Файл: Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы Глава Предмет и методы информационного права Объективные основания для формирования отрасли информационного права.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 738
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
правовых запретов, что, наряду с другими условиями, открывает путь для многих из них к правонарушениям.
4
Многочисленные общественные комитеты, в том числе родительские, по защите от такого воздействия, существующие сегодня в РФ, большое количество обращений граждан в органы государственной власти с просьбами о проверке таких фактов и защиты населения от вредного воздействия специальных средств на их психику - все это также указывает на серьезное отставание государства от практики общественных отношений в этой сфере.
Давно назрело участие государства в правовом регулировании этих процессов.
5
На это же указывают и примеры активных исследований в этой области, проводимые за рубежом. Так, например, в США с 50-х гг. столетия интенсивно ведутся разработки методов и средств специального воздействия на психику. С 70-х гг. исследовательские программы проводятся в лучших лабораториях университетов всего мира: США,
Германии, Австрии, Франции, Италии, Японии, Израиля, Китая и др. Средства поражения - воздействия на людей и их психику различают в зависимости от целей их применения в психологической войне. К таким целям относятся:
искажение получаемой политическим руководством, командованием и личным составом вооруженных сил противника информации и навязывание им ложной или бессодержательной информации, лишающей их возможности правильно воспринимать события или текущую обстановку и принимать верные решения;
психологическая обработка войск и населения;
идеологические диверсии и дезинформация;
поддержание благоприятного общественного мнения;
организация массовых демонстраций под ложными лозунгами;
пропаганда и распространение ложных слухов;
изменение и управление индивидуальным и коллективным поведением.
Наряду с использованием традиционных средств (печатные и электронные средства массовой информации) активно разрабатываются и апробируются специальные средства воздействия на человека, как с помощью средств массовой информации, так и через компьютерные сети: средства информационно-психологического (психофизического) воздействия (в том числе в рамках программ МК-Ультра - ультрамозговой контроль, МК-
Дельта - дистанционное изменение поведения человека, Блюберд, Артишок). К числу таких уже применяющихся разработок относятся голографические изображения в пространстве, вирус № 666 (выдает на экране ЭВМ особую цветовую комбинацию, вызывающую измененное состояние психики человека, вплоть до блокирования сосудов головного мозга у оператора ЭВМ).
На основе обобщенных результатов такого воздействия предлагается следующее определение вредной информации.
4
Многочисленные общественные комитеты, в том числе родительские, по защите от такого воздействия, существующие сегодня в РФ, большое количество обращений граждан в органы государственной власти с просьбами о проверке таких фактов и защиты населения от вредного воздействия специальных средств на их психику - все это также указывает на серьезное отставание государства от практики общественных отношений в этой сфере.
Давно назрело участие государства в правовом регулировании этих процессов.
5
На это же указывают и примеры активных исследований в этой области, проводимые за рубежом. Так, например, в США с 50-х гг. столетия интенсивно ведутся разработки методов и средств специального воздействия на психику. С 70-х гг. исследовательские программы проводятся в лучших лабораториях университетов всего мира: США,
Германии, Австрии, Франции, Италии, Японии, Израиля, Китая и др. Средства поражения - воздействия на людей и их психику различают в зависимости от целей их применения в психологической войне. К таким целям относятся:
искажение получаемой политическим руководством, командованием и личным составом вооруженных сил противника информации и навязывание им ложной или бессодержательной информации, лишающей их возможности правильно воспринимать события или текущую обстановку и принимать верные решения;
психологическая обработка войск и населения;
идеологические диверсии и дезинформация;
поддержание благоприятного общественного мнения;
организация массовых демонстраций под ложными лозунгами;
пропаганда и распространение ложных слухов;
изменение и управление индивидуальным и коллективным поведением.
Наряду с использованием традиционных средств (печатные и электронные средства массовой информации) активно разрабатываются и апробируются специальные средства воздействия на человека, как с помощью средств массовой информации, так и через компьютерные сети: средства информационно-психологического (психофизического) воздействия (в том числе в рамках программ МК-Ультра - ультрамозговой контроль, МК-
Дельта - дистанционное изменение поведения человека, Блюберд, Артишок). К числу таких уже применяющихся разработок относятся голографические изображения в пространстве, вирус № 666 (выдает на экране ЭВМ особую цветовую комбинацию, вызывающую измененное состояние психики человека, вплоть до блокирования сосудов головного мозга у оператора ЭВМ).
На основе обобщенных результатов такого воздействия предлагается следующее определение вредной информации.
