Национальный доклад // Бюллетень КСДИ. 1999. № 28.
Руководит, авт. колл. (38 чел.) А. Б. Антокольский.
9
Концепция государственной информационной политики./ Под ред. О. А. Финько. М.,1999. С. 12-13.
10
Копылов В. А. Информационное право. С. 26-48.
11
Рассолов М. М. Информационное право. С. 42.
12
Венгеров А. Б. Теория государства и права. С. 403.
13
Бачило И. Л. Эффективность законодательства в области обеспечения информационной безопасности //
Материалы Всероссийской конференции "Проблемы законодательного регулирования отношений в информационной сфере". 27-28 нояб. 1996 г. М., 1996.
14
Акопянц А. 1) Юристы и программисты, или прощай, тоска, читай ГК // Компьютерра. 1998. № 7; 2)
Виртуальность права и право виртуального мира. 1999.
15
Левенчук А. И. Институт развития правовой экономики: Интернет и право // Материалы семинара "Интернет и право". М., 1999.
4.3. Информационные системы как объект права
Понятие и структура информационных систем, основные требования к ним. Вступая в третье тысячелетие, человечество открывает эру информатизации, которая во многом определит его судьбу. Применительно к этапам и особенностям развития информационных средств и технологий можно выделить следующие стадии технологического совершенствования распространения информации в опосредованном его варианте:
1 1) распространение посредством фиксации статического блока информации, расположенного в местах больших скоплений людей(например, Законы 12 таблиц на центральной площади античного Рима, приказы феодалов и первые новостные бюллетени на столбах торговых площадей);
2) распространение информации посредством книг, сначала рукописных свитков, а позже и печатных книг (распространяются среди узкого круга людей, - например, среди представителей духовенства, - либо концентрируются в библиотеках);
3) распространение информации в газетах и журналах (начиная с мелкой розничной продажи, а затем и распространение по подписке);
4) распространение информации через радио и телевидение(распространение общей по характеру информации в "каждый дом"), посредством сетевой компьютерной техники
(распространение любой индивидуальной информации для каждого потребителя),куда относятся и различные промежуточные разновидности технологий распространения информации - спутниковое и кабельное цифровое телевидение и радио и пр.
Таким образом, происходит совершенствование технологий и методик распространения информации при сохранении всех ее видов. Поскольку история правового регулирования информационных отношений во многом не совпадает с историей развития технологий распространения информации, он предложил достаточно полную, на наш взгляд, классификацию правовых моделей регулирования информационных средств по убыванию общесоциальной значимости на примере наиболее ярких социальных признаков потребления информации каждого информационного средства, которые и определяют специфический тон правового регулирования каждого типа распространения информации.
1-я категория - телевидение и радио имеет следующие признаки:
- ограниченность частот передачи теле- и радиосигналов для наиболее массовых в настоящее время технологий передачи (имеются в виду широковолновые станции наземного вещания);
- эффект присутствия (вызывающий у потребителя повышенную эмоциональную напряженность, развивающий психологическую восприимчивость);
- некритичность восприятия (интенсивный информационный поток, за течением которого необходимо постоянно следить потребителю, не оставляет времени для анализа, что повышает его внушаемость, подавляет волю телезрителя или радиослушателя);
- распространение сведений осуществляется преимущественно за счет широкой сети первичных пользователей (т.е. интенсивное распространение, в отличие от экстенсивного - определяемого возможностью многократного использования разными людьми одного и того же информационного массива);
- ведущая роль в осведомлении граждан о фактах, событиях и т. д.
2-я категория - компьютеры, подключенные к глобальным и локальным информационным сетям:
- возможность выбора потребителем информации, практически неограниченной по тематике и объему ;
- связь в компьютерных сетях может быть двусторонней (когда сам потребитель одновременно является распространителем, создавая свои странички в сети, рассылая электронную почту);
- перспектива занятия первого места в распространении информации в обществе;
- одновременное включение преимуществ и недостатков первой категории (если мы имеем дело с трансляцией по сети теле- и радиопродукции);
3-я категория - печатные СМИ (газеты, журналы, альманахи и т. п.):
- отсутствие технологических ограничений распространения информации, относительная простота такого информационного производства и распространения (приводит к реализации подлинного плюрализма мнений; проявляется большая лояльность при подаче информации, когда можно остановиться и проанализировать полученные данные);
- наличие наибольшего выражения признака так называемого"внешнего плюрализма", когда пресса представляется плюралистически пропорциональной в обществе;
- ориентация газет на повышенное содержание новостных материалов в основном с общественно-политической окраской (формирование общественного мнения; особое внимание уделяется механизму - как и какие события освещать, а также может иметь значение и в связи с чем);
- характер распространения сведений - смешанный (совмещение интенсивного и экстенсивного методов распространения, т. е.хотя массовость и достигается широкой сетью потребителей, реализуется также и в возможности многоразового потребления одних итех же сведений).
4-я категория - кино- и видеопродукция, книги, компакт-диски, аудиокассеты и т. п. (т. е. объект, заключающий в себе информационный продукт, во-первых, как правило, связанный с трудоемкими затратами на изготовление и, во-вторых, распространяется посредством емких, передвигаемых материальных носителей):
- создание такой продукции связано, как правило, с творчеством (углубленная смысловая содержательность материалов, ориентация на социокультурную сферу);
- необходимость защиты такого рода творческой продукции от посягательств "массовой культуры";
- продукция такого рода является системной базой идей, мыслей, представлений для первых трех категорий;
- сообразно особенностям своих материальных носителей испытывают как недостатки, так и преимущества первых категорий информационных источников;
- акцент в распространении - на экстенсивность (рассчитаны на возможное повторное восприятие - хотя в большинстве случаев тем же человеком, что частично нивелирует массовость, которая, с другой стороны, компенсируется интенсивным распространением,- что способствует фундаментальности, более глубокому усвоению, анализу).
5-я категория - плакаты, стенды, календари и другие изображения и тексты рекламного, пропагандистского, агитационного и иного характера (например, наружная реклама на автобусах), информационные табло,
"бегущая строка" и т. п.:
- располагаются преимущественно в местах большого скопления людей;
- распространение сведений только интенсивное;
- рассчитаны на восприятие небольшой информации за короткое время и потому сконструированы так, чтобы оставить глубокий след в сознании человека.
От того, насколько остро в обществе преломляются эти технолого-социальные особенности передачи информации, зависит направленность правового регулирования отношений в этой области. Вместе с развитием информатизации развивалась и теория, изучающая этот процесс и объясняющая его закономерности. Уже на первом этапе новой информационной революции ученые обратили внимание на различия в понятиях "информационные системы" и "системы информации", которые кажутся синонимами, не требующими пояснений. Однако первый из них обычно употребляется совсем не в том смысле, какой соответствует второму. "Информационными" по признаку существенного отношения данных систем к информации, или наоборот, часто называют машины, организмы и вообще сложно организованные системы, способные принимать, хранить, перерабатывать, передавать и использовать информацию для своих основных функций. Это было характерно не только для работ по общей кибернетике, но и для исследований в области теории генетической информации.
2
Неоднозначность терминологии усугубляется тем, что и термин "системы информации" иногда применяют в таком же значении. Например, "системами информации" называют аппараты информационной службы или "информационного обеспечения" на крупном предприятии. Если информация используется в основном для управления, то это "кибернетические системы", по А. Н. Колмогорову, или "информационно-управляющие".
Важное практическое значение приобрели "информационно-поисковые" (в хранилищах научно-технической информации) и "системы отражения информации", используемые в сочетании со способами ее сжатия, "компрессий". Последняя основывается на отборе минимума достаточно