Файл: Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы Глава Предмет и методы информационного права Объективные основания для формирования отрасли информационного права.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 737
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Защита прав государственных органов в отношении собственной служебной тайны должна осуществляться в порядке, аналогичном для государственной тайны. В современном законодательстве, к сожалению, есть лишь отдельные ссылки на эти права и обязанности, что предполагает внесение специальных поправок в законы, регламентирующие вопросы государственной и муниципальной службы.
В действующем законодательстве сегодня установлены лишь нормы уголовной ответственности (в УК РФ) за разглашение сведений, составляющих служебную тайну в силу требований закона: ст. 155 - разглашение тайны усыновления (удочерения);
7. Что понимается под коммерческой тайной как объектом права и каковы критерии ее
охраноспособности?
8. Кто может быть субъектом права на коммерческую тайну?
9. Какие права имеет обладатель коммерческой тайны и в чем особенности их правовой
охраны?
10. Каковы основные способы защиты прав на коммерческую тайну?
11. Что понимается под банковской тайной как объектом права и каковы критерии ее
охраноспособности?
12. Кто может быть субъектом права на банковскую тайну?
13. Какие права имеет владелец банковской тайны и в чем особенности их правовой
охраны?
14. Что понимается под профессиональной тайной как объектом права и каковы
критерии ее охраноспособности?
15. Кто может быть субъектом права на профессиональную тайну?
16. Какие права имеет доверитель в отношении сведений, составивших профессиональную
тайну и в чем особенности их правовой охраны?
17. В каких случаях для предоставления сведений, составляющих профессиональную тайну
не требуется согласия доверителя?
18. Что понимается под служебной тайной как объектом права и каковы критерии ее
охраноспособности?
19. В чем состоят особенности правовой охраны собственно служебной тайны?
20. В чем состоят особенности правовой защиты прав на служебную тайну?
Литература
Государственная тайна в Российской Федерации. Учебно-методическое пособие. Изд. 2-е. /
Под ред. М. А. Вуса. СПб., 2000.
Лопатин В. Н. Защита права на банковскую тайну // Юридический консультант. 1998. № 9-
10. С. 15-20.
Лопатин В. Н. Защита права на тайну в России. Учеб. пособие. СПб., 2000.
Лопатин В. Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство.
СПб., 2000. С. 170-217.
Лопатин
В.
Н.
Концепция развития законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. М., 1998.
Лопатин В. Н. О путях развития таможенной системы России в условиях переходного периода // Учен. зап. СПб им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.
1999. 1 (8). С. 5-10.
Лопатин В. Н. Право на тайну в России // Управление защитой информации. Минск-М.
1998. Т. 2. № 4. С. 342-375.
Лопатин В. Н. Правовая защита права на тайну / Юридический мир. 1999. №4.
Лопатин В. Н. Правовая охрана и защита коммерческой тайны // Законодательство. 1998.
№ 11. С. 77-82.
Лопатин В. Н. Правовая охрана и защита информации с ограниченным доступом. Учебное пособие. Калининград, 2000. С. 100.
Лопатин В. Н. Правовая охрана и защита права на служебную тайну // Государство и право. 2000. № 6. С. 87-93.
Лопатин В. Н. Правовые основы информационной безопасности. Курс лекций.
Министерство общего и профессионального образования РФ. МИФИ (технический университет). М., 2000. С. 92-160.
Лукашов А. И., Мухин Г. Н. Конфиденциальная информация и коммерческая тайна: правовое регулирование и организация защиты. Минск, 1998.
Петрухин И. Л. Личные тайны (человек и власть). М., 1998.
Проблемы правового обеспечения реализации прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности / Под ред. В. Н. Лопатина. М., 2000.
Сверчков Л. М., Чурляев Ю. А. Защита коммерческой тайны в производственно- предпринимательской деятельности предприятия. М., 1991.
