Файл: Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы Глава Предмет и методы информационного права Объективные основания для формирования отрасли информационного права.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 734
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
распространенный вид спама - письмо, посланное в адрес нескольких получателей, которые не выразили желание получить такое письмо).
Основные цели спама: реклама товара, раскрутка сайта (при рекламе чего-либо очень хорошего и/или бесплатного ссылка ведет на сайт, который совершенно не имеет отношения к этой информации, но рейтинг сайта повышается за счет обманутых посетителей), платные звонки (рекламируется товар и указывается номер телефона, позвонив по которому услышите только автоответчик, а потом придет счет за соединение), реклама денежных пирамид (обещание баснословных прибылей с предварительным перечислением небольшой денежной суммы но указанному адресу), сбор информации (под видом опроса или заказа предлагают заполнить анкету и отослать Ваши данные по указанному адресу), засылка вирусов и прочее (например, баловство).
Исследование, проведенное в 2000 г. Европейской Комиссией, показало, что ежедневный поток спама обходится интернет-пользователям в общей сложности в 10 млрд евро ($ 9,3б млрд) в год. Именно такая сумма тратится за пользование Сетью в то время, когда веб- серверы просматривают или удаляют из своих ящиков спам, присылаемый различными маркетинговыми интернет-компаниями. Рассылка рекламных писем по электронной почте очень популярна в США и становится все более распространенной в странах Европы, в том числе в России.
Непристойная информация (в том числе порнография, неэтичная реклама). Под порнографической продукцией понимается - любые печатная и аудиовизуальная продукции, в том числе реклама, переданные и полученные по коммуникационным линиям сообщения и материалы, целью которых является непристойное, циничное изображение и
(или) описание половой жизни людей, в том числе сексуальных действий с несовершеннолетними, насильственных действий сексуального характера, а также сексуальных действий, связанных с надругательством над телами умерших или совершаемых в отношении животных. В отличие от эротического изображения в порнографии внимание акцентируется на контактах половых органов.
Информация, оказывающая деструктивное воздействие на здоровье людей (в том
числе реклама со скрытыми вставками). Еще в начале шестидесятых годов двадцатого столетия в США была предложена идея "скрытой рекламы". Как известно, для достижения эффекта слитного изображения кадры кинофильма должны сменяться с частотой не меньше 20 кадров в секунду (в кино принята частота 24 кадра/сек.). Было предложено после каждых "нормальных" 24 кадров впечатывать еще один, на котором помещать рекламу "Кока-колы" (в этой компании и было сделано изобретение). Человек не сознавал, что он видит это изображение, но информация все же попадала в подсознание и становилась очень мощным средством внушения.
В 1964 г. реклама прошла все экспериментальные стадии и вполне могла бы быть внедрена.
Но обнаружились побочные действия (испытуемый становился рассеянным на рабочем месте, стандартные реакции замедлялись) и одна из подкомиссий Конгресса США на своем закрытом заседании, заслушав информацию о новом виде рекламы, его запретила.
Возможности отслеживания такого воздействия на психику человека довольно просты: достаточно на профессиональном видеозаписывающем оборудовании прокрутить пленку, делая остановку на каждом кадре, и 25-й кадр можно будет распознать.
Основные цели спама: реклама товара, раскрутка сайта (при рекламе чего-либо очень хорошего и/или бесплатного ссылка ведет на сайт, который совершенно не имеет отношения к этой информации, но рейтинг сайта повышается за счет обманутых посетителей), платные звонки (рекламируется товар и указывается номер телефона, позвонив по которому услышите только автоответчик, а потом придет счет за соединение), реклама денежных пирамид (обещание баснословных прибылей с предварительным перечислением небольшой денежной суммы но указанному адресу), сбор информации (под видом опроса или заказа предлагают заполнить анкету и отослать Ваши данные по указанному адресу), засылка вирусов и прочее (например, баловство).
Исследование, проведенное в 2000 г. Европейской Комиссией, показало, что ежедневный поток спама обходится интернет-пользователям в общей сложности в 10 млрд евро ($ 9,3б млрд) в год. Именно такая сумма тратится за пользование Сетью в то время, когда веб- серверы просматривают или удаляют из своих ящиков спам, присылаемый различными маркетинговыми интернет-компаниями. Рассылка рекламных писем по электронной почте очень популярна в США и становится все более распространенной в странах Европы, в том числе в России.
