Файл: Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы Глава Предмет и методы информационного права Объективные основания для формирования отрасли информационного права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 699

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
первом контуре циркулирует информация, возникающая как результат отклонения параметров системы от заданных под воздействием среды (система управления) или как результат проявления свойств исследуемого объекта под воздействием сигналов субъекта познания (система познания). Во втором контуре в результате семантической фильтрации информационных потоков первого контура происходит отбор и накопление полезной с точки зрения целевой функции информации, превращение ее во внутреннюю
(структурную) и тем самым формирование процесса саморазвития системы на структурном уровне. В системе управления появляются такие ее новые свойства, как обучение, адаптация, прогнозирование (упреждающее отражение), что, несомненно, повышает жизнеспособность системы. В системе познания выявляются закономерности исследуемого объекта, формулируются гипотезы, доказываются теоремы, создаются теории.
Таким
образом,
то
обстоятельство,
что
информация
выступает
мерой
организованности и средством организации и развития любой формы материи, позволяет
нам утверждать, что всякая материя информационна. То обстоятельство, что
информация реализуется только через объекты материи и ее свойства, позволяет нам
утверждать, что всякая информация материальна. При решении методологической
проблемы о первичности материи или информации оба начала можно назвать двуединой
первоосновой существующего мира.
1
Философский словарь. М., 1991. С. 252-253.
2
Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. М., 1999. С. 225, 43.
3
См об этом: Великие мыслители Запада. М., 1998.
4
Шмальгаузен И. И. Кибернетические вопросы биологии. Новосибирск, 1968.
5
См. об этом: Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных сметем // Принципы системной организации функций. М.,1973.; Аптер М. Кибернетика и развитие. М., 1970; Блюменфельд Л. А.
Проблемы биологической физики. М., 1974.
6
Шеннон К. Э. Работы по теории информации и кибернетике. М., 1963. В явной форме вопросы исследования и определений качества информации рассматривались в математических теориях лишь с начала 1950-х годов
- в работах Д. М. Маккея и А. А. Харкевича (Очерки общей теории связи. 1955). Некоторые работы Д.

Маккея, относящиеся к 50-м годам, собраны в его книге философско-методологических очерков, где ставятся проблемы семантического подхода к информации. Уже в следующем десятилетии вопросы качества информации стали привлекать широкое внимание. Оно усиливалось также в связи с выделением и развитием семиотики. В этой ветви общей лингвистики, получающей статус общенаучного направления, создаются методы тоже объективных и формализуемых определений информации, но рассматриваемой именно в ее смысловом содержании (хотя и не в конкретно-единичных, индивидуализированных значениях) и в ее ценности. В семантических и еще более в логико-прагматических отношениях информация определяется в соответствии с целями ее использования. Работы по объединению методов структурной лингвистики с методами психологии (Джордж Э. Миллер и его сотрудники) с целью улучшения принципов моделирования и автоматизации обучения показали, насколько существенно и в данной области качество исходной информации, связанное именно со "структурой" информационных образований как систем знания, передаваемых ученикам. По мнению ряда ученых (А.Д.Урсул, 1963; М. Ф. Веденов и др.,1967; И.И.
Шмальгаузен, 1968; Л. фон Берталанфи, 1969; М. Аптер, 1970; М. Мессарович, 1971; Ю.М. Горский, 1974;
М.М. Камшилов, 1974; И. А. Акчурин, 1974; Л. А. Блюменфельд, 1974; А. С. Пресман, 1974-1976 и др.), для биологических систем определяющим является не количество, а качество информации, ее "содержание",
"смысл", "ценность". Как верно заметил В. Л. Калмыков - автор проекта обобщенной теории живого, как общей теории информационных систем: "Теория надежности связи Клода Шеннона, которую часто называют теорией информации, таковой не является. Это теория о емкости информационной бочкотары и о надежности информационных трубопроводов, но не теория о природе их содержимого" (Калмыков В. А. Об актуальности проекта "Виртуальное живое". М., 1999).