Тайна. Коммерческая. Служебная. Государственная. Сборник нормативных правовых актов
Российской Федерации. М., 2001.
Фатьянов А. Проблемы формирования института служебной тайны // Государство и право.
1999. № 4.
Экономическая безопасность предприятия: защита коммерческой тайны / Под ред. В. М.
Чаплыгина. М., 1991.
Ярочкин В. И. Информационная безопасность. Учеб. пособие для студентов непрофильных вузов. 2000.
Глава 14
ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ВРЕДНОЙ
ИНФОРМАЦИИ
В истории науки и практики обеспечения информационной безопасности различают несколько этапов. Традиционно эта область безопасности отождествлялась с защитой
При этом, по оценке ученых РАН, "личные и социальные проблемы, с которыми человек не в состоянии справиться, толкают его к колдунам и знахарям. Вера в астральные силы избавляет от ответственности, позволяет оправдать собственные ошибки и неудачи". В силу крайней актуальности такой угрозы в 1975 г. 186 ведущих ученых мира (среди которых 18 нобелевских лауреатов) выступили с публичным предупреждением о такой опасности, а в 1998 г. 32 известных российских ученых опубликовали заявление "Наука клеймит псевдонауку".
1
В этом заявлении, в частности говорится, что "увлеченность "оккультными науками" захлестывает общество. При этом адепты "тайного знания" аппелируют к фактам науки, заимствуя у них терминологию и научные методы. Не без помощи этого астрология, например, становится средством воздействия на политические и экономические решения людей, беззастенчиво вторгается в их личную жизнь. Всему этому способствуют, играя на человеческих слабостях, средства массовой информации".
Основными средствами достижения таких целей при этом являются средства массовой информации, образовательные системы и культовые образования, а наиболее подвержены такому воздействию подростки и молодежь. Оставляя за рамками данной темы результаты положительного воздействия и того прогресса, который несет для нас новая информационная революция, остановимся на ее отрицательных сторонах. Приведем несколько примеров "результативности" подобного воздействия со знаком "минус".
В настоящее время в РФ насчитывается несколько десятков видов деструктивных сект, типа "Белое братство" и "Аум Синрикё", практически во всех регионах страны.
2
По отдельным оценкам, в различные новокультовые образования вовлечено от 3 до 5 млн. человек, из них до 70% - молодежь, в т.ч. около 1 млн
- студенты, каждый четвертый из которых бросил учебу. Разрушено таким путем до 250 тыс. семей. Все это - результат попадания людей в зависимость с изменением их поведенческих реакций в подобного рода сектах.
3
Результатом такой зависимости стали и такие известные факты: сожжение 88 приверженцев Дэвида Кореша в Вако (США - 1993 г.), отравление 914 человек в секте
Джонса (Гайяна, 1994г.), сожжение 53 адептов Храма Солнца в Швейцарии и Канаде
(1994г.), самосожжение 600 человек (Уганда, март 2000г.), самоубийство под воздействием "системы духовного самосовершенствования" 1660 так называемых "практикующих движения духовного возрождения "Фалуньгун"" (Китай).
Общеизвестны результаты манипулирования массовым сознанием через заложенное в рекламу скрытое программирование ("25-й кадр"), когда человек делает что-либо помимо своей первоначальной воли и желания.
В 1997 г. около 700 японцев попали в больницу с признаками эпилепсии после просмотра "компьютерного мультика", то есть результатом стало - нанесение вреда здоровью. К этому можно добавить ежедневные объявления в федеральных и местных газетах типа "наведу порчу" и "сниму сглаз" многочисленных шаманов, колдунов, магов и т. п., где наряду с обыкновенным мошенничеством нередки случаи причинения вреда здоровью.