Непристойная информация (в том числе порнография, неэтичная реклама). Под порнографической продукцией понимается - любые печатная и аудиовизуальная продукции, в том числе реклама, переданные и полученные по коммуникационным линиям сообщения и материалы, целью которых является непристойное, циничное изображение и
(или) описание половой жизни людей, в том числе сексуальных действий с несовершеннолетними, насильственных действий сексуального характера, а также сексуальных действий, связанных с надругательством над телами умерших или совершаемых в отношении животных. В отличие от эротического изображения в порнографии внимание акцентируется на контактах половых органов.
Информация, оказывающая деструктивное воздействие на здоровье людей (в том
числе реклама со скрытыми вставками). Еще в начале шестидесятых годов двадцатого столетия в США была предложена идея "скрытой рекламы". Как известно, для достижения эффекта слитного изображения кадры кинофильма должны сменяться с частотой не меньше 20 кадров в секунду (в кино принята частота 24 кадра/сек.). Было предложено после каждых "нормальных" 24 кадров впечатывать еще один, на котором помещать рекламу "Кока-колы" (в этой компании и было сделано изобретение). Человек не сознавал, что он видит это изображение, но информация все же попадала в подсознание и становилась очень мощным средством внушения.
В 1964 г. реклама прошла все экспериментальные стадии и вполне могла бы быть внедрена.
Но обнаружились побочные действия (испытуемый становился рассеянным на рабочем месте, стандартные реакции замедлялись) и одна из подкомиссий Конгресса США на своем закрытом заседании, заслушав информацию о новом виде рекламы, его запретила.
Возможности отслеживания такого воздействия на психику человека довольно просты: достаточно на профессиональном видеозаписывающем оборудовании прокрутить пленку, делая остановку на каждом кадре, и 25-й кадр можно будет распознать.
Сейчас с использованием компьютерных технологий информация не вставляется в отдельный кадр, а ее изображение достигается чередованием оттенков в остальных кадрах, что повышает эффект воздействия, по оценкам экспертов, в 1,3 раза по сравнению с классическим "25-м кадром" и практически недоказуемо при юридической экспертизе. Это открытие, сделанное в 1979 г. американским ученым Вангом Ли, перевернуло все понятия о рекламе - отпала необходимость в долгих и подробных описаниях свойств товара, зато появился новый термин "рекламный клип" - короткий видеоряд, порой совершенно абсурдный и не связанный с продуктом, зато содержащий зашифрованный приказ, который начинается с обращения ("женщина!", "эй, парень!", "солидный господин!"), затем следует рекламная фраза (она может быть различной, чаще всего "товар такой-то - лучшего качества, он тебе нужен"), а заканчивается титр стандартным словосочетанием - "запомни это!".
13
Компьютерный вирус "666" также использует эффект "25 кадра". На экране компьютера как, впрочем, и на телевизионном экране, кадры сменяются с этой же частотой. Двадцать пятым кадром "666" выдает на экран специальную цветовую комбинацию, погружающую человека в своего рода гипнотический транс. Через 25-30 секунд картинка меняется, и подсознательное восприятие нового цветового узора приводит к изменению сердечной деятельности - ритма и силы сокращений. Артериальное давление в малом круге кровообращения резко возрастает, затем так же резко падает, и так повторяется несколько раз, что провоцирует возможность кровоизлияния в мозг.
Эти факты свидетельствуют о необходимости разработки, как национального законодательства, так и норм международного права, направленных на защиту психики человека от неосознаваемых деструктивных информационных воздействий. Это выводит решение проблемы правовой охраны и защиты от такого воздействия в число приоритетных задач государственной политики
14
, что требует наряду с совершенствованием существующих сегодня отдельных положений законов и подзаконных нормативных актов "О средствах массовой информации", "О рекламе", "О свободе совести и о религиозных объединениях", "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" и др. принятия специального Федерального закона "Об информационно- психологической безопасности".
15
Этот законопроект должен, по нашему мнению, быть рамочным, носить общий характер (он не посягает на свободу слова, массовой информации и свободу совести) и мог бы служить основой для подготовки и принятия в дальнейшем пакета других законов в этой области.
1 ... 37 38 39 40 41 42 43 44 ... 59
Под
информационно-психологической
безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия вредной информации.
Информационно-психологическая безопасность является составной частью информационной безопасности и должна занимать особое место в государственной политике по ее обеспечению. Эта особенность определяется спецификой угроз и их источников в области информационно-психологической безопасности, особым характером принципов и задач при реализации государственной политики в этой области
16
Потенциальными источниками угроз информационно-психологической безопасности могут быть:
физические лица, обладающие от природы способностями неосознаваемого воздействия на других лиц, и объединения этих лиц;
религиозные и иные группы и организации деструктивного толка;
разработка, создание и применение специальных технических и программных средств для неосознаваемого деструктивного воздействия на психику человека (в том числе через генераторы физических полей и излучений, программы для ЭВМ, источник иинформирования);
геопатогенные зоны (территории и зоны местности, обладающие естественным деструктивным воздействием на психику человека);
антропогенные зоны (территории, где ранее проводились массовые уничтожения и
(или) захоронения людей, скотобойни и другие зоны местности, оказывающие деструктивное воздействие на человека).