7
Шрейдер Ю. А. 1) Об одной модели семантической теории информации // Проблемы кибернетики. Вып. 13.
М., 1965; 2) Сложные системы и космологические принципы // Системные исследования. М., 1975.
8
Пресман А. С. Организация биосферы и ее космические связи. М., 1977. С. 26-27, 44-45.
9
Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. Изд. 5-е. М., 1986. С. 172.
10
Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М., 1988. С.101-122; Поляков В.А. и др.
Теория управления. М., 1999.
11
Философский словарь / Под ред. И. Т.Фролова Изд. 5-е. С. 172.
12
Пресман А. С. Организация биосферы и ее космические связи. С. 93.


1.2. Информация и человек
Активная роль информации в возникновении и развитии новых форм движения и информационных структур, а также единство и взаимосвязь внутренней и внешней информации особенно четко проявились в двух переломных скачках развития материи - от неживой природы к жизни и от высших животных к человеку и к человеческому обществу.
Хотя первые живые организмы (одноклеточные) появились на Земле 3,5-3,8 млрд лет назад при возрасте Солнечной системы около 5 млрд лет, относительно недавнее появление человека разумного (древнейший человек появился около 4 млн лет назад; умелый - 1,75 млн лет назад; выпрямленный - 700 тыс. лет назад; разумный с объемом мозга 1500 куб. см
- 200 тыс. лет назад) стало поворотным пунктом в истории Земли и живой природы.
Процесс рождения разума и духовности на земле вынужденно проходил через низшие биологические формы материи. Одна из самых агрессивных форм - homo-faber (человек умелый). Сейчас мы находимся на этапе перехода от homo-faber-sapiens к человеку - нравственно-духовному.
"С появлением на нашей планете одаренного разумом живого существа, - отмечал В. И.
Вернадский, - планета переходит в новую стадию своей истории. Биосфера переходит в ноосферу". В. И. Вернадский исследовал и установил в 1920-х гг. в учении о биосфере как единой планетной организации живого, образовавшейся и эволюционировавшей как части космической организованности, еще один вид системной организации материи - ноосферу.
В связи с этим он пришел к следующим основным выводам: "История научного знания есть история создания в биосфере нового основного геологического фактора - ее новой организованности..."; "ход научного творчества является той силой, которой человек меняет биосферу, в которой он живет"; "это изменение биосферы происходит независимо от человеческой воли, стихийно, как природный естественный процесс". При этом он подчеркивал, что понять само явление преобразования биосферы в ноосферу творческой деятельности человечества - значит установить явление в рамки научной реальности - космоса, где Земля и жизнь на ней - это продукт космоса и его составная часть.
1
В соответствии с учением В. И. Вернадского о ноосфере переход биосферы в ноосферу проходит в несколько этапов. После техносферы и энергосферы мы вступаем в третий этап преобразований - переход в инфосферу, где главную роль играют информация и информационные технологии.
Понятие информации. Несмотря на древность самого феномена "информация", соответствующий термин имел разные трактовки по мере развития общества.