Культ жестокости, насилия, порнографии, пропагандируемый в СМИ, печатных изданиях неограниченной продажи, а также в компьютерных играх и др., ведет к неосознаваемому порой желанию у подростков и молодежи подражать этому, способствует закреплению таких стереотипов поведения в их собственных привычках и образе жизни, снижает уровень пороговых ограничений и
В действующем законодательстве сегодня установлены лишь нормы уголовной ответственности (в УК РФ) за разглашение сведений, составляющих служебную тайну в силу требований закона: ст. 155 - разглашение тайны усыновления (удочерения);
ст. 310 - разглашение данных предварительного следствия; ст. 311 - разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса; ст. 320 - разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа.
1
Интересно, что Законом Республики Бе ларусь "О государственных секретах" от 29 ноября 1994 г. служебная тайна определяется как "государственные секреты, разглашение или утрата которых может нанести ущерб национальной безопасности, обороноспособности, политическим и экономическим интересам
Республики Беларусь, а также правам и свободам граждан". Носителям сведений, составляющим служебную тайну, присваивается ограничительный гриф "секретно". Их передача или собирание с целью передачи иностранным организациям образуют состав преступления, предусмотренный ст. 73' УК Республики
Беларусь. С учетом образования союзного государства, по-видимому, будет необходимо вносить коррективы в этот закон, наряду с другими изменениями при унификации национальных законодательств.
2
Фатьянов А. Проблемы формирования института служебной тайны // Государство и право
. 1999. №4. С. 18.
3
Лопатин В. Н. Концепция разви тия законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. М., 1998 4
Избранный путь нельзя признать эффективным и правильным. Перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен, должен быть единым и закрепленным в Федеральном законе "О праве на доступ к информаци и", а не в подзаконном нормативном акте. В Федеральном же законе "О служебной тайне" следует определить перечень сведений, составляющих служебную информацию, доступ к которой может быть ограничен в силу служебной необходимости. Такой подход будет соответствовать принципам свободы доступа к информации для граждан и нормам права в отношении ограничения этого доступа в интересах государства.
5
Лопатин В. Н. О путях развития таможенной системы России в условиях переходного периода // Учен. зап. СПб им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.
199 9. 1 (8). С. 5-10.
6
Лопатин В. Н. Правовая охран а и защита права на служебную тайну // Государство и право. 2000. № 6. С. 87-93.
7
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или не правильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика (п. 3 ст. 120 Налогового кодекса РФ).
Контрольные вопросы
1. Что понимается под информацией с ограниченным доступом и какова ее структура?
2. Каковы основные признаки информации с ограниченным доступом?
3. Что понимается под государственной тайной как объектом права и каковы критерии
её охраноспособности?
4. Кто может быть субъектом права на государственную тайну?
5. Какие основные права имеет государство в отношении государственной тайны и
каковы механизмы их правовой охраны?
6. В чем состоят особенности защиты прав на государственную тайну?
1
Интересно, что Законом Республики Бе ларусь "О государственных секретах" от 29 ноября 1994 г. служебная тайна определяется как "государственные секреты, разглашение или утрата которых может нанести ущерб национальной безопасности, обороноспособности, политическим и экономическим интересам
Республики Беларусь, а также правам и свободам граждан". Носителям сведений, составляющим служебную тайну, присваивается ограничительный гриф "секретно". Их передача или собирание с целью передачи иностранным организациям образуют состав преступления, предусмотренный ст. 73' УК Республики
Беларусь. С учетом образования союзного государства, по-видимому, будет необходимо вносить коррективы в этот закон, наряду с другими изменениями при унификации национальных законодательств.
2
Фатьянов А. Проблемы формирования института служебной тайны // Государство и право
. 1999. №4. С. 18.
3
Лопатин В. Н. Концепция разви тия законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. М., 1998 4
Избранный путь нельзя признать эффективным и правильным. Перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен, должен быть единым и закрепленным в Федеральном законе "О праве на доступ к информаци и", а не в подзаконном нормативном акте. В Федеральном же законе "О служебной тайне" следует определить перечень сведений, составляющих служебную информацию, доступ к которой может быть ограничен в силу служебной необходимости. Такой подход будет соответствовать принципам свободы доступа к информации для граждан и нормам права в отношении ограничения этого доступа в интересах государства.