1 ... 36 37 38 39 40 41 42 43 ... 59
Вредная информация - информация, не являющаяся конфиденциальной, но
обуславливающая необходимость охраны и защиты прав и законных интересов
личности, общества и государства в силу возможного вреда, который нанесет этим
субъектам ее распространение (применение).
Конституционным основанием для ограничения информационных прав в этом случае является защита основ конституционного строя государства, нравственности общества и здоровья других лиц.
К "вредной" информации по этим основаниям можно условно отнести пять основных категорий информации:
1) информацию, направленную на разжигание ненависти, вражды и насилия (в том числе возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть, вражду, превосходство, рознь, нетерпимость; информацию, содержащую призывы к войне);
2) ложную информацию (в том числе недобросовестную, недостоверную, заведомо ложную рекламу);
3) информацию, содержащую посягательства на честь, доброе имя и деловую репутацию других лиц;
4) непристойную информацию (в том числе порнографию, неэтичную рекламу);
5) информацию, оказывающую деструктивное воздействие на здоровье людей (в том числе рекламу со скрытыми вставками).
6
Учитывая, что отдельные категории этой информации были рассмотрены частично при изучении других тем курса (например, вопросы об информации, содержащей посягательства на честь, доброе имя и деловую репутацию других лиц, рассматривались в главе о неприкосновенности частной жизни; вопросы защиты от ложной информации и информации, разжигающей ненависть, вражду, превосходство - в главе о СМИ), в данной главе остановимся лишь кратко на характеристике такого рода информации, уделив больше внимания правовой характеристике других объектов в структуре вредной информации.
Наименее разработанным в этой области остается пока вопрос охраны и защиты от деструктивного воздействия на человека со стороны других людей с парапсихологическими способностями, оккультных организаций, а также других лиц, использующих скрытое программирование источников информирования, генераторов физических полей и излучений, программ ЭВМ и иных психотехнологий
7
Информация, направленная на разжигание ненависти, вражды и насилия.
Обязательными признаками такой информации являются:
наличие прямых призывов к насилию (к войне, захвату власти, насильственному изменению основ конституционного строя);
возбуждение (разжигание) ненависти, вражды, розни или нетерпимости по социальным (классовым), расовым, национальным, языковым или религиозным мотивам (в результате агитации, пропаганды или иных действий);
пропаганда превосходства, исключительности либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии или расовой принадлежности, унижение национального достоинства;
направленность целей (или действий) по ее использованию на нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства.
Указанные признаки зачастую тесно связаны между собой и в конкретных обстоятельствах выступают, как правило, в комплексном виде.
Общественная опасность публичных призывов к развязыванию агрессивной войны в соответствии со ст. 354 УК РФ, заключается в том, что такие действия формируют в обществе и соответствующих структурах государственной власти социально- психологическую атмосферу морального оправдания и готовности к ведению войны. Призывы к войне могут выражаться в устных или письменных обращениях (в том числе в средствах массовой информации, через воспроизведение звукозаписи или видеозаписи) лица к определенной аудитории слушателей (или читателей) с обоснованием целесообразности или необходимости ведения военных действий против другого государства, а равно с призывом к лицам, занимающим соответствующие государственные должности государственной службы РФ, об объявлении и ведении войны против другого государства. Призывы к развязыванию агрессивной войны следует рассматривать как публичные, если они имели место в устном выступлении перед определенным числом слушателей (на митинге, собрании, концерте и т. п.) или в письменной форме в виде обращений, раскладываемых по почтовым ящикам граждан, рассылаемых по почте соответствующему кругу адресатов, вывешиваемых в качестве рукописных или типографским способом изготовленных листовок и т. п.
Действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, выражаются в распространении различных идей и взглядов, подрывающих доверие и уважение к определенной национальности или расе либо религиозному вероисповеданию, а также вызывающих неприязнь или чувство ненависти к образу жизни, культуре, традициям, религиозным обрядам граждан данной национальности или расы и т. п.
Указанные идеи и взгляды могут распространяться путем агитации и пропаганды в устной, письменной либо наглядно-демонстрационной форме. При этом идеи и взгляды носят общий характер и не обращены к конкретной личности. Для квалификации не имеет значения, соответствуют ли действительности приписываемые той или иной нации или расе особенности, черты. Главный смысл подобных деяний - посеять между людьми разных национальностей, рас, религиозных конфессий взаимное недоверие, развить на основе тенденциозных, оскорбительных либо клеветнических суждений взаимное отчуждение, подозрительность, переходящие в устойчивую враждебность.