Основными
угрозами информационно-психологической безопасности являются следующие:
причинение вреда психическому здоровью человека;
блокирование на неосознаваемом уровне свободы волеизъявления человека, искусственное привитие ему синдрома зависимости и совершение им в силу этого противоправных действий;
манипуляция общественным сознанием с использованием специальных средств воздействия;
разрушение единого информационного и духовного пространства России, традиционных устоев общества и общественной нравственности.
При отсутствии сформированного гражданского общества в нашей стране и общественных механизмов саморегуляции ответственность за осознание этих угроз и предотвращение последствий от их реализации должно взять на себя государство.
1
Кудрявцев В. Н., Топорнин Б. Н. и др. Наука клеймит псевдонауку // Известия. № 130.
1998. 17 июля.
2
Секта "Аум синрике" создана в Японии в 1987 г. во главе с лидером Секо Асахара (Тидзуо
Мацумото). Сектанты распылили отр авляющий газ зарин (в июне 1994 г. погибло 7 человек в Нагано,
20 марта 1995 г. погибло 11 человек и получили отравления около 6 тыс. человек в Токио). Лидер и 30 его ближайших сторонников арестованы 18 апреля 1995 года и приговорены к длительным срокам лишения свободы. По решению Токийского окружного суда от 25 июля 2001 г. лидер секты обязан выплатить 3,7 млн долл. США в качестве компенсации семьям четырех из семи погибших пригазовой атаке в Нагано. Секта после арестов лидеров поменяла название - "Алеф"с сохранением своей собственности.
3
Подробнее см.:
Религиозная экспансия против России // Аналитический вестник. Изд. Гос. Думы РФ.
1998. Вып. 4; Куликов В. Харакири для достижения полного совершенства / Российская газета. 2001. 10 июля.
4
Результаты эксперимента, проведенного психологами Р. Либертом и Р. Бэроном (1972), выявили сильное влияние на юных з рителей фильмов, в которых они находят подходящие для себя модели поведения, выглядят зловещими. Несколько детей посмотрели эпизоды из телевизионной программы, в которой показывались люди, намеренно причинявшие друг другу вред. Было отмечено, что после этого просмотра данные дети вели себя гораздо более агрессивно по отношению к окружающим, чем те дети, которые закончили просмотр нейтральной телевизионной программы (скачки). Исследователи сделали следующий вывод: когда дети видят, как люди на экране ведут себя агрессивно, они сами начинают проявлять агрессивность. В эксперименте принимали участие дети из разных возрастных групп (пяти- шестилетние и восьми-девятилетние), как девочки, так и мальчики, и все они реагировали на сцены насилия практически одинаково.
5
Это признают Правительство РФ, органы прокурату ры и правопорядка. Так в обращении
Заместителя Председателя Правительства РФ (№ 4233п-ПЗ от 6.12.1996 г.) к Председателю Государственной
Думы РФ говорится: "Разделяем тревогу по поводу усиления деятельности религиозных объединений, снискавших себе скандальную репутацию во многих странах мира. Пользуясь несовершенством правового регулирования порядка регистрации иностранных религиозных объединений и контроля за их деятельностью на территории России, эти организации создали в ряде регионов разветвленную сеть филиалов. Особенно тревожит то обстоятельство, что гражданам, вовлеченным в деятельность некоторых новых религиозных
образований, тоталитарных по своей направленности, прививаются асоциальные установки: враждебность к национальной духовной культуре, российским обычаям и традициям, семейным и родительским обязанностям. В органы здравоохранения поступает информация о развитии у лиц, вовлеченных в культовые организации деструктивного типа, психических изменений. Необходимо отметить, что российская юридическая наука и практика, административная и уголовная системы еще не имеют достаточного опыта противодействия деструктивным культам. Уголовное преследование по таким фактам не получило необходимого распространения. За последние годы за организацию объединений, посягающих на личность и права граждан, лишь трижды возбуждались уголовные дела на представителей иностранных религиозных организаций. Считаем, что для урегулирования рассматриваемой проблемы необходим соответствующий федеральный законодательный акт". На неоднократные обращения Московского комитета экологии жилища в органы прокуратуры по вопросам проведения испытания на населении оружия психотронного характера, прокуратура г. Москвы в своем ответе № 32-7-15-97 от 7.04.1997 г. разделяет озабоченность по этой проблеме, направляет "соответствующую информацию" в Генеральную прокуратуру РФ, но при этом вынуждена констатировать: "Представленные документы свидетельствуют о том, что основное требование сводится к установлению правового контроля за исследованиями в этой области. Однако законодательства по указанному вопросу не имеется. В связи с чем, прокуратура города не имеет возможности каким-либо образом обеспечить защиту прав граждан, которые подвергаются воздействию психотронной техники".