5
Лопатин В. Н. О путях развития таможенной системы России в условиях переходного периода // Учен. зап. СПб им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.
199 9. 1 (8). С. 5-10.
6
Лопатин В. Н. Правовая охран а и защита права на служебную тайну // Государство и право. 2000. № 6. С. 87-93.
7
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или не правильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика (п. 3 ст. 120 Налогового кодекса РФ).
Контрольные вопросы
1. Что понимается под информацией с ограниченным доступом и какова ее структура?
2. Каковы основные признаки информации с ограниченным доступом?
3. Что понимается под государственной тайной как объектом права и каковы критерии
её охраноспособности?
4. Кто может быть субъектом права на государственную тайну?
5. Какие основные права имеет государство в отношении государственной тайны и
каковы механизмы их правовой охраны?
6. В чем состоят особенности защиты прав на государственную тайну?
7. Что понимается под коммерческой тайной как объектом права и каковы критерии ее
охраноспособности?
8. Кто может быть субъектом права на коммерческую тайну?
9. Какие права имеет обладатель коммерческой тайны и в чем особенности их правовой
охраны?
10. Каковы основные способы защиты прав на коммерческую тайну?
11. Что понимается под банковской тайной как объектом права и каковы критерии ее
охраноспособности?
12. Кто может быть субъектом права на банковскую тайну?
13. Какие права имеет владелец банковской тайны и в чем особенности их правовой
охраны?
14. Что понимается под профессиональной тайной как объектом права и каковы
критерии ее охраноспособности?
15. Кто может быть субъектом права на профессиональную тайну?
16. Какие права имеет доверитель в отношении сведений, составивших профессиональную
тайну и в чем особенности их правовой охраны?
17. В каких случаях для предоставления сведений, составляющих профессиональную тайну
не требуется согласия доверителя?
18. Что понимается под служебной тайной как объектом права и каковы критерии ее
охраноспособности?
19. В чем состоят особенности правовой охраны собственно служебной тайны?
20. В чем состоят особенности правовой защиты прав на служебную тайну?
Литература
Государственная тайна в Российской Федерации. Учебно-методическое пособие. Изд. 2-е. /
Под ред. М. А. Вуса. СПб., 2000.
Лопатин В. Н. Защита права на банковскую тайну // Юридический консультант. 1998. № 9-
10. С. 15-20.
Лопатин В. Н. Защита права на тайну в России. Учеб. пособие. СПб., 2000.
Лопатин В. Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство.
СПб., 2000. С. 170-217.
Лопатин
В.
Н.
Концепция развития законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. М., 1998.
Лопатин В. Н. О путях развития таможенной системы России в условиях переходного периода // Учен. зап. СПб им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.
1999. 1 (8). С. 5-10.
Лопатин В. Н. Право на тайну в России // Управление защитой информации. Минск-М.
1998. Т. 2. № 4. С. 342-375.
Лопатин В. Н. Правовая защита права на тайну / Юридический мир. 1999. №4.
Лопатин В. Н. Правовая охрана и защита коммерческой тайны // Законодательство. 1998.
№ 11. С. 77-82.
Лопатин В. Н. Правовая охрана и защита информации с ограниченным доступом. Учебное пособие. Калининград, 2000. С. 100.
Лопатин В. Н. Правовая охрана и защита права на служебную тайну // Государство и право. 2000. № 6. С. 87-93.
Лопатин В. Н. Правовые основы информационной безопасности. Курс лекций.
Министерство общего и профессионального образования РФ. МИФИ (технический университет). М., 2000. С. 92-160.