Первоначально и до конца 1940-х гг. под информацией понимались сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. Нелишне в этой связи обратить внимание на некоторые особенности этимологии самого слова "информация" в его старых значениях, которые интересны тем, что в них были отображены именно моменты активности. Этот термин производят теперь от латинского informatio - ознакомление, разъяснение, изложение. Но еще в XIX в. он производился иначе - от слов "ин" - в, и "форма" - образ, вид, т. е. в смысле того, что вносит форму. Это лучше выражало интенсивное начало, характерное для информации, когда она существует в виде посланий, сообщений. Информатором в XIX в. называли домашнего учителя, а информацией - учение, наставление, что ближе к современной трактовке термина "информация", но все же и в ней отображено действие, активно вносящее нечто новое в другой объект. Исчез элемент активности и при неудачном переводе исходного термина "message", когда в

нашей литературе стало традиционным понимать его как "сообщения": в таком переводе момент действия - "передачи", "посылки"
2
ослаблен и на первое место вышел момент содержания уже переданных сведений. Разумеется, это новое проявляется в преобразованиях отношений; в таком смысле информационная активность может проявляться в организующих или деструктивных действиях. При своем возникновении любая система приобретает, по крайней мере, внутреннюю активность; но развитие информации, ее переходы от "связанной" и только внутренней (для носителя) к подвижной, способной передаваться другим объектам и представляющей отношения метасистем этих объектов, исключают для нее возможность ограничиваться одними лишь внутренними отношениями данного непосредственного материального носителя. Переходя от состояний "в себе" к состояниям "от других" и "для других", информация становится в этом носителе концентрированным выражением его внешних связей и соотношений с другими объектами как элементами его метасистем
3
В общем смысле можно сказать, что понятия концентрируют информацию и притом упорядочивают, организуют ее в себе. Они вскрывают единство там, где на первый взгляд есть лишь разрозненное многообразие, как говорил А. Эйнштейн, и многообразие различий в кажущемся единстве. Кроме того, по общему признанию - в данной связи это особенно важно - многие из них могут влиять на упорядочивание других понятий в данной области познания. Иными словами, понятия выполняют также и внешние для них организующие действия. Это функции организаторов. Они становятся, таким образом, интегративными и притом дифференцирующими узлами научной информации, входя, в свою очередь, как "элементы" в более обширные системы - научные концепции, теории, комплексы методов.
Организуясь в дискретные и все более активные в данном отношении образования, информация обретает в понятиях новые возможности изменений и вместе с тем относительную устойчивость, а также специфические способности организующих действий.
С момента развития кибернетики термин "информация" прочно занял место среди общенаучных понятий. К. Шеннон предложил понимать информацию как средство уменьшения неопределенности, Н. Винер определил, что информация - это не энергия и не материя, а обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему. С. И. Ожегов дал простое определение информации: это
1) сведения об окружающем мире и протекающих в них процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством; 2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь.
4
С середины XX столетия под информацией понимается обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в растительном и животном мире; передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму.
5
В современном словаре иностранных слов информация толкуется как одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее: 1) сообщение о чем-либо; 2) сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи; 3) в математике, кибернетике - количественная мера устранения неопределенности (энтропии), мера организации системы.
6
За истекшие с того времени полвека появилось множество работ, в которых с позиций разных наук, различных научных школ и даже различных идеологических установок исследуются всевозможные срезы этого понятия
(сущность информации, ее классификация, свойства и т. п.). В специальной литературе имеется целый ряд дефиниций информации: "негэнтропийный принцип информации", отрицание энтропии (Л. Бриллюэн);

мера определенности в переданном сообщении, мера разнообразия (У. Эшби),
"определенная порция порядка" (Б. Кадомцев), мера сложности структур (Моль); вероятность выбора (Яглом); мера выбора самоорганизующейся системы (И. Мелик-
Гайказян), "передача сообщений между передающей и принимающей системами, что ведет к изменению разнообразия состояний последней" (В. С. Толстой), сведения о лицах, предметах, фактах, явлениях и процессах, которые не зависят от формы их представления
7
Информация, по мнению
И. И. Юзвишина, - это "генерализационно-фундаментальная субстанция единого кодово- сотового пространства Вселенной, включающего воздух, воду, землю, солнечные и другие светоносные лучи, поля, их следы и весь спектр космических излучений, материализованных и дематериализованных сред, и выражающаяся через массу, скорость, энергию и другие формы, проявляющиеся в процессе материализации и дематериализации"
8
, а по определению ЮНЕСКО информация - это "универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мнений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения".
Информация как объект научного исследования и изучения предполагает выделение семантических, лингвистических, прагматических и технических аспектов.