6
Смирнов
И.,
Безносюк
Е.,
Журавлев
А.
Психотехнологии: компьютерный психо семантический анализ и психокоррекция на неосознаваемом уровне. М., 1996; Алешенков М .С. и др.
Энергоинформационная безопасность человека и государства. М., 1997; Психоэкология России. Проблемы безопасности информационного пространства и психосферы страны. СПб., 1997.
7
Лопатин В. Н. О проблемах информа ционной безопасности человека // Российская Федерация сегодня. 1999. № 20. С. 16-17.
8
Дьяков С.В. II Комментарий к УК РФ / Под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева.Изд. 3- е, изм. и доп. М. 2001. С. 722.
9
КоммерсантЪ, №113/п, 2 июля 2001 года.
10
Федеральный закон "О рекламе" от 18 июля 1995 г. (ст. 7).
11
Под рекламой понимается распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и на чинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицам, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
12
Термин "спам" ведет свое происхождение от стар ого (1972) скетча английской комик - группы
Monty Python Flying Circus, в котором посетители ресторана, пытающиеся сделать заказ, вынуждены слушать хор викингов, воспевающий мясные консервы (SPAM). В современном понимании под спамом понимается несанкционированная коммерческая электронная почта.
13
Пример ом актуальности этого вопроса может служить ситуация, когда 12 сентября 2000 г. во время избирательной кампании на выборах президента США Дж. Буша-младшего обвинили в том, что в одном из рекламных роликов республиканцев используется технология так называемого "25-го кадра". В этом ролике, критикующем социальные программы Альберта Гора, за спиною кандидата-демократа беспорядочно мелькают обрывки ключевых фраз из выступлений Гора (что, по-видимому, должно обозначать сумятицу в его программе) и между ними возникает очень крупно набранное слово rats (англ. - крысы, сленг - вздор, чепуха), являющееся в то же время окончанием слова democrats. Слово rats появляется на экране всего на 1/30 долю секунды. Однако, по мнению экспертов, этого времени достаточно, чтобы произошло воздействие на человеческое подсознание и сформировался негативный образ А. Гора. Сами республиканцы, как пишет
CNN, поначалу были ошарашены подобными обвинениями. "Это напоминает слухи о том, что если прокрутить одну песню задом наперед, то можно услышать "Пол умер", - прокомментировал заявления демократов пресс-секретарь бушевского штаба А. Флейшер", имея в виду одну из самых интригующих и устойчивых легенд битломании - о том, что якобы в некоторых песнях "Битлз" зашифровано сообщение о смерти Пола Маккартни в 1966 году в автокатастрофе. В США запрещены рекламные технологии с использованием 25-го кадра, но никто не понес ответственности, более того, рекламный ролик был прокручен
4400 раз в 33 городах США (стоимость такой рекламы составляет более 2,5 млн долл.).
14
Подробнее см.: Цыганков В. Д., Л
опатин В.Н. Психотронное оружие и безопасность России. М.,
1999.
15
О проекте Федерального закона "Об информационно-психологической безопасности" //
Журнал "Законодательство и практика средств массовой информации". М., 2000. №68. С.
6-14.
16
См. об этом: Проект Концепции информационно-психологической безопасности.
Институт психологии РАН. М., 1995.
6
Смирнов
И.,
Безносюк
Е.,
Журавлев
А.
Психотехнологии: компьютерный психо семантический анализ и психокоррекция на неосознаваемом уровне. М., 1996; Алешенков М .С. и др.
Энергоинформационная безопасность человека и государства. М., 1997; Психоэкология России. Проблемы безопасности информационного пространства и психосферы страны. СПб., 1997.
7
Лопатин В. Н. О проблемах информа ционной безопасности человека // Российская Федерация сегодня. 1999. № 20. С. 16-17.
8
Дьяков С.В. II Комментарий к УК РФ / Под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева.Изд. 3- е, изм. и доп. М. 2001. С. 722.
9
КоммерсантЪ, №113/п, 2 июля 2001 года.
10
Федеральный закон "О рекламе" от 18 июля 1995 г. (ст. 7).