Лукашов А. И., Мухин Г. Н. Конфиденциальная информация и коммерческая тайна: правовое регулирование и организация защиты. Минск, 1998.
Петрухин И. Л. Личные тайны (человек и власть). М., 1998.
Проблемы правового обеспечения реализации прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности / Под ред. В. Н. Лопатина. М., 2000.
Сверчков Л. М., Чурляев Ю. А. Защита коммерческой тайны в производственно- предпринимательской деятельности предприятия. М., 1991.
Тайна. Коммерческая. Служебная. Государственная. Сборник нормативных правовых актов
Российской Федерации. М., 2001.
Фатьянов А. Проблемы формирования института служебной тайны // Государство и право.
1999. № 4.
Экономическая безопасность предприятия: защита коммерческой тайны / Под ред. В. М.
Чаплыгина. М., 1991.
Ярочкин В. И. Информационная безопасность. Учеб. пособие для студентов непрофильных вузов. 2000.
Глава 14
ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ВРЕДНОЙ
ИНФОРМАЦИИ
В истории науки и практики обеспечения информационной безопасности различают несколько этапов. Традиционно эта область безопасности отождествлялась с защитой
информации. С появлением и распространением компьютерных сетей в качестве самостоятельного объекта защиты стали рассматривать информационные системы. С наступлением третьего тысячелетия для человечества начинается эра информатизации, где вместе с перспективами прогресса нас ожидает угроза "информационной Хиросимы".
Наряду с информацией и информационными системами надо защищать и самого человека от воздействия информации. Похоже, что значение и роль этого объекта защиты в системе обеспечения информационной безопасности в ближайшие десятилетия будет возрастать, так же как компонент информационной безопасности выйдет на первое место в системе национальной безопасности страны. Причины этого кроются как в возрастающей зависимости человека и общества от информации, так и в реализации экономических и политических интересов с использованием информационных технологий, в том числе деструктивного порядка (информационное оружие), где главным объектом является человек.
14.1. Понятие и структура вредной информации
Источники права. К основным источникам права в этой области относятся: а) нормы Конституции РФ - ст. 13 (ч. 5), 17 (ч. 3), 19 (ч. 2, 3), 21, 23 (ч. 1), 29 (ч. 2), 55 (ч. 3);
Постановление Верховного Совета
РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-1 "О Декларации прав и свобод человека и гражданина" (ст. 4), б) нормы законов - Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ(ст. 105.2л, 106, 107,
111..2е, 112, 113, 117.2з, 129, 130, 135,140, 150, 151, 159, 163.1, 165, 170, 176, 179, 182, 185,
186, 187, 189,195, 197, 198, 199, 200, 207, 212,3, 214, 230, 233, 235, 237, 238, 239,240, 242,
244.26, 273, 280, 282, 292, 297, 298, 302, 303, 306, 307, 309,319, 321, 326, 327, 329, 335, 336,
339, 354, 356, 357;
Уголовно-исполнительный кодекс от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (ст. 95),
Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ "О референдуме РФ"
(статья 30),
Основы законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. №3612-1 (в ред.
Федерального закона от 23.06.99 N 115-ФЗ, ст. 31),
Закон СССР от 24 июня 1981 г. № 5152-Х (в ред. Федеральных законов от 19.05.95 N 82-
ФЗ, от 15.08.96 № И4-ФЗ) "О правовом положении иностранных граждан в СССР" (ст. 16),
Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.95 № 6-ФЗ? от 06.06.95 № 87-ФЗ, от 19.07.95 № 114-ФЗ, от 27.12.95 № 211-ФЗ) "О средствах массовой информации" (ст. 4),
Федеральные законы от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ (в ред. Федерального закона от
22.06.98 № 85-ФЗ) "Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (ст. 28), от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 30.03.1999 № 55-ФЗ) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" (ст. 45), от 24 июля
1998 г. № 124-ФЗ (в ред. Федерального закона от 20.07.2000 № 103-ФЗ) "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" (ст. 14), от 24 июня 1999 г. № 121-ФЗ (в ред. Федерального
Наряду с информацией и информационными системами надо защищать и самого человека от воздействия информации. Похоже, что значение и роль этого объекта защиты в системе обеспечения информационной безопасности в ближайшие десятилетия будет возрастать, так же как компонент информационной безопасности выйдет на первое место в системе национальной безопасности страны. Причины этого кроются как в возрастающей зависимости человека и общества от информации, так и в реализации экономических и политических интересов с использованием информационных технологий, в том числе деструктивного порядка (информационное оружие), где главным объектом является человек.