В семантическом аспекте исследования направлены на решение проблемы точности передачи смысла сообщений с помощью кодированных сигналов. Данный подход в кибернетической системе называют информационным, связанным с реализацией в системе определенной совокупности процессов отражения внешнего мира и внутренней среды системы путем сбора, накопления и переработки соответствующих сигналов.
При лингвистическом анализе информации исследования направлены на определение знаковой системы, необходимой для эффективного восприятия и понимания информации при обмене ею между системами. В социальных системах для выражения определенного смысла любой информации, ее фиксации и последующего логического использования служат средства алфавита и цифр. Именно на их основе формируются слова, словосочетания, предложения, логический текст и т. д. Это позволяет логически оформить сведения в виде, пригодном для восприятия.
Существуют и иные, кроме документированной информации, организационные формы выражения информации: звук, свет, биологическая энергия, но все они воспринимаются логической системой человека пока через письменную знаковую систему, так как звукоречевая форма все равно основана на алфавитно-цифровой системе представления информации.
В прагматическом аспекте исследования определяется ценность для потребителя полученного сообщения с точки зрения влияния этого сообщения на последующее поведение потребителя. Данный подход называют управленческим, учитывающим процессы функционирования системы, направления ее движения под влиянием полученной информации и степень достижения своих целей;
В техническом аспекте изучаются проблемы точности, надежности, скорости передачи сообщений, технических средств и методов построения каналов передачи сигналов, их помехозащищенности и др. Данный подход называют организационным, характеризующим устройство и степень совершенства самой системы управления в терминах ее надежности, живучести, полноты реализуемых функций, совершенства структуры и эффективности затрат на осуществление процессов управления в системе.


Все это свидетельствует о том, что понятие информации является многозначным, что многообразие его толкований отображает весьма сложный характер реального мира, затрудняя выработку стратегии обеспечения информационной безопасности.
9
На основании проведенного анализа можно выделить следующие основные признаки
информации:
Системность информации - информация не только выступает средством системной организации материи, но и сама системно организована, характеризуя степень организованности этой материи.
Селективность информации - принцип выбора сопоставляется в теории информации с понятием неопределенности: акты выбора, образующие в своих совокупностях процессы выбора, необходимые для формирования слов и высказываний, устраняют какую-то "долю" неопределенности в некотором заранее существующем или условно заданном множестве элементов и групп элементов или отношений, выделяя и формируя в нем образования с теми или иными (например, лингвистическими) структурами. Внутренним для теории информации и ее приложений понятие выбора или отбора можно считать также и в том смысле, что оно используется при анализе самой информации и процессов ее накопления или переработки.
Субстанциональная несамостоятельность присуща как энергии (физической и организационной), так и "самой информации": без каких-то материальных носителей нет ни энергии, ни информации. Это не препятствует информации приобретать свою специфическую "субстанцию" - отношения и отношения отношений, в том числе, например, управление процессами самоорганизации в искусственных информационных системах.
Преемственность информации - без развитой преемственности нет и развитой структуры процессов развития, так как в них тогда остаются мало выделенными и дифференцированными явления "историчности" и "внутренней направленности", отличающие в особенности высшие формы саморазвития. Даже в неживой природе, где информация почти исключительно "связанная" и притом малоинтегрированная, чаще всего просто "рассеянная", таким процессам нередко свойственна хотя и простая, но значимая объединенность всего множества "элементарных актов" изменения, образующих эти примитивные процессы развития, в особенности тогда, когда развивающиеся образования существенно изолированы (как многие космические объекты - расстояниями). В процессе такого рода складывается внутренняя для объекта и более значительная, чем в других случаях, преемственность состояний, и она создает более выраженную направленность, зависящую от внутренних для объекта условий и факторов. Она еще не "запрограммирована" на определенный конечный результат, но ход таких процессов все же предетерминирован в большей мере, чем при отсутствии всякой преемственности.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   59