Действия, направленные на унижение национального достоинства, имеют локальную цель
- унизить, оскорбить, т. е. показать ущербность, неполноценность, неприглядность, ограниченность людей конкретной национальности либо отдельного гражданина. Такие действия могут проявляться самостоятельно либо выступать составным элементом предшествующих деяний по разжиганию национальной вражды.
Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, как и предшествующий характер действий в соответствии со ст. 182 УК РФ может выступать самостоятельным квалифицирующим признаком либо составной частью механизма развития национальной, расовой или религиозной вражды.
8
Рекомендация Комитета Министров Совета Европы № R (97) 20 по вопросам "разжигания ненависти" содержит достаточно ясные международно-правовые ориентиры для точной квалификации действий, способных спровоцировать насилие. Практика Европейского Суда
по правам человека также исходит из того, создают ли употребленные слова ясную и непосредственную угрозу общественной безопасности. Так, в решении по делу Surek против Турции отмечается, что "в условиях квазигражданской войны свобода выражения политических мнений имеет серьезное значение, но может быть ограничена постольку, поскольку имеет своей целью и (или) реально может спровоцировать эскалацию насилия".
Ложная информация (в том числе недобросовестная, недостоверная, заведомо ложная
реклама).
В Доктрине информационной безопасности РФ навязывание ложной информации отнесено к угрозам безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России. По данным МАП
РФ в России зафиксировано в 1998-2000 гг. около 31 тыс. нарушений законодательства о рекламе (1998 г. - 2131, 1999 г. - 9612, 2000 год - 19227), в том числе 2587 - недостоверная реклама, 1747 - недобросовестная реклама.
9
Ложная информация имеет множество разновидностей в зависимости от сферы отношений и используемых информационных технологий. Например, одной из распространенных мошеннических схем при торговле ценными бумагами через Интернет является схема -
Pump & dump - "увеличить и сбросить" - вид рыночной манипуляции, заключающейся в извлечении прибыли за счет продажи ценных бумаг, спрос на которые был искусственно сформирован. Манипулятор, называясь инсайдером или осведомленным лицом и распространяя зачастую ложную информацию об эмитенте, создает повышенный спрос на определенные ценные бумаги, способствует повышению их цены, затем осуществляет продажу ценных бумаг по завышенным ценам. После совершения подобных манипуляций цена на рынке возвращается к своему исходному уровню, а рядовые инвесторы оказываются в убытке. Данный прием используется в условиях недостатка или отсутствия информации о компании, ценные бумаги которой редко торгуются. Распространенной схемой, применение которой нанесло наибольший материальный ущерб в последнее десятилетие для граждан стало построение так называемых финансовых пирамид.
Заведомо ложной является информация, в которой присутствуют не соответствующие действительности фактические данные о свойствах и качестве товара, работ и услуг, а также об изготовителях (исполнителях, продавцах) и являющиеся существенными в гражданско-правовом смысле. К переченю сведений, при наличии которых реклама является недостоверной, в частности, относятся: не соответствующие действительности сведения о таких характеристиках товара, как состав, способ и дата изготовления, назначение, потребительские свойства, условия применения, наличие сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам, количество, место происхождения; о наличии товара на рынке и возможности его приобретения в указанном объеме, периоде времени и месте и т. д.
10
Заведомо ложным является и объявление о несостоятельности, принятое в порядке, установленном законом, но на основе заведомо ложной информации при представлении кредиторам искаженных сведений о платежеспособности данного хозяйствующего субъекта и других факторах, влияющих на признание несостоятельным с целью изменить сроки и размер платежей либо отказаться от них. Сокрытие, несвоевременное представление либо представление заведомо ложной информации этого рода запрещается (ст. 6 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Ложная информация (в том числе недобросовестная, недостоверная, заведомо ложная
реклама).
В Доктрине информационной безопасности РФ навязывание ложной информации отнесено к угрозам безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России. По данным МАП
РФ в России зафиксировано в 1998-2000 гг. около 31 тыс. нарушений законодательства о рекламе (1998 г. - 2131, 1999 г. - 9612, 2000 год - 19227), в том числе 2587 - недостоверная реклама, 1747 - недобросовестная реклама.