14.1. Понятие и структура вредной информации
Источники права. К основным источникам права в этой области относятся: а) нормы Конституции РФ - ст. 13 (ч. 5), 17 (ч. 3), 19 (ч. 2, 3), 21, 23 (ч. 1), 29 (ч. 2), 55 (ч. 3);
Постановление Верховного Совета
РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-1 "О Декларации прав и свобод человека и гражданина" (ст. 4), б) нормы законов - Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ(ст. 105.2л, 106, 107,
111..2е, 112, 113, 117.2з, 129, 130, 135,140, 150, 151, 159, 163.1, 165, 170, 176, 179, 182, 185,
186, 187, 189,195, 197, 198, 199, 200, 207, 212,3, 214, 230, 233, 235, 237, 238, 239,240, 242,
244.26, 273, 280, 282, 292, 297, 298, 302, 303, 306, 307, 309,319, 321, 326, 327, 329, 335, 336,
339, 354, 356, 357;
Уголовно-исполнительный кодекс от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (ст. 95),
Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ "О референдуме РФ"
(статья 30),
Основы законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. №3612-1 (в ред.
Федерального закона от 23.06.99 N 115-ФЗ, ст. 31),
Закон СССР от 24 июня 1981 г. № 5152-Х (в ред. Федеральных законов от 19.05.95 N 82-
ФЗ, от 15.08.96 № И4-ФЗ) "О правовом положении иностранных граждан в СССР" (ст. 16),
Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.95 № 6-ФЗ? от 06.06.95 № 87-ФЗ, от 19.07.95 № 114-ФЗ, от 27.12.95 № 211-ФЗ) "О средствах массовой информации" (ст. 4),
Федеральные законы от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ (в ред. Федерального закона от
22.06.98 № 85-ФЗ) "Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (ст. 28), от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 30.03.1999 № 55-ФЗ) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" (ст. 45), от 24 июля
1998 г. № 124-ФЗ (в ред. Федерального закона от 20.07.2000 № 103-ФЗ) "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" (ст. 14), от 24 июня 1999 г. № 121-ФЗ (в ред. Федерального
закона от 12.04.2001 № 35-ФЗ) "О выборах депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации" (ст. 60); от 31 декабря 1999 г. № 228-ФЗ
"О выборах Президента Российской Федерации" (ст. 53), от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ "О политических партиях" (ст. 9) и др.; в) подзаконные нормативные правовые акты - Указы Президента РФ от 25 мая 1992 г. № 524 "О порядке организации и проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования", от 29 октября 1993 г. № 1797 "Об утверждении основных положений о выборах в органы местного самоуправления", от 21 сентября 1993 г. № 1400 (в ред. Указов
Президента РФ от 01.10.93 № 1557, от 11.10.93 № 1625, от 24.12.93 № 2288) "О поэтапной конституционной реформе в РФ", от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895 "Об утверждении
Доктрины информационной безопасности РФ",
Постановление Совета Министров РСФСР от 17 апреля 1991 г. № 211 (в ред.