11
Под рекламой понимается распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и на чинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицам, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
12
Термин "спам" ведет свое происхождение от стар ого (1972) скетча английской комик - группы
Monty Python Flying Circus, в котором посетители ресторана, пытающиеся сделать заказ, вынуждены слушать хор викингов, воспевающий мясные консервы (SPAM). В современном понимании под спамом понимается несанкционированная коммерческая электронная почта.
13
Пример ом актуальности этого вопроса может служить ситуация, когда 12 сентября 2000 г. во время избирательной кампании на выборах президента США Дж. Буша-младшего обвинили в том, что в одном из рекламных роликов республиканцев используется технология так называемого "25-го кадра". В этом ролике, критикующем социальные программы Альберта Гора, за спиною кандидата-демократа беспорядочно мелькают обрывки ключевых фраз из выступлений Гора (что, по-видимому, должно обозначать сумятицу в его программе) и между ними возникает очень крупно набранное слово rats (англ. - крысы, сленг - вздор, чепуха), являющееся в то же время окончанием слова democrats. Слово rats появляется на экране всего на 1/30 долю секунды. Однако, по мнению экспертов, этого времени достаточно, чтобы произошло воздействие на человеческое подсознание и сформировался негативный образ А. Гора. Сами республиканцы, как пишет
CNN, поначалу были ошарашены подобными обвинениями. "Это напоминает слухи о том, что если прокрутить одну песню задом наперед, то можно услышать "Пол умер", - прокомментировал заявления демократов пресс-секретарь бушевского штаба А. Флейшер", имея в виду одну из самых интригующих и устойчивых легенд битломании - о том, что якобы в некоторых песнях "Битлз" зашифровано сообщение о смерти Пола Маккартни в 1966 году в автокатастрофе. В США запрещены рекламные технологии с использованием 25-го кадра, но никто не понес ответственности, более того, рекламный ролик был прокручен
4400 раз в 33 городах США (стоимость такой рекламы составляет более 2,5 млн долл.).
14
Подробнее см.: Цыганков В. Д., Л
опатин В.Н. Психотронное оружие и безопасность России. М.,
1999.
15
О проекте Федерального закона "Об информационно-психологической безопасности" //
Журнал "Законодательство и практика средств массовой информации". М., 2000. №68. С.
6-14.
16
См. об этом: Проект Концепции информационно-психологической безопасности.
Институт психологии РАН. М., 1995.
14.2. Правовая охрана прав и законных интересов человека, общества и государства от воздействия вредной информации
Правовая охрана прав и законных интересов человека, общества и государства от воздействия вредной информации начинается с момента установления федеральным законом (международным договором) запрета (ограничения) на соответствующую информацию либо определенные действия с ней (распространение, производство, применение).
В современном международном праве установлен ряд запретов на распространение определенных видов информации.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 110 (11) от 3 ноября 1947 г. осуждает любую форму ведущейся в любой стране пропаганды, имеющей целью или способную создать или усилить угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии.
Женевская конвенция 1936 г. об использовании радиовещания в интересах мира (для РФ с
1983 г.) запрещает вести государствам со своей территории радиовещание, которое могло бы побудить население одной страны к действиям против внутреннего порядка или безопасности другой страны. Она обязывает участников принимать меры к прекращению подобного вещания на своей территории, равно как и следить за тем, чтобы передачи их радиостанций не призывали к войне или к действиям, могущим привести к ней. Конвенция обязывает государства "издать для руководства правительственных радиостанций соответствующие инструкции и правила и обеспечить их выполнение такими службами", а также "включать соответствующие положения в уставы национальных учреждений, либо в условия деятельности любой концессионной компании, либо в правила, применимые к прочим частным предприятиям, и принимать необходимые меры по обеспечению выполнения таких положений любыми независимыми вещательными организациями".
1
В принятой на Женевской конвенции отдельной резолюции обращается внимание на необходимость проявить особую сдержанность при вещании на языках тех народов, для которых предназначаются радиопередачи.
Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 19, п. 3) устанавливает, что пользование правами налагает особые обязанности и особую ответственность и может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми: а) для уважения прав и репутации других лиц, б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения. Исходя из этого Пакт (ст.
20) устанавливает, что "всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом", также как "всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом".
В Декларацию ООН о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств 1981 г. включено положение, признающее обязанность государства воздержаться от любых клеветнических кампаний, оскорбительной или враждебной пропаганды с целью осуществления интервенции или вмешательства во внутренние дела других государств.
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. обязывает ее участников запретить осуществление какими-либо лицами и организациями