9
Ложная информация имеет множество разновидностей в зависимости от сферы отношений и используемых информационных технологий. Например, одной из распространенных мошеннических схем при торговле ценными бумагами через Интернет является схема -
Pump & dump - "увеличить и сбросить" - вид рыночной манипуляции, заключающейся в извлечении прибыли за счет продажи ценных бумаг, спрос на которые был искусственно сформирован. Манипулятор, называясь инсайдером или осведомленным лицом и распространяя зачастую ложную информацию об эмитенте, создает повышенный спрос на определенные ценные бумаги, способствует повышению их цены, затем осуществляет продажу ценных бумаг по завышенным ценам. После совершения подобных манипуляций цена на рынке возвращается к своему исходному уровню, а рядовые инвесторы оказываются в убытке. Данный прием используется в условиях недостатка или отсутствия информации о компании, ценные бумаги которой редко торгуются. Распространенной схемой, применение которой нанесло наибольший материальный ущерб в последнее десятилетие для граждан стало построение так называемых финансовых пирамид.
Заведомо ложной является информация, в которой присутствуют не соответствующие действительности фактические данные о свойствах и качестве товара, работ и услуг, а также об изготовителях (исполнителях, продавцах) и являющиеся существенными в гражданско-правовом смысле. К переченю сведений, при наличии которых реклама является недостоверной, в частности, относятся: не соответствующие действительности сведения о таких характеристиках товара, как состав, способ и дата изготовления, назначение, потребительские свойства, условия применения, наличие сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам, количество, место происхождения; о наличии товара на рынке и возможности его приобретения в указанном объеме, периоде времени и месте и т. д.
10
Заведомо ложным является и объявление о несостоятельности, принятое в порядке, установленном законом, но на основе заведомо ложной информации при представлении кредиторам искаженных сведений о платежеспособности данного хозяйствующего субъекта и других факторах, влияющих на признание несостоятельным с целью изменить сроки и размер платежей либо отказаться от них. Сокрытие, несвоевременное представление либо представление заведомо ложной информации этого рода запрещается (ст. 6 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Заведомо ложной является реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации, и с помощью которой рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель умышленно вводят в заблуждение потребителя рекламы.
11
Объективная сторона деяния включает действия по использованию в рекламе заведомо ложной информации о товарах, работах или услугах, их изготовителях, исполнителях, продавцах, распространение рекламных сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, и доведение их до сведения адресата; последствия в виде значительного ущерба и причинную связь между действиями и последствиями.
Использование в рекламе заведомо ложной информации заключается в предоставлении заведомо неверных сведений об объекте рекламы, производстве рекламы с такой информацией и ее распространении. Заведомо ложная информация в рекламе может использоваться рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем, которые, являясь независимыми друг от друга лицами, имеют специфические права и обязанности.
Нормативно-правовыми актами устанавливаются в ряде случаев особые требования к рекламе отдельных видов товаров, работ или услуг, в частности, к рекламе ценных бумаг, если они выступают в качестве товара, табачных изделий, алкогольной продукции.
Нарушение этих требований, включая отсутствие обязательных сведений либо сообщение запрещенных к использованию в рекламе сведений, может образовывать использование заведомо ложной информации.
Не является заведомо ложной информация общего оценочного характера, в частности, способствующая реализации товаров, заключению договоров, но не содержащая о них заведомо ложных фактических сведений.
Разновидностью ложной информации является зачастую и незапрашиваемая пользователем реклама, поступающая через почтовые ящики, факсимильную связь, а с развитием компьютерных технологий - открытые компьютерные сети. Применительно к навязчивой сетевой рекламе термин "спам"
12
стал употребляться несколько лет назад, когда рекламные компании начали публиковать в новостных конференциях Usenet свои рекламные объявления. Новый вид коммерческой деятельности получил название "spamming" или "mail-bombing". Но, так как эта технология предусматривает любую фильтрацию сообщений, и администраторы конференций просто удаляли спам до того, как он достигал большого числа людей, спа-меры переключились на рассылку рекламы по группам адресатов.
Основные виды спама в Интернет: выскакивающие (pop-up) окна (минимизированная web-страничка, раскрывающаяся помимо воли пользователя в виде окошка поверх основного окна браузера, где можно помещать текст, изображение, формы и т. д., чаще всего, - сервера бесплатного хостинга и порносайты); спам в конференциях и новостях; спам в гостевых книгах (спамеры целенаправленно ищут гостевые книги и размещают в них информацию, не имеющую отношения к сайту и не несущую полезную информацию для владельца ресурса); спам в поисковых системах (некоторые вебмастера для привлечения посетителей на свой сайт через поисковые системы вставляют в страницы текст, напичканный словами типа: секс, порно, интернет, бесплатно, за которыми пользователь ничего ожидаемого не находит); спам в электронной почте (наиболее