Постановления Правительства РФ от 08.06.93 № 542) "О регулировании издательской деятельности в РСФСР", Постановления Правительства РФ - от 26 июня 1995 г. № 609 "Об утверждения Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства", от 11 октября 1994 г. № 1158 "О порядке учета, хранения и использования средств цветного копирования в РФ" и др.,
Приказ ГУГТК СССР от 18 августа 1989 г. № 137 (в ред. Приказов ГУГТК СССР от
12.12.1990 № 314, ГТК РФ от 28.07.1992 № 283, от 14.02.1994 № 60, от 25.04.1994 № 162, от 21.11.1995 № 698, от 10.11.1997 № 668, от 22.09.2000 № 863) "Об утверждении
Положения о порядке пропуска и декларирования товаров и имущества через государственную границу", Приказ ГТК РФ от 25 января 1999 г. № 38 (в ред. Приказа ГТК
РФ от 26.07.2000 № 633) "Об утверждении Инструкции по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности" и др.; г) международные договоры и соглашения - Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (ст. 19. п. 3,20) и др.; д) судебная практика - Постановление Конституционного Суда РФ от 27 апреля 1998 г. № 12-П и др.
Особое место среди объектов защиты в системе обеспечения информационной безопасности занимает защита от воздействия "вредной" (вредоносной) информации.
В отличие от других случаев, когда государство должно создавать условия для реализации права граждан на доступ к информации или защищать информацию ограниченного доступа, оно здесь должно создавать условия для защиты самого человека и общества от вредоносного влияния определенного рода информации. В данном случае информация не является тайной, но ее распространение может нанести определенный вред интересам и правам человека, общества и государства.
Вопросы воздействия на сознание (подсознание) человека издавна волновали людей во многих странах мира. Новые информационные технологии, средства массовой коммуникации многократно усилили возможности психического воздействия на человека, большие группы людей и население страны в целом.
Федерального Собрания Российской Федерации" (ст. 60); от 31 декабря 1999 г. № 228-ФЗ
"О выборах Президента Российской Федерации" (ст. 53), от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ "О политических партиях" (ст. 9) и др.; в) подзаконные нормативные правовые акты - Указы Президента РФ от 25 мая 1992 г. № 524 "О порядке организации и проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования", от 29 октября 1993 г. № 1797 "Об утверждении основных положений о выборах в органы местного самоуправления", от 21 сентября 1993 г. № 1400 (в ред. Указов
Президента РФ от 01.10.93 № 1557, от 11.10.93 № 1625, от 24.12.93 № 2288) "О поэтапной конституционной реформе в РФ", от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895 "Об утверждении
Доктрины информационной безопасности РФ",
Постановление Совета Министров РСФСР от 17 апреля 1991 г. № 211 (в ред.
Постановления Правительства РФ от 08.06.93 № 542) "О регулировании издательской деятельности в РСФСР", Постановления Правительства РФ - от 26 июня 1995 г. № 609 "Об утверждения Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства", от 11 октября 1994 г. № 1158 "О порядке учета, хранения и использования средств цветного копирования в РФ" и др.,
Приказ ГУГТК СССР от 18 августа 1989 г. № 137 (в ред. Приказов ГУГТК СССР от
12.12.1990 № 314, ГТК РФ от 28.07.1992 № 283, от 14.02.1994 № 60, от 25.04.1994 № 162, от 21.11.1995 № 698, от 10.11.1997 № 668, от 22.09.2000 № 863) "Об утверждении
Положения о порядке пропуска и декларирования товаров и имущества через государственную границу", Приказ ГТК РФ от 25 января 1999 г. № 38 (в ред. Приказа ГТК
РФ от 26.07.2000 № 633) "Об утверждении Инструкции по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности" и др.; г) международные договоры и соглашения - Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (ст. 19. п. 3,20) и др.; д) судебная практика - Постановление Конституционного Суда РФ от 27 апреля 1998 г. № 12-П и др.
Особое место среди объектов защиты в системе обеспечения информационной безопасности занимает защита от воздействия "вредной" (вредоносной) информации.
В отличие от других случаев, когда государство должно создавать условия для реализации права граждан на доступ к информации или защищать информацию ограниченного доступа, оно здесь должно создавать условия для защиты самого человека и общества от вредоносного влияния определенного рода информации. В данном случае информация не является тайной, но ее распространение может нанести определенный вред интересам и правам человека, общества и государства.
Вопросы воздействия на сознание (подсознание) человека издавна волновали людей во многих странах мира. Новые информационные технологии, средства массовой коммуникации многократно усилили возможности психического воздействия на человека, большие группы людей и население страны в целом.
При этом, по оценке ученых РАН, "личные и социальные проблемы, с которыми человек не в состоянии справиться, толкают его к колдунам и знахарям. Вера в астральные силы избавляет от ответственности, позволяет оправдать собственные ошибки и неудачи". В силу крайней актуальности такой угрозы в 1975 г. 186 ведущих ученых мира (среди которых 18 нобелевских лауреатов) выступили с публичным предупреждением о такой опасности, а в 1998 г. 32 известных российских ученых опубликовали заявление "Наука клеймит псевдонауку".
1
В этом заявлении, в частности говорится, что "увлеченность "оккультными науками" захлестывает общество. При этом адепты "тайного знания" аппелируют к фактам науки, заимствуя у них терминологию и научные методы. Не без помощи этого астрология, например, становится средством воздействия на политические и экономические решения людей, беззастенчиво вторгается в их личную жизнь. Всему этому способствуют, играя на человеческих слабостях, средства массовой информации".
Основными средствами достижения таких целей при этом являются средства массовой информации, образовательные системы и культовые образования, а наиболее подвержены такому воздействию подростки и молодежь. Оставляя за рамками данной темы результаты положительного воздействия и того прогресса, который несет для нас новая информационная революция, остановимся на ее отрицательных сторонах. Приведем несколько примеров "результативности" подобного воздействия со знаком "минус".
В настоящее время в РФ насчитывается несколько десятков видов деструктивных сект, типа "Белое братство" и "Аум Синрикё", практически во всех регионах страны.
2
По отдельным оценкам, в различные новокультовые образования вовлечено от 3 до 5 млн. человек, из них до 70% - молодежь, в т.ч. около 1 млн
- студенты, каждый четвертый из которых бросил учебу. Разрушено таким путем до 250 тыс. семей. Все это - результат попадания людей в зависимость с изменением их поведенческих реакций в подобного рода сектах.
3
Результатом такой зависимости стали и такие известные факты: сожжение 88 приверженцев Дэвида Кореша в Вако (США - 1993 г.), отравление 914 человек в секте
Джонса (Гайяна, 1994г.), сожжение 53 адептов Храма Солнца в Швейцарии и Канаде
(1994г.), самосожжение 600 человек (Уганда, март 2000г.), самоубийство под воздействием "системы духовного самосовершенствования" 1660 так называемых "практикующих движения духовного возрождения "Фалуньгун"" (Китай).
Общеизвестны результаты манипулирования массовым сознанием через заложенное в рекламу скрытое программирование ("25-й кадр"), когда человек делает что-либо помимо своей первоначальной воли и желания.
В 1997 г. около 700 японцев попали в больницу с признаками эпилепсии после просмотра "компьютерного мультика", то есть результатом стало - нанесение вреда здоровью. К этому можно добавить ежедневные объявления в федеральных и местных газетах типа "наведу порчу" и "сниму сглаз" многочисленных шаманов, колдунов, магов и т. п., где наряду с обыкновенным мошенничеством нередки случаи причинения вреда здоровью.
Культ жестокости, насилия, порнографии, пропагандируемый в СМИ, печатных изданиях неограниченной продажи, а также в компьютерных играх и др., ведет к неосознаваемому порой желанию у подростков и молодежи подражать этому, способствует закреплению таких стереотипов поведения в их собственных привычках и образе жизни, снижает уровень пороговых ограничений и